Ода вольность радищев о чем
Краткое содержание Радищев ода Вольность
Ода «Вольность» написана А.Н. Радищевым, как воспевание свободы и равенства всех людей друг перед другом. Автор протестует против царского вседержавия и угнетение простого народа. Он продолжает тему, начатую когда-то Пушкиным, даже так же назвав свое произведение.
Дальнейшее что видит писатель, это недовольство угнетенных, оно нарастает с каждым разом все больше. И вот уже крепостные поднимаются против своих владельцев, устраивают переворот и свергают царя. Они судят его по своим законам и в конце казнят. Радищев не боится называть все своими именами, ода несет конкретный посыл, который должен достичь тех, кому он адресован. Сам писатель знает, что во время его жизни изменений в устройстве власти не будет, но он надеется, что его ода как один из кирпичиков окажется в нужном месте, чтобы выстроить полную картину в сознаниях простых людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
В старом запущенном цветнике майским утром расцвела роза. Аромат ее разносился далеко вокруг, и не было здесь цветка прекраснее.
Случилось это давно. В ту пору барин строго следил, чтобы народ не шастал из одной деревни в другую. Однажды он явился в Полевую в осеннюю распутицу. Собрав приказчиков и попов
Сюжетная линия произведения повествует о судьбе мальчика Коли Незлобина, который в раннем возрасте теряет мать и обретает слишком правильную мачеху, с приходом которой жизнь героя кардинально меняется.
Иван Александрович Гончаров величайший русский писатель и критик. Родился в 1812 году. В молодые годы работал корреспондентом в издательстве в городе Петербурге. При этом ещё обладал чином статского советника
Ода Радищева, в первую очередь воспевает о равенстве между господами и обычными людьми, она является первой революционной поэзией. Автор открыто протестует против угнетения обычных горожан. Данным давно тема, начатая великим писателем Пушкиным, была вновь поднята Радищевым и была названа также. Его основная цель открыть глаза граждан на происходящее, хоть и не каждый в силах перебороть собственный страх. Но это не останавливает писателя, он старается изобразить все согласно, своим принципам эстетики.
Был брошен целенаправленный вызов всему порядку, установленному государством. А так как большинство людей являлось крепостными, то лишь сама идея об их вольности, была пропитана неповиновением и дерзостью. Мнение Радищева же было, что вольность — это то что было дано каждому человеку с рождения, дано природой. Он считал, что вольность, занимает главенствующее место в жизни человека. Лишь имея полную свободу, люди могу поистине думать, как прожить отведенную жизнь, а не как просуществовать.
Но люди сами того не понимая, выбирая власть, сами загоняли себя в рамки, в границах которых не могут иметь волю. А церковь, Радищев, называет рычагом, который помогает правителю, воздвигая его в ранг божества, тем самым давая ему самую неограниченную власть. Но если бы это был просто контроль и наблюдение, также помимо этого проявляется деспотизм, ведь имея такую ничем не ограниченную власть, правители могли решать судьбу человека.
В будущем он видит, как люди восстают, простив власти, которая так их притесняет, они устраивают переворот, направленный против владельцев и в последствии свергают царя. Однако у горожан, есть уже свои законы, по которым будет решена судьба владыки. Царя казнят. Ограничений в своих выражениях сам писатель не испытывает, так как знает, что его ода, несущая определенный посыл, просто обязана, достичь помыслы людей, которым она была адресована. Тем не менее сам же автор понимает, что при его жизни, во власти никаких изменений не произойдёт. Тем не менее, у него остается надежда, что его ода, в своем роде являющаяся одним из кирпичиков, рано или поздно, окажется в том месте в котором обязана быть, для того чтобы выстроить полную картину в сознании обычных людей.
Также читают:
Популярные сегодня пересказы
Егор Полушкин жил в деревне, и местные жители звали его бедоносец. У жены Егора было странное имя ее звали Харитина или просто Хари. Ещё у Егора был сын Коля, который рос добрым мальчиком и любил всё живое, прям как его отец.
По жанровой направленности произведение является историческим романом, основная тема которого заключается в изображении жизненного пути известного римского гладиатора, под руководством которого происходит восстание рабов.
В основе данного произведения лежит история, изложенная в старинном манускрипте. События новеллы происходят в шестнадцатом веке в Италии
«Вольность», анализ произведения Радищева
История создания
Оду «Вольность» Радищев написал в 1781-1783 гг. в возрасте 32-34 лет. Трудно судить о точной дате её написания, поскольку она нигде не указана. Но в оде упоминается как длящаяся война за независимость США, которая закончилась в 1783 г.
Радищев целиком включил оду «Вольность» в «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Тверь» герой-путешественник, разговаривая с автором оды, комментирует произведение.
Но в напечатанном варианте «Путешествия» Радищев оставил только 14 строф оды. Полный текст оды не был издан при жизни Радищева, увидев свет только через 100 лет после его смерти, в 1906 г. Этот текст был, очевидно, подправлен сыном Радищева Павлом. Полный неиспорченный текст был опубликован только в 1922 г.
Литературное направление и жанр
Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения. Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами. Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.
В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.
Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.
Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения указана в названии.
Стихотворение состоит из 54 строф. В первой строфе Радищев обращается к вольности. Это слово в 18 веке означало то же самое, что современное слово свобода. Себя автор называет, в соответствии с русской традицией самоуничижения, рабом, и просит вольность претворить в его сердце тьму рабства во свет. В первой же строфе лирический герой вспоминает идеальных борцов за свободу – Брута, убившего Цезаря, и борца с тиранами Вильгельма Телля.
Во второй строфе лирический герой рассуждает о том, что свобода сопутствует человеку от его рождения, но личной свободе вредит общественная власть, закон.
В 3-6 строфах метафорически описан «образ божий на земле», воплощение справедливости. Следующие три строфы раскрывают истинную лицемерную сущность этого образа. Чудовище попирает земные власти, называя себя властью божьей. Оно исполнено лицемерия, обманывает и льстит, требует святой веры, порабощает, делает рабами страха. Царь называет это чудовище законом божьим, а мудрец – святым обманом.
В десятой строфе лирический герой обращается к Богу, подателю естественных благ, создателю закона, и не верит, что Бог доверил кому-то свой глас. Царь, образ божества, своей властью утверждает и охраняет веру, одна власть сковывает рассудок, другая – стирает волю, действуют же они сообща.
В состоянии рабского покоя невозможен прогресс. Рабство способствует лени, запустению, бесславию и коварству. Радищев возмущён огромными полномочиями царя, от которого зависит жизнь подданных: «Живёшь тогда, велю коль жить». В 13 строфе поэт предрекает царю грядущего мстителя, несущего «вольность». Стремление к освобождению ценой крови, жизни царя, с точки зрения автора – природное право, которое возведёт царя на плаху. Тогда народ воссядет на престол и будет судить венчанного им же на власть преступника.
В строфах 15-18 мститель обвиняет венценосца в том, что он восстал против него, и перечисляет, какими полномочиями и обязанностями наделён царь. Но царь забыл данную Богу и народу клятву. В строфах 19-22 описано, в чём состоят прегрешения царя, гнушающегося собственным народом.
В строфах 23-24 Радищев рассуждает о людях, чьё стремление к свободе способствовало историческому прогрессу. Он вспоминает Кромвеля, которого одновременно осуждает как злодея, сокрушившего твердь свободы, но восхищается примером, который Кромвель подал народу, казнив тирана – Карла 1.
В строфе 25 Радищев описывает отрадную для него картину: народ разрушает ненавистный ему престол и «законом строит твердь свободы», превознося дух свободы, равный Богу. В 26-29 строфах упоминаются Лютер, который, подняв луч просвещения, помирил небо с землёю, Колумб и Галилей.
В стихах 30-31 Радищев описывает мир, познавший вольность. Пастух заботится о Господнем стаде (библейская аллегория), каждый себе сеет и жнёт на ниве. В стихах 32-33 описана счастливая семья, любящие друг друга супруги, в труде и веселье проживающие свою жизнь безбедно.
В 34 стихе поэт обращается к современной ему борьбе за независимость Америки, упоминая свободных воинов и их вождя Вашингтона.
В строфах 35-37 Радищев приходит к выводу, что только после обретения свободы в государстве возможна счастливая жизнь, которая и станет наградой за борьбу. В свободной стране единый устав – устав естественности.
В строфах 38-39 описана власть без свободы, тирания, при которой разрушаются семьи, человека запугивают, принуждают выбирать между мечом и золотом, войной и нечестием.
В стихах 40-42 Радищев упоминает римскую историю: Август, «скончав граждански брани», усыпил тревожную вольность, так что народ думал, что правит сам. Радищев придерживается той точки зрения, что никакое, даже кажущееся добрым, правление царя не даёт свободы. В царской воле вмиг всё изменить, стать тираном.
В строфах 42-44 Радищев размышляет о «законе природы», которому подвластны все народы: период свободного правления всегда сменяется новой тиранией. Причина в том, что свобода превращается в рабство, когда истощается «корень её благ». Радищев сопоставляет рождение и умирание вольности в народе с естественным процессом рождения и умирания любого творенья.
В строфах 45- 46 поэт обращается к народам, которым посчастливилось испытать вольность, с призывом беречь её. В строфе 47 Радищев объясняет, что ему суждено жить в стране, лишённой вольности, но надеется, что потомки будут помнить его как человека, родившегося «под игом власти», носящего «позлащенные оковы», но первым прорицающего вольность.
В строфах 48-50 автор обращается к отечеству с надеждой, что оно не только само станет вольным, но и даст закон вольности «в окрестности». Согласно описанному в строфах 42-44 закону природы, со временем в отечестве власть ослабеет, «закона твердь шатнётся». Тогда бренное строение будет разрушено. В строфе 52 описаны несчастья, сопровождающее разрушение «великой развалины»: голод, язвы, кровавые реки, огни, зверства. Виной всему станет «лютый дух властей». Положение спасёт возникновение «малых светил», которые «украсят дружества венцем» «незыблемы кормила» отечества.
С точки зрения автора, тогда, наконец, наступит счастливое время. В строфах 52-53 противопоставлено время торжества вольности и тяжёлый период, этому предшествующий.
В 54 строфе Радищев описывает день, когда наступит свобода, как день пришествия Божьего на землю. Метафорически такое событие определено как рождение из туч блестящего дня.
Таким образом, композиция оды – это цепь исторических примеров, философских рассуждений и даже предсказаний будущего. Основная мысль оды в восхвалении вольности, которая единственная может сделать отечество, народ и самого автора счастливым. Радищев возвеличивает народ, призывает его к борьбе за свободу против тиранов, против крепостного права, уничтожающего естественное право личности на свободу.
Тропы и образы
Радищев упоминает в оде исторические события только как примеры удачного обретения народом свободы. Гражданина Радищева интересует собственная страна и современные события в ней. Потому в оде он вынужден прибегать к подтексту. То есть читатель должен был понимать, что Радищев говорит не о монархии и самодержавии вообще, а о Екатерине II, которую называет алчным гадом, а престол её надменным.
Сатирическое описание царской власти, где царь – только обнаглевший слуга народа, сопровождается сатирическим описанием власти церковной, злодея-царя поддерживавшей.
Образ народа в оде восхваляется едва ли не больше, чем сама вольность. Радищев даже называет народ господом, судьёй для царя. Труд народа Радищев считает настоящей ценностью страны. Народ, с точки зрения поэта, должен стать главным героем исторического процесса.
Аллегорично также описание будущего государственного устройства России, «содружество малых светил», Исследователи считают это прообразом федеративного государства.
Множество метафор связаны с тираническим правлением царя: «Тревожну волю усыпив, чугунный скиптр обвил цветами», «Август выю их давил», ярмо порабощенья, броня заблужденья.
Для описания положительных или отрицательных сторон жизни народа Радищев использует традиционные эпитеты, часто постоянные: златые плоды, тучные нивы, ленивый вол, надменное чело, подлая тварь, весёлые дни, надменный престол, сживая завеса нощи, кичливая и строптивая власть, кровавый пот.
Нередко Радищев пользуется библейскими метафорами. Тирания, которая всегда готова сменить вольность, называется хлябью разверстой, усыпанной цветами. Другие образы Радищев заимствует из античных источников: сравнение паросска мрамора белее, описание истукана, языческого божества.
Радищев полностью следует теории Ломоносова о трёх штилях и создаёт высокий стиль в том числе и с помощью многочисленных старославянизмов.
Размер и рифмовка
Ода создана в традиционной для России 18 в. форме, начало которой положил Ломоносов. Каждая строфа состоит из 10 строк и написана четырёхстопным ямбом. Такая строфа называется децима.
В каждой строфе чередуются кольцевая, перекрёстная и парная рифмовка (первые и последние четыре строки – кольцевая или перекрёстна, центральные две строки – парная). Женская рифма чередуется с мужской.
Радищев намеренно использовал труднопроизносимые сочетания согласных, не заботясь о «гладкости» стиха. Так что не только читателю 21 в., но и современникам Радищева порой было трудно понять смысл стихов, а некоторые строфы до сих пор можно трактовать по-разному. Да и сам Радищев так характеризовал оду: «Смысл в стихах неясен, и много стихов топорной работы». Такая характеристика не умаляет достоинств произведения.
Лекция: Проблематика и поэтика оды А.Н.Радищева «Вольность».
История создания
Оду «Вольность» Радищев написал в 1781-1783 гг. в возрасте 32-34 лет. Трудно судить о точной дате её написания, поскольку она нигде не указана. Но в оде упоминается как длящаяся война за независимость США, которая закончилась в 1783 г.
Радищев целиком включил оду «Вольность» в «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Тверь» герой-путешественник, разговаривая с автором оды, комментирует произведение.
Но в напечатанном варианте «Путешествия» Радищев оставил только 14 строф оды. Полный текст оды не был издан при жизни Радищева, увидев свет только через 100 лет после его смерти, в 1906 г. Этот текст был, очевидно, подправлен сыном Радищева Павлом. Полный неиспорченный текст был опубликован только в 1922 г.
Популярные сегодня пересказы
Литературное направление и жанр
Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения. Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами. Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.
В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.
Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.
Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.
Тема и проблемы
Основная тема — недовольство безраздельной властью императора в России, благоговение перед законом, признание идеалов свободы, признаки гуманизма и равноправия. В произведении Пушкин обнажает проблему, которая волновала умы современников первой половины XIX века — злоупотребление властью, абсолютная монархия императора. Автор отважно высказывает свою гражданскую позицию, так как глубоко переживает за простого человека, беззащитного перед властью.
Произведение пронизано острыми переживаниями поэта. Оно призывает к активным действиям. Ода — форменный гимн революции, который подталкивает к переменам в жизни. Стихотворение пропитано болью автора о незаслуженном ограничении прав простого народа, показывая авторскую позицию Александра Сергеевича.
Пушкин считал, что закон всегда должен быть на стороне свободных проявлений народа, не дискриминируя и не сдерживая его. Властная элита должна издавать благочестивые и равенственные законы, своими действиями утверждая государственную несокрушимость.
Написание свободомыслящего стихотворения стало причиной отправки автора в изгнание. Ода — гимн преобразований, поощряющий к напористым и незамедлительным действиям, возвещающий о возвышенных верноподданнических чувствах, призывающий к разрешению проблемы неравноправия в обществе.
Дилемма авторитарности и недобросовестности властей, самобытность и суверенность в понимании поэта — главное в человеке. Александр Сергеевич свято верил, что личность ограничивают общество и господство, препятствуя ей создавать что-то новое. Проблема, которую поэт затронул в стихотворении, касается империи — орудия уничтожения гражданской инициативы.
Делая анализ оды «Вольность», стоит понимать, что предназначение автора — подогревать сердца простых людей, выражать протест против ограничения помыслов при помощи слова, которое сумеет запасть в душу. Поэт зазывает «падших рабов» взбунтоваться против «тиранов мира».
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения указана в названии.
Стихотворение состоит из 54 строф. В первой строфе Радищев обращается к вольности. Это слово в 18 веке означало то же самое, что современное слово свобода. Себя автор называет, в соответствии с русской традицией самоуничижения, рабом, и просит вольность претворить в его сердце тьму рабства во свет. В первой же строфе лирический герой вспоминает идеальных борцов за свободу – Брута, убившего Цезаря, и борца с тиранами Вильгельма Телля.
Во второй строфе лирический герой рассуждает о том, что свобода сопутствует человеку от его рождения, но личной свободе вредит общественная власть, закон.
В 3-6 строфах метафорически описан «образ божий на земле», воплощение справедливости. Следующие три строфы раскрывают истинную лицемерную сущность этого образа. Чудовище попирает земные власти, называя себя властью божьей. Оно исполнено лицемерия, обманывает и льстит, требует святой веры, порабощает, делает рабами страха. Царь называет это чудовище законом божьим, а мудрец – святым обманом.
В десятой строфе лирический герой обращается к Богу, подателю естественных благ, создателю закона, и не верит, что Бог доверил кому-то свой глас. Царь, образ божества, своей властью утверждает и охраняет веру, одна власть сковывает рассудок, другая – стирает волю, действуют же они сообща.
В состоянии рабского покоя невозможен прогресс. Рабство способствует лени, запустению, бесславию и коварству. Радищев возмущён огромными полномочиями царя, от которого зависит жизнь подданных: «Живёшь тогда, велю коль жить». В 13 строфе поэт предрекает царю грядущего мстителя, несущего «вольность». Стремление к освобождению ценой крови, жизни царя, с точки зрения автора – природное право, которое возведёт царя на плаху. Тогда народ воссядет на престол и будет судить венчанного им же на власть преступника.
В строфах 15-18 мститель обвиняет венценосца в том, что он восстал против него, и перечисляет, какими полномочиями и обязанностями наделён царь. Но царь забыл данную Богу и народу клятву. В строфах 19-22 описано, в чём состоят прегрешения царя, гнушающегося собственным народом.
В строфах 23-24 Радищев рассуждает о людях, чьё стремление к свободе способствовало историческому прогрессу. Он вспоминает Кромвеля, которого одновременно осуждает как злодея, сокрушившего твердь свободы, но восхищается примером, который Кромвель подал народу, казнив тирана – Карла 1.
В строфе 25 Радищев описывает отрадную для него картину: народ разрушает ненавистный ему престол и «законом строит твердь свободы», превознося дух свободы, равный Богу. В 26-29 строфах упоминаются Лютер, который, подняв луч просвещения, помирил небо с землёю, Колумб и Галилей.
В стихах 30-31 Радищев описывает мир, познавший вольность. Пастух заботится о Господнем стаде (библейская аллегория), каждый себе сеет и жнёт на ниве. В стихах 32-33 описана счастливая семья, любящие друг друга супруги, в труде и веселье проживающие свою жизнь безбедно.
В 34 стихе поэт обращается к современной ему борьбе за независимость Америки, упоминая свободных воинов и их вождя Вашингтона.
В строфах 35-37 Радищев приходит к выводу, что только после обретения свободы в государстве возможна счастливая жизнь, которая и станет наградой за борьбу. В свободной стране единый устав – устав естественности.
В строфах 38-39 описана власть без свободы, тирания, при которой разрушаются семьи, человека запугивают, принуждают выбирать между мечом и золотом, войной и нечестием.
В стихах 40-42 Радищев упоминает римскую историю: Август, «скончав граждански брани», усыпил тревожную вольность, так что народ думал, что правит сам. Радищев придерживается той точки зрения, что никакое, даже кажущееся добрым, правление царя не даёт свободы. В царской воле вмиг всё изменить, стать тираном.
В строфах 42-44 Радищев размышляет о «законе природы», которому подвластны все народы: период свободного правления всегда сменяется новой тиранией. Причина в том, что свобода превращается в рабство, когда истощается «корень её благ». Радищев сопоставляет рождение и умирание вольности в народе с естественным процессом рождения и умирания любого творенья.
В строфах 45- 46 поэт обращается к народам, которым посчастливилось испытать вольность, с призывом беречь её. В строфе 47 Радищев объясняет, что ему суждено жить в стране, лишённой вольности, но надеется, что потомки будут помнить его как человека, родившегося «под игом власти», носящего «позлащенные оковы», но первым прорицающего вольность.
В строфах 48-50 автор обращается к отечеству с надеждой, что оно не только само станет вольным, но и даст закон вольности «в окрестности». Согласно описанному в строфах 42-44 закону природы, со временем в отечестве власть ослабеет, «закона твердь шатнётся». Тогда бренное строение будет разрушено. В строфе 52 описаны несчастья, сопровождающее разрушение «великой развалины»: голод, язвы, кровавые реки, огни, зверства. Виной всему станет «лютый дух властей». Положение спасёт возникновение «малых светил», которые «украсят дружества венцем» «незыблемы кормила» отечества.
С точки зрения автора, тогда, наконец, наступит счастливое время. В строфах 52-53 противопоставлено время торжества вольности и тяжёлый период, этому предшествующий.
В 54 строфе Радищев описывает день, когда наступит свобода, как день пришествия Божьего на землю. Метафорически такое событие определено как рождение из туч блестящего дня.
Таким образом, композиция оды – это цепь исторических примеров, философских рассуждений и даже предсказаний будущего. Основная мысль оды в восхвалении вольности, которая единственная может сделать отечество, народ и самого автора счастливым. Радищев возвеличивает народ, призывает его к борьбе за свободу против тиранов, против крепостного права, уничтожающего естественное право личности на свободу.
Тропы и образы
Радищев упоминает в оде исторические события только как примеры удачного обретения народом свободы. Гражданина Радищева интересует собственная страна и современные события в ней. Потому в оде он вынужден прибегать к подтексту. То есть читатель должен был понимать, что Радищев говорит не о монархии и самодержавии вообще, а о Екатерине II, которую называет алчным гадом, а престол её надменным.
Сатирическое описание царской власти, где царь – только обнаглевший слуга народа, сопровождается сатирическим описанием власти церковной, злодея-царя поддерживавшей.
Образ народа в оде восхваляется едва ли не больше, чем сама вольность. Радищев даже называет народ господом, судьёй для царя. Труд народа Радищев считает настоящей ценностью страны. Народ, с точки зрения поэта, должен стать главным героем исторического процесса.
Аллегорично также описание будущего государственного устройства России, «содружество малых светил», Исследователи считают это прообразом федеративного государства.
Множество метафор связаны с тираническим правлением царя: «Тревожну волю усыпив, чугунный скиптр обвил цветами», «Август выю их давил», ярмо порабощенья, броня заблужденья.
Для описания положительных или отрицательных сторон жизни народа Радищев использует традиционные эпитеты, часто постоянные: златые плоды, тучные нивы, ленивый вол, надменное чело, подлая тварь, весёлые дни, надменный престол, сживая завеса нощи, кичливая и строптивая власть, кровавый пот.
Нередко Радищев пользуется библейскими метафорами. Тирания, которая всегда готова сменить вольность, называется хлябью разверстой, усыпанной цветами. Другие образы Радищев заимствует из античных источников: сравнение паросска мрамора белее, описание истукана, языческого божества.
Радищев полностью следует теории Ломоносова о трёх штилях и создаёт высокий стиль в том числе и с помощью многочисленных старославянизмов.