Обществознание 6 класс что изучает обществознание конспект урока 6 класс
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 1. Человек – общество – государство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.
Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.
Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.
Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.
Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.
1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.
2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.
Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.
Человек может развиваться полноценно только, живя в обществе. Значит следующее понятие, без которого изучение предмета обществознание невозможно, это «общество».
Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.
Любое общество обладает следующими признаками:
Выделяют следующие функции общества:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.
Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.
Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.
Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?
Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).
Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.
1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.
Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.
Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.
Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.
2. Производственная функция общества отвечает за воспроизведение рода.
Конспект вводного урока обществознания «Что изучает обществознание?» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г.Вилючинск
Введение. Что изучает обществознание?
Обществознание 6 класс
Цель: познакомить с основным содержанием курса обществознания 6 класса
познакомить учащихся со структурой и навигацией учебника
определить основные направления в работе над совершенствованием умений и навыков в процессе учебной деятельности
определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
формировать понимание ценности знания о человеке, обществе, познавательной деятельности как таковой.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Обществознание 6 класс». Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М. «Просвещение». 2018г.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии критического мышления, коллективного обучения, игровых и здоровье сберегающих технологий.
Межпредметные связи: история.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1. Задание: расшифруйте ребус.
+ В
1=Н
Беседа: В ребусе зашифровано название учебного предмета, знакомство с которым мы начинаем сегодня на уроке. Попробуем определить предмет нового курса, т.е. какие вопросы изучаются на уроках обществознания, выясним его особенность.
Для этого я предлагаю вспомнить учебные курсы, которые вы изучали в прошлом году. Что является предметом, например, русского языка или математики?
Слайд 3. Вспомните, что помогло человеку в глубокой древности выжить, создать уникальные цивилизации, государства, удивительную культуру? (Ответы учащихся).
Обобщение учителя: важнейшим условием становления и развития человека и человечества является организация общественной жизни, совместная деятельность в разных сферах. Человека и общество невозможно отделить – человек – член общества, его создатель, общество – обязательное условие становления и развития человека.
3.1.Знакомство с основным содержанием курса обществознания.
Слайд 4. Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «обществознание». (ответы учащихся).
Беседа: Какие, по вашему мнению, знания дает нам этот предмет? Что является главным предметом, объектом исследования обществоведов?
Слайд 5. Комментарии к схеме.
Центральным объектом исследования является человек. Что вы знаете о человеке? Попробуйте за 3 минуты записать как можно больше ассоциаций, которые приходят на ум, когда мы произносим слово «человек».
Обсуждение результатов работы учащихся. (слайд «закрыть шторкой» по щелчку мыши или выключить на время проектор).
Знакомство со структурой и навигацией учебника.
Знакомство с основными требованиями к результатам обучения и критериями успешной работы.
На уроках обществознания мы будем совершенствовать умения:
объяснять изучаемые явления и объекты с использованием научной терминологии, правильно использовать термины в устной и письменной речи;
находить нужную информацию в различных источниках, правильно её воспринимать, анализировать, обобщать, систематизировать, приводить примеры, соотносить информацию с собственными знаниями, различать факты, аргументы и оценочные суждения и мнения;
использовать современные коммуникационные технологии для поиска и обработки необходимой информации, при создании презентаций и т.п.;
взаимодействовать в коллективной работе, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, преодолевать возникающие в процессе взаимодействия конфликты.
Знакомство с системой оценивания результатов учебной деятельности.
Слайд 8. Устные ответы:
Оценка «5». Полный, содержательно верный ответ, включающий примеры, собственную оценку, обобщение, использование дополнительных источников.
Оценка «4». Полный, содержательно верный ответ, включающий примеры, собственную оценку, обобщение, допускающий незначительные ошибки и недочеты.
Оценка «3». Ответ на уровне минимальных требований программы, преодоление затруднений при помощи учителя, наличие ошибок и недочетов.
Оценка «2». Ответ на уровне ниже минимальных требований программы, содержащий грубые ошибки, неумение воспроизвести материал на уровне стандартных вопросов, несоблюдение основных правил культуры речи.
Слайд8. Письменная работа
«5» допустил не более 1 недочета
«4» допустил не более 1 негрубой ошибки и 1 недочета или не более 2недочетов
«3» выполнено не менее 2/3 работы или допустил не более 2 грубых ошибок или не более 1 грубой и 1 негрубой ошибки и 1 недочета или не более 2-3 негрубых ошибок или 1 негрубой ошибки и 3 недочетов
«2» правильно выполнено менее половины работы
Слайд 9. Тестовая работа
Учитель выясняет все ли требования к ответу и критерии оценивания понятны учащимся.
(нормы оценивания тестовых работ учащихся обсуждены на ШМО учителей общественных наук и приняты решением педсовета школы).
Требования к ответу и критерии оценивания размещаются в сетевом журнале классов для ознакомления родителей.
Слайд 10. Закончите любое предложение
Изучать общество необходимо, потому….
Самым трудным вопросом обществознания будет вопрос о….
Самым интересным вопросом обществознания будет вопрос о…
Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
Обсуждение домашнего задания.
Слайд 10. Домашнее задание: Найти и выучить стихотворение, пословицу/поговорку или загадку о человеке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вводный урок знакомит учащихся с содержанием курса обществознания 6 класса. Учащиеся знакомятся со структурой и навигацией учебника, основными требованиями к устным и письменным ответам, критериями их оценивания. Эти данные размещаются в сетевом журнале классов для ознакомления родителей, так как в условиях пандемии в школе запрещено проводить родительские собрания и часть родителей выбрала дистанционную форму обучения.
Важным моментом урока является начало работы по формированию понимания учащимися ценности знаний о человеке и обществе.
Номер материала: ДБ-1382403
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обществознание 6 класс что изучает обществознание конспект урока 6 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию 6 класс Что такое общество?
Знакомство учащихся с развитием общества, основными сферами жизни общества.
1. Ознакомить учащихся с многогранностью понятия «общество; рассмотреть сферы жизни общества.
2. Развивать учебно-исследовательские умения учащихся; работать по алгоритму с текстом учебника. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.
3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
4. Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.
Тип урока: изучение нового материала.
Работа в группах по изучению понятия.
Презентация результатов групповой работы.
ОБЩЕСТВО (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Это понятие имеет два основных значения. В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Эти коллективы образуют иерархию – от наиболее крупномасштабного, от человечества в целом как самой большой системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека – как существа, которому присуще сознание и способность к труду – в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Признаки общества Э. Шилза
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
оно не является частью более крупной системы;
браки заключаются между представителями данного объединения;
оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
у общества есть собственное название и собственная история ;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
Основополагающей для теории государства является проблема государственной власти. Жан Боден (1530–96) определяет понятие суверенитета, характерного для государства: это абсолютная и долговечная, высшая (распорядительная) власть.
Обладателем суверенного права (законодательство, ведение войн, распоряжение судами и финансами) является «абсолютный монарх, никому не подотчетный, за исключением божественных заповедей и естественного права. Возложенная на него власть не может быть у него отнята». Правда, он обязан уважать свободы граждан и их собственность.
Другую точку зрения представляет Иоганн Альтузий (1557–1638). Для него единственный обладатель суверенитета – народ, назначающий правителя исключительно с возможностью отзыва его полномочий; управлять он должен через правительство. Но поэтому у народа есть и право
низложить правителя.
Развитие научных представлений об обществе. Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые так и называют – общественными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук ведущей является социология (буквально – «обществознание»). Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на целостное знание.
Работа с текстом учебника.
Основными сферами жизни общества являются:
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
Экономическая сфера существует в следующих формах.
• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
• деятельность институтов управления экономикой;
• способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:
• отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
• отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:
• создает материальную базу существования общества;
• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
• влияет на политические процессы;
• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основные элементы социальной структуры общества:
• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
• люди города и деревни;
• представители физического и умственного труда;
• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
• государство и государственные органы;
Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.
Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.
Основными функциями государства являются:
• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);
• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
6. Основными элементами духовной жизни общества являются:
• духовные потребности людей;
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.