Объясните в чем проявляется взаимосвязь между природой и обществом приведите четыре объяснения
Объясните в чем проявляется взаимосвязь между природой и обществом приведите четыре объяснения
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Сначала укажите в чем заключается взаимосвязь, затем пример её иллюстрирующий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ может содержать примеры:
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, у японцев традиционно развита рыбная ловля);
2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, Россия является одним из ведущих экспортеров нефти и газа в европейские страны. Доходы от этого составляют до трети её бюджета);
3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, цунами в Японии разрушило несколько прибрежных городов и привело к смерти нескольких сотен человек).
Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания. | 3 |
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера. | 2 |
Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера. ИЛИ Правильно названы только три основания. ИЛИ Приведены только два-три примера. | 1 |
Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует. Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта. Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека. Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом. Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы. Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний. Что такое природаПрирода это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью. Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия. Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа». Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов. Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм». Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам. Природные ресурсыК природным ресурсам относят: А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии. Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих. Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации. В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой. Исторические формы взаимодействия природы и обществаКаждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой. Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов. Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам. В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну. Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели. В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия. Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов. Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов. Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления. Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз. Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ. Примеры взаимосвязи человека и природы в современном миреПроблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения. Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта. Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств. Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее. Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады. Объясните в чем проявляется взаимосвязь между природой и обществом приведите четыре объясненияКак раскрывают авторы смысл понимания в социальном познании? В чём, по мнению авторов, проявляется ценностно-смысловое воспроизведение человеческого существования в социальном познании? В чём выражается сведение социальных явлений к природному началу? Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Социальное познание – это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы, общество в целом или его отдельные стороны – экономику, образование, политику, духовную сферу. Социальное познание направлено также на социальные отношения, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному. Предметом социального познания является и мир человека как автора и исполнителя своей собственной драмы, которую он же и познает. Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого существования. Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения. Всё указанное входит в процесс социального исследования и неизбежно сказывается на содержании получаемых в этом процессе знаний. При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному – в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального вплоть до их полного разрыва. Важное значение в социальном познании имеет понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Весьма сложным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания: связь с социальной реальностью обычно происходит через источники – исторические тексты, хроники, документы. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то социальные – на тексты, которые выражены в определённой знаковой форме. (По Л.Я. Курочкиной и М.И. Тарасовой) Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «субъект познания». Как назвали авторы человека как участника социального познания? Чем отличается характер взаимосвязи объекта и субъекта в естественнонаучном и социальном познании? В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, источник познавательной активности (индивид, группа лиц и т. д.); (Может быть дано другое объяснение.) 2) ответ на первый вопрос, например: человек — автор и исполнитель своей собственной драмы, которую он же и познаёт; 3) ответ на второй вопрос, например: естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, а социальные — на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме. Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста Объясните в чем проявляется взаимосвязь между природой и обществом приведите четыре объясненияВ тексте говорится, что при исследовании социальных явлений нельзя допускать полного разрыва между природным и социальным. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, в чём проявляется взаимосвязь между природой и обществом. (Приведите четыре объяснения.) Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Социальное познание – это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы, общество в целом или его отдельные стороны – экономику, образование, политику, духовную сферу. Социальное познание направлено также на социальные отношения, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному. Предметом социального познания является и мир человека как автора и исполнителя своей собственной драмы, которую он же и познает. Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого существования. Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения. Всё указанное входит в процесс социального исследования и неизбежно сказывается на содержании получаемых в этом процессе знаний. При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному – в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального вплоть до их полного разрыва. Важное значение в социальном познании имеет понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Весьма сложным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания: связь с социальной реальностью обычно происходит через источники – исторические тексты, хроники, документы. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то социальные – на тексты, которые выражены в определённой знаковой форме. Объясните в чем проявляется взаимосвязь между природой и обществом приведите четыре объясненияКакие два процесса, по мнению автора, лежат в основе обострения противоречий в системе «человек — общество — природа»? (Укажите два процесса.) Как, с точки зрения автора, изменился характер этих процессов в современных условиях? В чём, как считает автор, проявляется хищническое отношение к природе? (Используя текст, укажите два проявления.) Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек — общество — природа» и поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации. Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой — возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер. Кроме того, развитие современной цивилизации идёт под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьёзной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе. Бесконтрольное и всё более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы. Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе «человек — общество — природа», которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе. Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом. (по материалам интернет-энциклопедии)
|