Обсудите с родителями что такое гнев и самообладание
ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина часть 1 страница
1. О каких качествах, мешающих кузнецу, говорил царь?
Царь назвал три качества кузнеца, которые мешали ему стать настоящим мастером.
2. Обсудите с родителями, что такое тщеславие.
Тщеславие— стремление прекрасно выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.
1. Обсудите с родителями, что такое гнев и самообладание.
Гнев — это очень сильное чувство возмущения, недовольства, негодования. Гнев часто направлен на что-то или кого-то (на то, что человек считает причиной своего гнева). Поэтому человек в гневе склонен к агрессии: разгневанный человек может сделать то, о чем потом будет жалеть. Поэтому идти на поводу у гнева неразумно. Недаром многие религии считают гневливость грехом.
2. Часто ли вы раздражаетесь и гневаетесь? Что вы делаете, чтобы преодолеть это состояние?
Чтобы преодолеть состояние гнева я читаю книги.
Страница 54
Проверьте себя
1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими вы познакомились в этом году?
Истоки литературного творчества бывают: Народные сказки, пословицы, поговорки, потешки, былины, небылицы, народные песни.
2. Расскажите о былинах и былинных героях. Начните так: Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.
Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга. Защищать границы Родины и сражаться с её врагами — в этом они видят смысл своей жизни. Семья, дом, личные интересы у них на втором месте. Богатыри по первому зову они отправляются туда, где нужна их помощь. Они сражаются с сильным и опасными врагами, которых не может победить никто: Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Алёша Попович — Тугарина Змея, Добрыня Никитич — Змея Горыныча. Образы богатырей излучают силу, мужество и благородство, воплощая русский идеал о воине-защитнике.
3. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?
Добрыня уничтожил Змея на Ручей-реке, победил богатыря Дуная.
4. Перечитайте поэтический вариант былины «Ильины три поездочки». Отметьте качества выразительного чтения каждого. Удалось ли вам передать напевность былины, её торжественный тон?
5. Соотнесите строки былины с картиной «Витязь на распутье» В. Васнецова. Удалось ли художнику, с вашей точки зрения, показать размышления витязя?
Художнику удалось показать размышления витязя. Он стоит, опустив голову, перед камнем. Думает, в какую сторону ему пойти.
6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?
героические мифы; и этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.
Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.
Слово «миф» греческого происхождения, оно означает «повествование». Мифами принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, «начале всех вещей».
Мифы, легенды, сказания, былины это наше наследие загляните в историю сотворения мира глазами наших предков.
7. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Можно ли сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?
В притче «О ленивцах» Соломон советует ленивцу равняться на муравьёв и пчёл, которые трудятся летом и «заготовляют на зиму хлеб свой». Он советует ленивцам не спать, а трудиться, так как лень рождает нужду, а труд — достаток. Сюжет притчи сходен с сюжетом басни «Стрекоза и муравей», поэтому можно считать, что притча стала источником басни. Мастерство И.А. Крылова проявилось в том, он облачил известный сюжет в поэтическую форму, что сделало текст легко читаемым и запоминающимся (например, мораль басни стала крылатым выражением).
8. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку, составьте аннотацию на один из сборников.
Погрузитесь в мир сказок с помощью этого подарочного издания, в котором содержится более тридцати пяти всеми любимых сказочных историй.
Эта красочная книга придётся по вкусу и новым, и давним поклонникам, которых порадуют любимые сказки, такие как «Золушка», «Спящая красавица», «Джек и бобовый стебель» и другие. Перед вами красиво иллюстрированная волшебная книга, с которой начинаются сказочные приключения!
О Родине, о подвигах, о славе. Наше Отечество.
1. О чём вспоминал А. Пушкин в «дни горестной разлуки»? Какие чувства поэта переданы восклицательными предложениями?
Он вспоминал о Москве. Ему было грустно, печально.
2. Прочитайте стихотворение выразительно, подумайте над его смыслом. Выучите наизусть.
Пушкин, как и другой человек не может жить без Родины. Он нуждается в ней. «Дом без книг, что тело без души»
3. Как соотносится со стихотворением пословица: «Человек без Родины что соловей без песни»? Выскажите свою точку зрения. Подберите другую подходящую по смыслу пословицу.
Смысл этой пословицы в том, что человеку нужна Родина, он в ней нуждается. Ведь соловей прожить без песни не может. Так и человек не может без Родины.
Даже, если человек будет жить на чужбине, он все равно будет скучать по родине
1. Что означает для вас слово «Отечество»? Подберите к нему синоним.
2. Как вы понимаете заключительную строчку текста В. Пескова: «Старое. Новое. Вечное»?
Родина была, есть и будет для каждого человека.
3. Выберите любую пословицу о Родине, объясните её значение.
Пословица «Родина мать – умей за нее постоять»
Она говорит о том, что мы должны уметь отстоять честь и достоинство своей родины.
Самообладание — что это такое, как его развить, примеры
Самообладание – значение, определение, примеры, развитие
Для того, чтобы много добиться в своей жизни, необходимо обладать целым рядом характеристик. Одной из самых важных черт характера является способность совладать со своими эмоциями, сдерживать свои эмоции, когда это потребуется. Все эти способности присущи волевым личностям с ярко выраженным характером лидера.
Что же это такое?
Самообладанием называют способность человека сохранить хладнокровие и спокойствие в самых сложных, эмоциональных ситуациях. Такая личность всегда действует рассудительно и принимает только выверенные, единственно правильные решения. Для таких людей с развитым самообладанием свойственно всегда иметь быстроту ума, большую скорость реакции, постоянную стабильность в принятии новых решений. Подобное поведение даст ему серьезные преимущества перед другими.
Попробуем перечислить основные особенности поведения:
Уверенность в принятии решения является одним из основополагающих факторов. Многие люди под воздействием внешних обстоятельств с лёгкостью могут отказаться от своих планов. Именно это и говорит о недостаточном самообладании.
Твёрдые, уверенные в своих силах личности всегда держат под контролем свои привычки, движения, манеру поведения, голос, мимику и манеру излагать мысли. Они прекрасно обходятся без неосознанных действий и импульсивных поступков. Видят цель и направление движения, прилагают максимум усилий для её достижения. Ничто не собьёт их с курса, не испортит настроение.
Что оно нам даёт?
Обладание своими эмоциями, обдуманные и рассудительные действия помогают находить верный выход из любых ситуаций. Мало кто может трезво думать в шоковом состоянии. Они начинают действовать, руководствуясь эмоциями и могут совершить немало трагичных ошибок. Но сильные не впадут в панику, не допустят критичных промахов, панического настроения.
Есть здесь свои преимущества:
Как его можно развить самостоятельно?
Нет нужды считать, что это дар божий. Природа даёт нам всем шансы сделать себя лучше. Именно поэтому можно начать заниматься своим совершенствовать самому. Успехи не придут в мгновения ока, но результаты Вы вскоре заметите сами.
Предлагаем Вашему вниманию небольшое видео на нашу сегодняшнюю тему:
Заключение
Обладание столь полезной способностью позволит с большой эффективностью справляться со сложными переделками. Человек спокойно реагирующий на трудности, не повышающий голос, сохраняющий достоинство — всегда будет пользоваться заслуженным уважением коллег по работе и своих знакомых.
Предлагаем Вашему вниманию бесплатные вебинары по совершенствованию своего самосознания:
Самообладание — что это такое и как его развить?
Приветствую Вас, друзья!
Хорошее самообладание считается одной из важнейших черт характера успешных людей. Оно позволяет сохранять эмоциональную стабильность в сложных ситуациях и всегда действовать, руководствуясь исключительно здравым смыслом. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данная способность, какие преимущества даёт и как развить самообладание людям, которых природа не наделила данным талантом.
Что такое самообладание
Самообладание – это способность сохранять спокойствие и хладнокровие в тяжелых или эмоционально-насыщенных ситуациях, всегда действуя рассудительно и принимая обдуманные решения. Личность с развитым самообладанием способна сохранять ясность ума, твердую руку, скорость реакции, рассудительность и эмоциональную стабильность в любых обстоятельствах. И в любой сложной или критической ситуации это даёт серьезные преимущества.
Чаще всего самообладание выражается в таких особенностях поведения как:
Кроме того, самообладание напрямую связано с уверенностью в принятых решениях. К примеру, если человек решил действовать определенным образом, но под влиянием резко меняющихся обстоятельств быстро начал сомневаться в правильности сделанного – это свидетельствует о потере самообладания.
Люди с развитым самообладанием постоянно контролируют своё поведение, движения, голос и манеру речи. Им не свойственны неосознанные действия и импульсивные поступки. Они знают, чего желают, хорошо понимают свои цели и видят направление, в котором им следует двигаться прямо сейчас. И никакие внешние обстоятельства не могут сбить их с этого пути или испортить им настроение.
Что даёт человеку самообладание?
Важнейшее преимущество, которое может обеспечить человеку хорошее самообладание – это способность действовать обдуманно и рассудительно в любых обстоятельствах. Большинство людей в состоянии шока, как правило, начинают действовать импульсивно и совершают множество ошибок. В результате они, вместо того, чтобы улучшить своё положение, только усугубляют его неправильными поступками и ошибочными решениями.
Самообладание позволяет избежать неправильных действий, поступая рассудительно даже в самых сложных обстоятельствах – именно тогда, когда это нужнее всего. Человек с хорошим самообладанием не впадает в панику и не допускает панических настроений в своём коллективе.
Кроме того, самообладание даёт такие преимущества как:
Как развить самообладание?
Многим людям кажется, что способность сохранять спокойствие – это дар, который даётся природой далеко не каждому. В действительности же его вполне можно развить самостоятельно и даже добиться в этом весьма значительных успехов. Рассмотрим несколько эффективных техник, которые могут помочь в этом.
1. Найдите свои проблемные зоны
Для начала проанализируйте свою жизнь и вспомните ситуации, в которых вам не удалось сохранить спокойствие, когда это было необходимо. Это позволит выявить наиболее проблемные области – именно с них следует начать работу над собой.
Возможно, вы не можете удержаться от соблазна купить вкусный тортик или бутылку пива, либо не способны отказаться от онлайн-игры, отнимающей непозволительно много времени. Вспомните также последний конфликт с близким человеком – хорошо ли вам удалось сдержать эмоции и не наговорить лишнего?
2. Поработайте над эмоциями
Отдельно нужно подумать над эмоциями и переживаниями, которые вам с трудом удаётся контролировать. Возможно, какая-то ситуация на работе, которую вы наблюдаете каждый день, вызывает у вас обиду и негодование. Хорошенько её обдумайте и постарайтесь понять, почему она оказывает такое сильное влияние на вас.
Чтобы лучше понять, как развить самообладание, выпишите в блокнот все эмоции, которые вам тяжело контролировать, и точно так же обдумайте каждую из них. Подумайте над тем, как избавиться от неконтролируемых переживаний. Разложив их все по полочкам, справиться с ними будет гораздо легче.
3. Напоминайте себе, что только вы контролируете свою жизнь
Это очень важный момент. Большинство людей склонно перекладывать вину за свои ошибки на внешние обстоятельства. Когда происходит неприятность, они расстраиваются и начинают жалеть себя, считая, что жизнь к ним несправедлива.
Если же человек знает, что все обстоятельства его жизни – это результат его собственных решений и действий, ему гораздо легче контролировать себя в сложных ситуациях. Даже если произошла неприятность, он знает, что прямо сейчас всё зависит только от него и от его действий. И это помогает ему сохранять самообладание.
Чтобы усилить чувство ответственности за свою жизнь, можно мысленно повторять специально подобранные аффирмации. Для этого можно воспользоваться такими фразами:
Используя эти несложные установки, можно значительно ускорить свой прогресс в развитии самообладания.
4. Проигрывайте в голове успешные сценарии
Иногда полезно представить типичную ситуацию, в которой вы раньше проявляли слабоволие и не могли сохранять спокойствие. Представляйте различные вариации тех событий и думайте, как было бы правильно реагировать в каждом случае. Тщательно обдумайте свою импульсивную реакцию и объясните себе, почему она была не конструктивна. Это достаточно эффективное упражнение, поскольку оно поможет быстрее сориентироваться и сохранить самообладание, оказавшись в подобной ситуации в следующий раз.
От теории к практике
Если Вы хотите прямо сейчас начать активно работать над тем, чтобы развить самообладание, снизить уровень стресса в жизни, очистить ум и перезагрузить сознание, советую Вам курс «Детоксикация мозга» от Викиум, который поможет Вам:
Тренинг состоит из 10 уроков и практических заданий. Вы получите инструменты и упражнения, а также видео- и аудиоматериалы. По окончании курса дадут ценные рекомендации по самостоятельной практике.
Заключение
Самообладание – это очень полезная способность, позволяющая человеку быть эффективнее в сложных ситуациях. Что бы ни происходило, такой человек реагирует спокойно и адекватно, сохраняя достоинство и не показывая своих слабостей. Если такая способность не дана вам природой, это не повод отчаиваться, ведь развить самообладание вполне возможно. А сделать это можно, воспользовавшись несложными техниками, которые мы сегодня рассмотрели.
Что такое самообладание и как ему научиться, приемы
Самообладание – это свойство человеческой личности сохранять хладнокровие даже в экстренных ситуациях. Владея своими эмоциями и чувствами, человек не поддается общей панике и волнениям, не позволяет себя обмануть или обидеть. У него всегда готов ответ на критичные высказывания, он спокоен тогда, когда другие находятся на грани истерики, не поддается эмоциям, а ориентируется, в первую очередь, на разум и рациональность.
Определение понятия
Что такое самообладание? По определению в психологии самообладание– это способность человека к сохранению внутреннего спокойствия и эмоциональной стабильности с помощью таких личностных качеств, как решительность, сила воли и смелость. Индивид с хорошо развитым самообладанием может хладнокровно мыслить даже в критических ситуациях, тщательно контролируя собственные эмоции и чувства.
Что значит потерять самообладание?Это явление, когда эмоции выходят из-под контроля человека. При этом может случится истерика или ступор, при которых серьезно страдает нервная система человека.
Отличие выдержки от самообладания
Выдержка и самообладание – это понятия, психологическое значение которых зачастую отождествляются или путаются между собой.
Выдержка – это способность индивида добиваться своей цели независимо от величины и силы препятствия. Человек с хорошей выдержкой активизирует функции психики, отвечающие за торможение эмоций, препятствующих осуществлению задуманного. Он стойко переносит лишения и страдания, отодвигая эмоции на дальний план, игнорируя и подавляя их. В этом заключается главное отличие от самообладания: в этом процессе чувства именно контролируются, а не отодвигаются.
Например, выдержка позволяет человеку быть стойким здесь и сейчас, демонстрировать окружающим свое спокойствие, а после окончания неприятностей происходит мощный выброс негатива в виде слез или агрессии. При самообладании человек выражает свои эмоции и в процессе разрешения ситуации, но делает это адекватно, например, с помощью Я-высказываний: я огорчен, я в гневе, я устал, я злюсь. При этом он продолжает делать свое дело, давая своим эмоциям выход в приличных рамках.
Как научиться самообладанию
Как развить самообладание? Этот процесс включает в себя применение разных приемов:
Плюсы и минусы самообладания
Главное преимущество развитого самообладания состоит в том, что такой человек в трудных ситуациях способен оставаться спокойным, принимать решения и действовать. Он не впадает в панику, истерику или ступор, не мешает мыслить окружающим, не пугает других своим неадекватным состоянием. Он может собраться сам и собрать других, не дать близким впасть в отчаяние или заработать нервный срыв, помогает им держать себя в руках в трудные моменты.
Еще одно неочевидное преимущество – некая власть над людьми при всеобщем волнении. Инстинктивно люди в таких ситуациях выбирают из толпы наиболее спокойного человека и начинают к нему прислушиваться. Так, контролирующий свои эмоции человек становится лидером.
Примеры
Способностью сохранять самообладание должен обладать, например, учитель. Когда дети на уроке начинают безобразничать, пытаясь его сорвать, педагогу приходится проявить это качество в полной мере. Он должен не поддаться желанию раскричаться или выгнать с урока главных «заводил», а спокойно и твердо сообщить обучающимся о недопустимости подобного поведения таким образом, чтобы никого не обидеть, но и не оставить возможности сорвать урок.
Еще один пример людей, которые нетеряют самообладания– военные. Зачастую этим людям приходится видеть такое, что гражданскому человеку и в кошмарных снах не приснится. Но они должны сохранять хладнокровие для сохранения собственного здоровья и жизни, а также своих боевых товарищей или личного состава, вверенного им.
Медики – тоже люди с высоко развитым самообладанием. Вне зависимости от того, какая складывается ситуация, они должны оставаться в трезвом уме, продолжать свою деятельность и добиваться выздоровления своих пациентов. Наиболее хорошо владеть своим состоянием должны хирурги, реаниматологи, травматологи и сотрудники скорой медицинской помощи.
Заключение
Самообладание помогает личности двигаться вперед, не обращая внимания на раздражающие факторы. Как развить самообладание, самоконтроль и выдержку? Для этого необходимо научиться игнорировать отвлекающие факторы извне, откладывать эмоциональную реакция на более позднее время, глубоко дышать и выдерживать паузу. Наибольшим уровнем сформированности самообладания отличаются люди, работающие в экстренных ситуациях, а также те, кто трудится в сфере работы с людьми.
Консультация для родителей «Обучение агрессивных детей способам и приемам самообладания при помощи игр»
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»
Консультация для родителей:
«Обучение агрессивных детей
способам и приемам самообладанию
Разработала воспитатель I категории
г. Набережные Челны
Обучение агрессивных детей способам и приемам
самообладанию через игру.
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом.
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует четыре способа поведения в ситуации,когда человек испытывает гнев:
1)Прямое (вербальное – невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.
2)Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребенку неопасным. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.
3)Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновения стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению ученых, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.
4) Предотвращение негативной эмоции. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям дошкольного возраста не свойственен, т. к. самостоятельно анализировать ситуацию они еще не в состоянии.
В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы учим детей:
— прямо заявить о своих чувствах;
— выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов.
Детей младшего и среднего возраста (4-5, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства, можно обучить переносу гнева на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале педагога должны быть резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей, но, в то же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.
Обучение агрессивных детей приемам саморегуляции, самообладанию.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения.
В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Вдыхая воздух и улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.
Отработка навыков общения.
Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога-психолога – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например,с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, т. к. один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог – психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации,например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог – психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Также можно пригласить к детям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным.
Формирование эмпатии и доверия к людям.
Как известно, эмпатия – это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.
МОЖНО ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА НО НЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ, НЕ ИДТИ НАВСТРЕЧУ И Т. П. ЭМПАТИЯ – ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (БЕЗ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ИЛИ ЗЛОРАДСТВОВАНИЯ И Т. П.).
Развивать эмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории.
Упражнения и игры для коррекции психологического самочувствия ребенка.
Цель: Сплочение группы, создание атмосферы единства, снятие напряженности. Каждый участник группы составляет объявление, о том, что он ищет друзей и дает небольшую информацию о себе и о своих пожеланиях, касающихся личных качеств людей. С которыми он бы хотел познакомиться. Все объявления вывешиваются на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привлекло чье-то объявление, то на нем ставится галочка. В результате какие-то объявления будут лидерами, а какие-то никем не будут выбраны. По окончании работы проводится групповое обсуждение.
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов. Каждый по очереди заканчивает предложение «Я великий мастер…».
«Я и мой мир вокруг меня»
Цель: Самовыражение, самосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Рисунок: Рисовать, оставляя середину листа пустой. Нарисовать все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходиться общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус – то, с чем неприятно взаимодействовать.
Цель: Самовыражение, самосознание.
Каждый участник группы на листе бумаги заканчивает следующие предложения:
1. Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
2. Я пойму, что счастлив, когда…
3. Чтобы быть счастливым сегодня, я делаю…
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.
Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем самом заветном желании.
Цель: Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.
Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Проводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т. д., выбираются добровольцы и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.
Цель: Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.
Каждый участник тренинга, по очереди, выходит в центр круга и рассказывают о том, чего он достиг в этом году.Например: Я научилась играть в волейбол. Я бросил курить и т. д.
Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.
Попробуйте найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка,которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сказал!»
План работы с родителями в разновозрастной дошкольной группе детей 5–7 лет Работа с родителями в разновозрастной дошкольной группе 5-7 лет МДОУ «Детский сад с. Михайловка» Воспитатели: Чернова Е. В. Осипова С. А.
Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.