Объясните что называется техникой технология 5 класс
Урок для 5 класса по предмету «Технология» на тему «Что такое техника»
Что такое техника. Практическая работа №8. Правила безопасной работы на технологическом оборудовании.
Тип урока: « Урок открытия нового знания»
Цель урока : организовать деятельность обучающихся.
Дидактические средства обучения: учебник технологии; ПК; проектор; материалы ЭОР.
— Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
формирование знаний о своей этнической принадлежности, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России.
— Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности-,
— развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией-,
— практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций’.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5.Включение в систему знаний и повторение.
6.Рефлексия учебной деятельности
Дополнительный материал из учебника:
Подумайте, можно ли назвать техникой: индивидуальные приёмы работы плотника и артиста, стиральную машину и станок, автомобиль и трактор. Обоснуйте свой ответ.
Слово техника в переводе с греческого означает «искусство», «мастерство», «умение». Оно имеет несколько значений.
Изначально техникой называли совокупность всех приёмов работы, которые использовались в какой-либо области деятельности человека.
Например, говорили о технике работы гончара, кузнеца, медника, ткача и других мастеров. У каждого из них была своя техника, т. е. свои оригинальные приёмы работы (рис. 4.1).
Слово «техника» до сих пор используется в значении «деятельность». Например, говорят о технике работы живописца, игры музыканта, вокального исполнения певца и т. п.
Сейчас словом «техника» часто называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника создаётся для облегчения труда людей и повышения его эффективности.
Техникой называют не только инструменты, механизмы, машины, приборы и аппараты. Техника — это также здания и сооружения, дороги и каналы, средства общественного транспорта. Это значит, что техникой называют и всё непроизводственное оборудование.
К технике относится коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы. Техника — это также средства транспорта и связи. К технике относится и оборудование для личного пользования, например шариковая ручка, ученическая парта и многое другое.
Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника — это техника промышленного и сельскохозяйственного производства. Она предназначена для создания материальных благ. Непроизводственная техника — это техника, применяемая в науке, быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса.
Словарь: техника; производственная техника; непроизводственная техника.
4. В каком случае термометр является производственной техникой, а в каком — непроизводственной?
ПОПРОБУЙТЕ ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ОТВЕТ: можно ли каждый из этих предметов считать техническим устройством: ножницы, ручная мясорубка, самокат, роликовые коньки, стулья и столы?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект к уроку «Техника и технические устройства.» 5 класс технология
Устройства, техника, машины и агрегаты, расмотрены на уроке.
Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку «Техника и технические устройства.» 5 класс технология»
План – конспект урока технологии 5 класс
Тема: «Техника и техническое устройство. Понятие о машине» — Слайд
Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями: техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;
Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.
Методическое оснащение урока.
Материально – техническая база:
Информационные карты «Объекты», «Технические устройства», схемы «Технические устройства», «Сверлильный станок»
Метод обучения: рассказ, объяснение, демонстрация схем.
Тип урока: комбинированный.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся. — Слайд
3. Изложение нового материала
Слово «техника» в современном русском языке имеет два основных значения.
Во-первых, техника — это всё, что сделано человеком для преобразования материалов, энергии, информации: станки, приборы, инструменты, приспособления, а также устройства (утюги, холодильники, швейные машины), средства транспорта и те объекты, которые вы сами изготавливаете на уроках технологии.
Во-вторых, это — совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Например, техника выполнения резьбы по дереву, кости, камню, росписи по ткани, дереву, стеклу; техника игры на пианино; техника ведения мяча в футболе и др. Любое умелое выполнение каких-либо действий также называют техникой. Обучаясь приёмам обработки различных материалов, вы приобретали именно технику умелой работы инструментами.
В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте.
Техника облегчает условия жизни человека. Развитие и совершенствование техники — от самой примитивной (заступ, молот и др.) до новейшей — отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и культуры.
Все материальные объекты на Земле можно разделить на две группы:
Многие искусственные объекты принято называть техническими объектами или техническими устройствами.
Основная функция технического устройства — это действие, для осуществления которого оно создано. Например, основная функция рубанка — строгание древесины с целью получения гладкой и ровной поверхности обрабатываемого материала. Основная функция сверлильного станка — получение отверстий в различных материалах, как сквозных, так и глухих.
Любое техническое устройство, будь то повозка, книга, станок, телефон, кинофильм, создавалось, когда в нём возникала потребность. Иначе говоря, любое техническое устройство создано для выполнения им строго определённой, или основной, функции.
Техническое устройство (ТУ) может быть простым, например лопата. Простые технические устройства называют орудиями труда.
К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер. Сложные технические устройства называются техническими системами (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение).
Основная функция простых и сложных технических устройств может совпадать. Сложные технические устройства выполняют при этом основную функцию более производительно и на более высоком уровне.
Орудие — технический объект, при помощи которого осуществляется какое-либо действие и производится работа. К ним обычно относятся ручные инструменты и несложные приспособления.
Техническая система (ТС) — составной объект, состоящий из группы связанных между собой частей. При этом свойства технической системы существенно отличаются от свойств отдельных составляющих её частей. Так, например, детали самолёта — крылья, двигатели, шасси — сами летать не могут, но собранный из них самолёт обладает способностью летать.
Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа.
Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы.
Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль.
Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас.
Машина – сооружение (перевод с латинского).
Агрегат – несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое.
Следует отметить, что всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина. Что же называют машиной и какое техническое устройство можно считать машиной?
Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие операции.
В то же время орудия (лопата, игла, нож) не могут сами совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, обычная лопата — простейшее орудие, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибётесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек только управляет им.
Любая машина — это техническая система, так как состоит из составляющих её элементов, и свойство машины всегда отличается от свойств составляющих её элементов. Например, автомобиль может перевозить грузы, а его элементы нет. Так, колесо хотя и перекатывается, но никого не перевезёт, в кузове можно разместить груз, но переместить его куда-либо невозможно.
Исторически машины произошли из орудий (инструментов и приспособлений), постепенно усложнившись до технических систем. Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлильных работ от орудия до машины. В историческом музее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники копий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйственных нужд. Эти орудия поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на деревянную ручку. Как же люди каменного века делали такие отверстия? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим образом. Из прочного дерева вырезали стержень, один конец которого заостряли. Этот заострённый конец стержня помещали в углубление в камне, наполненное мелкозернистым песком. Стержень вращали между ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.
В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально закручивали тетиву лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться, ив камне просверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Лучковый привод является самым древним механизмом, который изобрёл человек для облегчения своего труда.
Основная функция лучкового привода — облегчить операцию, т. е. удерживать и задавать движение стержню с увеличением скорости его вращения.
Привод стал промежуточным звеном между инструментом и руками человека, он задал и передал движение от рук человека к орудию.
Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч. mechane — орудие, сооружение).
Механизм – техническое устройство для передачи и преобразования движения
Любые приводы, способные передавать движение к рабочему органу, в технике называют трансмиссией (от лат. transmissio — пересылка, передача).
Пока стержень для сверления человек вращал руками, стержень был орудием. Вместе с приводом, задающим движение, он стал прообразом технической системы. Всё дело в том, что в нём имеются два необходимых взаимосвязанных элемента: тетива с луком (механизм) — привод, который передаёт движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) — орудие, которое выполняет работу.
Когда же техническая система становится машиной? Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рычаги, штурвалы), то получится машина — сложная техническая система, где двигатель служит источником механического движения.
Если двигателем является человеческая сила, то такая техническая система называется механизированным инструментом (от лат. instrumentum — орудие). Например, инструментом является ручная механическая дрель. А вот сверлильный станок или велосипед с мотором — настоящие машины. Человек здесь не прикладывает физических усилий, а только управляет.
Таким образом, механическая машина как цельная техническая система включает в себя:
основные части машины:
двигатель – источник энергии;
трансмиссия – часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган;
рабочий орган – это орудие, которое выполняет работу.
4. Закрепление нового материала. — Слайды
Приведите примеры простых и сложных технических устройств.
Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию.
Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства?
Как вы понимаете фразу «Всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина»? Поясните на примерах.
При выполнении каких условий техническая система становится машиной?
Что является признаком машины как технической системы?
Найдите четыре части машины в сверлильном станке.
Найдите четыре части машины в других известных вам технических системах.
* Объясните, почему работоспособность машины зависит от полноты ее частей.
Повторение новых понятий: — Слайд
Простые технические устройства (орудия),
Сложные технические устройства.
5. Практическая работа. «Ознакомление с основными частями сверлильного станка» —
Разъяснение задач практической работы.
Инструктаж по ТБ и ОРМ.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверить организованность начала работы учащихся.
Проверить соблюдение учащимися правил ТБ и ОРМ.
Концентрация внимания учащихся.
Оказание помощи слабо подготовленным учащимся в выполнении задания.
Контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.
Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
Разбор типичных ошибок.
Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
6. Подведение итогов.
Сообщение о достижении целей урока.
Оценка результатов труда учащихся.
7. Уборка рабочих мест.
Ссылки на источники:
Технология. Технический труд: 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой. –М.: Дрофа, 2012.
Технология. Технический труд: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 5 класс» под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой / под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой.– М.: Дрофа, 2013.
Презентация по технологии на тему «Техника» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: ТЕХНИКА
Подумайте, можно ли назвать техникой: индивидуальные приёмы работы плотника и швеи, стиральную машину, станок, автомобиль и трактор. Обоснуйте свой ответ.
Слово техника в переводе с греческого означает «искусство», «мастерство», «умение». Оно имеет несколько значений. Изначально техникой называли совокупность всех приёмов работы, которые использовались в какой-либо области деятельности человека. Например, говорили о технике работы гончара, кузнеца, медика, ткача и других мастеров. У каждого из них была своя техника, т. е. свои оригинальные приёмы работы
Слово «техника» до сих пор используется в значении «деятельность». Например, о технике работы живописца, игры музыканта, вокального исполнения певца и т. п. Сейчас словом «техника» часто называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника создаётся для облегчения труда и повышения его эффективности.
Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника — это техника промышленного и сельскохозяйственного производства. Она предназначена для создания материальных благ. Непроизводственная техника — это техника, применяемая быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Какие значения имеет слово «техника»? Можно ли техникой назвать шариковую ручку? Почему поднятую с земли палку, которую выкопали с грядки морковку, нельзя назвать техникой, а специально заострённая вами палочка для этих же целей будет хотя и очень простой, но техникой?
Производственная и непроизводственная техника делится на пассивную и активную. Пассивная техника — это здания заводов, фабрик и других предприятий, трубопроводы, линии электропередачи, железнодорожные пути, средства связи. Активная техника представляет собой орудия труда. К ней относятся инструменты, механизмы, машины, аппараты, агрегаты, установки.
Техническими устройствами являются машины, аппараты, приборы, приспособления и т. д. Машиной называется техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации. По своему назначению машины можно разделить на три группы: энергетические, рабочие и информационные
Энергетические машины преобразуют любой вид энергии в другой. К ним относятся двигатели, преобразующие один вид энергии в механическое действие. Например, с помощью электрического двигателя швейной машины электрическая энергия переводится в механическую.
Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала. К ним относятся технологические машины и аппараты (мельницы, станки, прессы, печи), транспортные и подъёмные средства (автомобили, подъёмные краны, лифты, самолёты).
Информационные машины — это машины для преобразования, переработки и передачи информации (компьютеры, музыкальные инструменты, аппараты связи).
Аппаратами и приборами называются технические устройства или наборы предметов, служащие для выполнения какой-либо работы (измерений, наблюдений).
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Чем ручные инструменты отличаются от механизированных? Почему велосипед-это механизм, а мотоцикл-машина? Для чего в производстве используют приборы?
1. Какими видами работ занимается слесарь? Столяр? Швея?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1311192
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Описание слайда:
Цели урока:
познакомить учащихся с основными понятиями: техника, производственная. непроизводственная техника;
привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;
способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.
Описание слайда:
ПОДУМАЙТЕ,
Можно ли назвать техникой: индивидуальные приемы работы плотника и артиста, стиральную машину и станок, автомобиль и трактор.
Обоснуйте свой ответ.
Описание слайда:
Слово техника в переводе с греческого обозначает «искусство», «мастерство», «умение». Оно имеет несколько значений
Изначально техникой называли совокупность всех приемов работы, которые использовались в какой-либо области деятельности человека.
Например, говорили о технике работы гончара, кузнеца, медника, ткача и других мастеров. У каждого из них была своя техника, т.е. свои оригинальные приемы работы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Слово «техника» до сих пор используется в значении «деятельность». Например, говорят о технике работы живописца, игры музыканта, вокального исполнения певца.
Описание слайда:
Сейчас словом «техника», часто называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства.
Техника создается для облегчения труда людей и повышения его эффективности.
Описание слайда:
К технике относится коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы.
Описание слайда:
Техника – это так же средства транспорта и связи.
Описание слайда:
Техника – это:
станки, приборы, инструменты, приспособления, бытовые устройства, транспортные средства и другие объекты.
совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве
Техника облегчает условия жизни человека.
Описание слайда:
техника
Производственная
Это техника промышленного и сельскохозяйственного производства.
Она предназначена для создания материальных благ.
Описание слайда:
Производственная техника
Агрегат почвообрабатывающий
Паровая машина паровоза
Роботы на производстве
Описание слайда:
Описание слайда:
техника
Активная
Это здания заводов, фабрик, других предприятий, трубопроводы, линии электропередачи, железнодорожные пути, средства связи.
Пассивная
Это орудия труда: инструменты, механизмы, машины, аппараты, агрегаты, установки.
Описание слайда:
Техническое устройство
Простое
(орудие труда)
Сложное
(технические устройства)
Описание слайда:
Инструмент – техническое устройство (ТУ), при помощи которого выполняется работа.
Описание слайда:
Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы.
Описание слайда:
Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы.
Утюг
Дирижабль
Описание слайда:
Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека.
термометр
хронометр
компас
Описание слайда:
Машина – техническое устройство, выполняющее механические движения для образования энергии, материалов, информации.
Паровая машина
Архимедов винт
Описание слайда:
Описание слайда:
Вопросы
Какие значения имеет слово «техника».
Можно ли назвать техникой шариковую ручку?
3. Почему поднятую с земли палку, которой вы выкопали морковь нельзя назвать техникой, а специально заостренная вами палочка для этих же целей будет хотя и очень простой, но техникой?
4. В каком случае термометр считается производственным техникой. а в каком –непроизводственной?
Описание слайда:
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Техника,
Производственная техника,
Непроизводственная техника.
Пассивная техника
Активная техника
Описание слайда:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Вставить пропущенное слово:
Техника ________________ условия жизни человека.
Привести примеры производственной техники:
______________________________________________________
3. Привести примеры непроизводственной техники:
_______________________________________________________
4. Приведите примеры простых технических устройств:
________________________________________________________
Назовите три прибора, предназначенные для восполнения несовер-шенства, отсутствия или замены органов чувств человека:
_________________________________________________________
Выводы: ___________________________________________________
___________________________________________________________
Тема: Что такое техника. Техника и ее разновидности
Цель: научиться отличать значение слова техника, производственную
от непроизводственной техники.
Последовательность выполнения работы
Описание слайда:
Подведем итог урока
Что мы сегодня узнали на уроке?
Что мы уже знали?
Что мы хотели бы узнать?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.