Общий отдел в налоговой чем занимается
Как устроена и как работает обычная городская налоговая инспекция. Полномочия инспекторов
Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.
🏛 Структура налоговой инспекции
На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.
В структуру ФНС входят:
На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.
Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).
✅ Функции и задачи
Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.
Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.
Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).
К целям работы налоговой инспекции относят:
Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.
Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:
Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:
В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.
Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.
Положение об отделе общего обеспечения Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделе общего обеспечения
Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю
1.2. Цель создания и функционирования Отдела состоит в организации документационного обеспечения Управления и территориальных налоговых органов Ставропольского края.
1.3. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) и Управления, иными нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.
В ходе осуществления функций, возложенных на Отдел, работники Отдела руководствуются обязательными для исполнения положениями, инструкциями, стандартами документоведения, делопроизводства и правилами по вопросам архивного дела.
1.4. Положение, структура и штат Отдела утверждаются руководителем Управления.
1.5. Сотрудники Отдела выполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей согласно должностным регламентам.
II. Основные задачи
2. Отдел в пределах своей компетенции решает следующие основные задачи:
2.1. Организация и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в Управлении и территориальных налоговых органов Ставропольского края, включая единый порядок учета и регистрации входящих и исходящих документов, с использованием системы электронного документооборота;
2.2. Обеспечение автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки в соответствии с требованиями делопроизводства; систематический анализ исполнительской дисциплины и состояния делопроизводства в структурных подразделениях Управления и подготовка предложений по их улучшению;
2.3. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обслуживание деятельности руководителя Управления и его заместителей, координация и оперативное взаимодействие структурных подразделений по обеспечению деятельности руководства Управления;
2.4. Организация работы архива Управления, включая подготовку номенклатуры дел; контроль за правильностью оформления дел, подлежащих передаче в архив; их хранение и оперативное использование служебной информации;
2.5. Участие в проведении проверок деятельности подведомственных налоговых инспекций в части организации документационного обеспечения управления;
2.6. Методическая помощь подведомственным налоговым инспекциям по вопросам документационного обеспечения управления.
III. Основные функции
3. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
3.1. Обеспечение приема, учета и единой регистрации входящей корреспонденции, в том числе телефонограмм, факсограмм, систематизация входящей корреспонденции в разрезе самостоятельных структурных подразделений Управления и их своевременная передача исполнителям;
3.2. Учет, единая регистрация и отправка исходящей корреспонденции, включая проверку правильности оформления необходимых реквизитов исходящих документов;
3.3. Обработка и распределение поступающих документов, предназначенных для рассмотрения руководителем Управления и его заместителями, подготовка проектов резолюций в соответствии с установленным распределением обязанностей, учет данных поручений и направление их исполнителям;
3.4. Обеспечение регистрации приказов, распоряжений Управления по основной деятельности;
3.5. Автоматизированный учет и контроль за выполнением в установленные сроки поручений руководителя ФНС России и его заместителей, руководства Управления, выполнением приказов, распоряжений, и других нормативных актов ФНС России и Управления; своевременным исполнением документов, поставленных на контроль руководством ФНС России и Управления;
3.6. Систематический анализ исполнения документов и поручений в Управлении;
3.7. Подготовка информационно-аналитических и статистических материалов по заданию руководства Управления в части делопроизводства, разработка предложений по улучшению исполнительской дисциплины и совершенствованию организации внутриведомственного контроля;
3.8. Организация истребования, сбора и подготовки материалов, а также обеспечение проведения Коллегии и совещаний;
3.9. Учет и регистрация поступающих в Управление обращений, жалоб и заявлений граждан, подготовка проектов резолюций руководителя Управления по их рассмотрению соответствующими структурными подразделениями и направление их исполнителям;
3.10. Обеспечение работы приемной Управления и организация личного приема граждан руководителем Управления и его заместителями.
3.11. Участие в разработке и внедрении прогрессивных технологий документационного обеспечения, в том числе системы электронного документооборота;
3.12. Обеспечение приема, единой регистрации и отправки корреспонденции по электронной почте, включая рассылку территориальным налоговым органам Ставропольского края с применением средств криптографической защиты документов с пометкой «Для служебного пользования»;
3.13. Ведение и систематическая корректировка телефонного справочника Управления и территориальных налоговых органов Ставропольского края;
3.14. Организация работы архива Управления в соответствии с законодательством, правилами, инструкциями и методическими рекомендациями учреждений Федеральной архивной службы России;
3.15. Разработка номенклатуры дел Управления, обеспечение хранения дел и оперативного использования служебной информации;
3.16. Обеспечение контроля за правильностью оформления и формирования структурными подразделениями Управления дел, подлежащих сдаче в архив, проведение в установленном порядке экспертизы ценности документов, хранящихся в архиве;
3.17. Участие в проведении проверок деятельности территориальных налоговых органов Ставропольского края по вопросам организации документационного обеспечения Управления;
3.18. Участие в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, организации процесса учебы и повышения квалификации работников по вопросам делопроизводства, проведении совещаний, семинаров и оказание методической и практической помощи территориальным налоговым органам Ставропольского края по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
3.19. Хранение регистрационных дел юридических лиц;
3.20. Оказание практической помощи территориальным налоговым органам Ставропольского края по предмету деятельности отдела;
3.21. Организационно-методическое руководство территориальными налоговыми органами Ставропольского края по предмету деятельности отдела;
3.22. Организация изготовления, копирования и оперативного размножения документов в больших объемах.
IV. Обеспечение деятельности отдела
4.1. В целях реализации основных задач и осуществления функций Отдел имеет право:
4.1.1. Вносить руководству Управления предложения по любым вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
4.1.2. Знакомиться с документами в структурных подразделениях Управления и территориальных налоговых органов Ставропольского края для выполнения возложенных на Отдел задач и функций;
4.1.3. Контролировать и требовать от руководителей структурных подразделений Управления и территориальных налоговых органов Ставропольского края выполнения установленных требований работы с документами; возвращать исполнителям на доработку документы, подготовленные с нарушением установленных требований ведения документации;
4.1.4. Запрашивать в установленном порядке и получать от структурных подразделений Управления и центрального аппарата ФНС России, руководства Ставропольского края, организаций и учреждений любой организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Отдела;
4.1.5. Вести переписку с организациями и учреждениями по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
4.1.6. Готовить проекты приказов, распоряжений и других документов по функциям Отдела и направлять их на заключение структурным подразделениям Управления;
4.1.7. Проводить проверки организации документационного обеспечения в структурных подразделениях Управления и территориальных налоговых органах Ставропольского края; доводить итоги проверок до руководства Управления для принятия соответствующих мер;
4.1.8. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Управления к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Управления;
4.1.9. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов по осуществлению необходимых для выполнения своих функций закупок программных, технических средств и расходных материалов;
4.1.10. Использовать в своей работе печати, штампы, бланки установленного образца.
4.2. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, с территориальными налоговыми органами Ставропольского края, с Управлением делами Федеральной налоговой службы, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы ФНС России и Управления, планами мероприятий, утверждаемыми руководством ФНС России и Управления.
4.3. Работники Отдела несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них должностными регламентами.
V. Руководство отделом
5.1. Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя Управления.
5.2. Назначение и освобождение от должности заместителя начальника Отдела и работников Отдела осуществляется руководителем Управления по представлению начальника Отдела.
5.3. Начальник Отдела:
5.3.1. Осуществляет общее руководство Отделом, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей и других сотрудников отдела, организует их взаимодействие, осуществляет контроль за их работой;
5.3.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Отдела, наложении дисциплинарных взысканий, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;
5.3.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Управления, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
5.3.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием подведомственных налоговых инспекций и других организаций по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, принимает участие в семинарах и совещаниях, организуемых другими структурными подразделениями Управления;
5.3.5. Дает работникам Отдела обязательные для них указания по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в рамках их должностных обязанностей и в дополнение к ним, требует от них отчета об исполнении этих указаний;
5.3.6. Представляет Управление в других ведомствах, организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
5.3.7. Проводит, по мере необходимости, оперативные совещания с работниками Отдела;
5.3.8. Организует делопроизводство в Отделе и подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;
5.3.9. Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений руководства ФНС России и Управления, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Отдела, соблюдение работниками Отдела трудовой и исполнительской дисциплины.
5.4. Заместитель начальника Отдела:
5.4.1. Несет персональную ответственность за работу курируемых направлений деятельности Отдела, обеспечивает своевременную подготовку соответствующих материалов, организует их учет и отчетность в установленном порядке;
5.4.2. Разрабатывает и внедряет нормативные и методические документы по совершенствованию документационного обеспечения в УФНС России по Ставропольскому краю;
5.4.3. Организовывает рабочие места, условия труда работников Отдела;
5.4.4. Оказывает методическую помощь отделам УФНС России по Ставропольскому краю по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
5.4.5. Участвует в проведении проверок состояния делопроизводства в структурных подразделениях УФНС России по Ставропольскому краю.
Как устроена налоговая инспекция.
Что бы хоть немного развеять этот миф я постараюсь рассказать как устроена и как работает обычная городская налоговая инспекция.
Нужно сразу сказать, что как и для коммерческих структур для налоговой не чуждо деление на фронт-офис и бек-офис в результате очень многие сотрудники налоговой практически никогда не встречаются с плательщиками, а если и встречаются то выполняют настолько элементарные процедуры (например прием входящей корреспонденции или отчетов) что просто в силу этого лишены возможности получить какую-то «мзду».
Также нужно понимать что большинство тех или иных действий, и процедур которые совершают сотрудники налоговых органов регулируются различными подзаконными нормативно-правовыми актами. Порой банальные операции так зарегулированы что может привести к излишней бюрократии даже там где необходимости в этом нет.
В целом структура службы выглядит примерно так.
Районная налоговая инспекция не однородна, а состоит из различных отделов и управлений каждый из которых занимается достаточно узким направлением работы.
Численность каждой инспекции (сколько людей в ней работает) утверждается в Киеве, а дальше начальник инспекции сам делит сколько людей в каком отделе должно работать.
Естественно при этом учитывается (или должно учитываться) мнение руководителей этих подразделений и мнение руководителей аналогичных подразделений в областном аппарате.
Статус подразделения (отдел, управление, сектор) зависит в первую очередь от его численности:
— Сектор – 2-3 человека
— Отдел – от 4-5 человек.
— Управление – от 11 человек.
Таким образом одно управление может состоять из двух отделов по пять человек (плюс начальник управления) или одного отдела и двух секторов.
Это если говорить о минимальной численности для того что бы иметь право назваться отделом или управлением.
Попробую объяснить.
Структура налогового органа утверждается в Киеве и к примеру в каждой налоговой инспекции есть «подразделение налогообложения и контроля объектов и операций» которое в свою очередь должно состоять из подразделений по контролю за налогом на прибыль, местными налогами и сборами и налогом на землю, ресурсными и неналоговыми платежами, налогом на добавленную стоимость.
Таким образом одно подразделение согласно утвержденной структуры состоит из четырех.
Если утвержденная численность позволяет то это будет «Управление налогообложения и контроля объектов и операций» которое будет состоять из отделов и секторов (два или три отдела и соответственно два или один сектор).
Если же инспекция маленькая то это будет не управление а «Отдел налогообложения и контроля объектов и операций» который будет состоять из четырех секторов.
В самых худших случаях когда численность инспекции настолько маленькая что ее не хватает для того что бы организовать в каждом отдельно взятом подразделении даже сектор из 2 человек то в таком случае это будет просто отдел из пяти человек (один начальник отдела и четыре инспектора: инспектор по прибыли, инспектор по НДС, инспектор по земле и т.д. и т.п.).
Бывает и так что какие-то отделы вообще не организовываются а за все на каком-то участке работы отвечает один человек.
Так часто бывает с юристами. В маленьких инспекциях нет юридического отдела или сектора а есть просто один юрист который делает всю работу которую должно делать подразделение и подчиняется напрямую начальнику инспекции.
Ну а теперь приведу список подразделений которые должны быть в налоговой инспекции согласно структуры (для примера возьмем достаточно крупную налоговую инспекцию в одном из городских районов Харькова).
В него входят:
— Общий отдел;
— Отдел эксплуатации и хозяйственного обеспечения;
Общий отдел это те кого обычно принято называть канцелярией.
В их функции входит принять и зарегистрировать всю входящую корреспонденцию ка ту что пришла по почте так и ту что приносят люди сами лично. Они так же регистрируют всю корреспонденцию которая приходит из областной налоговой или из Киева в электронном виде.
Каждому письмо регистрируется в журнале и ему присваивается входящий номер.
После этого все письма раскладываться по разным папкам и их несут на рассмотрение начальнику инспекции или кому то из замов которые руководит определенным направлением работы (или как говорят курирует отдельные подразделения).
Начальник или его замы обязаны прочитать каждое письмо на наложить на него резолюцию – в которой указать начальнику какого подразделения они поручают заняться рассмотрением/исполнением этого письма.
После этого, письма опять возвращаются в общий отдел (канцелярию) и его работники все резолюции руководства заносят в журнал в котором эта корреспонденция была зарегистрирована.
После того как резолюции в журнал перенесены работники канцелярии должны пригласить начальника каждого подразделения и вручить ему под подпись ту корреспонденцию которую на него расписал начальник инспекции или зам.начальника инспекции.
За год общий отдел городской инспекции принимает, регистрирует, дает на подпись руководству а потом раздает по подразделения для дальнейшего исполнения от 10-15 до 20-25 а то и 30 тысяч писем (в зависимости от того насколько крупная инспекция).
Обычная численность этого отдела 3-4 человека не больше.
Отдел эксплуатации и хозяйственного обеспечения в составе этого управления это те кого принято называть хозяйственниками.
Они занимаются закупкой канцелярских принадлежностей, топлива, различных товарно-материальных ценностей. Они же должны обеспечивать текущий ремонт помещений и коммуникаций инспекции, взаимодействовать с пожарниками, водоканалом и другими комунальщиками и т.д. и т.п.
Обычно этим занимается один человек которого принято именовать завхоз 🙂 но поскольку по структуре в этому же подразделению приписан водитель и секретарь начальника инспекции получается отдел.
Это отдел кадров.
Занимаются тем что ведут кадровую документацию по сотрудникам инспекции (трудовые книжки, карточки Т2, личные дела). Они же готовят и дают начальнику на подпись приказы на прием на работу, увольнения и отпуска.
Так же этот отдел отвечает за учет рабочего времени и контролирует что бы все приходили на работу вовремя и не прогуливали.
Обычная численность этого отдела (или сектора) 2 реже 3 человека.
По простому бухгалтерия.
Делает то же самое что и любая бухгалтерия на любом предприятии.
Ведет бухгалтерский учет, начисляет заработную плату, удерживает и перечисляет налоги и т.д.
Нужно сказать что в отличии от коммерческих предприятий которые многие десятилетия используют журнально-ордерную форму учета налоговая инспекция как и большинство бюджетных предприятий по прежнему используют ее предшественницу мемориально-ордерную форму учета.
В результате этого налоговые инспекции не могут использовать бухгалтерские программы которые стали стандартом для остальных предприятий (например 1С), а используют какие-то монстрачие программы которые дня них кто-то пишет специально.
Они чертовски глючные с кучей багов но альтернативы по сути нет.
Это налоговая милиция.
Думаю не нужно рассказывать чем они должны заниматься и чем занимаются на самом деле.
Скажу только что в Харьковской области (кажется в виде эксперимента) отделы налоговой милиции пообъединяли и сделали межрайонными.
Если раньше в каждой инспекции был свой отдел налоговой милиции то сейчас к примеру отдел налоговой милиции налоговой Дзержинского района отвечает не только за Дзержинский но еще и за Ленинский и Октябрьский да еще и за Дергачевский который вообще не городской, а «сельский».
К сожалению не знаю был ли положительный результат для бюджета после такого объединения но то что внутри службы это добавило бардака это 100%.
Делают то что должны делать юристы.
Ходят в суды как по искам которые плательщики подают к инспекции так и по тем которые подает сама инспекция к плательщикам.
Кроме того юристы должны просматривать и визировать все:
— приказы которые подписывает начальник инспекции
— акты проверок;
— решения о применении штрафов;
— протоколы и постановы по административным правонарушениям;
— хозяйственные договора которые инспекция подписывает например с коммунальщиками ну и т.п.
Раньше в этом отделе было 4-5 а то и 6-7 человек. Но сейчас, виде эксперимента, областная налоговая сформировала у себя юридическое управление численностью в 70-80 человек забрав с районов почти всех юристов.
Именно эти юристы теперь ходят по судам если дело касается отмены решений на большие суммы и визируют акты проверок.
В районных инспекциях осталось по 2-3 человека (а зачастую вообще один) они ходят в суды если вопрос касается взыскания задолженности или плательщиком оспариваются не очень значительные суммы.
Ну и остальная работа о которой я писал тоже осталась на них.
В него входят:
— Отдел обеспечения доступа к публичной информации и организации рассмотрения обращений граждан;
— Отдел по вопросам координации погашения задолженностей.
Говоря по простому первый это отдел который должен проводить разъяснительную работу по вопросам налогового законодательства в т.ч. в СМИ ну и отвечать на устные вопросы и письма типа «как правильно и в какой сумме заплатить налог в такой вот ситуации».
К сожалению за все годя я так и не видел толковых статей написанных работниками этого отдела, а из ответы на вопросы зачастую сводятся к цитированию законов без каких либо комментариев.
Второй это отдел который занимается взысканием задолженности по налогам но т.к. инструменты для этого ограничены толку от них сейчас не очень много.
Даже не знаю как правильно описать чем они занимаются :))))
Ну во-первых, готовят все приказы по инспекции которые не касаются кадровой работы. Как ни странно таких приказов и распоряжений которые относятся к организации текущей деятельности инспекции достаточно много.
Собственно говоря это те приказы которыми распределяется вся работа которую делает инспекция.
Например приходит с областной налоговой задание обеспечить за этот месяц поступление в бюджет налогов в суме не меньше чем 10 миллионов гривен.
В инспекции после этого пишется приказ в котором расписывается какой отдел какую сумму по каким налогам должен обеспечить. Потом этот приказ под подпись доводится начальнику каждого управления (или отдела).
Если он не выполнит и не обеспечит то в конце месяца сотрудники отдела организации деятельности и контроля исполнения документов напишут начальнику инспекции докладную записку в которой сообщат что Иванов приказ не выполнил, поступление денег в бюджет не обеспечил и его нужно наказать.
Вот как-то так. Объяснил как смог.
Во-вторых, они контролируют своевременность исполнения тех заданий и документов которые передаются в подразделения инспекции.
Например написали вы в инспекцию жалобу. Срок рассмотрения жалобы 30 дней.
Как только канцелярия ее получает и регистрирует в журнале сразу заводится контрольная карточка. Один экземпляр контрольной карточки вместе с жалобой передается тому кто ее будет рассматривать а вот второй экземпляр контрольной карточки поступает в «Отдел организации деятельности и контроля исполнения документов».
После того как вашу жалобу рассмотрят и дадут ответ, на контрольной карточке, которая у исполнителя, нужно поставить отметку указав дату и номер письма которым дан ответ и сдать ее в «Отдел организации деятельности и контроля исполнения документов».
Если месяц прошел а карточки с отметкой нет сотрудники этого отдела должны надавать по шее исполнителям.
Если сроки исполнения нарушены то они обязаны написать начальнику инспекции докладную записку и предложить наказать виновных.
Ну и так естественно не только по жалобам и по тем заданиям которые приходят в районную инспекцию с областной или с Киева.
Сейчас контрольные карточки выставляют не в бумажном, а в электронном виде и отметки ставятся тоже в электронном виде но это только уменьшило количество бумаги но не работы.
Ведь все карточки с отметками нужно просмотреть. Открыть документы которые к ней прикреплены и убедится действительно но ли задание выполнено и его можно снимать с контроля или контрольная карточка закрыта «левым» документом.
Численность этого подразделения чаще 2 реже 3 человека.
В него входят отделы (или сектора):
— налога на прибыль;
— контроля за декларированием налога на добавленную стоимость;
— ресурсных и неналоговых платежей;
— местных налогов и сборов, платы за землю.
Их первоочередная задача проведения камеральных проверок деклараций которые подаются в налоговую юридическими лицами.
Камеральная – это проверка которая проводится исключительно на основании самих деклараций и той информации какая есть в налоговой без использования каких либо других документов плательщика.
В ходе камеральной проверки инспектор смотрит нет ли логических или арифметических ошибок при заполнении декларации.
Если какие-то цифры в текущую декларацию переносятся и предыдущей то проверяется правильность переноса.
В случае если находят в декларации ошибки которые привели к занижению налога сотрудники этого управления должны составить акт и выписать решение о доначислении налогов и штрафов.
Они также составляют акты и готовят решения о применении штрафов если декларация подана с нарушением сроков или не подана вообще, а та же если налог уплачен не вовремя.
Если между данными декларации и теми данными что есть у налоговиков будут какие-то расхождения которые вызовут сомнения в правильности е заполнения. Сотрудник этого управления может написать предприятию письмо (за подписью начальника инспекции или зама) и попросить объяснить расхождения и подтвердить свои объяснения документально.
Сейчас вроде бы часть камеральных проверок передали на управление налогового аудита, как они их делят честно говоря не знаю.
Если декларации предприятие подает не в электронном, а в бумажном виде инспектора обязаны расшить их по папкам.
По каждому предприятию заводиться отдельные папки по всем налогам которое оно платит. Туда подшиваются декларации если они сдаются на бумаге, запросы направление предприятию и ответы от него, копии актов и решений.
Ну и обеспечение поступлений денег в бюджет тоже большей частью лежи на этом управлении.
Именно его сотрудники звонят плательщикам каждый месяц и задают провокационный вопрос «А сколько вы планируете декларировать и платить в этом месяце НДС (прибыли, земли, ренты)?» :))))) или просто просят перечислить в бюджет какую-то сумму авансом.
Сотрудники отдела НДС первые кто отрабатывает расхождения которые высвечиваются по системе сопоставления (что это такое можно почитать здесь>>>).
Численность этого управления как и каждого отдела который входит в его состав различная и колеблется очень сильно.
Проще сказать, что на одного инспектора приходится от 300-500 до 1000-1500 (а иногда и больше) предприятий за которые он «отвечает».
Давайте совершим простое математическое действие.
Предположим что для того что бы проверить камерально 1 декларацию нужно 10 минут. Таким образом за час можно проверить 6 деклараций, а за день 48. В месяце двадцать рабочих дней, так что если за инспектором закреплено 500 предприятий десять дней он будет просто камералить декларации.
Но 10 минут я ведь взял почти с потолка. Это то время которое нужно что бы в компьютере открыть и просчитать декларацию по НДС, проверить правильность переноса с предыдущей или учтен ли акт проверки при декларировании (нужно проверить его наличие).
И 10 минут это если программа не виснет, а ведь зачастую 5-10 минут нужно только для того что бы декларация просто открылась!
Ну и если нужен более глубокий анализ тоже времени пойдет больше. Да и что бы проверить декларацию по прибыли или по земле надо времени намного больше.
Да, кстати, инспектор должен поставить отметку о камеральной проверке даже если декларация подана с нулями (без деятельности).
Так что ее как минимум тоже придется открыть, ткнуть галочку где положено и нажать кнопку сохранить.
В него входят:
— Отдел администрирования доходов и сборов с физических лиц
— Отдел администрирования единого социального взноса
— Сектор администрирования имущественных налогов
— Отдел контрольно-проверочной работы доходов и сборов с физических лиц
Первый отдел администрирует налог на доходы с предпринимателей, единый налог, а также другие налоги которые должны платить предприниматели.
Второй администрирует ЕСВ который уплачивают не только предприниматели но и предприятия.
Третий занимается налогом на землю который должны платить частные лица ну и налогам на недвижимость и т.п.
Последний делает документальные проверки у предпринимателей по всем налогам которые они должны платить, а также по налогу на доходы физических лиц которые удерживается из заработной платы наемных работников (на предприятиях и у предпринимателей).
Вообще нужно сказать что численность этого управления за последние годы мало изменилась, а если и менялась то в сторону сокращения, а вот количество предпринимателей увеличилось в разы.
К примеру, если в 2004 году в ГНИ Московского района стояло на учете около 15 тыс. предпринимателей то сейчас их больше 30 тысяч.
В него входят:
— Отдел сопровождения информационных систем и администрирования баз данных;
— Сектор технической поддержки и телекоммуникаций
— Отдел регистрации и учета плательщиков
— Отдел приема и обработки налоговой отчетности
Большая часть программ которые используют налоговики создаются в стенах самой налоговой или как вариант это делают какие-то фирмы под заказ.
В результате этого их доработка происходит постоянно, а глюки и баги вылавливаются уже в ходе промышленной эксплуатации.
Первый отдел в списке как раз и занимается тем что следит что бы все программы работали и воюют с их глюками.
Так же они устанавливают все пакеты обновления этих программ приходят с Киева.
Не вовремя установленное обновление может обернутся полной задницей для всей инспекции.
Второй в списке отдел это те кого принято называть сисадминами.
Они поддерживают внутреннюю сетку инспекции в рабочем состоянии. Учитывая что любая городская инспекция это не меньше ста компьютеров а серваки у многих собраны самостоятельно как говорится на коленках это совсем непросто.
Да и коллекция операционок в любой инспекции от винды 2000 до восьмерки.
Во многих инспекциях сетки строились тоже самостоятельно да и развивались и модернизировались за счет подручных средств.
Например строили сетку завели в кабинет кабель поставили хаб на 4 порта, а потом компов в кабинете добавилось портов стало не хватать.
Ну кто-то взял денег и пошел в ближайший магазин, купил еще один хаб (хаб потому что дешевле), принес. Пришел компьютерщик обжал кабеля и воткнул по просьбе трудящихся этот принесенный ими же хаб.
А он оказался четвертым в цепочке и легла вся сетка :)))) вот так и живут…
Отдел регистрации и учета плательщиков это те кто занимается постановкой плательщиков на учет в инспекции и их снятием с учета.
Они же отвечают за регистрацию плательщиками НДС и за выдачу индикационных кодов обычным гражданам.
Достаточно муторная работа скажу я вам.
Выдашь свидетельство НДС кому не надо уволят, не выдашь кому надо тоже уволят.
С идентификационными кодами отдельный цирк.
Ну граждане верующие желающие отказаться от кода это еще не сама большая беда.
Хуже с теми кто пришел получать код например для ребенка который завтра должен уехать в лагерь/санаторий, а без кода его туда не берут.
Ну а код присваивает только Киев и делает это в лучшем случае в течении недели а по инструкции у них на это 10 дней.
Почему так много и почему нельзя сделать это в онлайн режиме, что бы оператор в инспекции ввел данные и получил сразу код я не знаю. Но вот такой порядок, да.
В результате стоят родители у окошка, руками машут.
Отдел приема и обработки налоговой отчетности занимается тем как называется :)))
Именно его сотрудники сидят на приемки отчетов в окошках ЦОПов. Их функция внести отчет в базу и передать его дальше в управление налогообложения.
Для того что бы внести в базу все циферки которые есть в вашем отчете нужно время в результате в последние дни сдачи у окошек выстраиваются довольно большие очереди. Крики, скандалы, ругань за место «Вас тут не стояло!» брррр…
Налоговая пытается переломить практику и сделать так что бы большую часть отчетов подавали в электронном виде через интернет. Народ сопротивляется.
Я кстати тоже подаю в бумажном виде :))) Инспекция от меня в 15 минах ходьбы, если сдавать в первые дни очереди еще нет, а разбираться еще с одной программой мне просто лень.
Хотя лично я оставил бы в законе только возможность подать через интернет или отправить по почте.
В него входят:
— Отдел мониторинга обеспечения доходов и сборов и экспресс-диагностики
— Отдел учета и отчетности налоговых платежей и единого социального взноса
Первый это отдел анализа деятельности инспекции.
Таблиц по которым «разворачивается» деятельность огромное множество, как и заданий, показателей и нормативов которые доводятся Киевом.
Вполне логичным было бы создание общей компьютерной аналитической системы но в условиях быстро меняющегося законодательства и «условий игры» в нее бы просто не успевали вносить изменения и дополнения обеспечивающие оперативный анализ.
Ну а так «Excel наше все!» ну и плюс неуемная фантазия, в общем людям есть чем заняться.
Второй это отдел отвечающий за правильность разнесения в лицевые карточки налогов которые поступают в бюджет.
Если вы просите перекинуть переплату с одного налога на другой, где есть долг, этим будет заниматься именно этот отдел.
Если вам нужно сверится по уплате налогов это опять таки к ним.
В него входят:
— Отдел проверок налогоплательщиков
— Отдел проверок по отдельным вопросам
— Отдел камеральных проверок
— Сектор планирования и информационного обеспечения
— Сектор контроля за валютными операциями в сфере ВЭД
Самый страшное подразделение для всех плательщиков – юридических лиц.
С одной стороны количество ПЛАНОВЫХ проверок существенно уменьшили. Настолько существенно что если годовой оборот вашего предприятия меньше 10 миллионов вы можете вообще никогда не попасть в план-график.
Но при этом существенно увеличилось количество внеплановых проверок и львиная доля из них связаны с «налоговыми ямами» и «транзитерами», ну или как принято говорить «схемным кредитом» (налоговым кредитом по НДС сформированным за счет обнальных фирм).
А вообще квалификация сотрудников управления налогового аудита за последние годы значительно ухудшилась.
В основном это связано с тем что самые грамотные уходят, а молодых учить некому, а в условиях когда вся работа направлена на составление актов по схемному кредиту и незачем.
Ну а в условиях когда за квартал делают три комплексные проверки на которых инспектора присутствуют всего несколько дней учится просто не на чем.
Если говорить о Харькове то на сегодня только две инспекции имеют по настоящему сильные команды инспекторов в управлениях налогового аудита – ГНИ в Дзержинском районе и Основянская ОГНИ.
В этом огромная заслуга в первую очередь начальников этих инспекций и их замов которые курируют эти подразделения (замы сами бывшие работник этих отделов прошедшие путь от инспектора и знают всю работу от и до).
Вот такой вот кратенький рассказ о том как устроена типичная налоговая инспекция 🙂 надеюсь вам было интересно и хватило сил дочитать до конца :)))
Если у вас есть вопросы могу на них ответить. :))))