Обществознание 7 класс что значит жить по правилам ход урока
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: « Что значит жить по правилам»
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: « Что значит жить по правилам»
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Нравственность (лат. moralis) – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан.
— Как формируется характер человека?
Под воздействием родителей, дедушек, бабушек, учителей, фильмов, игр, книг, спорта.
Но ребенок не только копирует окружающих, но и учится выбирать свою линию поведения.
— От кого и от чего зависят хорошие и плохие поступки человека?
Человека не только воспитывают, он сам себя воспитывает.
Саморазвитие – работа человека над самим собой.
И сегодня мы об этом с вами поговорим. Тема нашего урока: «Сотвори себя сам».
В каждом человеке обычно присутствуют достоинства и недостатки. Для того, чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, необходимо учиться разбираться в себе. «Чаще заглядывай в себя»- говорил древнеримский философ.
А вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Человек и человечность»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся побеждать страх»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Будь смелым»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся делать добро»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Человек славен добрыми делами »
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся вести себя в ситуации конфликта»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Конфликты в межличностных отношениях »
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся общаться»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429026 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию на тему: «Что значит жить по правилам» (7 класс)
Тема урока: Что значит жить по правилам?
Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.
Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..
«Привычка свыше нам дана…»
Правила этикета и хорошие манеры
Нужно ли жить по правилам?
Презентация «Что значит жить по правилам?»
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Организационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы организации совзаимодействия на уроке
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы:
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какие уроки из нее можно извлечь?
Отвечают на вопросы
Фронтальный опрос по пройденному материалу
Что такое дееспособность?
Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?
— способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.
Отвечают на вопрос
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
3.Постановка учебных задач
Работа с учебником (стр. 8)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.
Предположите, о чем мы будем говорить?
Какие задачи перед нами стоят?
Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?
Формулируют учебные задачи.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
4.Изучение нового материала.
— Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»
— Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.
— Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.
Отвечают на вопрос
Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.
Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.
Знают виды общения.
Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста.
Работа с иллюстративным материалом (слайд)
Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.
— Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.
«Привычка свыше нам дана…»
Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.
Перед вами на магнитах слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.
Предписания – соблюдать правила гигиены
Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки
Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки
Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы
Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права
Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.
— привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.
— ритуал – обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.
— обычай – традиционно установившийся порядок поведения.
— обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Отвечают на вопрос, записи в тетради
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Вновь у нас физкультминутка,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давай ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
( Повороты головы и ее вращение.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( Ученики садятся на свои места.)
( Ученики встают со своих мест.)
А какие традиции, обычаи и ритуалы у других народов? Давайте их рассмотрим на примере Испании и Китая.
— О каких привычках испанского и китайского народа вы узнали?
Какие из них вампонравились?Почему?А какие нет?
Могут рассказать традиции, обычаи и ритуалы у других народов
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Правила этикета и хорошие манеры.
Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?
Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Слушают, делают записи в тетради
Умеют выделять роль и значение общения.
Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
Работа с презентацией
— Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:
1 слайд: Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.
2 слайд: Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
3 слайд: Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.
Слайд 4: В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).
Слайд 5: В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.
Слушают и смотрят презентацию
Узнают факты из истории этикета
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
5. Первичное осмысление и закрепление знаний
— Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?
— Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?
— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?
— Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?
— Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?
Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.
Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
6. Итоги урока. Рефлексия.
Игра «Пик понимания»
Рисуют гору и человечка у себя в тетради,
Анализируют свое эмоциональное состояние.
Параграф 1, учить записи в тетради(пересказывать 2и 3 пункт), прочитать про сетикет. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?
Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»
На уроке учащиеся знакомятся с видами социальных норм; исследуют причины возникновения правил поведения в обществе, осмысливают значение социальных норм для жизни общества. В ходе выполнения заданий развивается умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Цель урока- формирование у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»»
Тема урока. Что значит жить по правилам
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какие уроки из нее можно извлечь?
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
На какие вопросы нам предстоит ответить?
2.«Привычка свыше нам дана. ».
3.Правила этикета и хорошие манеры.
3.Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.
4.Работа по теме урока
1. Многообразие правил
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
1)это общие правила;
2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает
Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
-Приведите пример формальных и неформальных норм.
-Чем они различаются между собой?
2. «Привычка свыше нам дана. »
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).
Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имеющая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).
Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
-Что тебе известно об обычаях славян?
-Какие правила носят ритуальный характер?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
3. Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Вернемся к проблемному заданию
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Чья позиция и почему вам более близка?
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? Да.)
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)
Проблемное задание.