Обучение детей рисованию с чего начать
7 советов, как учить ребёнка рисовать (и навсегда не отбить желание это делать)
Многие дети обожают в детстве рисовать, придумывают волшебные миры и героев. Но в какой-то момент может неожиданно появиться сомнение: «у меня так не получится» или даже «я не умею рисовать». Что делать, чтобы у ребёнка не возникло чувство страха перед белым листом, и нужно ли учить сразу рисовать правильно, рассказывает основатель художественной детской студии «Летал и Шагал», искусствовед и мама троих детей Ольга Айзенберг.
Рисование — один из способов познания. Дети ориентируются не на результат, им важен сам процесс. Часто они, например, рисуют и рассказывают — это такое повествовательное рисование, я очень его люблю.
Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете. Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует. Всё это процесс осмысления реальности.
1. Не бояться белого листа
Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.
2. Давать ребёнку краски (и свободу)
Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.
Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.
3. Не учить рисовать «правильно»
У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает. Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…». Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.
Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак. Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт. И это уже совсем не собака.
Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.
4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)
Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников. Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта. И дальше мотивация пропадает.
Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.
5. Обсуждать нарисованное
Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.
«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку!»
«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.
6. Перестал рисовать? Не страшно
Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.
Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.
7. Не спешить с художественной школой
В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст. Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать. А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.
Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству. И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию. Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.
Фото: iStockphoto (Kikovic). Рисунки: «Летал и Шагал»
Как правильно учить детей рисовать
Развитие мелкой моторики очень важно для детей. Поэтому родителям нужно научить ребенка хорошо рисовать. Это полезно и для появления творческих способностей.
Когда начинать обучению рисованию
Среди специалистов нет единого мнения о том, когда именно давать ребенку краски или карандаши. Педагоги раннего развития рекомендуют это делать в полугодовалом возрасте. Мама малыша может при нем рисовать простые линии или узоры.
Необязательно отдавать малыша в художественную школу. Обучение можно проводить в домашних условиях
После такого ребенок может заинтересоваться процессом. В таком случае перед ним вертикально крепят большой лист бумаги и дают ему мелок или толстый карандаш. Он будет держать его кулаком — это нормально и не стоит пока настаивать на правильном захвате.
До года малышу можно показывать акварель и называть цвета. После дают ребенку маркер и на стену крепят ватман. Первые рисунки будут больше напоминать хаотичное сплетение линий и не стоит этого пугаться. Это начальный этап развития навыков рисования.
После полутора лет можно использовать не только пальчиковые краски, но и другие материалы. Например, жидкая манная каша с добавлением натуральных красителей послужит прекрасно основой для рисования.
Важно! Развитие сенсорных ощущений имеет значение для формирования психики. Поэтому нельзя запрещать ребенку пачкать руки в краске. С их помощью у него формируются ощущения.
К двум годам постепенно уменьшают формат бумаги. Постепенно малыша учат рисовать кистью и потом пальцами. Для этого просят делать маленькие детали: узор, машинки, цветочки и т.п.
В 4-5 лет дети уже могут изображать сюжетные рисунки и у них появляются собственные цветовые коды. В этот период ребенок понимает, что его каракули могут что-то обозначать.
Польза рисования для детей
Когда малыш пытается что-то изобразить на бумаге у него работает память, внимание и воображение. Ему приходится следить за каждым движением, продумывать куда поставить штрих. В процессе у него развивается воображение, так как нужно продумывать все детали изображения.
Обучение рисованию помогает подготавливать руку к письму. Ребенок учится держать карандаш или кисточку с помощью особого пальцевого захвата. Именно это поможет ему в дальнейшем управлять ручкой.
Процесс требует особого самосознания. Малыш начинает считать себя взрослым и ответственно подходит к процессу. Это вырабатывает у него целеустремленность, усидчивость, терпеливость.
Чаще всего, ребенок изображает бытовые сюжеты: родителей, игры, дом и т.п.
Детские рисунки наполнены смыслом. Имеет значение величина предметов, форма и их расстановка. Именно на этом основаны психологические проективные методики. Известный тест «Дом. Дерево. Человек» позволяет выявить тревожность, конфликты и многое другое.
Приемы изображения
Родители не всегда представляют, как научить ребенка рисовать. Делать это нужно поэтапно. Обязательно используется наглядно-действенные приемы. Сначала взрослый человек показывает, как рисуются линии под разными углами, потом соединяет их в геометрические фигуры.
Важно! Не нужно торопить ребенка и заставлять его сразу все делать идеально. Овладение любым навыком идет постепенно.
Из кругов и прямоугольников можно быстро нарисовать машину или другой объект. Еще один популярный прием — это когда взрослый берет детскую руку и ведет ее. Задача педагога не анализировать готовую работу, а просто показать ее и подчеркнуть ее уникальность.
Специалисты рекомендуют постепенно вовлекать детей. Не всегда родитель понимает с чего начать учиться рисовать. Можно использовать шаблоны, которые требуют небольшой доделки. Ребенку предлагают дорисовать нитки к воздушным шарикам и т.п.
В дошкольном возрасте можно предлагать изображать простые натюрморты из фруктов или цветов. Дети не должны изображать все с точностью. Важнее показать им как можно срисовывать.
Организация рабочего пространства
Рисуют только на столе, который покрыт скатертью. Это приучит ребенка к порядку. Карандаши цветные и простые складывают в специальные стаканы, ластики и точилки в пенал.
Важно! Ребенка нужно сразу приучать к тому, что он должен не только организовать себе пространство, но и прибираться за собой.
Акварель и гуашь хранится в ящике стола и достается только при необходимости. Воду лучше наливать в специальную непроливашку. Кисти после использования нужно тщательно мыть и к этому сразу приучают ребенка.
Основные техники
Научить детей делать красивые рисунки не так просто. Этот навык нужно постепенно вырабатывать. В этом поможет рисование простых линий — на листе ставят две точки и соединяют их. Делать это нужно без линейки.
Специальные картинки помогут научиться штриховать. Для этого нужно заполнить объект прямыми линиями
Дошкольникам можно показать, как делать градиент. Эта техника поможет научиться делать легкие переходы цветов. Для этого берут простые карандаши разной твердости и показывают изменения в оттенках на бумаге.
Поэтапное обучение ребенка рисованию
Пошаговые уроки помогут дошкольнику овладеть новым навыком. В силу возраста ему еще сложно представить детальный план рисования. Например, цыпленка легко изобразить поэтапно:
Обратите внимание! Примерным образом можно разложить любой объект. Важно научить ребенка видеть предмет как сочетание нескольких геометрических фигур. Постепенно он сможет это сделать без использования подсказок.
Использование карандашей
Лучше выбирать шестигранные цветные карандаши. Их легко держать в руке и проще сделать пальцевой захват. Для начала достаточно набора из 12 цветов — его хватит для того чтобы сделать простой рисунок и настоящий шедевр.
Взрослый показывает, как использовать карандаши. Сочетать цвета, менять нажим и способ удержания в руке. Научиться рисовать можно через раскраски. С их помощью ребенок привыкнет не выходит за границы и делать мелкие детали.
Применение красок
Нельзя однозначно сказать с чего нужно начинать учиться рисовать. У каждого индивидуального пути обучения. Пальчиковые краски можно использовать с годовалого возраста. Ими можно мазать руки и делать необычные рисунки.
В более старшем возрасте лучше брать гуашь или акварель. С ее помощью получится нарисовать что угодно. Детей учат правильно применять краски. Сначала подготавливают рабочее место, наливают воду в стакан и берут кисточки.
Важно! На уроке педагог объясняет, что краски слегка смачивают и только потом используют.
Процесс ничем не отличается от использования карандашей. Поэтапно изображаются геометрические фигуры. Рисунок улитки легко сделать:
Повторение каждого шага позволит улучшить навык. Постепенно цели усложняют. Чем мельче и четче рисунок, тем лучше развиваются высшие психические функции ребенка.
Нужен ли кружок рисования?
Иногда родители задумываются о том, чтобы учить своих детей в специальной творческой школе. Существуют и разные секции, которые помогают ребенку освоить новый навык.
Опытные педагоги знают методики обучения. Поэтому они эффективнее взаимодействуют с учениками
Графические способности помогут дошкольнику освоить письмо. Ему будет легче держать ручку, ориентироваться в листе бумаги и контролировать нажим.
Художественная школа способствует развитию воображения, творческих навыков. В дальнейшем у человека разовьется эстетический вкус, который поможет в жизни.
Советы психологов и педагогов
Опытные специалисты рекомендуют не заставлять ребенка делать то, что ему не нравится. Если у него нет ярко выраженного интереса к краскам и карандашам, то не стоит его заставлять.
Важно! В творчестве нужно давать свободу самовыражения. Поэтому ребенок может рисовать животных или транспорт, фантастические миры. Главное, чтобы ему нравилось это.
Со временем можно показать детям, что существует множество стилей в рисовании. Кошку изображают разных цветов, размеров, форм. Это поможет понять ученикам, что в творчестве нет границ.
Научить рисовать ребенка можно с раннего возраста. Как только он сможет сидеть, то его знакомят с красками. Не нужно оценивать его деятельность и ругаться. Возможно, в семье вырастет настоящий художник.
Как научить ребенка рисовать в любом возрасте
Опасаясь препятствовать развитию креативных способностей ребенка, мы стараемся не учить детей рисовать. Но всё же они получают информацию из окружающего мира и многие хотят, чтобы их научили рисовать.
Чтобы не нарушить развитие своего творческого стиля у ребенка, очень важен правильный подход к обучению рисованию.
Этапы развития навыков рисования детей: должны ли мы вмешиваться?
Как нужно подходить к обучению рисованию детей? Это зависит от того, на какой стадии развития они находятся, и, конечно же, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Рисунки отражают опыт ребенка, который он получил в этом мире. Мы должны быть осторожны, чтобы не нарушить его представления, заменив их своими.
🚫 Неправильный подход может включать:
Конечно, мы боимся, что мы можем помешать естественному творческому развитию ребенка, но важно помнить, что если детей не научить рисовать, их творчество умрет естественной смертью.
Художественным навыкам, таким как рисование, живопись, лепка, можно и нужно учить детей. Ведь нужно сначала узнать правила, прежде чем нарушать их: никто не сможет играть отличную музыку без многолетних уроков музыки. Тем не менее, так или иначе, многие не применяют ту же логику к искусству.
Как научить ребёнка рисовать? 7 игровых техник, которые понравятся всем малышам и помогут научить ребёнка рисовать
Вы купили карандаши и краски, чтобы научить ребёнка рисовать, но этого мало. Нужно увлечь малыша и вызвать у него желание окунуться в мир рисунков и фантазий.
Как подойти к процессу грамотно и научить ребёнка рисовать, рассказали преподаватель рисования Юлия Ломакова и основатель школы рисования Алёна Несанелис.
В статье расскажем:
Прежде чем начинать занятия, определите, зачем вы хотите научить ребёнка рисовать. Понимание важности рисования не позволит бросить начатое.
Рисование развивает ряд способностей:
Как научить ребёнка рисовать? Общие рекомендации
Подготовьте рабочее место и инструменты для рисования, чтобы было удобно и вам, и ребёнку, а под рукой было все необходимое.
Вам понадобятся:
Чтобы научить ребёнка рисовать, подготовьте его к урокам. Нельзя заставлять рисовать малыша силой. Так вы рискуете вызвать ненависть к изобразительному искусству на всю жизнь.
Алёна Несанелис советует поднять ценность занятий и сделать их поощрением за хорошее поведение и помощь. Например, попросите ребёнка убрать игрушки, а за это вы с ним порисуете.
Чтобы научить рисовать маленьких детей, нужно сначала их увлечь. Придумывайте игры, используйте трафареты и подручные материалы, чтобы процесс завладел вниманием ребёнка полностью. Поверьте, игра увлечёт малыша больше, чем мультики.
Игровые техники:
Нарисуйте схематически человечка в разных позах и предложите их повторить, а потом придумать свою позу и изобразить её на бумаге.
Предложите ребёнку проиллюстрировать любимую сказку или придумайте свою. Проговаривайте эпизод и вместе его рисуйте. Позвольте крохе проявить свою фантазию. Не исправляйте его и не навязывайте свое видение сюжета.
Нарисуйте фигурки в движении на разных страницах блокнота. При быстром просмотре они будут двигаться и получится мультфильм.
Рисуйте предметы и приклеивайте их на ватман. Часть аппликации можете сделать из сухоцветов, листьев и вырезок из журнала.
Вырежьте крупные детали из цветной бумаги и приклейте на альбомный лист, попросите ребенка дорисовать руки, глаза и рот.
Нарисуйте закорючку на чистом листе. Спросите ребёнка, с чем она ассоциируется, и попросите дорисовать.
Техника подойдет для малышей знающих алфавит. Попросите написать первую букву имени, а рядом изобразить, как ребёнок себя характеризует.
Метод помогает избавиться от детских страхов через рисунок. Попросите малыша нарисовать свой страх. Предложите ему порвать его, чтобы он был побеждён.
Второй вариант: дорисуйте смешные детали, чтобы он стал не страшным, а смешным.
Юлия Ломакова рассказала, что часто дети не хотят рисовать из-за того, что у них не получается красиво. Решить проблему просто — покажите малышу новые приёмы!
Смотрите, как легко научить ребёнка рисовать животных:
Вы перепробовали все методы, но научить ребёнка рисовать так и не удалось? Малыш не проявляет интереса к рисованию и капризничает? Не заставляйте его рисовать силой. Возможно, ему больше нравится петь или танцевать. Позвольте ребёнку самовыражаться через любимое занятие.
Как научить рисовать ребёнка от 2 до 4 лет?
Знакомство малышей от 2 до 4 лет с рисованием начните с правильного удерживания в руке карандаша или кисточки и изучения цветов.
Первым делом попробуйте научить ребёнка получать разные оттенки, смешивая краски. Покажите цвет и спросите, где он видел такой в жизни. Когда все цвета будут малышу знакомы, попросите нарисовать какую-то фигуру или поставить кляксу определённым цветом.
Маленькие дети не могут долго концентрироваться на одном деле, поэтому рисуйте по 15 — 20 минут и делайте перерывы. Через силу научить ребёнка рисовать не получится. Если малыш устал и капризничает, отложите краски и карандаши до следующего раза.
Рисовать интереснее разными материалами: карандашами, фломастерами, красками, восковыми мелками.
А ещё веселее научить ребёнка рисовать с помощью нестандартных техник:
Можете выбрать и другой предмет. Чтобы воплотить идею, окуните предмет в краску и оставьте отпечаток на бумаге. Развивайте фантазию и спрашивайте ребёнка, на что похожи отпечатки краски. Такие рисовашки завладеют вниманием крохи больше мультиков.
Для детей от 2 до 4 лет выбирайте пальчиковые краски с горьким компонентом, чтобы попробовав один раз, ребёнок больше пробовать на вкус краски не захотел.
Как научить рисовать ребёнка от 5 до 7 лет?
В возрасте от 5 до 7 лет формируется самооценка человека через достижения в творчестве и спорте. Он начинает гордиться с собой и становиться уверенным в своих силах, что полезно в подготовке к школе.
Главное, в этом возрасте хвалить за любой рисунок, вешать работу на стену и давать ребёнку гордиться своим результатом.
Не исправляйте и не дорисовывайте работу ребёнка, хвалите за каждый рисунок, чтобы он хотел рисовать ещё и ещё.
Дети в дошкольном возрасте неусидчивы, поэтому рисуйте не более 30 минут. Не заставляйте закончить рисунок, если только ребёнок сам не хочет довести начатое до конца.
В возрасте от 5 до 7 лет доступны все техники рисования:
Хотите, чтобы ребёнок развивал художественный талант и узнал новые техники рисования? Запишите его на курсы рисования. Чтобы не ошибиться с выбором, следуйте нашим рекомендациям.
Выберите несколько школ и студий, которые подходят по местоположению и ценам. Посетите их, так вы прочувствуете атмосферу и поговорите с преподавателем. В идеале зайдите на его занятие и посмотрите, как он доносит информацию детям.
Стоимость курсов рисования в Москве и Санкт-Петербурге варьируется от 1 500 до 15 000 рублей. Всё зависит от количества часов. Некоторые курсы предлагают нарисовать определённый рисунок и длятся несколько часов, а другие предполагают погружение в художественную технику за несколько занятий.
Научить ребёнка рисовать с помощью курсов проще и эффективнее. Курсы пробуждают интерес ребёнка к творчеству. Они, как увлекательное приключение, причём каждый раз новое.
Лучше всего научить ребёнка рисовать поможет художественная школа. Однако поступать в неё нужно, если ребёнок хочет посвятить себя творческой профессии и развиваться в этом направлении.
Расскажите в комментариях, с какими сложностями столкнулись во время занятий с малышом? Поделитесь статьёй в социальных сетях, чтобы не потерять игровые техники рисования с ребёнком!