Объясните что составляет сущность данного типа межличностных отношений

Сущность межличностных отношений и их виды

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Это субъективные связи, которые возникают в результате фактического взаимодействия и сопровождаются различными внутренними проявлениями у участников (переживаниями, симпатиями, антипатиями и т.п.).

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят:

▪ дистанция или степень психологической близости партнеров: близкая, далекая;

▪ валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

▪ позиция партнеров: доминирование, зависимость, равенство;

▪ степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, деловые отношения, товарищеские, приятельские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

Названные виды отношений имеют разный порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Наибольшая степень избирательности характерна для отношений дружбы, супружества, любви, наименьшая – для родственных отношений и отношений знакомства.

Каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).

Виды межличностных отношений:

1) Деловые отношения складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.Они включают в себя партнерство, сотрудничество и конкуренцию. Под партнерством имеются в виду такие отношения, при которых люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, выполняя общую работу. Каждый из них в этом случае осуществляет возложенные на него функции самостоятельно и независимо от других.

Сотрудничеством называется такая совместная деятельность, при которой люди взаимно зависимы друг от друга, решая общую для них задачу. Конкуренция – соревнование друг с другом, при котором участники в основном озабочены тем, чтобы превзойти других и выиграть. Деловые отношения имеют широкий спектр, что является предметом специального изучения.

Отношения товарищества это, пожалуй, самый древний и традиционный вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование. В дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом. Товарищеские отношения строятся на разумной основе, и люди, вступающие в эти отношения, готовы принять и соблюдать кодекс товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу. У настоящих товарищей нет опасений, что их сокровенные мысли и чувства можно использовать друг другу во вред.

Человек на своем жизненном пути встречает различных людей, но близкими для него становятся немногие. При этом близость можно определить как общность биографического, психологического и духовного опыта. Это означает, что близким становится человек, причастный к значимому жизненному событию личности. Он оказывается рядом с субъектом в момент важного выбора или перемены судьбы, имеет на это влияние или просто разделяет некоторые переживания человека. Близкие люди связаны друг с другом узами дружбы или любви.

Дружбу можно определить как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу. Для друзей главное – психологическое единство и постоянная нужда в общении. Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Они без страха доверяют друг другу самое интимное, всегда и во всем могут друг на друга положиться, никогда не оставляют друга в беде. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. Для них характерно глубокое взаимопонимание людей.

Умение дружить создает вокруг человека защитное поле отношений заинтересованных и симпатизирующих ему людей, усиливая чувство защищенности и единства с миром.

Еще более сильным, эмоционально заряженным отношением между людьми являются любовные отношения. Любовь выделяет объект из общего фона и помещает его в центр жизненных интересов и потребностей. При этом задачи собственного выживания и даже самосохранения могут отойти на задний план. Это высшее человеческое чувство, наиболее глубокий вид отношений между людьми. Люди любят детей и родителей, есть любовь к Отечеству, к Богу, к другому человеку. Первые два вида любви основываются на традиционных родственных семейных связях и бытовой морали. Они заботятся друг о друге, посвящают себя своим близким. Любовь к Богу характерна для людей, способных получить глубокое эмоциональное удовлетворение от своего приобщения к высшему духовному существу. Любовь к Отечеству выражается в любви к своему дому, народу, Родине; на ней основывается чувство патриотизма.

Если дружба – первый акт душевного сближения, то любовь – заключительный, составляющий вершину человеческой интимности. Любовь – это не только чувство и способность любить другого человека, но также и возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом – самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь – это также искусство, которому надо учиться и в котором надо постоянно совершенствоваться.

Слово “любовь” это активный глагол. Любовь, как утверждает Б. Трейси, это не то, что вы чувствуете, а то, что вы делаете. Согласно закону обратимости, когда мы вступаем в любовные отношения с другим человеком, мы углубляем и активизируем свое чувство любви к нему. Воздействие любви и доброты рождает соответствующие чувства. Греческое название этому – “праксис”, что означает практику действий, которые сопровождают эмоцию и которые фактически рождают чувство. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, обогащая свой личный опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать.

Существуют и отрицательные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто и для него в современном мире есть свои причины. Большинство современных людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы устанавливать и поддерживать добрые взаимоотношения с другими людьми за пределами узкого семейного или делового круга.

Безразличие и отчуждение часто переходят во вражду и ненависть, и это объясняется как биологической природой людей, так и объективными условиями их жизни. Некоторые ученые полагают, что одна из возможных причин вражды и ненависти – инстинкт агрессивности, унаследованный от животных. Однако психологически здоровый и воспитанный человек вполне в состоянии управлять своими агрессивными импульсами, учится понимать других людей, чтобы успешно взаимодействовать с ними.

Дата добавления: 2016-03-10 ; просмотров: 2070 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Межличностные отношения: понятие, примеры, классификация

Объясните что составляет сущность данного типа межличностных отношений. Смотреть фото Объясните что составляет сущность данного типа межличностных отношений. Смотреть картинку Объясните что составляет сущность данного типа межличностных отношений. Картинка про Объясните что составляет сущность данного типа межличностных отношений. Фото Объясните что составляет сущность данного типа межличностных отношений

Межличностные отношения – это важнейшая составляющая нашей жизни. Именно они дают нам эмоции и переживания, необходимые для гармоничного развития личности, мотивации и просто чувства удовлетворённости жизнью. С точки зрения психологии, межличностные отношения устроены гораздо сложнее, чем может показаться. И сегодня мы постараемся разобраться, что они собой представляют, как устроены и чем отличаются от социальных отношений.

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это все виды взаимодействий, в которые вступают люди: чувства, суждения, общение, совместные дела, обмен эмоциями и прочее. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, получить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важной составляющей таких отношений является взаимное доверие и понимание.

Межличностные отношения реализуются преимущественно в виде трёх основных форм взаимодействия:

Первые межличностные отношения начинают формироваться у ребёнка сразу после рождения (несмотря на то, что новорождённый формально ещё не считается личностью). Посредством плача, смеха и других эмоций он взаимодействует с родителями, сообщая им о своих чувствах и желаниях. Постепенно взаимодействие становится всё более осознанным, но настоящими межличностными отношениями это можно будет считать, когда завершится первичная социализация ребёнка.

Особенности межличностных отношений

Данный вид взаимодействия обладает рядом характерных особенностей:

Примеры межличностных отношений

Чтобы лучше понять, что такое межличностные отношения, рассмотрим несколько типичных примеров, с которыми сталкивался каждый из нас, независимо от социального статуса и других факторов:

Уровень межличностных отношений зависит от того, насколько зрелыми являются состоящие в них личности.Каждый из участников должен понимать свою ответственность перед другим и придерживаться определённых правил, которые хоть и не оговариваются специально, но подразумеваются.

Структура межличностных отношений

Несмотря на всё разнообразие межличностных отношений, их структура довольно проста и включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Когнитивный компонент

Данный компонент включает различные виды познавательной активности, так или иначе возникающие в межличностных отношениях (восприятие, мышление, воображение и другие). Когнитивный компонент зависит от взаимопонимания, которое имеет две основных характеристики:

2. Эмоциональный компонент

Это эмоции, которые испытывает субъект по отношению к другому субъекту при разных формах взаимодействия:

3. Поведенческий компонент

Сами того не замечая, мы непроизвольно выражаем своё отношение к другим людям посредством различных знаков: мимики, жестов, интонации, использования нетипичных речевых оборотов и других проявлений особого отношения. Несмотря на то, что поведенческий компонент слабо зависит от нашей воли, он является важнейшим фактором, регулирующим межличностные отношения, поскольку заметить со стороны его проще, чем проконтролировать.

Уровни межличностных отношений

В зависимости от продолжительности, глубины и степени привязанности участников, психологи делят межличностные отношения на 3 уровня:

Классификация межличностных отношений

Межличностные отношения – это любые формы взаимодействия между индивидами. В зависимости от того, какое место каждый из них занимается в социуме и как они связаны между собой, можно выделить несколько основных типов отношений:

Стоит отметить, что перечисленные разновидности межличностных отношений не являются полностью независимыми, а пересекаются между собой. Так деловые отношения могут быть в разной степени формализованными, а личные отношения обычно являются неформальными (в то же время супружеские подразумевают формальное оформление и закрепление определённых обязательств).

Отличия межличностных отношений от социальных

По сути, все виды человеческих отношений можно разделить на две категории: межличностные и социальные. Если межличностные отношения – это непосредственное взаимодействие между собой конкретных индивидов, то социальные подразумевают различные формы взаимодействия в рамках общественной жизни. По сути, социальные отношения – это отношения между социальными ролями индивидов (между врачом и пациентом, таксистом и пассажиром).

Важное отличие социальных отношений от межличностных заключается в том, что они регламентированы и подчиняются определённым правилам, зависящим от социальных ролей участвующих в них индивидов. Это подразумевает, что сами индивиды обезличиваются, а рассматриваются только их функции в обществе или в рамках конкретной социальной группы (руководитель и подчинённый, таксист и пассажир, родители и ребёнок).

Межличностные отношения всегда подразумевают взаимодействие между собой конкретных личностей с учетом всех их индивидуальных особенностей. Социальные роли при этом тоже могут учитываться, но не обязательно. В качестве наиболее характерных отличий можно назвать следующие особенности межличностного взаимодействия:

Несмотря на наличие вполне очевидной разницы, четкой границы между социальными и межличностными отношениями провести нельзя, поскольку они пересекаются между собой. Так коллеги часто становятся друзьями, между ними нередко возникают служебные романы. Супружество совмещает в себе оба вида отношений, поскольку изначально основывается на любви, но при этом подразумевает формализацию и определённые социальные роли.

Заключение

Разобравшись в том, что такое межличностные отношения, можно без сомнений утверждать, что в них вступают все люди без исключения. Даже социофобы, которым требуется меньшее количество общения, окружают себя людьми, с которыми им комфортно. Большинству же людей постоянно необходимы приятельские, товарищеские, дружеские и любовные отношения, поскольку без этого невозможно гармоничное существование и развитие личности.

Источник

СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР,

ВВЕДЕНИЕ

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания друг друга. Способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трех сторон общения: коммуникативную, интерактивную и персептивную.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Социальная перцепция проявляется в умении воспринимать людей, адекватно оценивать, сопереживать и понимать их. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, соответствующее социальным нормам поведение, развиваются организаторские и коммуникативные качества личности.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Говоря о межличностных отношениях, нельзя обойти вниманием концепцию, возникшую в рамках психоанализа и широко известную практическим психологам, занимающимся вопросами кооперации, конкуренции и конфликтов в бизнесе и других сферах жизнедеятельности людей. Это психологическая модель транзакционного (транзактного) анализа, разработанная в 1960–1970-е гг. американским психологом и психиатром Эриком Берном. Транзакционный анализ позволяет описывать межличностные отношения, возникающие как между отдельными людьми, так и в группах. Модель, предложенная Берном, направлена на то, чтобы помочь людям понять самих себя и свои отношения с другими. Она оформлена в виде психологического метода, применение которого позволяет с помощью психолога решать проблемы межличностных отношений.

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Для достижения поставленной цели необходимо:

— раскрыть сущность и значение межличностных отношений;

— определить основы теории транзакционного анализа и понятия «транзакции»;

— рассмотреть психологическую характеристику игр, в которые играют люди.

СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне. Считается, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще).

Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения.

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда. человеческий психика межличностный берн.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения. Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “единственной роскоши, которая есть у человека”.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае,

общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей

В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь.

На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *