Обсценная лексика что это значит
Обсценная лексика
История возникновения обсценной лексики. Отношение подростков к проблеме сквернословия. Влияние обсценной лексики на здоровье. Проект программы коррекции речи подростков. Ругательства в рабочих коллективах и в офисах, в учреждениях, в учебных заведениях.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.02.2016 |
Размер файла | 223,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ МОИХ СВЕРСТНИКОВ
Что такое обсценная лексика
История возникновения обсценной лексики
Отношение подростков к проблеме сквернословия
Обсценная лексика и здоровье
Исследование, проведенное в лицее
Проект программы коррекции речи подростков
Заключение. Все на борьбу со сквернословием
Библиографический список и информационные источники
В России употребление нецензурных слов всегда являлось особенностью низших классов и преступных элементов. Невозможно даже себе представить, что в высшем, культурном обществе могли бы быть произнесены слова, которые сейчас вошли в повседневную речь многих молодых людей. Христианская мораль так же считает применение нелитературной лексики табуированным. Да и в советское время сквернословие не приветствовалось. Но запретный плод сладок. Подросток, употребляя бранную лексику, как бы приобщается к кругу «взрослых», которым «по закону разрешается» выражаться намного свободней, нежели молодым. С другой стороны, мощный семантический потенциал неприличных слов, свободное их варьирование, большая словообразовательная разработанность позволяют малообразованным людям, «разговаривая матом», выразить все, что они захотят, благодаря использованию буквально пяти слов и производных от них. В наше время из-за обнищания основной массы народа и, как следствие, падения его культурного уровня, употребление ненормативной лексики приобрело повальный характер.
1) установить, какие слова и выражения в нашей речи относятся к обсценной лексике;
2) определить степень распространения обсценной лексики среди учащихся лицея;
3) выяснить, какую роль играет данная ненормативная лексика в речевом общении;
4) определить, какое влияние оказывают нецензурные слова на молодое поколение;
5)разработать вариант программы коррекции распространения обсценизмов вподростковой среде.
В процессе работы был изучен разнообразный научно-теоретический материал, проведены наблюдения над речью школьников, опросы учащихся, выявлены определенные результаты и сделаны соответствующие выводы.
Методы исследования: изучение теоретического материала о ненормативной, нецензурной лексике, наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке; анкетирование и устный опрос учащихся.
Что такое обсценная лексика
Обсценная лексика (обсценизмы) как социальное явление развивается, пополняется не только новыми словами, «круг ее употребления как раковая опухоль охватывает все больше и больше слоев населения».
Изучением происхождения, распространения обсценизмов занимались многие ученые-лингвисты, писатели, журналисты. Имеется довольно большое количество специальных словарей, научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме.
По существу понятием речевой деятельности, как особого явления, занимались Соссюр, а позднее Л.В.Щерба. При этом Л.В.Щерба представлял язык находящимся все время в состоянии лишь более или менее устойчивого, а чаще вовсе неустойчивого равновесия.
На сайте «Писатель.ru» предложена статья Сергея Степанова, в которой автор пытается «разобраться в психологических механизмах сквернословия, в тех мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи обсценную лексику. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения.
История возникновения обсценной лексики
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Отношение подростков к проблеме сквернословия
По информации Фонда «Общественное мнение» сегодня около 70 % жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29 % населения ее никогда не употребляют. При этом 64 % против 32 считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. По результатам анкетирования в нашем лицее
используют ненормативную лексику в своей речи постоянно: 20%
используют ненормативную лексику в своей речи часто:50%
используют ненормативную лексику в своей речи иногда:15%
никогда не используют ненормативную лексику в своей речи:15%
Бранные слова, которые мы можем услышать от наших учащихся, используются ими в разных проявлениях: 1) привычная брань, как показатель полного бескультурья, так называемый мат «для связки слов», 2) аффектное сквернословие для выражения чувств и эмоций, 3) эпатажное сквернословие, как вызов обществу или намеренное стремление нарушить общепринятые правила.
Уровень информационной компетентности подростков о вреде сквернословия. В ходе работы я выяснила, что ребята зачастую не знают, в чём же заключается вред сквернословия. Его негативную сторону они связывают прежде всего с культурой поведения в обществе, а точнее с бескультурьем. Затем видят психо-эмоциональное состояние обиженного человека (обида, слёзы, ответная агрессия, подавленность и тому подобное) и вызванные в результате нецензурщины отрицательные изменения в состоянии физического здоровья (повышенное давление, сердечные приступы). Примерно 2/3 информации, которую подростки получили в ходе просветительской деятельности о том вреде, который наносит скверное слово здоровью человека, явилось новой.
Обсценная лексика и здоровье
Научно доказано влияние слова на структуру воды. Как это происходит? Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.А жидкость, которую ругали и обзывали «дурой», превратилась в груду уродливых ледяных осколков.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученые сделали вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование.
Современная медицина утверждает:
ь В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.
ь Актуально поговорить и о психосексуальных последствиях сквернословия. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано приобретают урологические и психосексуальные заболевания.
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Не только религия, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.
Исследование, проведенное в лицее
Проанализировав лексику на сайте, результаты представлены в диаграмме, я пришла к выводу, что необходимо заставить моих сверстников задуматься над вопросом сквернословия. Мною была подготовлена анкета, презентация о вреде обсценной лексики, подготовлена примерная программа выхода из создавшейся ситуации.
3 вопрос: «Влияет ли присутствие представителей противоположного пола на количество нецензурных слов в вашей речи?» Оказалось, что в большинстве случаев, 45%, это не является ограничителем для употребления обсцена. К сожалению, только 22% опрошенных меняют свой лексикон в присутствии противоположного пола.
Анализ результатов по 5 вопросу анкеты позволил выявить причины использования обсценной лексики. «Почему вы употребляете в речи обсцен?»
7 вопрос позволил выявить источник, социальную среду, из которой обсценная лексика попала в речь респондентов.60% указали, что это улица, 21% школа. Ответ «семья» составил лишь 1 %.
9 вопрос «Испытываете ли вы неудобство, когда используете обсцен в присутствии взрослых?». 42,4% опрошенных ответили утвердительно, 12,3% «Иногда», столько же учеников ответили: «Нет», 15,1% опрошенных предложили свои ответы, например, такие: «Не ругаюсь при взрослых», «Никогда не ругаюсь», «Смотря какие взрослые», «Это редко бывает», «Даже не было такой ситуации».
10 вопрос «Позволите ли вы своим детям использовать в речи обсцен?»
11 вопрос: « Что или кто может повлиять на то, чтобы вы или ваши знакомые не использовали в своей речи обсценизмы? ».
Большинство опрошенных полагают, что никто и ничто не повлияет на них, так ответило 28%, 19% ребят возлагают эту ответственность на себя, 16% учеников считают, что им необходима помощь родителей; 10% ответили «друзья»; 7% опрошенных считают, что культурное общение и духовные ценности играют важнейшую роль. Среди вариантов ответов наших респондентов имеются и такие: «религия», «применение физической силы», «законы», «гипноз».
Выводы.Возможность коррекции распространения обсценной лексики в среде подростков есть. И если нравоучения не помогают, то следует прибегнуть к помощи культурного общения с интересными людьми, чтению книг и посещению музеев и выставок.
Я полностью поддерживаю тех, кто сам, своими силами, может справиться с этой «болезнью», а также тех, кто прибегает к помощи культурного общения. По-моему, инициатива должна исходить со стороны ученика, а учитель должен подталкивать его, способствовать духовному обогащению и всячески помогать.
Проект программы коррекции речи подростков.
3. Принять кодекс чести лицеиста «Браниться не модно»
4. Организация разъяснительной работы с лицеистами через Интернет о вреде сквернословия.
В наше время, к огромному сожалению, ненормативная лексика прочно вошла в повседневную разговорную речь огромного количества русских людей. Мат начинает приобретать масштабы общенационального культурного бедствия.
Сегодня все прекрасно понимают, что одними запретами и административными мерами делу не помочь. Нужно вести планомерную разъяснительную работу, увеличить количество часов родной речи в школе, проводить различные мероприятия в защиту русского языка и многое другое, чтобы спасти себя от духовной деградации.
Борьба с ненормативной лексикой, особенно в молодёжной среде, должна носить постоянный характер.Это могут быть:
— акции по искоренению сквернословия;
— мероприятий, направленные на восстановление традиций уважительного и ответственного отношения к русскому языку;
— беседы с молодыми людьми на тему: «Сквернословие и способы его искоренения», «Культура поведения и этика взаимодействия»;
— выставки рисунков и плакатов;
— конкурсы комиксов и частушек.
Библиографический список и информационные источники
2. Лекцияосквернословии. http://oodvrs. ru/article/art. php? id_article=206
3. Сквернословие // Centre Magik. http://www. magik. ru/s68.asp
4. Борисенко Н. Печальный знак времени, или что такое сквернословие // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2000 г., № 4 (220).
5. Виноградов С. Вам сквернословие не к лицу // Наука и жизнь. 1993, № 4.
6. Гудкович Л.Н., Жельвис В.И. Виснет ли брань на вороту? // Семья и школа. 1980, № 2.
7. Даньковский Х. Словесная агрессия // Наука и жизнь. 1995, №6.
8. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М., 1997.
9. Зорин А. Легализация обсценной лексики и ее культурные последствия // Антимир русской культуры. Язык. Фольклор. Литература. М., 1996.
10. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург, 1997.
11. Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Красноярск, 1993.
12. Сперанская А.Н. Оскорбление словом в обыденном и правовом сознании носителей русского языка // Юрислингвистика-1: Проблемы и перспективы. Барнаул, 1999.
13. Федотова Л.Л. Современная молодежная речь: норма или антинорма // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2000 г., №4 (220).
14. http://www. liveinternet. ru/users/alfijushka/post67412745
18. Материалы с сайта http://www.philology.ru
Анкета для обучающихся « Сквернословие в моей жизни».
1.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляет бранные слова, ругательства?
а) Чтобы казаться «крутым», значимым г) Чтобы выпустить злобу, свои
б) Для связки слов, как «слова-паразиты» д) Свой вариант
в) Чтобы оскорбить окружающих
2.Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?
а) Постоянно г) Редко
3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) Выражаю свои эмоции г) Это придает мне значимости
б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого д) Не использую
в) Хочу оскорбить собеседника
4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?
а) Никак не влияют в) Положительно, дают определённый заряд
б) Отрицательно (подчеркни): г) Не знаю
5.Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?
а) Нет, не перестал бы
б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы
в) Конечно, перестал бы
6.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
а) Да Почему?____________________________________________
7. Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?
а) неприятно б) плохо:плачу, психую, угнетёнв) хорошо г) обижаюсьд) все равно лексика обсценный подросток здоровье
8. Источник вашего сквернословия
9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
а) Нужно самому сдерживать свои эмоции
б) Запретить их или ввести штраф
г) Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы и т. д.
д) Ничего не делать, пусть каждый решает сама, как разговаривать
е) Рассказывать больше о том, какой они наносят вред
Медицинские материалы о вреде сквернословия
Самым важным и научно подтверждённым является то, что:
· Мат опасен для здоровья.
· Он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.
· Мат, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Материалы интернет-газеты ДНИ.РУ 11:24 / 08.04.2013
Путин установил штрафы за мат в СМИ
Определять, что считается нецензурными словами и выражениями, будут эксперты-филологи. Разработчики закона отмечали, что его действие распространяется и на интернет-СМИ, отмечает РИА Новости.
Как же избавиться от сквернословия? (Советы родителям и подросткам)
· Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?
· Говорить по-русски разучился?
· Ты нас обижаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что?
· Что это с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.
Каждый подросток должен знать, что в жизни бывают периоды (и год, и два, и пять лет), когда нет рядом друзей. Но есть, же семья, учеба, работа. Отсутствие таких «друзей» можно и нужно выдержать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая, не оскорбляя его. Древнейшее требование «познай самого себя» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ».
Если вы обычно не выражаетесь нецензурными словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то примите во внимание следующее. Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.
Расскажите детям одну притчу о том, как отучиться сквернословить. Одна женщина пошла к бабке и говорит ей: «Вот у меня страшно-страшно злой муж. Помоги мне избавить его от этого». Но бабка была мудрее, чем эта женщина. Она дала ей две бутылки воды и говорит: «Когда придешь домой, и муж начнет устраивать скандалы, бери в рот воды и молчи, пока он не успокоится. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе еще дам». Когда эти две бутылки кончились, спрашивает: «Ну, как?». Отвечает: «Он уже наполовину перестал ругаться». Тогда бабка говорит: «Вот тебе еще водичка, и он совсем перестанет ругаться».
Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но можно снести и порой дать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, не зависимо от поведения собеседника. Попробуйте как-нибудь на досуге поговорить сдетьми о следующих ситуациях:
· Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
· Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).
· Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.
· Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.
Так что чем чаще вы будете тренировать себя и своего ребёнка разговаривать вежливо и не опускаться до бульварной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня очень хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть», «Ты потрясающе здорово отвечал на уроке» и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.
В этой связи хотелось бы привести в пример еще одну историю. Однажды один император увидел солдата: весь грязный, в рваной шинели. Сжалился над ним, взял в карету, привез во дворец, его помыли, одели в чистые одежды. Он оказался хорошим молодым человеком, очень талантливым. Его сделали военным начальником. Но со временем он стал частенько раздражаться и возвышать голос. И как только такое случалось с ним, то он сразу убегал в свою комнату. Побудет там несколько минут, и опять выходит с радостным лицом. Так он делал несколько раз, об этом донесли императору. Тот спрашивает его: «А что у тебя там такое в комнате, что ты всегда бываешь умиротворенным». Вошли и увидели его старую шинель. Он говорит им: «Когда я возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я был раньше и кем я стал теперь».
Результаты анкетирования учащихся лицея.
Как часто используешь ты нецензурную лексику?
Почему вы употребляете в речи обсцен?
Ненормативная лексика: взгляд ученого
Сегодня, 3 февраля, отмечен в календаре как Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России, в которой, по крылатому выражению, матом не ругаются, а на нем говорят, день этот имеет существенное значение. И мы не могли его не отметить.
За комментариями о месте ненормативной лексики в российском обществе пресс-центр обратился к человеку, научные интересы которого напрямую касаются этой проблемы – кандидату филологических наук, доценту кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Даниилу Копосову.
Вместо справки. Обсце́нная ле́ксика (от лат. Obscenus ‑ «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) ‑ сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствуют также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными».
‑ Даниил Робертович, существует выражение «в России матом не ругаются, в России матом говорят». Каковы, на ваш взгляд, место, роль и значение ненормативной лексики в современном обществе?
‑ Это, разумеется, шутка, анекдот. «Ложь, да в ней намёк» ‑ не более. Место ненормативной лексики в обществе – надлежащее. Ведь это часть речевой стихии. Соответственно – и часть системы языка. Основная роль обсценизмов постоянна: во-первых, выражение сильных эмоций, изначально только плохих. Например, когда вы поскользнулись, упали, едва ли у вас вырвется: «Экая беда, право, батенька!» Странно только, что в наши дни и положительные оценки могут передаваться, скажем, словами с матерными корнями. Но в целом обсценная лексика – это междометный неджентльменский набор.
Помимо междометной функции, обсценизмы часто используются в качестве замены неизвестных или тривиальных понятий. В этом плане они не менее удобны, чем любые лексически пустые единицы (наподобие «штука», «штукенция», «эта вещь» или «фиговина»). Прибавьте ещё естественную для обсценизмов «фамильярную», «раскрепощённую» коннотацию – и станет ясно, почему «матом разговаривают».
Ну и, наконец, бранная лексика всегда может быть употреблена в качестве инвективы – намеренного вербально выраженного оскорбления собеседника.
‑ А каково влияние обсценной лексики на нормативный русский язык?
‑ В чем, по-вашему, причины широкого распространения ненормативной лексики в России?
‑ Ломоносов под «высоким штилем» полагал, прежде всего, стиль церковно-книжный. Красота предполагала этически безупречную логику, основанную на вере. В совесть, в порядочность, в ответственность за своё Слово. Всякая брань из своей ниши – заклинательно-обережной или междометной, когда поскользнулся, ‑ выбраться не могла, располагалась ниже третьего – «подлого штиля», то есть вообще как будто вне системы находилась.
Исчез высокий ломоносовский стиль – прочие автоматически «поднялись», занимая освободившийся объём. Средний стал «высоким», «красивым». Отсюда, кстати, современное мнение, что канцелярские штампы – это красивая речь. Низкий стиль стал средним, а грязь, плескавшаяся ниже, поднялась и вошла в систему. Всё стало «можно». Отсюда и «широкое распространение». И, заметьте, «матом разговаривают» больше в периоды социальных потрясений, а нормализуется климат в обществе – и даже надписей на заборах меньше становится.
‑ Видоизменяется ли содержание таких выражений в ходе эволюции языка?
‑ Разумеется. Один известный глагол означал когда-то «стучать, ударять». И, напротив, словарь «русского мата» выпуска девяностых годов прошлого века объёмом своим обязан оказался таким единицам, как «трахать», «кол», «дупло» и так далее. Без смеха читать невозможно. Понятно, что это спекуляция была откровенная, но на ваш вопрос замечательно отвечает. В каждую эпоху перечень табуированных могут пополнить иные единицы, хотя общий этнокультурный принцип неизменен. А так…
Скажем, ребёнок пишет в изложении про лошадей так: «Конь тряхнул гривой, а потом засмеялся». Почему? Потому что кто-то ему, бедняге, объяснил, что «заржать» ‑ неприличное, табуированное слово. Так и выбираем: по чутью, по родительским объяснениям – кому что по душе. Если вспомнить, что в обороте «Бог весть что!» слово «весть» ‑ форма глагола, то понятно, что структурно оборот не изменился, просто зазвучал как «… знает что!». У кого в душе Бог – выберут первый вариант, пусть и архаичный. А у кого в душе другое что…
‑ На ваш взгляд, почему в сравнении с русским в германо-романских языках количество нецензурных выражений ничтожно мало?
‑ А есть ещё языки с такой богатой системой словообразования и словоизменения? Увы. Там, где бедным европейцам приходится обходиться парой суффиксов и несколькими сложениями, мы выбираем из десятков суффиксов, приставок, конфиксов. Прибавьте и то, что любое существительное можем в наречие оборотить или в предлог, особо не напрягаясь. А уж фразеологизировать что – нас и вовсе хлебом не корми! Это, опять же, достоинство не обсценной сферы, а языка в целом. Четырёх-пяти корней вполне достаточно, чтобы быть «впереди планеты всей».
‑ Наблюдается ли взаимовлияние ненормативной лексики и современного молодежного сленга? Если да, то как?
‑ Разумеется! Ругаться детям хочется (юношеский максимализм, отставание социальной функции от половой и так далее), а ругаться нельзя – только «в узком кругу», как говорится. И обсценизмы естественно включаются в сленг. Порой не разберёшь, где проходят границы. Один аббревиатуру произносит как «хэзэ», другой – видимо, в английском искушённый, ‑ как «икс три», и оба понимают, что выругались, но заодно и собственное неведение о предмете речи выразили. Ну, и в этом же духе… Мы масла в огонь подливаем, взрослые, «на нём самом разговаривая». А кто решил, что «взрослым можно»? И когда успели? Это же не законодательная тема, а нравственно-этическая, тут приказами да штрафами ничего не сделаешь.
К стыду своему, не знаю, откуда начинать этот узел рубить или разматывать: отделять сленг от брани. Но что они с середины 1990-х прочно сцепились между собой, это факт. Может, ещё сами расцепятся. Молодёжь-то у нас хорошая растёт.
‑ Спасибо, Даниил Робертович, за безбранную беседу.
P.S Портал СОЦОПРОС.RU на своей странице проводит опрос на тему «Ругаетесь ли вы матом?», на данный момент проголосовало 474 человека. Результаты следующие:
Нет, никогда не ругаюсь 54 (11%)
Скорее нет, вернее, случалось, но уже давно не выражаюсь …………57 (12%)
Скорее да, но редко или только в определённой компании 122 (26%)
Да, случается, но стараюсь сдерживаться, отучаться 151 (32%)
Да, и ничего страшного в этом не вижу 90 (19%)