Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является
Задания и ответы школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ВСОШ (школьный этап)
Олимпиада по русскому языку
1. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформу МОД, то получится словоформа ДОМ, а другой – что получится словоформа ТОМ. Объясните, кто из учеников прав? На каком основании? Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 5 баллов
2. В хорватском языке есть такие слова:
mlatiti – молотить, бить,
sitan – мелкий, маленький ,
zreti – зреть, видеть .
Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова :
Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла
3. Каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные:
2) плохого церковь не исправит (złegokościołnienaprawi– польск.);
3) девятая дырка на свирели (деветарупа на свирали– серб.)?
Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 3 балла.
4. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Критерии: За правильное объяснение 6 баллов.
5. Найдите в следующем ряду слов такое, которое не подходит ни к одномутипу из перечисленных ниже слов с точки зрения значения и морфологии.Обоснуйте свой ответ.
6. Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ
Критерии: За аргументированное объяснение – 3 балла.
7. Предложите версию в рамках орфографических правил, почему в словеветреный пишется одна буква Н, а в словах выветренный, безветренный и подветренный – две буквы Н. Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.
8. Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможныв русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны.На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слововыделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:
1) глагол – (управление) – существительное;
2) существительное – (примыкание) – прилагательное;
3) глагол – (управление) – наречие;
4) прилагательное – (согласование) – существительное ;
5) причастие – (примыкание) – существительное ;
6) причастие – (примыкание) – глагол;
7) глагол – (примыкание) – причастие;
8) деепричастие – (управление) – существительное;
9) деепричастие – (примыкание) – глагол;
10) существительное – (примыкание) – наречие. Критерии: За верные объяснения – по 1 баллу. За верно составленные словосочетания – по 1 баллу. Всего – 9 баллов.
9. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.
1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?
2) Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.
3) Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.
4) – Душе несносно, раб. Её несёт любить.
5) Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.
Критерии: За правильно переведённое предложение – 7 баллов. За каждую ошибку, существенно
меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.
Всего за работу: 55 баллов
ВСОШ (школьный этап)
Олимпиада по русскому языку (ответы)
2) Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла
3) Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:
1) когда у куриц будут зубы (франц.) – когда рак на горе свистнет;
2) плохого церковь не исправит (польск.) – горбатого могила исправит;
3) девятая дырка на свирели (серб.) – последняя спица в колеснице, пятое колесо в телеге.
4) 1) Инверсия (используется дважды: постпозиция наречий образа действия и препозиция существительных при причастии). Возможно указание инверсии прямого дополнения – вас.
2) Ряд однородных членов (используется дважды: безмолвно, безнадежно; то робостью, то ревностью…)
Критерии: По 1 баллу за каждый пример и название средства: 2 приёма, за первый приём максимум 3 балла, за второй 2 балла. За полноту ответа добавляется 1 балл. Всего: 6 баллов.
6) Будить – пробудить – беспробудный – беспробудность. Критерии: 3 балла ( 1 балл за каждый элемент цепочки.
Критерии: За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл.
9) Любить – начальная форма глагола. Инфинитив может быть любым членом предложения. 1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь? Часть составного глагольного сказуемого, выражающего основное лексическое значение, вторая часть сказуемого – фазовый глагол « перестать».
2) Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих. Обету ( какому?) любить и жаловать. Определение.
3) Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать. Прошу (о чём?) любить и жаловать. Дополнение, это не составное сказуемое, т. к действия глагола относятся к разным лицам. Возможно: « Прошу любить и жаловать» является устойчивым сочетанием, что осложняет определение синтаксической роли входящего в его состав слова «любить», ведь фразеологизм можно рассматривать как единую синтаксическую единицу, в данном случае – сказуемое.
4) – Душе несносно, раб. Её несёт любить. Несёт ( с какой целью?) любить, обстоятельство цели.
5) Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Подлежащее.
Критерии . По 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов .
10) Золото огнем проверяется ( испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин. ( Золото огнём испытывается, а друг – жизненными испытаниями.) Критерии: 7 баллов за правильно переведённое предложение. За каждую ошибку снимается по 1 баллу.
Всего за работу: 55 баллов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформу ЛЫЖ, тополучится словоформа ЖИЛ, а другой – что получится словофор
Ответ:
разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг
с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в
отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше
вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название
на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним
«из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого».
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в
стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев
торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18
века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и
как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой.
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное
и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что
и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его
дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
Пётр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.
В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле
всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет
их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов
его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу
пустынных волн» Невы.
Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных
событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в
государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений
жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим
жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести,
жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.
В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют
Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформу ЛЫЖ, тополучится словоформа ЖИЛ, а другой – что получится словофор
Ответ:
разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг
с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в
отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше
вдохновленный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название
на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним
«из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого».
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в
стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев
торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18
века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и
как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой.
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное
и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что
и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его
дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
Пётр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.
В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле
всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет
их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов
его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу
пустынных волн» Невы.
Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных
событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в
государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений
жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим
жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести,
жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.
В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют