Огненный змей гроза что это
Гроза (Островский А. Н., 1859)
Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.
Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.
Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости.
Кабанова. Слышала я, милая.
Феклуша. А я, мaтушка, так своими глазами видела. Конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Hу, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани Господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чему дивиться!
Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.
Кабанова. Как так, милая, в умаление?
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то, и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Огненный змей гроза что это
Огненный змей — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян.
Ночные метеоры и болиды, так же как и падающие звёзды, породили суеверное представление о летающем огненном змее. Увеликорусов оно тесно связано с галлюцинациями, которыми страдают охваченные тоской женщины, особенно молодые вдовы; этот змей считается демоном. Летающий змей (летучий, рассыпучий змей, летун, змей-любака, литавец, маньяк, налёт, огнянный, прелестник) прилетает по ночам в виде огненно-красного шара и рассыпается в искры над печной трубой того дома, в который он намерен проникнуть. Он предстаёт перед женщиной в облике её покойного мужа и проводит с ней ночи. Кроме того, он отнимает жён у живых мужей. Женщины начинают хиреть, а иногда и умирают. Очень опасно ставить женщине в упрёк связь со змеем: разгневанный змей может сжечь дом. У малоросов такой летающий дух известен под именем «перелесник» (Чубинский, І, с.16).
Иногда рассказывают также, что этот демон приносит женщине различные сокровища. Наряду с ним существует и другой образ, распространённый в основном у белорусов: огненный змей, якобы приносящий людям деньги. Этого последнего часто объединяют с тем из помощников Домового, который приносит из чужих домов деньги и припасы и известен у украинцев как «спориш», а у великоруссов как «коловерш» (§ 157)». Такого змея можно «высидеть» из яйца, если носить его в течении трёх лет под мышкой. К этой же категории относятся и малоросские «вихованці», причём в этом последнем случае заметно сильное влияние западноевропейских средневековых суеверий.
По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.
Из двух описанных нами образов змея наиболее древним у славян следует считать образ змея-совратителя женщин. В древнерусском Муромском сказании о князе Петре и Февронии уже упоминается такой змей, прилетевший к жене Петра и убитый им. В сербских песнях змей прилетал к царице Милице, жене царя Лазаря (Вук Стеф. Караuиh. Српске народне пjесме. Кн.2. Београд, 1985, № 44).
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. (Этнографическая библиотека) § 161 стр. 417
vk.com/doc-30638476_46944916?dl=70df7e83077dc6dddf
Еще теперь простолюдин считает падучие звезды и метеоры за огненных змеев; в старину же взгляд этот был общепринятым, как видно из летописных и других памятников.
Под 1028 годом летописец говорит: «Знамение явися змиево на небесех, яко видети всей земле»;
под 1091 годом: «Спаде превелик змий от небесе — ужасошася вси людье»;
1144 года: «Бысть знамение за Днепром в киевьской волости: летящю по небеси до земля яко кругу огнену, и остася по следу его знамение в образе змья великого, и стоя по небу с час дневный и разидеся»;
1556 года: «Бысть знамение — того места, где звезда была на небеси, явися яко змий образом, без главы стояше. ино яко хобот хвост сбираше, и бысть яко бочка и спаде на землю огнем, и бысть яко дым по земли».
В отписках (Отписка — в старину донесение или письменный ответ.) 1662—1663 годов о метеорах, виденных в Белозерском уезде, читаем: «Явися, аки звезда великая, и покатись по небу скоростию, яко молния, и небу раздвоитися, и протяжеся по небу яко змий, голова во огни и хобот — и стояло с полчаса»;
«Стал яко облак мутен, и протяжеся от него по небу яко змий великий, голова во огни, и пошел из него дым, и учал в нем быть шум, яко гром».
В Тамбовской губ. поселяне толкуют, что во время грозы летают огненные змеи и, подобно дьяволу, стараются спрятаться от громового удара; но Бог преследует их своими меткими стрелами, и если случится, что змей будет поражен возле какого-нибудь здания, то оно непременно загорается от излияния и брызг змеиной крови.
В других местах рассказывают, что нечистые духи, преследуемые стрелами Ильи-пророка, скрываются в гадов, т.е. превращаются в змей.
Один из старинных памятников восстает против мнения суеверов, будто Илья-пророк «пущает по облакам молнии и гонит змия» (I, 240).
В апокрифической беседе Панагиота с Фрязином Азимитом, при объяснении: отчего бывает гроза? — сказано: «девять ангелов, обравшись на небеси, радуются о славе божественной и трепещут своими крыльями, и от ударения крыльями облака идут по аеру, гремят и дождят; а от силы ангельской исходит огонь и молния с великим громом на проклятого змия» (ср. Т. I, 134).
В Эльзасе называют дракона der feurige drache, в Германии — gluschwanz; по мнению немцев, он является на небе красною или синею полосою. На то же указывают и русские поверья: змей, говорят крестьяне, летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом; по другим показаниям, он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя.
Огненный змей, зримый на небе пламенным, искрометным шаром, прилетая в избу своей возлюбленной — обращается в молодца несказанной красоты. «Есть молодые молодцы зазорливые (говорит устное предание о летучих змеях), которые умеют прикидываться по-змеиному и по-человеческому».
оборотни и ведьмы превращаются в огненных змеев и в этом виде высасывают у коров молоко. С огненным змеем, говорят простолюдины, надо обходиться осторожно, не сердить его й, когда он прилетает на двор — ставить ему молоко; в противном случае он сожжет дом. Поверье это стоит в ближайшей связи с другим, по которому пожар, происшедший от удара молнии, можно затушить только молоком.
Лужичане различают три рода огнедышащих, летучих змеев: penezny, zitny и mlokowy zmij; первый приносит своим любимцам золото, второй — хлеб, а последний наделяет коров изобильным и вкусным молоком.
Согласно с немцами, чехи думают, что красноогненный дракон приносит деньги, а синий — зерновой хлеб; для своего хозяина домовой драк похищает молоко и масло чужих коров; кто убьет гада-господарика, тот лишается счастья в скотоводстве и на полях его будут родиться одни плевелы. Тому, кто сумел заслужить расположение цмока, он, по мнению белорусов, доставляет деньги, хлеб и молоко, делает его нивы плодородными, а коров богатыми молоком. Когда цмок несет золото, то бывает ясный, огненный; а когда — рожь и пшеницу, то летит черною тучею или принимает темно-синеватый цвет.
В своём рассказе кабановой о москве феклуша рассказывает об огненном змее?
В своём рассказе кабановой о москве феклуша рассказывает об огненном змее.
Что она имеет в виду.
Расскажите о семье Кабановых?
Расскажите о семье Кабановых?
О чем рассказывается в рассказе про филиппка?
О чем рассказывается в рассказе про филиппка.
1. В пьесе А?
О каком новом для того времени техническом изобретении идет речь?
2. О ком из персонажей романа Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова говорит : «Била!
А хоть бы и била, так что ж!
Сколько встреч было у Ионы с людьми, Почему он стал рассказывать о своём горе?
Сколько встреч было у Ионы с людьми, Почему он стал рассказывать о своём горе?
Рассказ о своём друге?
Рассказ о своём друге.
Рассказ о своём вооброжаемом герое?
Рассказ о своём вооброжаемом герое.
Рассказ о своём воображаемом друг?
Рассказ о своём воображаемом друг.
Каких новостей НЕ рассказывает Феклуша в пьесе А?
Каких новостей НЕ рассказывает Феклуша в пьесе А.
Н. Островского «Гроза»?
А) о людях с пёсьими головами
б) о султанах неправедных
в) об огненном змее, которого запрягают для скорости
г) об инопланетянах.
Составить рассказ о своём петомце?
Составить рассказ о своём петомце.
Когда в больнице мастер рассказывает о ней своему соседу.
Честью всегда своей дорожи. Это самое главное примерно так я может быть неправ, но это так.
1)Зачин. 2)Основная часть 3)Развязка.
Верблюды летать учатся.
Тест по пьесе «Гроза»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по пьесе «Гроза»
1. Действие пьесы разворачивается в:
а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.
2. Действие пьесы открывается русской народной песней:
а) “Из-за острова на стрежень”;
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.
3. Кому принадлежат следующие реплики:
1) “Восторг. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита”;
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. ”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”. а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.
4. “Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:
а) Кудряш;
б) Борис;
в) Кулигин.
5. 1) “Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:
а) Кудряш;
б) Шапкин;
в) Кулигин.
6. Мать Бориса была:
а) дворянкой;
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.
7. Борис приехал в Калинов, чтобы:
а)повидаться с дядей;
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.
8. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:
а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.
9. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:
а) Борису;
б) Шапкину;
в) Кулигину.
10. Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).
11. Каких поэтов особо почитает Кулигин:
а) Пушкина и Лермонтова;
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.
12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:
а) своей любви к Борису;
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.
13. Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):
1) “Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит”;
2) “Ах, как она меня испугала”;
а) Варваре
б) Катерине.
14. Чьи реплики сопровождают ремарки автора:
1) “передразнивая”;
2) “зажмуриваясь”;
3) “с ужасом”:
а) Катерины;
б) Варвары.
15. Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:
а) Глаше;
б) Варваре;
в) Кабанихе.
16. Какой грех видит за собой Феклуша:
а) сплетни и наветы;
б) чревоугодие;
в) праздность.
17. Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:
а) Варвара;
б) Катерина;
в) Глаша.
18. Феклуше в поездах железных дорог видится:
а) огненный змей;
б) красный конь.
19. С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:
а) следят за своей фигурой и мало едят;
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.
20. С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:
а) поговорить о жизни;
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.
21. Где происходит свидание Катерины и Бориса:
а) в саду;
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.
22. О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):
а) о получении Кулигиным денег за работу;
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.
23. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:
а) появление сумасшедшей барыни;
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”
24. Какие герои представлены в последней сцене драмы:
а) Кулигин;
г) Кабаниха;
б) Кабанов;
д) Варвара;
в) Борис;
е) Дикой.
25. Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:
а) Тихону;
б) Борису;
в) Кулигину.
Ответы к тесту
1.– б. 2. – б. 3. 1) б; 2) в; 3) г. 4. – в. 5. 1),3) А; 2),4) Б. 6. – А. 7. – В 8. – А. 9. – А. 10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут. 11. – в 12. – б 13. 1) – а; 2) – б. 14. 1) – б; 2),3) – а. 15. – а. 16. – б. 17. – б. 18. – а. 19. – в. 20. – а. 21. – б. 22. –б, г. 23. – б-в- а-г-д. 24. – а, б, г. 25. – в.
Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”
Тема России в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Россия перед грозой (по драме А.Н.Островского “Гроза”).
Нравы и быт русского купечества в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Тема “Горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Нравственные проблемы в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Сила и слабость Катерины Кабановой.
Катерина и Варвара в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Элементы фольклора в речевой характеристике героев в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Планы сочинений
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”
“ Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова.
Город Калинов в драме (“Гроза”) и в комедии (“Горячее сердце”) – собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина.
Обитатели города Калинов:
а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.
Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.
Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”
Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели.
Особая роль женщины в патриархальном мире.
Ведущая роль женских образов в драме:
а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.
Многообразие женских образов в драме “Гроза”.
Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”
Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского.
Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.
1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):
а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;
а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.
3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.
Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.
Тема “горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”
Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии А.Н.Островского ( Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем” ).
Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои.
Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:
Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:
а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.
Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.