Объясните в чем заключались причины и результаты государственного регулирования экономики в годы
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Объясните в чем заключались причины и результаты государственного регулирования экономики в годы
Подробное решение параграф 19-20 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013
Из декламации социал — демократической фракции германского рейхстага по поводу военных кредитов (с. 117)
Проанализируйте документ. Какие аргументы приводят авторы декларации для обоснования своего отказа от принципов интернациональной солидарности? Исходя из каких критериев вы оцените их позицию? (с. 117)
Ответ: Напрасность усилий в данном вопросе; угроза войны; возможность победы русского деспотизма; необходимость защиты своего отечества.
Их позицию можно оценить исходя из критериев, озвученных в документе: «право каждого народа на национальную самостоятельность и самозащиту и войну. ».
Вспомните, каковы были главные лозунги антивоенной программы В. И. Ленина. (с. 119)
Ответ: Ленин выдвинул тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и необходимости использования рабочими войны для свержения «своих» правительств.
Вспомните, как повели себя в этой ситуации либералы. Какие шаги предприняли монархисты? (с. 125)
Ответ: Либералы печатали про Распутина нелицеприятные статьи в газетах, монархисты организовали его убийство.
1. Чем вы объясните то обстоятельство, что в начале войны националистические настроения взяли верх над всеми иными идейными и нравственными принципами? Считаете ли вы такое положение закономерным? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
Ответ: Это было связано с отношением самих стран друг к другу. Известно давнее соперничество западных государств и России, Германии и Франции, Франции и Англии, России и Австро — Венгрии в восточном вопросе. В обществе царили те настроения, которые пропагандировались. В условиях нарастающего противостояния между ведущими державами люди отчетливо понимали, что им придется защищать себя. Однако те, кто развязывал войну, были уверены, что они также защищают свои интересы. Это представляется весьма закономерным. Примером в данном случае может служить Россия. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись известные поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. На личные средства императорской семьи в царскосельских дворцах были открыты лазареты, в которых императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия. Крупные пожертвования от населения стали поступать в Красный Крест, на счета обороны и военного займа, на поддержку семей фронтовиков. Для помощи фронту создавались различные общественные организации — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Союз георгиевских кавалеров, Общество помощи жертвам войны и др.
Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма».
2. Сопоставьте отношение людей к войне в ее начале и на завершающем этапе. Чем оно определялось? Было ли оно одинаковым в разных слоях общества?
Ответ: В первые дни и месяцы войны значительная часть населения вовлеченных в нее стран была охвачена националистическими настроениями. Попытки пацифистов и некоторых социалистов высказаться против войны заглушались волной ура — патриотизма. Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма». Идеи классовой борьбы и интернациональной солидарности рабочих оказались отодвинутыми на задний план. Лишь отдельные группы социал — демократов осудили начавшуюся войну как империалистическую и призвали трудящихся отказать в поддержке своим правительствам.
Призывы к единству всех политических сил воплотились в создании во многих странах коалиционных правительств. В Великобритании в правительствах военного времени были представлены либералы, консерваторы и набиравшие политический вес лейбористы. Во Франции в правительствах «национального единения» наряду с деятелями правых, консервативных партий участвовали социалисты.
На завершающем этапе войны люди были не довольны сложившимся положением. Затянувшаяся война, ухудшение жизни людей в тылу, нежелание правительств идти на уступки привели к тому, что люди, не зависимо от их политической принадлежности, объединились с единым требованием о прекращении войны. Данное положение привело к революциям в России, Австро — Венгрии и Германии.
3. Объясните, в чем заключались причины и результаты государственного регулирования экономики.
Ответ: Это было необходимо для бесперебойного снабжения фронта вооружением, медикаментами и продуктами. Результаты государственного регулирования – переустройство экономики на нужды войны. Главными партнерами власти считали крупные монополии, а интересы мелких предприятий игнорировались. Так, в Германии в 1914—1917 гг. закрылось свыше 10 тыс. небольших предприятий, а стоимость заводов Круппа возросла в 4 раза. В России было предложении милитаризировать и средние и мелкие предприятия, что было успешно сделано.
4. Что было общего в экономической политике России и европейских стран? Почему установление так называемого «бюрократического социализма» таило особую опасность для России?
Ответ: Все государства перестраивали свою экономику на нужды войны. Крупная промышленность милитаризировалась и перешла под государственный контроль. Создавались специальные органы, которые контролировали эти предприятия, распределяли военные заказы и сырье, регулировали трудовые отношения.
«Бюрократический социализм» таил опасность для России, так как это могло привести к свертыванию политических и социальных реформ и попытке возврата прежним порядкам. Следовательно, это приведет к взрыву в обществе в виде революции.
5. Что подразумевает понятие «гражданский мир»? В каких исторических ситуациях к нему прибегают? От чего зависит прочность этого мира? Приведите примеры.
Ответ: «Гражданский мир» подразумевает собой то состояние общества, когда люди, объединенные одной идеей и целью, стремятся реализовать ее; когда политические силы находят консенсус. К «гражданскому миру» прибегают в наиболее критические моменты жизни общества: период войны, беззаконие по отношению к отдельным категориям граждан. Прочность этого мира зависит от внешних обстоятельств и результатов, которые были достигнуты.
Примером может служить нарастание кризисных проявлений в период Первой мировой войны. С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Сначала они требовали главным образом повышения зарплаты, которая все время обесценивалась из — за роста цен. В Великобритании, например, в этом направлении активно действовали представители профсоюзов на местах — так называемые цеховые старосты. Затем все чаще стали звучать антивоенные лозунги. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.
6. Определите и охарактеризуйте основные слагаемые кризиса, в котором оказалось к концу войны большинство воевавших стран.
Ответ: Продолжавшаяся война, увеличение потерь на фронтах, ужесточение жизни в тылу – основные слагаемые кризиса.
С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.
На завершающем этапе войны солдаты на фронтах нередко отказывались идти на передовую. Еще весной 1915 г. на Восточном фронте произошло несколько случаев массового перехода чешских солдат на сторону русских войск. А весной 1917 г. дело дошло уже до «братаний» русских и немецких солдат. Осенью того же года отказались повиноваться матросы на кораблях германского военного флота в Вильгельмсхафене. Руководители этого выступления были казнены, 50 матросов приговорены к каторжным работам.
Во всех европейских странах так или иначе сказалось революционизирующее влияние событий 1917 г. в России.
7. Как вы думаете, почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?
Ответ: Человек, оказавшийся в сложной, безвыходной ситуации, подвержен влиянию различных течений. Как правило, выбираются те пути, что принесут более быстрый результат.
8*. Как, по вашему мнению, соотносятся война и революция? Есть ли закономерные связи между этими понятиями?
Ответ: Во время войны проблемы имеющиеся в обществе, вскрываются с еще большей силой. Неспособность правительства решать проблемы в новой обстановке старыми методами приводит к революции. Хлебные очереди в Петрограде сделали то, чего не дано было представителям левых партий, — привести в движение механизм революции.
9. Проанализируйте поведение Николая П. Как вам кажется, какие ошибки он допустил?
Ответ: Николай II слишком сильно понадеялся на патерналистскую систему. Он не пошел на встречу обществу в решении назревших проблем. В частности, в сентябре 1915 г. Николай II приостановил работу Думы, уволил министров, поддерживавших «Прогрессивный блок», и объявил, что берет на себя командование армией. Он объяснял эту меру крайностью положения и исторической ответственностью монархии.
Таким образом, император в очередной раз предпочел опереться не на гражданское общество, а на патерналистскую традицию, согласно которой он лично должен был вести войска к победе. Но в сложившихся условиях это был весьма опасный шаг. Николай пытался собственной фигурой заслонить традиционную в России неавторитетность начальства, взяв на себя всю ответственность и за ход военных действий, и за состояние транспорта, и за положение населения, что неизбежно вело к десакрализации (падению божественного ореола) образа самодержца.
И тем не менее еще можно было до определенной степени исправить положение. Однако близость к царскому трону фигуры Григория Распутина способствовала окончательной дискредитации императорской семьи.
10. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время войны?
Ответ: 1 августа 1914 г. в своем воззвании Верховный главнокомандующий пообещал воссоединить польские земли под властью царя при сохранении польской веры, языка и самоуправления. По отношению к немецкому населению Российской империи были применены дискриминационные меры. Немецкие школы и союзы были закрыты, затем последовало запрещение пользоваться немецким языком в публичных местах.
Евреев тоже подозревали в шпионаже в пользу стран центральноевропейской оси, и в 1915 г. вместе с немцами и поляками сотни тысяч евреев были насильственно выселены из пограничной зоны. Чтобы обустроить всех этих людей и придать новый импульс развитию российской экономики, в августе 1915 г. была расширена территория, входящая в еврейскую черту оседлости, и евреям было разрешено селиться также во всех городах России.
Воззвание Верховного главнокомандующего к полякам вызвало надежды и у финнов. Однако 2 августа 1914 г. в Финляндии было введено военное положение, финляндский генерал — губернатор подчинен российским военным властям. Была значительно ограничена деятельность сейма, введена цензура, запрещено проведение публичных собраний, ограничено передвижение по стране. Был поднят вопрос о призыве финнов на военную службу.
Подобная политика привела к тому, что свой взор Финляндия обратила в сторону Германской империи, а многочисленные финляндские добровольцы составили 27 — й прусский егерский батальон, который сражался в составе германской армии.
В 1916 г. национальные волнения охватили значительную часть Средней Азии. Причина их крылась в усилившихся противоречиях между скотоводами — кочевниками и оседлыми переселенцами, основавшимися на немногочисленных плодородных землях среднеазиатского региона, которые использовались местными жителями в качестве летних пастбищ.
Помогиите.
Всё по Первой Мировой.
1. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время Первой Мировой войны?
2. В чём заключались причины и результаты государственного регулирования экономики.
3. Как вы думаете, почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?
Ответы
Виктор Пугачев
Уважаемая Ксения, я даю Вам консультацию абсолютно бесплатно, но у меня есть убедительная просьба: напишите озыв на мою консультацию на сайте. Это займет у Вас несколько минут. Спасибо.
1. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время Первой Мировой войны?
В начале ХХ века в России как многонациональной стране обострились межнациональные противоречия. Национальные окраины оказались в роли внутренних колоний, сырьевого придатка для быстро развивавшихся основных промышленных регионов – Петербургского, Московского, Уральского, Южного, Западного. Субъективным фактором обострения национального вопроса стало усиление ассимиляторских тенденций со стороны верхов российской бюрократии, что вызывало болезненную реакцию в первую очередь у местной элиты и формировавшейся национальной интеллигенции.
К началу XX в. завершалось формирование ряда наций, составлявших многонациональный российский социум. Первопроходцам культурно-национального самоопределения часто приходилось натыкаться на высокомерие бюрократического аппарата, на многочисленные факты, которые расценивались как проявления русификации, шовинизма в сфере культуры. Так, в 1864-1904 гг. было запрещено печатание книг с использованием латинско-литовского алфавита (в Литве и Латвии) — Литовские книги печатались в Восточной Пруссии и завозились нелегально. В 1914 г. царское правительство пыталось принизить значение 100-летнего юбилея со дня рождения Т. Г. Шевченко. И это лишь отдельные примеры национальной политики, проводившейся царским правительством.
С началом Первой мировой войны межнациональные противоречия серьезно обострились. Под предлогом всеобщей мобилизации царское правительство издавало специальные указы о мобилизации именно «инородцев» на тыловую военную службу, что служило толчком к нарастанию национально-освободительной борьбы народов России и даже к стихийным восстаниям. Крупнейшим из них в годы войны было стихийное восстание в Средней Азии и Казахстане. Объявленный в разгар полевых работ в июне 1916 г. царский указ о мобилизации «инородцев» на тыловую военную службу послужил последним толчком к открытому вооруженному выступлению. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали мобилизационные списки, разрушали телеграфную связь и железнодорожные пути. Особенно сильный размах восстание получило в Тургайской области Казахстана. С помощью военно-полевых судов, виселиц, многочисленных карательных войск царизм пытался расправиться с национально-освободительным движением, но ему не удалось подавить его до конца.
Таким образом, царское правительство, проводя реакционную политику в национальном вопросе (как, впрочем, и во многих других), способствовало дальнейшему ослаблению страны, что еще больше усугубляло ситуацию в условиях военного времени и, в свою очередь, послужило одной из причин падения царского режима.
2. Причины и результаты государственного регулирования экономики.
Царская Россия к началу Первой Мировой войны была слабо подготовлена. Ее экономический потенциал не соответствовал необходимым требованиям для ведения серьезных боевых действий на фронте, поскольку производственные возможности русской промышленности были крайне ограничены. Катастрофически не хватало вооружения и снаряжения (винтовок, пулеметов, артиллерийских орудий, патронов, снарядов и др.). Необходимо было перестраивать всю промышленность на военный лад, но этому препятствовали технико-экономическая отсталость страны, косность бюрократического государственного аппарата. И только серьезные экономические затруднения и военные неудачи заставили царское правительство приступить по примеру других стран к мобилизации промышленности. Для этого было создано несколько междуведомственных органов для регулирования всей хозяйственной деятельности, связанной с войной. Среди них главную роль играло образованное в 1915 г. «Особое совещание по обороне», призванное осуществлять высший надзор за деятельностью всех государственных и частных промышленных предприятий, снабжавших армию и флот предметами снаряжения, содействовать организации новых заводов, распределять заказы и контролировать их исполнение.
В том же 1915 г. были основаны военно-промышленные комитеты, в состав которых входили видные промышленники, представители банков, техническая интеллигенция. Военно-промышленные комитеты привлекали к обслуживанию нужд фронта средние и мелкие промышленные предприятия и создавали собственные заводы и мастерские, взяли в свои руки также мобилизацию для нужд войны мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.
Военная экономика России носила в еще большей мере, чем в других капиталистических странах, однобокий характер. Рост военного производства, сам по себе недостаточный, происходил за счет свертывания мирных отраслей хозяйства и разрушения основных производственных фондов. Крупные металлургические и машиностроительные заводы раздували производство выгоднее всего оплачивавшихся боеприпасов. В то же время выплавка черных металлов сокращалась.
Россия испытывала топливный голод, который парализовал транспорт и в свою очередь усиливался разрухой на транспорте.
Война и милитаризация хозяйства обеспечивали предпринимателям, занятым в военной промышленности, получение чудовищной прибыли. При этом положение рабочих катастрофически ухудшалось.
Мобилизация трудоспособного мужского населения в армию и отток рабочей силы в город пагубно сказались на сельском хозяйстве. В большинстве губерний не менее одной трети, а в некоторых до половины крестьянских хозяйств остались без работников — мужчин. Это привело к резкому упадку сельского хозяйства, сокращению посевных площадей и сельскохозяйственной продукции.
К концу 1916 г. продовольственный кризис принял катастрофические размеры. В больших городах тысячи людей стояли в очередях за хлебом и мясом.
Зависимость царской России от ее иностранных кредиторов приобретала все более кабальный характер. Союзники были заинтересованы в усилении этой зависимости и для того, чтобы урезать территориальные притязания России, и для того, чтобы расширить возможности своего проникновения в российскую экономику после войны.
Все это привело к росту стачечного движения рабочих в городах и восстаниям крестьян в деревне.
Таким образом, вся система управления в царской России проявила свою недееспособность, что и послужило одной из причин февральской революции 1917 г.
3. Почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?
Давайте сначала определимся с терминами. И так, Википедия определяет маргинализацию следующим образом:
Маргинализация — социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение.
Более точно, маргинализацию можно описать, как процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных Люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов. (http://ru.wikipedia.org/wiki).
А Радикализация в современном толковом словаре Кузнецова определяется просто как «Ускоренное, более решительное развитие какого-либо процесса, явления и т.п.» http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov)
И вот представьте себе, как себя чувствует человек, который полностью потерял принадлежность к той или иной социальной общности (национальной, классовой, политической, гражданской и т.п.), он оказался в чужой (что часто означает – чуждой) среде, у него извращены эстетические, этические, правовые, физиологические и иные общечеловеческие нормы и ценности, он полностью находится в зависимости от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов (то есть, он абсолютно бесправен).
Да это же полностью безвыходная ситуация, когда просто для того, чтобы выжить, надо предпринять какие-то радикальные меры. Даже мышь, загнанная в угол, бросается на кошку, потому, что ей нечего терять. И если в такой ситуации появляется некий «лидер», который призывает идти на восстание или просто грабить, он найдет отклик в душе такого человека.
Таким образом, оказавшись в сложной, а порой и безвыходной ситуации, человек становится легкой добычей для демагогов и авантюристов. Отсюда и «ускоренное, более решительное развитие какого-либо процесса, явления и т.п.».