Обществоведческие знания что это
Значение слова «обществоведческий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОБЩЕСТВОВЕ’ДЧЕСКИЙ, ая, ое (нов.). Прил., по знач. связанное с изучением обществоведения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обществове́дческий
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным обществоведение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова падло (существительное):
Синонимы к слову «обществоведческий»
Предложения со словом «обществоведческий»
Сочетаемость слова «обществоведческий»
Понятия, связанные со словом «обществоведческий»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «обществоведческий»
Изучение процессов регионального развития, предпринятое учёными в рамках различных обществоведческих дисциплин, подготовило плодотворную базу для развития политической регионалистики.
Однако на пути интеграции человековедческих и обществоведческих наук существует немало препятствий.
С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема?
Обществоведческие знания что это
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.
Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.
С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?
1. Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
2. Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
3. Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.
Как анализировать обществоведческий текст? Подготовка к 20–24 заданиям ЕГЭ
Задание 20
Формулировка задания:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Пример 1
Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься определенного рода ________(А). Формирование способностей происходит на основе ________(Б) — врожденных особенностей нервной системы. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, ________(В), коммуникативные. Возможно деление способностей на ________(Г) и специальные. Существует возможность ________(Д) одних способностей за счет других. Высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности, называется ________(Е).
Список терминов: 1) компенсация, 2) деятельность, 3) потребности, 4) духовные, 5) общие, 6) задатки, 7) одаренность, 8) организаторские, 9) труд.
Пример 2
Список терминов: 1) международные отношения, 2) муниципальные органы, 3) армия, 4) идеологические концепции, 5) правовая норма, 6) государственный аппарат, 7) суверенитет, 8) безопасность, 9) парламент.
Пример 3
Юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения и характеризуется определенными лишениями личного или материального характера. Она всегда связана с _________(А). Это одно из важнейших средств _________(Б), борьбы с правонарушениями. Юридическая ответственность преследует _________(В) защиты правопорядка и восстановления справедливости, а также _________(Г) в духе уважения к закону. Основанием юридической ответственности является совершение _________(Д). Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного _________(Е), установленного нормами права.
Список терминов: 1) крайняя необходимость, 2) проступок, 3) обеспечение законности, 4) поручительская ответственность, 5) воспитание граждан, 6) процессуальный порядок, 7) государственное принуждение, 8) правонарушение, 9) цель.
Задания 21–24
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного научно-популярного текста.
Задания 21 и 22 двухбалльные, среднего уровня сложности. Они направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять ее в заданном контексте.
Задания 23 и 24 трехбалльные, повышенного уровня сложности. Задание 23 нацелено на характеристику (объяснение, конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Рекомендации по подготовке к выполнению заданий 21–24 ЕГЭ по обществознанию:
Формируйте навык работы с неадаптированными текстами начиная с 5 класса.
Обратите внимание учеников, что текст к заданиям 21–24 нужно прочитать очень внимательно, вникнуть в его суть. Ученики часто действуют формально, когда ищут необходимые по контексту слова, и это приводит к ошибкам.
Составьте план текста, отрабатывая с учениками задания 21–24. Пусть школьники тренируются вникать в проблематику каждого абзаца, пересказывают текст по пунктам.
Приводите жизненные ситуации к каждой обществоведческой теме, чтобы ученики понимали, что стоит за терминами.
Пример 1
1. Как в тексте определено понятие «услуга»? Какие три элемента сферы услуг упоминают авторы?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на первый вопрос: особая потребительская стоимость, которую создает труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности;
ответ на второй вопрос (три элемента сферы услуг): торговля, банковские услуги, страхование.
2. Какие причины привлекательности сферы услуг для инвесторов приведены в тексте? (Назовите любые две причины.) Опираясь на обществоведческие знания, укажите исторический тип общества, для которого характерен рост доли услуг в валовом внутреннем продукте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на вопрос (две причины), например: усложнение производства и насыщение рынка товарами народного потребления, развитие и воздействие научно-технического прогресса на появление новых видов деятельности, многие услуги не требуют большого стартового капитала, постоянно растущий спрос объема платных услуг населению;
тип: постиндустриальное (информационное) общество.
3. Авторы считают, что «в настоящее время осуществление актов купли-продажи обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей». Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите три подобные операции (услуги) и проиллюстрируйте каждую из них примером. Сначала назовите операцию (услугу), затем приведите соответствующий пример.
В правильном ответе должны быть названы операции (услуги) по обслуживанию покупателей и приведены соответствующие примеры, допустим:
консультации о потребительских свойствах товаров (например, в салоне мобильных телефонов консультант помог покупателям выбрать простой в обращении телефон для пожилого человека);
доставка товаров в указанное покупателями место (например, фирма — продавец бытовой техники доставила купленный холодильник домой к покупателю);
сервисное обслуживание (например, швея, работающая в магазине одежды, подогнала брюки по росту покупателя).
4. Авторы привели возможные меры по сглаживанию сезонных колебаний спроса и предложения на услуги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните действие любых трех из упомянутых в тексте мер (сначала назовите меру, а затем дайте соответствующее объяснение).
В правильном ответе должны быть названы и пояснены меры, допустим:
установление дифференцированных цен (позволяет распределить спрос на протяжении всего года);
установление скидок со стоимости услуг (позволяет привлечь покупателей в «низкий» сезон, перенести спрос клиентов, ограниченных в сумме расходов, на более спокойный период);
организация предварительных заказов (позволяет прогнозировать величину спроса и организовать производство/доставку необходимого количества товара);
введение в периоды пикового спроса дополнительных услуг (позволяет повысить прибыль производителя/продавца);
обучение персонала совмещению функций (позволяет сохранить квалифицированный персонал на период «низкого» сезона, снизить издержки).
Пример 2
1. Что позволяет автору рассматривать период возникновения первых цивилизаций как начало процесса глобализации? Что, по его мнению, представляет собой современная мировая экономика? В чем автор видит сущность глобализации в области политики?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств;
ответ на второй вопрос, например: современная мировая экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам;
ответ на третий вопрос, например: резкое снижение роли национальных государств в решении социально-экономических и политических проблем.
2. Как автор оценивает роль разделения труда в общественном прогрессе? Какие особенности глобализации, связанные с быстрой передачей информации, отмечены в тексте? (Назовите любые три особенности.) Опираясь на текст, обществоведческие знания, объясните смысл понятия «планетарное мышление».
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: происходит дальнейшее разделение общественного труда, это свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, ибо чем выше разделение труда, тем развитее общество;
ответ на второй вопрос, например: компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, интернет;
объяснение, например: это культура мышления современного человека, которая выражается в особом отношении к нашей планете как единому целому; принципиально новый взгляд на мир, его проблемы, на свое место на Земле, на пути решения проблем мира и отдельной личности в их взаимозависимости.
3. Какое противоречие глобализации в области культуры отметил автор? Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, предложите любые три возможных способа (пути) смягчения/устранения этого противоречия.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на вопрос, например: в области культуры на словах предлагается взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западная культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали, о культуре и т.п.;
три способа (пути), например: знакомство с культурой другого народа, его менталитетом, чтобы понимать отдельные этнические составляющие «западной культуры»; развитие межличностного общения на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта; обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур; включение этносоциальных компонентов в образовательные системы стран.
4. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два проявления позитивного и два проявления негативного влияния экономической глобализации.
В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления:
позитивные, допустим: в процессе экономической глобализации расширяется выбор качественных товаров и услуг, в процессе экономической глобализации расширяются возможности в размещении своих сбережений для получения высокого дохода, экономическая глобализация предоставляет возможность для трудовой миграции и обучения профессии в других странах;
негативные, допустим: производимая фирмой продукция может стать неконкурентоспособной, что приведет к разорению фирмы, продаваемые работниками трудовые услуги могут стать невостребованными под влиянием международного разделения труда, экономические кризисы имеют глобальные масштабы.
Список терминов по обществознанию
Абсентеизм — В науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.
Авторитарный — Основанный на личной власти, личной диктатуре
Авторитет — Влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте
Адаптация — приспособление к физической или социальной среде
Анимизм — раннее религиозное верование в существование духов и души
Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей в результате кризиса общества, противоречий между провозглашёнными целями и невозможностью их реализовать
Асоциальный — направленный против общества
Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом
Атрибут — необходимое существенное свойство
Бедность — экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальный доход, уровень образования, власти и престиж
Безработица — незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей
Безработный — человек, не имеющий заработка, стоящий на учёте в службе занятости и получающий специальное пособие по безработице
Белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, в сфере информации. Благо — всё, что способно удовлетворить повседневные потребности людей
Богатство — денежная сумма, выражающая стоимость движимой и недвижимой собственности человека
Брак — добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном порядке с целью создания семьи
Бюджет — финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определённый период времени
Бюрократия — социальный слой профессиональных управленцев, включённых в организационную структуру, характеризующуюся чёткой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе
Владение — фактическое обладание имуществом
Власть — влияние на основе закона или традиции, подчинение людей, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания
Генотип — генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче из поколения в поколение сохраняется биологическая сущность народа или этноса
Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
Государственный бюджет — финансовый документ, расписывающий доходы и расходы государства на определённый период (на год)
Государство — это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом и представляющая его на международной арене
Гражданское общество — это самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели
Девиантное поведение — асоциальный тип поведения, противоречащий социальным нормам
Дееспособность — это способность индивида самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности
Деньги — средство обмена, всеобщий эквивалент
Дефицит — недостаточность средств или ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем
Договор — соглашение между людьми, организациями, государствами
Досуг — часть свободного времени, которым человек располагает по собственному усмотрению
Доход — любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров
Закрытое общество — общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо вообще запрещены, либо существенно ограничены
Заработная плата — цена за труд, измеряемая в единицу времени
Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему
Избирательное плата — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов органов государственной власти и местного самоуправления
Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику
Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении, о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе
Импичмент — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц
Имущественные отношения — правоотношения по поводу материальных благ
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей
Индивидуализм — идеология признания приоритета личных интересов над общественными; совокупность идей и принципов, по которым благо человека, его свобода и личностное развитие являются высшей целью, а функционирование различных институтов и групп — основой и средством для достижения этой цели
Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей
Индивидуум — отдельный человек
Информационное общество — постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация
Искусство — 1) художественное творчество в целом: литература, архитек- тура, скульптура, живопись, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественнообразных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности
Капитализм — общество, основанное на частной собственности и свободных рыночных отношениях
Каста — социальная группа людей, членству в которой человек обязан исключительно своим рождением
Конкуренция — открытое соперничество людей, групп или организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определённой общественной сфере
Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок, принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан
Конфликт — это столкновение, спор людей или социальных групп за обладание властью, материальными или духовными ценностями
Коррупция — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения
Косвенный налог — сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определённых действий, например, при покупке некоторых видов товаров
Культ — действия (телодвижения, чтение, пение определённых текстов), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественную силу
Культура — (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, материальных и духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение
Лидер — активный, пользующийся максимальным авторитетом член группы, наиболее ярко выражающий её интересы и представляющий группу в различных общественных организациях
Манеры — внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения
Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой
Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и его место в нём
Многопартийность — партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий
Мораль — совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого; исполнение норм морали поддерживается силой общественного мнения; мораль включает непреходящие духовные ценности, а также исторически преходящие нормы и идеалы; изучается специальной философской дисциплиной —
Мотив — разумно объяснённая причина поведения, осмысленное действие
Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты
Народность — языковая, территориальная, экономическая и культурная общность
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая группа, члены которой привержены общим ценностям и институтам; наиболее развитая историко-культурная общность людей
Неолитическая революция — переход от охоты и собирательства к земледелию
Неравенство — неравномерное распределение материальных и духовных ценностей, разница в правовом положении людей
Норма права — это правило поведения, установленное или санкциони- рованное государством и возведённое в закон, обеспечивается госу- дарством при помощи органов государственного принуждения
Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. ротивопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или как минимум несколько поколений взрослых людей
Обмудсмен — лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц
Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
Община — это общность людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, совместной охраной территории
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения людей
Обязанность — предписание действовать определённым образом
Открытое общество — общество, где перемещения из одной страты в дру- гую осуществляются свободно и не ограничены
Парламент — высший представительный законодательный орган власти, формируемый выборным путём
Патриархальная семья — семья, состоящая из нескольких поколений, с абсолютной властью мужчины как главы семейства
Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты и т.д.) и юридических лиц (налог на прибыль)
Политика — деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или её завоевания специфическими методами
Политическая партия — политическая организация, выражающая интересы социальных групп, стремящихся к власти
Политический процесс — цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени
Политический режим — система методов осуществления государственной власти и её взаимоотношений с личностью, различными социальными общностями и политическими организациями
Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права; права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью
Правовой статус — совокупность прав и обязанностей человека
Престиж — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых личностью в обществе
Производительный труд — труд, создающий осязаемые продукты илипредметы, являющиеся товарами
Рационализм — совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом познания разум, мышление и рассудок
Регресс — возврат, переход от более высоких форм развития к низшим, деградация
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также связанное с ними поведение, определяемое верой в существование Бога
Республика — форма правления, при которой глава государства избирается, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту
Референдум — всенародное голосование по поводу принятия важнейших государственных решений
Санкция — мера воздействия
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью
Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и общественных процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем)
Синергия — это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы
Совесть — способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному
Сословие — социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями
Социализация — процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь
Социальная группа — любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (доход, уровень образования, профессия, возраст, пол)
Социальные классы — большие социальные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, занимающие определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения доходов
Социальный статус — позиция индивида в группе или обществе
Спрос — подкреплённое денежной возможностью желание приобрести данный товар
Стратификация — расположение социальных слоёв (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объёме власти, профессиональном престиже
Суверинитет — независимость государства в осуществлении своей внут- ренней и внешней политики
Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, поглощением гражданского общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод граждан
Тотемизм — раннее религиозное верование, связанное с представлением о родстве между группой людей и животными
Фетишизм — религиозное поклонение неодушевлённым предметам, вера в их магическую силу
Экономика — рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг
Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения
Этнос — собирательное название больших по численности кровно-родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию