Обучение русскому языку иностранцев с чего начать программа для детей
Как учить иностранных детей русскому языку дома
Первое, что я советую делать, это играть со своим ребёнком в карточки. Для этого не обязательно покупать какие-то материалы, потому что не у всех есть возможность, да и не часто они есть в наличии в магазинах. Можно взять лист бумаги или лучше картон, чтобы карточки не рвались, а оставались подольше в целости. Разделим картон на небольшие квадраты и впишем или впечатаем слова. Если ребёнок маленький, можно на этих карточках нарисовать или взять с интернета небольшие рисунки и наклеить рядом со словом. Например:
Первое время ребёнок будет показывать на вас, но вы должны при этом говорить вслух «мама» и стараться повторять до тех пор, пока ребёнок не повторит за вами. В маленьком возрасте- около 3-5 лет, дети очень быстро осваивают слова, поэтому можно еще сделать книжку. Если нет возможности взять рисунки с интернета, можно нарисовать самим, например:
Вы выбираете тему «Погода», выписываете все слова связанные с погодой на русском языке:
Небо и рисуете к каждому слову свою картинку, можно её раскрасить, сделать тучам лицо
Это помогает ребёнку в освоении материала, так ему будет интереснее разглядывать и запоминать. Не забываем проговаривать слова, старайтесь говорить чётко и не спеша, чтобы ребёнок уловил название слова:
Из карточек можно складывать картинку, когда ребёнок подучит слова по какой-то теме, например, по погоде, можно рассказать ему рассказ, употребляя небольшие предложения:
Солнышко светит, цветочки начали расти, бабочки летают над ними. В корзине много фруктов: бананы, яблоки, груши и виноград. Сейчас (назвать имя вашего ребёнка) будет их кушать. Вот такое у нас лето (показать на картинку).
Слова : солнышко, цветочки, бабочки, фрукты, бананы, яблоки, груши и виноград, лето являются ключевыми, их вы должны были с ребёнком выучить, а потом пусть он вам показывает и рассказывает историю, когда ребёнок назовёт слово, например, солнышко и будет ждать от вас помощи, чтобы назвать, например, глагол, вы ему помогите и скажите: «светит» и пусть он повторит.
С детьми постарше можно играть в слова за обедом или ужином, когда вы никуда не спешите, можно подключить еще человека, чтобы был дух соперничества, например:
— А давайте поиграем в слова, я вам буду загадывать слова, описывать их, а вы должны угадать это слово.
Он зелёный, мы любим кушать его с разными блюдами, его добавляют в салаты. Что это?
Кто быстрее угадал, тому ставите плюс и поощряете. Повторять эту игру надо периодически.
Чтобы выучить с ребёнком части тела, а дети очень любят эту тему, надо взять куклу или любимую игрушку и показывать на ней части тела, чтобы он повторил. Потом можно поиграть на то, кто быстрее покажет часть тела, вы называете по-русски, например: «уши» или «ушки» и он должен взять себя за уши. Если ребёнок ошибается, вы должны показать ему на уши и объяснить на родном языке. Иногда ребёнок будет говорить на родном языке, делайте вид, что не понимате и повторяйте на русском. Процесс достаточно трудоёмкий, но, чем быстрее вы начнёте учить детей русскому языку, тем лучше.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
курса дополнительного образования
«Русский как иностранный»
(разный уровень знания русского языка)
2021-2022 учебный год
I. Пояснительная записка
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.
Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции? Мы считаем, что целесообразно, решать данную проблему через дополнительные занятия.
При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:
§ создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
§ поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
§ многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
§ комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
§ обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
§ выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
§ формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.
Рабочая программа специальных дополнительных занятий с детьми мигрантов является компилятивной, в основе лежит программа «Развитие речи детей 6-7 лет» авторов Гризик Т.И., Тимощук Л.Е., методическое пособие для учителя «Речевые секреты» автора Т.А.Ладыженской.
Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями и др.) и приспособление к такому общению.
Занятия по развитию речи призваны вооружить ребенка иностранного гражданина эффективными средствами речевого общения:
· умением понимать русскую речь;
· умением правильно говорить на русском языке;
· умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;
· умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
· способностью слушать и понимать других;
· умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Образовательные – направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.
1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
3. Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертифицированного уровня государственных стандартов по русскому языку для иностранцев.
4. Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
5. Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
6. создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;
7. создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;
8. развитие интереса к русскому языку;
9. развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
1. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
2. Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
3. Принцип поэтапного формирования умственных действий.
4. Принцип практической направленности изучаемого материала.
5. Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).
Формы работы учащихся на занятиях:
Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.
Ожидаемые результаты к концу года обучения :
· дети мигрантов будут понимать устную русскую речь;
· дети мигрантов будут правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения.
II. Общая характеристика курса
Материал программы рассчитан на освоение его в течение учебного года.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.
Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой уча ствуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
III. Описание места курса в учебном плане
Программа курса «Русский язык как иностранный» предназначена для детей-мигрантов младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю (в год 56 ч).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V .Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, потребность в чтении;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
· осуществлять анализ и синтез;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
1. Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и отдельные главы, а также текстовый материал на определенной странице книги.
2. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
3. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество воспринимаемой информации – 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
4. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 20-120 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарем. Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 4-6. Диалог-расспрос ведется без подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста. Объем предъявляемого текстового материала до 120 слов. Тематика определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант).
Методика и техника обучения русскому языку детей-мигрантов в начальной школе. ( )
Миграционные процессы привели к появлению в русских школах детей-мигрантов.
Однако следует принимать во внимание, что филологические знания и умения учащихся разные. Можно выделить следующие критерии уровня владения языком:
— не понимает, не говорит
— понимает, но не говорит;
— понимает, но говорит плохо:
— понимает, говорит. но не читает:
— говорит, читает, но не осознает прочитанное.
В силу этого в практике работы с детьми используется дифференцированный подход,
С чего же начать школьному учителю, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком? Прежде всего, для успешного обучения необходимо:
— определить уровень владения языком:
— создать в классе комфортные условия;
— найти индивидуальный подход к каждому учащемуся:
— сформировать у учащихся интерес к изучению языка и положительную
мотивацию,
Однако эти затруднения легко преодолеваются в процессе речевого общения.
Учить общению можно лишь путем:
а) формирования и поддержания конкретного мотива общения;
б) организации различных видов активной творческой деятельности
учащегося, которая способствует реализации общения.
Один из приемов организации активной творческой деятельности учащегося. вызывающий наибольший интерес — это игра и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к языку.
Методику, позволяющую в любом классе начать обучение детей русскому языку, условно назвать методикой обучения мигрантов. В этой методике нет ничего нового. Она основана на принципах доступности и посильности предъявляемого учебного материала, полного усвоения знаний на уроке всеми учащимися и др. Ядром методики является организация учителем самостоятельной языковой познавательной деятельности ребенка: он должен читать, писать, говорить, теть первоначально с ошибками, но по-русски.
Успешно реализовать методику можно при условии, что учитель преодолел барьер молчания нерусских детей, возбудил активность учащихся, пробудил интерес к работе.
Интерес к занятиям формируется содержанием учебного материала, организацией учебной деятельности учащихся. Внимание учеников привлекает новизна учебного материала, его практическая значимость, расширение знаний по определенным темам.
Познавательный интерес учащихся во время занятий поддерживается изучением художественных и научно-популярных текстов, беседами, выразительным чтением, викторинами, введением в учебный процесс дополнительных языковедческих знаний. Подбираемые для занятий тексты ориентированы на развитие познавательных возможностей учащихся, формирование умений анализировать, обобщать, видеть явления во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Работая с текстом, школьник одновременно осваивает произношение, правописание, словарь языка, овладевает умением задавать вопросы, участвует в общении с учителем и друг с другом. Следует отметить, что учитель должен заметить желание ребенка к общению на русском языке и поддержать его, предоставив 1-е слово плохо говорящим, а затем тем, кто лучше освоил язык.
На начальном этапе обучения чтению независимо от возраста ребенка надо добиться, чтобы все ученики полностью знали алфавит, умели распределять слова в алфавитном порядке, правильно произносили трудные для них звуки. Именно этот этап в овладении необходимыми элементарными умениями чтения является самым ответственным, так как учащиеся овладевают механизмом чтения.
Механизм (техника) чтения ученика зависит от того, каким способом чтения он овладел, т. е. какие единицы реально выступают в качестве оперативных единиц чтения:
2) расширение зрительного поля узнавания до буквосочетания, равного слогу, который воспринимается уже целостно;
3) восприятие буквенного комплекса, равного слову, овладение
умением цельно прочитывать слова с соблюдением ударений.
Чтение имеет особое значение: оно положительно влияет на становление и совершенствование других видов речевой деятельности: аудирование говорения, письма.
Для формирования и развития практических навыков владения русским языком большое значение имеет и чтение вслух. В начальных классах оно является основной формой обучения чтению как речевому умению. Но оно необходимо и в основной школе, где тоже учатся дети-мигранты. Чтение вслух помогает учителю своевременно выявить и исправить речевые, смысловые, логические ошибки ученика.
Изучение характера ошибок учащихся позволило сделать вывод: в процессе чтения дети чаще всего испытывают трудности в произношении тех слов, смысл которых им непонятен. Поэтому одним из основных звеньев в обучении нерусских детей русскому языку, в развитии их речи является словарная работа, обогащение словарного запаса.
Работа над словом в начальных классах проводится в определенной последовательности: четко произношу новое слово и объясняю его значение. Вслед за мной учащиеся произносят это слово. Затем слово записываю на доске, учащиеся пишут в тетради. Таким образом, каждое новое слово ребенок слышит, видит, сам произносит, читает, пишет, т. е. каждое слово проводится через все виды чувственного восприятия учащихся. С учетом этого составляется ряд упражнений на употребление усваиваемых слов в изученных конструкциях предложений. При этом особое внимание обращается на постановку ударения, на правильное произношение новых слов.
Для словарной работы можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Виды упражнений по картине могут быть следующие: а) название или запись слов, обозначающих предметы на картине; б) составление и запись подписей под картинками; в) ответы на вопросы по сюжетным картинам с целью закрепления изучаемой лексики; г) беседа по картине с использованием данных учителем слов. На уроках, когда закрепляется определенный словарный материал, беседа по картине всегда носит целенаправленный характер: учащимся необходимо употребить в ответах (или записать в тетради) предложения или словосочетания со словами, усвоение которых являлось образовательной задачей урока. Работа по картине активизирует в речи учащихся определенный лексико-грамматический материал, способствует, таким образом, развитию навыков связной русской речи.
Для закрепления в памяти учащихся русских слов, навыков правильной русской речи полезны упражнения в заучивании наизусть стихотворений (или небольших стихотворных отрывков), песен, пословиц, поговорок, загадок, призывов. Она способствует еще усвоению различных конструкций предложений и учит детей правильно ставить ударение в русских словах, тренирует память учащихся. К заученному наизусть следует возвращаться и постоянно повторять его.
Известно, что устная речь бывает диалогической и монологической.
Учащимся начальных классов, когда у них нет определенного запаса русских слов, не известны словоформы, трудно самостоятельно рассказать о прочитанном или увиденном. Им легче говорить о чем-либо, отвечая на вопросы учителя или собеседника. Поэтому работа над развитием связной речи учащихся начальных классов на первых порах сводится к овладению диалогом. Диалог строится из простых предложений, часто неполных, дополняется мимикой, жестами, интонацией, большую роль здесь играет ситуация.
Осознанное чтение способствует овладению грамматикой. Изучение грамматики не должно быть самоцелью, грамматика должна помогать практическому овладению языком, способствовать осмыслению наиболее важных языковых явлений, без знаний которых дети-мигранты затрудняются пользоваться русским языком в устной и письменной форме. При этом должно быть больше практики в чтении, рассказывании, письменном изложении мыслей.
В процессе обучения необходимо осуществлять межпредметную связь, что позволит обнаружить пробелы в знаниях учащихся, наметить дополнительные упражнения. Действия учителя должны быть подчинены правилу, согласно которому все выполняемые учеником работы подвергаются контролю и рука об руку с обучаемым идет работа.
Опыт показывает, что в результате каждодневной, целенаправленной работы учащиеся к концу начальных классов будут читать вполне осознанно, правильно, бегло и выразительно, смогут отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать их и озаглавливать отдельные части текста, писать грамотно.
Подготовка учащихся к выпускному экзамену
С каждым годом увеличивается количество детей, не справляющихся с учебной программой. Причины этого – отдельный вопрос исследования педагогов и психологов. Кроме этого происходит сокращение количества часов, отводимых на предмет, что усложняет освоение учебного материала, особенно слабоуспевающими учащимися.
Однако эти трудности в учебном процессе не снимают ответственности с учителя при подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Но сама подготовка к экзамену данной формы не должна стать самоцелью, не должно быть как таковых тренировок, репетиций, «натаскивания». Все задания должны выполняться осознанно. Так как, только зная материал по предмету, помня и умело применяя правила, можно наиболее верно ответить на вопросы и справиться с заданиями в тестах ЕГЭ. Поэтому целесообразно начинать подготовку к выпускному экзамену с 5-го класса, представляя уже тогда перспективу знаний, умений и навыков, получаемых на данном периоде обучения. Изученное в 5-м классе имеет свое продолжение в последующих классах, но уже с усложнением, с освоением новых видов учебной деятельности, развитием учебных навыков.
В основе этой работы лежит индивидуально-дифферинцированный подход к учащимся, т. к. в условиях массового обучения нет такой возможности. В этом случае в зависимости от цели и задач, поставленных на конкретном уроке, необходимо производить мысленную группировку учащихся, объединенных схожими индивидуальными особенностями:
- по уровню фактических знаний, умений и навыков, отношению к предмету, связанному с интересом, проявленным к данному школьному предмету, индивидуальному стилю познавательной деятельности и т. д.
Таким образом, во время урока учащиеся могут выполнять отличные друг от друга задания и упражнения, различающиеся по объему и уровню сложности.
Изучение нового материала лучше предлагать учащимся, особенно слабоуспевающим, в удобном для них стиле познавательной деятельности, сняв таким образом напряжение и переутомление.
К слабоуспевающим учащимся можно отнести и часто болеющих учеников, которые из-за долгого отсутствия в школе по причине болезни не успевают осваивать учебный материал в том же темпе, как другие ученики. К ним нужен индивидуальный подход и особое внимание. Необходимо во время урока давать им индивидуальные задания. Так, например, во время уроков, на которых происходит закрепление темы, слабоуспевающим и долго отсутвующим по причине болезни детям необходим особый контроль и помощь со стороны учителя или «сильного» ученика-консультанта.
Поэтому заранее им дается меньшее по объему и более легкое и доступное задание, включающее в себя повторение прошлого материала. Работая со «слабыми» учениками, учитель действует по алгоритму:
· помощь учащимся, если что-то не понятно – контроль
· самостоятельная работа – контроль
· коррекция ошибок при работе – контроль.
Домашнее задание также дается таким учащимся только одно, посильное, чтобы избежать перенапряжения после болезни и стресса или боязни не выполнить его, что часто провоцирует невыполнение домашнего задания.
Необходимым условием успешного обучения является правильно поставленные и постоянно проводимое повторение изученного материала. Для этого следует постоянно повторять правила и проводить упражнения по закреплению изученного ранее. Это могут быть тесты по пройденным темам, контрольные работы, диктанты с проверкой, проведенной тут же в классе, работа по тренированным заданиям, индивидуальная работа, по вариантам и т. д. Любое упражнение, выполняемое в классе, кроме данных в них заданий, дает возможность использовать его в качестве повторения изученных тем. Для этого достаточно заострить внимание учащихся на правилах, орфограммах, встречаемых в нем, выполнить их и закрепить еще раз. Внимание также заслуживают знаки препинания, проставленные в тексте. Надо дать возможность учащимся объяснить их постановку, составить схему предложения, вспомнив таким образом виды предложений, их отличительные черты.
В любом предложении всегда можно найти слово, которое можно использовать для фонетического разбора и произвести транскрипцию.
Все эти задания позже встретятся в тестах ЕГЭ.
Кроме перечисленных трудностей при изучении и повторении материала встречаются и такие, как врожденная грамотность. Само это понятие включает в себя слово «грамотность», но при этом имеет свои специфические особенности. Если нормой в учебном процессе является требование проверять написание слов в соответствии с грамматическими правилами, то на учащихся обладающих врожденной грамотностью, это правило не распространяется, т. к. для них концентрация внимания на правиле приводит к обратному эффекту: ошибкам, исправлениям правильного написания на неправильное.
Обучая ребенка грамотному письму, нельзя разрушать основы «врожденной» грамотности. Нужно найти причины неграмотности, проанализировать ошибки. Трудности в обучении испытывают и дети-мигранты, плохо знающие русский язык. В работе с ними важно взаимодействие педагогов, которые следуют специальному правилу: вне зависимости от преподаваемого предмета обязательно работать с текстом и правильным написанием понятий. Для многих учителей стало нормой обращать внимание на новые, незнакомые или трудные слова, их значение и написание.
Новые слова, понятия выписываются на доске, в словарь. Те орфограммы, где могут быть допущены ошибки, объясняются учителем. Таким образом, связь всех учителей-предметников способствует сокращению ошибок.
В старших классах, 10-х и 11-х продолжается и активируется подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ, происходит нарастание темпа при повторении, усложняются тексты, появляются новые виды тестов, которые в будущем схожи с тестами ЕГЭ, проводится работа по обучению заполнения анкетных листов ЕГЭ, увеличивается темп выполнения заданий.
Сборники для подготовки к тестам ЕГЭ сегодня продаются в каждом книжном магазине. Поэтому учащиеся могут самостоятельно приобрести примерные задания, которые могут быть на экзамене.
На уроках же есть возможность провести повторениенаиболее трудных и часто встречающихся в заданиях ЕГЭ тем, что что также способствует лучшему усвоению материала и его закрепления, а также облегчает подготовку к ЕГЭ.
После такой планомерной, кропотливой работы были показаны довольно высокие результаты по тестам, проведенным в период очередной аттестации школы.
В течении периода учебы в 11 классе учащимся были предоставлены возможности испытать свои силы на пробных ЕГЭ, где также результаты были хорошими. Поэтому, пройдя все эти подготовительные испытания, на выпускном ЕГЭ результаты стали лучше предыдущих.
Формы и методы работы школьной психологической службы по предупрпеждению и преодолению неуспеваемости.
Работа школьной психологической службы по предупреждению и преодолению неуспеваемости идет по различным направлениям:
- Диагностика (познавательной сферы, индивидуально-личностной). Консультирование (учащихся, родителей, учителей). Просветительско-развивающая (учителя, учащиеся, родители).
Диагностика учащихся строится с учетом прогнозирования педагогического процесса, традиционных диагностических направлений, опытно-экспериментальной работы в школе.
Цель различных видов этой работы:
- выявление проблемных учащихся; причин неуспеваемости; личностных (поведенческих) проблем.
Результаты фронтальных исследований используются для составления психолого-педагогической карты класса, карт индивидуального развития учащихся, для сравнительного анализа данных за несколько лет и составления программы индивидуального развития учащихся, осуществления им психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения в школе.
Результаты диагностики помогают выявить ряд причин школьной неуспеваемости. По результатам диагностики проводятся консультации, как индивидуальные, так и групповые для учителей, родителей, учащихся.
Одной из форм работы в нашей школе по преодолению неуспеваемости является педагогический консилиум. В основном мы изучаем адаптационные моменты 4-х, 5-х, 9-х классов. Наибольшее количество проблем учебного характера возникает именно в это время.
Цель консилиума: проследить развитие учащихся по разным направлениям, выделить индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом, выяснить причины тех, или иных ситуаций, наметить пути их решения. Учителя имеют возможность глубже познать учащихся, обменяться мнениями, поделиться опытом работы со слабоуспевающими и трудными учащимися, выработать единые требования к обучению и воспитанию детей.
Итогом консилиума является составление карты индивидуального развития школьника.
В консилиуме принимают участие учителя, работающие и работавшие в недавнем прошлом в данном классе, школьный психолог, логопед, школьная администрация.
Каждый участник консилиума приносит результаты своей аналитической деятельности:
· психолог – обобщенные материалы диагностики;
· классный руководитель и педагоги – дают педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом;
· социальный педагог – информацию о составе семьи и особенностях семейного воспитания конкретного ребенка;
· медицинский работник – выписки из медкарт, информацию из поликлиники для обсуждения на консилиуме;
· заместитель директора – информацию об учащихся, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
· логопед – дает характеристику речевых проблем учащихся.
Работа консилиума заключается в следующем:
1. Информационный обмен между участниками.
2. Обсуждение конкретного случая.
3. Обсуждение форм работы по оказанию помощи учащемуся и определение единых педагогических требований.
4. Установление сроков той или иной работы, ответственности и форм контроля.
Развивающая работа в большинстве случаев строится индивидуально, часто в сотрудничестве с педагогическим коллективом коллективом и родителями.
Она тесно связана с консультационно-просветительской деятельностью.
Это выступления на педсоветах, на секциях методсовета школы с целью поднятия уровня психологических знаний педагогов, а также выступления на родительских собраниях (знакомство с результатами диагностики, особенностями возрастного периода, различными рекомендациями по преодолению неуспеваемости).
Наша школа сотрудничает с ЦкиД «Теплый Стан», который оказывает нам содействие с особо проблемными учащимися (в виде консультаций, занятий с различными специалистами психологической службы), а также осмотром проблемных учащихся на психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) с разработкой рекомендаций по коррекции и работе с такими учащимися.
К сожалению возможности ЦкиД «Теплый Стан» ограничены. При потребности школы в направлении на консультацию 32% учащихся от общего количества проблемных детей, мы имеем возможность проконсультировать там только 4% таких учащихся. В то время, как известно, чем раньше будет установлена необходимость обучения ребенка в специальном учреждении, тем больший развивающий эффект это окажет. Часть детей, не прошедших через консультацию, естественно продолжает обучение в массовой школе. Переходя из класса в класс с усугубляющейся проблемой. Эти дети в основной школе оказываются неспособными освоить образовательную программу и образуют наиболее тяжелый контингент учащихся, т. к. к учебным проблемам начинают добавляться поведенческие: прогулы, нарушения дисциплины на уроках, уход в асоциальные группы и возможность совершения правонарушений.
За период с 2005 по 2007 г. из нашей школы 22 человека прошло ПМПК. Для 9 учащихся была определена форма дальнейшего обучения, и они перешли в образовательные учреждения коррекционного типа. 7 человек по заключениям и рекомендациям ПМПК мы записали для занятий в логопедические группы нашей школы, т. к. ранее не были проинформированы, что они в этом нуждаются. Некоторые из учащихся, прошедшие ПМПК, стали посещать КРЗ с педагогом-психологом по необходимым им программам; есть и такие, кто обратился к врачам неврологам и психоневрологам за соответствующим лечением.
Имеют место случаи, когда родители отказываются от прохождения с детьми ПМПК (5-6 чел.), т. к. они боятся осмотра психоневрологом, негативных разговоров о ребёнке в школе или изменения форм обучения. В основном это родители учащихся средней школы. В отличие от них родители учащихся начальной школы легче идут на такую форму работы с их детьми.
У нас в начальной школе есть очень проблемный ребёнок, родители которого считали его абсолютно здоровым и отказывались от консультации в ПМПК, в итоге их сын проходил лечение в психиатрическом стационаре и сейчас стоит вопрос о его переводе в специализированное коррекционное учебное заведение.
Мы стараемся уже в начальной школе, в 1-м классе, выделить проблемных учащихся и отправить их на комиссию, т. к. именно на раннем этапе можно реально помочь проблемному ребёнку.
Еще одна форма работы, которая имеет место в нашей школе – это семинар-тренинг. Один из них проходил по теме: «Психология развития творческого потенциала личности». В числе целей тренинга было ознакомление учителей с приемами психологической коррекции, прямо выходящей проблемы успеваемости и поведения учащихся. Семинар представлял собой цикл занятий с учителями в форме лекций и тренингов.
Для проведения семинара-тренинга использовались каникулы. Занимались те учителя, которые проявили интерес к этой форме самообразования. С целями, тематикой занятий Вы можете познакомиться в методических материалах (приложение к семинару).
Индивидуальные формы работы с учителями, учащимися, родителями (диагностика, консультирование и т. д.) не предполагают обязательного оглашения в процессе работы другим сотрудникам, т. к. результаты индивидуальной работы с клиентом являются конфиденциальными, и в то же время, помогают выявить причины различных психологических проблем и наметить пути их решения, построить коррекционную работу.
Социально-психологическую службу школы образуют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Каждый из них ведет работу с неуспевающими в своих напрвлениях. Занятия логопеда с детьми, имеющими речевые проблемы; сопровождение неуспевающих социальным педагогом, такое взаимодействие специалистов психологической службы, а также взаимосвязь с учителями-предметниками, классными руководителями, дает позитивный результат работы с неуспевающими детьми.
Меняются формы и методы организации познавательной деятельности слабоуспевающих детей. Учителя иначе начинают строить взамоотношения с ними. Приосуществлении индивидуального подхода к таким учащимся активно используется знание их индивидуально-психологических особенностей и индивидуального стиля познавательной деятельности и др. особенностей. Все это помогает добиваться освоения учебного материала такими учащимися на уровне государственных стандартов.