Огнп итмо что это
ОГНП 7 Фотоника (Мегафакультет Физико-технический.)
Вам предстоит выбрать одну из двух дисциплин:
Дисциплина состоит из двух больших разделов, которые расскажут студентам о законах Максвелла, энергетических и световых величинах, моделях источников излучения, законах прохождения излучения в оптических средах, законах и ограничениях геометрической оптики, основах матричной оптики, понятиях и характеристиках идеальных и реальных оптических систем, критериях качества изображения.
Что интересного предстоит на дисциплине: студенты научатся решать задачи, моделировать оптические системы и оценивать качество формируемого изображения в специализированных системах автоматизированного проектирования.
В дополнение есть он-лайн курс ”Геометрическая оптика” на openedu.ru и электронный учебник ”Основы оптики” на aco.ifmo.ru
Пререквизиты: знания в области математики, физики и информатики.
Преподаватели: Вознесенская А.О., Точилина Т.В., Карпова Г.В.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 3 з.е.
Данный курс рассматривает как теоретическую, так и техническую электродинамику и позволяет студентам выбирать, какие занятия им посещать в рамках этой дисциплины.
Изучивший курс электродинамики студент знает ключевые понятия классической теории поля; умеет решать задачи по электричеству, магнетизму и об электромагнитных волнах с использованием соответствующего математического аппарата электродинамики.
Изучивший курс технической электродинамики студент знает основные понятия, законы и уравнения теории электромагнетизма; умеет решать задачи об электричестве, магнетизме и электромагнитных волнах с использованием соответствующего математического аппарата электродинамики.
Курс реализуется в течение 1 семестра
Общая трудоемкость курса: 3 зачетных единицы
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен. В курсе предусмотрены лекционные и практические занятия.
Преподаватели:
Шелых Иван Андреевич, д.ф.-м. н., проф. – лектор
Козин Валерий Константинович – преподаватель практических занятий
Бородулин Роман Юрьевич, д.т.н., доц. – преподаватель лекционных и практических занятий по курсу
ОГНП 7 Фотоника (Мегафакультет Физико-технический)
Вам предстоит выбрать одну из тех дисциплин:
Теоретическая и прикладная механика
Теоретическая и прикладная механика является базовой дисциплиной для решения инженерно-конструкторских задач широкого спектра, как в статике, так и в динамике.
В разделе теоретической механики рассмотрены: основы статики; проекции и моменты сил; сила и пара сил; уравнения равновесия; виды связей и их реакции; системы отсчета; уравнения движения; понятия скорости и ускорения точки; уравнение вращения тела вокруг неподвижной оси; угловая скорость и угловое ускорение; сложное движение и многое другое.
В разделе прикладной механики рассмотрены: принципы конструирования и типовые конструкции; основные этапы проектирования и конструирования механических систем; оформление рабочей конструкторской документации; конструкции валов, осей и соединения вал-втулка; опоры скольжения и качения; корпусные детали; расчеты элементов механизмов на прочность; единая система допусков и посадок; стандартизация типовых соединений; шероховатость и волнистость поверхностей; технические измерения и многое другое.
Освоение дисциплины закладывает базовые знания, необходимые для успешного освоения дисциплин по лазерной технике, проектированию конструкций и корпусов различных устройств, проведения инженерно-конструкторских расчетов. Данная дисциплина рекомендована для студентов, обучающихся по образовательной программе: «Лазерная фотоника и оптоэлектроника».
Пререквизиты: общая физика, линейная алгебра, первые 2 части математического анализа, инженерная и компьютерная графика.
Классическая механика является первым из разделов в ряду традиционно изучаемых курсов теоретической физики. Курс предназначен, прежде всего, для студентов, планирующих в дальнейшем глубокое изучение фундаментальной физики. Для более полного изучения курса рекомендуется также изучить факультатив «Дополнительные главы классической механики» в 4 семестре.
Содержание включает в себя подробное рассмотрение динамики твёрдого тела, лагранжеву и гамильтонову механики (в том числе описание систем со связями, симметрии и законы сохранения, основы теории колебаний, понятия интегральных инвариантов и канонических преобразований, интегральные вариационные принципы, основы теории возмущений и нелинейной динамики).
Рассматриваемые темы представляют собой необходимую базу для последующего изучения теоретической физики, в частности, классического электромагнетизма и квантовой механики.
Пререквизиты: общая физика, линейная алгебра и первые 2 части математического анализа.
Также крайне желательно параллельное изучение методов решения дифференциальных уравнений.
Количество занятий по классической механике — 1 лекция и 1 практика в неделю.
Механика сплошных сред
Данный раздел механики будет полезен тем, кто планирует изучать принципы работы твердотельных элементов оптоэлектроники, светодиодной техники и полупроводниковых лазеров.
ОГНП 2 Киберфизические системы и технологии и ОГНП 3 Компьютерные технологии (Мегафакультет КТиУ)
Вам предстоит выбрать одну из пар дисциплин:
Курс содержит введение в встроенные и киберфизические системы. Рассматриваются архитектура и особенности аппаратного и программного обеспечения, особенности программирования, тестирования и отладки встроенных и киберфизических систем. Рассматриваются вопросы надежности и безопасности, вопросы проектирования программного и аппаратного обеспечения в условиях ограниченных ресурсов.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Студенты научатся использовать современные технологии и средства проектирования встроенных систем, выбирать инструменты в зависимости от условий конкретной технической задачи, планировать работы по разработке, производству и поддержке встроенных вычислительных систем, а также оценивать качество проекта и принятых технических решений. В рамках лабораторных работ студенты смогут получить опыт в программировании микроконтроллеров STM32, широко используемых во встроенных и киберфизических системах.
Пререквизиты: материал курса основывается на знаниях следующих дисциплин: “Математика”, “Дискретная математика”, “Физика”, “Информатика”. “Программирование”.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватели:
Ключев Аркадий Олегович
Кандидат технических наук, доцент ПИиКТ.
Быковский Сергей Вячеславович
Кандидат технических наук, доцент ПИиКТ.
Болдырева Елена Александровна
Методы и средства программной инженерии
Дисциплина состоит из двух разделов – основы системной инженерии вычислительных и программных систем и проектирование архитектуры вычислительных и программных систем. В результате освоения курса обучающиеся получают знания основных стадий и процессов системной инженерии, а также прикладные навыки и умения для разработки и оценки эффективности проектов.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Студенты научатся читать и понимать описания архитектуры вычислительных и программных систем, разрабатывать описание архитектуры систем на языке UML при помощи специального инструментального программного обеспечения, оценивать качество проектирования на архитектурном уровне.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Мультимедиа технологии и
Мультимедиа технологии
Целью дисциплины является изучение теоретических и практических основ мультимедиа технологий: применение инструментальных средств обработки текстовой, графической, аудио и видео информации. Рассматриваются современные мультимедиа технологии: основы нелинейного видеомонтажа, обработка звука, анимация текста в рекламе, титрах, кинетическая типографика, персонажная анимация в системах превизуализации сценариев. Рассматриваются базовые приемы создания жанровых медийных продуктов – музыкальный клип, мелодекламация, видеоблог. Рассматриваются базовые основы создания 3D сцен, постановка света, движение камеры по траектории, конвертация в формат видео 360.
Что интересного предстоит на дисциплине:
В ходе обучения студенты научатся работать с программами Adobe Premiere, Audacity, Antics3D. Познакомятся с такими системами как 3ds max, Twinmotion, FrameForge Previz Studio.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватели:
Меженин Александр Владимирович
Автор курса, кандидат технических наук, доцент.
Биометрия и нейротехнологии
На дисциплине студенты узнают:
Что интересного предстоит на дисциплине:
Из бонусов: если вы еще не знаете Python есть возможность его вспомнить или выучить.
Реализация дисциплины возможна с использованием он-лайн курса на OpenEdu
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватели:
Штенников Дмитрий Геннадьевич
Кандидат технических наук, доцент.
Основы компьютерного дизайна
Изучение дисциплины начинается с истории возникновения дизайна как такового, а далее курс знакомит с основами создания графических изображений, непосредственно существующими графическими редакторами и видами графики, их особенностями и применением в тех или иных дизайн проектах. По прохождении дисциплины обучающиеся умеют оценивать эффективность проектов в области графического дизайна и ориентируются в тенденциях новых технологий в данной области. В конце курса студенты также познакомятся с основами законодательства в области охраны авторских прав.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Студенты получат навыки работы в различных графических редакторах, попробуют свои силы в непосредственной работе над дизайн проектами, а также научатся оценивать проектные решения и выбирать наиболее эффективные варианты.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватели:
Безбах Юлия Игоревна
В процессе изучения дисциплины студенты узнают о способах планирования и реализации образовательных программ, ориентированных на рынок образовательных услуг, получат представление о схемах педагогического дизайна, а также о психолого-педагогических теориях, лежащих в их основе.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Студенты научатся:
1. Проводить поиск для выявления текущих потребностей в образовательных услугах.
2. Разрабатывать сценарий и проводить короткий он-лайн тренинг урока по выбранному направлению.
3. Анализировать эффективность использования педагогических приемов при проведения занятия.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватели:
Локалов Владимир Анатольевич
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель факультета ПИиКТ.
Спиридонова Анна Михайловна
Старший преподаватель факультета ПИиКТ.
Теория информационной безопасности и методология защиты информации
Дисциплина дает разносторонний подход к пониманию процессов защиты информации в современном мире и затрагивает базовые положения теории информационной безопасности, такие, как модели разграничения доступа и ресурсов, методы оценки угроз и рисков информационной безопасности, требования к защите информации различного характера и основы построения систем защиты информации.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Студенты узнают о принципах обеспечения информационной безопасности, о функциях защиты, средствах и технологиях оценки рисков и эффективности применения инструментов защиты информации.
В процессе обучения студенты научатся формировать требования к системам защиты информации, оценивать уязвимости и угрозы информационных систем, использовать различные методы экспертных оценок, формулировать сценарии развития атак на информационные системы и выстраивать системы идентификации и аутентификации пользователей.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватели:
Коржук Виктория Михайловна
Кандидат технических наук, ассистент ФБИТ.
Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности
Дисциплина состоит из пяти разделов, в которых студентам предстоит получить информацию об общегосударственной системе тайн и их правовой защите. Изучается закон РФ «О государственной тайне»: какая информация охраняется законом как государственная тайна, принципы засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну. Студенты получают информацию о порядке допуска и доступа к сведениям, составляющих государственную тайну. В дисциплине студенты получают информацию о коммерческой тайне, о защите персональных данных. Во время изучения дисциплины студенты также смогут узнать о методах управления информационной безопасностью на предприятии.
Что интересного предстоит на дисциплине:
1. Применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности предприятий,
2.Классифицировать информацию, составляющую охраняемые законом тайны, и иметь представление о правовой охране этих тайн.
2. Проводить анализ информационной безопасности предприятий на соответствие требованиям стандартов в области информационной безопасности.
3. Формировать политику информационной безопасности предприятия, оценивать риски информационной безопасности.
Язык реализации: русский
Форма контроля: экзамен
Трудоемкость: 4 з.е.
Преподаватель:
Кармановский Николай Сергеевич
Кандидат технических наук, преподаватель ФБИТ.
ОГНП 6 Трансляционные информационные технологии (Факультет ИКТ и ИМРиП)
Вам предстоит выбрать одну из трех дисциплин:
Компьютерная инженерная графика
В рамках курса «Компьютерная инженерная графика» студенты получат навыки работы в САПР ONSHAPE, опыт в создании эскизов и построении на его основе сложных деталей и механических конструкций. Все модели, представленные в курсе, адаптированы под 3D печать. Студентам будет предоставлен доступ к оборудованию, на котором они смогут напечатать, разработанные детали.
Основы обработки мультимедийных данных
Студенты изучат способы эффективного представления мультимедийных данных, термины и понятия, используемые для описания форматов представления и принципов построения систем обработки мультимедийной информации, научатся применять алгоритмы анализа и сжатия мультимедийных данных и оценивать эффективности систем обработки и анализа. На дисциплине расскажут о задачах обработки изображения, о дискретном преобразовании и применении преобразований к сжатию изображений, видео и аудио информации.
Что интересного предстоит на дисциплине: Студентам предстоит анализировать и обрабатывать мультимедийные данные: синтезировать звуковые файлы и обрабатывать речевые сигналы, а также применять к изображению различные типы фильтров для улучшения тонового и цветового баланса.
Язык реализации: русский
Форма контроля: зачет
Трудоемкость: 3 з.е.
Преподаватели:
Хлопотов Максим Валерьевич
Жизненный цикл программного обеспечения
Что интересного предстоит на дисциплине:
Как правильно выбирать средства разработки программного обеспечения, проектировать и реализовывать бизнес-логику продукта, тестировать его на разных уровнях и периодах сопровождения, а также выбирать модели разработки жизненного цикла программного обеспечения информационных систем различных предметных областей.
ОГНП 4 Предпринимательство и инноватика (Факультет ТМИ)
Вам нужно выбрать две дисциплины, по одной в каждом модуле:
1 модуль
Глобальные технологические тренды
Дисциплина рассказывает о современных технологических трендах и основах мониторинга и анализа. Будущие специалисты сумеют определять предпосылки формирования рынка технологических инноваций и объяснять его специфику, видеть факторы, влияющие на научно-техническое развитие отраслей и оценивать успешность хода инновации. Курс направлен на создание пула профессионалов, умеющих выявлять наиболее перспективные направления разработок на основе мониторинга и анализа.
Что интересного предстоит на дисциплине:
В процессе обучения студенты учатся предлагать методику мониторинга трендов, планировать и организовывать исследование, разрабатывать возможные сценарии научно-технического развития. В числе получаемых навыков – управление проектами мониторинга и разработка решений выявленных проблем отрасли, оценка потребности общества в технологических инновациях.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Интеллектуальные технические системы
Дисциплина дает знания и представления от интеллектуализации техники. Применение интеллектуальных систем и технологий в профессиональной деятельности будет рассмотрено с точки зрения работы с основными объектами, процессами и явлениями в сфере интеллектуальных систем. Как использовать методы научных исследований интеллектуальных систем и применять их в современной робототехнике – расскажет данный курс.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Студенты учатся делать выбор и оценивать целесообразность применения технологий искусственного интеллекта в технических системах и объектах; собирать, обрабатывать и управлять информацией с помощью ПО и компьютерного оборудования; применять базы данных и прикладные программы управления проектами.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Digital-технологии в инноватике
Дисциплина рассказывает о сущности D-технологий и их применении в процессах разработки, производства и вывода инноваций на рынок. Полученные знания позволят эффективно управлять проектами, давать техническое обоснование управленческих решений и выделять процессы и объекты для управления с помощью D-технологий.
Что интересного предстоит на дисциплине:
На занятиях обучающиеся выбирают D-технологии под определенные профессиональные задачи и учатся использовать отдельные виды технологий для управления проектами. Одним из получаемых навыков является оценка и отбор объектов и процессов для совершенствования на технологическом уровне. Также студенты будут учиться разрабатывать деловые регламенты и проекты по внедрению D-технологий.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Студенты узнают о Форсайте как методе научного предвидения будущего и научатся использовать информацию для разработки управленческих решений с помощью этого метода. Во время обучения студенты смогут научиться определять приоритеты и составлять надежные прогнозы отдаленного будущего и технологических прорывов.
Дисциплина состоит из двух разделов:
1. Сущность методологии технологического форсайта, где студентам предстоит изучить темы как «Распространение и «центры» технологического форсайта», «Терминологическая концепция технологического форсайта», » Анализ технологических форсайт-исследований национального уровня» и «Основания для форсайт- исследований».
2. Методы и модели технологического форсайта, где студенты смогут погрузиться в такие темы как «Классификация методов и моделей технологического форсайта», «Преимущества форсайта», «Факторы, определяющие выбор метода или модели форсайта», «Основные цели и задачи национальных программ технологического форсайта», «Хронологические горизонты форсайт-исследований».
Форма контроля: дифференцированный зачет. В рамках сдачи зачета студентов ждет 3 стратегических сессии по технологии «Форсайт».
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
IT-среда инновационной деятельности
Дисциплина состоит из двух больших разделов: «IT-среда современного общества» и «Информационная поддержка инновационной деятельности», которые которые направлены на изучение составляющих и направлений развития информационной среды предприятия, региона, государства, а также IT-инфраструктуры предприятия, информационных ресурсов поддержки инновационной деятельности, баз данных, информационных порталов и платформ.
Студенты научатся:
1. Выделять приоритетные направления использования и развития IT-среды в процессе осуществления инновационной деятельности.
2. Понимать принципы, на основе которых формируется информационная среда предприятия; выявлять факторы, влияющие на формирование и развитие IT-среды инновационной деятельности.
3. Использовать информационные ресурсы для формирования исходной информации при планировании проектов.
4. Выделять фундаментальные факторы, влияющие на принятие инновационных решений в информационной среде.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Дисциплина состоит из четырех разделов, в которых студент узнает о моделях организации инновационной деятельности, особенностях финансирования инновационных проектов, принципах функционирования венчурных фондов, бизнес-ангелов, инновационной инфраструктуры региона и государства, а также направлениях инновационной деятельности, представляющих интерес для венчурных инвесторов.
Студенты научатся:
1. Понимать принципы, на которых принимаются решения о выходе венчурных инвесторов из финансируемых проектов.
2. Строить долгосрочные и краткосрочные модели, определяющие функционирование венчурных фондов.
3. Выделять особенности функционирования институциональных и корпоративных венчурных инвесторов
4. Применять современные методы оценки бизнеса, оценки эффективности проектов.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
2 модуль
Дисциплина состоит из двух разделов: «Индустрия 4.0.» и «Практическая реализация промышленного интернета». В ходе обучения студенты узнают о принципах, методах, инструментарии сбора и обработки информации, информационно коммуникационных технологий, развертывании сетевого бизнеса, а также о методах сбора, анализа, управления и обработки информации посредством компьютерного и сетевого оборудования, программного обеспечения.
Студенты научатся:
1. Применять информационно-коммуникационные технологии, информационные системы и базы данных, системы искусственного интеллекта и системы анализа и обработки данных в области инновационной деятельности.
2. Собирать, обрабатывать и управлять информацией с помощью компьютерного и сетевого оборудования, программного обеспечения.
3. Применять и оценивать необходимость применения технологии искусственного интеллекта при разработке алгоритмов, методов и средств автоматизации процессов.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Два раздела дисциплины «Тенденции развития цифровой экономики в современном мире» и «Тенденции развития цифровой экономики в России» познакомят студента с основными законодательными, нормативными, правовыми документами по использованию информации, а также с основами выбора компьютерного и сетевое оборудования, программного обеспечения.
Студенты научатся:
1. Работать с нормативными документами и профессиональной литературой, базами и банками данных, пользоваться электронными библиотеками.
2. Выбирать компьютерное и сетевое оборудование, программное обеспечение для осуществления профессиональной деятельности.
3. Различать и определять информационные технологии, а также оценивать их характеристики.
4. Выбирать эффективный способ анализа и разработки проектной документации, а также применять стандарты и нормативы в сфере профессиональной деятельности.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Три раздела дисциплины «Инновационные экосистемы», «Экосистемный подход в инновационной политике» и «Экосистема цифровых платформ и технологические экосистемы» познакомят студентов с методами и средствами автоматизации процессов профессиональной деятельности, информационно-коммуникационными технологиями, а также с понятиями экосистемы и цифровых платформ.
Студенты научатся:
1. Создавать бизнес-модели через платформы
2. Применять информационно-коммуникационные технологии
3. Применять экосистемный подход в инновационной политике
4. Анализировать сетевые кластерные структуры
Кроме того студентов ждет изучение таких тем как «Стратификация мировой экономики и ее подсистем в сетевые кластерные структуры», «Модель «тройной спирали»” и другие.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Дисциплина состоит из одного большого раздела «Управление знаниями в инновационной экономике». Студенты узнают о процессах выбора, оценки и принятия решений человеком в цифровой среде, познакомятся с основными понятиями и терминами в области когнитивной экономики, основами искусственного интеллекта и управления знаниями в экономике, а также об интеллектуальных системах поддержки принятия решений.
Студенты научатся:
1. Воспроизводить процессы принятия решений по применению компьютерных систем и программного обеспечения в условиях развития электронного бизнеса.
2. Предлагать решения по развитию электронного бизнеса и электронной коммерции, развитию инновационных технологий.
3. Применять методы анализа и обработки данных при осуществлении инновационных бизнес-процессов.
Форма контроля: дифференцированный зачет
Язык реализации: русский
Трудоемкость: 3 з.е.
Дисциплина «Вычислительная математика» знакомит обучающихся с численными методами решения широкого круга задач, важных в практической работе; учит проводить анализ точности и эффективности различных методов в приложении к решению конкретной задачи, выбирать наиболее рациональные методы решения и реализовывать выбранные методы с доведением до формулы, графика, числа и т.п.
Навыки практической работы отрабатываются на современной вычислительной технике с применением пакетов прикладных программ. Излагаемый материал используется при изучении профилирующих дисциплин специальности, выполнении курсовых работ и проектов, а также для последующего выполнения квалификационной работы бакалавра.
На дисциплине студенты изучат основные стандарты, нормативы и требования информационной безопасности в сфере управления инвестициями, назначения и сущности искусственного интеллекта при управлении сетевыми ресурсами, научатся подбирать оборудование, методы и средства автоматизации технологических процессов в сфере инвестиционного управления. Узнают все о видах инвестиций и источниках финансирования инвестиционной деятельности, а также о том, что такое «инвестиционный портфель» и какие концепции формирования портфеля финансовых инвестиций существует.
Что интересного предстоит на дисциплине:
Во время изучения дисциплины предстоит найти решение несколько практических задач, и выступить с докладом.
Форма контроля: дифференцированный зачет