одинокий дуб в поле

Николай Заболоцкий — Одинокий дуб: Стих

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Анализ стихотворения «Одинокий дуб» Заболоцкого

В творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого пейзажная лирика традиционно переплетается с философской.

Стихотворение написано в 1957 году. Его автору осталось жить один год. Пронеслась, как сон – иногда дурной – жизнь, позади известность, косые взгляды советской цензуры, арест, истязания, ссылка в лагерь. Вернулся к семье, но в сфере творчества заниматься приходилось только переводами. Постепенно нашел дорогу к читателям, улучшилось материальное положение. Но последние годы все же были омрачены нелепым разладом в семье. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – рассказчик, который только в финальной строфе явно обнаруживает себя, призывая читателя: вглядись в него (повелительное наклонение). Стихотворение, как это обыкновенно бывает у Н. Заболоцкого, насквозь метафорично. Поэт описывает и дерево, безусловно, но за этим образом скрывается человек. Оттого так красноречива первая строка: дурная почва. Действительно, человеку порой приходится расти на отравленной ложью, несправедливостью, обагренной кровью почве. В сущности, так мог бы сказать каждый. Но поэт, видимо, здесь рисует собственный портрет. Еще нестарый человек, он чувствует себя разбитым. Но он выжил, прошел через все. И хоть отсутствует внешнее «великолепье», он выстоял. В его душе по-прежнему зарыты сокровища образов, знаков, форм и рифм. «Какие-то отрепья»: мало кто задержит на нем взгляд. «Ударь – и запоет»: образ колокола здесь употребляется в его традиционном значении. «Славы»: песни дуба будут не проклятиями, а славословиями. «Важен и спокоен»: окружающая его местность безжизненна, истощена, опустошена. Однако дуб живет и своим существованием свидетельствует о силе жизни. Предпоследняя строка завершается вопросом. Расхожая пословица приобретает противоположное значение: воин, даже и один. Олицетворения: суставы, важен, запоет. В начальных строках 1 и 3 четверостиший обращает на себя симметричное употребление знака тире. Эпитеты: глухо, скрученные намертво, безжизненных. Янтарь: имеется в виду древесная камедь. Само сравнение с янтарем подчеркивает возраст дерева, его первобытность.

Стихотворение «Одинокий дуб» Н. Заболоцкого — гимн несломленным духом. Поэт призывает ценить не внешние эффекты, а внутреннюю сущность явлений, событий, людей, всего живого.

Источник

Стало штампом говорить, что Николай Заболоцкий похож на бухгалтера-счетовода. А мне кажется, он похож на философа: очки, застёгнутость на все пуговицы, упорядоченность, аккуратность, отстранённость и погруженность в себя. Не случайно его называют поэтом-философом.

Поэзия Николая Заболоцкого похожа на философское исследование, выраженное поэтическим языком, особенно характерным для его метафизических поэм тридцатых годов («Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия»). Уникальность поэта заключается в том, что до него мало кто делал достоянием поэзии такие сложные проблемы. Разве что его любимый Баратынский и Тютчев.

Принято говорить о двух Заболоцких, раннем и позднем. Некоторые идут дальше и выделяют в его творчестве четыре разных периода по десятилетиям: двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Действительно, поэт начинает с мрачно-карнавального мира «Столбцов», проходит через метафизическое осмысление мира в поэмах тридцатых и заканчивает классически-строгой лирикой пятидесятых.

Но есть то, что связывает всё его творчество в единое целое – это интерес Николая Заболоцкого к натурфилософии, к теме природы, Вселенной, к месту в ней человека. Поэт принадлежал к числу «космистов», развивавших идеи всеединства и присутствия всех во всём.

Русский космизм – особенный, он в наибольшей степени выражал русскую идею соборности, которая основывается не только на христианской идее всеединства, но и на реальной взаимосвязи земных и космических процессов, на необходимости соизмерять то и другое, человеческую деятельность с целостностью мира.

Яркими представителями русского космизма были ученые Циолковский, Вернадский, Чижевский, религиозные философы Николай Федоров, Сергий Булгаков, Николай Бердяев, поэты и писатели Хлебников, Бальмонт, Вяч. Иванов, Андрей Платонов, композиторы Скрябин, Рахманинов, Римский-Корсаков, художники Чюрлёнис, Кандинский, Малевич, Филонов, Николай Рерих и другие.

Мироощущение и мировоззрение Николая Заболоцкого формировалось под влиянием многих из них. Известна преемственность обэриутов, к которым принадлежал поэт, с Велимиром Хлебниковым. У него они учились очищать слово, видеть мир глазами ребёнка и соотносить время с вечностью.

У Павла Филонова Николай Заболоцкий учился анализировать мир и собирать его в единое целое, используя словесные формулы спаянности и соборности. У Циолковского, Вернадского, Сковороды и Федорова он воспринял идею космичности и глубину философской мысли.

Готов я лечь в великую могилу,
Закрыть глаза и сделаться землей.
Тому, кто видел, как сияют звезды,
Тому, кто мог с растеньем говорить,
Кто понял страшное соединенье мысли —
Смерть не страшна и не страшна земля.
(Безумный волк, Монолог в лесу, отрывки. 1931)

Ранние стихи и метафизические поэмы Николая Заболоцкого наполнены размышлениями о вечных вопросах: о жизни и смерти, о природе и бессмертии, о безумстве храбрых и идеалистах. И пусть смыслы, которые поэт вкладывал в эти понятия, на протяжении жизни менялись, но они всегда оставались в центре его мироощущения.

Ранний Заболоцкий достаточно мрачен, хотя многие видят в «Столбцах» только саркастический юмор и пародийность. Но эти стихи далеки от веселья, они наполнены смертью в разных ее вариантах, больше – как разрушительной силы, в которой гибнет всё живое.

Мы разогнем усталые тела.
Прекрасный вечер тает за окошком.
Приготовленье пищи так приятно —
кровавое искусство жить!
….

Там примус выстроен, как дыба,
На нем, от ужаса треща,
Чахоточная воет рыба
В зеленых масляных прыщах.
Там трупы вымытых животных
Лежат на противнях холодных
И чугуны, купели слез,
Венчают зла апофеоз.
(На лестницах, 1928)

Фактически поэт проделывает сложный путь движения из ада через чистилище в рай, где царят гармония и разум, путь обретения утраченных христианских ценностей. Большинство современных поэтов и исследователей склонны считать, что Заболоцкий двадцатых годов и есть настоящий поэт, что его сломала тюрьма и ссылка, после которых он превратился из поэта-философа в довольно заурядного поэта-резонёра, знающего, как надо жить и как себя вести.

Но феномен Николая Заболоцкого гораздо глубже. Он заключается в том, что его признают за своего разные люди и разные читатели, находя в нём и высокую поэзию, и городской фольклор, и глубокую философскую мысль. Заболоцкий – уникальный феномен в русской поэзии, принадлежащий разным традициям.

Например, его считали и до сих пор считают советским поэтом, связанным с официальной идеологией наравне с Твардовским и Исаковским. Его стихи читались в дни ленинских торжеств («Ходоки»), в школах «Слово о полку Игореве» изучалось, в том числе, и по переводу Заболоцкого,, позволившему ему вернуться в поэзию.

Слова из его стихотворения «Не позволяй душе лениться!» и вовсе превратились в советский лозунг и размещались на стендах в школьных кабинетах, как и стихи «Некрасивая девочка», «Смерть врача», ставшие в один ряд с сентиментальными стихами Эдуарда Асадова. Я уж не говорю о таких шлягерах, как «Признание» и «Городок».

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
(Признание, 1957)

Есть читатели, которые больше всего ценят в Николае Заболоцком его напряженную философскую лирику тридцатых-пятидесятых, которая ставит его в один ряд с великими поэтами золотого века. Наконец, есть те, кто ставит его рядом с именами русского авангарда: Хлебниковым, Хармсом, Филоновым и Малевичем. Это профессиональные поэты, ценящие его дерзкие искания в области слова и стихосложения и, конечно же, это ценители «Столбцов».

Набоков восхищался тем, что Заболоцкий смог в тоталитарном государстве найти своё неповторимое лицо и встать рядом с Зощенко, Олешей, Ильфом и Петровым. И еще более определенно высказался о Николае Заболоцком Иосиф Бродский:

«Заболоцкий – абсолютно замечательный поэт, что ранний, что поздний, а на вопрос, кого он больше предпочитает – раннего или зрелого Заболоцкого, ответил: «Я не знаю. Оба они для меня абсолютно равноценны». Заболоцкий сделал для русской литературы двадцатого века то же, что сделал Гоголь для литературы девятнадцатого. Все из нас в большей или меньшей степени находятся под влиянием его обаяния».

Но, несмотря на это, поэт продолжает оставаться в тени Мандельштама, Ахматовой и Пастернака, как и в тени более известных обэриутов – Хармса и Введенского. Во многом это происходит потому, что писал он стихи, которые, по словам философа Александра Моисеевича Пятигорского, никто не понимает… Николай Заболоцкий – был и остается одиноким дубом, который воин, даже и один.

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
(Одинокий дуб, 1957)

Источник

Одинокий дуб

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

одинокий дуб в поле. Смотреть фото одинокий дуб в поле. Смотреть картинку одинокий дуб в поле. Картинка про одинокий дуб в поле. Фото одинокий дуб в поле

Статьи раздела литература

одинокий дуб в поле. Смотреть фото одинокий дуб в поле. Смотреть картинку одинокий дуб в поле. Картинка про одинокий дуб в поле. Фото одинокий дуб в поле

одинокий дуб в поле. Смотреть фото одинокий дуб в поле. Смотреть картинку одинокий дуб в поле. Картинка про одинокий дуб в поле. Фото одинокий дуб в поле

одинокий дуб в поле. Смотреть фото одинокий дуб в поле. Смотреть картинку одинокий дуб в поле. Картинка про одинокий дуб в поле. Фото одинокий дуб в поле

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

одинокий дуб в поле. Смотреть фото одинокий дуб в поле. Смотреть картинку одинокий дуб в поле. Картинка про одинокий дуб в поле. Фото одинокий дуб в поле

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Николай Заболоцкий


Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления этого поэта совпал со сменой общественно-политического строя в России, которая превратилась в страну трудовых масс – серых, обезличенных и объединенных общей идеей. Попытки воспротивиться этому вылились в то, что Николая Заболоцкий был осужден за антисоветскую пропаганду и провел в лагерях почти 5 лет. Тюремное заключение не сломило поэта, однако свои мысли он стал выражать в аллегорической форме, и примером тому является стихотворение «Одинокий дуб», созданное в 1957 году.

В первых его строчках автор описывает дерево, корявое и неказистое, которое выросло на «дурной почве», недополучив всего того, что имеют его более счастливые собратья. Этот дуб с отрепьями вместо листьев, которые «глухо шелестят» на ветру, автор отождествляет с обычным советским человеком, который всю свою жизнь вынужден терпеть лишения, однако это лишь укрепляет силу его духа.

Этот неказистый дуб, ветки которого напоминают скрученные суставы, поэт наделяет не только огромной физической, но и духовной силой. Заболоцкий отмечает, что достаточно его ударить, и дерево запоет «колоколом славы, и из ствола закапает янтарь». Таким образом, автор трансформирует понятие серых масс, утверждая, что не только они создают мощь советской страны, но и государство делает их сильнее, выносливее и мудрее. Характеризуя дуб (этот образ поэтом также используется отнюдь не случайно, так как это дерево является одним из самых крепких и долговечных), Заболоцкий указывает на то, что он «важен и спокоен». А чувство одиночества, присущее любому индивидууму, который не готов становиться безымянным винтиком в прожорливой государственной машине, лишь закаляет духовные качества человека, которого поэт отождествляет с вековым исполином. «Он воин в поле, даже и один», — подчеркивает Заболоцкий, считая, что даже в эпоху провозглашенного равенства и братства, обратной стороной медали которых являются репрессии и беззаконие, даже один-единственный человек способен изменить ход истории. И такими личностями русская земля славится с незапамятных времен, несмотря на то, что у власти зачастую стоят самодуры, не осознающие, в чем именно силах россиян.

Источник

одинокий дуб в поле. Смотреть фото одинокий дуб в поле. Смотреть картинку одинокий дуб в поле. Картинка про одинокий дуб в поле. Фото одинокий дуб в полеОдинокий дуб

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика. В 1938 году его репрессируют по ложному обвинению и отправляют работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др. В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию. В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным. В 1957 году он побывал в Италии. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце остановилось навсегда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *