Обязательным требованием при включении ребенка с зпр в инклюзивное обучение является что
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
наталья легусова
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее десятилетие увеличилось количество таких учащихся практически в 2 раза. И особую группу занимают школьники с задержкой психического развития (ЗПР).
Для обучения таких детей интеграция массовой и специальной образовательной системы является ведущим направлением в образовании. На сегодняшний день инклюзивное образование является практически единственным способом реализации прав детей с ограниченными возможностями на получение образование, и как следствие, счастливое будущее. В мире детям с ограниченными возможностями уделяется особое внимание – поднимаются вопросы о получении достойного образования такими детьми, а также удовлетворение их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
На сегодняшний день родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, могут отдать ребенка на обучение либо в специализированную школу, либо в общеобразовательную школу с возможностями обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Интегрированное обучение в своем роде является альтернативной формой обучения и основывается на следующих принципах:
осуществление психолого-медико-педагогического отбора детей для интегрированного обучения;
ранняя коррекция нарушений;
образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку;
наличие положительного отношения со стороны социума и др.
Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательное учреждение осуществляется только с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции.
Опираясь на исследования С. Н. Сорокоумовой, было дано следующее определение инклюзивному образованию. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2]. Основой задачей инклюзивного образования выступает разработка более гибкого подхода к преподаванию и обучению, который обеспечит удовлетворение различных потребностей в обучении и воспитании детей. С. Н. Сорокоумова также отмечает, что удовлетворению этих потребностей должен способствовать континуум сервисов, включая благоприятную образовательную среду. Ведущей идей инклюзивного образования выступает принятие индивидуальности личности каждого учащегося, то есть, обучение осуществляется с целью удовлетворения потребностей каждого ребенка [2].
Одним из видов отклонений в развитии является задержка психического развития (ЗПР, что рассматривается как нарушение или замедление адекватного темпа психического развития.
Задержка психического развития подразумевает интеллектуальное расстройство, вызванное общим недоразвитием у ребенка эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. Если судить по сформированности эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, дети, имеющие задержку психического развития, как бы находятся на более ранней возрастной стадии, что проявляется в виде незрелости поведения и личности в целом, несформированности навыков интеллектуальной деятельности, а также в виде ограниченности знаний и представлений. Однако данный дефект отличается от умственной отсталости наличием «зоны ближайшего развития» [5].
Благодаря исследованиям Л. Ф. Чупрова удалось классифицировать и систематизировать основные клинические формы ЗПР. Однако, несмотря на это, все выделенные формы ЗПР характеризуются пониженной обучаемостью детей, замедленным темпом развития, а также недостаточной сформированностью познавательных процессов [5].
Низкий уровень мотивации, недостаточная организованность и целенаправленность, быстрая истощаемость и утомляемость, импульсивность и допущение большого количества ошибок – все это относится к особенностям познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, которую помимо вышеперечисленного сопровождает нарушение последовательности действий, затруднения в переключении с одного вида работы на другой, недоразвитие самоконтроля и словесной регуляции действий.
В раннем возрасте ЗПР – это, пожалуй, наиболее часто встречающая патология, связанная с такими многочисленными причинами, как внутриутробная патология, зависящая от наследственно-генетических факторов и от физического и психического состояния мамы, окружающей экологии и отношении мамы к беременности и будущему ребёнку.
При интеграции детей с отклонениями в развитии общеобразовательные учреждения осуществляется специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка. Все это направлено на решение таких задач, как контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, а также оказание своевременной помощи в проблеме адаптации среди здоровых одноклассников.
Если говорить о развитии ребенка, имеющего задержку психического развития, то здесь намечены те же тенденции, что и у нормально развивающегося. Часть нарушений, в основном, носят вторичный характер. Это отставание в овладении предметными действиями, отклонение в развитии речи и познавательных процессов и т. д. Если вовремя и грамотно организовать процесс воспитания, то многие отклонения развития у детей будут скорригированы или предупреждены [3].
Несмотря на то, что дети с ЗПР имеют трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, они все же имеют возможности для развития. Это является возможным, благодаря тому, что у таких детей сохранено конкретное мышление, они могут ориентироваться ситуациях практического характера, ориентируются на взрослых. У большинства детей с ЗПР эмоционально-волевая сфера более развита, чем познавательная, они с удовольствием занимаются трудовой деятельности [4].
Однако из-за особенностей в развитии детям с ЗПР необходимо целенаправленное обучающее воздействие взрослого.
Обычное образование предусмотрено для обычных детей и включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование направлено на работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование включает в себя реабилитацию и адаптацию особого ребенка к обычному образованию. Инклюзивное же образование направлено на восприятие и понимание ребенка таким, какой он есть, тем самым подстраивая под него систему образования. Таким образом, инклюзия предусматривает развитие каждого ученика с помощью сложной, но соответствующей его способностям, образовательной программы.
В своих исследованиях, С. И. Сабельникова ставит нас перед фактом, что дети с особенностями в развитии не обязаны учиться в специальных учреждениях. Наоборот, обучение в обычной школе позволит им получить качественное образование и поможет в адаптации к жизни [1].
Стоит отметить тот факт, что инклюзивное образование является полезным как и для детей с особыми возможностями, так и для здоровых. Благодаря их тесному взаимодействию и совместному сотрудничеству создается особая среда, в которой будет важен и ценен каждый участник. У здоровых детей, таким образом, развивается толерантность и ответственность.
По сравнению с другими видами образования инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, среди которых создание благоприятных условий для их скорейшей социализации и индивидуализации.
С целью обеспечения эффективного процесса интеграции людей с особыми образовательными потребностями к образовательным учреждениям предъявляется ряд требований,которые сделают процесс обучения комфортным:
1) соблюдение прав учащихся на получение полноценного и качественного образования;
2) обеспечение эргономически доступной среды – наличие пандусов, лифтов, специально оборудованных туалетов, профилактория, ЛФК, медицинского кабинета, специально оборудованного спортивного зала и т. д. ;
3) реализация организационно-методической поддержки учебного процесса – наличие индивидуальных учебных программ, инновационных информационных технологий в учебном процессе; воспитательной работы, используемой в учебном процессе; текущего и итогового контроля знаний учащихся;
4) осуществление мониторинга инклюзивного образования, т. е. отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся.
На территории РФ в настоящее время инклюзивное образованиерегламентируется следующими законодательными актами: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В статье 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия подписала в 2008 года, говорится, что для реализации прав на образование государства, подписавшие Конвенцию, должны обеспечить инклюзивное образование на каждой ступени образования и обучение на протяжении всей жизни человека.
Система инклюзивного образования в России состоит из учебных заведений среднего, профессионального и высшего образования, целью которых выступает создание безбарьерной среды в образовании и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Создание системы инклюзивного образования включает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Помимо этого, с целью облегчения процесса адаптации детей с особыми возможностями в развитии создаются специальные программы.
Если говорить о российской концепции интегрированного образования, то ведущим принципом выступает интеграция через раннюю коррекцию. Этот принцип предполагает реализацию комплексных программ ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций. Таким образом, это позволит ребенку успешнее адаптироваться к общеобразовательной среде.
Наличие обязательного коррекционного блока, который будет функционировать совместно с общеобразовательными.
Необходимость дифференцированного подхода к детям с задержкой психического развития. Также следует сразу отметить тот факт, что в некоторых случаях наиболее предпочтительным и эффективным будет обучение и воспитание детей на базе специального образовательного учреждения.
Для осуществления инклюзивного образования необходимо соблюдать несколько важных правил. Так, дети с особыми возможностями должны посещать образовательное учреждение (школу или детский сад, находящийся рядом с домом. Каждый ребенок с задержками в развитии имеет право посещать образовательное учреждение, причем такие дети участвуют в инклюзивных классных и школьных мероприятиях.
В настоящее время большое количество образовательных учреждений организовало целостную систему, целью которой стало обеспечение оптимальных условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности ученика благодаря интеграции всех ступеней образования.
Так, в некоторых школах, реализующих инклюзивное образование, было разработано и принято положение о безотметочном обучение, системе обучения, при которой отсутствует балльная форма отметки. Оценка учеников осуществляется путем качественной характеристики выполненной работы. Таким образом, данный прием работы способствует установлению тесного контакта между педагогами и учащимися. Система безотметочного обучения определяет потенциальные возможности и сильные стороны ученика,
Главной целью безотметочного обучения выступает определение потенциальных возможностей учащегося, углубление его сильных сторон, а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Приоритетными задачами в условиях реализации инклюзивного образования являются следующие:
1. Формировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы благодаря включению в успешные виды деятельности.
2. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности.
3. Сохранять и укреплять здоровье школьников.
4. Компенсировать недостатки дошкольной и начальной ступени образования.
5. Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
6. Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме развития.
7. Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Правильно организованное инклюзивное образование поддерживает детей с особыми потребностями, помогает им стать равноправными членами общества.
1. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения [Текст] / С. И. Сабельникова. 2009. № 1. С. 42-54.
2. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения [Текст]/ С. Н. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. №3. 2010. С. 134-136.
3.Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Академия, 2002. 312 с.
4.Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. И. Аксенова, Б А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под. ред. Н. М. Назаровой. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2005. 400 с.
5. Чупров Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников [Текст] / Л. Ф. Чупров.Черногорск-Москва: СМОПО, 2009. 80 с. с прил.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр 1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.
Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.
Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.
Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.
Сценарий развлечения «Праздник здоровой улыбки» в группе детей с задержкой психического развития Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Богородицка. Сценарий развлечения «Праздник здоровой улыбки» в группе детей с задержкой психического.
Обучение и развитие ребенка с ЗПР в обычном классе общеобразовательной школы по адаптированной программе
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
В моем классе учится ребенок с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития
Адаптированная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 53 (далее – АОП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации, планируемым результатам освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПООП НОО обучающихся с ЗПР).
Адаптированная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.1.) определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития, примерные условия образовательной деятельности.
Вариант 7.1. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие.
Следуя рекомендациям, данным в этой программе совместно с педагогом – психологом школы разработан «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» (Приложение 1). План реализации маршрута (Приложение 2).
Коротко об основных направлениях работы педагога по этому маршруту.
Педагогическая диагностика детей с ЗПР
Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка. Одной из важных составляющих при получении такой информации является педагогическая диагностика. Она представляет собой способы изучения характера усвоения программных знаний и навыков, особенностей сформированности важнейших для развития ребенка видов деятельностей, индивидуально – личностных особенностей.
Для диагностики сформированности учебных знаний могут быть использованы методы наблюдения за поведением ученика на уроке, анализа контрольных и самостоятельных письменных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу. Для того, чтобы в дальнейшем диагностические данные можно было использовать при отборе дифференцированных приемов педагогического воздействия, необходимо тщательно продумать критерии оценки материалов диагностики.
Результаты изучения особенностей усвоения учебных знаний и навыков я заношу в «Дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью учащегося».
В результате педагогической диагностики возможно выявить, какие именно темы и разделы учебной программы и в какой степени усвоены каждым ребенком, проанализировать, что является основной причиной затруднений при усвоении, разработать на основе этих сведений индивидуальную коррекционную программу для ребенка, включающую в себя цели и задачи, этапы, оптимальные приемы организации коррекционно – развивающей работы как на уроке, так и во вне урочное время.
Так, высокий уровень овладения программными сведениями предполагает предоставление ребенку максимальной самостоятельности, индивидуальное усложнение заданий, побуждающее к оказанию объясняющей помощи другим детям.
Овладение программой в степени выше среднего ведет за собой анализ причин, не позволяющих справиться с учебными требованиями на более высоком уровне. В случае, если затруднения ребенка обусловлены сенсомоторными (1 группа причин) или познавательными (2 группа причин) нарушениями, психолого – педагогическая его поддержка должна быть направлена на создание специальной коррекционной среды, подбор таких дидактических игр и упражнений, которые на коррекционных занятиях и в свободное время позволяли бы ребенку преодолевать эти нарушения.
Образовательная деятельность.
Особые образовательные потребности
Организация деятельности на уроке.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
Вариативные приемы обучения.
На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:
— умение действовать по плану;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение оценивать правильность выполненного действия;
— учение вносить коррективы в результат.
Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.
Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. Кружок «Занимательная грамматика и развитие речи».
В системе обучения использую различные виды помощи:
Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.
Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии.
Использование игр и упражнения, направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие артикуляционной моторики.
Использую на уроках для всех детей (оказываю индивидуальную помощь ребенку с ЗПР) пластилинографию, оригами, работу с конструктором, работу с мятой бумагой, ватопись.
Очень нравятся детям занятия логоритмикой и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Далее приведены кинезиологические программы, направленные на:
Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней. Занятия ведутся по схеме:
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Также немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Вовлекаю ученицу в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых она учится изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками. Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения».
Ориентируюсь на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
Задействую ее в мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве.
Создаю благоприятный психологический микроклимат в классе.
Провожу тематические беседы, классные часы, совместные поездки, экскурсии.
Веду работу по развитию познавательных (познавательные УУД) и творческих способностей у ребенка, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера, а также развивающие игры и задания. Кружки «Шахматная азбука», «Занимательная математика», «РОСТ» (Развитие. Общение. Самооценка. Творчество)
Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Дни здоровья. Занятия на свежем воздухе.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.