Оглашение в церкви что это
Оглашение
Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) — оглашать, устно наставлять) – 1) практика наставлять в вере готовящихся к принятию Крещения (синоним — катехизация); 2) часть чинопоследования Таинства Крещения.
Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.
Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в Евхаристии. Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.
«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя ( Мф.28:19 ), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься ( Деян.1:41, 8:37-38 ), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3‑х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2‑го и с 3‑го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».
Николай Д. Тальберг. История Церкви. Часть 1.
«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и принятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7‑ое правило Константинопольского Собора 381 г.) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3‑ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.
Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иерусалимского), как предварительное научение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».
Михаил Эммануилович Поснов. История Христианской Церкви
Оглашение
Оглашение в переводе означает «научение православной вере». Оглашенные — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять Таинство Крещения и стать членом Церкви Христовой. Практика оглашения известна уже со II — III вв. Оглашение обычно длилось два или три года, в течение которых человек, желающей принять крещение, знакомился с христианским учением. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ в свою очередь собирал информацию о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенным разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Оглашенные молились, соблюдали пост и ежедневно посещали богослужения, раскаиваясь в своих грехах. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую субботу местный епископ совершал торжественное крещение всех оглашенных.
Из истории Церкви известны и примеры того, как люди, лишенные водного крещения, тем не менее не только считались крестившимися, но и почитались христианами в качестве святых.
Св. муч. Иринарх — палач, который исповедал себя христианином и принял крещение кровью
Чин оглашения
Чин оглашения, особенно в Иеросалимской и Константинопольской Церкви, совершался с большой торжественностью. В IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко крещению «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.
Блаженный Августин (354-430 гг)
Интересно, что древняя практика Русской Церкви была такова, что в чине крещения при отрицании от сатаны на беса полагалось только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Несмотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса стал в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение. При этом отрицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличие от трех раз в современном чине. Приготовление к крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившимися до настоящего времени.
В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев. В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.
Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой молитве он молит Господа дать готовящемуся к крещению силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего. «И налагает руку на главу его». Налагает руку в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. В следующих трех молитвах священник Именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». В последней молитве священник молит Владыку и Господа принять оглашенного в число своих словесных овец и дать ему ангела хранителя. Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, сокрытый и гнездящийся в сердцы его». Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через Божественное вдуновение как бы обновляется душа, поврежденная грехом. «И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник трижды запечатлевает приступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.
Далее следует отречение от сатаны. После того, как человек во время оглашения познает истинное христианское учение, он отказывается от прежнего верования и от привычек, которые укоренились в его душе при участии сатаны. Поэтому над оглашенным священник читает так называемую заклинательную молитву, в которой Именем Господа Бога из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и через это очищает душу желающего принять Святое Крещение. Затем священник троекратно обращается к крещаемому с вопросом: отрекается ли он от сатаны и всех дел его? Крещаемый или его восприемник (если совершается крещение младенца), повернувшись лицом на запад, который является местом захода солнца и символизирует царство зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «Отрицаюсь сатаны и всех дел его…» Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души (ум, сердце и воля) отрекся от сатаны, крещаемому снова трижды задается вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И крещаемый отвечает трижды: «Отрекохся сатаны…» (т.е. отрекся).
И теперь, когда крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения сатане, он присоединяется к другому обществу и должен начать лучшую жизнь. Оглашаемый поворачивается лицом к востоку. Это символизирует то, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лук. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему. Крещаемый опускает руки долу, что является знаком того, что он до этого он был пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства, и что теперь он имеет надежду освободиться от этого рабства через веру в Господа Исуса Христа и через Святое Крещение. Священник спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» (произносит Символ веры полностью). По прочтении оглашенным символа православной веры, священник еще предлагает крещаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры полностью. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «обещаваюся» и «верую» и то же исповедание православной веры. Наконец священник еще три раза спрашивает крещаемого: обещался ли он Христу? верует ли он во Христа? И троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и святому Духу Троице Единосущней и неразделимей.
Огласительные беседы перед Крещением
Огласительные беседы издавна были важным подготовительным этапом перед Крещением. Священник должен был убедиться в осознанности решения человека принять христианскую веру или крестить ребенка в православии и только после этого проводить обряд. Сегодня собеседования в церкви перед крестинами обязательны. Их должны проходить родители и будущие крестные ребенка.
Что такое огласительная беседа?
Оглашение – это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия. Главная цель беседы – убедить в истинности христианского вероучения и способствовать более серьезному и ответственному подходу к Таинству.
На общих беседах батюшка рассказывает о Боге как Создателе, о творении мира и грехопадении Адама и Евы, о спасении человечества через искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа, а также о Символе веры – основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах.
На встречах, посвященных конкретно Таинству Крещения, обсуждаются церковные Таинствам, необходимости участия в них. Сюда же входит описание чинопоследования Крещения и Миропомазания, объяснение Божественной Литургии, донесение смысла Исповеди и Причащения. Обсуждается также тема роли крестных, православной семьи и воспитания детей в вере, соблюдение церковных правил, постов.
Кроме того, оглашение дает возможность ближе познакомиться с настоятелем храма, чтобы в любой сложной ситуации человек не боялся обращаться в церковь за помощью.
Зачем проходят?
Взрослый человек, принимающий веру осознанно, в ходе собеседований должен укрепиться в вере и принять законы православной церкви. Родителям, желающим крестить своего ребенка, огласительные беседы необходимо пройти, чтобы получить знания для христианского воспитания малыша.
Будущим восприемникам огласительные беседы нужны для понимания степени ответственности, которая возлагается на них после Крещения. Если в результате собеседования предполагаемый крестный откажется крестить ребенка, это не будет грехом.
Обязательно ли проходить?
Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.
Собеседование в церкви перед Крещением ребенка для крестных и родителей
Как правило, огласительных бесед с восприемниками проводится две. На первом занятии батюшка озвучивает основные догматы христианства, рассказывает о духовной жизни, дает задание выучить молитвы, возносимые на Таинстве.
На втором занятии священник поясняет будущим крестным их роль в жизни крестника, знакомит с последовательностью проведения обряда, чтобы восприемники не просто присутствовали на Крещении, а принимали участие с пониманием происходящего.
За одну-две недели до Таинства крестные должны изучить основные разделы Нового Завета, полностью прочесть Евангелие от Марка.
За один-два дня до Таинства восприемникам необходимо посетить храм, чтобы исповедаться и причаститься. Перед самим Крещением необходимо соблюдать трехдневный пост: не употреблять в пищу продукты животного происхождения, не сквернословить, не жить супружеской жизнью.
В процессе Таинства Крещения биологические родители не принимают активного участия, но именно им предстоит воспитывать ребенка в заповедях, водить на службы, причащать, молиться за него, поэтому священник должен в ходе собеседования выяснить, как часто они посещают церковь, знают ли молитвы. Батюшка должен провести как минимум одну огласительную беседу и напомнить родителям, что они, как и крестные, несут ответственность за духовное воспитание малыша до его совершеннолетия.
Как проходит собеседование перед Таинством Крещения: что нужно знать
Что спрашивает батюшка на собеседовании
В некоторых храмах, в основном с большим приходом, огласительные беседы проходят систематически. В определенные дни (в каждом храме свое расписание), проводятся групповые занятия в форме ознакомительных лекций, где батюшка или специально подготовленный мирянин (катехизатор) рассказывает о вере, Таинствах, отвечает на вопросы, дает рекомендации по подготовке к Крещению.
Многие небольшие храмы практикуют индивидуальные встречи в формате вопрос-ответ, где священник определяет уровень готовности человека принять Крещение или стать восприемником. После первого собеседования батюшка может назначить еще одну встречу или посоветовать пройти при церкви целый курс по основам христианской жизни, Новому Завету, Символу Веры.
Самый первый вопрос, который обычно задает катехизатор на собеседовании: «Зачем нужно креститься?» Если человек отвечает: «Чтобы быть крещенным» или «Для защиты от злых сил», то он наверняка не готов к Крещению, поскольку его понимание о Таинстве искажено. Крещение – это очищение от грехов и рождение для новой духовной жизни в сочетании с Христом; это новое восприятие себя и окружающих, жизни в целом.
Сколько длится огласительная беседа
Продолжительность занятий в разных храмах может отличаться. Одна беседа обычно длится от одного до полутора часов, а при наличии дополнительных вопросов и дольше.
После прослушивания оглашения выдается справка, разрешающая приступать к Крещению. В некоторых храмах по завершению занятий сертификат вручается только после сдачи экзамена. При первой встрече священник предупреждает, что для его получения может понадобиться от двух до четырех недель, поэтому заранее дату Крещения планировать не стоит.
Что нужно на собеседование перед Крещением
К собеседованию необходимо готовиться. Перед первым занятием родителям и крестным необходимо прочесть Евангелие от Марка и Иоанна или весь Новый Завет, чтобы поговорить с настоятелем церкви о прочитанном. Если в ходе беседы будет выявлено нежелание понимать смысл православного вероучения или пренебрежительное отношение к Церкви, священнослужитель вправе отказать в проведении Таинства Крещения.
Чаще проводится всего две огласительные беседы, и вторая из них определяет готовность стать крестными или принять Крещение взрослому. В ходе занятия батюшка проверяет знание молитв «Символ Веры», «Отче наш», «Богородице Дево», заповедей Христа, задает вопросы по Евангелию. Также на втором собеседовании говорят о чинопоследовании Крещения, что нужно делать перед и в ходе Таинства.
К сожалению, в современной практике бывают случаи, когда крестные родители приступают к своим обязанностям духовных наставников, формально. Воспринимают Крещение, как ритуал или обряд. В очень редких случаях (когда человек противится христианскому вероучению, не выражает готовность нести ответственность за духовное развитие крестника, или сам не Крещен) священнослужители могут попросить отложить проведение Таинства, чтобы крестные могли лучше подготовиться.
Собеседование перед Крещением взрослого
Крещающийся взрослый должен прийти на собеседование с искренней верой во Всевышнего и желанием начать новую праведную жизнь по законам Божьим. Роль оглашений в данном случае ознакомительная. Священник более подробно расскажет о православном вероучении, обязанностях каждого христианина, важности участия в церковных Таинствах.
Взрослому для Крещения необходимо:
Огласительные беседы разрешается посещать и уже крещеным прихожанам, которые в свое время не были оглашены.
Огласительные беседы перед венчанием
Пары, желающие сочетаться церковным браком, перед венчанием также должны пройти собеседование. В храмах, где занятия проводятся регулярно по определенным дням, их приглашают на общие огласительные беседы, посвященные Богу, служению Церкви, Символу Веры. Когда приходит время обсуждения священных Таинств, батюшка отдельно останавливается на чинопоследовании Венчания.
На индивидуальных встречах священник интересуется, осознают ли молодые люди серьезность даваемых ими обетов, понимают ли значение христианского брака. Также в ходе беседы батюшка рассказывает, как правильно строить семейные отношения, избегать конфликтов, выходить из сложных жизненных ситуаций, сохраняя взаимоуважение друг к другу.
Проводятся такие собеседования за одну-две недели до Венчания. Перед Таинством жениху и невесте необходимо соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.
Свидетельство о прохождении огласительных бесед
По окончанию собеседования крестным перед Крещением, а также парам, желающим венчаться, выдается свидетельство о прохождении огласительных бесед. Документ подписывается катехизатором, настоятелем церкви и заверяется печатью храма.
Если у восприемников нет возможности посещать церковь, где будет проходить Таинство, они могут прослушать оглашение и получить справку о прохождении собеседования в храме по месту жительства, а перед Крещением представить документ священнику.
Краткий текст молитвы «Символ веры»
Текст на церковнославянском | Текст в переводе |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. | И воскресшего в третий день согласно Писаниям. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. | Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых, | Ожидаю воскресения мертвых, |
12. и жизни будущаго века. Аминь. | и жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
Полный текст с пояснениями можно прочитать в отдельной статье про Символ веры.