Огненный змей это что

Огненный змей

Огненный змей
Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это что
Дева на огненном змее. Лубок.
Змеевидный демон-оборотень
Мифология:Славянская
В иных культурах:Обаясныки, Инкуб, Вереселень

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это что

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это что

Огненный змей (также змей-любака, летун, летучий, литавец, маньяк, налёт огнянный, прелестник) — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян, ипостась ходячего покойника, который после смерти является к своей жене или любимой женщине.

Содержание

Описание

В воздухе он выглядит как огненный змей (восточно- западно- слав.). Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета (рус.). Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают (укр., пол.). Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего).

Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами — укр., воронеж.), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал).

Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

Основные занятия

Основным занятием огненного змея являются его сексуальные отношения с женщинами. Жертву своих иллюзий он истязает, высасывая кровь или молоко из грудей (рус., карпатоукр.), а под конец убивает (в.-слав., з.-слав.).

Причины появления змея

В восточно-славянской традиции главной причиной домогательств огненного змея является нарушение запрета сильно горевать по умершему, тосковать по находящемуся в отлучке мужу. Змей получает доступ к девушке, потерявшей невинность (рус.). По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи (или обращается в них сам): бусы, перстни, платочки, крест с загнутыми концами. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

Методы изгнания

Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.

Также через почтенных людей убеждали женщину попробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.

Мифы и заговоры

Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях, в русских былинах, сказках и заговорах, а также в житийной Повести о Петре и Февронии Муромских, которая основана на фольклорном материале.

К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.

В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.

Современное объяснение

Завидев летящий болид, верящие в огненного змея, кричали ему «Аминь, аминь, рассыпься!».

Огненный змей в литературе

Образ огненного змея запечатлён русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в балладе «Змей», написанной им в 1847 году:

Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.

И шумит всё ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада 1 • Леля 1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст 1 • Род 2 • Рожаницы 2 • Ругевит • Сварог 1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило 2 • ЯровитМифические существаАлконост • Анчутка • Асилки • Баба Марта • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вила • Водяной • Волколак • Гамаюн • Герман • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Заложные покойники • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Кикимора • Коляда • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Купала • Лель 1 • Леший • Лихо • Лихорадка • Мавка • Мороз • Овинник • Огненный змей • Полевой • Полудницы • Пятница • Рарог • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Упырь • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Чур • Шишига • Юда • ЯщерМифические землиАлатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царствоПримечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.

Полезное

Смотреть что такое «Огненный змей» в других словарях:

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ — в славянской мифологии змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Цикл мифов об О. 3. отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях,… … Энциклопедия мифологии

огненный змей — сущ., кол во синонимов: 1 • комета (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Огненный змей (славянская мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Огненный змей. «Огненный змей» летящий болид Огненный змей злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян. Другие названия: змей любака, летун, летучий … Википедия

Огненный змей (чувашская мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Огненный змей. Огненный змей, веренселень (чуваш. вĕре çĕлен, вутлă çĕлен «огненный змей») демон в чувашской мифологии, воплощение стихии огня. Огненный змей представлялся в виде огромного… … Википедия

Огненный змей (Вереселень) — Огненный змей, вереселень (чуваш. вĕре çĕлен, вутлă çĕлен огненный змей ) демон в чувашской мифологии, воплощение стихии огня. Огненный змей представлялся в виде огромного огнедышащего многоглавого змееподобного существа с сильными крыльями,… … Википедия

Змей Горыныч — У этого термина существуют и другие значения, см. Змей Горыныч (значения). На открытке работы Ивана Билибина Змей Горыныч многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской… … Википедия

ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК — (Змaj Огњени Вук), в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на… … Энциклопедия мифологии

ЗМЕЙ — змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом с другой.… … Энциклопедия мифологии

змей — губительный (Н.Добролюбов); клевучий (Даль); коварный (Полонский, Сологуб); кольцеобразный (Бальмонт); многоликий (Бальмонт); ползучий (Брюсов); стоокий (Бунин) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество… … Словарь эпитетов

Огненный краб — Эта статья является частью цикла статей о волшебном мире Гарри Поттера. Содержание 1 Магическая зоология … Википедия

Источник

Огненный змей – красный молодец в драконьем обличье

В славянском фольклоре немало необычных существ, чудовищ, одним своим обликом внушающих дикий ужас людям. Но среди них есть и весьма необычные персонажи – к примеру, Огненный змей. Не стоит путать его с известным всем Змеем Горынычем, хотя в некоторых сказаниях их образы словно сливаются воедино. Огненный змей напоминал змееподобное существо, которое, впрочем, могло принимать и человеческий вид.

Он нередко похищал женщин или соблазнял их. Целью Огненного змея было продолжение рода. От его связи с избранницами рождались подобные этому “дракону” существа, что продолжали дело змея. Об Огненном змее сохранились упоминания в ряде старинных источников, сборниках легенд и преданий. Каким же был этот древнеславянский монстр?

Коварный соблазнитель

Чтобы лучше понять, чем занимался Огненный змей, достаточно вспомнить известные сказки и предания, где рассказывается о том, что главная красавица села (города, царства) была похищена крылатым чудищем, тело которого было покрыто чешуей, а из пасти вырывалось пламя. Огненный змей сочетал в себе змеиную хитрость и поистине человеческое коварство. Кроме того, славяне верили, что в него могут обращаться колдуны, а потому наделяли монстра особенными способностями.

Огненный змей нередко похищал девушек, но ещё чаще внушал им любовь. В этом случае влюблённая красавица могла отправиться за чудовищем на край света по собственной воле. Впрочем, чудовищем его называть не стоит.

В преданиях говорится, что Огненный змей мог летать по небу, а потом спускался к дымоходной трубе. Оттуда он пробирался в дом, но, когда появлялся в жилище, превращался в красного молодца, а жуткий змеиный облик словно испарялся. В такого многие девицы могли влюбиться без памяти. При этом никакая знахарка заговорами или отворотами убрать разрушительные чувства девушки не могла.

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это чтоКоварный змей мог по дымоходу проникнуть в дом одинокой женщины
Виктор Анатольевич Корольков «Ночной змей»

Хитрости Огненного змея

Иван Петрович Сахаров в своём труде “Сказания русского народа о семейной жизни своих предков” пишет:

Сахаров отмечает и коварство змея, который способен был очаровать любую девушку – главное, чтобы она приглянулась ему:

“Усладит он, губитель, речью молоду молодицу. Заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей, от его приветов цветет красна девица красным солнышком”.

Дети Огненного змея

Как рассказывали, в народе даже старались подметить, в какую трубу залетел змей. Считали, что после такого союза женщина родит “змеиное дитя”. Нередко такого младенца кляли ещё до рождения, считали некошным (“негодным”). Многие из таких детей затихали ещё в утробе матери.

Впрочем, здесь не стоит искать мистику – существует вполне логичное объяснение. Представьте: беременную женщину односельчане начинали обвинять в связи с демонической силой, заявляя, что она носит ребёнка змея. Вполне естественно, что её здоровье и психика не выдерживала подобных обвинений, а потому женщина либо разрешалась от бремени мёртвым малышом, либо стремилась наложить на себя руки.

Впрочем, не менее часто от связи с Огненным змеем рождались вполне живые и относительно здоровые дети. Вот только описывали их как уродцев – с большой головой и жутким туловищем, напоминающим змеиное тело. Однако у знаменитого фольклориста А.Афанасьева мы можем встретить другие данные:

“Змей, говорят простолюдины, летает по поднебесью, дыша пламенем; над знакомой ему избою он рассыпается искрами и через трубу является перед избранною подругою и оборачивается молодцем… Плодом связей жен со змеями бывают не обыкновенные дети, а богатыри-кудесники и кикиморы”.

Знаменитые потомки змея

Как видите, порой колдунов и людей, одарённых необыкновенными способностями, тоже считали детьми Огненного змея, хотя они не имели никаких внешних дефектов.

Но даже сохраняя типичную человеческую внешность, такие люди выделялись среди прочих соплеменников. В народе говорили, что знаменитый богатырь Волх Всеславич тоже принадлежал к змеиному роду. Кроме того, Змеевичем именовали знаменитого Тугарина змея.

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это чтоСыном змея мог быть необыкновенный силач-богатырь и великан
Виктор Анатольевич Корольков «Рождение великана»

В “Былине об Алёше Поповиче и Тугарине Змеевиче” отмечается:

В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,

Промежу плечей — косая сажень,

Промежу глаз — калена стрела:

Конь под ним — как лютый зверь,

Из хайлища пламень пышет,

Из ушей дым столбом стоит”.

Одним из самых известных качеств Огненного змея и его потомства была способность к смене облика (оборотничество). В былине о Волхе Всеславиче говорится:

“Втапоры поучился Волх ко премудростям:

А и первой мудрости учился

Обертываться ясным соколом,

Ко другой-то мудрости учился он Волх

Обертываться серым волком,

Ко третей-то премудрости учился Волх

Обертываться гнедым туром–золотые рога”.

Чудовища, подобные Огненному змею, известны не только в славянской мифологии. В преданиях самых разных народов рассказывается о демонических соблазнителях, порабощающих людей. Но в чём уникальность змея? На мой взгляд, именно в его потомках. Далеко не все они становились монстрами, а главное – среди них было немало славных богатырей, колдунов и воинов, что остались в былинах и легендах.

Источник

Огненный змей

Огненный змей

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это что

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Сторона

Мифология

В воздухе он выглядит как огненный змей. Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают. Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал).

Огненный змей, хоть и принимает человеческий облик, имеет физические недостатки, характерные для демонов: отсутствие спинного хребта. Как и вся нечисть, он не способен правильно произносить сакральные христианские имена: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» — «Чудородица». Подарки его недолговечны: гостинцы, которые он приносит женщине, с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз или камни, а деньги и драгоценности — в черепки. Для завлечения своих жертв огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

Основным занятием огненного змея являются его сексуальные отношения с женщинами. От связи с демоном женщина может забеременеть. Беременность в этом случае протекает ненормально долго — до трех лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т. п., что соответствует представлениям о бесплодности нечистой силы. Если рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век, а тело его холодное и подобно студню. Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает.

В восточно-славянской традиции главной причиной домогательств огненного змея является нарушение запрета сильно горевать по умершему, тосковать по находящемуся в отлучке мужу. Змей получает доступ к девушке, потерявшей невинность. По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи (или обращается в них сам): бусы, перстни, платочки, крест с загнутыми концами. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

Источник

Огненный змей: славянская мифология и мистика реальности

Огненный змей – это образ славянской мифологии, хорошо известный народу и по сей день. Современные дети узнают о нем из былин, а в представлении взрослых Огненный змей имеет много общего с древними динозаврами и Лохнесским чудовищем. Огненный змей (славянская мифология) – интересный предмет для изучения, поскольку знание о нем приоткрывает завесы многих древних тайн и объясняет некоторые интересные феномены современной реальности.

Образ Огненного змея в славянской мифологии

В славянской мифологии Огненный змей – это злой демон, который охотился за душами женщин, потерявших мужей. В народе его также называли летуном, прелестником, полозом и змеем-любакой.

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это что

Признаком того, что вдову посещает летун, было ее растущее материальное благополучие. Изменения во внешнем облике обольщенной женщины были, скорее, негативными. Она худела, становилась черной с лица. Согласно легендам, такие женщины часто сходили с ума или кончали жизнь самоубийством. От связи с Огненным змеем мог родиться ребенок, но, как правило, он был не жилец.

Женщинам, страдающим по усопшим или ушедшим мужьям, не рекомендовалось спать одним. Нахождение рядом детей и близких родственниц спасало их от всяких посягательств со стороны нечистой силы. Огненного змея отпугивало ношение нательного креста, чтение молитв и посещение церкви.

Помимо образа искусителя, Огненному змею приписывались также следующие ипостаси:

Огненный змей: миф или реальность?

Насколько реален Огненный змей? Есть мнение, что в былинах, поверьях и заговорах упоминается существо, когда-то населявшее Землю. И, действительно, многие описания указывают на схожесть Огненного змея с динозаврами.

Огненный змей это что. Смотреть фото Огненный змей это что. Смотреть картинку Огненный змей это что. Картинка про Огненный змей это что. Фото Огненный змей это что

Однако у мистиков есть другое объяснение феномена Огненного змея. Они говорят о нем как о представителе иной расы, когда-то населявшей Землю. Огненный змей мог существовать в древности параллельно с человеком. Однако когда люди утратили сверхъестественные способности и стали ориентироваться на логическое мышление и разум, они перестали видеть как Огненных змеев, так и других существ (например, снежного человека, русалок, леших и т.д.). Возможно, Огненные змеи и сейчас живут в тонком мире, изредка появляясь в видимой современному человеку реальности и пугая необъяснимыми явлениями: вспышками в небе, появлениями летающих светящихся болидов, огня в пространстве и т.п.

Термин «Огненный змей» (славянская мифология) не теряет своей важности и актуальности в современном мире. Этот образ активно используется в культуре, литературе и науке. Знание древнерусских преданий и легенд позволяет протянуть нити от прошлого к будущему, осознать свою связь с предками и историей, а также лучше понять окружающую действительность.

Источник

Огненные змеи — кто они?

(Древние и современные поверья об Огненных Змеях)

Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей.
И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьинымдвором,
Над соломенною крышею рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова.

С казки и легенды многих народов Земли повествуют о различных существах, предшествовавших человеку. Действительно, когда предки первых людей появились на просторах этой планеты — она не была пустой. Ее населяли многие и многие виды растений и животных, в большинстве своем бесследно исчезнувших в тумане прошедших лет, но вероятно был еще НЕКТО, чей неявный облик и сегодня можно различить сквозь толстую пелену легенд и преданий. Сегодня в мифологии эти существа представлены как ДРЕВНИЕ, хотя во многих легендах различных народов Земли они известны под именем Спящие. Разнообразие ДРЕВНИХ столь велико, что в данной статье мы вынуждены рассмотреть только один их «вид» — «Летуны» или «Огненные Змеи».

Огненный Змей (простонародное — Летун) — змеевидный демон, наделенный антропоморфными чертами. Первые известные на упоминания об этих существах нашли свое отражение в ряде древних русских былин и заговоров. ВНИМАНИЕ! Летуны — несомненная реальность современной информационной базы данных и в данном качестве представляется перспективным их исследование. Более того, как показывают проведенные полевые исследования к деяниям этого персонажа относят вполне материальные объекты (такие например, как «свадебный провал», «провал у питомника», «огненная поляна» и т.д.).

Огненный Змей — воплощение стихии огня; и эта его функция, как и связь с потайными кладами и укрытыми богатствами, которые он часто приносит в дом, куда летает, сближает его с Жар-птицей восточнославянских сказок. Также представляется возможным связь преданий об Огненных Змеях с верованиями в древнеславянского божество Усеня, представленного в ряде сказаний в образе «Огненного колеса». [1] Большинство современных исследователей сходится во мнении, что образ Огненного Змея очень стар. «Образ Огненного Змея старше и сложнее образа черта. В представлении о них отразились понятия о животворных небесных «огненных явлениях» и о «живых» падающих звездах». [2]

В народных заговорах Огненный Змей представляется, как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. По преданиям, он может вступить в брак с любой женщиной (или насилует ее), после чего при определенных условиях может родиться существо змеиной породы. Согласно этим легендам Сын Огненного Змея часто вступает в единоборство с отцом и побеждает его (например, сербский эпос о Вуке Огненном Змее)[3] Древние поверья о Летунах устойчиво сохранялись у русских крестьян и в XVIII-XX веках. Они знали, что Огненные Змеи — это дьяволы, которые летают и искушают женщин. В деревнях был широко распространен такой мотив рассказов: Огненный Змей, (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам: Рассыпается искрам над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома. (М.Д. Чулков, 1786)

Единого имени у этого существа нет. Так на Смоленщине и Рязанщине такой змей именовался — Любак, на Орловщине — Волокита, в Тамбовской губернии — Любостай. По поверьям Ярославщины и Владимирщины существует Налет, нечистая сила в виде огненной метлы аршинов в шесть. Он часто посещает людей, тоскующих по покойнику. [4]

В Самарском крае сохранилось поверие о Беседующих с Летунами. Было хорошо известно, что Огненного Змея привлекало чрезмерное горе вдов. Когда он прилетал, остановить и подчинить его можно было сказав: Тпру! В некоторых источниках добавляется необходимость, перед прилетом змея, предварительно воткнуть в землю определенным образом три железных ножа. После этого змей, попадал в некоторую зависимость от человека, выполнял его просьбы, открывал тайны — Земли и Неба, прошлого и будущего. Отпуская змея, было необходимо разорвать на себе рубашку вниз от ворота, иначе Змейне улетел, а губил остановившего его человека. [2]

Любопытно отметить, что подобные верованья сохранились и в наши дни. Так исследователи на Ярославщине за последние двенадцать лет записали 166 рассказов затрагивающих образ Огненного Змея. Летают эти существа не быстро, извиваясь, иногда с шумом кружатся и кувыркаются. Многочисленные сообщения о встречах с этими существами приходятся на 1910-1919, 1930-1939, 1940-1949 годы. Из собранной ими информации предполагается существование особого языка посредника необходимого для сотрудничества человека и Огненного Змея, с применением особых весьма специфических знаков — символов.*

* Данная информация получена в ходе личной переписки в конце 90-х годов ХХ века.

В настоящее время встреча с Огненными Змеями довольно мало вероятно. Хотя согласно непроверенной информации (личные контакты середины 80-х годов ХХ столетия г. Свердловск) среди альпинистов бывшего СССР бытовало поверье о целом «плоскогорье Огненных змей», расположенном на южной границе Дагестана в районе пика Гутон, главный Кавказский хребет и менее известном горном урочище Бочохмэер, Богосский хребт.

Согласно другой непроверенной информации (личная переписка 2001 года) «каждый год в первое полнолуние одиннадцатого лунного месяца, в день (который совпадает с окончанием буддийского поста), сотни красных, розовых и оранжевых огненных шаров взмывают в небо над рекой Меконг (Индокитай). Это зрелище собирает громадные толпы зрителей. Местные жители называют данное явление «огненными шарами Нага».*

* Наг — мифический повелитель змей, обитающий в мировом подземелье. [3]

* Схождение «Благостного огня» само по себе явление довольно загадочное и многие годы просто «замалчивалось», как реально существующее.

Откуда взялись Огненные Змеи?

Как и когда появился образ Огненного Змея сказать практически невозможно. Версий по этому вопросу весьма немного и все они довольно без доказательны. Так, например самарский этнограф К. И. Серебренитский предполагает, что Огненные Змеи — это искаженный образ дракона. Необходимо отметить, что в поверьях славянских крестьян Огненные Змеи являлись лишь одной из разновидностей «Чудесного змея» — «подземный змей», «змей полоз» и «змей огненный». В мифологии других, не славянских народов — этого образа практически нет! В некоторой степени возможным аналогом Огненного Змея можно считать: латинский — vivus ignis. — Живой огонь; японские «Фонари Тэнгу», существо «Ажи — Дахака» древне иранской мифологии, также в Европе локально известны такие существа как Лидерец в венгерской мифологии, Айтварас в литовской мифологии, Огневик — «денежный змей». [6] Некоторые исследователи проводят параллели между образами Огненный Змей и Огненная Саламандра, но на наш взгляд это направление ошибочно. Логично предположить, что образ Огненных Змей еще в древности у большинства народов Европы и Северной Америки (если он существовал) был замещен преданиями о так называемых Странных огнях — ignis fatuus, таинственных летающих огнях различной окраски. В народе они известны как «огненные шары», «фонари Святого Джека», «Огни монаха», «Свечные огни», «Огни эльфов», на море «Огни Святого Эльма», финны называли такие огни — «леккьо». Их характерное расположение в воздухе, на высоте человеческой руки.

В древности наблюдение этих огней считалось проявлением «запредельного мира». Главное отличие Странных огней от Огненных Змей — относительно небольшие размеры и обычная многочисленность. Тогда как Летуны практически всегда появлялись (за весьма редким исключением) в одиночестве. В христианской мифологии Странные огни, в наибольшей степени — «огненные шары» отождествлялись с «огненными демонами, обитающими в верхних слоях воздуха, практически некогда не спускающиеся на землю и не имеющие с людьми никаких дел до дня Страшного суда». [7] Хотя вероятно это было не совсем так. Римский историк Амин Марцелин зафиксировал, что (примерно в год 252 н.э.) «сошедшие с неба огненные шары спалили всех рабочих, пытавшихся восстановить Иерусалимский храм». (Данное свидетельство подтверждают и другие авторы, например рабби Гедалиа.) [8] Более современное свидетельство массового появления особых огненных шаров в восточном полушарии зафиксировано в ночь с 12 на 13 ноября 1832 года: «… сотни падающих звезд вперемешку с большими и малыми огненными шарами, которые двигались по разным направлениям…». В западном полушарии они появились в ночь с 12 на 13 ноября 1833 года: «… все небо было покрыто десятками светлых полос и освещено огненными шарами…». [9] Любопытна связь огненных шаров (Летунов) с преданиями современных теософов о первых огненных расах. «Огненные змеи спустились с небес и учили Пятую расу (человека)». В самиздатовской книге «Чаша огня»* более подробно говорится о двух первых огненных расах. [10] В «Чаше огня» их называют первую — «Питри» и «Пхат», вторую — «Эволы».

* Данная книга — теософско-арисофского содержания и неизвестного авторства, стала относительно известна в СССР примерно с середины 70-х годов ХХ века.

Теоретически, в случае своего реального существования и первая и вторая раса могли «породить» весьма своеобразных реликтов, в отдельных (энергетически активных) районах планеты способных сохраниться до настоящего времени.

«Чаша огня» сообщает, что «на поздних этапах своей эволюции Эволы представляли некий единый планетарный организм, состоящий из относительно независимых «гнезд-колоний», последние находились в поясе вулканической активности или дрейфовали в атмосфере в зоне грозовых фронтов. Каждое такое «гнездо» было идеально приспособлено к сбору, накоплению и поддержанию постоянного энергетического баланса на строго определенной территории. Между собой «гнезда» обменивались информацией. Уменьшение (возможно быстрое) поступления на Землю космической энергии привело постепенно к гибели большинства «гнезд-колоний» и обострению борьбы за существование между еще сохраняющимися». Не задолго до своего «угасания» Эволы «вывели» в космическое пространство Луну.*

* Возможно просто достигли Луны? — теософские тексты трудны в понимании.

* Странная, весьма кратковременная волна подобных наблюдений представляется аналогичной истории фиксации загадочного радио-эха 1927-1929 годов, так называемого парадокса Штермера, воспринятого рядом исследователей как сигналы инопланетного-разума. [13] Большое количество зафиксированных сообщений о «контактах» человека и «огненных шаров» во второй половине ХХ века в СССР было собрано сибирским исследователем М. Дмитриевым. Но после его смерти эти данные практически недоступны. Возможно, какие-то дополнительные сведенья об огненных шарах имеются в уникальной базе данных американского исследователя начала ХХ века — Чарльза Форта, в его «Книге проклятых». (Сильно сокращенный вариант Ч. Форт «1001 забытое чудо», СПб, 1997)

В настоящее время современная наука не отрицает самого факта наблюдения странных огней и огненных шаров. Но объясняет их происхождение чисто природными процессами — необычным состоянием атмосферы, люминесценцией, горением болотных газов или свечением радиоактивных «паров», наблюдением пролета шаровой молнии или следов разрушившегося болида. [14]

В современной мифологии (ее подразделе уфологии [15]) огненные шары рассматриваются как некие специфические транспортные средства, пилотируемые или беспилотные летательные аппараты некой высокоразвитой цивилизации. Их так же отождествляют с некими: «Криттерами» — существами живущих в облаках в электрических полях частотой в 7–20 Гц, иногда их называют просто «огненными хищниками неба» [16]; «Красными призраками», энергетическими «птицами» — живущими на высоте 30-90 км [17]. Считаем необходимым привести еще и такую версию появления огненных шаров: Огненные Шары — творение «умелых» людей. «Согласно поверьям жителей северо-запада нашей страны летающие огненные шары, есть вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны творят силой своей воли. (Здесь огненные шары — продукт древней почти забытой технологии.) Они направляют его на человека и шар, рассыпавшись о свою жертву, вызывает опасные заболевания».

Погоня за Сказкой

На протяжении ряда лет самарская группа историков-краеведов пыталась собирать и по возможности проверять данные рассказы. Самих «огненных шаров» нам увидеть не удалось, если не считать наблюдение некоего загадочного «роя». 15 августа 1990 года, около 22 часов (местного времени), я (И. Павлович), а также несколько моих товарищей наблюдали пролет над Жигулями группы огненных шаров. Группы летел большой одиночный шар с маленьким хвостиком, за ним двигалось девять шаров размером поменьше. Они двигались в ряд по три, «переливаясь» яркими и длинными хвостами. Сообщения о наблюдении этой группы в интервале от 22 до 24 (по местному времени) «поступали» с довольно большой территории, из различных районов Самары, п. Ермаково, п. Новодивичье, г. Сергеевска и т.д. Что было? Сегодня сказать невозможно. Большинство подобных историй были довольно безадресными. Например, довольно много Огненных Змей во второй половине ХХ века видели в районе поселка Аскулы на Самарской Луке. В 1974 году в них там даже стреляли из ружей. Из средств массовой информации например известно, что 21 июня 2001 г. большой огненный шар видели в окрестностях с. Кинель-Черкасы, 24 мая 2002 г село Верхние Белозерки «посетила» группа огненных шаров. Они выбивали окна и поджигали деревья. [20] Более интересные для нас огненные шары, способные обращаться в людей, довольно часто видели на северо-востоке Самарской области. В 1984 году самарская группа историков-краеведов решила проверить одну из историй об Огненных шарах, каким то образом связанных с местной Шихан горой.*

* В переводе с мордовского имя Шихан — означает Клятва.

На той горе — озера. Они никогда, даже в самую великую сушь, не пересыхают. Там обитает древний Дух Воды. Совершив определенный Ритуал, его можно упросить вызвать дождь в засушливое лето или разогнать тучи в слишком сырое. До революции многие ходили на те озера — молиться. Место, где обитает Дух, было помечено особым камнем. Вот на нем и оставляли подношения: хлеб, соль, мед. По преданиям, рядом с озерами находились какие-то развалины. Местные жители по установившейся традиции Среднего Поволжья именовали их Землянкой Степана Разина.*

* Напомним, что Степан Разин в Поволжье — образ собирательный и имеет весьма далекое отношение к своему историческому прототипу. Степан Разин — предводитель восстания в Поволжье казнен в Москве в 1671 г. В местной традиции Разин — это колдун, оборотень, могучий чародей, владелец летающей лодки (укрытой в одном из курганов).

После революции и гражданской войны, на гору практически не ходили (достойные плоды просвещения, запретов и культурной революции). Жертвоприношения прекратились, а «рассерженный дух» разлил озера, превратив их в болота. На горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожущего их владения.

Предположительно в книге «Легенды, предания, бывальщина» под редакцией известной исследовательницы Н. А. Криничной есть упоминание о поволжской Шихан — горе: «Слыхали мы от стариков, что Шихан — гора не природная, а сложена руками человеческими из камня-дикаря. Внутри она полая. Если постукать ломом по ее Боку, то Шихан загудит, как пустая бочка или барабан, а внутри зашипит по-змеиному».[21] 28 мая 1984 года я (И. Павлович) и группа моих единомышленников отправились на поиск этой горы. В этой статье мы специально не будем давать точных географических привязок, исходя из общих правил техники безопасности «общения» жаждущей, но не подготовленной публики с подобными местами.

. Степь. Бескрайняя степь протянулась от горизонта, до горизонта. Мы ехали на машине ГАЗ-66 и километры весело ложились под колеса. Какая гора? Откуда она здесь? — нас мучили сомнения. Но вот куполообразный свод, поросший лесом. Такое ощущение, что перед нами ледниковая морена. Ледяной язык принес сюда тонны камня (много обломков кварца) и растаял. Но ведь согласно воззрениям специалистов ледник никогда не достигал этих мест. Защелкал дозиметр 20-30 мкт/ч, практически норма. В легендах говорилось, что гору ту Шайтан «запечатал», пещеры «закрыл».*

* Действительно предварительный осмотр позволяет предположить наличие в горе каких то больших пустот. Нами было обнаружено несколько довольно узких щелей в склоне холма, забитых глиной и крупными как бы оплавленными камнями.

Мы пытались исследовать вершину горы. Болото. Густые заросли, следы кабанов и клеши. Все это затрудняло поиск, а мы были ограничены временем. Местные жители (обитатели окрестных деревень) отказались сопровождать нас к горе, ссылаясь на свой (явно преувеличенный) страх перед кабанами. В тот раз нам так и не удалось выполнить всю намеченную программу исследований — выйти к молельному камню и осмотреть развалины. Они все еще ждут своих первооткрывателей. Опрос местных жителей позволил предположить, что Дух покинул эти места. Нам даже рассказали, как это произошло: Улетел Шайтан! Улетел! Обликом как человек, голова — вся огонь, а вокруг огненные хвосты. Такое описание Шайтана — ставило его в один ряд с уже рассматриваемыми Огненными змеями. По местным преданиям «огненный шайтан», вступая в любовную связь с деревенскими женщинами породил довольно много детей «змеиной породы». И хотя большинство из этих детей долго не жило (умерло в младенчестве), некоторые дожили до вполне зрелых лет. Согласно одной из версий местных поверий именно они и изгнали своего «отца» Шайтана, после чего ушли в гору, где и уснули…*

* Любопытно отметить, что подобные «идеи», о возможном слиянии человека и огненного змея, довольно распространены в современной теософской литературе. Которая даже утверждает, что появление представителей Третьей Расы — Лемурийцев, произошло благодаря «слиянию» последних Эволов и первых холоднокровных, так же появились Атланты и современный человек.[10]

Подобные рассказы были характерны и для северо-запада нашей области. Поэтому нашу следующую экспедицию в 1994 году мы направили на северо-запад Самарской области, где так же сохранились верования об Огненных Змеях. В этой поездке нас сопровождал представитель Самарской историко-экологической ассоциации Поволжье этнограф Кирилл Серебренитский. Трудно поверить, что в наш промышленный век, относительно недалеко от кольца крупных городов, сохранился практически не тронутым уголок дикой природы. В народе его любовно называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, истинно сказочные места. Неуловимо загадочные и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают. Да подниматься к небу, над невысокими холмами скалы-останцы, наследие давно минувших эпох.

В геологическом прошлом здесь бушевало многоводное море Тетис, а нынешние скалы, наиболее прочные породы слагавшие древние острова. У местных жителей с этими местами связаны мрачные верования. Даже сегодня они считают, что эти скалы, леса, болота населяют злые духи. И хотя напрямую никто не отваживается в этом признаться, они боятся этих мест и тех существ, которые они считают, тут обитают. Хотя особенно и признаваться некому, в ближайших населенных поселках организованы в 30-х годах, выполняя сталинские директивы, осталось жилыми всего четыре дома, всего восемь человек, все — чуваши. Известно, что по своей воле, в историческом прошлом люди здесь не селились. Хотя непонятно, почему. Дичи полно, земля не тронута, вода — целебная. (Воду с этого горного массива нынче широко рекламируют и продают под названием Вода Дворцовая) Кирилл Серебренитский, работая с местным населением выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни — летучую нечисть. Они называют ее — Пата Кабуся.[22] Другое звучание этого имени, хранимое более старшим поколением Патавка-бусь — летучая голова или птица-голова. Позднее, вернувшись в Самару, Кирилл Серебренитский специально проконсультировался с чебоксарскими этнографами и выяснил, что патавка — в современном чувашском языке совершенно нераспространенное и непонятное слово. Наиболее близкое ему пудовка — означающее старинное пудовое ведро. Тогда получается, что Пата-Кабуся это некая Летучая голова в форме старинного пудового ведра. В современном чувашском языке слово «Патавка» совершенно нераспространенно и мало понятно. Наиболее близкое ему «Пудовка». Тогда Патавка — бусь некая «летучая голова» в форме старинного ведра. В чувашском языке «Бусь» (Пусь) имеет значение «исток», «начало». [23]

Как уже говорилось, согласно древним верованиям от «сожития» людей и Огненных Змеев иногда рождаются «дети». Обычно они долго не живут или. становятся колдунами. И если Пата-Кабуся обитал в болоте, то его «дети» или «говорящие» со змеями (и среди них конечно вспоминали Степана Разина) обитали в «Каменном Доме». Каменный Дом — предположительно это скала-останец, связанная с разветвленной системой пещер, тянувшихся на десятки километров, выходящих на берег р. Волги. «Гиблое то мест. Многие хотели узнать, что там внизу происходит. На вожжах спускались. Кто вернулся страсть напуганные, а какие поглупее в глубину уходили — те совсем ее вертались. Этажей в том «Доме» (пещерах) неисчислимо. Провалится человек и нет ему выход. Колдуны там жили, а может, и сегодня еще живут. Мы точно не знаем».

Расспросив местных жителей, мы двинулись в сторону этих пещер. Шли минут сорок через старый сосновый лес. Вскоре поверхностный слой почвы исчез, обнажив коренную каменную породу. Огромные трещины рассекали массив, открывая доступ в глубь земли. И опять недостаток свободного времени не дал нам возможности планомерно изучить весь этот район. Мы нашли только одну глубокую пещеру, откуда ощутимо тянуло холодным воздухом. Протиснувшись в каменную трещину, мы попали в какой-то своеобразный подземный колодец, глубиной метров три. Дальнейший путь перекрывался большим острым камнем. Без проведения раскопок и удаления мелких мешающих камней, пройти дальше было невозможно. Так что эти пещеры так же ждут своих исследователей. Пробираясь по изломам этих трещин, мы еще раз ощутили некий едва уловимый дух смазки. Действительно путешествуя по останкам этих древних островов, буквально изрешеченных пещерами и обширными подземными пустотами, можно поверить в укрывшихся «до часа сужденного», последних представителей давно исчезнувшего мира. И эти ощущения хорошо сплетались с легендами о «спящих в холмах», которые когда-то управляли этими землями, ныне ставшими болотами. Но в один предопределенный день — так повествует предание, они поднимутся из этих холмов и вновь вернут власть над миром. Огненных шаров увидеть нам не довелось. Но однажды ночь мы стали свидетелями довольно необычного явления. На большой поляне, образовавшейся между двумя сходящихся гряд холмов, мы увидели ярко горящие голубые огни. Всего их было три, расположившихся в форме треугольника, в бинокль было отчетливо видно, что они имели форму вытянутых ромбов, с четко очерченными ребрами. Я и еще один мой спутник Андрей, мы остались на склоне холма, чтобы корректировать движение. А четверо наших товарищей, вооружившись дозиметрами, двинулись к огням, чтобы попытаться выяснить их природу. И вот что любопытно — чем ближе они подходили к огням, тем хуже они видели. Мы же с холма, продолжали отчетливо наблюдать и огни, и темные силуэты своих спутников. Голубой свет был настолько ярок, что у меня заслезились глаза, и я был вынужден передать бинокль своему напарнику. Пока я передавал его, наша поисковая группа проскочила огни и принялась удаляться от них. Криками и сигналами фонариков, мы развернули их. Тогда выстроившись цепью и включив свои фонарики, они двинулись назад. Пока я протирал слезящиеся глаза, произошло вот что. Они по-прежнему не видели огней. Мой напарник Андрей видел в бинокль, как луч одного из фонарей попал на один из голубых «ромбов». Андрей утверждает, что мгновенно тот стал более черным, чем окружающая нас темнота ночи, как бы вспыхнул наоборот и огни погасли. Правда, через несколько минут они или подобные им опять загорелись, но значительно дальше в холмах. Мы еще раз попробовали приблизиться к ним, но повторилась прежняя история. Издалека огни были видны прекрасно, но при приближении к ним как бы исчезали. Дозиметры показывали норму. Стрелки компасов вели себя нормально. Запаха болотного газа также не ощущалось. Так что и эта загадка, еще ждет своего открывателя.

* Некоторые результаты проведенных исследований были представлены нами в ряде статей опубликованных в 1995-2000 году в самарской газете «Новый Водолей», журнале «Свет» №1, 1997 (И. Павлович «Патавка-бусь. Кто он?») и книге «Легенды Волжских подземелий», Самара, 2001 год

Огненные Змеи — кто они? Наиболее близким аналогом сказочных Огненных Змеев по внешним признакам являются Шаровые молнии. Шаровая молния — это светящееся тело, которое обычно появляется в воздухе во время грозы и достигает размеров от двух-трех сантиметров до нескольких метров. [25] Свойства ее поведения настолько необычны, что еще совсем недавно многие ученые склонялись к мысли, что все рассказы о ней — выдумка. Но ее наблюдали слишком многие — так что в ее существование пришлось поверить. Отмечено, что шаровые молнии чаще всего появляются в районах высоких тектонических напряжений. Профессор Майкл Персинджер (Канада) предполагает, что изменения механических напряжений в некоторых типах каменистых пород генерируют электрический ток. Этот ток ионизирует столб воздуха, расположенный над породой, закручивает его вокруг оси. Так рождаются шаровые молнии и НЛО. По многочисленным свидетельствам очевидцев над Жигулями часто наблюдаются ярко светящиеся шары (или другие объекты), видимый диаметр которых достигает размера полной Луны. Они перемещаются по сложным траекториям и способны мгновенно исчезать. И это не удивительно, на спокойной, устойчивой Русской платформе — этот участок суши проявляет повышенную активность. А Волжские Альпы вообще имеют тенденцию к росту. Возможно активная энергетика этих мест может послужить частичным объяснением почему к началу ХХ века в этих местах постепенно собрались приверженцы и хранители практически всех основных тайных и апокрифических учений России.*

* Здесь необходимо небольшое отступление.

Ведь и сегодня мы стремимся познать секреты Шаровой молнии, «обещающей» человечеству новый, компактный источник энергии. Возможно, некая высокоразвитая цивилизация древности уже открыла ее секрет и последние хранители забытых знаний пользуются им и сегодня? Некоторые исследователи «необычного» конца XIX начала ХХ век, утверждали, что согласно древним воззрениям эволюции человека на Земле предшествовало несколько разумных Рас. Согласно их воззрениям первые Расы не имели твердого тела, а представляли собой «огненные сгустки». Действительно, можно представить себе бурлящую поверхность про Земли, где сгустки ионизированного газа перемежаются и сталкиваются со скоростями в сотни километров в час. При таких столкновениях могут формироваться сложные формирования, состоящие из различных компонентов. Спустя некоторое время большинство этих образований будут распадаться, но не мгновенно, а поучаствовав в различных взаимодействиях с окружающей средой. Можно представить себе возникновение некоего «простейшего существа», которое способно использовать планетарную и космическую энергию, вначале для поддержания своего собственного существования. А затем, для перехода ко всему большему и большему уровню упорядоченности. [26] Постепенно оно может научиться «мыслить» с помощью упорядоченных электромагнитных импульсов.[27] Предполагается, что при возникновении даже простейший подобных систем, их эволюция будет протекать значительно быстрее, чем для химико-биологических существ. При остывании Земли они окажутся во все более худших условиях. И возможно Пата-Кабуся, как и все Огненные Змеи — последние уцелевшие реликты давно минувших эпох, укрывшиеся в особых энергетических точках планеты. Сегодня они ограничены в своих возможностях и нуждаются в «помощи» других разумных существ. Возможно, что именно они косвенным образом «подталкивают» развитие человеческой цивилизации в строго определенном направлении (например, к использованию высоких энергий и ядерных реакций. В нашей картотеке имеется много сообщений о наблюдениях огненных шаров как бы «липнувших» к проводам высоковольтных ЛЭП. Они же «баржируют» над районами, имеющими наибольшие уровни загрязнения радиоактивными отходами. Вероятно, впервые после «остывания» коры земли люди сумели, как бы повернуть время вспять. За два-три десятилетия яркостная температура в диапазоне метровых волн, увеличилась в миллионы раз. Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия наша планета как источник радиоизлучения питающий шаровые молнии, превзойдет Солнце! И тогда люди вновь вернут Землю Огненным Змея. Так это или нет, могут доказать лишь дальнейшие исследования. И в этом плане огромные просторы России еще во многом «терра инкогнита» для пытливого исследователя, способного к кропотливой работе.

Наш контактный адрес:
443011, г. Самара, а/я 4530.
Игорь Павлович.
г. Самара.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *