Обслуживание сервера что входит
Как правильно обслуживать сервер
Обслуживание сервера — это комплекс мер, направленных на обеспечение безотказной работы сервисов, которые работают на данном сервере, а также увеличение срока службы серверного оборудования. Для поддержания бесперебойной работы или минимизации сбоев необходимо выполнить работы, по крайней мере, в двух направлениях — поддержка работоспособности аппаратной части и безошибочной работы программного обеспечения (ПО).
1. Техническое обслуживание оборудования
2. Обслуживание программного обеспечения
Windows и Linux — в чем разница поддержки
Как правило, принципиальных различий в обслуживании серверов на базе Windows и Linux нет. Отличаются только команды, инструменты и их внешний вид. В Windows больше работаем мышкой, в Linux — клавиатурой.
Вот небольшой список различий, на которые стоит обратить внимание:
3. Как принять в обслуживание сервер
В независимости, передал ли сервер другой специалист или Вы его видите впервые, действия должны быть следующие:
4. Мониторинг и резервное копирование
Две неотъемлемые составляющие профессионального подхода к обслуживанию серверов.
Мониторинг
Рекомендуется использовать выделенную систему мониторинга, при использовании 10 серверов и более.
В первую очередь, необходимо мониторить сетевую доступность оборудования. Если мониторинг позволяет, также стоит проверять статусы служб, коды ответов на запросы, наличие свободного дискового пространства.
Резервное копирование
В рамках периодического обслуживания сервера, важно проверять своевременное создание резервных копий, но что важнее — возможность восстановить из них данные.
5. Составление регламента
Для профессионального обслуживания серверного оборудования, необходимо заранее оговорить порядок проведения работ, другими словами — составить регламент. Он должен включать перечень выполняемых операций и частоту их выполнения. Также, в документе можно прописать скорость реагирования на возникающие проблемы.
Пример регламента для обслуживания серверов
Описание работ | Периодичность |
---|---|
Тестирование ИБП | 2 раза в год |
Чистка от пыли | 2 раза в год |
Проверка состояния (индикации) | 1 раз в месяц |
Проверка серверного помещения | 1 раз в месяц |
Проверка обновлений безопасности | 1 раз в неделю |
Проверка обновлений системы и программного обеспечения | 1 раз в месяц |
Чтение журналов системы | 1 раз в месяц |
Чистка диска от временных данных | 2 раза в месяц |
Выполнение дефрагментации накопителей | 4 раза в год |
Проверка целостности дисковой системы | 1 раз в квартал |
6. Удаленное обслуживание
При таком варианте поддержки не получится выполнить задачи 1-о пункта. В таком случае есть три варианта:
Базовый чек-лист обслуживания серверов
Как часто, насколько тщательно и в каком режиме обслуживать сервера на colocation — зависит от количества, возраста и типа оборудования. Здесь как с техникой: регламент техобслуживания трехлетнего Hyundai Solaris один, а у годовалого YAMAHA FJR1300AE совсем другой. Но если усреднить, всю программу обслуживания серверов можно свести к простому списку рутинных операций.
Структура обслуживания
Сервер — это комплекс программного обеспечения, работающего на аппаратной части. Соответственно, в обслуживание сервера включается техническое обслуживание (ТО) «железа» и поддержка программной составляющей. Начнем с «железа»:
Очистка от пыли. У нас в машзалах настелены антистатические полы, на системе приточной вентиляции установлены фильтры, а уборка проводится ежедневно. Но пыль вездесуща и, рано или поздно, она забивается в зазоры и оседает на контактах. Тотальную чистку оборудования от пыли в среднем проводят 2 раза в год. В остальное время можно ограничиться визуальным контролем и ситуативными мерами.
Контроль индикаторов и замена комплектующих, требующих вскрытия корпуса. Чаще всего из строя выходят жесткие диски, но состояние выработавших ресурс RAM и процессора также может потребовать замены.
Проверка портов. Безопасности много не бывает, поэтому неиспользуемые открытые порты нужно время от времени просматривать на предмет посторонних подключений.
Внешний и внутренний осмотр, оценка температурных параметров.
Проверка аппаратной части
В программной части работы не меньше:
Обновление системы. Наша многолетняя практика показывает, что автоматические обновления не всегда устанавливаются чисто. Принудительная установка позволяет сначала проверить их корректность на тестовом сервере.
Плановая перезагрузка. В процессе чистятся логи и завершают работу фоновые задачи, невыполненные из-за сбоя.
Проверка безопасности, включая сканирование системы и выявление скрытых заражений.
Контроль корректности резервного копирования. Сбои происходят везде, даже в системе резервного копирования. Чтобы точно знать, что в запасе есть рабочая копия, регулярно проверяйте, делаются ли копии, правильно ли сохраняются, в нужном ли объеме. В этом же блоке работ имеет смысл проводить тестовое восстановление резервных копий и баз.
Чистка диска от временных файлов. Эта регулярная операция поддерживает системный диск в чистоте и освобождает место под нужные данные.
Отслеживание ошибок по журналу логов. По записям можно узнать о проблемных местах сервера и предотвратить возникновение критических ошибок, вместо того, чтобы впоследствии устранять их.
Контроль систем мониторинга. Мониторинг снимает массу рутинной работы с администратора, но излишнее доверие системе может привести к излишнему потреблению ресурсов сервера. Дело в том, что система не всегда успевает вовремя отреагировать на изменение ситуации и здесь нужен только личный контроль: просмотр отчетов потребляемых ресурсов, поиск критических точек, анализ тенденций.
Большая часть этих работ проводится с периодичностью раз в месяц, но чем больше серверный парк и чем масштабнее проект, тем чаще оборудование требуется контролировать и обслуживать.
Обслуживание сервера по регламенту
В идеале под обслуживание серверов составляется инструкция или регламент. Регламент может быть большим или сжатым, детально прописанным или общим — не важно. Важно, чтобы он стал опорным пунктом для любого, кто столкнется с администрированием вашего оборудования.
Обслуживание серверов
Важный этап поддержки исправного состояния сети – администрирование сервера. Работа компьютерного оборудования невозможна без участия человека. Как минимум потребуется настройка серверов при первичной установке, как максимум серверное оборудование нуждается в периодическом обслуживании. Причем не обязательно этой работой должен заниматься системный администратор. Наверняка многие слышали такой термин как IT-аутсорсинг. Благодаря услуге аутсорсинга можно поручить задачу по обслуживанию и настройке оборудования специализированной IT-компании, которая будет заниматься техподдержкой удаленно, и выезжать к дата-центру в случае возникновения нештатных ситуаций. Но об этом чуть ниже.
Содержание
Важность обслуживания серверов
С целью поддержки бесперебойной работы и сведения количества сбоев до минимума необходимо выполнить, по крайней мере, работу в двух направлениях – создать условия для исправного функционирования аппаратной части и настроить работу программного обеспечения.
Правильное техническое обслуживание сервера состоит из следующего комплекса мероприятий:
Теперь об обслуживании ПО:
Вполне естественно, что всю эту работу реально выполнить при условии наличия в команде опытных специалистов. Раньше компании пользовались услугами системного администратора или целого штаба компьютерщиков с целью поддержки и развития информационных систем. Однако сейчас на рынке набирает обороты новый вид услуги – аутсорсинг. Многие слышали этот термин, но не все понимают его значение и выгоду, которую он несет. IT-аутсорсинг предлагает удаленное администрирование серверов и надежное обеспечение IT-инфраструктуры, позволяя клиенту сэкономить на штабе высокооплачиваемых специалистов.
Преимущества аутсорсинга
Услуги одного квалифицированного системного администратора и надежного аутсорсера стоят примерно одинаково. Но преимущество IT-аутсорсинга заключается в предоставлении навыков целого штаба специалистов с многолетним опытом работы. При этом вам не придется оплачивать обязательные больничные и отпуска. Сотрудник вовсе может внезапно уволиться, оставив сервера без присмотра. Заключая контракт с аутсорсером, клиент избавляет себя и свой бизнес от подобных проблем. За администрирование серверов отвечает целая команда IT-специалистов, поэтому нет никакой привязки к отдельному сотруднику. Все направления деятельности и состав услуг оговаривается и документируется. Любые разногласия и недоразумения в принципе исключены.
Подчеркнем основные преимущества администрирования серверов при помощи аутсорсера:
Несомненный плюс пользования услуг IT-компании состоит и в том, что клиент получит уже готовые IT решения с учетом специфики и особенностей бизнеса. Новые и проверенные на практике решения помогут дополнительно минимизировать затраты и облегчить ведение бизнеса. Настройка серверного оборудования, конфигураций, настройка оборудования Cisco будет проходить в несколько раз быстрее, если поручить эти обязанности опытным специалистам IT-аутсорсинга.
Что в итоге?
Сервер – это компьютер с подверженным к постоянным сбоям железом и специальным программным обеспечением. Без исправно работающих серверов сложно вести прибыльный бизнес в сети. Обслуживание сервера – одна из главных задач, которую руководители компании возлагают на наемных специалистов. Если рассматривать организацию небольших размеров, то может показаться, что одного системного администратора достаточно для поддержки IT-инфраструктуры. Но не всегда объём работы позволяет нанять компьютерщика на целый день.
При выполнении поставленных задач от штатного сотрудника, как правило, не приходится ждать запредельной отдачи, и вряд ли он будет обеспокоен темпами развития бизнеса. Наша компания ITSSupport готова обеспечить многоуровневую поддержку IT-инфраструктуры вашего бизнеса и гарантирует оперативный контроль при выполнении всех видов работ. Команда ITSSupport состоит из опытных специалистов, которые постоянно повышают собственную квалификацию и оттачивают особые навыки, позволяющие решать даже самые сложные задачи в сжатые сроки.
Особенности технического и программного обслуживания серверов
Для небольших компаний самостоятельное обслуживание сервера – лишняя трата. Чтобы поддерживать его работоспособность, нужен один, а иногда и несколько сотрудников, каждому из которых нужно платить зарплату, делать налоговые отчисления, оплачивать больничные и отпуска. Сократить расходы поможет передача сервера на аутсорсинг.
Функции сервера
Сервер может выполнять разные задачи:
Сервер может быть физическим и виртуальным. По сути, физический – это мощный компьютер, который подключён по внешней или локальной сети к остальному оборудованию (клиентам). От стационарного ПК он отличается спектром выполняемых задач, программным обеспечением – имеет большие объемы и пропускную способность памяти, поддерживает больше каналов оперативки, тактовые частоты процессора на порядок ниже, чем у обычного компьютера.
Что включает в себя техническое обслуживание
Техническое обслуживание сервера
Под техническим обслуживанием понимают такие мероприятия:
Кроме того, техническое обслуживание подразумевает замену компонентов сервера (жёстких дисков, блоков питания, материнских плат и др.), устранение неисправностей.
Что такое программное обслуживание сервера
Программная часть сервера также нуждается в обслуживании. Обычно оно включает такие процедуры:
В отличие от технического программное обслуживание сервера подразумевает, в том числе, и удаленный доступ. Поэтому такую процедуру может выполнить не только штатный сотрудник, но и аутсорсер без посещения офиса компании.
Как обеспечить корректную работу сервера
Чтобы обеспечить бесперебойную работу, важен мониторинг. Он позволяет выявить проблемы на начальной стадии:
Мониторинг можно организовать удалённо. Если он ведется в круглосуточном режиме, это обеспечивает максимальную сохранность информации, минимизацию проблем, снижает потенциальные затраты на последующий ремонт или замену компонентов.
Регламент технического обслуживания сервера
Регулярное техническое обслуживание сервера позволит поддерживать его работоспособность и избежать сбоев в ненужный момент. Для Windows-серверов (самых распространенных в бизнесе) существует определённый перечень регламентных операций, которого должна придерживаться компания.
Что входит в регулярное техническое обслуживание
Основные задачи техобслуживания сервера – выявление скрытых проблем и в целом мониторинг его состояния. Например, многократные перезагрузки позволяют выявить, например, проблему с загрузкой служб, которые, случись они в рабочее время, надолго остановят бизнес-процессы. Выявленные в результате регламентных операций проблемы удаётся решить без ущерба бизнесу.
В основном техобслуживание включает такие операции:
Любые бизнес-процессы компании на время проведения регламентных операций по техобслуживанию сервераё приостанавливаются. По этой причине работы чаще всего выполняют вечером в пятницу или в другое нерабочее время сотрудников.
С какой периодичностью проводят техобслуживание
Большинство операций по техобслуживанию серверов лучше проводить с периодичностью один раз в месяц. Некоторые операции, например удаление временных файлов и проверку открытых портов, можно выполнять реже – один раз в два месяца.
Именно эта регулярность чаще всего не соблюдается штатными сотрудниками. Для контроля над процессом можно установить напоминания. Но руководитель компании в любом случае должен контролировать своевременность техобслуживания сервера.
Контролировать качество может как сотрудник компании, так и автоматизированный алгоритм проверки. Такой «робот» не только проверяет факт выполнения регламентных операций, но и их качество.
Результат технического обслуживания сервера
Результаты регламентных проверок:
Техническая поддержка серверов включает полный перечень перечисленных регламентных работ, но компания может выбрать только часть из них.
Эффект от внедрения плановых работ
Что даёт регулярное проведение работ по техобслуживанию сервера компании:
Некоторые проблемы нельзя предупредить даже при регулярном техобслуживании сервера. Например, при появлении новой вредоносной вирусной программы даже такой тщательной профилактики может быть недостаточно.