Однкнр 9 класс что это такое

Рабочая программа по ОДНКНР 9 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34

_______ /Гнилицкая Е.С./

_____ /Анпилогова Т.А./

__________ /Чумак И.В./

по предмету Основы духовно-нравственной

культуры народов России

ступень обучения (класс) 9А, 9Б_

количество часов 34 уровень базовый

срок реализации 2019-2020 учебный год

учитель Филимонова Н.С.

Рабочая программа составлена к учебнику Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». М.: «Вентана-Граф». 2018, ФГОС ( 2.2.4.1.1.1).

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение основ духовно-нравственной культуры России в 9 классе отводится 34 часа, что соответствует ФГОС основного общего образования по ОДНКНР.

С учетом календарного учебного графика МОБУ СОШ №34 на 2019-2020 учебный год рабочая программа составлена на 35 часов.

Цель изучения предмета : «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи курса : Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Контроль освоения содержания программы по ОДНКНР в 8 классе осуществляется традиционными формами, позволяющими осуществлять контроль на всех этапах изучения материала – фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный (индивидуальная проверка, самостоятельная работа).

Программой предусмотрен тематический контроль. Изучение каждой темы завершается письменной контрольной работой (5 работ).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты изучения предмета:

— знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

— как основы культурной истории многонационального народа России;

— знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

— понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

— общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

— осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты изучения предмета:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты изучения предмета:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1 История религий народов России (2ч)

Познакомятся с религиями в советский и постсоветский периоды истории России.

Тема 2 Православие в СССР и современной России (7ч)

История возникновения. Общая характеристика. Духовные основы православия. Священные книги. Семейное воспитание. Быт, обычаи, традиции. Праздники. Искусство. Православие в СССР. Православие в современной России.

Тема 3 Ислам в СССР и современной России (7ч)

История возникновения. Общая характеристика. Духовные основы православия. Священные книги. Семейное воспитание. Быт, обычаи, традиции. Праздники. Искусство.

Ислам в СССР. Ислам в современной России.

Тема 4. Иудаизм в СССР и современной России (7ч)

История возникновения иудаизма. Возникновение иудаизма. Народ Израиля. Патриархи. «Дарование Торы». Исход из Египта. Обретение земли обетованной. Образование Израильского царства и история эпохи Первого храма. Вавилонское пленение. Эпоха Второго храма. Падение Иудейского царства.

Основные понятия и термины: иудаизм, патриархи, диаспора, десять казней египетских, Ковчег Завета, скиния, скрижали, фарисеи, Первый и Второй храмы.
Общая характеристика иудаизма. Десять заповедей Моисея. Избранничество еврейского народа. Религиозная организация. Направления иудаизма. Синагога ‒ центр еврейской общины. Раввин – религиозный руководитель общины. Культ в иудаизме.Основные понятия и термины: заповеди, ортодоксальное направление иудаизма, синагога, еврейская община, раввин.

Духовные основы иудаизм. Основы вероучения Введение в иудейскую духовную традицию. Вера в единого Бога. Десять Синайских Заповедей. Ответственное принятие 613 заповедей. Заповеди и Завет в жизни иудея.

Семейное воспитание. Семья − центр религиозных традиций и обрядов. Институт брака и семьи одна из высших ценностей. Родители и дети. Еврейское образование. Воспитательная роль синагоги.

Основные понятия и термины: патриархальная семья, Галаха.
Быт, обычаи, традиции. Кашрут – правила, регулирующие питание. Обряды жизненного цикла. Берит. Свадьба – хатуна. Погребальный обряд. Игры.

Основные понятия и термины: «масорет Исраэль», недельная глава.

Праздники. Праздник субботы – шабат. Годовой цикл праздников. Рош-ашана – Новый год. Йом-кипур – Судный день, «день искупления». Паломнические праздники – Песах, Шавуот, Сукот. Песах – праздник весны и свободы. Шавуот – праздник, посвященный дарованию Торы. Сукот – праздник, связанный с исходом из Египта. Ханука и Пурим.

Основные понятия и термины: шабат, дни покаяния, Рош-ашана, Йом-кипур, Песах, Шавуот, Сукот Искусство. Архитектура − Эрец-Исраэль древнего и античного периода, архитектура в диаспоре, Израиля. Вклад евреев в мировую архитектуру. Музыка в библейскую и послебиблейскую эпоху. Зарождение и развитие синагогальной музыки (1 тыс. н. э.). Еврейская музыка средневековья и Ренессанса, в новое время. Еврейские образы и еврейский мелос в мировой музыке. Театр. Вклад евреев в мировой театр. Своеобразие еврейского фольклора и его отражение в памятниках письменности. Словесный фольклор (народное поэтическое творчество). Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор. Визуальный фольклор. Музыкальный и хореографический фольклор. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи

Основные понятия и термины: еврейская фольклористика, хореография, архитектура. Театр. Иудаизм в России. Появление иудаизма в России. Появление еврейских общин на Руси. Иудаизм в Польше и на Украине. В озникновение и общины в советский период (1918-1985 гг.). Возникновение государства Израиль. Иудаизм в современной России. Основные понятия и термины: еврейские общины, хасидизм, Федерация еврейских общин России. Основные понятия и термины: Еврейская национально-культурная автономия Иркутской области, «Черта», диаспора.

Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России.

Тема 5 Буддизм в СССР и современной России (7ч)

История возникновения буддизма. Буддизм – древнейшая мировая религия. Основатель буддизма. Этапы жизни основателя буддизма. Распространение буддизма в Индии, в странах Юго-Восточной и Центральной Азии. Особенности буддизма в Китае и Японии. Буддизм в Тибете и на территории Монголии. особенности буддизма – Гэлуг, дзен-буддизм, лама, сатори, чань-буддизм.

Общая характеристика буддизма. Буддийский культ и обряды. Буддийские монастыри. Буддийское духовенство и монашество.

Основные понятия и термины: монашество, духовенство, монастырь, община, культовые обряды. Буддизм в России. Буддизм на территории России. Проникновение тибетского буддизма в Россию из Тибета и Монголии в XVII столетии. Становление независимых центров буддизма в России. Политика императрицы Елизаветы Петровны и официальное признание буддизма. Распространение буддизма на территории современной Бурятии, Тувы, Калмыкии, Иркутской области в XVII-XVIII веках. Буддизм в современной России.

Основные понятия и термины: тибетский и монгольский буддизм.
Духовные основы буддизма Основы вероучения «Три драгоценности» буддизма. Четыре благородные истины буддизма. Основные направления буддизма – хинаяна, махаяна, ваджраяна. Малая, Великая, Алмазная колесницы. Основы теории ламаизма.

Основные понятия и термины: Будда, дхарма, сангха. Восьмеричный путь спасения, хинаяна, тхеравада, махаяна, ботхисаттва, архат, буддийский тантризм, бодхи. Карма. Ламаизм. Священные книги. Типитака – три корзины. Сутра-питака, Виная-питака, Абхидхарма-питака. Основные понятия и термины: канонические тексты, проповеди, свод дисциплинарных предписаний для членов сангхи, теоретическое и философское толкование буддизма . Семейное воспитание. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Человек в буддийской картине мира. Основные понятия и термины: Ахимса. Сансара. Карма. Нирвана. Шуньята. Дхарма. Сангха. Триратна. Быт, обычаи, традиции. Буддийский культ и обряды. Обряды жизненного цикла – свадьба, обряд благословения будущей матери, обряд наречения именем. Похоронные обряды.Основные понятия и термины: система культовой практики. Праздники. Буддийские праздники и лунный календарь. Новый год. Тройной праздник. День омовения Будды. День поминовения усопших. Уход Будды на небеса. Спуск Будды на землю. Приход на землю Мантрейи. Основные понятия и термины: сор, священная гора Меру, Сагаалган.
Искусство. Влияние буддийской религии на формирование художественных традиций. Архитектура – монастыри, храмы-сумэ, субурганы. Скульптура. Живопись. Буддизм в СССР. Буддизм в современной России.

Тема 6 Проблемы духовной жизни современной России (2ч)

Работа над проектом.

Тема 7 Проблемы духовно-нравственной культуры народов России (2ч)

Источник

Рабочая программа по ОДНКНР. 9 класс. 2019-2020 учебный год

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(полное наименование образовательного учреждения)

приказ № 63 от 30.08. 2019 года

____________ Савченко Н.И.

( подпись руководителя ОУ) (ФИО)

по основам духовно-нравственной культуры народов России

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень общего образования (класс) основное общее 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Учитель: Быкадорова Алёна Александровна

Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы : Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы : Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.

в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 26.07.2019);

— постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

— приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

— приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

— приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

— приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ;

— приказ Министерства образования и науки РФ от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской от 28 декабря 2018 г. № 345»;

— письмо минобразования Ростовской области от 31.05.2019 № 24/4.1-7171«О направлении рекомендаций» (рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год);

— основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Семено-Камышенская ООШ на 2019-2020 учебный год (приказ № 63 от 30.08.2019 г. по ОУ);

— учебным планом МБОУ Семено-Камышенская ООШ на 2019-2020 учебный год (приказ № 63 от 30.08.2019 г. по ОУ).

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека

есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика ).

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 9 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.

Принципы организации обучения

Культурологический принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов РФ: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это обеспечивает благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и успешное воспитание важнейших нравственных качеств гражданина многонационального и многоконфессионного государства — толерантность, эмпатию, гуманизм, справедливость.

Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., стремление к самоанализу и самостоятельности суждений. Это позволяет познакомить подростка с достаточно сложными, часто философскими, вопросами социальной жизни. При этом необходимо учитывать психологические особенности, малый жизненный опыт младших подростков, их статус в обществе. Дети этого возраста при тяге к философским жизненным проблемам не всегда правильно их воспринимают и оценивают. Реализация принципа природосообразности требует бережного отношения к объему знаний, который могут усвоить учащиеся 5 класса. Очень важно при этом учитывать еще одну психологическую особенность детей подросткового возраста — тягу к эмоциональным впечатлениям, актуальность образного мышления и чувственного восприятия.

Для реализации принципа природосообразности используется краеведческий материал как доступный для чувственного восприятия. Обучение проходит в естественной среде, частью которого является труд, быт, традиции, праздники, этические нормы и др. Важность привлечения краеведческого материала обусловлена тем, что, изучая родной край, подростки начинают осознавать значение малой родины в делах и судьбе страны, в развитии общероссийской культуры.

Принцип диалогичности. Поскольку российская культура есть диалог различных культур, то и знакомство с ними предполагает разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной, так и в религиозной культуре. Поскольку ведущей деятельностью подростка является коммуникативная, необходимо создавать условия для ее развития, и учебный диалог — оптимальное средство. Диалогичность реализуется в процессе обучения и другими способами: работа с текстами учебников, обсуждение проблемных ситуаций, совместная деятельность в парах и группах.

Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание, которое предъявляется обучающимся, постепенно углубляется и расширяется. Школьники начинают решать более серьезные интеллектуальные задачи и обсуждать социально значимые проблемы. Учитель должен обеспечить преемственные связи с предметом «Основы религиозных культур и светской этики», который изучался в начальной школе. Особенно важно знать, по какому модулю работали младшие школьники, и компенсировать недостаточное изучение содержания других модулей. Это объясняется общей целью изучения обсуждаемых предметов: учащиеся должны знакомиться не с одной выбранной в соответствии с модулем религией или светской этикой, а понимать общие особенности каждой традиционной религии России и основные идеи светской этики.

Психологические предпосылки усвоения содержания курса

Подростковый возраст — этап бурного процесса социализации. Дети вступают в отрочество: заканчивается детство, но многие чувства и переживания напоминают реакции младшего школьника на происходящие события. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, впитывает нормы поведения, общение со взрослыми становится более желанным и востребованным, чем общение со сверстниками. В этом возрасте дети уже ориентируются в истории нашего государства, понимают, что такое культура. У них развиваются предпосылки исторического мышления, логическое мышление и воображение находится уже на таком уровне, который позволяет подростку решать достаточно сложные учебные и жизненные задачи.

Под влиянием происходящих в организме физиологических изменений нервная система подростка не всегда адекватно реагирует на изменившиеся ситуации, отсюда быстрая и неожиданная смена настроения. Поэтому так важны для детей этого возраста «взрослые» коллективные разговоры о различных жизненных проблемах. Учебный диалог позволяет решить эту задачу.

Главной формой организации в 9 классе остается урок с традиционной структурой. Вместе с тем, возрастает доля мини-лекций, дискуссий, учебных диалогов. Важнейшим структурным элементом урока становится работа с рубриками «Послушаем друг друга», «Обсудим вместе». Большое внимание уделяется парной и групповой форме организации обучения.

РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная программа предусматривает:

количество учебных недель – 34 (основание: Устав ОУ);

количество учебных дней в неделю – 5;

количество часов по предмету – 1 час в неделю (согласно приказу №63 от 30.08.2019 г.);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *