Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Конспект урока «Что значит жить по правилам»

Конспект урока по обществознанию в 7 классе

Тема урока : Что значит жить по правилам

Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться на материале правовых норм.

1.Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2.Создать условия для практического освоения социальных норм (правил работы на уроках обществознания)

3.Способствовать развитию УУД по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;

продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;

воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, схематический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: учебник, таблица, презентация

1. Мотивация. (Слайд 1)

(проанализируйте представленный видеоряд). Какой темой можно объединить все картинки?

Вырази своё мнение о споре Кирилла и Ларисы

-Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете?

-Как сформулируем тему урока?

3. Усвоение новых знаний

Что же такое правила? Обратимся к словарю (Слайд 4,5)

Правил огромное множество, мы с ними сталкиваемся ежедневно, все они имеют определенную классификацию (Слайд 7 )

Что они означают? Обратимся к учебнику. Страница 9. Обратите внимание. Таблица называется социальные нормы. Почему?

(Слайды 8 – 10) определяют по картинкам виды правил

Многие правила возникли очень давно, кажется, были всегда, при их выполнении мы даже не задумываемся, почему так поступаем. Приведи примеры.

Такие правила называются привычки.

Далеко не все привычки полезны. Подумай, какие привычки ты можешь назвать вредными?

Привычки, как правило, индивидуальны, но есть и коллективные, к ним относят…

Задание: Найдите в тексте учебника (стр. 11), сформулируйте и приведите примеры обряда, церемониала, обычаев.

Соотнесите понятия и определения (Слайд 16)

4. Конечная рефлексия

Вернёмся к спору Кирилла и Ларисы .

Поменялось ли Ваше мнение, можете ли вы теперь доказать аргументировано свою точку зрения.

5. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся.

6. Домашнее задание

*** 1.Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.
2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?

Анализируют видеоряд. Приходят к выводу, что он показывает различные правила

Выражают мнения, учитель фиксирует результаты «опроса» на доске.

Принимают участие в выводе темы урока

Анализируют определение из словаря Даля и из учебника, строят первичную схему – ассоциацию: правила – это закон, нормы, записывают в тетрадь.

Учащиеся вспоминают значение слова социум, говорят, что правила необходимы для жизни в обществе (социуме).

По таблице изучают определения видов правил, работая в парах (группах)

Определяют по картинкам виды правил

Работают в группах, презентуют результаты своей деятельности

Выполняют задание, записывают определения в тетрадь

Высказывают своё мнение, анализируют поменялось мнение или нет

Участвуют в оценивании

Записывают задание в дневники

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Номер материала: ДБ-1538830

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка урока обществознания в 7 классе по теме «Что значит жить по правилам»

Разработка урока обществознания в 7 классе по теме «Что значит жить по правилам». Разработка содержит конспект урока, рабочий лист ученика, приложение

Просмотр содержимого документа
«План урока Что значит жить по правилам»

Тема: Что значит жить по правилам

Цель: формирование представления о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе.

Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Основные понятия: Правило Социальные нормы Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет Манеры

1. Что такое социальные нормы

2. Привычка, ритуал, обряд

3. Правила этикета и хорошие манеры

2.Определение темы и целей урока

Так какая будет тема урока? Что мы должны изучить?

— что такое правила (понятие)

-какие бывают правила (виды)

— особенности различных правил поведения

— какие правила общения вам известны

Правило-Это закон, постановление или указание, основанное для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.

1.По направленности: (предписывающие, запрещающие)

Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо.

2. По степени обязательности: (нормы- правила, нормы- ожидания)

Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей.

Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно

при встрече со старшим по званию военные отдают честь.

опоздание на встречу.

3.По форме: (формальные, неформальные)

Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой

Источник

Конспект урока по обществознанию на тему: «Что значит жить по правилам» (7 класс)

Тема урока: Что значит жить по правилам?

Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..

«Привычка свыше нам дана…»

Правила этикета и хорошие манеры

Нужно ли жить по правилам?

Презентация «Что значит жить по правилам?»

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы:

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какие уроки из нее можно извлечь?

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос по пройденному материалу

Что такое дееспособность?

Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?

— способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.

Отвечают на вопрос

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

3.Постановка учебных задач

Работа с учебником (стр. 8)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.

Предположите, о чем мы будем говорить?

Какие задачи перед нами стоят?

Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?

Формулируют учебные задачи.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

4.Изучение нового материала.

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»

— Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.

— Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.

Отвечают на вопрос

Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.

Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.

Знают виды общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста.

Работа с иллюстративным материалом (слайд)

Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.

— Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.

«Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.

Перед вами на магнитах слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.

Предписания – соблюдать правила гигиены

Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки

Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки

Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы

Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права

Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.

привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.

ритуал – обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.

обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Отвечают на вопрос, записи в тетради

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Вновь у нас физкультминутка,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давай ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

( Повороты головы и ее вращение.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( Ученики садятся на свои места.)

( Ученики встают со своих мест.)

А какие традиции, обычаи и ритуалы у других народов? Давайте их рассмотрим на примере Испании и Китая.

— О каких привычках испанского и китайского народа вы узнали?

Какие из них вампонравились?Почему?А какие нет?

Могут рассказать традиции, обычаи и ритуалы у других народов

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Правила этикета и хорошие манеры.

Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Слушают, делают записи в тетради

Умеют выделять роль и значение общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Работа с презентацией

— Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:

1 слайд: Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

2 слайд: Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

3 слайд: Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.

Слайд 4: В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5: В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.

Слушают и смотрят презентацию

Узнают факты из истории этикета

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

— Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?

— Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?

— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?

— Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?

— Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.

Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

6. Итоги урока. Рефлексия.

Игра «Пик понимания»

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспектОбщество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Рисуют гору и человечка у себя в тетради,

Анализируют свое эмоциональное состояние.

Параграф 1, учить записи в тетради(пересказывать 2и 3 пункт), прочитать про сетикет. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?

Источник

Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»

На уроке учащиеся знакомятся с видами социальных норм; исследуют причины возникновения правил поведения в обществе, осмысливают значение социальных норм для жизни общества. В ходе выполнения заданий разви­вается умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Цель урока- формирование у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»»

Тема урока. Что значит жить по правилам

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: разви­вать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные про­блемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную пробле­му; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельно­сти; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: фор­мирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способ­ностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представ­ляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — доб­ро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какие уроки из нее можно извлечь?

Тема уроков: «Что значит жить по правилам».

На какие вопросы нам предстоит ответить?

2.«Привычка свыше нам дана. ».

3.Правила этикета и хорошие манеры.

3.Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимо­действуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом ост­рове, на котором не существует никаких правил поведения. Поду­майте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.

4.Работа по теме урока

1. Многообразие правил

Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, ко­торые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому на­зывают нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

(Проверка выполнения задания.)

Признаки социальной нормы:

1)это общие правила;

2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Со­циальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите при­меры, подтверждающие ваши выводы.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает

Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.

Задание: работая в парах, заполните таблицу.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

(Проверка выполнения задания.)

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

-Приведите пример формальных и неформальных норм.

-Чем они различаются между собой?

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

2. «Привычка свыше нам дана. »

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, свя­занных с какими-либо значительными событиями в жизни чело­века, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).

Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имею­щая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцен­тирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).

Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже про­никают в психологию человека (например, церемония заключе­ния брака).

Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспектОтветьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.

-Что тебе известно об обычаях славян?

-Какие правила носят ритуальный характер?

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к вы­ходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так на­зываемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого челове­ка — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропу­скать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой явля­ется коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная тра­диция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в ка­ком-нибудь ресторане или кафе.

Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отме­чать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.

Вопросы для первой группы

О каких привычках, традициях и ритуалах испанского на­рода вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую исто­рию. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполня­ли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пир­шественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семей­ном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на на­циональных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психо­логии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэто­му традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. На­циональная черта характера китайцев — способность упорно трудить­ся — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китай­ский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Ис­пытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» го­ворят только после еды.

Вопросы для второй группы

О каких привычках, традициях и ритуалах китайского на­рода вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы привет­ствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расстава­ясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохрани­тесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимно­го доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно араб­скому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пир­синг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выража­ли его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семей­ства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуиров­ки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали над­резы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.

Вопросы для третьей группы

О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в дале­ком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

3. Правила этикета и хорошие манеры

Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложен­ную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.

(Проверка выполнения задания.)

Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Эти­кет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Многие, наверное, слышали о русской открытости, не­мецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Вернемся к проблемному заданию

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

Чья позиция и почему вам более близка?

Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проведем конкурс знатоков этикета.

Кто здоровается первым, если встретились младший и стар­ший? (Младший.)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с не­знакомым тебе человеком и остановился возле него на не­сколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (на­пример, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здо­роваться? Да.)

Кто подает первым руку — старший младшему или млад­ший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, на­чальникподчиненному.)

Проблемное задание. Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Смотреть картинку Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Картинка про Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект. Фото Общество 7 класс что значит жить по правилам конспект

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *