Обучение грамоте в первом классе это что
Методика обучения грамоте в 1 классе
20 конспектов по обучению грамоте (чтение и письмо) в 1 классе.
Обучение проходит с использованием комплекта учебников «Школа России»:
Русская азбука: учеб. для 1 кл. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Илюхина В.А. Чудо-прописи 1,2,3,4,ч. для 1 класса начальной школы под ред. В.Г. Горецкого. – М.: «Просвещение», 2006.
В конспектах последовательно отражены спаренные уроки обучения грамоте (интеграция двух уроков – чтения и письма) в букварный период (второй период).
Надеюсь, что система представленных уроков станет понятнее, если раскрыть несколько секретов, от которых зависят плодотворность, успех процесса обучения первоклассников чтению и письму.
1.Настрой на урок. Учитель должен заряжать детей оптимизмом, жизнелюбием, любознательностью.
Высокий темп ведения урока способствует быстрой смене видов деятельности, что тормозит процесс учащихся на уроке. Усталости учащихся также препятствует использование физминуток, пальчиковой гимнастики, разминок для глаз с привлечением тренажёра Базарного; проведения «звуковых эстафет» (подробно см. в уроках 3-4).
3. Сотрудничество учителя и учеников. Это, пожалуй, главный секрет, позволяющий успешно строить учебный процесс, удерживать внимание учащихся на уроке. С этой целью использую старый добрый метод, который в наши дни получил название «сказкотерапия». Сказкотерапия – это одно из направлений психотерапии, без знания которой в наше время, где царят отношения непонимания, злобы и жестокости, работать с детьми просто невозможно (именно по этой причине в настоящее время обучаюсь в педагогическом университете на психолого-педагогическом факультете). Использование в учебном процессе сказкотерапии, библиотерапии, игровой терапии позволяет ребёнку поверить в самого себя, в свои силы и возможности (не случайно эти методы используют при лечении заикания, с их помощью побеждают недуг).
Я уверена, что в наши дни истинный учитель (тот, кто любит жить, старается найти способы, с помощью которых он мог бы помочь подрастающему поколению стать раскрепощённым и счастливым) должен быть хорошим психотерапевтом и психологом.
«Психотерапия – не свод догм и правил, а, прежде всего, горячее сердце и открытая душа, это поиск самого себя и самореализация, а они – самый верный путь к тому, чтобы способствовать реализации окружающих» (К. Мустакас).
Учитель-терапевт – полноправный участник жизни, который совместно с ребёнком ищет смыслы этого мира. Необходимое условие сотрудничества (терапии отношений) – уважение к уникальной природе ребёнка. Слово «терапия» произошло от греческого «служитель». И глагол здесь – «ждать». Учитель-терапевт ждёт, пока ребёнок придёт в согласие с самим собой.
Ребёнок должен ощущать тёплую, человеческую эмпатию взрослого, знать, что взрослый доверяет ему и верит в него, лишь в этом случае ребёнок обретает контроль над самим собой, он находит своё собственное «я».
4. Эмоциональный климат классной комнаты. Это имеет для ребёнка чрезвычайно важное значение, т. к. классная комната становится его местом, он ощущает свою причастность. Здесь должна царить атмосфера гармонии, покоя и значимости.
5. Определение ограничений. Это один из важных аспектов в становлении отношений сотрудничества, определяющий границы отношений, вырабатывающий ответственность ребёнка по отношению к самому себе и к окружающим. При отсутствии ограничений, ребёнок пребывает в обстановке угрозы и неизвестности. Негативные чувства порождают барьер во взаимоотношениях.
6. Структура урока. Долгое время я экспериментировала в поисках целесообразных, приемлемых для каждого предмета структурных моментов урока. В результате остановилась на интегрированных комбинированных уроках, где выработалась своя определённая система. Хочу поделиться опытом проведения уроков обучения грамоте в 1 классе, для которых характерна следующая структура.
Структура уроков обучения грамоте.
5 минут «жужжащего» чтения с использованием «Практического пособия для обучения детей чтению» О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой способствуют развитию и совершенствованию навыков чтения, что в дальнейшем приводит к высоким показателям при проверке техники чтения. По окончании работы в «Пособии…» «Читательская пятиминутка» будет осуществляться путём чтения книг из классной библиотеки, которую целенаправленно создавала в течение многих лет.
3*Повторение ранее пройденного материала.
На данном этапе так же, как и на последующих, активно использую педагогическую методику Г.А. Бакулиной (см. «Начальная школа» №4 2002 г.), осуществляемую средствами субъективизации, позволяющую вести активный поиск метода решения проблемы, что способствует развитию творческого (проблемного) мышления учащихся, формированию ключевых компетентностей.
Субъективизация – качественно новый уровень вовлечённости школьника в планирование и осуществление учебного процесса, где ученику передаётся часть функций учителя,
4* Определение темы урока (методом субъективизации).
5.* Изучение нового материала.
1. Слого-звуковой анализ слов, содержащих изучаемые звуки; характеристика звуков по предложенному алгоритму.
2. «Новоселье» буквы в «Замке букв», имитирующем ленту букв, где есть красная «гостиная» (гласные буквы), сине-зелёная «гостиная» (буквы, обозначающие 2 согласных звука: твёрдый и мягкий), синяя «гостиная» (буквы, обозначающие 1 согласный звук: твёрдый), зелёная «гостиная» (буквы, обозначающие 1 согласный звук: мягкий), белая «гостиная» (ь, ъ).
3. Из истории изучаемой буквы.
4. Книжная пятиминутка.
5 минут для расширения кругозора учащихся, для знакомства с миром детской художественной литературы, со сказочными героями, литературными персонажами и их авторами.
5. Работа с учебником:
чтение слогов и предложений;
работа по картинкам, способствующая развитию речи,
чтение стихотворений и пословиц с обращением к толкованию слов (словарная работа) с целью обогащения словарного запаса учащихся,
занимательные упражнения, игры со словами, развивающие языковую наблюдательность.
6. Обучение письму строчной буквы.
зрительное восприятие изученной буквы с использованием забавных стихотворений, способствующих её запоминанию;
«тактильное знакомство» со строчной изученной буквой методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма;
письмо буквы с помощью вкладыша;
Из всего изученного мною опыта педагогов в плане обучения детей письму я обратила внимание на опыт Е.Н. Потаповой. Её система оказалась наиболее плодотворной, развивающей не только каллиграфию, но и скоропись.
Обучение письму условно разделено на 3 этапа:
первый: штриховка, развитие мускульной памяти;
второй: «тактильное знакомство» с буквой методом ощупывания букв, вырезанных из нежной наждачной бумаги, в направлении письма;
третий: письмо букв с помощью вкладыша.
Штриховку (1 этап) использую в «Школе дошкольника», два последующих этапа – на уроках обучения грамоте.
7. Пальчиковая гимнастика.
5 минут для знакомства с теорией и совершенствования практических навыков по развитию речи (знакомство с понятиями «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «заголовок», «дикция», «темп», «выразительность», «культура общения» и т. д.; произношение чистоговорок, скороговорок).
Иногда в качестве физминутки проводится «Звуковая эстафета» (см. подробнее Уроки 3,4).
10. Обучение письму заглавной буквы (проводится аналогично обучению письму строчной буквы).
11. Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.
6* Закрепление изученного материала.
Чтение слогов-слияний с изученной буквой с использованием абака, где в центре карточки помещена новая буква, обозначающая согласный звук, а гласные перемещаются на подвижной полосе, образуя новые слоги. Пособие позволяет закрепить навык осознанного произношения твёрдого или мягкого согласных звуков в зависимости от следующей за ними гласной.
Упражнение «Волшебное окошко».
Чтение слогов-слияний по слоговым таблицам, составление слов из слогов. Указателем слогов является «Волшебное окошко» (демонстрационная карточка с отверстием, на которой изображён сказочный герой). Данное упражнение используется на разных этапах урока.
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Упражнение «Звонкий – глухой».
Дифференциация согласных звуков по звонкости – глухости с использованием сигнальных карточек: с колокольчиком – обозначает звонкий согласный звук; с молоточком – обозначает глухой согласный звук.
5 минут для активизации словарного запаса учащихся:
определение значений слов;
знакомство с многозначностью слов;
подбор синонимов и антонимов.
7* Подведение итогов.
Проведение интегрированных комбинированных уроков способствует выработке прочных навыков. Не стоит пугаться однотипности структуры урока, т. к. каждый, казалось бы, привычный структурный момент ежедневно обновляется и видоизменяется содержанием материала, появлением новых сказочных героев, новыми игровыми ситуациями, особенностями сложившихся взаимоотношений на данном уроке. Тонкость и острота мышления, гибкость во взаимоотношениях, использование воздействия внешних факторов в данной конкретной ситуации, мастерство учителя позволяют превращать уроки, выстроенные по единой схеме, в неповторимые, захватывающие.
Для каждого структурного момента на уроке существует своя сигнальная карточка, которую показывает учитель. Через несколько уроков после начала использования сигнальных карточек дети уже без слов понимают, каким видом работы займутся в данный момент и чрезвычайно быстро перестраиваются, готовят необходимые пособия. Чёткость скрашивается сигнальными карточками, применение которых превращается в своеобразную игру со своими правилами.
7. Создание проблемных ситуаций на уроке:
создание ситуации выбора, принятие решения;
сравнение, сопоставление фактов, явлений;
экскурсы в историю открытий, изобретений;
показ приёмов, иллюстрирующих рассогласование между теорией и жизненным опытом учащихся;
принципиально новый взгляд на привычное явление;
сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.
В самом процессе решения учебных проблем чаще всего участвуют наиболее способные учащиеся, но целенаправленная работа по развитию речи, логического мышления учеников способствует постепенному вовлечению всех детей в разрешение проблемных ситуаций.
8. Разностороннее развитие учащихся на уроках обучения грамоте.
Интегрированные комбинированные уроки обучения грамоте позволяют ежедневно решать целый ряд задач.
выделять из слов на слух, дифференцировать и характеризовать изучаемые звуки;
составлять слого-звуковые схемы слов;
составлять текст в соответствии с правилами: предложения в тексте связаны по смыслу; к тексту можно придумать заглавие; все предложения в тексте имеют границы и определённое место;
узнавать графический образ букв.
Познакомить учащихся с последовательностью написания букв, видами соединения букв.
речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, языковую наблюдательность и культуру;
интерес к чтению, к книге, к истории нашей страны;
ключевые компетентности (умение решать проблему, осуществлять поиск недостающей информации; умение сотрудничать, отвечать за свои поступки и др.).
Формировать навыки плавного, правильного, орфоэпического, осознанного, выразительного чтения.
Обучение детей грамоте — методы и приемы
Обучение грамоте – это метод, с помощью которого развивается навык письма и чтения. Обучение детей грамоте можно осуществить только если у них хорошо развит фонематический слух и восприятие.
Основы развития речи
Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.
Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.
Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.
Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность. Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.
Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.
Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи. Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.
С чего начинать обучение грамоте?
Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью
Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.
Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.
Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.
К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.
Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.
При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.
Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.
А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.
Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.
Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.
Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе.
Методы обучения грамоте
Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.
При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.
Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое развитие школьников. И вот эти направления работы:
Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.
Задачи обучения грамоте
Главные задачи при обучении школьников грамоте:
Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.
Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.
Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.
Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:
Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.
Игровые ситуации в обучении грамоте
Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.
Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.
Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.
Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.
Дидактические игры в обучении грамоте
Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:
Современные подходы к изучению грамоты опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.
Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.
После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.
Содержание занятий по обучению грамоте
Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно. Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий.
Занятия могут быть следующих типов:
Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».
А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».
Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?
Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.
Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.
Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.
Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.
Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.
Приёмы обучения грамоте
Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:
Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.
Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.
Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.
Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.
Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.
Составляющие грамматически правильной речи
Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.
Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:
Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.
Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание.
Речевая среда как средство обучения грамоте
Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.
Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.
Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.
Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.
Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.
Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:
Используемые пособия могут быть такими:
При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.
Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.
Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.