Общеучебные умения и навыки 3 класс портфолио пример что написать
Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
Одной из главных задач в педагогике является умение обучить ребенка навыкам самостоятельной работы. Его задачей является получение знаний, как правильно собирать нужную информацию и проявлять активность. Добиться такого результата можно при помощи овладения общеучебными навыками и умениями.
Психологи считают, что основная проблема неуспеваемости учеников в школах заключается именно в неумении бегло читать, находить нужный материал, а также запоминать нужную информацию. Освоить навык скорочтения можно в рамках одноименного курса Викиум. Кроме того, существует несколько других вспомогательных способов.
Учебно-интеллектуальные
Формирование необходимых навыков проходят не без участия педагога, а процесс образования должен быть выстроен максимально правильно. На данном этапе проводятся анализирование и сравнение, а также определение классификации.
Учебно-информационные
Помочь ученику овладеть этим навыком можно при помощи объяснения техники чтения. В данном случае происходит работа с учебниками, дополнительными источниками, видео- и аудиоматериалами.
Технология формирования метода
Умения и навыки формируются в несколько этапов:
Ступени обучения
Следует отметить, что для каждого возраста общеучебные умения и навыки применяются по-разному. Ниже вы сможете ознакомиться с тем, как происходит обучение каждого возраста.
Для учеников 1-4 классов основным направлением является развитие познавательной и речевой деятельности. Они должны уметь описать увиденное и фиксировать какие-либо изменения. Кроме того, учащиеся этого возраста должны уметь читать про себя, осмысленно читать вслух, уметь правильно формулировать высказывания.
Учащиеся 5-9 классов уже получили основные знания и могут перейти к совершенствованию. Для лучшего понимания и восприятия окружающего мира ученики пытаются самостоятельно проводить экспериментальные работы, искать связь между объектами или явлениями, а также разделять необходимое на определенные этапы. Дети должны уметь сопоставлять и сравнивать, а также различать факты. Основные навыки предполагают правильное восприятие речи. Кроме того, ученикам необходимо научиться воспринимать и понимать своего собеседника, а также уметь сжато и развернуто пересказать информацию.
Дети-старшеклассники продолжают развивать свои навыки, как и ученики 5-9 классов. Кроме этого, они должны уметь организовать свое обучение собственными силами, начиная с постановки целей и завершая выводами о проделанной работе. Учащиеся обязаны чаще прибегать к выполнению самостоятельных работ, придумывать оригинальные идеи и делать все для их осуществления. Также ученики этого возраста должны уметь максимально хорошо работать со знаковыми системами.
Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов
Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов
Выступление на методическом объединении
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки
Учебно-информационные умения и навыки
Учебно-коммуникативные умения и навыки
Общеучебные умения и навыки
Общеучебные умения и навыки
Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.
Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:
Выделение 4 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.
Общеучебные умения и навыки (3 класс)
1. Учебно-организационные умения.
Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся
• самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
• составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
• работая по плену, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
• в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
• отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
• самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
• сравнивать и группировать факты и явления;
• определять причины явлений, событий;
• делать выводы на основе обобщенных знаний.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
• высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
• выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
• учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе
1. Формирование общеучебных умений и навыков через учебную деятельность
Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной; а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения, входящие в структуру учебной деятельности, входят в состав различных групп общеучебных умений.
2.Классификация общих умений и навыков
Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.
1. Учебно – деятельностные умения и навыки
1 класс
2. Учебно-коммуникативные умения и навыки
1 класс
4 класс
2.2. Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи.
2.3. Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа.
2.4. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту.
2.2. Учиться отвечать по плану.
2.3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного.
2.4. Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.
2.5. Темп письма 50 знаков в минуту.
3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки
1 класс
4 класс
3.2. Умение чисто и грамотно писать.
3.3. Умение сравнивать объекты, факты, явления.
3.2. Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное.
3.3. Осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать,анализировать, обобщать,доказывать.)
3.4. Умение рационально запоминать.
3.5. Уметь объяснять наблюдаемые факты и прогнозировать некоторые из них.
4.Учебно-организационные умения и навыки
1 класс
4 класс
4.2. Проверять работу по образцу.
4.3. Соблюдать правильную осанку.
4.4. Организовать свое рабочее место.
4.2. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня.
4.3. Работать в заданном темпе.
4.4. Учиться контролю учебной работы как своей, так и одноклассника.
4.5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.
4.6. Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.)
5. Учебно-информационные умения и навыки
1 класс
2. Методические приемы и формы организации на уроках
Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно – интеллектуальных умений. Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Учитель сообщает, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.
Главная цель моей работы с детьми – учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом – инструментом общения – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Тематика игр:
1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).
2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд – дюлбрев)
3. Алфавит вокруг.
4. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово.
ш ь ы м – мышь
с ь р ы – рысь
ц а я з – заяц
т д я л е – дятел
«Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…» (черепаха.)
Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. При написании сочинений у всех детей возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать их. Я думаю что, прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут нравиться детям. Появилась тематика сочинений:
1. Почему я лучше всех?
2. Опиши пустоту.
3. Жизнь на моей звезде.
4. Как появились полезные ископаемые.
5. О чём мечтала сосулька.
Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является
понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом. Любимая игра на уроках чтения – читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги медведя, значит наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей.
Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фактами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»
а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай громко.
в) Порадуйся предложению
г) Спроси предложение.
На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Можно провести в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли большое количество вариантов анализа в предлагаемых заданиях, что поможет им в дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод, например:
– Чей план более удачный?
– Какой пункт в плане вам кажется главным?
– Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?
3. Эксперимент по формированию общеучебных умений и навыков (учебно-интеллектуальные умения)
Эксперимент по усвоению формирования учебно-интеллектуального умения проводился в контрольном и экспериментальных классах.
78% успешных результатов работы в классе, где проводилась такая работа и 22% показали низкий уровень. В обычном классе результаты составили 32% и 68% соответственно.
Вывод: Таким образом, эксперимент показал, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии, изменяются сами.
4. Заключение
Наблюдения показали, что формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.
Список литературы:
Общеучебные умения и навыки
Общеучебные умения и навыки
1.1. Правильно
пользоваться
учебными при-надлежностями,
понимать учебную задачу,
учиться работать в заданном
темпе.
1.2. Проверять
работу по образцу.
1.1. Готовить рабочее место для
учебных занятий и труда.
1.2. Самостоятельно выполнять
основные правила гигиены, учебного труда, режима дня.
1.3. Работать в
заданном темпе.
1.4. Учиться по
операционному
контролю учебной
работы как своей, так и одноклассника.
1.5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя
1.1. Самостоятельно составлять
режим учебной
работы с учетом
степени трудности
предметов.
1.2. Использовать
наиболее рациональные способы
выполнения того
или иного учебного задания, предварительно показанные учителем.
1.3. Осваивать разные способы контроля хода и результатов выполнения учебных заданий.
1.4. Уметь работать в группе учеников на уроке и вне его
1.1. Сознательно выбирать
наиболее рациональные
способы выполнения учебного
задания.
1.2. Овладеть
содержанием
работы консультанта по предмету
1.1. Планировать
учебную и самооб-разовательную деятельность с учетом рекомендаций
учителей.
1.2.Осуществлять
самоконтроль и
давать самооценку
своей учебной и
самообразователь-
ной деятельности
1.1. Уметь руководить учебной работой своей группы в
классе.
1.2. Владеть умениями и навыками
учения и самообразования
2. Навыки чтения и использования литературы (учебно-информационные)
2.1. Читать целыми словами, темп вслух 50 слов в минуту.
2.2. Соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения.
2.3. Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами.
2.4. Слушать рассказ, объяснения учителя, пересказывать содержание телерадиопередач и давать им простейшую оценку.
2.5. Уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой, по иллюстрации составлять представление
о примерном содержании книги, учиться проводить несложный ремонт книги
2.1. Читать в соответствии с литературными нормами.
2.2. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям.
2.3. Темп чтения — 120 слов в минуту.
2.4. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем.
2.5. Пользоваться картотеками, справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке.
2.6. Самостоятельно выбирать и читать детские книги
2.1. Бегло читать научно-популярные и публицистические тексты.
2.2. Выразительно читать художественные произведения.
2.3. Темп чтения — 120 слов в минуту.
2.4. Учиться выделять главное в текстах.
2.5. Овладевать формами систематизации учебного материала.
2.6. Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом.
2.7. Учиться правильно записывать на каталожную карточку данные о книге
2.1. Темп чтения — 150 слов в минуту.
2.2. Пользоваться планом для систематизации знаний по теме.
2.3. Осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций карт, схем, таблиц, учиться делать выводы по теме.
2.4. Различать стили (научный, художественный, разговорный) и типы (повествование, описание, рассуждение) текста.
2.5. Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера, справочной литературой по различным учебным дисциплинам.
2.6. Делать выписки из книг и журналов, систематизировать прочитанное
2.1. Сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении.
2.2. Совершенствовать технику извлечения информации.
2.3. Самостоятельно изучать несложные учебные темы.
2.4. Устанавливать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях.
2.5. Самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов.
2.6. Слушать лекцию учителя, доклад ученика. Соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями в виде плана, тезисов или конспекта.
2.7. Учиться работать с литературными источниками, содержащими различные точки зрения на изучаемые объекты и явления.
2.8. Составлять каталог прочитанных книг
2.1. Самостоятельно определять цель чтения различной литературы.
2.2. Самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основное содержание.
2.3. Анализировать учебный материал, выявлять аналогии.
2.4. Владеть приемами систематизации учебного материала внутри предмета, уметь устанавливать межпредметные связи.
2.5. Применять знание в новых условиях.
2.6. Владеть навыком аналитического подхода к текстам.
2.7. Уметь в короткий срок подобрать необходимую научную, художественную, справочную литературу
3. Навыки устной и письменной речи (учебно-коммуникативные)
3.1. Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.
3.3. Связно передавать содержание детской
письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста,
3.5. Темп письма к концу года — 25 знаков в минуту
3.1. Ставить вопросы к тексту
учебника, рассказу учителя.
3.2. Учиться связно отвечать по плану.
3.3. Учиться сжато пересказывать
вые виды письменных работ:
3.5. Темп письма — 50 знаков в
3.1. Вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным
3.1. Строить сообщение на основе типового плана.
3.1. Связно излагать материал из нескольких источников по самостоятельно составленному
3.1. Уметь аргументировать свои высказывания.
Логично излагать материалы
3.6. Темп письма —120 знаков в минуту
©Журнал «Практика административной работы в школе», № 5, 2002
Материал представлен Н.А.Вольновои, доцентом кафедры управления и экономики образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области
Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.
Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.
Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.
Общеучебные умения и навыки и их классификация
Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.
Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.
Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.
Первая группа – учебно-организационные умения и навыки
К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:
Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.
Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.
Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки
К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:
Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.
Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.
Третья группа – учебно-информационные умения и навыки
В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:
Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).
Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки
В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:
Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.
Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.
Технология формирования общеучебных умений и навыков
Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:
Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.
Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения
Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.
Начальное образование (1-3/4 классы)
Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.
Познавательная деятельность развивается через:
Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.
Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.
Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:
Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)
Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.
Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.
Основное общее образование (5-9 классы)
Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.
С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.
Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:
Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.
Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:
Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.
Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)
Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:
И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.
Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.
Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)
Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.
Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.
Есть и другие не менее важные умения:
Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.
Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)
Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.
Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:
Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.
Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:
За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).
Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.
Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Подведем итог
Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.
Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.
Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.
Желаем вам успехов в работе и обучении!