Обучение с дот что это в электронном дневнике
Чем отличается дистанционное обучение от электронного и онлайн
Сегодня учиться можно по-разному: вузы, колледжи, школы и учреждения дополнительного профессионального образования предлагают дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Чем эти способы получения знаний отличаются друг от друга и что у них общего? Все ответы – в этой статье.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:
Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.
Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.
Дистанционное обучение
Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.
Синхронно
Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.
Асинхронно
Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.
Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:
Смешанно
Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.
По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.
Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.
В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.
Правовая база дистанционного обучения
В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.
ДОТ в образовательной деятельности педагогов и школьников
ДОТ в образовательной деятельности педагогов и школьников
«Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат»
Общей тенденцией развития общества на современном этапе является стремительное развитие ИКТ и всё более «широкое и глубокое» их проникновение в образовательный процесс во всех его формах и проявлениях. Ворвавшаяся в нашу жизнь и опутавшая ее глобальная сеть Интернет; ежедневное появление новых сервисов и программ; лавинообразное увеличение компьютерного парка в личном пользовании и стремительность всей нашей жизни неизменно выдвигает, «выпячивает» на передний план ДОТ.
В настоящее время все больше говорят о грамотном, рациональном сочетании использования современных дистанционных технологий и классической системы обучения не только в высшем, но и в школьном образовании.
Задачи сегодняшнего дня для сфер использования ДО в системе общего образования
Дистанционное образование в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами, то есть актами министерств и ведомств. Это означает, что данные акты не должны противоречить федеральному законодательству РФ об образовании, обязательно подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и принимаются только по вопросам, специально делегированным конкретному министерству (Министерству образования РФ).
Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ и устанавливает новые правила. Согласно п.3. данного документа “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами”
В качестве явных плюсов ДОТ следует отметить:
При использовании технологий дистанционного обучения образовательные учреждения получают:
o Неограниченные возможности для полноценного удовлетворения образовательных потребностей учащихся
o Возможность повышения эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов ОУ
o Возможность привлечения новых учащихся, что существенно в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование ОУ
При дистанционном обучении учащиеся получают:
o Равный доступ к качественному образованию
o Возможность реализовать индивидуальное право на выбор обучения
o Возможность освоения современных методов организации и эффективного осуществления деятельности
o Возможность приобретения компетенций, способствующих конкурентоспособности на рынке труда
При дистанционном обучении учителя получают:
o Возможность повысить уровень эффективности педагогической деятельности
o Возможность профессионального роста через освоение новых педагогических специальностей сетевого преподавателя и педагога-куратора
o Возможность повышения уровня заработной платы при введении отраслевой системы оплаты труда работников общего образования
Использование современных ДОТ в учебном процессе предоставляет дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках традиционного урока, что, в свою очередь, позволяет значительно усилить образовательные эффекты.
Организация дистанционного обучения
Реализуется перед началом учебного года
Анкетирование, выявление познавательных потребностей учащихся
• Изучение и анализ содержания ресурса и программы курса.
• Изучение индивидуальных потребностей учащихся
• Составление индивидуального учебного плана с учетом профиля, учебного плана школы
• Знакомство с составом учебной группы или класса.
• Составление тематического планирования, включающее:
o более детальный анализ содержания программы
Ведение нормативно-правовой базы использования ДОТ
Составление индивидуального учебного плана
Составление и корректировка расписания занятий учеников группы
Реализуется перед началом изучения каждой темы и непосредственно перед проведением урока.
Подготовка учителя к конкретному уроку.
• Определение целей изучения данной темы с ориентацией на заявленные учащимися профили;
• Определение содержания дополнительного теоретического материала по изучаемой теме и подготовить список источников дополнительной информации для учащихся.
• Анализ системы задач, предлагаемых для решения в ресурсе. Установление степени ее полноты, уровень сложности предлагаемых задач, степень дифференциации системы задач, соответствие системы задач сформулированным целям.
• Определение необходимости в дополнительном наборе задач.
• Планирование системы контроля и самоконтроля усвоения учащимися содержания данной темы и достижения поставленных целей.
• Отбор дополнительных задач для решения на уроке и предназначенные для самостоятельного решения дома.
• Проверка домашних заданий, оценивание и составление комментарий по д/з
Составление инструкций для ученика к уроку
Работа с домашними заданиями
При разработке методики применения ДОТ в учебном процессе необходимо основываться на дидактических моделях уроков, составленных на основе сетевых ресурсов. В зависимости от целей урока сетевой ресурс может использоваться фрагментарно или занимать урочное пространство целиком.
Использование различных дидактических моделей на основе ДОТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, а также с разными индивидуальными потребностями. Интерактивные обучающие модели, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными возможностями и способностями, создавая адаптивную систему обучения.
Дидактические модели организации учебного процесса, созданные на базе сетевого образовательного ресурса, подразделяются на три вида в соответствии с учебными задачами:
1.Разноуровневый комплексный урок
4. Урок, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях
5. Профильный урок с углубленным изучением материала
2.Урок подготовки к итоговой аттестации
4.Разноуровневые домашние задания
1. Лабораторный практикум
5. Проблемно-поисковый урок
Задача педагога заключается в том, чтобы определить соответствие избираемой для использования в том или ином уроке дидактической модели целям и задачам урока, которые, по сути, отражаются в разнообразных перечнях общеучебных навыков.
Моделирование уроков на основе различных дидактических моделей с применением ДОТ имеет существенные перспективы в отношении повышения уровня эффективности учебного процесса, так как ОНИ :
- способствуют индивидуализации учебного процесса; способствуют активизации самостоятельной познавательной деятельности; направлены на развитие творческо-поисковой деятельности, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений; повышают учебную мотивацию за счет возможности осваивать новый материал по сценариям соответствующим реальным образовательным потребностям учащихся; позволяют использовать разнообразные виды учебной деятельности, в том числе проводить групповую работу и осуществлять проектную деятельность в телекоммуникационном формате.
Дистанционное образование в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами, то есть актами министерств и ведомств. Это означает, что данные акты не должны противоречить федеральному законодательству РФ об образовании, обязательно подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и принимаются только по вопросам, специально делегированным конкретному министерству (Министерству образования РФ).
В частности, последним документом, регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ и устанавливает новые правила. Согласно п.3. данного документа “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные:
- учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом. учет оплаты инновационного труда преподавателя методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий
Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ, как и форма документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ. Организация учебного процесса с использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
2. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом РФ 04.07.2000г. № 000), с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом РФ 17.05.2001 г. № 000);
3. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 иклассов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 000);
4. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000 (с изменениями от 1 апреля 2003 г.);
5. Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г.;
6. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 01.01.2001 г. № /13).
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО): в чем разница и какие цели их применения?
Действующее законодательство РФ, а именно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании), допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий:
электронного обучения (ЭО),
дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Эти два понятия достаточно тесно соприкасаются между собой, но все же имеют определенные различия. Однако, многие этих различий часто не замечают. Поэтому мы попробуем с вами разобраться, в каких случаях целесообразно использовать ЭО, а в каких ДОТ.
Электронное обучение. Под ним понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Иными словами, здесь речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен.
Дистанционные образовательные технологии. В отличие от ЭО под ДОТ понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды для реализации такого взаимодействия здесь не является обязательным, более того, оно может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей (например, пересылка материалов по почте и т.п.). Примером применения ДОТ могут быть занятия, при которых обучающийся и/или педагогический работник находятся вне аудитории.
В связи с тем, что эти два понятия очень тесно переплетаются между собой в большинстве случаев организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют смешанное обучение, совмещая при этом ЭО, ДОТ и/или обучение в учебных кабинетах. Между тем не запрещается применять и исключительно ЭО, ДОТ. В этом случае создание электронной информационно-образовательной среды является обязательным, в связи с чем нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО.
Причем при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть применены разные модели обучения (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»):
исключительно дистанционное обучение (освоение образовательной программы происходит полностью удаленно с использованием специальной дистанционной оболочки, через которую происходят все взаимодействие с педагогическим работником),
частичное использование ДОТ (реализация образовательной программы происходит посредством чередования очных занятий с дистанционными).
Также необходимо иметь в виду, что не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, например, Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО.
Между тем при реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательно среды, которая включает в себя:
электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся образовательной программы в полном объеме независимо от места его нахождения.
Необходимо иметь в виду, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления такой деятельности признается именно место нахождения такой организации или ее филиала, независимо от места нахождения самого обучающегося (п. 4 ст. 16 Закона об образовании).
Следует добавить, что в настоящее время Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816.
Дистанционный урок для учеников
У учащихся есть возможность подключаться к урокам дистанционно из электронного дневника.
Ссылка на урок генерируется автоматически и также автоматически отправляется всем участникам видеоконференции. Она доступна не ранее чем за 48 часов до начала онлайн-урока.
Вы можете ознакомиться с видеоинструкцией здесь:
Также ознакомьтесь с техническими требованиями к оборудованию:
Подключение к системе видеоконференции
Важно! Вход в электронный дневник должен осуществляться школьником через личную учётную запись. У родителей нет доступа к дистанционным урокам!
Для запуска дистанционного урока нужно выполнить несколько действий.
При первичном входе в МЭШ отобразится окно активации аккаунта. Подробнее об активации аккаунта вы можете узнать здесь.
Рекомендованные браузеры для работы с электронным дневником: Google Chrome и Яндекс.Браузер.
Рисунок 1. Раздел «Мой дневник»
Откроется страница с информацией об уроке (рис.2). Нажмите на кнопку «Присоединиться к уроку».
Рисунок 2. Информация об уроке
Ссылка на виртуальный класс появится не ранее чем за 48 часов. Переход по ссылке в виртуальный класс будет доступен за 5 минут до начала урока (рис.3).
Рисунок 3. Переход в виртуальный класс
Работа в браузере под своей учетной записью Microsoft
Рисунок 4. Страница входа в виртуальный класс Microsoft Teams
Рисунок 5. Вход под своей учетной записью Microsoft
Рисунок 6. Ввод логина от учётной записи Microsoft
Логин от учетной записи Microsoft состоит из: [логин от учетной записи МЭШ]@[округ].obr.mos.ru.
Например, для учетной записи student необходимо ввести: student@cao.obr.mos.ru.
Логин от учетной записи Microsoft можно посмотреть в профиле пользователя, выбрав «Управление аккаунтом → Контакты». Подробную информацию можно посмотреть здесь.
Для того чтобы узнать, какой округ ввести в учетной записи, откройте файл «Домены» и найдите свою образовательную организацию.
Работа в Microsoft Teams возможна только при активированном аккаунте. Подробную информацию по активации можно посмотреть здесь.
Обратите внимание! Учетная запись Microsoft для авторизации в Teams станет доступна через 30 минут после активации аккаунта МЭШ. Рекомендуем заранее проверять доступ к дистанционным урокам.
Если вы забыли пароль от учетной записи Microsoft, то восстановить доступ можно перейдя по ссылке. После смены пароля учетные данные в Microsoft Teams будут обновлены в течение часа.
Рисунок 7. Авторизация в Microsoft Teams
Работа в приложении Microsoft Teams под своей учетной записью Microsoft
Для надежной работы виртуального класса рекомендуем установить приложение «Microsoft Teams» на компьютер. Для скачивания приложения на компьютер нажмите здесь.
Для входа в виртуальный класс через мобильный телефон необходимо установить приложение «Microsoft Teams». Приложение на мобильные устройства можно бесплатно скачать в App Store и Google Play.
Для работы в приложении сервиса «Microsoft Teams» выберите «Открыть приложение Teams» (рис.8).
Рисунок 8. Страница входа в виртуальный класс «Microsoft Teams»
Введите логин от учетной записи Microsoft [логин от учетной записи МЭШ]@[округ].obr.mos.ru (рис.9).
Рисунок 9. Вход в приложение Microsoft Teams под своей учетной записью Microsoft
После ввода логина нажмите на кнопку «Вход» и введите пароль от учетной записи МЭШ.
Авторизация через сервис «Microsoft» нужна только при первом входе в конференцию.
Вход в Microsoft Teams в роли «Гость»
Если у вас возникли проблемы с учетной записью, вы можете подключиться к дистанционному уроку под ролью «Гость».
Все функций Microsoft Teams доступны только при входе под своей учетной записью Microsoft.
Для входа в режиме «Гость» введите ФИО и нажмите на кнопку «Присоединиться сейчас» (рис.10).
Рисунок 10. Вход в виртуальный класс под ролью «Гость»
В мобильной версии нажмите на кнопку «Присоединиться к собранию» (рис.11).
Рисунок 11. Вход в виртуальный класс под ролью «Гость» в мобильном приложении
Панель управления виртуального класса Microsoft Teams
После выбора способа входа в Microsoft Teams откроется страница виртуального класса Microsoft Teams (рис.12).
Рисунок 12. Виртуальный класс Microsoft Teams
В нижней части экрана расположена панель управления (рис.13), где вы можете выполнить следующие действия:
Рисунок 13. Панель управления
Возможности ученика в Microsoft Teams
Во время занятия вы можете:
Рисунок 14. «Поднять руку»
На панели управления нажмите на кнопку «Открыть панель обмена контентом», а далее нажмите на вкладку «Демонстрация экрана» (рис.15).