Общественное развитие что это
Формы общественного развития
Тема 5. Развитие общества.
Понятие развития общества. Социальное развитие и социальные изменения. Виды социальных изменений. Диалектика. Эволюционное и революционное развитие.
Формы общественного развития
Основными формами общественного развития являются: эволюция, революции и реформы.
Развитие общества может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенно и естественным образом вырастают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.
Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или нескольких обществ, или быть глобальными (как, скажем, современная HTP или одна из ее «ветвей» – «компьютерная революция»). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.
Эволюция, революция и реформа в развитии общества
В борьбе нужно руководствоваться высшим принципом – «революционной целесообразностью», и «если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется». (5) Тяготы и гибель людей в революциях неизбежны, поэтому лидеры марксизма относятся к ним рассудительно и спокойно. «. Во время революции, – изящно и образно констатировал6 Карл Маркс, – не пахнет розовым маслом и. время от времени кто-нибудь даже оказывается забрызганным грязью. » С большей прямолинейностью высказался Владимир Ленин: «. Как бы не ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, – ничто и никогда не сравнится с тем огромным воспитательным значением, которое имеет революционная борьба для классов и масс».
Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа(от лат. reformo – преобразовываю) – это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянская реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и определила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.
Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы «не идут».
Так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х – 1980-х гг. с «реформами» образовательной системы, хозяйственного механизма страны, отдельных отраслей производства и особенно многострадального агропромышленного комплекса (сельское хозяйство и сопряженные, с ним сферы экономики). Теоретические разработки этих реформ (замысел на бумаге) были весьма впечатляющи, и если бы они претворялись в жизнь, СССР наверняка существовал бы и по сей день. Более того, он еще заметнее укрепился бы в роли мирового лидера не только из-за своей военной и космической мощи (как это было), но и благодаря общеэкономическому, культурному процветанию и высокому благосостоянию своих граждан.
Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.
Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население этой страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами (от греч. – лишенный отечества, родины – лица, оказавшиеся без гражданства, подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах) в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них имеют право на натурализацию (от лат. – природный, естественный, родной – предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских властей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не менее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «Закона о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при получении латвийского гражданства.
Вопросы и задания
1. Назовите основные формы общественного развития, что они собой представляют?
2. Какая из форм общественного развития, на ваш взгляд, наиболее оптимальна для общества?
3. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является (-ются)
Б) революционный характер перемен;
Г) насильственные методы.
Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, – это
4. Написание эссе на тему: «Есть ли предел развития человечества»; рассмотрение основных концепций и теорий развития общества
Главное об общественном развитии
Общественное развитие можно охарактеризовать как процесс, где с одной стороны находятся люди, институты, общности, а с другой – какие-либо объективные условия, ставящие определенные рамки для их деятельности, целей и конечных результатов.
Концепции развития общества
Непреложным фактом является то, что ни одно общество не остается статично на протяжении своей истории, оно неизбежно развивается. Существуют следующие концепции общественного развития:
Прогресс и регресс развития общества
Общественный прогресс принято определять как необходимый подъем уровня развития, происходящего поступательно. Его направление – от низших форм развития к высшим. К главным критериям принято относить:
Регресс – понятие, обратное прогрессу, то есть движение сверху вниз, деградация, утрата возможности выполнять какие-либо функции. Регресс наступает в случае отсутствия прогресса после периода стагнации.
Формы развития общества
Основными формами развития общества являются эволюция, революция и реформа.
Эволюцией называют постепенные изменения в обществе (изначально термин применялся для аналогичных изменений в природе), происходящие плавно и размеренно, без резких скачков. Происходит не по чьей-либо воле, а по естественно назревшей необходимости. Совершается, как правило, за длительное время – десятки, сотни и тысячи лет.
Революция – резкие и радикальные изменения, происходящие в очень короткий срок. Несмотря на то, что ее предпосылки также могут вызревать на протяжении десятков лет, сама по себе революция может занять не более нескольких дней. Революционные перемены затрагивают все сферы жизни общества и государства. Революция может быть кратковременной и долговременной.
Реформа – это перемена в обществе, проводимая по воле представителей власти. Происходит путем изменения законодательства. Изменения, произошедшие в результате реформы, не столь существенны, как революционные или эволюционные. По своей длительности реформа являет собой нечто среднее между первыми двумя формами.
Что такое ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ? кто подскажет? гугл молчит что-то.
Знаете, что интересно… Человек прошел путь от волосатого, покрытого шкурами, убийцы мамонтов до вполне интеллигентного, гуманистичного создания, способного рационально мыслить и самостоятельно, вполне осознанно, познавать окружающий мир. Примечателен тот факт, что окружающий нас мир развивается постоянно, цивилизация людей и “паровозов” общественной мысли и современной науки эволюционирует ежесекундно.
А те, кто не поспевает за прогрессом общества, сдается мне, – они деградируют. Реально, пока топчетесь на месте, ленитесь или еще чего – за это время многое успевает измениться, и, чтобы догнать развитие и идти с ним вплотную, вровень, придется прикладывать больше усилий, что не всегда возможно даже теоретически.
Вы случайно ни разу не задумывались о том, почему кто-то развивается более успешно, а кто-то – менее? Все дело в упорстве, усидчивости и в целеустремленности – остановившийся во велению слабости своего характера на середине легкого пути человек никогда не получит больше, чем человек, “промучившийся” с достижением какой-то цели, успевший перепробовать многочисленные подходы, но так и не добившийся ее в силу сложившихся обстоятельств.
Кто больше получил? Второй, естественно. Он получил: опыт, бесценные знания, закалку характера и еще много чего. Эта ситуация явилась импульсом к развитию. И, в следующий раз, когда сложная цель встанет перед лицом первого человека – он просто сломается, не пройдя и половины пути, а второй – быть може, будучи опытным, реализует свои возможности и получит необходимое.
Дело же действительно в степени развития личностных и профессиональных качеств человека. Я очень рад, что еще есть такие люди – “паровозы” общественной мысли и современной науки – благодаря которым общество, весь мир не стоит на месте и постепенно развивается. Это замечательно, что существуют такие люди, для которых деньги – менее значимая вещь, чем саморазвитие, накопление и передача опыта.
Это замечательно, что есть за кем гнаться, есть к чему стремиться, есть с кем можно плодотворно работать и есть вещи, мотивирующие нас на это. Я рад, что постепенно многие люди начинают обращать больше внимания на саморазвитие и вещи с ним связанные. Рад, потому что знаю, если каждый будет стараться быть лучше, то, в конце концов, пороки человечества искоренятся и от этого всем будет гораздо лучше (и легче) жить.
Развивайтесь, друзья, не топчитесь на месте!
Раздел V. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
ГЛАВА 21. Типы общественного развития
21.1. Понятие общественного развития
История является процессом и результатом деятельности людей. В советской науке с 1930-х гг. господствовал материалистический детерминизм, согласно которому бытие определяет сознание. Сейчас ему на смену приходит противоположный идеалистический подход: психическое (в том числе и сознание) определяет бытие. С точки зрения исторического реализма обе эти точки зрения на движущие силы исторического процесса односторонни: общественное бытие (историю) творят сознательные люди через свою деятельность (практическую и духовную).
Всегда нужно помнить о цене общественного прогресса, его регрессивной стороне, утратах. Вспомним, какой ценой был достигнут формационный рывок СССР в XX в.: гражданской войной, гибелью крестьянства, упадком религиозности, уничтожением людей в ГУЛАГе, милитаризацией страны, деградацией природы и т.п. Исходя из печального опыта россиян нужно помнить, что общественный прогресс не должен представлять «пиррову победу», когда утраты превышают в перспективе приобретение. С точки зрения августа 1991 г. путь Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., прерванный большевиками во главе с Лениным, был более оптимальным для перспектив России.
Анализ всемирной истории показывает, что нормальная продолжительность переходного периода составляет 15-20 лет, т.е. примерно период смены поколений. В зависимости от качества национальной элиты и характера формационного развития переходный период может быть сокращен, а может быть удлинен. В России, как правило, этот процесс затягивается. Так, формационный переход от феодально-буржуазной формации (аграрно-индустриальной) к пролетарско-социалистической (индустриальной) и сопутствующий ему межформационный и межцивилизационный кризис страна прошла под руководством Ленина и Сталина за 20 лет, с 1917 по 1937 г. Сейчас она вступила в новый переходный межформационный и межцивилизационный переход от пролетарско-социалистической к постиндустриально-смешанной формации. И этот переход, и кризис будут достаточно сложными и разрушительными.
21.2. Циклическое развитие обществ
Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др. Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.
Создатель теории исторического круговорота Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ, по его учению, проходит в своем развитии четыре эпохи: божественную (государства нет), героическую (возникает аристократическое государство), человеческую (демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе. Субъектом исторического процесса у Вико являются отдельные народы, которые проходят стадии богов (теократические правила), героев (правление аристократов), людей (демократическое правление), образующих исторический цикл.
Историю цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, творят люди, роль которых в этом творении различна. Так, существуют: 1) позитивные лица истории (люди, племена, народы), создавшие мировые цивилизации; 2) негативные лица истории (гунны, монголы, тюрки и т.п.), игравшие разрушительную роль по отношению к другим цивилизациям; 3) пассивные лица истории, являющиеся этнографическим материалом для других лиц истории. Каждый народ проходит в своем развитии три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Общей хронологии (исторической судьбы) у перечисленных цивилизаций нет, т.е. они развиваются в основном обособленно: нет исторического события, которое оказало бы влияние на судьбу всего человечества.
В циклическом развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе. Циклический подход к развитию обществ предполагает изменение качеств обществ и внутри цикла, и между циклами-кругами. Поэтому сводить циклическое развитие к теории исторического круговорота (Вико, Данилевский и др.) нельзя. Например, циклический подход к развитию России выделяет в ней несколько циклов: княжеский, имперский, советский. И каждый раз, завершив очередной цикл-круг, Россия начинала новый.
Разрушение социального организма не происходит бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется определенная связь с ним возникших на его месте образований. Так было на территории бывшей Римской империи, где возник ряд самостоятельных обществ, которые в эпоху Возрождения и Новое время обогатили многие унаследованные достижения римской культуры. Но в этом случае правомерно говорить уже об исторических циклах вновь образовавшихся обществ.
Очевидно, что циклическое понимание общественного развития (историческая цикличность) предполагает выделение в развитии прогресса и регресса, которые находятся в разных отношениях на каждой ступени цикла. Исторический цикл является единством процессов расцвета и распада социальных систем и отражает тот факт, что общество (как и все) в его формационной и цивилизационной составляющей имеет свой срок жизни. Становление нового сопровождается распадом старого, причем достаточно сильным. Например, ельцинский период становления буржуазно-социалистической цивилизации: одновременно налицо становление новой национальной идеологии, демократической государственности, рыночной экономики, предприимчивых людей. На этапе расцвета новое одерживает победу над старым, ассимилирует его остатки, но одновременно порождает «сверхновое» в обществе, которое становится противоположностью нового, постепенно превращая его в старое. На стадии упадка это новое начинает разрушаться. И так до бесконечности или до ликвидации в целом данного общества, как нередко было в истории человечества: римляне, ацтеки, татары и т.п.
Что это значит? Это значит, что потребности людей в основном неизменны и проявляются в разных общественных и природных ситуациях. Повторяемость потребностей (и интересов), ментальности людей является основой повторяемости человеческой истории. Это значит, что человек как главный субъект исторического процесса не меняется в своей основе, ставит в принципе одни и те же цели и задачи и стремится их реализовать, каждый раз в конечном итоге относительно безуспешно.
Важнейшими критериями относительной достоверности той или иной теории (концепции) развития общества являются: 1) ее соответствие историческим фактам; 2) понимание происходящего на ее основе общественного развития (субъекты, причины, последствия); 3) предсказание вероятных сценариев развития общества; 4) возможность дальнейшего развития теории, т.е. отрицания ее устаревших идей и приобретения новых. Теория исторических циклов удовлетворяет в какой-то мере перечисленным требованиям, но некоторые важные стороны исторического процесса упускает. Их выразила теория линейного развития.
21.3. Линейное развитие обществ
Большое значение в понимании общественного развития имеет линейная парадигма, называемая линейным прогрессом. Ее также называют теорией эволюционного развития (эволюционизма). Ее создателями стали О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Л. Уорд и др. Линейно-прогрессивное понимание рассматривает общественное развитие как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному качеству обществ и человечества.
В основе эволюционного понимания общественного развития лежала аналогия с биологическим (живым) организмом и его ростом. Общество стали рассматривать как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п.
Сторонники линейного понимания развития исходили из того, что человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязанно. В результате эволюционного развития общества происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то. Очень важно для этого подхода определить критерии низшего и высшего, простого и сложного, частичного и целостного и т.п. Они разные в разных социально-философских и социологических теориях.
О. Конт полагал, что для понимания современной эпохи человечества нужно поместить ее в более широкий исторический контекст. Движущей силой развития общества, по мнению О. Конта, является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Развитие общества напрямую зависит от количества и разнообразия его знаний, которые определяют военные, политические, экономические стороны общественной жизни. Общество проходит в своем развитии три уровня. На теологической стадии люди исходят в своем творении жизни из наличия сверхъестественных существ, которым они поклоняются в форме мифологии и религии. Эта стадия характеризуется военным противоборством и рабством. На метафизической ступени развития люди все больше исходят в своем творении жизни из абстрактных понятий, созданных их разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии и т.п. На позитивной ступени исторического развития люди открывают законы природы, общества, человека и начинают их использовать в организации своей жизни. Наука постепенно становится главной производительной силой общества.
Эволюция общества от одной ступени к другой характеризуется: 1) дифференциацией функций, власти, собственности, престижа между разными группами людей; 2) усилением неравенства труда, власти, богатства, престижа и в целом усложнением дифференциации людей на многочисленные страты; 3) разделением общества на группы, классы, слои по экономическим, профессиональным, политическим, национальным, религиозным признакам.
В основу эволюционной теории развития человечества Л. Морган положил развитие средств (технологию) производства. Он считал, что основными движущими силами истории являются изобретения, которые люди создают для удовлетворения своих потребностей (в пище, одежде, транспорте и т.п.). Если основные потребности людей остаются в принципе неизменными, то орудия и предметы их удовлетворения меняются от эпохи к эпохе. Распространяясь среди обществ, эти орудия (технологические новшества) и материальные блага постепенно меняют образ жизни обществ, всю их структуру.
Л. Морган выделил в истории человечества три фазы: дикость, варварство, цивилизацию. Во времена дикости люди пользовались примитивными орудиями (огонь, лук, стрелы и т.п.) для собирательства пищи. На стадии варварства была изобретена посуда, произошло одомашнивание животных, начаты ирригация, производство железа и инструментов. На стадии цивилизации произошло изобретение фонетического алфавита и письменности, началась письменная история человечества, распространение накопленного опыта пошло быстрее.
1 Штомпка П. Указ соч. С. 143-144.
21.4. Спиралевидное развитие обществ
Спиралевидное развитие общества является более сложным по сравнению с циклическим и линейным. Мы придерживались именно его в изложении формационного и цивилизационного развития человечества. С одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному. С другой стороны, это развитие является циклическим (три стадии), но в результате получается не круг, а именно спираль, когда конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты. Это не значит, что не существует преимущественно циклических и линейных типов развития. В развитии конкретных обществ все типы развития тесно переплетаются.
Если изобразить рассмотренные типы развития графически, то обнаруживается, что спираль представляет собой синтез цикла (круга) и линии. Как графический образ она выступает аналогом «социальной преемственности», который отражает диалектическое единство прерывности и непрерывности, относительного тождества и различия, генетической связи сменяющих друг друга процессов.
В основе спиралевидного развития общества лежит закон отрицания отрицания, открытый Гегелем. С точки зрения этого закона развитие всех вещей и явлений (в том числе и обществ) проходит три стадии: 1) исходной стадии, с которой начинается развитие общества; 2) отрицания исходной стадии, в результате которого старое преобразуется (метафизически или диалектически); 3) отрицания отрицания исходной стадии, на которой осуществляется возврат к исходной стадии, но на качественно новой основе и синтез предыдущих двух стадий развития.
Примером такого развития является рост зерна, старение человека, прогресс человечества. Зерно с точки зрения закона отрицания отрицания проходит стадии посадки в почву, стебля и цветения, колоса. Колос дает множество зерен, похожих на посаженное, и отражает в качестве зерен почву, солнце, ветер и другие факторы, действующие на всех предыдущих стадиях развития. Человек рождается слабым и глупым, затем становится сильным и умным, но в конце жизни возвращается к слабости и впадает в старческий маразм.
Процесс отрицания может происходить и толковаться по-разному. Нигилистическое отрицание характеризуется следующими признаками: 1) есть тотальное уничтожение старого; 2) между отрицанием и исходной основой отсутствует преемственность; 3) новая стадия развития лишена возможности развития. Нигилистическим является сжигание зерна, от которого остается кучка пепла, создание большевиками Советской России, в результате чего были уничтожены православная религия, буржуазное государство, рыночная экономика, крестьянство и т.п.
В соответствии с законом отрицания отрицания Гегель положил в основу прогрессивной периодизации человеческой истории географию народа и дух народа, проживающего на этой территории. У него получилось четыре прогрессивных периода истории, в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.
По мнению Маркса, на первобытной стадии действуют общественная собственность и коллективизм, но низка эффективность производства. На стадии антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) происходит отрицание предыдущей ступени, что вызывает резкий рост эффективности общественного производства. На коммунистической стадии возвращаются вновь к общественной собственности на средства производства, коллективизму, но сохраняют высокую эффективность общественного производства, полученную на средней стадии общественного развития.
Спиралевидный тип общественного развития, как было видно из приведенных примеров, характеризуется рядом генетически связанных процессов, отрицающих один другой, отличается органическим включением (алгебраическим суммированием) множества факторов на относительно длительных этапах развития обществ. В ходе каждого отрицания общество, социальная общность, социальный институт переходят не только в другое качественное состояние, но и в противоположное качественное состояние. Именно в этом состоит сложность осуществления отрицания диалектическим путем.
Цивилизационное развитие тоже идет по спирали: от мифологической цивилизации, через индивидуалистическую и коллективистическую цивилизацию, к солидаристической цивилизации. Последняя тоже представляет собой синтез положительного, накопленного на предыдущих (и противоположных) стадиях цивилизационного развития человечества. Здесь тоже очевидно, что условием развития от одной цивилизационной ступени к другой является способность обществ к диалектическому (а не к метафизическому, как у России) отрицанию предыдущих ступеней развития.
Между общественной формацией и цивилизацией обществ и человечества тоже существует диалектическое противоречие. В единстве и борьбе этих противоположностей то формационная, то цивилизационная составляющая берет верх в обществе-субъекте. В условиях экологического кризиса, углубляющейся глобализации, многоформационной и многоцивилизационной структуры человечества и отдельных стран очень важно достичь равновесия между ними за счет усиления цивилизационной общечеловеческой солидаристической экологической составляющей.