Общество саморазвивающаяся система что значит

Что такое общество как саморазвивающаяся система

Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит

Все причины, вызывающие социальную динамику, делятся на объективные и субъективные. К первым можно отнести природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы), социально-экономические (уровень развития науки, экономики), демографические (количество и качество населения).

К субъективным причинам относят сознание людей, социальный опыт, духовные ценности, менталитет, традиции, обычаи, цели, интересы. Объективные причины не зависят от сознания и воли индивидов, субъективные же являются результатом осознанной деятельности субъектов.

В широком смысле движущей силой общества является поиск лучших форм жизни. Динамику развитию придают противоречия, борьба противоборствующих сил, возникновение глобальных проблем. Общество, как саморазви­вающаяся сложноорганизованная система, характеризуется некоторыми специ­фическими чертами:

— общество отличается разнообразием различных социальных подсистем;
— общество самодостаточно, то есть спо­собно активной совместной деятельностью своих членов со­здавать и воспроизводить все необходимые условия существования;
— общество не сводится только к людям, это система форм, связей и отношений;
— общество отличается исключительной динамич­ностью, незавершенностью и альтернативностью разви­тия;
— обществу присуща непредсказуемость и нелиней­ность развития.

Источник

Общество как саморазвивающаяся система

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие общества.. 4

Общество как саморазвивающаяся система. 6

Формация, цивилизация, мир-система как формы организации общества 9

Гражданское общество: понятие, основа, структура, признаки и функции 11

Список используемой литературы.. 23

Введение

Понятие общества

Однако некоторые положения этой концепции не получили четкого подтверждения в реальной общественно-исторической практике XX в. В частности, не увенчался успехом грандиозный социальный зксперимент построения социалистического общества в одной стране (группе стран) в условиях капиталистического окружения.

Продолжается развитие концепции, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса и солнечной активности, особенностями природно-климатической среды, эволюцией природной организации человека его генофонда. Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению» и насилию).

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований. мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии равно как и национальные, имеют свои модели утроиства общесва и государства. Суть их в идее божественного предопределения устроиства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Г. Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.

В целом все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определеные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество». Так или иначе, при любом подходе для философского его понимания нужно решить двуединую задачу:

1) понять место общества как системы в общем устройстве мира

2) уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Общество как саморазвивающаяся система

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, во взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный зтап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролъю техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Т. Адорно полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом опрелеляет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.

Сторонники коммунистического идеала видят в нем один из основных «двигателей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества.

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

В конце XX в.Ф. Фукуяма выдвинул представление о «конце истории» как следствий ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Другие последователи полагают, что мировая история сейчас находится в точке бифуркации, где соотношение порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Современная историческая и философская мысль только нащупывает основные закономерности ритмики исторического развития, связанные тяжестью глобальных проблем человечества

Источник

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит

Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит

Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит

Социальная философия.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений – это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

Представление об обществе и природе как упорядоченной, целостной, гармоничной системе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. идеи об обществе как едином, целостном организме, сложноорганизованной системе как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.).

В качестве социальной системыможет выступать

· отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия;

· отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте;

· этнические или национальные общности;

· государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями;

· различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система,включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне – и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным (объединяющим) качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть фото Общество саморазвивающаяся система что значит. Смотреть картинку Общество саморазвивающаяся система что значит. Картинка про Общество саморазвивающаяся система что значит. Фото Общество саморазвивающаяся система что значит

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не «в одиночку», а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система – это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А изменившееся общество начинает формировать людей «под себя», т.е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и «дирижером» выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус «единственно правильной и научной», общество становится «закрытым», т.е. таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Общество как целостная система включает в себя многообразные элементы, представляющие сложную иерархию – производственная, управленческая, система социальных связей, взаимно пронизывает друг друга, не существуя изолированно друг от друга. Структура общества представлена как система различных групп, общностей, как таких объединений людей, которые характеризуются общими признаками, более или менее прочными социально-культурными связями, общим типом поведения, умозрения и целеполагания. Вряд ли можно обосновать единственно верную концепцию структурной организации общества. В зависимости от того или иного основания, могут быть выделены различные структурные подсистемы. Взаимоотношения составляющих общество элементов, характеризуют его структурную организацию, статику общества, т.е. структуру общества с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии.Структура общества может быть представлена с разных позиций – сословной, стратификационной, организационной и т.д.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово «стратификация» (от лат. stratum – слой и facio – делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения и социальной дифференциации в обществе по широкому кругу признаков (образование, квалификация, доходы и т.д.), выражая, тем самым, социальную структуру общества.Дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по различным признакам – от образования до квалификации.

Итак, структурная характеристика общества описывает статику общества, т.е. структуру общества с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями. Структура общества может быть представлена как групповая, сословная, классовая, стратификационная и другая система или системы. Современная социология пытается объединить эти подходы в единой общей картине общества, где названные элементы выступают как взаимодополняющие друг друга подсистемы, вводя для этого соответствующую категориальную матрицу (социальная группа, социальные слои, социальные институты, социальный контроль и т.д.). Тем самым даются ответы на вопросы, как устроено общество. Не менее важно знать, как развивается общество, каковы источники, механизмы и направленность социальной динамики, какова природа социальных конфликтов, революций и трансформаций.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

2. Натуралистическаямодель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

3. Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическаятеория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

· общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

· общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

· источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.

4. Плюралистическая (факторная) модель (М.Вебер, Р.Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

Источник

Общество как саморазвивающаяся система

Многообразен, многосторонен исторический процесс. Иногда его сравнивают с многоцветным ковром, сотканным из тысяч и тысяч нитей, событий тесно переплетенных друг с другом. Он выступает объектом для многих общественных наук, каждая из которых вычленяет свой предмет исследования. Однако выбор способа объяснения происхождения развития этих процессов и явлений зависит от исходной мировоззренческой установки, то есть от философского рассмотрения общества, основанного на его теоретическом анализе, как динамичной саморазвивающейся системы. Эти проблемы общественного развития в рассматриваемом пособии включают в себя вопросы:

1) Общество как саморазвивающаяся система.

2) Характеристика материальной, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.

3) Социальное прогнозирование и его методы.

4) Современная НТР и ее возможные последствия.

В ходе лекции мы и рассмотрим эти вопросы. Итак, первый вопрос: общество, как саморазвивающаяся система.

Начиная с эпохи Возрождения, складываются элементы светской (отделенной от религии) «философии истории» (понятие введено Ф.Вольтером). Видным представителем социально-философской мысли был И.Гердер (1744-1803г. г.), который рассматривал общественное развитие как продолжение истории природы.

В некоторых идеалистических концепциях (неокантианцы, русская религиозно-нравственная философия) содержались положительные подходы к человеку и обществу: обосновывался тезис о свободе субъекта, его творческой активности; о роли духовных традиций и нравственности в жизни общества «духовно-нравственным может быть только свободный человек».

Вместе с тем нельзя не видеть что, идеализм в понимании общества и его истории порождает социальную мифологию, способствует формированию отчужденных фетишистских форм сознания. И натурализм, растворяющий человека в природе, и идеализм, отрывающий его от природы, ориентированы на одностороннее понимание общества.

Такая односторонность была преодолена К.Марксом в концепции материалистического понимания истории.

Выделив среди общественных отношений главные, производственные отношения, К.Маркс показал их материальность и объективность, их повторяемость (одинаковость) и различие, т.е. увидел общее и особенное в развитии стран, находящиеся на разных этапах.

Таким образом, согласно материалистическому пониманию истории развитие общества есть процесс смены общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Такое понимание является упрощенным и несколько односторонним.

Рассматривая общество, очевидно, не следует останавливаться на поверхности, явлениях общественной жизни, на игре многих желаний, стремлений, помыслов людей, а вскрывать сущность, реальные силы, вызывающие направленные действия масс людей. Каковы же эти движущие силы?

Материалистическая позиция заключается в том, что такими движущими силами являются совокупные интересы широких масс людей.

Материализм в этом вопросе исходит из того, что в общественной жизни имеют место и объективная необходимость, и повторяемость, и причинная необходимость, т.е. закономерность.

Но законы общественного развития отличаются от законов природы следующими чертами:

Во-первых, это законы, относящиеся не только к материальной, но и к духовной деятельности людей. Без человеческой деятельности нет и быть не может социальных закономерностей, история есть деятельность преследующего свои цели человека. А это значит, что общество как объект изучения сложнее, динамичнее, чем природные объекты.

В- третьих, социальные законы историчны, нет вечных законов, и, следовательно, конкретные предсказания событий исторического масштаба являются очень зыбкими.

Социальный организм очень динамичен, и законы позволяют улавливать лишь общую тенденцию и определенную вероятность установления конкретных сроков наступления событий.

Источник

Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки.

«Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на него оказывается не так уж просто. Почему? Да потому, что общество — это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.

В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество — это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные, интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.

Можно было бы привести и другие подходы к определению общества, но и уже из приведенных рассуждений ясно, что социо­логия нуждается в более широком и универсальном определении своего основного объекта. Оно может быть таким’ общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сфе­рах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимо­действием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимо­действие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).

Четвертый отличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в ‘ эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным ономожет быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха- это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или ки­тайское общество существенно отличается от английского или бе­лорусского.

Пятый признак общества- высокий уровень самоутвер­ждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, кото­рая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, не­обходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уро­вень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегу­ляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказы­вается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития. Скажем, уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, ока­зался бы явно недостаточным для общества современного.

Седьмой отличительный признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать от­дельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общ­ность), социальные институты. Особенность социального развития в том и состоит, что субъект социальной деятельности сам же и организует и осуществляет ее с учетом особенностей социального пространства и социального времени той территории, в пределах которой она протекает.

Восьмым отличительным признаком общества является на­личие в нем социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы индивидов и их групп, взаимодействий и социальных институтов. Оно обладает сложной структурой. В лю­бом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличи­ем или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и

культуры, принадлежностью к гой или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей сово­купности и составляют его социальную структуру. Структура эта, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее под­вержена различным изменениям и находится в процессе динамич­ного развития. Какую бы из структурных частей общества мы ни взяли, будь это семья, город, религия, культура или государство, все они, во-первых, существенно отличаются друг от друга своей сущностью, содержанием, формами, особенностями функциони­рования и т.п.; во-вторых, находятся друг с другом в многообраз­ных и сложных отношениях взаимодействия; в-третьих, испыты­вают те или иные изменения, т.е. развиваются.

Все названные признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая поэтому влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложно­структурированной системы. Эта система в своей целостности, сущности и функциях не может быть сведена к сумме составляю­щих ее частей, ибо из их взаимодействия возникают новые, не присущие ни одной из таких частей, но реализуемые только на уровне общественной целостности отличительные признаки, свой­ства, отношения и функции. Принципиально важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Этот состав многоком­понентен, но самыми основными из них являются следующие че­тыре взаимосвязанных и непросто взаимодействующих друг с дру­гом подсистемы единой системы общества.

продолжительность жизни, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности и группы, их со­циальные статусы и роли.

Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическаяподсистема. Она ох­ватывает собой всю совокупность социально-политических взаи­модействий между индивидами и группами, политическое уст­ройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной вла­сти, деятельность политических партий, общественных органи­заций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию вчасти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ifennocmeu, норм и правил, регулирующих политическое по­ведение индивидов и социальных групп.

Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непре­станно функционирующую целостную систему общества» [1, c.158-165].

«Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные поня­тия. Система— это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и об­разующих некоторое целостное единство. Внутреннюю при­роду, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь— это набор фактов, обуславлива­ющих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Со­циальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социаль­ными условиями,в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социаль­ную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

Социальное взаимодействие— это процесс, в кото­ром люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, измене­ния в социальной общности или обществе в целом, вызыва­емые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, нако­нец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Соци­альные отношения— это относительно устойчивые и са­мостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Итак, общество складывается из множества индиви­дов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму инди­видов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество — это не суммативная, а целост­ная система. Это означает, что на уровне общества индиви­дуальные действия, связи и отношения образуют новое ка­чество, системное качество. Системное качество— это осо­бое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодейст­вия и отношения носят надындивидуальный, надличност­ный характер, то есть общество — это некоторая самостоя­тельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определен­ную структуру связей и отношений и в процессе социализа­ции включается в нее. За счет чего же достигается эта цело­стность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаи­модействий и отношений. Наиболее характерными являют­ся коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элемен­тов. Координация— это определенная согласованность эле­ментов, тот оcобый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Суб­ординация— это подчиненность и соподчиненность, указы­вающая на особое специфическое место, неодинаковое зна­чение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включен­ных в него элементов в отдельности. Вследствие своих инте­гральных качеств социальная система приобретает опреде­ленную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития» [10, c.50-51].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *