Обт что это такое
Какой класс техники новичок, впервые пришедший в Armored Warfare, хочет прокачать в первую очередь? Что привлекает всеобщее внимание своей мощью и силой? Конечно же, это основные боевые танки. Грозные, опасные, отлично защищенные, они способны и выдерживать урон, и наносить его. Рассмотрим, что это за класс техники и как он был создан.
Последние из могикан, или почему вымерли тяжелые танки
До, во время и сразу после Второй мировой войны танки подразделялись на три основных типа: легкие, средние и тяжелые. На легкие танки внимания обращать не станем, это отдельный вопрос. Со средними танками все более-менее ясно — это «рабочие лошадки» войны, многочисленные, способные продвигаться на десятки и сотни километров с хорошей скоростью, вооруженные орудиями среднего калибра и обладающие какой-никакой, но броней.
А тяжелые танки… Грозные стальные гиганты, чьей задачей было штурмовать позиции противника, выживая даже под очень интенсивным огнем благодаря толстой броне. А их крупнокалиберные орудия должны были превращать занятые врагом укрепления в груды камней, арматуры и щебня. В общем, веселиться на всю катушку.
Однако к концу 50-х и началу 60-х годов XX века тяжелых танков становилось все меньше. Почему? Потому что у них не осталось ни преимуществ, ни перспектив. Создавались все более совершенные кумулятивные снаряды, появлялись противотанковые управляемые ракеты, например французские SS.10 и советские «Малютки», пробивающие бронелисты толщиной 300 и более миллиметров. Ни советские тяжелые танки ИС-4 и Т-10, ни американские М103 или британские Conqueror не могли ничего противопоставить такому вооружению. А дальнейшее наращивание брони превратило бы эти боевые машины в подобие танка Maus – неповоротливые, очень медленные и очень уязвимые для авиации. Редкий мост или переправа могли бы выдержать таких мастодонтов, а цена их производства и обслуживания взлетела бы до небес.
Единственным преимуществом тяжелых танков теперь оставались орудия крупного калибра, но тут им на пятки начали наступать послевоенные средние танки, которые все больше увеличивали свою огневую мощь. Если на советском Т-34-85 стояло 85-мм орудие, то на Т-55 и Т-62 калибры возросли до 100 и 115 миллиметров соответственно. То же самое происходило и в других странах. Новые средние танки, выигрывая у своих тяжелых собратьев по подвижности и простоте в обслуживании и производстве, лишь незначительно проигрывали по огневой мощи. Потому «последние из могикан» в лице Т-10, М103 и Conqueror постепенно снимались с вооружения и сходили со сцены. Печально, но факт.
Т-10М — последний из советских тяжелых танков
Предшественники ОБТ
В Советском Союзе в этом классе были представлены Т-55 и Т-62, вооруженные орудиями калибра 100 и 115 миллиметров соответственно. Оба танка можно заслуженно считать лидерами в своем классе. Они сочетают в себе прекрасную проходимость и высокую подвижность, мощные пушки, способные бороться с любым имевшимся на то время противником, броню, способную защитить от орудий малого и среднего калибра. И при всем этом их можно было штамповать как горячие пирожки. Что и делалось — если учесть все модификации и иностранные варианты, то всего было сделано более 100 000 Т-54/55 и около 23 000 Т-62.
Т-55 —танк, готовый даже к ядерному апокалипсису
Не отставали от СССР и его вероятные противники в лице США и Великобритании. Американцы имели на вооружении средние танки М47 Patton и M48 Patton. И хотя по своим боевым возможностям эти машины уступали «одноклассникам», полностью списывать со счетов их не стоит.
Центурион — «танк-солдат»
Но гонка вооружений продолжалась. Потому конструкторы времен холодной войны начали думать, как сделать танки еще мощнее. Результатами их работы стали ОБТ первого поколения.
От тайги до британских морей Красная Армия всех сильней
Первым советским ОБТ стал принятый на вооружение в середине в 1967 Т-64. Этот, без сомнения, принципиально новый танк был плодом многих лет разработок, целью которых было создание замены Т-55 и Т-62, машины, которая была бы практически неуязвима для основной пушки НАТО — орудия калибра 105 мм, но при этом сама могла щелкать танки потенциального противника как орешки.
Что же такого революционного внесли конструкторы в Т-64, раз он заслужил столько похвал? Первое и самое главное — это многослойное комбинированное бронирование. Верхний лобовой лист танка представлял собой «слоеный пирог»: сверху 80 мм стали, в середине два листа стеклотекстолита толщиной по 52 мм, снизу снова сталь, толщиной 20 мм. Сам лобовой лист при этом находился под наклоном в 68 градусов, что дает прирост приведенной толщины брони более чем в два раза. Любопытный читатель спросит, а зачем был нужен этот стеклотекстолит? Применили его не просто так: этот материал при примерно равной с броневой сталью стойкости к кумулятивным снарядам имеет значительно меньший вес. Используя его в Т-64, советские конструкторы получили возможность существенно увеличить бронезащиту без возрастания массы танка до заоблачных значений.
Башню тоже комбинированной броней не обделили — в лобовой части литой башни Т-64 созданы выемки, куда закладывался наполнитель с высокой стойкостью к кумулятивным и подкалиберным снарядам. Сначала это был алюминиевый сплав, затем шары из ультрафарфора. Максимальная толщина лба башни составляла 600 мм. Можете сами представить, насколько хороша такая защита для середины 60-х, и это в танке массой 36 тонн (для сравнения, масса Т-55 тоже 36 тонн, а М48 — 44 тонны).
Не забыли и про другие характеристики танка. На Т-64 был установлен двухтактный дизельный двигатель 5ТДФ, развивавший мощность 700 лошадиных сил. И в итоге на «шестьдесятчетверке» можно было и погонять — максимальная скорость на хорошем шоссе составляла 60 км/ч. Предшественник Т-62 развивал на 10 километров в час меньше.
Т-64А
Да, Т-64 на порядок превосходил как Т-62, так и западные ОБТ в лице М60, «Леопард 1» или АМХ 30. Но он не был лишен недостатков и «детских болезней». Больше всего проблем военным доставлял двигатель 5ТДФ, требовавший тщательного технического обслуживания и качественного топлива. Во многом поэтому и появился Т-72 – танк, созданный на основе Т-64, но с более надежным и простым двигателем В-45.
Т-64 определил облик танков советской школы вплоть до 90-х годов — это малые по высоте и массе боевые машины с орудием калибра 125 миллиметров, наличием механизма или автомата заряжания, рациональным углами наклона лобовой брони, высокой мобильностью и относительной простотой в производстве и обслуживании. В общем, танки для большой войны, глубоких прорывов и производства в тысячах единиц.
Наш ответ Чемберле… Брежневу
А какие танки НАТО могло противопоставить Т-64? Вопрос интересный. Танки западной школы вплоть до 80-х годов представляли собой сущий винегрет, где каждый мог найти себе машину по вкусу.
Континентальная Европа в лице Западной Германии и Франции пришла к весьма забавному выводу: раз современные снаряды пробивают даже самую толстую броню, то брони надо сделать меньше, сосредоточившись на скорости и эффективности. Появившиеся в середине 60-х годов немецкий «Леопард 1» и французский АМХ 30 хоть и проигрывали по броне многим конкурентам, но уверенно обходили их по максимальной скорости и динамике движения. Огневой мощью эти танки тоже не обделили: на «Леопард» поставили немецкий вариант британской 105-миллиметровой L7, на АМХ 30 — пушку того же калибра, но оригинальной французской разработки.
«Леопард 1»
Похожие танки делали японцы (Тип 61 и Тип 74). Британцы же считали, что танк в бою может встретить и противника, не обладающего современными снарядами, пробивающими сотни миллиметров брони. И тут наличие неплохой защиты очень даже пригодится. Во многом это мнение опиралось на опыт использования «Центурионов» в Корейской войне в составе британского контингента войск, где танкистов не раз спасала достаточно толстая броня этого танка.
«Чифтен»
А что же США? Их основной ОБТ 60-х и 70-х — М60. Обладая 105-мм пушкой, он имел защищенность и подвижность на уровне все того же Т-55, и этого на то время уже явно было недостаточно. В чем М60 лидировал — так это в качестве прицелов, стабилизаторов и баллистических вычислителей. Кроме того, он был самым высоким среди ОБТ своего времени (да и современные танки он по высоте все еще превосходит). И, как британский «Центурион», он постоянно улучшался и модернизировался, вплоть до 80-х, когда его снабдили самой современной СУО, а броню усилили динамической защитой, опробовать которую в деле можно на М60А3 в Armored Warfare.
Если вы думаете, что американцев отставание их танков от советских и даже английских образцов устраивало, то вы ошибаетесь — конструкторы пытались решить эту проблему. Еще с 1962 года США и Западная Германия решили начать совместную разработку перспективного ОБТ, который поступил бы на вооружение обеих стран в 70-х годах. Машина была многообещающей — мощное бронирование, автомат заряжания, самая современная на тот момент система управления огнем, 152-мм орудие, способное запускать управляемые ракеты «Шиллейла», подвеска с управляемым клиренсом и многое, многое другое.
MBT-70 запускает управляемую ракету «Шиллейла»
Но проект не взлетел — сказались разногласия между странами (Западная Германия хотела заменить 152-мм орудие на собственное 120-мм орудие, обладавшее лучшей баллистикой) и то, что стоимость MBT-70 была бы в итоге просто заоблачной. Потому к 1970 году проект свернули, а оставшиеся прототипы разошлись по музеям обеих стран. Увидеть этот танк можно и в Armored Warfare.
Демонстрация Бундесвером танка LEOPARD в немецком Мюнстере
ОБТ первоначально рассматривались в качестве замены легким, средним, тяжелым и сверхтяжелым танкам. Их развитие ускорилось во время Холодной войны с разработкой легкой композиционной брони. В некоторых армиях ОБТ до сих пор дополняют легкие танки.
Сегодня ОБТ рассматриваются в качестве основного компонента современной армии. Современные ОБТ редко действуют в одиночку, поскольку они организованы в бронетанковые подразделения, поддерживаемые пехотой, которая может сопровождать ОБТ на боевых машинах пехоты (БМП). Они также поддерживаются воздушными судами наблюдения или штурмовиками.
До и во время Второй мировой войны конструкция танка страдала от ряда ограничений, касающихся в основном мощности двигателя и характеристик трансмиссии. Они позволяли конструктору создавать танк либо с высокой маневренностью, либо с хорошей защитой, либо с крупнокалиберным орудием, но не позволяли в большинстве случаев объединить все три характеристики одновременно. В сочетании с танковой теорией, в которой делался акцент на высокоскоростные прорывы за линию расположения противника, эти ограничения фактически привели к двум классам танков.
Системы первого класса, известные под разными названиями – легкие танки, крейсерские танки или даже танкетки для самых небольших вариантов, проектировались с самого начала как высокоскоростные машины. Концепция заключалась в использовании брешей в расположении противника и проникновении в его глубокий тыл самостоятельными бронетанковыми группами. Это могло нарушить материально-техническое снабжение и оперативное управления противника, а также задержать движение резервов на передовую. Считалось, что операции подобного рода подрывают или полностью нарушают способность передовых войск продолжать боевые действия.
Для создания подобных брешей в позициях противника предназначались машины второго класса – тяжелые танки или пехотные танки, – которые должны были работать совместно с передовыми пехотными подразделениями. Поскольку предполагалось, что они будут двигаться вперед с такой же скоростью как человек, от них не требовались высокие скорости, поэтому мощность двигателя могла быть перераспределена в пользу перевозки гораздо большего полезного груза. Пехотные танки отличались гораздо большей толщиной брони, пушками более крупных калибров и большей площадью гусениц, позволяющей им пересекать насыщенное различными препятствиями поле боя.
Наконец, во время войны появился еще один класс бронированных машин, специальные самоходные противотанковые орудия. В основном они представляли собой доработку существующих танков, облегченных для того, чтобы можно было установить значительно более крупные пушки.
Появление большего огневого могущества
Несмотря на достаточно развитую теорию и предвоенные учения, концепция танкового боя быстро оказались устаревшей. Поле боя теперь не было столь уж непроходимым как во время Первой мировой войны, маневренность бронетанковой техники значительно повысилась. Это со всей очевидностью продемонстрировали стремительные широкомасштабные танковые сражения в Северной Африке и Советском Союзе, когда бронетанковые силы выполняли броски на сотни километров. В этих случаях проблемы, связанные с обладанием машин двух классов, стали особенно очевидным; танки, способные к лобовому столкновению с противником, по большей части оказывались далеко позади, пытаясь догнать основные силы. Те танки, которые могли поддерживать темп боя, были легкобронированными и оказывались легкой добычей для вражеских противотанковых пушек и ружей. Противотанковые установки были особенно уязвимы, каждый раз оказываясь не в том месте и не в то время, оставаясь один на один с атакующей пехотой и редко находя свою жертву в виде танка.
Это привело к появлению систем с несколько лучшей защитой, способной противостоять противотанковым ружьям и стрелковому оружию. С другой стороны, калибр собственного вооружения танка должен был расти для того, чтобы справиться с вражескими танками, имеющими такой же уровень защиты. Эта эволюция привела к среднему танку, который преобладал в боевых действиях во второй половине войны. В основном эти модели массой 25-30 тонн и двигателями мощностью 400-500 л.с. были вооружены пушками калибра примерно 75 мм. К ярким примерам можно отнести советский T-34, самый массовый танк в то время, немецкий PANZER IV и американский M4 SHERMAN. Массовое производство этих танков привело к тому, что большая часть других танков была выведена из эксплуатации или оставлена для выполнения специфических задач.
Появление ОБТ
Между тем, быстрое повышение мощности двигателей в авиационной сфере вызвало так называемый «эффект просачивания» технологий. Крайне примечательным примером стала сделка между компаниями Rolls-Royce и Rover, которая заложила основу успешной деятельности Rolls-Royce в создании первых реактивных двигателей, в то время как Rover занялась доработкой двигателя Rolls-Royce MERLIN для установки его на танк. Получившийся в результате двигатель Rolls-Royce METEOR предложил такое повышение мощности, что в итоге проект CROMWELL и связанные с ним проекты были отнесены к быстроходным танкам (легким и средним), которые, однако, имели огневое могущество и бронирование как у пехотных танков. Постоянное развитие базового проекта CROMWELL в конечном итоге привело к созданию танка CENTURION. Броня этого танка могла выдержать попадание снаряда, выпущенного из любой противотанкового орудия малого и среднего калибра, установленная на нем пушка могла выводить из строя даже более крупные вражеские танки, его ходовые характеристики превосходили ходовые характеристики более ранних легких танков. Он был настолько функционально гибким, что его отнесли к категории «универсальный танк». Этот танк составил основу послевоенных танковых подразделений британской армии. В настоящее время он считается первым проектом по ОБТ.
ОБТ ALTAY третьего поколения разработан Турцией в рамках программы MITUP ALTAY. ALTAY станет первым национальным ОБТ, предназначенным для турецкой армии. Готовность первого прототипа ожидается в 2015 году
Уроки истории
История танка началась в Первую мировую войну, когда боевые бронированные машины высокой проходимости были впервые развернуты в качестве решения проблемы окопной войны, возвестив начало эпохи механизированных боевых действий. Поначалу сырые и ненадежные танки в конечном счете стали главной опорой сухопутных армий. К началу Второй мировой войны их конструкция была значительно усовершенствована и в связи с этим танки широко использовались на наземных театрах того времени. Во время Холодной войны появилась доктрина современного танка наряду с универсальным ОБТ. Танк и теперь является основой наземных боевых операций 21-го века.
Первая мировая война породила спрос на бронированные самоходные системы вооружения, которые могли бы преодолевать любой тип местности, что в итоге привело к разработке танка. Большой недостаток бронированного автомобиля, предшественника танка, заключался в том, что он мог двигаться только по более или менее ровной местности, поэтому и были необходимы разработки с целью повышения проходимости новых систем.
Танк первоначально создавался как специальное вооружение для решения необычной тактической проблемы – патовой ситуации так называемой окопной войны на Западном фронте. Бронированный танк должен был выдерживать артиллерийскую бомбардировку и пулеметный огонь, проходить через колючую проволоку, где пехотные подразделения не могли пройти, и в итоге его появление на передовой позволило разрешить патовую ситуацию.
Во время Первой мировой мало кто осознавал, что средство возвращения мобильности и атакующих возможностей на поле боя уже присутствуют в механизме предопределенном революционизировать боевые действия на суше и в воздухе. Это был двигатель внутреннего сгорания, сделавший возможным разработку танка и в конечном счете способствовавший созданию механизированных сил, которые должны были принять на себя прежние задачи кавалерии и ослабить «хватку» пулемета на поле боя. С повышенным огневым могуществом и защитой эти механизированные войска станут всего лишь через двадцать лет одним из столпов Второй мировой войны. Когда самоходная артиллерия, БТР, колесные грузовики и авиация поддержки – все с соответствующими средствами связи – были объединены в современную бронетанковую дивизию, командиры снова получили возможности маневра.
Долгое время выдвигались многочисленные концепции бронированных транспортных средств высокой проходимости. С появлением окопной войны в Первой мировой разработки танка союзников, французов и британцев, были по большей части параллельны и совпадали во времени.
На фото танк LEOPARD 2A7 (впервые был показан на выставке Eurosatory) с решетчатыми экранами и камуфляжной системой от компании Saab Barracuda
Холодная война
Излишки эффективных танков эпохи Второй мировой войны в других армиях, особенно США и Советского Союза, привели к замедлению принятия на вооружение этих стран подобных проектов. Очевидно, что к началу 50-х годов эти проекты стали неконкурентоспособными, особенно в мире кумулятивного вооружения, и в большинстве вооруженных сил быстро появились новые решения.
Концепция среднего танка постепенно развилась в ОБТ в 60-х годах, как только стало понятно, что средние танки могут принять пушки (например, американская 90 мм, советская 100 мм и особенно британская L7 105 мм), которые могут пробить практически любой уровень брони с дальней дистанции. Также самые тяжелые танки были неспособны использовать большинство существующих мостов. Концепция тяжелых танков времен Второй мировой, вооруженных самыми мощными пушками и самой тяжелой броней, оказалась устаревшей, поскольку крупные танки были слишком дороги и уязвимы перед минами, бомбами, ракетами и артиллерией. Кроме того, Вторая мировая война показала, что легковооруженные и легкобронированные танки имели ограниченное значение в большинстве задач. Во время этой войны даже разведывательные машины продемонстрировали тенденцию увеличения массы и повышения огневой мощи; скорость не могла заменить броню и огневое могущество.
Во времена Холодной войны (1945-1990 годы) советское доминирование в Варшавском договоре привело к реальной стандартизации нескольких проектов танков. С другой стороны, Франция, Германия США и Великобритания, прежде разрабатывавшие свои собственные проекты, со временем пытались стандартизовать свои проекты, в то время как меньшие члены НАТО покупали или адаптировали под свои требования эти модели.
Падение коммунизма внесло свои коррективы, так как американские военные были вынуждены резко сократить свои затраты, хотя их уровень снова поднялся до сравнимых значений после начала войны с терроризмом в 2001 году.
После Холодной войны развитие танка продолжилось, появились ОБТ третьего поколения, а в связи с возросшей эффективностью противотанкового вооружения технологии также широко шагнули вперед. Танки стали более живучими, их броня стала толще и гораздо более эффективной.
Нынешнее «дизельное решение» для танка ABRAMS, предлагаемое компанией CDLS, включает дизельный двигатель Tognum America/12V883 и новые гусеницы Diehl 570P3
LEOPARD 2A4 MLU от RUAG Defence предлагался тем покупателям, которые искали на международном рынке решения по замене существующего парка ОБТ A4 или его модернизации. Они либо заменяют устаревшие танки излишними моделями (A5 и A6), либо начинают программу средней модернизации Mid Life Upgrade (MLU) варианта A4
По окончании Холодной войны мы наблюдали как США, вне всяких сомнений, становятся самой мощной страной в мире, как Китай превращается из относительно слаборазвитой страны третьего мира в оперившуюся супердержаву. Мы также увидели слияние большей части Европы в одну экономику.
В 1974 году США начали большую программу по модернизации своего существующего парка танков и начали действительно массовое производство M60A1, а позднее M60A3; в то же время был разработан танк M1. Бюджеты на разработку танков и их производство выросли во время правления Рональда Рейгана вследствие трений между США и СССР.
В ответ на появление переносных и устанавливаемых на машины противотанковых комплексов была разработана еще более эффективная защита. На старые и новые танки стали устанавливаться разнесенная, композиционная броня, динамическая защита и комплексы активной защиты, как например российские Дрозд, Штора и Арена. Несмотря на подобные меры крупные ракеты остались столь же эффективны в борьбе с танками. Это было продемонстрировано в 1991 году, когда после ошибочного пуска противотанковая ракета HELLFIRE уничтожила один из новейших танков M1 ABRAMS.
К началу войны в Заливе корпус морской пехоты США все еще имел на вооружении танки M60 PATTON, тогда как остальные танковые формирования имели на вооружении ABRAMS. С самого начала иракские войска были регулярными подразделениями, вооруженными к примеру танками T-54/55 и T-62. ОБТ коалиционных сил, например американские M1 ABRAMS, британские CHALLENGER 1 и кувейтские M-84AB, значительно превосходили китайские Type 69 и танки T-72 местного производства, стоящие на вооружении иракцев. Причем у союзников были лучше обученные экипажи и более продвинутая доктрина бронетанковых формирований.
У большей части иракских вооруженных сил стояли на вооружении китайские танки Type 59 и Type 69, советские T-55 с 50-х и 60-х годов и некоторое количество танков ASAD BABIL очень плохого качества (танки местной сборки на базе корпусов польских T-72 с остальными деталями смешанного происхождения). Эти машины не были оборудованы современным оборудованием, например тепловизорами или лазерными дальномерами и их эффективность в современном бою была весьма ограничена.
Иракцы не смогли найти эффективные меры противодействия тепловизорам и подкалиберным бронебойным снарядам, используемым коалиционными войсками. Это позволяло им захватывать и уничтожать иракские танки с дистанции более чем в три раза превышающей возможности иракских танков. Иракские экипажи использовали учебные снаряды против американских и британских танков. Эти снаряды (куплены в больших количествах во время ирано-иракской войны из-за своей дешевизны) имели сердечники из мягкой стали и, таким образом, были бесполезны против брони Chobham, установленной на танках Коалиции.
Основными улучшениями танка ARJUN Mk2 являются огневое могущество, защита и подвижность
ОБТ M1A2S ABRAMS Саудовской Аравии
21 век
С окончанием Холодной войны в 1991 году опять начали появляться вопросы, касающиеся уместности традиционного танка. За несколько лет многие страны сократили количество своих танков или заменили большую их часть легкими ББМ с минимальным бронированием.
С окончанием Холодной войны закончилось также противостояние супермогущественных блоков и в настоящее время оборонная промышленность России и Украины соперничает за продажи танков по всему миру. Индия и Пакистан модернизировали устаревшие танки и закупили новые T-84 и T-90 у государств бывшего Союза. Обе страны продемонстрировали прототипы танков, которые не ставят себе на вооружение, а предлагают на открытом рынке исключительно с целью конкуренции с новейшими западными предложениями.
Российский танк Черный орел базируется на удлиненном корпусе T-80. Первоначальный макет, впервые показанный на второй выставке вооружений в Омске ВТТВ-97, по всей видимости, имел значительно более тяжелое бронирование и совершенно новую современную башню с разделением экипажа и боекомплекта. Прототип имел 125-мм танковую пушку, но как было заявлено, может принять новую 152-мм пушку. Также ходят слухи, что Россия с целью вооружения российской армии разрабатывает Объект 775 (иногда называемый T-95) с дистанционно управляемой башней.
Итальянский танк C1 ARIETE можно отнести к новым ОБТ, которые относительно недавно были приняты на вооружение; поставки проходили с 1995 по 2002 годы. Танк имеет почти такие же размеры как и самый первый танк Mark I: оба высотой 2,5 метра. Mark I имел длину около 9,9 метра (корпус), а ARIETE длину 7,6/9,52 метра (корпус/корпус+пушка). Впрочем, ARIETE весит более чем в два раза больше (54 000 кг против 25 401 кг), но может двигаться в 10 раз быстрее (65 км/ч против 6,5 км/ч).
Ряд стран рассматривают возможность полного исключения из своего имущества танков и перехода на комбинацию колесных противотанковых установок и БМП, хотя, в общем и целом, здесь существует большое сопротивление в связи тем, что все крупные державы до сих пор эксплуатируют танки в большом количестве либо в действующих подразделениях, либо в готовом резерве. Подобному радикальному изменению военной доктрины пока нет проверенной альтернативы, кроме того, танки заработали себе хороший послужной список в недавних конфликтах.
Танк остается уязвимым для многих типов ракетного вооружения, ему необходим больший объем материально-технического обслуживания по сравнению с более легкими машинами, но эти проблемы были справедливы также для первых танков. Среди всех наземных боевых систем при ведении огня прямой наводкой они имеют несравненное сочетание высокой живучести и огневого могущества. Сколько приходится платить за такое сочетание, учитывая стоимость танков, остается темой для дискуссий, поскольку также существуют очень эффективные противотанковые системы, БМП и их конкуренты в виде воздушных систем, предназначенных для поражения наземных целей.
Возможно, в этом столетии самой развивающейся системой для танков стали комплексы активной защиты. Еще 15 лет назад броня (активная и пассивная) была единственной эффективной мерой защиты от противотанковых средств. Новейшие комплексы активной защиты (включая израильские TROPHY и IRON FIST, российский Арена) предлагают высокую живучесть даже при множественных атаках РПГ и ракет. Если подобного рода системы будут совершенствоваться и далее и будут интегрированы в современный танк и другие бронированные машины, то уравнение «танк-противотанковые средства» полностью изменится. Как следствие, танки 21 века смогут полностью восстановить свои боевые возможности.
На танк LECLERC установлена система защиты GALIX от компании GLAT, которая стреляет различными дымовыми гранатами, инфракрасными ложными целями, а также противопехотными гранатами