Огненный змей гроза что это

Гроза (Островский А. Н., 1859)

Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.

Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.

Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.

Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.

Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости.

Кабанова. Слышала я, милая.

Феклуша. А я, мaтушка, так своими глазами видела. Конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Hу, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.

Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.

Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани Господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.

Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чему дивиться!

Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.

Кабанова. Как так, милая, в умаление?

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то, и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.

Кабанова. И хуже этого, милая, будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Источник

Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян.

Ночные метеоры и болиды, так же как и падающие звёзды, породили суеверное представление о летающем огненном змее. Увеликорусов оно тесно связано с галлюцинациями, которыми страдают охваченные тоской женщины, особенно молодые вдовы; этот змей считается демоном. Летающий змей (летучий, рассыпучий змей, летун, змей-любака, литавец, маньяк, налёт, огнянный, прелестник) прилетает по ночам в виде огненно-красного шара и рассыпается в искры над печной трубой того дома, в который он намерен проникнуть. Он предстаёт перед женщиной в облике её покойного мужа и проводит с ней ночи. Кроме того, он отнимает жён у живых мужей. Женщины начинают хиреть, а иногда и умирают. Очень опасно ставить женщине в упрёк связь со змеем: разгневанный змей может сжечь дом. У малоросов такой летающий дух известен под именем «перелесник» (Чубинский, І, с.16).

Иногда рассказывают также, что этот демон приносит женщине различные сокровища. Наряду с ним существует и другой образ, распространённый в основном у белорусов: огненный змей, якобы приносящий людям деньги. Этого последнего часто объединяют с тем из помощников Домового, который приносит из чужих домов деньги и припасы и известен у украинцев как «спориш», а у великоруссов как «коловерш» (§ 157)». Такого змея можно «высидеть» из яйца, если носить его в течении трёх лет под мышкой. К этой же категории относятся и малоросские «вихованці», причём в этом последнем случае заметно сильное влияние западноевропейских средневековых суеверий.

По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

Из двух описанных нами образов змея наиболее древним у славян следует считать образ змея-совратителя женщин. В древнерусском Муромском сказании о князе Петре и Февронии уже упоминается такой змей, прилетевший к жене Петра и убитый им. В сербских песнях змей прилетал к царице Милице, жене царя Лазаря (Вук Стеф. Караuиh. Српске народне пjесме. Кн.2. Београд, 1985, № 44).

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. (Этнографическая библиотека) § 161 стр. 417
vk.com/doc-30638476_46944916?dl=70df7e83077dc6dddf

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Еще теперь простолюдин считает падучие звезды и метеоры за огненных змеев; в старину же взгляд этот был общепринятым, как видно из летописных и других памятников.

Под 1028 годом летописец говорит: «Знамение явися змиево на небесех, яко видети всей земле»;

под 1091 годом: «Спаде превелик змий от небесе — ужасошася вси людье»;

1144 года: «Бысть знамение за Днепром в киевьской волости: летящю по небеси до земля яко кругу огнену, и остася по следу его знамение в образе змья великого, и стоя по небу с час дневный и разидеся»;

1556 года: «Бысть знамение — того места, где звезда была на небеси, явися яко змий образом, без главы стояше. ино яко хобот хвост сбираше, и бысть яко бочка и спаде на землю огнем, и бысть яко дым по земли».

В отписках (Отписка — в старину донесение или письменный ответ.) 1662—1663 годов о метеорах, виденных в Белозерском уезде, читаем: «Явися, аки звезда великая, и покатись по небу скоростию, яко молния, и небу раздвоитися, и протяжеся по небу яко змий, голова во огни и хобот — и стояло с полчаса»;

«Стал яко облак мутен, и протяжеся от него по небу яко змий великий, голова во огни, и пошел из него дым, и учал в нем быть шум, яко гром».

В Тамбовской губ. поселяне толкуют, что во время грозы летают огненные змеи и, подобно дьяволу, стараются спрятаться от громового удара; но Бог преследует их своими меткими стрелами, и если случится, что змей будет поражен возле какого-нибудь здания, то оно непременно загорается от излияния и брызг змеиной крови.

В других местах рассказывают, что нечистые духи, преследуемые стрелами Ильи-пророка, скрываются в гадов, т.е. превращаются в змей.

Один из старинных памятников восстает против мнения суеверов, будто Илья-пророк «пущает по облакам молнии и гонит змия» (I, 240).

В апокрифической беседе Панагиота с Фрязином Азимитом, при объяснении: отчего бывает гроза? — сказано: «девять ангелов, обравшись на небеси, радуются о славе божественной и трепещут своими крыльями, и от ударения крыльями облака идут по аеру, гремят и дождят; а от силы ангельской исходит огонь и молния с великим громом на проклятого змия» (ср. Т. I, 134).

В Эльзасе называют дракона der feurige drache, в Германии — gluschwanz; по мнению немцев, он является на небе красною или синею полосою. На то же указывают и русские поверья: змей, говорят крестьяне, летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом; по другим показаниям, он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя.

Огненный змей, зримый на небе пламенным, искрометным шаром, прилетая в избу своей возлюбленной — обращается в молодца несказанной красоты. «Есть молодые молодцы зазорливые (говорит устное предание о летучих змеях), которые умеют прикидываться по-змеиному и по-человеческому».

оборотни и ведьмы превращаются в огненных змеев и в этом виде высасывают у коров молоко. С огненным змеем, говорят простолюдины, надо обходиться осторожно, не сердить его й, когда он прилетает на двор — ставить ему молоко; в противном случае он сожжет дом. Поверье это стоит в ближайшей связи с другим, по которому пожар, происшедший от удара молнии, можно затушить только молоком.

Лужичане различают три рода огнедышащих, летучих змеев: penezny, zitny и mlokowy zmij; первый приносит своим любимцам золото, второй — хлеб, а последний наделяет коров изобильным и вкусным молоком.

Согласно с немцами, чехи думают, что красноогненный дракон приносит деньги, а синий — зерновой хлеб; для своего хозяина домовой драк похищает молоко и масло чужих коров; кто убьет гада-господарика, тот лишается счастья в скотоводстве и на полях его будут родиться одни плевелы. Тому, кто сумел заслужить расположение цмока, он, по мнению белорусов, доставляет деньги, хлеб и молоко, делает его нивы плодородными, а коров богатыми молоком. Когда цмок несет золото, то бывает ясный, огненный; а когда — рожь и пшеницу, то летит черною тучею или принимает темно-синеватый цвет.

Источник

В своём рассказе кабановой о москве феклуша рассказывает об огненном змее?

В своём рассказе кабановой о москве феклуша рассказывает об огненном змее.

Что она имеет в виду.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Расскажите о семье Кабановых?

Расскажите о семье Кабановых?

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

О чем рассказывается в рассказе про филиппка?

О чем рассказывается в рассказе про филиппка.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

1. В пьесе А?

О каком новом для того времени техническом изобретении идет речь?

2. О ком из персонажей романа Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова говорит : «Била!

А хоть бы и била, так что ж!

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Сколько встреч было у Ионы с людьми, Почему он стал рассказывать о своём горе?

Сколько встреч было у Ионы с людьми, Почему он стал рассказывать о своём горе?

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Рассказ о своём друге?

Рассказ о своём друге.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Рассказ о своём вооброжаемом герое?

Рассказ о своём вооброжаемом герое.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Рассказ о своём воображаемом друг?

Рассказ о своём воображаемом друг.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Каких новостей НЕ рассказывает Феклуша в пьесе А?

Каких новостей НЕ рассказывает Феклуша в пьесе А.

Н. Островского «Гроза»?

А) о людях с пёсьими головами

б) о султанах неправедных

в) об огненном змее, которого запрягают для скорости

г) об инопланетянах.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Составить рассказ о своём петомце?

Составить рассказ о своём петомце.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Когда в больнице мастер рассказывает о ней своему соседу.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Честью всегда своей дорожи. Это самое главное примерно так я может быть неправ, но это так.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

1)Зачин. 2)Основная часть 3)Развязка.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Верблюды летать учатся.

Огненный змей гроза что это. Смотреть фото Огненный змей гроза что это. Смотреть картинку Огненный змей гроза что это. Картинка про Огненный змей гроза что это. Фото Огненный змей гроза что это

Источник

Тест по пьесе «Гроза»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по пьесе «Гроза»

1. Действие пьесы разворачивается в:

а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.

2. Действие пьесы открывается русской народной песней:

а) “Из-за острова на стрежень”;
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.

3. Кому принадлежат следующие реплики:

1) “Восторг. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита”;
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. ”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”. а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.

4. “Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:

а) Кудряш;
б) Борис;
в) Кулигин.

5. 1) “Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:

а) Кудряш;
б) Шапкин;
в) Кулигин.

6. Мать Бориса была:

а) дворянкой;
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.

7. Борис приехал в Калинов, чтобы:

а)повидаться с дядей;
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.

8. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:

а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.

9. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:

а) Борису;
б) Шапкину;
в) Кулигину.

10. Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:

Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).

11. Каких поэтов особо почитает Кулигин:

а) Пушкина и Лермонтова;
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.

12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:

а) своей любви к Борису;
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.

13. Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):

1) “Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит”;
2) “Ах, как она меня испугала”;

а) Варваре
б) Катерине.

14. Чьи реплики сопровождают ремарки автора:

1) “передразнивая”;
2) “зажмуриваясь”;
3) “с ужасом”:

а) Катерины;
б) Варвары.

15. Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:

а) Глаше;
б) Варваре;
в) Кабанихе.

16. Какой грех видит за собой Феклуша:

а) сплетни и наветы;
б) чревоугодие;
в) праздность.

17. Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:

а) Варвара;
б) Катерина;
в) Глаша.

18. Феклуше в поездах железных дорог видится:

а) огненный змей;
б) красный конь.

19. С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:

а) следят за своей фигурой и мало едят;
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.

20. С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:

а) поговорить о жизни;
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.

21. Где происходит свидание Катерины и Бориса:

а) в саду;
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.

22. О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):

а) о получении Кулигиным денег за работу;
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.

23. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

а) появление сумасшедшей барыни;
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

24. Какие герои представлены в последней сцене драмы:

а) Кулигин;
г) Кабаниха;
б) Кабанов;
д) Варвара;
в) Борис;
е) Дикой.

25. Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:

а) Тихону;
б) Борису;
в) Кулигину.

Ответы к тесту

1.– б. 2. – б. 3. 1) б; 2) в; 3) г. 4. – в. 5. 1),3) А; 2),4) Б. 6. – А. 7. – В 8. – А. 9. – А. 10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут. 11. – в 12. – б 13. 1) – а; 2) – б. 14. 1) – б; 2),3) – а. 15. – а. 16. – б. 17. – б. 18. – а. 19. – в. 20. – а. 21. – б. 22. –б, г. 23. – б-в- а-г-д. 24. – а, б, г. 25. – в.

Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”

Тема России в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Россия перед грозой (по драме А.Н.Островского “Гроза”).

Нравы и быт русского купечества в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Тема “Горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Нравственные проблемы в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Сила и слабость Катерины Кабановой.

Катерина и Варвара в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Элементы фольклора в речевой характеристике героев в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Планы сочинений

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”

“ Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова.

Город Калинов в драме (“Гроза”) и в комедии (“Горячее сердце”) – собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина.

Обитатели города Калинов:

а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.

Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.

Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”

Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели.

Особая роль женщины в патриархальном мире.

Ведущая роль женских образов в драме:

а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

Многообразие женских образов в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”

Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского.

Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.

1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.

Тема “горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”

Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии А.Н.Островского ( Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем” ).

Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои.

Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:

Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:

а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.

Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *