Обслуживание гпм что это
Техническое обслуживание кранов
Грузоподъемные механизмы (краны) используются во многих сферах: строительная, промышленная, хозяйственная и т. д. Для обеспечения безопасной и продолжительной эксплуатации данного вида техники необходимо проводить техническое обслуживание различных кранов своевременно и под началом квалифицированных организаций и специалистов.
Краны согласно ГОСТу и требованиям ФНП должны проходить частичное и полное техническое обследование по утвержденному графику. Проводить обслуживание и ремонтные работы ГПМ могут только специализированные организации, прошедшие обязательную аттестацию и имеющие разрешение на проведение данного рода мероприятий.
Техническое обслуживание ГПМ: что это такое?
Под техническим обслуживанием кранов понимается комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание полной рабочей исправности всех механизмов и работоспособности агрегата.
Целью технадзора является обеспечение исправности грузоподъемного механизма и его безопасного использования, а также устранение причин, которые привели к преждевременному износу деталей или полной утрате работоспособности. Плановое обслуживание кранов проводится согласно нормативным документам и установленному плану.
Что входит в техническое обслуживание ГПМ
В комплекс мероприятий по полному техническому обслуживанию кранов входит осмотр, статические и динамические испытания.
В ходе статических работ проверяется:
Динамические испытания проводятся для проверки тормозной систему крана.
Любой работающий на производстве грузоподъемный кран должен подвергаться технической проверке, которую проводит инженерно-техническая комиссия, состоящая из аттестованных специалистов, которые имеют удостоверения соответствующего образца.
Периодичность проведения технического обслуживания грузоподъемных механизмов
Главное требование к проведению техобслуживания кранов заключается в строгом соблюдении сроков, а также высокая квалификация специалистов, которые будут проводить работы.
Документами, регламентирующими периодичность проведения ТО, являются:
Техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов проводится с определенной периодичностью в зависимости от состояния и условий эксплуатации агрегата, а также согласно установленному графику.
Ежемесячное ТО проводится быстро и непосредственно перед началом эксплуатации техники.
Периодическое техобслуживание ГПМ делится на 2 подкатегории:
Сезонное обслуживание ГПМ проводится перед началом работу агрегата, который эксплуатируется в определенный сезон, например, после зимнего простоя перед летними работами. Исходя из этого проводится сезонное ТО дважды в год.
Проводить ежемесячное обслуживание кранов могут непосредственно крановщики, работающие на агрегате. Что касается сезонного и периодического ТО, то здесь осуществлять обслуживание могут только профессиональные инженеры, прошедшие аттестацию и имеющие на проведение работ соответствующие допуски.
По факту проведения техобслуживания ГПМ в обязательном порядке составляется перечень документов, куда входят:
Хранятся документы в организации, которая эксплуатирует ГПМ.
Техническое освидетельствование кранов
Все грузоподъемные агрегаты перед началом работ обязательно проходят техническое освидетельствование. Если кран регистрируется в Госкомнадзоре, то его подвергают освидетельствованию перед регистрацией.
Периодичность освидетельствования кранов бывает:
Причин для проведения освидетельствования крана может быть несколько:
Техническое освидетельствование предполагает осмотр и проверку работоспособности механизмов крана, его тормозов, электро- и гидрооборудования, приборов и устрайства безопасности. Также в ходе освидетельствования определяется состояние кабины, площадок с ограждениями, крюка, блоков. Металлические конструкции агрегата и сварные соединения обследуются на предмет наличия трещин и повреждений.
По факту проведенного освидетельствования составляются обязательные документы, куда входит:
Примерный перечень выполняемых работ
В зависимости от типа ТО грузоподъемного механизма перечень работ может отличаться.
Ежемесячное ТО кранов состоит из осмотра агрегата, проверки уровня масла, очищение от грязи. В перечень работ также входит проверка систем сигнализации и управления механизмом, тормозов, работоспособности всего электрооборудования и его исправность.
В периодическое ТО1 входит проверка механического и электрооборудования, конструкции агрегата и места сварки или болтовых соединений, тормоза, система управления и гидравлическая система.
ТО 2 включает более подробное обслуживание ГПМ. В его рамках может проводится разборка узлов, а также обследование подкрановых путей на предмет смещений, отклонений, повреждений и прочих неполадок. Периодические ТО проводятся согласно установленному технической документацией графику.
В комплекс мероприятий сезонного техобслуживания входит полный цикл обследования ТО 2. Также меняется масло, охлаждающая жидкость, смазки и промывка баков для топлива.
Техническое обслуживание кранов
Грузоподъемные механизмы (краны) используются во многих сферах: строительная, промышленная, хозяйственная и т. д. Для обеспечения безопасной и продолжительной эксплуатации данного вида техники необходимо проводить техническое обслуживание различных кранов своевременно и под началом квалифицированных организаций и специалистов.
Краны согласно ГОСТу и требованиям ФНП должны проходить частичное и полное техническое обследование по утвержденному графику. Проводить обслуживание и ремонтные работы ГПМ могут только специализированные организации, прошедшие обязательную аттестацию и имеющие разрешение на проведение данного рода мероприятий.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГПМ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Под техническим обслуживанием кранов понимается комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание полной рабочей исправности всех механизмов и работоспособности агрегата.
Целью технадзора является обеспечение исправности грузоподъемного механизма и его безопасного использования, а также устранение причин, которые привели к преждевременному износу деталей или полной утрате работоспособности. Плановое обслуживание кранов проводится согласно нормативным документам и установленному плану.
ЧТО ВХОДИТ В ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГПМ
В комплекс мероприятий по полному техническому обслуживанию кранов входит осмотр, статические и динамические испытания.
В ходе статических работ проверяется:
Динамические испытания проводятся для проверки тормозной систему крана.
Любой работающий на производстве грузоподъемный кран должен подвергаться технической проверке, которую проводит инженерно-техническая комиссия, состоящая из аттестованных специалистов, которые имеют удостоверения соответствующего образца.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Главное требование к проведению техобслуживания кранов заключается в строгом соблюдении сроков, а также высокая квалификация специалистов, которые будут проводить работы.
Документами, регламентирующими периодичность проведения ТО, являются:
Техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов проводится с определенной периодичностью в зависимости от состояния и условий эксплуатации агрегата, а также согласно установленному графику.
Ежемесячное ТО проводится быстро и непосредственно перед началом эксплуатации техники.
П ериодическое техобслуживание ГПМ делится на 2 подкатегории:
Сезонное обслуживание ГПМ проводится перед началом работу агрегата, который эксплуатируется в определенный сезон, например, после зимнего простоя перед летними работами. Исходя из этого проводится сезонное ТО дважды в год.
Проводить ежемесячное обслуживание кранов могут непосредственно крановщики, работающие на агрегате. Что касается сезонного и периодического ТО, то здесь осуществлять обслуживание могут только профессиональные инженеры, прошедшие аттестацию и имеющие на проведение работ соответствующие допуски.
По факту проведения техобслуживания ГПМ в обязательном порядке составляется перечень документов, куда входят:
Хранятся документы в организации, которая эксплуатирует ГПМ.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КРАНОВ
Все грузоподъемные агрегаты перед началом работ обязательно проходят техническое освидетельствование. Если кран регистрируется в Госкомнадзоре, то его подвергают освидетельствованию перед регистрацией.
Периодичность освидетельствования кранов бывает:
Причин для проведения освидетельствования крана может быть несколько:
Техническое освидетельствование предполагает осмотр и проверку работоспособности механизмов крана, его тормозов, электро- и гидрооборудования, приборов и устрайства безопасности. Также в ходе освидетельствования определяется состояние кабины, площадок с ограждениями, крюка, блоков. Металлические конструкции агрегата и сварные соединения обследуются на предмет наличия трещин и повреждений.
По факту проведенного освидетельствования составляются обязательные документы, куда входит:
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ
В зависимости от типа ТО грузоподъемного механизма перечень работ может отличаться.
Ежемесячное ТО кранов состоит из осмотра агрегата, проверки уровня масла, очищение от грязи. В перечень работ также входит проверка систем сигнализации и управления механизмом, тормозов, работоспособности всего электрооборудования и его исправность.
В периодическое ТО1 входит проверка механического и электрооборудования, конструкции агрегата и места сварки или болтовых соединений, тормоза, система управления и гидравлическая система.
ТО 2 включает более подробное обслуживание ГПМ. В его рамках может проводится разборка узлов, а также обследование подкрановых путей на предмет смещений, отклонений, повреждений и прочих неполадок. Периодические ТО проводятся согласно установленному технической документацией графику.
В комплекс мероприятий сезонного техобслуживания входит полный цикл обследования ТО 2. Также меняется масло, охлаждающая жидкость, смазки и промывка баков для топлива.
Техническое обслуживание грузоподъемных механизмов: цели, виды и особенности проведения
Нередко при выполнении погрузочно-разгрузочных, строительных, складских и монтажных работ возникают ситуации, в которых для успешного выполнения поставленной задачи без использования грузоподъемных механизмов (ГПМ) просто не обойтись. Различаются они не только по предназначению, но и по типу привода, принципу действия, специфике выполняемых работ, подвижности и т. д.
Условно все грузоподъемные механизмы делятся на простые и сложные. Первые, к которым относятся блоки, тали, полиспасты, лебедки и домкраты состоят из небольшого количества деталей и, как правило, имеют ручной привод. Что же касается сложных ГПМ, то к ним можно отнести подъемные краны, которые в свою очередь подразделяются на консольные, мостовые, козловые, башенные и т. д., а также манипуляторы, подъемники, тельферы и лифты.
Цели технического обслуживания грузоподъемных механизмов
Как и все другие механизмы, грузоподъемные нуждаются в своевременном техническом обслуживании. Под данным термином подразумевается комплекс мероприятий, направленный на поддержание работоспособности и исправности как в процессе непосредственного использования по назначению, так и во время транспортировки, хранения и подготовке к эксплуатации.
Обслуживание грузоподъемных механизмов направлено на достижение сразу нескольких целей:
Виды планового технического обслуживания ГПМ
Техническое обслуживание каждого отдельно взятого ГПМ осуществляется в соответствии с инструкцией и планом-графиком, которые разрабатываются на основании нормативной документации по эксплуатации. Крайне важно, чтобы обслуживание проводилось регулярно, в независимости от времени года и условий эксплуатации.
Принято выделять 3 основных вида технического обслуживания ГПМ.
Если ежесменное техническое обслуживание проводит непосредственно машинист грузоподъемного механизма, то периодическое и сезонное – нередко поручается бригаде высококвалифицированных электриков и слесарей, возглавляемой опытным инженерно-техническим работником.
Детализированный перечень работ по техническому обслуживанию разрабатывается для каждого типа грузоподъемных механизмов отдельно. При этом важно понимать, что их эффективность и надежная работа зависит не только от своевременного проведения таких профилактических мероприятий, но и от конструктивных и эксплуатационных качеств того или иного механизма.
Обслуживание грузоподъемных механизмов (ГПМ)
В процессе эксплуатации грузоподъемных механизмов, таких как электрические тельферы, тали, краны, кран-балки и т.п. необходимым этапом является техническое обслуживание ГПМ.
Работы по техническому обслуживанию, выполненные своевременно, обеспечивают без аварийную эксплуатацию оборудования, увеличивают срок службы и сокращают затраты на содержание ГПМ.
Особенности технического обслуживания ГПМ заключаются в разработке индивидуального перечня работ для каждого вида оборудования с учетом типа, состояния, условий его эксплуатации и загрузке производства.
Какие работы мы проводим при обслуживании ГПМ:
Перечень работ по техническому обслуживанию мостового крана (кран-балки):
Приборы и устройства безопасности крана
После проведения ТО крана и устройств безопасности производиться опробование крана в работе с необходимыми регулировками в соответствии с правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533.
Техническое обслуживание электрического тельфера включает в себя:
Проверка состояния крепления осей и пальцев.
В случае, если техническое обслуживание своевременно не проводилось, то увеличивается количество текущих и капитальных ремонтов кранов, талей, тельферов и др. грузоподъемного оборудования, а так же повышается риск аварийного ремонта.
Наша задача предотвратить аварийный ремонт ГПМ и увеличить временной интервал между текущими и капитальными ремонтами грузоподъемного оборудования.
Обслуживание гпм что это
Что такое система технического обслуживания и ремонта?
Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативной документации.
Что такое плановое техническое обслуживание?
Плановое техническое обслуживание — это техническое обслуживание, предусмотренное в нормативной документации и осуществляемое в плановом порядке.
Что такое продолжительность технического обслуживания?
Продолжительность технического обслуживания — это время проведения одного технического обслуживания изделия.
Что такое цикл технического обслуживания?
Цикл технического обслуживания — это наименьший повторяющийся период эксплуатации изделия, в течение которого выполняются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания, предусмотренные нормативной документацией.
Что такое периодичность технического обслуживания?
Наработка, или время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями одного вида, есть периодичность технического обслуживания.
Как подразделяется техническое обслуживание грузоподъемных кранов в зависимости от периодичности и объема работ?
В зависимости от периодичности и объема работ различают ежесменное техническое обслуживание (ЕО), периодическое техническое обслуживание (ТО) и сезонное техническое обслуживание (СО). Какие работы следует включать в ежесменное техническое обслуживание грузоподъемных кранов?
В ежесменное техническое обслуживание (ЕО) грузоподъемных кранов включаются следующие работы: очистка механизмов, узлов и сборочных единиц крана от пыли, грязи и снега, проверка уровня масла в картерах и в баке масляной системы; смазка деталей и узлов крана; проверка креплений всех узлов, механизмов и сборочных единиц; проверка состояния канатов и их крепления к канатному барабану; проверка состояния крюка и его крепления к крюковой подвеске. Кроме того, необходимо проверить: действие всех педалей и рукояток управления, работу двигателей, действие всех приборов управления и электрооборудования, работу тормозов исполнительных механизмов крана; исправность приборов и устройств безопасности, руководствуясь техническим описанием и инструкцией по эксплуатации крана.
Какие работы следует включать в первичное периодическое техническое обслуживание крана (ТО-1)?
В первичное периодическое техническое обслуживание грузоподъемного крана (ТО-1) включаются следующие работы: очистка крана от пыли и грязи, проверка состояния сварных швов на основной металлоконструкции, поворотной и неповоротной рамах, проверка ходовых тележек крана, крепления кольца катания к поворотной и неповоротной рамам и смазки на поверхностях зубьев; проверка соединения тележек к неповоротной раме; проверка состояния поворотной платформы, стрелы, стойки поддержки стрелы и башни у башенных кранов; проверка состояния грузовой и стреловой лебедок и механизма поворота крана; проверка состояния грузовых и стреловых канатов и их крепления; проверка состояния крюка и его крепления к подвеске; проверка состояния портала (убедиться в отсутствии трещин в сварке и в основном металле); проверка состояния подвижных и неподвижных блоков грузового и стрелового полиспастов; проверка состояния тормозных колодок, накладок, ленты и регулировки тормозов; проверка состояния приборов безопасности (особое внимание обратить на состояние крепления ограничителя грузоподъемности); проверка уровня смазки в механизмах (при необходимости долить или заменить смазку согласно карте смазки крана и инструкциям заводов-изготовителей); проверка состояния электрооборудования, надежности крепления пускорегулирующей аппаратуры, крепления проводов и кабелей; удаление пыли, влаги и нагара с рабочих контактов; проверка четкости срабатывания выключателей, работоспособности приборов контроля, сигнальных ламп и подсвета; проверка исправности пневмосистемы и гидросистемы крана; проверка состояния крановых путей и их заземления; проверка заземления крана, заправка его топливом.
Какие работы включаются во второе периодическое техническое обслуживание крана (ТО-2)?
Во второе периодическое техническое обслуживание крана (ТО-2) включаются следующие работы: очистка крана от пыли и грязи; тщательная проверка состояния металлоконструкций неповоротной и поворотной рам, портала, башни (башенных кранов) и стрелы (убедиться в отсутствии трещин в сварке, в основном металле, а также в отсутствии погнутости вг металлоконструкции); проверка крепления кольца катания к неповоротной и поворотной рамам; проверка состояния зубьев зубчатого венца и бегунковой шестерни; проверка состояния деталей и крепления их к грузовой и стреловой лебедкам, механизма поворота и передвижения (обратить внимание на соосность зубчатых соединений); проверка крепления стрелы к проушинам поворотной рамы (башни); проверка полиспастов и блоков портала; тщательная проверка состояния грузовых, стреловых и вантовых канатов и их соединения в барабанах и других местах; проверка состояния подвижных и неподвижных блоков грузового и стрелового полиспастов; проверка состояния и крепления деталей крюковой подвески (особое внимание обратить на состояние крюка и его крепление к траверсе крюковой подвески); проверка состояния всех тормозных систем крана (обратить внимание на состояние тормозных шкивов, колодок, накладок, лент, пружин и рычагов, при необходимости отремонтировать их); проверка установки рабочей длины пружины тормоза всех лебедок, механизма поворота и передвижения (при необходимости отрегулировать); проверка состояния стабилизаторов; проверка износа пальцев и отверстий; проверка состояния и крепления узлов дополнительных опор и их гидравлических приводов; очистка от пыли и грязи двигателя внутреннего сгорания (самоходные краны); проверка уровня смазки в механизмах (при необходимости долить или заменить смазку согласно карте смазки крана и инструкции заводов-изготовителей); очистка от пыли и грязи внешней поверхности электродвигателей (открыть смотровые люки и очистить камеры контактных колец от металлической и угольной пыли, протереть кольца сухой и чистой тряпкой).
При обнаружении масла или грязи тряпку смочить бензином. Если кольца подгорели, допускается зачистка их мелкой стеклянной шкуркой.
При осмотре щеткодержателей необходимо проверить давление щеток на кольца в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя, а также проверить эластичность хода рычагов щеткодержателей; проверить плотность прилегания крышек смотровых люков и коробок выводов; проверить надежность крепления электродвигателей; осмотреть пульт управления крана; проверить надежность крепления проводов, кабелей, удалить пыль, влагу и нагар с рабочих контактов; убедиться в четкости срабатывания выключателей и надежности их крепления к пульту; проверить состояние комплектного устройства (башенных кранов); удалить пыль и влагу, проверить надежность подсоединения проводов и креплений электроаппаратов; очистить от пыли и грязи магнитные пускатели и контакторы, проверить плотность прилегания подвижных и неподвижных частей магнитной системы, при механическом повреждении рабочих поверхностей магнитной системы подшлифовать их, удалить нагар с контактов, в случае их сильного износа — заменить; проверить надежность работы блокировочного механизма, загрязненные места камеры главных контактов протереть чистой сухой тряпкой; проверить срабатывание контактов и точность фиксации механизмов силовых контроллеров и командоконтроллеров в каждом положении, проверить крепление кабеля и проводов к клеммам силовых контроллеров и командоконтроллеров; удалить нагар с контактов, а также пыль и влагу; проверить состояние и крепление приборов безопасности, а концевые выключатели, кроме того, на четкость срабатывания контактов, отсутствие пыли, грязи и нагара на контактах; проверить герметичность крышек; проверить пускорегулирующие сопротивления, убедиться в чистоте их, надежности крепления к раме и подключения к проводам.
Сухой тряпкой очистить от пыли и грязи изоляторы сопротивления; проверить надежность подключения кабелей к контактам щеткодержателей и выводам ста- торных обмоток; проверить сопротивление изоляции электродвигателей. При сопротивлении изоляции ниже 0,5 МОм электродвигатель просушить; осмотреть все кабели и провода. Участки с нарушенной изоляцией заменить; удалить пыль и грязь с поверхностей кабеля и проводов, проверить электрооборудование крана. При сопротивлении изоляции ниже 0,5 МОм просушить. Если при повторной проверке сопротивление изоляции будет тоже ниже 0,5 МОм, поврежденные участки необходимо заменить.
Очистить от пыли и масла токоприемник тряпкой, смоченной в бензине; проверить состояние стоек, колец, щеток и соединения кабелей с токоведущими частями, а также наличие контактов между токоведущими частями; проверить заземление крана и крановых путей; проверить состояние крановых путей и при необходимости отремонтировать их; проверить состояние гидравлической системы крана, фильтрующие элементы, отрегулировать предохранительные клапаны и, если необходимо, заменить рабочую жидкость; проверить состояние пневмосистемы крана; заправить кран топливом; опробовать действие отдельных узлов, механизмов, рабочего оборудования и крана в целом.
В каких случаях проводится сезонное техническое обслуживание грузоподъемных кранов?
Сезонное техническое обслуживание грузоподъемных кранов проводится при переводе крана с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот. При этом кроме замены масел и смазок следует промыть топливные и масляные баки и фильтры, систему охлаждения и картеры всех узлов крана. Кроме того, провести техническое обслуживание № 2 (ТО-2) в полном объеме.
Примечание. Приведенный перечень работ по техническим обслуживаниям кранов не является обязательным, а только ознакомительным. Обязателен перечень работ, рекомендованный в техническом описании и инструкции по эксплуатации крана, составленных заводом — изготовителем крана.
Кто должен производить техническое обслуживание крана?
Ежесменное техническое обслуживание должен производить крановщик. Периодические технические обслуживания лучше всего поручить квалифицированной бригаде слесарей и электриков с участием крановщика и под руководством опытного инженерно-технического работника.
Что представляет собой ремонт грузоподъемных кранов?
Ремонт грузоподъемных кранов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе работы, и восстановление работоспособности крана.
Какие работы входят в состав работ по ремонту грузоподъемных кранов?
В состав работ по ремонту грузоподъемных кранов входят: очистка крана от пыли и грязи, мойка, разборка крана, составление ведомости дефектов, замена изношенных деталей, узлов и агрегатов новыми или отремонтированными, сборка узлов и агрегатов крана и восстановление посадок в сопряжениях; стендовые или ходовые испытания отремонтированных узлов, агрегатов и крана в целом; окраска крана. Ремонтные работы включают в себя также различные виды обработки деталей для их восстановления — сварку, слесарные и станочные работы, нанесение металла на изношенные детали и т. д.
Как подразделяются ремонты грузоподъемных кранов?
Ремонты грузоподъемных кранов подразделяются на текущий (Т) и капитальный (К).
Какой ремонт называется текущим (Т)?
Ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке, называется текущим.
Какие работы выполняются при текущем ремонте грузоподъемного крана?
При текущем ремонте грузоподъемного крана выполняются следующие работы: частичная разборка крана, устранение неисправностей в агрегатах, узлах и в сборочных единицах, возникающих в процессе эксплуатации крана и препятствующих их нормальной работе; замена отдельных агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых) новыми или заранее отремонтированными.
Какой ремонт называется капитальным?
Ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировки, называется капитальным ремонтом.
Какие работы выполняются при капитальном ремонте грузоподъемного крана?
Сроки периодических технических обслуживаний и текущего ремонта, а также продолжительность одного технического обслуживания и ремонта указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации крана.
Возможные неисправности электрооборудования грузоподъемных кранов и способы их устранения.
Почему генератор переменного тока может не возбуждаться?
Генератор переменного тока может не возбуждаться, если: ослабли пружины щеткодержателей; оборваны соединения между роторными катушками; загрязнены кольца; недостаточен контакт между щетками и кольцами; недостаточна частота вращения; произошел обрыв в обмотке статора; полностью размагничен генератор возбуждения.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если ослабли пружины щеткодержателей, нужно подтянуть их; если оборваны соединения между роторными катушками, сначала следует обнаружить обрыв, а затем устранить его; если загрязнены кольца, необходимо очистить их; если недостаточен контакт между кольцами и щетками, нужно подтянуть пружины; если произошел обрыв в обмотке статора, сначала нужно с помощью мегометра обнаружить обрыв, а затем устранить его; если полностью размагничен генератор возбуждения, следует намагнитить его с помощью собственного аккумулятора или постороннего источника тока.
По каким причинам могут перегреваться и дымить обмотки генератора?
Перегреваться и дымить обмотки генератора могут, если: произошло замыкание в обмотке; нестандартные щетки; генератор перегружен.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошло замыкание в обмотке, следует найти место нагрева и устранить замыкание; если перегружен генератор, надо уменьшить нагрузку, а при нестандартных щетках заменить их стандартными.
По каким причинам может быть недостаточное напряжение на клеммах генератора, а при нагрузке напряжение падает?
Недостаточное напряжение на клеммах генератора может быть, если: недостаточен контакт между щетками и кольцами; вышел из строя вентиль в цеди возбуждения; недостаточна частота вращения; трансформатор тока неправильно подключен к генератору; произошел обрыв или имеется недостаточный контакт в цепи генератора и трансформатора.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если недостаточен контакт между щетками и кольцами, надо улучшить его; если вышел из строя вентиль в цепи возбуждения — установить новый; если недостаточна частота вращения — увеличить ее; если трансформатор тока неправильно подключен к генератору — подключить согласно схеме; если произошел обрыв или имеется недостаточный контакт в цепи генератора и трансформатора, необходимо обнаружить место неисправности и устранить ее.
По каким причинам может происходить искрение под щетками генератора или электродвигателя с фазовым ротором?
Искрение под щетками генератора или электродвигателя с фазовым ротором может происходить, если: загрязнены контактные кольца; происходит заедание щеток или их давление недостаточно; поставлены щетки другой марки; произошла неравномерная выработка контактных колец; происходит вибрация.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если загрязнены контактные кольца, следует очистить их; если происходит заедание щеток или давление их недостаточно — отрегулировать давление щеток, заедание устранить; если поставлены щетки другой марки — заменить их; если произошла неравномерная выработка контактных колец—кольца обточить; если сильная вибрация — проверить крепление генератора и подшипники.
По каким причинам может происходить перегрев щеток и контактных колец генератора или электродвигателя с фазовым ротором?
Перегрев щеток и контактных колец может происходить, если велико давление на щетки или поставлены слишком твердые щетки.
Если велико давление на щетки — отрегулировать его; если слишком твердые щетки — заменить их на более мягкие.
По каким причинам электродвигатель может разгоняться с толчками при переводе рукоятки командо- контроллера из нулевого в крайнее положение?
Электродвигатель может разгоняться с толчками при переводе рукоятки командоконтроллера из нулевого в крайнее положение, если изменились выдержки времени реле ускорения или неправильно присоединены ступени пускорегулирующего сопротивления.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если изменились выдержки времени реле ускорения, следует отрегулировать соответствующее реле; если неправильно присоединены ступени пускорегулирующего сопротивления — нужно проверить порядок соединения ступеней пускорегулирующего сопротивления согласно принципиальной схеме. По каким причинам может быть повышенный шум при работе электродвигателя?
Повышенный шум при работе электродвигателя может быть, если: произошло короткое замыкание в обмотке статора или фазного ротора; неправильно соединены обмотки статора при включении в сеть; произошел обрыв фазы в сети.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошло короткое замыкание — нужно найти это место и устранить неисправность; если обмотки статора соединены неправильно — соединить выводы обмоток согласно схеме соединения; если произошел обрыв фазы в сети — устранить его.
По каким причинам под нагрузкой электродвигатель не развивает нужной частоты вращения?
Под нагрузкой электродвигатель может не развивать нужной частоты вращения, если неправильно соединены обмотки, щетки или питающие провода. В этих случаях следует проверить соединение и устранить неисправность.
По каким причинам может происходить перегрев электродвигателя во время работы?
Перегрев электродвигателя во время работы может происходить, если: двигатель сильно перегружен; произошло изменение напряжения по отношению к номинальной величине сверх допустимого; произошло короткое замыкание в обмотке ротора. Какие меры следует принять в этих случаях?
Если двигатель сильно перегружен следует устранить перегрузку; если произошло изменение напряжения, нужно проверить напряжение, подводимое к обмотке статора, и схему включения в соответствии с указаниями на щитке; если произошло короткое замыкание — устранить его.
По каким причинам электродвигатель может вращаться в обратную сторону?
Электродвигатель может вращаться в обратную сторону, если неправильно соединены фазы. Чтобы исправить эту ошибку, нужно изменить подключение любых двух фаз на клеммах электродвигателя или на автомате, если он трехполюсный. По каким причинам при пуске под нагрузкой электродвигатель не вращается, гудит и быстро неравномерно нагревается (местный нагрев)?
Электродвигатель при пуске под нагрузкой не вращается, гудит и быстро неравномерно нагревается, если: произошел обрыв одной из фаз питающей сети; произошел обрыв фазы или короткое замыкание в обмотке статора электродвигателя; произошел обрыв в пусковых сопротивлениях.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошел обрыв одной из фаз питающей сети, нужно проверить исправность пусковой аппаратуры и проводки; если произошел обрыв фазы или короткое замыкание в обмотке статора, следует устранить неисправность или заменить обмотку; если произошел обрыв в пусковых сопротивлениях, необходимо отремонтировать или заменить сопротивление.
По каким причинам при включении электродвигателя могут гореть плавкие вставки?
Плавкие вставки при включении электродвигателя могут гореть, если произошло межвитковое или короткое замыкание в статорной обмотке или если сильно зажат тормоз.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если произошло межвитковое или короткое замыкание в статорной обмотке, электродвигатель надо перемотать; если сильно зажат тормоз — отрегулировать его.
По каким причинам могут нагреваться подшипники генератора или электродвигателя или в них возникает повышенный шум?
Подшипники генераторов и электродвигателей нагреваются выше нормы или в них возникает повышенный шум, если: подшипники сильно изношены; имеется перекос из-за неправильной сборки; грязь попала в подшипники; недостаточна смазка.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если подшипники сильно изношены — нужно заменить их новыми; если имеется перекос из-за неправильной сборки — устранить перекос; если попала грязь в подшипники — промыть их и набить или налить свежее масло; если недостаточна смазка — добавить смазку.
По каким причинам может произойти перегрев контактов, клеммных зажимов и перекос контактных ножей рубильника вводного устройства?
Перегрев контактов, клеммных зажимов и перекос контактных ножей рубильника вводного устройства могут произойти, если: уменьшилось давление контактов; ослабли затяжки гаек клеммных зажимов; ослабли затяжки болтов крепления изолированного валика; атмосферные осадки попали на вводное устройство.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если уменьшилось давление контактов, нужно проверить степень соприкосновения контактных пластин с ножами рубильника, а затем подтянуть гайки в шарнирах стойки. При необходимости заменить стойку новой из комплекта запасных частей; если ослабли затяжки гаек клеммных зажимов — подтянуть до отказа (без рывков) гайки; если ослабли затяжки болтов крепления изолированного валика — подтянуть болты крепления; если атмосферные осадки попали на вводное устройство — уплотнить сальники и места между крышкой и корпусом.
По каким причинам может нарушаться нормальная работа контакторов (повышенный шум, плохое включение и отключение контакторов)?
Нормальная работа контакторов может нарушаться, если: подгорели или износились контакты; если недостаточно или увеличено начальное давление контактов; если недостаточно конечное давление; якорь неплотно прилегает к сердечнику; повреждена катушка.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если подгорели или износились контакты, нужно зачистить их, отрегулировать зазор вращением регулировочного винта, при необходимости заменить контакты; если недостаточно или увеличено начальное давление контактов — отрегулировать давление контактов регулировочным винтом; если недостаточно конечное давление, заменить контактную пружину; если якорь неплотно прилегает к сердечнику — протереть соприкасающиеся поверхности, при необходимости подшлифовать; если повреждена катушка — заменить ее.
По каким причинам магнитные пускатели могут плохо включаться и отключаться и повышенно шуметь?
Магнитные пускатели могут плохо включаться и отключаться и повышенно шум*еть, если: подгорели контакты; ослабли возвратные пружины; произошел перекос подвижной системы; неплотно прилегают полюсы магнитной системы; повреждена катушка магнитной системы.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если подгорели контакты, нужно зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли возвратные пружины — заменить их; если произошел перекос подвижной системы — устранить его; если неплотно прилегают полюсы магнитной системы — протереть соприкасающиеся поверхности, а при необходимости подшлифовать; если повреждена катушка —заменить ее.
По каким причинам реле может плохо включаться или отключаться, а при работе производить повышенный шум?
Реле может плохо включаться и отключаться, а при работе производить повышенный шум, если: повреждена катушка; подгорели или износились контакты; ослабли возвратные пружины; якорь неплотно прилегает к сердечнику.
Какие меры следует принять в этих случаях?
Если повреждена катушка, нужно заменить ее; если подгорели или износились контакты — зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли возвратные пружины — заменить их; если якорь неплотно прилегает к сердечнику — протереть соприкасающиеся поверхности, а при необходимости подшлифо- вать их.
По каким причинам может происходить нагрев контактов в командоконтроллере?
Нагрев контактов в командоконтроллере может происходить при ослаблении или подгорании контактов. В первом случае нужно отрегулировать давление контактов или сменить пружину, а во втором случае — зачистить контакты или заменить, если они сильно подгорели.
По каким причинам может отсутствовать электрический контакт в командоконтроллере?
Электрический контакт в командоконтроллере может отсутствовать при смещении контактов. В этом случае нужно смещение контактов устранить, а износившиеся контакты заменить.
По каким причинам нарушается нормальная работа концевых выключателей?
Нормальная работа концевых выключателей нарушается, если: подгорели или износились контакты; ослабли пружины кулачкового элемента; ослабла пружина; износился ролик рычага. Какие меры следует принять в этом случае?
Если подгорели или износились контакты — нужно зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли пружины кулачкового элемента — заменить их; если ослабла пружина — заменить ее; если износился ролик рычага — заменить рычаг с роликом.
По каким причинам нарушается нормальная работа ограничителя грузоподъемности?
Нормальная работа ограничителя грузоподъемности нарушается, если: отсутствует электрический контакт в разъемах и в приборе Д-ЗМ; произошел обрыв в цепях датчиков; нарушена регулировка релейного блока.
Какие меры следует принять в этом случае?
Если обнаружено отсутствие электрического контакта в разъемах и в приборе Д-ЗМ, нужно устранить неисправность, проверить контакты реле прибора Д-ЗМ; если произошел обрыв в цепях датчиков, следует проверить кабели, потенциометрические датчики, а при необходимости заменить их; если нарушена регулировка релейного блока, необходимо отрегулировать подстроечные сопротивления.
По каким причинам могут не отключаться механизмы крана при срабатывании ограничителя грузоподъемности?
Механизмы крана при срабатывании ограничителя грузоподъемности могут не отключаться при неисправности выходного реле релейного блока ограничителя грузоподъемности.
По каким причинам может не срабатывать система контроля анемометра?
Система контроля анемометра может не срабатывать при неисправности тумблера или обмотки трансформатора.
По каким причинам может часто срабатывать максимальное реле?
Максимальное реле может часто срабатывать, если: перегружен электродвигатель; произошло короткое замыкание в статорной цепи; перекошен сердечник реле; установка реле не соответствует режиму работы, произошло заземление фазы на корпус.
По каким причинам может происходить самопроизвольное отключение контактора?
Самопроизвольное отключение контактора может происходить при недостаточном контакте в блоке контакта.
По каким причинам поворот рукоятки контроллера требует больших усилий?
Поворот рукоятки контроллера требует больших усилий при чрезмерном напряжении пружины храпового механизма.
По каким причинам при включении тормозной электромагнит не притягивает якорь?
Тормозной электромагнит при включении не притягивает якорь, если повреждена механическая часть тормоза или произошел обрыв или витковое замыкание в катушке. В первом случае нужно устранить неисправность, а во втором — заменить катушку или в крайнем случае перемотать ее.
Смазка трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов
Для чего смазывают трущиеся поверхности подвижных деталей грузоподъемных кранов?
Трущиеся поверхности подвижных деталей грузоподъемных кранов смазывают для того, чтобы уменьшить трение между ними. Смазочный материал предотвращает быстрый износ деталей и их разрушение.
Каким образом смазочные материалы уменьшают трение между трущимися поверхностями подвижных деталей грузоподъемных кранов?
Все смазочные материалы обладают свойством прочно покрывать поверхности трущихся деталей тонким слоем, благодаря чему устраняется сухое трение между трущимися поверхностями и создается трение между масляными слоями, которое намного меньше, чем трение между сухими поверхностями.
Чтобы масло, введенное между трущимися поверхностями, полностью разделяло эти поверхности, давление, приходящееся на масляный слой, не должно превосходить определенной величины, в противном случае масло будет частично выдавливаться и незначительные выступы, имеющиеся на поверхности трения, вновь придут в соприкосновение друг с другом. Силы трения между этими деталями вновь увеличатся, а следовательно, увеличатся и усилия, необходимые для преодоления сил трения, что вновь приведет к ускорению износа деталей. Поэтому на трущиеся поверхности подвижных деталей надо постоянно подавать, масло в необходимом количестве и достаточной вязкости, тогда оно не будет выдавливаться из зазора, имеющегося между поверхностями трения.
Смазочные материалы каких марок применяются для смазки трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов?
Для смазки трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов применяются смазочные материалы следующих марок: солидол синтетический марки С (смазка универсальная), солидол жировой марок УС-1 и УС-2, пластичная антифрикционная смазка марки ЦИАТИМ-203, смазка жировая тугоплавкая 1-13, моторное масло МТ-14п и МТ-16п.
Как нужно хранить смазочные материалы?
Смазочные материалы нужно хранить в закрытом сухом помещении, причем вся посуда должна быть замаркирована по сортам масла. Отработанное масло надо собирать, отстаивать и фильтровать. После отстоя и фильтрации отработанное масло следует расходовать для смазки неответственных узлов. Хранить и переносить смазочные материалы в открытой посуде запрещается.
В какие сроки следует смазывать детали, узлы и механизмы крана?
Детали, узлы и механизмы крана следует смазывать в сроки, указанные в карте смазки крана, составленной заводом-изготовителем. Карта смазки является основным документом, определяющим правила смазки и марки смазочных материалов для данного крана. Крановщик должен помнить, что при эксплуатации крана следует строго придерживаться указаний, содержащихся в карте смазки, так как нарушение режима смазки, пропуск отдельных смазочных точек, применение несоответствующего ассортимента масел обязательно приведут к быстрому износу отдельных деталей и узлов крана, в результате чего кран может выйти из строя. Поэтому крановщик обязан регулярно очищать и смазывать механизмы крана, своевременно промывать масленки и подшипники и наполнять их свежим смазочным материалом, прочищать и промывать картеры редукторов и заливать их чистым маслом до указанного уровня.
Расскажите о порядке замены масла в картере редуктора.
Прежде чем заменить масло в редукторе, нужно тщательно протереть крышку люка картера и сливную пробку, чтобы пыль и грязь не попали вместе со свежим маслом в картер. Затем нужно отвернуть спускную пробку и слить отработанное масло в посуду.
Сняв крышку смотрового люка, очистить картер от остатков масла и грязи обтирочным материалом, смоченным в керосине, промыть ванну свежим автолом. После этого поставить крышку люка редуктора на место, завернуть спускную пробку и наполнить картер редуктора автолом или другим маслом до контрольной черты маслоуказателя. Крановщик должен помнить, что во время промывки картеров и очистки зубьев шестерен редуктора нужно пользоваться прутком с обтирочным материалом и ни в коем случае не выполнять эту работу кистью руки и пальцами. Расскажите о порядке набивки консистентной смазки в подшипники шприцем.