Обучение для чего оно нужно
Почему в современном мире необходимо постоянно учиться и переучиваться
Учиться – значит оставаться в ритме жизни
Наверняка многие из нас сталкивались ранее на работе с неизвестными задачами, которые тяжело решить «с наскока» — для того, чтобы разобраться с такой задачей, всегда требуется изучить нечто новое. Ведь развитие нашего мира происходит буквально ежедневно, причем это и технологическое, и информационное развитие.
Соответственно постоянное саморазвитие при помощи обучения – это обязательное условие жизни в нашем мире для тех, кто намерен преуспеть на работе или в своем деле. При этом люди постоянно жалуются на то, что им не хватает времени на дополнительную учебу. Но ведь в этом как раз и может скрываться причина нехватки времени! Вы безнадежно отстали от прогресса, и вам все сложнее работать с новыми приложениями на ПК или мобильном гаджете, все сложнее решать новые задачи, которые легко давались бы вам, если бы вы вовремя прошли обучение. Так что для того, чтобы преодолеть проблему нехватки времени, вам нужно изменить ваше отношение к учебе.
Обучение имеет приоритетное значение для тех, кто занимается собственным делом. Если вы хотите быть лучшим, даже если вы хотите просто быть на плаву, хотя бы на шаг опережая конкурентов – вам нужно учиться, постоянно иметь информацию о новых идеях, которые существуют в вашем направлении бизнеса. И всегда помните, что специалист теряет свою ценность всего через 1-2 года простоя.
Обучение – один из лучших вариантов вложения времени
Еще Бенджамин Франклин говорил, что «Инвестиции в знания приносят самую лучшую прибыль». Это касается как «реальных» инвестиций – например, вложения денег в платные курсы в Москве, позволяющие за короткое время освоить новую профессию, так и инвестиций в переносном смысле, когда вы вкладываете в знания свое время. Это не бесцельно потраченные минуты и часы вашей жизни: вы можете быть уверены, что полученные знания затем позволят экономить вам уйму вашего времени.
Многие оправдываются, мол, у них не хватает времени на обучение из-за того, что они заняты постоянным зарабатыванием денег. На самом деле, это не причина. Знания превращаются в новую валюту, ведь чем больше полезного вы знаете, тем больше у вас есть возможностей для зарабатывания денег.
Делайте чуть-чуть больше
Отличный совет, который поможет вам найти дополнительное время на обучение – всегда старайтесь делать немного больше, чем в предыдущий раз. Успешные люди не боятся вызовов и проблем, они готовы к новым задачам и готовы прикладывать больше усилий. Но вот для того, чтобы успешно решать эти новые задачи, вам требуется хотя бы в общих чертах понимать, что вас ждет впереди, каким будет результат ваших усилий. А для этого необходимо учиться.
Обучение полезно для здоровья
Как показывают многочисленные исследования, проводившиеся во многих странах мира, постоянная активная умственная деятельность человека способствует его здоровью и долголетию. Люди, ведущие активную мозговую деятельность, гораздо меньше страдают от болезней Альцгеймера и Паркинсона или от потери памяти. Посмотрите на театральных актеров: они очень часто заучивают наизусть тексты для своих выступлений, при этом способны работать на сцене до преклонного возраста, сохраняя ясный ум и твердую память.
Соответственно, обучаясь чему-либо каждый день, мы также закаляем наше здоровье. В будущем вы убедитесь, что обучение было для вашего организма очень полезным.
Новые знания могут сделать человека гораздо счастливее
Это еще одна важная причина для того, чтобы не прекращать обучение. Потому что любое дело, которым занимается человек, должно приносить ощутимые результаты. А от того, какими будут эти результаты, становится ясно, пригодились или же не пригодились полученные знания.
И если результаты обучения превосходят ваши ожидания – разве это не счастье? Ведь обучаясь, мы получаем новые знания, которые позволяют нам более уверенно существовать в окружающем нас мире. А эффективное ежедневное обучение позволит вам сделать чуть-чуть счастливее практически каждый ваш новый день!
Серьезное увеличение самооценки
Также стоит отметить, что эффективное самообучение действительно позволяет увеличить в разы самооценку любого человека. Вся цепочка, стартующая именно с обучения, продолжающаяся использованием полученных знаний на практике и получением результата — все это обеспечивает не только прекрасное настроение, но также позволяет увеличить наш престиж как в своих глазах, так и в глазах окружающих нас людей. Причем это не только друзья и коллеги, но и самые близкие люди, поддержку которых мы ощущаем в новых начинаниях.
Знания – путь в увлекательный мир открытий
Понятно, что абсолютно все знать не в состоянии ни один человек. Именно знания рассказывают нам больше о том удивительном мире, который окружает нас ежедневно, именно знания позволяют нам оценить этот мир во всем его великолепии. Очень точная пословица «Ученье – свет, а неученье – тьма» мотивирует людей не погружаться во тьму невежества, но оставаться все время на свету знаний.
Как мы видим, сегодня самое правильное решение – инвестировать в знания. И если вы выбираете тратить ваши деньги на обучение, постоянное получение новой информации – поздравляем вас, вы приняли правильное решение и уж точно никогда не останетесь «за боротом» в нашей стремительной жизни.
Никогда не поздно. Почему взрослым просто необходимо учиться
Надя Макова
Тезисов в пользу непрерывного обучения становится все больше. И если молодые люди уже согласны с концепцией Lifelong Learning, то многие представители старшего поколения все еще считают, что им поздно учиться дальше. Надя Макова, издатель медиа «Теории и практики» и CEO LXP платформы K-AMPUS в авторской колонке разбирается, почему продолжать обучение никогда не поздно, в чем особенности обучения для взрослых, и как вернуть человека на образовательный трек даже после долгого перерыва.
Зачем взрослым нужно обучение?
Вопреки стереотипам, чем старше люди становятся, тем чаще они используют новые технологии для обучения чему-то новому или поддержанию своих знаний в актуальном состоянии. Так международная компания Reuters провела исследование о том, как представители различных поколений слушают подкасты.
Доля опрошенных, использующих подкасты для обучения новым вещам:
Поколение Z намного больше внимания уделяет развлекательным и музыкальным подкастам, чем познавательным и обучающим. В то время как поколение Х (35+) больше всех использовало подкасты для обучения. Так что не стоит недооценивать стремление этой группы к обучению и освоению новых форматов. К тому же, более взрослые люди осознанно и добровольно выбирают обучение чаще, чем развлечение.
К тому же непрерывное обучение поможет оставаться востребованным специалистом. В конце 2019 года консалтинговая компания BCG и международный альянс ведущих онлайн-платформ по поиску работы The Network (в России представлен компанией hh.ru) опубликовали результаты опроса 366 тыс. сотрудников из 197 стран, включая Россию. Более 60% респондентов убеждены, что их текущая работа изменится под влиянием таких трендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта.
Какие креативные профессии сегодня могут освоить люди во взрослом возрасте?
Если есть мотивация и вовлечение, то взрослый человек может освоить любую креативную профессию. Творческий рынок сейчас по миру растет более чем на 8% каждый год и является одним из самых динамичных.
В результате опроса 9,2 тыс. человек по всей стране, СберНПФ и Rambler&Co выяснили, что более трети россиян (36%) ждут пенсию, чтобы начать заниматься творчеством. Каждый второй респондент мечтал о творческой профессии с детства.
Почти половина (42%) респондентов признались, что в детстве мечтали о творческой профессии. Каждый десятый хотел стать актером, каждый 17-й — музыкантом, каждый 20-й — певцом, писателем, поэтом или художником.
К тому же возможностей для этого сейчас гораздо больше: сейчас относительно стабильное время, и людям старшего возраста на сегодняшний день представлены большие перспективы, не только образовательные, но и карьерные, досуговые. В настоящее время людям предоставляется в том числе и большая свобода — уже не нужно выбирать профессию раз и навсегда, никто не ждет, что вы проработаете всю жизнь на одном заводе. Гораздо больше поощряется наличие хобби, личных достижений за пределами работы и семьи.
Чем старше респонденты, тем реже они соглашаются осваивать абсолютно новые для себя профессии и чаще высказывают готовность к повышению квалификации и освоению смежных профессий.
Как работодатели сейчас относятся к более взрослым сотрудникам?
Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Стоит ждать роста конкуренции за кандидатов в целом. У приверженцев эйджизма конкуренция будет особенно острой.
В 2020 году компания Headhunter провела Опрос среди работодателей о преимуществах сотрудников старшего возраста. Большинство респондентов выделили следующие качества:
люди старшего возраста наиболее заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве (невысокая текучесть кадров среди работников в возрасте 45+) — 69%;
они имеют ценный багаж знаний и опыта — 67%;
у них широкий круг профессиональных связей, контактов, полезных компании, — 47%;
у них невысокие зарплатные притязания — 44%;
они готовы передавать опыт молодым, они хорошие наставники — 38%;
они знают, чего хотят в работе, и умеют этого добиваться — 29%;
они — авторитет в компании, к ним прислушиваются партнеры и клиенты — 9%;
затрудняюсь ответить — 2%.
Вот что еще говорят рекрутеры о сильных сторонах представителей более взрослых сотрудников:
свобода от родительских обязательств и связанных с детьми форс-мажоров (таких как больничные, утренники и школьные турслеты), поскольку дети уже выросли;
удовлетворенность горизонтальным типом карьеры;
эмпатия и устойчивость к конфликтам;
лояльность к компании.
У хороших работодателей нет предубеждения против пожилых или юных сотрудников, тем более что Трудовой кодекс запрещает дискриминацию по возрасту.
Как правильно выбрать образовательные программы и курсы?
Если вы решили начать учиться, вы уже сделали существенный шаг вперед. Но одного решения недостаточно, нужно выстроить образовательную траекторию. Чтобы это сделать, ответьте на следующие вопросы:
Какая у вас цель?
В это выходит на первый план. По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3–5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.
Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.
Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».
Зачем вам нужен этот навык?
Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.
Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?
Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.
С кем и у кого вы хотите учиться?
Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.
Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:
Техническая поддержка курса
Обратная связь и трекинг прогресса
Экономическая целесообразность обучения
Информации о курсах на сайте и в социальных сетях
Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.
Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться несколько раз в год.
Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.
Что может насторожить
Устаревшие архивные видеолекции
Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, которые он помогает получить
Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками
Нерелеватная учебная программа.
Отсутствие трекинга прогресса
Плохие отзывы в тематических группах или сообществах
Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса
Какими должны быть курсы для взрослых?
Взрослые идут учиться только тогда, когда возникает потребность в конкретном знании или навыке, и изучают преимущественно то, что можно применить «здесь и сейчас», а не учатся просто так, «на будущее».
У взрослого человека немного свободного времени, поэтому обучение воспринимается как «сверхзадача». Главное правило — в начале курса обучающийся должен убедиться, что здесь он точно найдет решение проблемы. В описании курса должно быть сразу видно, для кого он предназначен, какие вопросы снимает, что потребитель получит после его прохождения.
Два главных барьера, которые встают на пути эффективного обучения взрослых — вовлечение и мотивация. Эти барьеры проявляются не только в процессе обучения, но и на этапе применения полученных знаний.
Основные принципы андрагогики
Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:
Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.
Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.
Обучение взрослых должно строиться на практике.
Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача — улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.
Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.
Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.
Знания, которые вы сообщаете взрослому не должны быть оторваны от контекста его повседневной профессиональной реальности. Не стоит забывать и о том, что взрослый человек сам принимает решение брать или не брать знание, и как бы не был хорошо подготовлен материал, он возьмет ровно то, что посчитает нужным, в отличие от детей и подростков, которые учатся всему подряд.
Обучение персонала, зачем это нужно
Бизнес развивается. Конкуренция растет. И задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний. Обратившись к проблеме обучения работников, нужно исходить из целей и потребностей компании. Тогда станет ясно: зачем учить, кого, как, чему и когда? Попробуем ответить на эти вопросы.
Зачем это нужно?
Кого учить?
Как и чему учить?
К выбору форм обучения нужно подходить дифференцированно — обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.
Когда начать обучение?
Теория + практика = успех
Эффективность обучения значительно повысится, если одновременно проводить в компании организационные и технологические изменения, при которых сотрудники смогут применить полученные навыки на практике. Без этого результаты хорошего тренинга могут перейти в категорию «пассивного знания». Сразу после учебы сотрудники полны энтузиазма и желания работать по-новому, более эффективно. Этот момент нужно использовать. Приведем пример: ремонтно-строительная фирма направила группу своих рабочих на 10–дневные курсы в Учебный центр совместного российско-германского предприятия ТИГИ КНАУФ, которое занимается производством отделочных, теплоизоляционных и конструкционных строительных материалов в России. Тема курсов — изготовление перегородок из металлического оцинкованного профиля и гипсокартона. Пока рабочие знакомились с производством и осваивали процесс работы с материалом, руководство компании закупило новое оборудование, комплекты инструментов и все необходимое для внедрения новых технологий. По окончании учебы сотрудники смогли сразу приступить к работе с новыми материалами. Так полученные знания были непосредственно внедрены в практику и стали давать ожидаемые результаты немедленно.
Семь раз отмерь… и сделай выбор!
Как не ошибиться в выборе компании, проводящей обучение? Предпочтение надо отдать компании, консультанты которой способны сформировать у персонала устойчивую мотивацию к обучению, а затем провести его с учетом специализации, задач фирмы и уровня подготовки сотрудников. Кроме того, серьезная обучающая компания готова быть постоянным партнером фирмы. Показателем же продуктивности обучающей компании станет готовность персонала к применению полученных знаний.
Тренинги наиболее часто проводятся для следующих категорий сотрудников :
Темы наиболее популярных тренингов :
Зачем обучать сотрудников?
Успех любой организации зависит от профессионализма работников. Сейчас руководители уже не задают вопрос, нужно ли обучать персонал. Да, это затратная статья расходов, но очень важная. В первую очередь, повысится квалификация работников, которая будет соответствовать требованиям рынка, а также появится перспектива карьерного роста и возрастёт мотивация.
Экономить на развитии персонала не стоит. Издержки окупятся, а компания окажется в выигрыше. Работники получат новые знания и навыки, которые позволят развиваться в своей профессии, работать эффективнее и приносить больше пользы компании.
Рассмотрим пять причин, которые подтверждают важность обучения:
1. Если подчиненные сейчас просто справляются с работой, то после обучения они смогут выполнять задачи в разы лучше и быстрее.
2. Чем опытнее сотрудники, тем больше вариантов для дальнейшего роста компании.
3. Развивать сотрудника выгоднее, чем брать специалиста со стороны.
4. Интересное обучение может стать основной нематериальной мотивацией для работников.
5. Руководитель не будет переживать, когда отправится в отпуск, ведь ему всегда найдется надежная замена.
Для обучения кадров используется подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Вид выбирают в зависимости от целей компании.
Применяют различные формы и методы обучения персонала: краткосрочные, долгосрочные и непрерывные, групповые и индивидуальные.
Индивидуальные предназначены для одного человека, а групповые для команды.
Методы обучения сотрудников весьма разнообразны:
Методы делятся на активные и пассивные. Знания можно получать как на рабочем месте, так и у себя дома.
Чтобы вы знали, как обучать сотрудников и получать от этого профит для своей компании, расскажем о популярных методиках.
Дистанционное образование. Такой формат довольно часто используют в компаниях. Связь между учителем и учеником осуществляется с помощью интернета. Студент получает материал для изучения и выполняет задания. Уровень знаний определяется тестированием. Курс можно пройти в любом месте и в любое время. Главное, не лениться и вовремя выполнять задания.
Все больше российских компаний, от небольших до крупных, отдают предпочтение этому способу. Он позволяет развернуть корпоративное обучение под специфику вашей компании, принесет много пользы, а обойдется дешевле, чем содержание личных тренеров.
Видеоуроки относятся к современным методам обучения: его удобно применять в организациях. Метод не требует поиска преподавателя и помещения. К недостаткам относится отсутствие общения с лектором. Видеоуроки хорошо подходят для объяснения сложных и спорных тем. Лучше один раз увидеть или услышать, чем семь раз прочитать.
Лекции содержат большой объем информации, проводятся для большой аудитории и за короткий срок. Работодателей, как правило, привлекают доступные цены. Недостатком является отсутствие «обратной связи».
Семинары предполагают ограниченное число слушателей. Качество обучения зависит от способности преподавателя вести диалог. Лектор доносит до аудитории теоретический материал и выясняет, как его усвоили слушатели.
Тренинги. Здесь большое внимание уделяется отработке теоретического материала с помощью практических заданий. В отличие от лекций, тренеры дают «обратную связь» своим ученикам.
Применяя любой из этих методов, ставьте правильные задачи и подбирайте нужное решение.
Если вы планируете провести обучение сотрудников, познакомьтесь с типичными ошибками и постарайтесь их не повторять:
Если в организации планируется корпоративное обучение, желательно провести совещание и рассказать о курсе, целях и ожидаемом результате. После окончания подведите итоги, составьте план внедрения новых знаний в рабочий процесс и проследите за ходом решения вопросов.
Обучение становится необходимым, когда повышаются требования к работе сотрудников. Проводить его нужно регулярно. У будущих участников должна быть мотивация для прохождения курса.
Метод выбирайте, исходя из целей компании. Изучите: востребованность программы, условия проведения, формат обучения. Познакомьтесь с преподавателем и узнайте, каких результатов достигли компании после прохождения курса. Контролируйте внедрение полученных знаний. Рассматривайте обучение, как инвестицию в будущее компании.
Выгоду получат все. Сотрудники научатся работать в конкурентном бизнесе, повысят качество знаний, производительность труда, квалификацию. Работодатель получит команду специалистов, которая поднимет бизнес на новый уровень.