Объясните что такое могучая кучка
Что такое Могучая кучка
Могучая кучка («Новая русская музыкальная школа») — это творческое объединение гениальных русских композиторов, которое внесло огромный вклад в развитие музыкальной культуры России. Оно было образовано в середине ХIХ века.
В составе «Могучей кучки» были композиторы:
Ещё «Могучая кучка» называется «Новой русской музыкальной школой» или «Балакиревским кружком».
Могучая кучка на английском языке:
Почему их назвали «Могучей кучкой»?
«. сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
В. В. Стасов
Сами композиторы предложили название «Новая русская музыкальная школа».
Интересные факты о Могучей кучке
История не знает ни точной даты основания, ни даты распада «Могучей кучки», т. к. на протяжении долгого времени им не получалось встретиться всем вместе.
Датой основания принято считать концом 1850 – началом 1860 гг. и дату распада называют серединой 1870 гг.
Мусоргский и Бородин познакомились в военно-сухопутном госпитале ещё в 1856 году. В то время Мусоргский был дежурным офицером, а Бородин — дежурным врачом.
Музыкальный критик Стасов зачастую оказывается в числе Могучей кучки, хотя он не был композитором. Происходит это из-за огромнейшего влияния, которое он оказал на творческую деятельность этой группы.
История создания Могучей кучки
Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.
В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.
Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».
Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.
В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.
В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью «Могучей кучки» было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.
Завершение Могучей кучки
Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.
Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.
Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.
Могучая кучка
Из Википедии — свободной энциклопедии
Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками традиций М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам.
В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других — Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).
Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки и искусства, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин, Васнецов.
Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Объясните что такое могучая кучка
Сцена из оперы « Садко».
«Могучая кучка» ( или балакиревский кружок, ещё одно название – «Новая русская музыкальная школа»)- это союз композиторов России. Название кружку дал художественный критик В.В.Стасов, отмечая большую роль произведений композиторов в жизни страны.
« Могучая кучка» сложилась в конце 1850-х – начале 1860-х годов. Это было неспокойное время в России. Народные волнения, подъём общественного движения, вызванный подготовкой и отменой крепостного права в 1861 году, были одной из причин, побудивших многих известных и талантливых композиторов обратиться к народной теме в своём творчестве. Они изучали фольклор, церковное пение, пытались постичь идеи, особенности народной мелодии и воплотить их в своих произведениях.
Наиболее распространённым в то время стал крупный жанр в музыке- опера, в которой часто имелись национальные, фольклорные элементы.
Просуществовала « Могучая кучка» до конца 1870-х годов, став заметным явлением в музыкальной жизни страны. И сегодня произведения, созданные в то время, являются золотым фондом музыкального искусства нашей страны.
Состав «Могучей кучки»:
М.А.Балакирев ( организатор и руководитель)
Особенности творчества композиторов « Могучей кучки»:
Отражение идей времени, приближение музыки к проблемам и запросам современности
Поиск новых форм и способов воплощения данных идей, главной из которых является прославление патриотизма, героизма народа России
Отражение ярких страниц истории России
Критическое отражение социальной действительности
Отражение народного быта, наличие фольклорных и сказочных элементов в произведениях
«Могучая кучка» оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства в России, её идеи, принципы, формы методы отражения действительности стали школой для многих композиторов последующих эпох.
Произведения композиторов « Могучей кучки»
Музыка к трагедии В.Шекспира
Увертюра на тему испанского марша
« Ты пленительной неги полна», «Взошёл на небо месяц» и другие
«МОГУЧАЯ КУЧКА»
Помимо Балакирева в «Могучую кучку» входили А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, примыкали к ней А.С. Гуссаковский, H.H. Лодыженский, Н.В. Щербачёв, со временем отошедшие от композиторской деятельности.
Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 году по инициативе Балакирева и Г.Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов кружка и близких по направлению русских и зарубежных композиторов.
Модализмы (в т. ч. симметричные лады), сложные метры, гармоническая и тембровая колористика, другие особенности ритма, гармонии и музыкальной формы, не вписывавшиеся в эстетические стереотипы западно-европейской классико-романтической музыки и прочно вошедшие в арсенал членов кружка, стали знаком национального своеобразия русской композиторской школы, способствовали её мировому признанию, оказав влияние, в частности, на французских композиторов. Принципы гармонизации народных песенных мелодий были выработаны Балакиревым в сборниках «40 русских народных песен» (на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н.В. Щербиной в 1860 годы).
В русской музыкальной жизни 1860-х годов «Могучая кучка» находилась в конфронтации с Русским музыкальным обществом и Санкт-Петербургской консерваторией (во главе с А.Г. Рубинштейном).
С «Могучей кучкой» преемственно связан Беляевский кружок.
Исторические источники:
Римский-Корсаков H. A. Летопись моей музыкальной жизни. СПб., 1909. М., 1955.
МОГУЧАЯ КУЧКА
Полезное
Смотреть что такое «МОГУЧАЯ КУЧКА» в других словарях:
МОГУЧАЯ КУЧКА — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850 х нач. 1860 х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование Могучая кучка дал кружку его идеолог критик В. В. Стасов.… … Большой Энциклопедический словарь
МОГУЧАЯ КУЧКА — «МОГУЧАЯ КУЧКА», творческое содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850 х нач. 1860 х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог… … Энциклопедический словарь
Могучая кучка — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 50 х начале 60 х гг. XIX в. (известно также под названием Балакиревский кружок, «Новая русская музыкальная школа»). В «М. к.» входили М. А. Балакирев (глава… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Могучая кучка — Из рецензии русского искусствоведа и ученого Владимира Васильевича Стасова (1824 1906) на концерт, устроенный в честь приезда в Петербург славянской делегации («Санкт Петербургские ведомости» от 13 мая 1867 г.). «Могучей кучкой» он назвал… … Словарь крылатых слов и выражений
могучая кучка — сущ., кол во синонимов: 1 • клан (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
“Могучая кучка” — “МОГУЧАЯ КУЧКА”, творческое содружество композиторов, существовавшее в России в конце 1850 х середине 1870 х гг. Название из статьи критика В.В. Стасова. В “Могучую кучку” входили: М.А. Балакирев (руководитель; по его имени 2 е название… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Могучая кучка — К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку (пастельный карандаш, 1871). Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом, М. А. Балакирев в виде медведя, В. В. Стасов (на его правом плече в в … Википедия
Могучая кучка — («Могучая кучка»,) творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 начале 60 х гг. 19 в.; известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. В состав «М. к.» входили М. А. Балакирев… … Большая советская энциклопедия
«Могучая кучка» — (Балакиревский кружок, «Новая русская музыкальная школа»), творческое содружество композиторов, существовавшее в Санкт Петербурге в конце 1850 х середине 1870 х гг. Название «Могучая кучка» из статьи критика В. В. Стасова. Основу содружества… … Энциклопедический словарь