Обж в школе что это такое
Обж в школе что это такое
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит:
Содержание
Основы безопасности и защиты человека в ЧС
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основные инфекционные заболевания,первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие, вредные привычки
Основы военной службы
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «ОБЖ» в других словарях:
ОБЖ — охрана безопасности жизнедеятельности основы безопасности жизнедеятельности предмет в школе образование и наука Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом… … Словарь сокращений и аббревиатур
обжёг — ОБЖЁГ, обжёгся, обожгла, обожглась. прош. вр. от обжечь, обжечься. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
обжёг(ся) — [обжечь(ся)] … Словарь употребления буквы Ё
обж. — обж. обжимной … Словарь сокращений и аббревиатур
ОБЖ — Ж, БЖ, ОБЖ юр. пометки на тексте контракта, означающие степень проблемы: просто проблема (Ж), большая проблема (Большая Ж, БЖ) и очень большая проблема (ОБЖ) … Словарь бизнес-сленга
ОБЖ — см. Основы безопасности жизнедеятельности … Педагогический терминологический словарь
обж. — обжимной … Словарь сокращений русского языка
ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности (школьный предмет) основы безопасности жизнедеятельности … Словарь сокращений русского языка
ОБЖЁВАННЫЙ — ОБЖЁВАННЫЙ, обжёваная, обжёванное; обжёван, обжёвана, обжёвано (прост.). прич. страд. прош. вр. от обжевать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЖЁВЫВАТЬ — ОБЖЁВЫВАТЬ, обжёвываю, обжёвываешь (прост.). несовер. к обжевать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного,техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:
безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
основы здорового образа жизни;
современный комплекс проблем безопасности;
основы военной службы.
Общие понятия
По источникам происхождения угрозы делятся на 1) антропологенные (человеческий фактор); 2)техногенные; 3)природные.
По направленности воздействия: 1) Угроза личности; 2) Угроза обществу; 3) Угроза государству.
Соответственно безопасность бывает личная, общественная и государственная.
Основы безопасности жизнедеятельности
Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.
Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.
ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.
Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.
Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.
Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.
Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:
Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.
Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.
Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.
При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.
Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.
Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — теоретические основы, что изучает наука
Главная концепция безопасности жизнедеятельности (БЖД) — это предупредить о возникновении опасности и ее последующее устранение. Само слово безопасность окружало человека с момента его появления на Земле. Это понятие говорит нам о том, что мы должны не чувствовать опасений при контакте с внешним миром и при взаимодействии с окружающей нас средой. Она является одной из главных отраслей в каждом государстве, которое должно обеспечивать защиту своему народу и нормальные условия труда, комфортные зоны отдыха.
Безопасность жизнедеятельности, как наука
Сама эта отрасль имеет определенные структуры:
Главная цель БЖД как отрасли науки — это защита людей в определенной сфере, как правило в технической, от нежелательных, воздействий экологического и естественного происхождения, которые могут негативно отразиться на людях.
Рис. 1. Безопасность жизнедеятельности как наука
Основными средствами для этой цели является пропагандирование специальных знаний и навыков в обществе, их расширение, чтобы каждый умел применять полученные умения и информацию на практике.
Из этого вытекают главные задачи БЖД:
Знание практической части этой науки во многом вытекает из правильно сформированных целей. На Земле нет человека, которому бы не угрожала опасность. Инстинкт самосохранения заложен в нас с детства, и чем больше мы знаем, тем выше шанс сохранить свою жизнь и окружающих в благополучии.
Изучения БЖД или такого предмета в школе, как ОБЖ, может помочь нам увеличить свой кругозор свои знания в этой сфере, ведь опасность легче предупредить, нежели ликвидировать. Жизнь каждого человека зависит от того, что его окружает. Поэтому важно соблюдать профилактику возникновения факторов, которые негативно влияют на наше существование:
Рис. 2. Безопасность жизнедеятельности
Негативные факторы производственной среды
Производственная среда — это одна из частей техносферы, на которой всегда больше всего негативных факторов для человека. Основными опасными источниками являются машины, химические вещества, технические устройства, различные биологические вещества и жидкости, а также, как правило, отклонения от допустимых норм на территории рабочей зоны. Все эти факторы подразделяют на 3 основные группы.
Физические
Химические
Биологические
Сюда относится обработка специальными химическими препаратами.
Важно! Источниками негативного влияния на людей служат не только различные внешние факторы, но и психоэмоциональное состояние. Важно создать максимально хорошие условия для обеспечения работающих людей.
Рис. 3. Задачи БЖД
Основные функции БЖД
Функции безопасности в жизни и на производстве:
Учебная дисциплина ОБЖ
ОБЖ — общеобразовательный и общепринятый предмет для обязательного изучения. Этот предмет учит людей взаимодействовать с окружающим его миром. Обучение формирует у обучаемого определенные представления о единстве труда и отдыха с определенными охранами труда.
Рис. 4. Методы познания в БЖД
Аксиомы безопасности жизнедеятельности
Для такой науки, как БЖД, существуют несколько неоспоримых аксиом, не требующих доказательств:
Безопасность жизнедеятельности — это навыки и знания, которыми должен владеть каждый человек на Земле. Только в этом случае более высокая вероятность избежать негативных последствий для здоровья и жизни.
Для получения еще большего объема информации советуем посмотреть видео-лекцию по БЖД.
Выбранный для просмотра документ 03 Что за предмет-ОБЖ (Кого учить. ).doc
Кого учить, чему учить и как учить,
Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани
Это веление времени, это неизбежно.
Однако становление нового всегда сопровождается трудностями, сопротивлением. Часто такое сопротивление связано с недопониманием, с недостатком информации о новом.
Так, у многих педагогов существует определенное предубеждение против новой образовательной области, поскольку они незнакомы с ее Концепцией и видят в ОБЖ закамуфлированную и нежеланную ими «Начальную военную подготовку».
Другие, незнакомые с Концепцией, слепо следуя принципу сокращения содержания при проводимой модернизации общего образования, считают необходимым убрать из школы новые, «неклассические» предметы, в том числе курс ОБЖ. Или, допуская его, ограничить вопросами безопасности школьника
Наконец, ряд «экспертов» предлагают включить модуль ОБЖ в состав образовательной области «Технология» (это, например, и первую медицинскую помощь, и поведение в криминогенной ситуации, и вопросы национальной безопасности, и патриотическое воспитание).
К сожалению, сегодня в вопросе содержания и значимости собственного предмета, тем более области, даже преподаватели ОБЖ не всегда на уровне:
Поэтому давайте, еще раз разберемся:
Чему должна учить граждан страны новая образовательная область ОБЖ?
Как воплощается в ней задача учить детей быть мыслящими людьми, умеющими видеть и понимать проблемы современности и способы их решения?
Посмотрим в очередной раз, поскольку концепция образовательной области неоднократно публиковалась в различных источниках, но при этом – несколько изменим ракурс.
«Безопасность как ключевая потребность»
Источниками активности человека служат потребности. Ключевой потребностью человека является безопасность. В настоящее время считается общепринятой классификация потребностей, предложенная А. Маслоу (1954г).
На схеме потребности размещены в иерархическом порядке. Ученые подчеркивают, что потребности более высокого уровня возникают только после удовлетворения низших потребностей. Потребность в безопасности, следуя непосредственно за сиюминутными физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества – разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего обеспечение безопасности просто невозможно.
Можно сказать, что все человеческие потребности выросли из потребности в безопасности. И прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в общество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом, что исключительно важно, возникает общий интерес участников в безопасности самого общества, повышающей исходную личностную потребность каждого в безопасности. Общим интересом участников становится и безопасность государства, исторически ставшего наиболее устойчивой формой объединения людей в сообщество. Неслучайно, в Законе РФ
«О безопасности» упоминается не просто безопасность человека, а «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Далее. Можно также сказать, что все направления жизнедеятельности человека (а не только такие очевидные, как медицина, анатомия, гигиена и т.п.) касаются обеспечения его безопасности, пусть и опосредованно. Сюда относятся направления жизнедеятельности как в социальной, так и в техногенной сферах. При этом в прошлом, несмотря на сильную взаимозависимость безопасности личности и того сообщества, в которое данная личность входит, многочисленные и различные вопросы безопасности решались обычно стихийно, т.е. по мере возникновения и неосознанно. Это только тонкий исторический аналитик Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского» сделал вывод о том, что «первым государственным благом» является безопасность его граждан (иначе зачем оно, государство?). А Иван Калита, о котором в данном случае вел разговор Карамзин, думал вероятнее всего, об укреплении своей княжеской власти; обеспечение же им безопасности москвичей стало не осознанной целью, а механизмом укрепления власти.
В государстве, стихийно сформированном устойчивым сообществом (нацией), вопросы безопасности решались не только стихийно, но чаще всего также раздельно. Отдельно – безопасность государства, представлявшего данное сообщество вовне, среди других сообществ; отдельно – бытовой комфорт, отдельно – медицина, отдельно – «спецслужбы» государства, отдельно – армия. Только в периоды острых кризисов, во время войн за выживание или смут, жизнеспособный народ объединялся, опять же стихийно создавая атмосферу индивидуальной жертвенности во имя общих интересов, общей безопасности.
Проблема безопасности в современных условиях.
Сегодня из средств массовой информации каждый знает, что в жизни планеты наступили «новые времена». Но наступление «новых времен» характеризуется не только вспышкой терроризма.
В основе нагрянувшей смены эпох лежит достижение технологиями человека мощностей, соизмеримых с геологическими, достижение во второй половине ХХ века пределов роста антропогенного давления на природную среду.
Но преобразованная среда несет уже новые опасности. В связи с этим преобразование среды должно быть таким, чтобы новые опасности были меньше прежних и ниже допустимого уровня (полное устранение опасностей, естественно, невозможно). Раньше это условие выполнялось, как я упоминал, стихийно – методом последовательных проб и ошибок. Результаты ошибок были поправимы, а времени для проб было достаточно.
Раньше стихийная способность обеспечить свою безопасность была критерием естественного отбора жизнеспособных индивидов и сообществ. В ХХ I веке способность обеспечить свою безопасность стала еще и критерием жизнеспособности человека как вида.
В новой исторической эпохе спасти человека от собственных гибельных действий сможет только своевременное научное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности; умение осознанно делать безопасный выбор в быту, на производстве, в политической и общественной деятельности; навыки осознанного рационального поведения во все усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. Только комплексное видение всеми и каждым проблем безопасности сможет сегодня предотвратить бескомпромиссность конфликтов народов, «зеленых» и «патриотов», «экологов» и «хозяйственников», «глобалистов» и «антиглобалистов», безудержных защитников «прав человека» и сторонников несущей надежду Хартии Земли.
Таким образом, в XXI веке без науки и практики культуры безопасности, своевременно созданной и воспринятой всеми, особенно молодежью, каждый человек, каждый народ, да и все человечество просто не смогут выжить.
Изучение вопросов безопасности в школе.
До наступления «новых времён» вопросы безопасности систематически в школе не изучались, что вполне понятно: как упоминалось, они и в жизни решались разрозненно и стихийно.
Однако уже в 1994 году общественным Фондом национальной и международной безопасности России были чётко обозначены новые ориентиры:
«Курс ОБЖ обречён стать ведущим, системообразующим элементом не только в российской, но и в мировой практике воспитания и обучения: настало его время, усвоение основ безопасной жизнедеятельности даёт нам шанс выжить, иметь будущее»;
«Целью курса ОБЖ является сообщение учащимся научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера».
Позиция Фонда подчеркивала необходимость дальнейшего развития ОБЖ, включения в курс всего комплекса современных проблем безопасности человека и общества, в особенности безопасности их преобразовательной жизнедеятельности, становящейся причиной новых, небывалых опасностей (вспомним типовую схему обеспечения безопасности). В соответствии с этим в течение всех последних лет ведутся методические и экспериментальные работы по подготовке развития ОБЖ. В 2001 году их промежуточные результаты были собраны в очередном Пособии для преподавателей, выпущенном Фондом.
Время для существенного шага в развитии настало с принятием обществом в 1999 году назревших решений о реформе образования. К этому времени относится создание новой Концепции ОБЖ. Сложность задачи её разработки состояла в том, что в новой эпохе все школьные предметы, отражающие различные направления жизнедеятельности человека, должны содержать соответствующие аспекты безопасности. Поэтому при реформировании образования (с 2001 года оно стало называться модернизацией) появилась угроза «интеграции» содержания ОБЖ, а по существу растворения его по всему полю традиционных образовательных компонентов. Очевидно, что при этом потеряются не только специфические разделы курса, но и системность доведения до сознания учащихся проблем безопасности жизнедеятельности. Пропадут с таким трудом выращенные кадры педагогов и структуры их подготовки, накопленные учебные пособия, учебники по ОБЖ; пропадает опыт, в конце концов. Собственно, пропадает вся эффективность обновления образования в соответствии с главным требованием наступившей эпохи.
Выход из положения в представленной сегодня Министерством обр. и науки и одобренной обществом Концепции найден в сочетании центрального предмета ОБЖ и фрагментов по тематике безопасности жизнедеятельности во всех других школьных предметах, которые вместе составили новую образовательную область « Основы безопасности жизнедеятельности». Знания, умения и навыки, связанные предметом ОБЖ в единую систему, предназначаются для формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности (компетентность – готовность к решению любых теоретических и практичесикх задач в жизни).
Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечивать здоровье и безопасность, определять позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей.
Содержание предмета ОБЖ.
Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен иметь тщательно отобранное содержание.
Основы, конечно, не могут обойтись и без практических навыков безопасного поведения, рациональных действий в сложившихся опасных ситуациях, становящихся со временем всё более сложными, зачастую чрезвычайными. С одной стороны, многие из сегодняшних угроз были ранее не знакомы людям, в том числе и родителям, которые всегда учили и сегодня учат своих детей безопасному поведению. С другой стороны – процесс образования и воспитания растущего человека только и можно строить от простого к сложному, от типовых навыков к теоретическим обобщениям. Но основы не следует перегружать детальными инструкциями: ведь что-то учащимся уже известно, во-первых. Всего и на всю жизнь не предусмотришь, во-вторых. Не вспомнишь заученных инструкций, когда «клюнет жареный петух», в-третьих.
Таким образом, состав Федерального Компонента содержания общего образования, в части ОБЖ, целесообразно ограничить материалами, относящимися к достаточно общим вопросам индивидуальной, национальной и глобальной безопасности. В их числе ядра разделов, освоенных за 20 лет существования ОБЖ:
Безопасное поведение в повседневной жизни.
Основы здорового образа жизни.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Первая медицинская помощь.
Основы защиты Отечества (Основы военной службы)
К этим вопросам, в соответствии с новой Концепцией, в предмет ОБЖ в последнем классе (или классах) основной ступени общего образования вводится обобщающий теоретический (мировоззренческий) раздел:
6. «Современный комплекс проблем безопасности» с темами:
* безопасность жизнедеятельности (основы теории безопасности);
* современные проблемы безопасности (состав и структура всего комплекса);
* безопасность жизнедеятельности на глобальном уровне;
* безопасность жизнедеятельности на национальном уровне;
* национальная безопасность России.
Таким образом, Концепцией предполагается систематизация всех разделов на основе теоретических подходов, распределение существующих и новых материалов по классам в соответствии с возрастными возможностями учащихся, устранение материала избыточного, в основном инструктивного, местного, особенности обеспечения безопасности переносятся из Федерального Компонента содержания образования в Региональный. Усиливаются связи ОБЖ с фрагментами безопасности жизнедеятельности в других предметах (межпредметные связи), что в целом формирует новую образовательную область.
Выбранный для просмотра документ 07 Самоанализ преподавания курса ОБЖ в школе.docx