Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все

Философия. Краткий курс

Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Смотреть фото Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Смотреть картинку Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Картинка про Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Фото Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Источник

Научная электронная библиотека

Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Смотреть фото Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Смотреть картинку Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Картинка про Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все. Фото Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все

1.1. Мировоззрение, его исторические типы

Мировоззрение – система повседневных взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и научных знаний, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека. Чаще всего мировоззрение человека складывается из его основных видов: мифологического, религиозного, обыденного, художественно-образного, научного и философского.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения, имеет синкретически-образное, эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях, иллюзорном представлении о мире. Миф – (от греч. mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (расовые, классовые, социальные мифы, ритуалы массовых сборищ и т.п.).

Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, учение), совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение). В мифологии доминирует традиция, традиционный тип мышления. Все новые мысли, если они там вообще появляются, подаются и воспринимаются как переоткрытие старых.
Конструирование настоящего, а по существу и будущего оказывается на деле лишь той или иной перелицовкой прошлого. Прошлое берется и переживается как настоящее. Некоторые исследователи говорят в данной связи о вневременности и самодостаточности мифического прошлого. Согласно К. Леви-Стросу, миф есть «машина для уничтожения времени». Когда-то, в прошлом был создан этот мир; теперь, в настоящем, он просто продолжается, разворачивается. Прошлое, таким образом, служит образцом, парадигмой. Особенности мифологического мировоззрения: антропоморфность (все как у человека), дескриптивность (описательность), синкретизм (слитность), связь с магией, апелляционность (обжалование), антиисторичность. Если мифология строит свою картину мира из символов, то философия – из понятий.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного бога или богов. Религия – (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) есть историческая форма мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения: вера в сверхъестественное, сверхприродное. Наиболее ранняя монотеистическая религия – иудаизм, возник в 1-м тыс. до н.э. в Палестине. Распространен в основном среди евреев. Число последователей оценивается в 18 млн. (ок. 1/3 из них в США). Приверженцы иудаизма верят в Яхве – единого Бога, (творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. К мировым религиям относятся: буддизм (6–5 в. до н.э.), в буддизме нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ, нет бога; христианство (1 в.), делится на три конфессии: католицизм, православие и протестантизм, число христиан свыше 1 млрд. человек, ислам (7 в.), имеет два направления: суннизм и шиизм, последователей ислама около 880 млн. человек.

Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций, обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение. Особенности обыденного мировоззрения:

1) ориентация на здравый смысл и стереотипы поведения;

2) смешение научных, философских и религиозно-мифологических представлений;

3) соединение культурно-исторических несовместимых идей;

4) отсутствие стремления к рациональной рефлексии.

Философское мировоззрение – ядро мировоззрения, основанного на обобщенном духовном и научном представлении о мире, обладает логической доказательностью. Особенности философского мировоззрения:

1) опирается на обобщенные данные наук и обыденного опыта человека;

2) отличается всеобщими понятиями (категориями) и многоканальной связью с действительностью;

3) ее содержание пронизано любовью к мудрости.

Основные стадии эволюции философского мировоззрения – космоцентризм, теоцентоизм и антропоцентризм. В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований. Зарождение философии – это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т.е. логического и аргументированного рассуждения, вдохновляемого верой человека в самого себя.

Источник

Общими чертами исторических типов мировоззрения является то что все

1. Мировоззрение – обобщенная система взглядов на мир и место человека в нем. Включает в себя жизненные позиции людей, их взгляды, эмоциональное отношение к миру, принципы познания и деятельности, а также ценностные ориентиры. Состоит из:

2. Мироощущения – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, которая включает в себя чувства и настроение.

3. Мировосприятия – сторона мировоззрения, которая включает наглядные чувственные образы и представления.

4. Миропонимания – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, которая включает в себя понятие – мыс ль, которая отражает объекты мира в обобщенной форме, с помощью фиксации их специфических признаков, и суждение – связь между понятиями, когда одному из них приписываются или отрицаются свойства другого.

Первым историческим типом является мифология. Миф – (с древнегреческого) придание, сознание. В истории развития мифологии два периода:

1. Человек не выделяет себя из окружающего мира.

2. Появление понятий Я и не-Я.

1-Синкретизм (рассмотрение предмета в целостном виде, нераздельность реального и нереального, естественногоисверхъестественного);

2- Генетизм (генетика) — интерес. к проблемепроисхождения того или иного. Принимает различныеформы — Гонии. (антропогония, социогония, теогония);

3- Антропо- и социоморфизм. (морфизм=подобие) Сказка: св-ва людей на жив.

Ф-ции мифа : 1-Познавательная. (чел узнаёт как было раньше, из чуждого прив. к объясняемому); 2-Воспитательная (есть оценка, свой смысл, осн мысль); 3-Социальная (контролирующая,регулирующая, корректирующая

В религиозном мировоззрении мир удваивается на естественный и сверхъестественный. Исходя из этого, складываются отношения человека и мира, т. е. есть т ворец и есть твари.

1-Вера в сверестественное.

2-Отсутствие синкретизма (наоборот Расчленение на ест. И сверхест, земн и небесное, посюсторонний и потустор.)

3- Двойственность мира.

Если Бог присутств, то Он: всемогущ, антропоморфен, персонифицирован, носитель этических ценностей, Творец (Демиург)

Сакрализация — усил. Влияния со стор. Церкви. Секуляризация (ослабл):

-Деизм-Бог-творец, но др. его ценности нивелируются.

-Атттеизм-отсутств веры, отриц. Бога.

-Пантеизм-растворение Бога природе. Эв и античность.

Ф-ции: 1-Вспитательная. 2-социал-интегрирующ, коллективизирующая. 3-Компенсорная- психотерап.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и это свидетельство того, что возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с необходимостью удовлетворения духовных (психологических, морально-этических) потребностей человека.И мифология, и религия оказываются необходимым естественным предшествием философии, своеобразной предфилософией.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщён­ная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

В структуре мировоззрения выделяются:

1.Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения):

духовно-практический: «жизненная философия», уровень «здравого смысла», народной мудрости, навыков, традиций, обычаев, устойчивых предрассудков – все то, что дает полноту и цельность жизнеощущения.

рационально-теоретический уровень. Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность, рефлексия (критический анализ);

2.Основные сферы духовного мира личности (мировоззрение – фундамент человеческого сознания):

рациональная («разум»), т.е. модификация рационально-теоретического уровня. Показывает сходство, общность людей («сила мышления»);

эмоциональночувственная («сердце»), чем отличается один человек от другого, что составляет его уникальность и неповторимость;

волевая («воля») т.е. сплав разума и чувств, механизм перевода идеальных состояний духовного мира в практические дела. Это самая деятельная сторона сознания;

3.основные элементы, компоненты мировоззрения:

знания – представления о конкретно-научной и универсальной картине мира, накопленные наукой и историческим опытом людей;

верования, убеждения – это стержень мировоззрения, духовный стержень личности.

Источник

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Мировоззрение – система общих представлений о мире и человеке. Мировоззрение включает в себя понимание ч-ком окружающего мира, места ч-ка в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни (во имя чего он живет). Далее, поскольку ч-к живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, соц. идеалов, ценностей жизни.

Историческими типами мировоззрения являются:

Мифология– совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого-либо народа и т. д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Качественно новым типом являетсяфилософское мировоззрение.От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистской формы, имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну категорию или научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Конечно, фил-я не заменит спец науки в решении конкретных задач.

Философское течение позитивизм поставило под сомнение познавательные способности философии и ее научность.

Был сформулирован вывод о том, что философия – это суррогат науки, имеющий какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. Другая крайность – либо считать Ф «наукой наук» (Гегель), либо что Ф решает в принципе те же задачи, что и наука, только на другом, предельно обобщенном уровне.

Отличительные признаки Ф:

2. Ф способна рассматривать мир за пределом человеческого.

Социология

Социальная философия

Философия

Аксиология

3)Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук:

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании. Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика

Этика.

Эстетика

Философия религии

функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие:

1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

2)Социально-аксиологическая функция. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.

3)Культурно-воспитательная функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту.

Методологические функциии:

1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

2)Координирующая.Координирование методов в процессе научного исследования.

3)Интегрирующая. Объединяющая роль философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность.

4)Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира. (Типы бытия и проблема единства мира.)

Выделяют четыре вида бытия:Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

1 бытие вещей и процессов;

3 бытие духовного, идеального;

4 бытие социального, общественного.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, вкл в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию «социальное бытие».

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, вкл в мир природных тел, т.е. представляет собой единство «духа» /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится общественным бытием, понимается все существующее вне сознания.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Короче мир – это огромная система, в познание которой надо учитывать все факторы( формулировка Лукьяновой М.М.)

Индукция и дедукция.

Индукция – это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.

Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.

Милетская школа.

Гераклит был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство–изменчивость. Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? ( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

Пифагорейцы.

Элейская школа.

Акцент неизменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности (добро, зло и т.д.) Само понятие философии – что это такое? Эту проблему пытались разрешить представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Ксенофан-(около 565–473 до н.э.) основатель элейской школы. Философские воззрения Ксенофана особо значимы по­тому, что он стоял во главе монотеистов (единобожие) и во главе скептиков (подвергается критике возможность познания знания мира). Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов зна­ния, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждает мыслитель. Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Это – центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно–Бог.

Парменид(конец VII–VI в. до н.э.)–философ и политичес­кий деятель, центральная фигура Элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве на­слаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине слад­кого учения». В центре его учения – неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Все системы миропонимания базируются на 3 посылках:

· Есть только бытие, небытия нет.

· Есть и то и другое

Для Парменида истина только первая. Бытие истинно суще, т.к. неизменно. Изменчивость, текучесть–удел мнимого. Познание делит на путь истины и путь мнения (О Природе). Ранее познание считалось единым. С этого момента развивается наука (отделение субъекта от объекта познания).

Атомизм.

Атомизм— движение античной мысли к философ­ской унификации первооснов бытия. Гипотеза развита Левкиппом и особенно Демокритом(460-370 до н.э.).

В основе бесконечного многообразия мира–единое архэ, имеет бесконечное число элементов (атомов). Потенциальная бесконечность – к куче песка всегда можно добавить еще одну песчинку. Актуальная бесконечность – наличие бесконечного числа элементов в ограниченном объеме. С помощью обычного мышления объяснить его нельзя.

Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие при­роды. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные конфигурации, кото­рые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами

Человек–скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум.

Атомизм составляет одно из величай­ших учений. В от­личие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела де­лимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении ве­щественный элемент сущего. А это – гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего.

Софисты.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора. Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла («софия»–мудрость).

В своем стремлении к убедитель­ности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зави­симости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразлич­ному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.

Философия Р. Декарта

В отличие от Ф. Бэкона Рене Декарт разрабатывает дедуктивный метод и подчеркивает рациональное начало в познании. В теории познания Р. Декарт на первое место выдвинул принцип сомнения, и в решении вопроса о достоверности знания ему пришлось преодолеть собственный скептицизм.

Р. Декарт утверждал, что истину можно познать только исходя из несомненного. Таким несомненным фактом является осознание нами нашего существования. «Я мыслю – следовательно, я существую».

Разум есть главный источник познания и, более того, критерий его истинности. Отыскать истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая правильным методом. В работе «Рассуждение о методе»
Р. Декарт формулирует правила своего истинного (дедуктивного) метода и сводит роль опыта к простой эмпирической проверке данных умственных построений. Рационализм Р. Декарта предполагает наличие в человеческом уме трех видов идей:

– получаемых человеком извне в результате чувственного опыта;

– изобретенных, произведенных размышлением на основе идей первого рода;

Отличительными признаками последних являются отчетливость, ясность, простота и полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства.

Вся познавательная деятельность связана с бестелесной разумной душой. Душа (духовная субстанция) обладает свойством мышления и является, по Р. Декарту, одной из двух субстанций (наряду с материальной, телесной). В работе «Первоначала философии» Р. Декарт дает следующее определение субстанции: «Под субстанцией мы можем разуметь лишь ту вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»*. Следовательно, гармоничное взаимодействие этих двух субстанций в человеке обеспечено сверхприродоной силой – Богом (абсолютной субстанцией). Другие субстанции будут лишь относительными. Телесную субстанцию и ум, т. е. сотворенную Богом мыслящую субстанцию, можно подвести под общее понятие вещи (во времена Р. Декарта под вещью понимали не эмпирически данный предмет, а всякое сущее вообще), нуждающейся для своего существования лишь в содействии Бога. Сотворенный мир Р. Декарт делит на два рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – ее неделимость, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Р. Декарту, идеи, которые присущи ей изначально (врожденные). К таким идеям Р. Декарт относит идею Бога, чисел, фигур, а также некоторые общие понятия.

Материальную субстанцию, главный атрибут которой – протяжение –
Р. Декарт отождествляет с природой

Таким образом, возникает явление, получившее название дуализма.

Философия Б. Спинозы

Основными сочинениями Бенедикта Спинозы (1632–1677) являются «Основы философии Декарта», «Богословско-политический трактат», «Этика».

Б. Спиноза противопоставил дуализму Р. Декарта принципы монизма и пантеизма. Натуралистическая тенденция пантеизма растворяла Бога в природе, тем самым отрицая его. Согласно Б. Спинозе, существует только единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается в иных причинах, самодостаточная и самообусловливающая себя сущность, содержащая в себе потенции всех последующих состояний. Субстанция выступает как высшая реальность, в которой нераздельно слиты сущность и существование.

Самореализация субстанции происходит в атрибутах – всеобщих, неотъемлемых свойствах и модусах – конкретных, частных свойствах предметов.

Коренных свойств (атрибутов) у субстанции множество, но нам известны два из них – протяженность и мышление. У Б. Спинозы мышление и протяженность – не две субстанции, как у Р. Декарта, а два атрибута единой субстанции. Субстанция, как считает Б. Спиноза, имеет бесконечное множество атрибутов, но для человека доступны только два из них. Субстанция порождает модусы, т. е. отдельные вещи. Модус имеет причину в субстанции. Следовательно, понимать вещь – значит видеть за ее индивидуальностью универсальное, идти от модуса (частного видоизменения субстанции) к субстанции. Таким образом, Б. Спиноза создает монистическое учение о субстанции [9].

Итак, субстанция вечна, непрерывна, она порождает изменчивые дискретные единичные вещи. Эти конкретные вещи, мыслимые высшим родом знания в качестве порождений единой и единственной субстанции, становятся модусами, единичными ее проявлениями, которые претерпевают определенное ограничение в пространстве и времени.

Рационализм Б. Спинозы с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания как единственного источника достоверных истин чувственному познанию. Чувственное познание, по мнению Б. Спинозы, проявляется как представление или воображение и выступает единственным источником смутных идей. Понимание у Б. Спинозы – второй род познания, составляющий рассудок и разум. Только на этой стадии возможна адекватная истинность, выражающаяся в общих понятиях. Высший род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания.

Философия Г. Лейбница

Философское наследие Г. Лейбница (1646–1746) – это выдающийся образец рационалистической философии и методологии. Суть ее состоит в признании решающей роли в процессе достижения истины способностей человеческого ума. Его основные сочинения – «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

В научно-философских построениях Г. Лейбниц стоял на позициях деизма, т. е. утверждения внеприродности божественного существования. Именно интеллектуализированная функция Бога раскрывает познавательные способности человека.

В «Монадологии» Г. Лейбниц указывает на недостаточность всех прежних учений о субстанции мира. В философском учении Г. Лейбница мир состоит из мельчайших элементов, именуемых монадами. Они созданы Богом, лишены пространственно-временных форм, не похожи друг на друга в своей индивидуальности. В них заключены прообразы всего существующего, имеющие в своей природе материальное и духовное начала бытия одновременно. Главным атрибутом монад является сила. Монады обладают отрицательными (неделимость, неуничтожимость, неповторимость и пр.) и положительными (саморазвитие, самодостаточность и т. д.) качествами.

Все многообразие монад Г. Лейбниц делит на три разновидности:

– души, т. е. монады, восприятие которых сопровождается ощущением и памятью;

– дух, т. е. монады, в которых познание доходит до полной своей реализации в качестве саморефлексии (сфера человеческого сознания).

Монады первого (низшего) вида характеризуются пер­цепцией, т. е. пассивной способностью восприятия. Они способ­ны формировать только неясные представления. Для следующего вида монад харак­терна способность получать ощущения и образовывать явные представления. Третий вид монад обладает способностью к апперцепции, т. е. этим монадам свойственно сознание и самосознание.

Монады первого вида находят свое выражение в телах неживой природы, второго вида – в телах биологической природы, а третьего вида – в человеке. Поскольку мона­ды представляют собой духовные образования, мы не можем их постигать чув­ствами, а постигаем только разумом [10, кн. 2].

Итак, к понятию субстанции Б. Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, которая присуща монадам. Однако Г. Лейбниц «изъял» из единой субстанции Б. Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Единство и согласованность монад есть результат «предустановленной гармонии».

В логике Г. Лейбниц разработал рациональную символику, законы доказательства, он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.

Это девочка печатала ее лекции!

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире» (модус прошлого),

2. «забегание вперед» (модус будущего),

3. «бытие при внутримировом сущем» (модус настоящего).

Два способа существования человека:

Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне культуры – в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия – сам процесс философствования – размышления, в котором вопросы преобладают над ответами.

Тройственное членение бытия (и философствования):

1. Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний уровень бытия, бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку, когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым смыслом.

2. Прояснение экзистенции, озарение, осознание души.

3. Чтение шифров транценденции – глубинная задача философствования, осознание Бога.

Итог философствования – философская вера. Религиозная вера – основана на откровении. Философская вера – результат размышления. Вера не противоречит разуму, не есть иррациональное. Вера существует в единстве с разумом. Философская вера находится на границе между религиозной верой и научным знанием.

Согласно атеистическому варианту Э, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэто

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *