Один автор учебника по истории утверждал что при освещении исторического
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней.
Какую особенность знаний подметил Фауст? Приведите три примера, раскрывающие эту особенность.
ü Знание – это всегда результат активного взаимодействия субъекта с объектом.
ü Знание есть продукт познания, который претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты.
ü Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства.
В словах Фауста верно подмечено, что знания, особенно если они расшатывают устоявшиеся предрассудки, противоречат господствующей идеологии или обосновывают необходимость общественных преобразований, нередко встречаются в штыки, вызывая сопротивление.
Ø Сожжение на костре Джордано Бруно, проповедавшего учение Коперника;
Ø Сожжение Сервета, открывшего кровообращение;
Ø Преследование учения Дарвина;
Ø Приход к власти нацистов в Германии сопровождался гонениями на прогрессивных ученых;
Ø Ряд наук, которые бурно развивались на Западе, в СССР после окончания Великой Отечественной войны были признаны лженауками: генетика, квантовая физика, теория вероятности, социология, статистический анализ, кибернетика, волновая механика, психоанализ.
7. Процесс познания тесно связан с морально-нравственными устоями общества. Приведите три обоснования необходимости согласования процесса познания с требованиями морали.
1) приведены три обоснования:
— существуют определенные моральные ограничения в определении самого объекта познания, например, исследование человеческой психики, природы человеческого познания, опыты в области генной инженерии;
— ограничены также и способы познания, например, нечеловечно, антиморально познавать пределы возможностей человеческого организма при помощи пыток;
— каждый ученый ограничен принципами этики, морали, в проведении своих исследований, многие открытия современной науки способны приводить к созданию новых страшных видов оружия;
— сложно с нравственной точки зрения изучать природу человеческих чувств, например, дружбы, любви, в этой сфере практически невозможно проводить эксперименты.
ИСТИНА
С 7. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче.
Относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции.
5. Важную роль в познавательной деятельности человека играет ИНТУИЦИЯ. Многие истины открываются и познаются людьми интуитивно. Приведите четыре характерных признака интуиции как способа познавательной деятельности.
Приведены четыре характерных признака интуиции:
— интуитивное «видение» совершается не только неожиданно, случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;
— человек может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции;
— интуиция проявляется и формируется при основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы, поисковой ситуации.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
С7. Один автор учебника по истории утверждал, что при освещении исторического процесса следует перенести центр тяжести с изучения экономической истории на изучение истории культуры и духовной жизни. Необходимо раскрыть специфический способ развития человеческого общества, отраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Какой подход к анализу исторического процесса предлагал использовать автор учебника? Укажите два достоинства и два недостатка данного подхода.
Автор учебника предлагал использовать ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ подход к анализу исторического процесса. Среди достоинств данного подхода могут быть указаны: позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников ФОРМАЦИОННОГО подхода (ценности, духовная жизнь, психология и др.); ставит в центр исследования человека и его деятельность и др. Среди недостатков данного подхода могут быть указаны: приводит к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом; создается возможность отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества и др.
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы
Теория и практика по обществознанию
| Предмет: | Русский язык и литература |
| Категория материала: | Другие методич. материалы |
| Автор: | Толчева Ирина Васильевна это Вы? |
| Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
| Размер: | 547.50 Kb |
Назовите основные сферы общественной жизни. Приведите примеры собственной деятельности в каждой из этих сфер.
Экономическая – покупка продуктов в магазине
Политическая – участие в выборах в молодежный парламент
Социальная – дочь / сын, член классного коллектива
Духовная – исповедание православия / ислама и пр.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
«Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области»
«Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями»
«Ключевыми институтами общества являются: наследование, собственность, власть, семья»
Ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные потребности человека. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя примерами.
Образование – исторически сложившийся инструмент передачи знаний, подготовки квалифицированных кадров
Образование – совокупность учреждений, программ (т.е. нормативных документов), учебников и пособий
Образование действует в рамках определенных норм, например, закона об образовании, государственных образовательных стандартов и т.п.
Можно выделить статусы ученика, абитуриента, студента, учителя, преподавателя вуза, руководителя образовательного учреждения и п.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекал знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей
«ОО складываются во всех сферах жизни людей»; «Не все связи, возникающие между людьми, относятся к общественным отношениям».
Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
Состоит из взаимосвязанных элементов
Элементы меняются с течением времени
Меняется вся система в целом
С помощью трех примеров проиллюстрируйте противоречивость общественного прогресса.
Автомобиль: свобода, скорость передвижения и выхлопные газы
Генетически модифицированные продукты: дешевые продукты питания и вмешательство в генофонд природы, оборачивающееся непредсказуемыми последствиями для человека
Создание как лекарств, которые спасают человека, так и средств уничтожения
Развитие прав и свобод при росте опасности терроризма
Культура: высокохудожественные произведения и массовая культура, ведущая к усилению бездуховности, появлению антикультуры
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие революция? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.
Революция – коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания
«Революция носит скачкообразный характер»; «По характеру противоречий в обществе определяется тип революции»
Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
Доиндустриальное/аграрное (основа – с/х)
Индустриальное (основа – крупная промышленность)
Постиндустриальное/ информационное (преимущественное развитие сферы услуг, информация становится товаром)
Назовите основные черты традиционного общества.
Большинство населения заняты в с/х
Изменения происходят медленно, носят эволюционный характер
Сохраняется строго иерархичная сословная структура общества
Преобладают коллективистские начала
Большое значение имеют неписанные традиции, устои, обычаи
Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.
Ступень исторического развития, следующая за варварством
Уровень развития региона, этноса
Определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка
«Цивилизация не сводится лишь к одному параметру развития общества, включает в себя многие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность»; «В современном мире выделяют следующие основные цивилизации: западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская»; «Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла» и пр.
Один автор учебника по истории утверждал, что при освещении исторического процесса следует перенести центр тяжести с изучения экономической истории на изучение истории культуры и духовной жизни. Необходимо раскрыть специфический способ развития человеческого общества, отраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Какой подход к анализу исторического процесса предлагал использовать автор учебника? Укажите два достоинства и два недостатка данного подхода.
Использован цивилизационный подход к анализу исторического процесса
Позволяет глубоко изучить конкретное общество во всем его многообразии и специфике
Ориентирует на изучение ценностей, духовной жизни, психологии
В центре внимания – человек и его деятельность
Невозможен взгляд на история как всемирный процесс
Возможность отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ
Невозможно увидеть и исследовать закономерности развития человечества
Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано». Как вы относитесь в к этому суждению? Свой ответ обоснуйте
Общество и природа взаимосвязаны
Природа – естественная среда обитания общества
Цель производства – удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде и пр. Столетиями человек пользовался богатствами природы, нанося ей ущерб. В результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы – необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже уничтожением человечества.
В законодательстве РФ предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления
Назовите три признака глобальных проблем современности. Проиллюстрируйте их проявления примерами.
Едины для всего мира (авария в Чернобыле – проблема всей Европы)
Угроза всему человечеству (СПИД не разбирает уровень политического, экономического, социального развития обществ)
Решение возможно только сообща (проблема загрязнения Мирового океана)
Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.
Совершенствование и развитии производительных сил (т.е результат развития материальной культуры)
Результат социального прогресса и пр.
Приведите три примера глобализации в современном мире.
Возникновение глобальных проблем
Создание транснациональных корпораций
По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.
Порождены всем человечеством
Угроза существованию человечества
Решаемы только совместными усилиями
Информационная революция создает технико-технологические условия для решения глобальных проблем. Сочетание рыночного механизма с госрегулированием позволяет осуществлять социальную защиту населения. Идеи ненасилия, компромисса, диалога утверждаются в умах политиков. Значит возможно сотрудничество по совместному решению глобальных проблем.
Разделяете ли вы следующую точку зрения: «Глобализация представляет собой очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой ее части. В основе же такой колонизации монополии США на производство целого ряда высокотехнологичных видов продукции: вооружение, микропроцессоры, фармацевтика, операционные системы, продукция Голливуда и др.»? Приведите необходимые аргументы. Можно ли утверждать, что глобализация является закономерным процессом? Свой ответ обоснуйте.
Данная т.зр. отличается односторонностью: глобализация не ограничивается только транснационализацией производства и потребления
Г.-ция: «перемешивание» рас и народов; концентрация «умов» на приоритетных научных направлениях; «переваривание» культурно-мировоззренческих укладов; интегрирование людей в новые, ранее непривычные условия повседневной жизни
Г.-ция – закономерный процесс (основа – НТП и экономический рост). Интернет, ИКТ, спутниковая связь определяют ускорение оборота финансового капитала, повышают доходность вложенных средств, увеличивают инвестиции и свободный оборот капитала в мире.
Анализ современных тенденций мирового развития показывает, что транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, неправительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, играют возрастающую роль в мировой политике и экономике. В различных сферах деятельности старениями наиболее и хорошо подготовленных людей появляются многочисленные формальные и неформальные объединения «граждан мира». О каком явлении идет речь? Приведите три признака этого явления.
Повышение проницаемости межгосударственных перегородок; резкое возрастание объемов движения капиталов, информации, услуг, человеческих ресурсов; массированное распространение западных стандартов потребления, быта на др.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 50 Скачиваний: 12
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
;font-family:’Arial’;text-decoration:underline»>ВСТРЕЧАЕМСЯ 4 ДЕКАБРЯ
;font-family:’Arial'»>Тема занятия: Общество как система. Часть 2.
1. Повторить (учебник, справочники, презентации):
«>1. Понятие общества в узком и широком смысле слова, понятие системы, системные характеристики общества, общественные отношения, сферы жизни общества, общество как динамичная система, взаимодействие природы и общества.
«>2. Многообразие форм общественного развития. Формационный и цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация. Локальные цивилизации. Линейные (стадиальные) цивилизации. Традиционное общество. Индустриальное общество. Информационное общество.
«>2. Выполнить задания:
«>1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Информационное общество и его особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
«>2 «>. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Традиционное общество и его особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
«>3. «>Один автор учебника по истории утверждал, что при освещении исторического процесса следует перенести центр тяжести с изучения экономической истории на изучение истории культуры и духовной жизни. Необходимо раскрыть специфический способ развития человеческого общества, отраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе между собой и самим себе. Какой подход к анализу исторического процесса предлагал использовать автор учебника. Укажите два достоинства и два недостатка данного подхода.
;color:#000000″>4. Текст 1.
;color:#000000″>«Сущностью цивилизационной сферы представляются субъективные по своей природе, распространенные среди представителей различных социальных общностей всех уровней общества, этнических общностей, социальных, политических и правовых институтов, политических партий, корпораций, семей и т. д., фундаментальные идеи относительно социальных норм, ценностей, предписаний, идеалов, способов взаимодействия и общения людей и социальных общностей друг с другом, а также объективные угрозы физическому и материальному существованию цивилизационных институтов и материальных носителей культурных ценностей. Сущность безопасности цивилизационного развития (недопущение и минимизация угроз, которые могли бы способствовать ухудшениям по одному или нескольким вышеназванным составляющим параметрам) вследствие вмешательства в ценности, идеи и традиционный образ жизни, а также принуждения к определенному, противоречащему культурно-национальной идентичности поведению, в том числе принятию решений, находящихся в русле чьих-то сторонних по отношению к данной цивилизации и культуре интересов, информационными, пропагандистскими, военными, экономическими и иными методами «> ;color:#000000″>Цель обеспечения безопасности цивилизационного развития сохранить (защитить, отстоять) имеющиеся ценностно-ментальные и социально-политические основы нации, страны, государства, региональной или национальной идентичности от внутренних в «внешних угроз»» ;color:#000000″>(Феофанов К. А. ;color:#000000″>Политологические аспекты безопасности цивилизационного развития // Социально- гуманитарные знания. 2004. №6. С. 161162).
;color:#000000″>1. Что автор понимает под сущностью цивилизационной сферы?
;color:#000000″>2. На основании текста раскройте сущность безопасности цивилизационного развития. Как связаны между собой цивилизационная сфера и безопасность цивилизационного развития?
;color:#000000″>З. В чем видит автор цель обеспечения безопасности цивилизационного развития? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите примеры ценностно-ментальных основ нации, страны, государства.
;color:#000000″>4. Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, приведите примеры угроз для внутреннего и внешнего цивилизационного развития.
«>6. Назовите три любые черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общество.
«>7. Изучите приведенную ниже диаграмму.
«>Структура капитала в странах Запада (в %)
«>Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе.
;color:#000000″>8. Текст 2
;color:#000000″>Стадия развития локальных культур
«>Вмешательство в эволюцию живого не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, речь идет об информатизации. В конце ХХ столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретен свой термин «гуманитарная интервенция».
«>Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведет к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 5070 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы нефть, газ и уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащен автомобиль, самолет или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в ХХI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырье и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
«>1. Какие два ключевых процесса развития современной цивилизации назвал автор?
«>2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.
«>3. Какой прогноз развития человечества в XXI в. дал автор? Какой пример, подтверждающий этот прогноз, он привел? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.
«>4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.
;color:#000000″>9. Текст 3.
;color:#000000″>Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
;color:#000000″>Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15%% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
;color:#000000″>Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
;color:#000000″>Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
;color:#000000″>Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет.
;color:#000000″>Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека». Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично.
;color:#000000″>Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.
;color:#000000″>1. Какие четыре признака информационного общества названы автором?
;color:#000000″>2. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.
;color:#000000″>3. Автор полагает, что информационное общество является глобальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фактора, ведущие к глобализации.
;color:#000000″>4. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.
9 Количество учебных недель
34 Количество часов в неделю
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе




