Объясните в чем проявляется патентная чистота товара
Экспертиза на патентную чистоту объекта разработки
- Патентный поиск по базам ФГБУ ФИПС и зарубежных стран Письменный отчет по ГОСТ с выводами эксперта Стоимость услуг – от 70 000 рублей Срок подготовки отчета – 14-30 дней
Что такое анализ на патентную чистоту
После разработки инновационного решения и его вывода на российский или международный рынок может выясниться, что оно уже запатентовано. Это значит, что исключительные права на вашу разработку принадлежат другому лицу, а вы их нарушаете. Правообладатель может предъявить вам претензию, запретить вам выпуск и реализацию продукта, потребовать возмещения убытков, взыскать с вас денежную компенсацию в крупном размере.
Чтобы этого не произошло, проводят анализ на патентную чистоту – разновидность патентных исследований, которая служит гарантией правомерности использования разработки на территории определенной страны.
Цели анализа на патентную чистоту
Определение возможности реализации продукта на территории конкретной страны.
Снижение рисков по нарушению прав патентовладельцев при продвижении инновационного продукта на зарубежном рынке, экспонировании на международных выставках.
Проверка проектной идеи и разработки технической документации на патентную чистоту
Выявление аналогичных патентов для их «обхода» и регистрации собственной разработки.
Этапы исследования на патентную чистоту
От заключения договора до получения отчета три основных этапа
Подготовительный
Патентный поиск
Поиск патентов, ограничивающих реализацию вашего технического решения:
Анализ результатов поиска
Анализ и систематизация информации, полученной при поиске:
Содержание отчета
Отчет о проведении анализа на патентную чистоту, предоставляемый клиенту по окончании работ, содержит:
Умное патентование: как бизнесу избежать ошибок в сфере интеллектуального права
CEO компании «Царская привилегия», эксперт в области управления интеллектуальной собственностью
Каждый клиент, который обращается в компанию «Царская привилегия», которая занимается стратегиями патентования, опаздывает — минимум на несколько лет. Как правило, стартапы первые 2-3 года не уделяют интеллектуальной собственности никакого внимания и задумаются о таком «второстепенном» вопросе только тогда, когда у основателей появляется свободное время или деньги. Проблема только в том, что вопрос вовсе не второстепенный — суды по интеллектуальным правам могут тянуться годами и обходиться компаниям в миллионы долларов. Но даже если до суда не доходит, мы сразу предупреждаем, что разбираться с запутанным клубком вклада каждого члена команды в работу стартапа, тяжело и дорого.
Чтобы этого не произошло, грамотно документировать все права нужно в самом начале пути. Александр Левкин, CEO компании «Царская привилегия» и эксперт в области управления интеллектуальной собственностью и автоматизации этих процессов, рассматривает самые распространенные ошибки, которые предприниматели допускают в отношении интеллектуального права, и рассказывает, как их можно избежать.
Не фиксировать права каждого члена команды
Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются наши клиенты, — это потеря технологий, бизнеса или какой-то его части. Как это происходит? Когда над проектом работают несколько человек, а отношения между ними никак не формализованы, все совместные наработки могут просто уйти к наиболее активному участнику команды, который откроет новую компанию и продолжит развивать проект самостоятельно.
Все допускают одну и ту же ошибку — из-за неформальных взаимоотношений на ранних стадиях развития продукта не фиксируют договоренности, результаты интеллектуальной деятельности, вложенные средства. Это касается любого бизнеса: software, hardware, индустриальных разработок — неважно. Через подобные ситуации проходило и немало известных компаний. Из онлайн-сервиса покупки билетов AnyWayAnyDay ушел ключевой разработчик, в 2011 году основал свою компанию «OneTwoTrip» и перетянул половину рыночной доли AnyWayAnyDay.
Срока исковой давности у дел по нарушению прав автора нет — проблема может всплыть хоть через 30 лет. Теоретически автор разработки, который давно ушел из компании, не подписав никаких документов, может начать судиться за свои права.
Практически — такие суды есть, и компании теряют миллионы долларов. Например, в 2019 году Приморский районный суд города Санкт-Петербурга удовлетворил требования работника одной компании о признании авторских прав на разработанную им во время работы (2012-2017 годы) программу. Помимо запрета на использование программы любым способом, компании пришлось выплатить бывшему сотруднику более 20 миллионов рублей.
Как этого избежать? С самого начала документируйте всю цепочку возникновения бизнеса и технологий, лежащих в его основе. Составьте чек-лист по каждому сотруднику и каждой разработке и постоянно с ним сверяйтесь — понимаете ли вы права всех членов команды и свои собственные?
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Чтобы застраховать права компании, составьте регламент об интеллектуальной деятельности, о конфиденциальности и неконкуренции, в котором четко прописано, что сотрудники автоматически передают компании права на разработки, получая взамен вознаграждение. Все сервисы, в которых ведется работа, должны быть зарегистрированы на компанию, а у всех сотрудников (в том числе внештатных) должен быть рабочий адрес электронной почты для доступа к этим сервисам. Также стоит оценить и поставить на баланс результаты интеллектуальной собственности (РИД) — тогда в случае кражи сотрудником РИД вы сможете предъявить ему эту конкретную оценочную стоимость в качестве ущерба.
Подавать заявки на патенты до того, как готова реальная версия продукта
Второй большой блок ошибок — это несвоевременная подача заявок на регистрацию прав. Многие торопятся и начинают заботиться о патентовании, когда у них нет ресурсов, серьезного отношения к происходящему, но самое главное — нет понимания конечного продукта.
Допустим, вы придумали концепцию стула с ручками — впервые в мире добавили к табуретке спинку и ручки. В базовой заявке вы излагаете этот концепт и получаете огромный патент — теперь любой стул с ручками будет попадать под действие патента. Но вдруг вы понимаете, что стул-то может быть и без ручек, да и вообще они не сильно кому-то и нужны. Однако ваш патент уже не исправить, и все конкуренты законно производят стулья без ручек, оставляя вас в стороне.
Как это избежать? Подавайте заявки на регистрацию изобретения тогда, когда уверены в его реальном воплощении в виде продукта, функционале и покупателях, которые будут готовы за него заплатить. Ответьте себе на вопрос: вам точно нечего убрать? Тогда стоит регистрировать.
Не изучить, что уже изобретено и кем
Как правило, до начала серьезных разработок никто не проводит патентных исследований. В результате многие изобретают велосипед — то, что уже было сделано и что уже нельзя запатентовать.
Есть и другое последствие. Часто команда тратит ресурсы на решение какой-то проблемы, которая не дает им двигаться дальше, но она давно уже раскрыта в чужих патентах. Такие кейсы были и в нашей практике — ребята несколько месяцев разрабатывали химическую формулу, а потом мы нашли английский патент 1982-го года, где прямо по шагам, с цифрами и таблицами было изложено, как это сделать.
Как этого избежать? Изучите рынок и патентные базы еще на стадии идеи. Не найдете подобные продукты — хорошо, можно начинать их разработку. Найдете — еще лучше, так как не потратите время и деньги на то, что уже давно запатентовано.
Потерять право на международные патенты, забыв про сроки
При любых раскладах, даже если продукт сразу будет выходить только на зарубежный рынок, фаундер по закону вынужден сначала подать заявку на регистрацию патента в своей стране. Эта заявка называется базовой.
После этого можно патентовать продукт за рубежом, но сроки регламентированы. В течение года фаундер должен подать заявку по международной патентной системе Patent Cooperation Treaty, PCT. После этого, в течение еще 18 месяцев стартап может патентовать изобретения в других странах. То есть всего на процесс можно потратить 2,5 года — для технологического стартапа это очень немного.
Однако фаундеры зачастую не знают о сжатых сроках международного патентования. Они подают базовые заявки, начинают спокойно работать и пропускают описанные выше дедлайны. Проходит 3-4 года, они готовы патентовать за рубежом, но это уже становится практически невозможным — новое изобретение будет конкурировать с вашей же базовой заявкой.
Вернемся к примеру со стулом. Как мы помним, любой стул с ручками будет попадать под действие патента. Но чтобы получить новый патент, вам придется уточнить какую-то характеристику — например, сделать спинку изогнутой или мягкой. Так, ваш объем прав сильно сузиться — любой конкурент сможет выпускать стулья с ручками, вы сможете запретить выпускать только стулья с особой спинкой. В реальной жизни часто перепатентовать свою же заявку практически невозможно, чтобы это оставалось действительно целесообразным.
Как этого избежать? Заранее узнайте все особенности зарубежного патентования: проверьте сроки, проконсультируйтесь с патентным поверенным, отметьте нужные даты в календаре и внимательно следите за каждым словом в патентной заявке, чтобы ваши изобретения не мешали друг другу.
Отказаться от международных патентов из-за их дороговизны
Стартапы не выдерживают финансовой нагрузки и отказываются от каких-то заявок. Часто и отказываются неправильно — принимают решения уйти с рынка, который еще не изучали, думая, что он им неинтересен. А через пару лет этот рынок оказывается одним из самых приоритетных. Получается, фаундеры принимают необдуманные решения только из-за отсутствия ресурсов, а этого можно избежать.
Как? Практически в любой стране мира по любой заявке можно отложить процесс экспертизы от нескольких месяцев до несколько лет. Вы можете подать заявку, закрепить приоритет, но процесс экспертизы запустить, например, через три года.
Чтобы разобраться как это сделать, придется прочитать регламенты ведомств в каждой стране: например, в Европе отложить экспертизу нельзя вовсе, в США можно на 3 месяца при условии оплаты небольшой дополнительной пошлины, в России можно отложить на 3 года, а в Канаде до 48 месяцев.
Не делать анализ патентной чистоты
Компании забывают делать анализ патентной чистоты — выходят на рынок и получают претензии за нарушение чужих прав. Это касается и товарных знаков, и патентов.
Для проведения такого анализа нужно взять предполагаемый продукт, найти все действующие патенты на интересующей территории, которые относятся к такому продукту, его составной части или технологии, а затем провести сравнительный анализ по каждому признаку.
Например, вы хотите производить в РФ стул с изогнутой спинкой и ручками.
В нашей практике был пример, когда ребята, которые занимаются кибербезопасностью, оценивали патентную чистоту в нескольких странах и добавили Россию просто так, уверенные, что именно на родине никакие патенты не нарушают. Выяснилось, что как раз в России они нарушают патент Касперского, а за рубежом никаких нарушений нет.
Особенно актуальна эта проблема для китайского рынка, где подается миллион заявок в год. Китайцы патентуют все подряд — вы можете выйти на рынок с обычным стулом, который придумали 100 лет назад, и попасть под действие чьего-то патента. То же самое с товарными знаками.
Как бороться с «патентными троллями»
Еще одна распространенная ошибка связана с регистрацией товарных знаков. Например, как-то раз мы подавали заявку наших клиентов на регистрацию компании в Китае. Мы проводили анализ существующих заявок и товарных знаков, но не нашли никаких подобных. Однако, через год пришел запрос экспертизы о том, что есть идентичная заявка на точно такой же бренд; и подана она за пару недель до нас. Мы пытались понять, откуда она там взялась, и оказалось, что у компании-производителя до регистрации бренда выходили пресс-релизы, где были названы все продукты. Буквально через пару дней после публикаций эти заявки и были поданы.
В России такие кейсы тоже бывают. Есть целые компании, которые промышляют заработком на чужих брендах — так называемые «патентные тролли». Они мониторят все новые бренды и подают на регистрацию идентичные товарные знаки, а потом предлагают настоящей компании купить или отозвать свои заявки за вознаграждение, тоже самое они могут делать и с патентами.
Если компания уже выпускала товары под этим названием, в суде у нее будет приоритет и, вероятно, она выиграет дело. Но даже в России стоимость подобных разбирательств может достигать миллионов рублей, а в США — долларов соответственно. Выкупить у мошенников свой бренд иногда оказывается легче и дешевле, но все равно дороже, чем вовремя позаботиться о его защите.
Как это избежать? Своевременно подавать на регистрацию, перед любыми анонсами, релизами, даже небольшими упоминаниями компании.
Заключение
Правильно оформленная интеллектуальная собственность не только защищает права фаундеров, но и нередко помогает привлечь инвесторов. Уверенное слово СЕО о том, что у компании есть 150 патентов в 100 странах мира добавляет веса и в глазах инвестора, и в капитале в виде основных средств. Разумеется, если вопросы вызывают команда, продукт и бизнес, то обилие патентов никого не спасет. Но если к хорошему бизнесу добавляются патенты — это может дать отличный эффект для увеличения вашей капитализации.
Как этого избежать? При выходе на любой рынок заказывайте исследование патентной чистоты или хотя бы консультируйтесь с патентными поверенными. Вы можете просмотеть патентные базы и самостоятельно, но лучше обратиться к специалисту. Или прийти к поверенному с конкретными вопросами, не запрашивая полноценный анализ патентной чистоты, который будет стоить от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов в зависимости от сложности продукта. Даже если уверены, что ничего не нарушаете, даже если дорого или нет времени — судиться будет еще дороже.
Патентные исследования
Название исследования | Стоимость | |
---|---|---|
Построение патентных ландшафтов с помощью аналитической системы Questel Orbit | от 150 000 рублей | Заказать |
Патентно-информационное сопровождение выполнения НИОКР на всех этапах | от 50 000 рублей | Заказать |
Патентные исследования в соответствии с ГОСТ Р 15.01196 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования» | от 150 000 рублей | Заказать |
Что такое патентные исследования?
Под термином патентные исследования, согласно нормам ГОСТа Р 15.011-96, следует понимать анализ уровня технического оснащения, тенденций последующего развития, патентоспособность, конкурентоспособность различных объектов хозяйственной деятельности на основе предоставленных патентных данных и других источников.
Патентным исследованием также является анализ продукции, который производится в ходе ее создания, освоения либо реализации. Данное исследование преследует цель обеспечить высокий технический уровень и конкурентоспособность продукции на рынке, а также минимизацию затрат средств на изготовление таковой за счет предотвращения копирования исследований.
Задачи патентных исследований
Перед началом патентных исследований следует определить спектр целей таковых. Поставленные задачи могут сводиться к следующему:
Обоснование для проведения патентных исследований
Патентные исследования должны проводиться и оформляться по нормам ГОСТа Р 15.011-96. В таком случае они являются эффективным инструментом, который может быть задействован в создании, производстве и реализации продукции, они позволяют снизить риски организации.
Применение исследований данного типа в ходе проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее будет применяться сокращение НИОКТР) позволяет поднять технический уровень продукта с ориентиром на прогрессивные тенденции развития в данной сфере. При этом дополнительно берутся в рассмотрение права на интеллектуальную собственность сторонних лиц.
Патентный анализ, проводимый согласно нормам действующего ГОСТа, требуются на всех стадиях работ, жизненного цикла только разрабатываемого или уже разработанного технического объекта. Он необходим для:
Обоснования технических или художественно-конструкторских решений, которые были задействованы;
Обоснования разработки нового объекта, относящегося к промышленной собственности;
Анализа примененных в ходе НИОКТР решений технического, конструкторского и художественного характера;
Обоснования целесообразности правовой защиты интеллектуальной собственности в границах РФ и за ее пределами;
Проверка патентной чистоты технических объектов;
Разработки патентных ландшафтов для решения задач по диверсификации производства и обеспечения возможности выбора перспективных направлений в развитии предприятия.
Согласно действующему ГОСТу итоги патентного исследования применяются в составлении документации, связанной с деятельностью субъекта хозяйствования, а также обоснованием принятых им решений, в частности:
Бизнес-планов, прогнозов и программ по организации или развитию имеющегося производства технических объектов или компаний по оказанию услуг;
Планово-технической документации, регламентирующей проведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;
Отчетной документации научно-технического, конструкторского, проектного и технологического типа;
Актов о сдаче и приемке продукции научно-технического характера;
Документации, анализирующей оценку технического уровня, качества продукции, необходимость проведения модернизации или снятия с производства;
Документации, необходимой для обеспечения охраны объекта промышленной собственности;
Документации, требующейся для применения опыта и наработок третьих хозяйствующих субъектов (в том числе зарубежных), а также для налаживания поставок (включая импортные) некоторых изделий, деталей или сырья;
Документации, необходимой для постановки на производство объектов техники, а также необходимой для реализации (на внутреннем и внешнем рынках) объектов техники, объектов, относящихся к промышленной собственности и услуг;
Документации, указывающей на выявление и оценку возможных нарушений закрепленных исключительных прав на территории страны или за ее пределами;
Документации, регламентирующей, формирующей и направленной на реализацию коммерческой, научно-технической и патентной деятельности субъекта хозяйствования;
Документацией, направленной на формирование и претворение в жизнь инвестиционной политики и кредитования, связанной с разработкой инвестиционных проектов и предложений;
Документации, направленной на подтверждение прав хозяйствующего субъекта на получение налоговых льгот;
Прочей документации, составленной на базе проведенных патентных исследований.
Виды патентных исследований
Патентные исследования принято подразделять на несколько типов:
Исследования, направленные на анализ технического уровня и дальнейшего развития субъектов хозяйствования. Они включают в себя экспертизу состояния рынка изучаемой области техники, выявление ведущих в данной сфере организаций, в том числе господствующих на международном уровне, а также проведение анализа технических достижений, имеющихся на рынки решений и аналогов.
Анализ патентоспособности, которая представляет собой выявление возможности обеспечения правовой защиты объекта интеллектуальной собственности.
Исследование патентной чистоты и уровня конкурентоспособности. Оно представляет собой анализ возможности нарушения прав на интеллектуальную собственность третьих лиц, а также возможность коммерциализации исследуемого объекта, относящегося к результатам интеллектуального труда.
Патентный ландшафт. Он представляет собой визуальное отображение патентной ситуации по тому или иному результату интеллектуальной деятельности, имеющей место в изучаемой стране, регионе или мире в целом.
В качестве документа, завершающего данный вид исследования, выступает отчет. Он должен быть составлен, согласно требованиям действующих ГОСТов.
Содержание патентных исследований
Содержание патентных исследований в общем случае может сводиться к следующему:
Анализ технического уровня объектов хозяйствования, составления тенденций и прогнозов, относительно их развития;
Анализ текущего состояния рынка данной продукции, имеющейся патентной ситуации, типа производства, налаженного в странах, которые учитываются в проводимом исследовании;
Анализ требований, выдвигаемых потребителями исследуемой продукции или услуг;
Анализ деятельности научно-исследовательского и производственного характера компаний и организаций, которые в данный момент действуют или могут действовать на рынке исследуемой продукции;
Исследование коммерческой деятельности (в том числе лицензионной), проводимой разработчиками, производителями или поставщиками исследуемой продукции, а также компаний, предлагающих услуги. Преследуются цели по выявлению конкурентов, возможных контрагентов партнеров, лицензиаров или лицензиатов;
Анализ товарных знаков и обозначений, применяемых конкурентами;
Исследование деятельности субъектов хозяйствования, определение оптимальных направлений для развития его деятельности в научно-технической, производственной и коммерческой сферах. Разработка патентной политики, выработка мероприятий, направленных на их реализацию.
Обоснование целесообразности выдвинутых мер, направленных на улучшение существующей или создание новой продукции либо технологий;
Обоснование целесообразности предложений по разработке новых объектов, относящихся к промышленной собственности, предназначенных для применения в технических объектах и направленных на обеспечение показателей, обозначенных в техническом задании;
Обоснование необходимости правовой защиты собственности, относящейся к разряду интеллектуальной (в том числе промышленной) в стране и за ее пределами, выбор государства для прохождения патентования и регистрации;
Анализ патентной чистоты технических объектов, в частности, он включает в себя экспертизу, направленную на подтверждение патентной чистоты объектов техники, обоснование мер по обеспечению таковой, организацию беспрепятственного производства продукции и ее реализации на территории страны и за ее пределами;
Исследование уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования, эффективности их применения по назначению, соответствию прогнозируемому развитию;
Отбор инжиниринговых услуг и объектов лицензирования;
Анализ имеющихся условий для реализации объектов хозяйствования, разработка и обоснование методик их оптимизации;
Разработка форм и обоснование целесообразности проводимых в стране и за ее пределами коммерческих мероприятий, направленных на реализацию объектами хозяйствования покупки и продажи оборудования, сырья, комплектующих, лицензий и так далее;
Анализ используемого и разработка рекомендаций по применению товарного знака в ходе проводимой коммерческой деятельности;
Осуществление прочих работ, направленных на удовлетворение интересов хозяйствующего субъекта.
Содержание патентного исследования зависит от типа проводимой работы, ее этапа, стадии жизненного цикла объекта техники, а также результатов деятельности субъекта хозяйствования.
Этапы проведения патентного анализа
Проведение патентного анализа включает в себя следующие этапы:
Определение спектра целей, разработку конкретного задания, видов и методик проводимого исследования;
Составление требований, предъявляемых к поиску патентной и прочей документации, разработка регламентации такового поиска;
Проведение непосредственно изыскания и отбора такой документации, составление отчета о проведенном поиске;
Проведение систематизации и анализа документации;
Обоснование решений выдвинутых задач патентными исследованиями;
Обоснование выдвинутых предложений по развитию в будущем деятельности субъекта хозяйствования, составление рекомендаций и выводов.
Окончательное оформление результатов проведенного исследования в форме отчета.
Порядок оформления отчета о патентных исследованиях
Составление отчета о проверке на патентную чистоту предполагает, согласно действующим ГОСТам Р 15.012-84 и 7.32-2017, наличие приложения в виде патентного формуляра.
Отчет о проведенном патентном исследовании, согласно действующим нормам, должен включать в себя:
Список применяемых сокращений, терминов, условных обозначений, единиц измерения;
Общую характеристику объекта проводимого исследования;
Общая характеристика объекта исследования должны включать в себя:
Дату (год и месяц) начала и окончания работы;
Основные данные об объекте, указание его назначения, сфера использования.
Возможно дополнение иной информацией (наименование, производитель, отрасль, к которой относится компания-заказчик и многое другое).
Аналитическая часть отчета обычно содержит следующие разделы:
Имеющийся уровень и тенденции технического развития объекта хозяйственной деятельности;
Применение объектов, относящихся к интеллектуальной собственности и меры по их правовой защите;
Экспертиза патентной чистоты;
Анализ текущей деятельности хозяйствующего субъекта и тенденции ее дальнейшего развития.
Каждый из разделов основной, то есть аналитической части отчета должен включать в себя:
Структурирование и анализ информации, в полном соответствии с поставленными целями;
Выработка оптимальных путей, направленных на достижение задач, поставленных перед этапом работы или исследованием в целом;
Оценка соответствия результата патентного исследования, поставленным целям, достоверности итогов, степени решения задач, при необходимости обоснование проведения дополнительных патентных исследований.
В случае необходимости аналитическая часть может содержать таблицы и расчеты.
Заключительная часть отчета в общем случае представляет собой:
Обобщенные выводы о результатах выполненного исследования;
Оценку работы с точки зрения ее соответствия целям, программам, планам по развитию предприятия;
Предложение по применению результатов проведенных исследований в целях совершенствования научно-технической деятельности, продукции или услуг.
Рекомендации по развитию последующей деятельности предприятия могут включать в себя:
оценку необходимости усовершенствования, ныне существующих или создание новых объектов хозяйствования, отличающихся повышенной конкурентоспособностью, эффективностью применения;
оценку необходимости развития спектра предоставляемых услуг, замены, снятия с производства или реализации неэффективных или устаревших объектов техники;
спектр необходимых научно-технических, опытно-конструкторских и прочих работ, направленных на создание новых и постановку их на производство или усовершенствование имеющихся объектов техники или предоставляемых услуг;
выявление целесообразности корректировки проводимых работ, направленных на повышение результативности;
применение новых или уже известных технических, конструкторских или художественных решений, а также опыта и наработок сторонних предприятий, в том числе через покупку лицензий с целью повышения качества итогового результата;
выработка решений для обеспечения оптимальных условий для претворения в жизнь результатов научно-технических и опытно-конструкторских исследований, а также для реализации продукции и услуг. В частности, должна быть обеспечена правовая защита объектов интеллектуальной собственности, патентная чистота, своевременное приобретение требуемых лицензий, организация сети сбыта продукции и обслуживания, разработана маркетинговая политика и так далее;
необходимость проведения патентных исследований на последующих этапах работы со спектром их целей и задач;
получение теоретической прибыли от использования объектов, относящихся к промышленной собственности или продаже лицензий на применение разработанного ноу-хау.
Приложение к отчету должно содержать:
Техническое задание патентного исследования;
Отчет о проведенном изыскании;
Аннотации документов, справочные материалы, описание изобретений, отобранные при изыскании.
Пример патентных исследований
В качестве примера можно ознакомиться с результатами проведенных патентных исследований по направлению «Беспилотные рельсовые транспортные средства» в интерактивном «дашборде». Исследование и дальнейшие выводы представлены в качестве примера возможностей интерактивного анализа патентных документов содержащихся в классе МПК В61 «Рельсовые транспортные средства» с указанными ключевыми словами.
Патентный ландшафт как разновидность патентного исследования
Под термином патентный ландшафт подразумевается проведение информационно-аналитического исследования документации патентного типа. В итоге ландшафт представляет картину сложившейся патентной ситуации в исследуемом технологическом направлении либо имеющейся патентной активности субъектов, деятельность которых относится к инновационной сфере, с учетом времени и территориальной принадлежности (страны, региона или в целом мира).
Основное достоинство патентного ландшафта заключается в том, что он дает представление, возможность оценить и сравнить соотношение между лидерами и аутсайдерами изучаемой отрасли, позволяет выявить перспективных производителей (или других участников рынка), технологии, соответствующие современным тенденциям, рассмотреть ситуацию в динамике.
Основная функция технического ландшафта – анализ большого количества информации и создание из нее нового знания, доступного для усвоения широкими массами или целевой аудиторией. Патентный ландшафт в сжатом виде позволяет получить информацию о конкурентной среде и трендах в технологиях.
Патентные ландшафты могут применяться:
В ходе составления стратегического планирования для инновационной деятельности компании;
Для определения направления будущих научных исследований;
Для выработки направления разработок и понимания применяемых на сегодняшний день технологий;
Для анализа деятельности конкурирующих компаний;
Для изыскания возможных лицензиаров и лицензиатов;
Для выявления господствующих технических трендов;
Для анализа инвестиционных возможностей;
В ходе мониторинга возможных нарушений прав на интеллектуальную собственность.
Патентный ландшафт дает возможность принимать наиболее верные решения в сжатые сроки.
По разновидностям патентные решения можно разделить следующим образом:
Анализ конкурентной среды;
Патентное портфолио, составленное для конкретной компании;
По совокупному объему анализируемой документации условно принято выделять несколько типов патентного ландшафта:
Микроанализ — производится на базу 100 и менее документов, применяется для исследования деятельности компаний малого и среднего бизнеса, использования прорывных технологий, мониторинга целей, усыновленных на средне- и краткосрочный период.
Мезоанализ — предполагает исследование от 100 до 1 000 документов. Используется для компаний крупного бизнеса с целью исследования ситуации в технологическом направлении. В этом случае большую роль играет стандартизация и качество документации, подбор подходов, используемых для исследования патентных семейств, требуется повышенное внимание к межгосударственным различиям в патентной документации.
Макроанализ — производится на основе около 10 000 документов и более. Он представляет собой глобальное исследование в ходе которого анализируются ведущие экономики мира или региональных систем, в некоторых случаях предполагается создание глубокой ретроспективы. Составление макроанализа не требует высокой точности, поскольку работа производится с большим объемом документов, что приводит к непроизвольной верификации данных.
Этапы создания патентного ландшафта
1 этап. Постановка задачи и сбор исходных данных
Начальный этап включает в себя постановку задач исследования, сбор и анализ общей информации.
В процессе этого исполнитель контактирует с заказчиком для получения исходной информации, составляется справочник терминов, определяется необходимость привлечения специалистов из смежных отраслей, составляется график для проведения патентного исследования, составляется смета, определяется способ расчета и так далее.
2 этап. Проведение изысканий
На втором этапе основной задачей ставится сбор информации, необходимой для анализа. Процесс сводится к изысканию патентных документов, которые могут оказать влияние на объективность поиска технического объекта. Работы должны проводиться строго в соответствии с регламентом изысканий, в ходе которых должны быть выявлены следующие данные:
Государство для поиска;
Каналы для получения данных (информационные базы, патентные фонды) и прочие поисковые инструменты;
Индексы по каждому из объектов поиска по международной патентной классификации (МПК) и национальным системам классификации по странам;
Виды применяемой патентной документации;
Глубину изысканий, она определяется сроком действия патента, установленным в конкретном государстве с учетом возможности его продления;
Виды методов изыскания, которые были применены;
3 этап. Проработка данных
Проработка данных анализируемой коллекции документов; использование разнообразных методик по фильтрации, сортировке, систематизации; стандартизация контактных и адресных данных, наименований компаний и организаций.
Поисковая стратегия в обычном случае подразумевает создание патентных пулов по тематическому и классификационному признаку в ходе которых нерелевантные документы отсекаются.
4 этап. Анализ патентных документов
На следующем этапе проводится анализ коллекции патентных документов
Данное исследование проводится на базе понимания смысла и свойств индикаторов и критериев качественного и количественного типа анализа патентов.
В общем случае анализ представляет собой:
Получение и изучение статистических данных (числа исследуемых патентов, временного периода, за который были отобраны патентные документы, число включенных в коллекцию юрисдикций);
Динамическое распределение приоритета по странам;
Сравнительные показатели динамики подачи заявок, выпуска научных публикаций, выдачи патентной документации;
Соотношение и распределение в динамике по РСТ и конвенционным заявкам;
Исследование и выявление ведомств первой, второй и последующих подач;
Систематизация по технологическим направлениям либо категориям и подкатегориям МПК;
Систематизация активности, проявляемой заявителями, с учетом их институциональной принадлежности;
Систематизация заявителей по странам;
Интернационализация патентной документации;
Исследование семейств патентных документов на аналоги;
Исследование авторов (авторских коллективов), изучение их активности и мобильности;
Исследование имевших место правовых событий, в частности, длительность действия, передачу прав или лицензий, возникшие споры и прочее.
5 этап. Визуализация данных
На пятом этапе проводится визуализация полученных в ходе исследования результатов.
Возможно применение разнообразных средств для визуализации информации. Для этого могут использоваться различные типы диаграмм, чарты, сетевые графы, карты (концептуальные, ландшафтные и другие), временные шкалы, семантические сети и многое другое.
Принято разделять визуализацию статическую и динамическую, последняя требует использования современных информационных технологий и предполагает интерактивное отображение информации.
6 этап. Сводная документация
Заключительный этап предполагает создание сводной отчетной документации.
При создании сводного отчета патентного ландшафта, в первую очередь, необходимо ориентироваться на круг лиц, для которого предназначена информация. Принято выделять следующие адресные группы потребителей данной информации: органы государственной или муниципальной власти, различные фонды, банки, научные коллективы, члены бизнес-сообщества, представителей СМИ и так далее.
Свод документов и материалов, который передается заказчику дополнительно вместе с отчетом в результате завершения моделирования патентного ландшафта, может содержать данные следующего типа:
Краткий вывод, полученный в ходе исследования;
Отчет, написанный понятным для потребителя языком;
Базу данных исследованных патентов;
Приложение с визуализацией, которое не вошло в отчет;
Таблицы, на базе которых были разработаны диаграммы и прочий визуальный материал;
При необходимости приложения с перечнем поисковых запросов;
Перечень и описание примененных в ходе исследования методов изыскания: патентных коллекций, глубины исследования, коды документации;
Перечень принятых сокращений и определений.