Общекультурное направление внеурочной деятельности это что такое

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Методички Педсовета

01 января 2020 • 11:35

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

Виды внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

Общекультурное:

Общеинтеллектуальное:

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Источник

Организация внеурочной деятельности общекультурного направления в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы)

МБОУ Бутурлиновская СОШ, г. Бутурлиновка, Воронежская область

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гаран В.И. Организация внеурочной деятельности общекультурного направления в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы) // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120084.html (дата обращения: 26.12.2021 ).

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Принципы организации внеурочной деятельности:
— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
— учёт возрастных особенностей;
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
— связь теории с практикой;
— доступность и наглядность;
— включение в активную жизненную позицию;
— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

Общекультурное направление внеурочной деятельности.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
— уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т.д.
— сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
— уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
— культуры отношений человека с человеком.
— культуры быта, поведения в семье и обществе.
— культуры образования.
— культуры труда.
— культуры творчества.
Формы общекультурного направления могут быть представлены кружками рисования, вокальным кружком, театральной студией, посещением музеев, картинных галерей, этическими беседами.
Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
В школе активно поддерживаются мысли о том, что каждый учитель и ученик могут иметь полезное дело по душе. Подобный подход к делу способствует развитию у учащихся ответственности за свои дела, поступки, дисциплины.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня. Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля силами самих учащихся.
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

Из опыта моей работы в данном направлении.

Уже 2-й год я занимаюсь с детьми во внеурочном объединении «Домисолька». Мною была разработана программа общекультурного направления по данной теме.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышление о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на внеурочную деятельность кружка «Домисолька»» в 1 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 33 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Идея развития творческого воображения средствами музыки и других видов искусства в реализации непроста. Это не простое рисование, музицирование или пение. Это творчество более высокого уровня. Это интеграция всех видов искусства, это поиск собственных возможностей и талантов личности, рождение потребности заниматься им не только в рамках музыкальных занятий.
Предложенная тематика занятий – это идея, выраженная в игровой форме. Игра – это эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

познавательные УУД:

Предметные результаты:
знать:

Формы контроля

Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:

Источник

Тема: Общекультурное направление внеурочной деятельности

Мастерская, кружок как формы внеурочной деятельности общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. Выбор данных форм организации деятельности в зависимости от возраста, интересов, творческих возможностей учащихся. Выделение их структурных компонентов и обоснование оптимальных вариантов реализации. Алгоритм организации и проведения одной из указанных форм организации внеурочной деятельности (на примере по выбору студента).

Общекультурное направление внеурочной деятельности

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.

Цель общекультурного направления:

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

— уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;

— сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

— уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

— культуры отношений человека с человеком;

— культуры быта, поведения в семье и обществе;

Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».

Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.

Формы работы по общекультурному направлению: кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; мастерские, посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей, и т.д

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).

1. Приоритет предметно-прак­тических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не озна­чает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

4.Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

5.широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

6.нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;

7.отсутствие домашнего задания

Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержа­ния деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчес­тва (к прикладной деятельнос­ти) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-прак­тических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном на­правлении.

3. В основе образовательно­го процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: ов­ладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного по­мещения – мастерской.

5. Разнообразная деятель­ность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

6. Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

1.Предварительно пересмотреть учебную программу кружка, изучить учебно-тематический план, журнал кружковой работы, конспекты предыдущих занятий, согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определить взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. 2.Определить направление деятельности на занятии, то есть поставить цель.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть конкретна и достижима за одно занятие

3.Определить задачи проведения занятия. Задач должно быть не больше 3-х и они должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия.

4.Определить и выбрать тип и структуру занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, учащихся, слушателей.

5.Составить план проведения занятия. Определить основные этапы занятия, их последовательность. Время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа; формы, организующие работу педагога и детей, продумать методы обучения и воспитания.

6.Продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного компонента учебного материала.

7.Необходимо продумать дидактические средства и приёмы, техническоеоснащение кружка, которые будут использованы на занятии.

— Придите за 10-15 минут до начала занятия.

— Подготовьте помещение, проверьте наличие пособий, инструментов и материалов, лично убедитесь в исправности электрооборудования.

— Проверьте подготовленность рабочих мест для учащихся.

— Еще раз продумайте ход занятия

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.

Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

3. Этап открытий новых знаний. Постановка проблемы

4. Выдвижение гипотезы

6. Рефлексия( 10 мин)

Требования которые необходимо выполнять при подготовке и проведении занятия:

1. Диагностичность цели занятия, её конкретизация в задачах,

описание ожидаемого результата

2. Четкость этапов занятия,их соответствие задачам

3. Занятие отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации,

его форма отличается от урока

4. Учащиеся участвуют в постановке цели занятия, планировании работы

5. На занятии ведется работа по формированию УУД, педагог правильно называет формируемые УУД

6. Занятие способствует формированию ценностей, в процессе занятия учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося

7. Занятие отражает логичное использование современного оборудования

8. Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию

педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия

9. В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей, способствующие формированию сотрудничества, активной позиции, толерантности

10. Обучающиеся включены в ситуации контроля и оценки,

на различных этапах занятия используются приемы обучения рефлексии.

Источник

Основы организации внеурочной деятельности в социально педагогической деятельности. Общекультурная внеурочная воспитательная работа.

Общекультурная внеурочная воспитательная работа.

Просмотр содержимого документа
«Основы организации внеурочной деятельности в социально педагогической деятельности. Общекультурная внеурочная воспитательная работа.»

Общекультурная внеурочная воспитательная работа.

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.

Цель общекультурного направления:

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;

формирование коммуникативной общекультурной компетенции;

овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

овладение навыками межличностного общения;

формирование интереса к творческим профессиям.

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

— уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;

— сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

— уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

— культуры отношений человека с человеком;

— культуры быта, поведения в семье и обществе;

Необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.

Общекультурное направление предполагает следующие планируемые результаты:

-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями;

-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-Сформированное эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе;

-Сформированная потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;

-Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;

-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *