Однкнр что такое нравственность
Что такое «нравственность» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья!
Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
1. Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
2. Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
3. Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
4. Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
5. Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Заключение
Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое нравственность?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое нравственность?
Цель: сформировать понятие нравственности, уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы: побудить детей задуматься о смысле жизни, о добре и зле.
1. Развивать желание знать понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
3. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи.
Участники: Дети старшего возраста
Оборудование: Плакат неоконченных предложений, карточки ранжированные понятии
1. Рассмотрение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей детей.
2. Изучение детьми собственных волевых качеств, своих возможностей.
3.Методика неоконченных предложений.
4. Ранжирование понятий
Мы с вами будем говорить о нравственности. Прежде чем начать беседу, давайте определим смысл некоторых понятий.
-Что такое нравственность?
Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон.
Часто мораль и нравственность употребляются как синонимы.
-Чем мораль отличается от нравственности?
Моралью следует именовать целостную систему взглядов, относящуюся ко всему обществу.
-Зачем людям нужны такие законы?
На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях.
Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие – то представления о добре и зле, о хорошем и плохом.
-Может ли человек иметь собственные нравственные законы – не такие, как в обществе?
Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь также должна быть осмыслена самой личностью, дабы каждый задался вопросом, для чего он живет, и попытался ответить на него.
-С чего бы вы начали такое осмысление?
-Человек – люди – общество – человечество – эти понятия взаимосвязаны. Чем, как вы думаете?
Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры, основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.
1. Методика незаконченных предложений.
О предмете «ОДНКНР». «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В 2020-2021 учебном году предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является обязательной для изучения на уровне основного общего образования в соответствии с п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.
Преподавание ОДНКНР так же, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, но не предполагает обучение религии. Курс регламентируется статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с этой статьей семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Данная статья устанавливает право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации, что в полной мере относится к выбору курсов в рамках предметной области ОДНКНР, особенно, если курсы предполагают изучение религиозных культур. Регламент выбора курса по ОДНКНР, связанного с изучением религиозной культуры, аналогичен регламенту выбору модуля курса ОРКСЭ. Требуется письменное заявление родителей, выбор подтверждается протоколом родительского собрания.
Обеспечение своевременного информирования родителей о преподаваемых в образовательной организации курсах в рамках предметной области ОДНКНР — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации целей и задач духовно-нравственного образования. Дефицит информации создаёт риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для воспитания обучающихся. С этой целью образовательная организация может организовать взаимодействие с местной религиозной организацией.
Какие же аспекты обсуждения и изучения предполагает предметная область ОДНКНР?
Знакомство с нравственными ценностями религиозной культуры опирается на конкретные факты. Такими фактами могут быть сюжеты из Священного Писания, истории из источников христианской письменной культуры или современные жизненные истории. Суждения, выраженные в высказываниях авторитетных людей, пословицы и поговорки также могут быть отнесены к фактическому материалу. Многолетний опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла привел к выводу о том, что предлагаемые для изучения факты не должны содержать описаний каких-либо сверхъестественных явлений или чудес, требующих от слушателя веры. Опора на общепризнанную мудрость библейского текста, является ключевым отличием культурологического подхода к изучению религиозной традиции в общеобразовательной школе. Из библейского текста целесообразно выбирать фрагменты, объясняющие все нравственные ценности, но не содержащие при этом сверхъестественных событий, чудес. При использовании фрагмента текста Библии нужно подавать материал, приводя археологические или исторические данные, подтверждающие древность текста. Рассмотрение исторического контекста сюжета в хронологии других древних цивилизаций позволит расширить представление об изучаемом факте.
Наряду с выбором фактов для раскрытия сущности нравственных ценностей в конструировании урока по православной культуре важна постановка проблемы. Связанная с актуальным нравственным развитием учащихся и нацеленная на зону их ближайшего развития, такая проблема помогает определять логику урока. Сюжет, изучаемый на уроке, призван стать материалом для решения учащимися нравственной, исследовательской или логической проблемы.
Традиционно, в силу количественного национального превосходства, в большинстве образовательных организаций края одобрением пользуется изучение христианской культуры.
Предложенная в пособиях по ОДНКНР логика конструирования уроков основана на тезисе о том, что христианская нравственная ценность не тождественна пониманию той же ценности в секулярном мировоззрении. Проведенный анализ содержания общего образования показал, что материалистическая теория зарождения мира представлена как единственно возможная и научная. Современный научный дискурс оперирует разнообразными данными насчет возраста Земли и времени существования человека, являясь в большей степени научной гипотезой, обновляемой с появлением новых научных инструментов и концепций. Полагаем, что в рамках предмета ОДНКНР имеет смысл сопоставить существование научной, философской и религиозной картин мира, охарактеризовав специфику каждой из них в зависимости от объекта, на исследовании которого специализируется каждая из приведенных областей знаний. Научные, философские и религиозные картины мира в разной степени были подвержены изменениям. Самые существенные изменения претерпевали научные картины мира, вплоть до так называемых «революций». Философские картины мира выстраивались в философских школах или отдельными великими авторами и продолжали существовать параллельно, обретая своих последователей. Религиозные картины мира, основанные на богооткровенных положениях или на постулатах основателей, остаются наиболее неизменными на протяжении истории человечества. Представление о существовании различных картин мира и их изменениях в исторической ретроспективе по нашему мнению позволит учащимся сопоставить данные теоретические построения. Знакомство с разнообразием представлений о мире и человеке в мире на материале православной культуры призвано способствовать построению подростком собственной целостной картины мира.
Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ
Думаю, что смыслом религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.
Конспект урока на тему » ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОДНК НР»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. Введение в ОДНК НР
Знакомство с предметом.
Как вы уже успели заметить, предмет, который нам предстоит изучать, называется ОДНК НР.
Как вы думаете, как расшифровывается эта аббревиатура? (Основы духовно-нравственной культуры народов России.)
Исходя из названия предмета и из предлагаемого нам пособия, подумайте о чем пойдет речь в данном учебном курсе? (о нравственности, о правильном поведении, о религии, о добре и зле, о толерантности и т.д.)
В соответствии с новым государственным стандартом данный курс должны пройти все выпускники. Вы не одни, кто будет изучать и изучает уже этот предмет.
Вот, например, в 5 классе изучают ОДНК НР, В 6 КЛАССЕ Основы православной культуры, а у вас, старшеклассники, основы нравственности.
Предмет ОДНК НР должен научить вас
Изучить основные формы морали;
Освоить социальные нормы и правила поведения;
Воспитать патриотизм обучающихся;
Изучить культурные традиции народов России;
Сформировать представление об исторической роли традиционных религий;
Изучить гражданское общество в становлении российской государственности;
Осознать значимость семьи в жизни человека;
Развить эстетическое сознание через освоение наследия отечественной культуры.
Мы разобрались с основными задачами курса, а теперь давайте непосредственно перейдем к нашему учебному пособию.
— Скажите, пожалуйста, что такое нравственность? (ответы учеников)
В русском языке это слово появилось в 1789 году, и было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».
Термин нравственность чаще всего встречается в литературе и речи в смысле морали, реже в смысле этики.
— Что такое мораль? (ответы учеников)
Мораль- правила нравственности, а также сама нравственность.
Мораль- логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Мораль — это система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу (= нравственность).
Мораль-это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека.
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.
Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека.
— Что такое этика? (ответы учеников)
Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали и нравственности.
Слово «этика» происходит от греческого языка и означает «то, что относится к характеру, нраву».
Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики.
Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.
Более подробно об этой науке мы поговорим чуть позже, на следующих уроках.
А сейчас я хочу вернуться непосредственно к нашей проблеме, к проблеме нравственности.
Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.
«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?
И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:
— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».
Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило название — Золотое правило нравственности.
Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.
Знакомство с содержанием учебника.
А теперь я попрошу вас открыть учебник на странице 5. Давайте вместе изучим содержание нашего курса. (читаем названия глав)
Исходя из названий, давайте сформулируем те категории, которые мы будем затрагивать.