Общее грамматическое значение что это
Лекция № 7 Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
1. Морфология как грамматическое учение о слове.
2. Грамматическое значение и грамматическая форма.
3. Способы их выражения в русском языке.
4. Грамматическая категория.
5. Части речи и принципы их классификации.
1. Морфология как грамматическое учение о слове. Морфология является одним из разделов грамматики. Термин «грамматика» используется в языкознании в двояком значении: в значении грамматического строя языка и в значении учения о грамматическом строе языка, т.е. как обозначение соответствующей научной дисциплины. В последнем смысле грамматика представляет собой собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении.
Грамматика абстрагируется от частного и конкретного в словах и предложениях и берет то, что есть в них общего. Объектом изучения в морфологии являются отдельные слова. Однако в морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова. Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом.
Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (высший пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже).
Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов. Кроме того, традиционным в русской лингвистической науке является и отнесение к морфологии вопросов словообразования отдельных частей речи (общие вопросы словообразования, типы словообразования, изменения в морфологическом составе слова и другие выносятся в отдельный раздел). Таким образом, морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их лексико- грамматические признаки.
2. Грамматическое значение и грамматическая форма.
3. Способы их выражения в русском языке.
4. Грамматическая категория.
5. Части речи и принципы их классификации.
Получила широкое распространение структурно-семантическая классификация частей речи, предложенная Виктором Владимировичем Виноградовым: 1) части речи, 2) частицы речи, 3) модальные слова, 4) междометия.
В.В. Виноградов относит имена, выделяя в них существительное, прилагательное и числительное, местоимения, глагол, наречия, категорию состояния. К частицам речи отнесены предлоги, союзы, собственно частицы и связки. Особо рассмотрены модальные слова и междометия. Большая часть современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения В.В. Виноградова о частях речи. «Русская грамматика» (1980) и «Краткая русская грамматика» (1989) сохраняют традиционную классификацию частей речи, однако вносят некоторые изменения в состав местоимений и числительных. В местоимение включаются местоимения- существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные (твой, ваш, его, их и др.) и местоимения-наречия (по- моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по-их и др.) рассматриваются как разряды слов внутри прилагательных и наречий. Разряд числительных составляют только количественные (один, два, три и др.) и собирательные (двое, трое, пятеро и др.). Порядковые числительные включены в состав прилагательных (первый, второй и др.). В зависимости от лексического значения, от характера морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико- грамматические разряды, называемые частями речи. В современном русском языке различаются части речи самостоятельные и служебные. В особую группу слов выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова. Самостоятельные (или знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.
К самостоятельным частям речи относятся 7 разрядов слов : имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, безлично- предикативные слова (категория состояния). Среди знаменательных слов разнообразными средствами формоизменения обладают имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы и местоимения. Наречия и безлично-предикативные слова (типа рад, жаль, недосуг и др.) лишены формообразующих средств (если не считать степеней сравнения качественных наречий и образованных от них безлично-предикативных слов). Служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы).
К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы. Выделенные в особую группу модальные слова, как и служебные части речи, не обладают номинативный функцией. Они выражают оценку говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности (безусловно, к сожалению и др.). Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т.д.). Как и модальные слова, междометия неизменяемы и обычно не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с предложением, к которому примыкают. Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений.
Задания для самопроверки
— Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?
— Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.
— Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.
Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая — вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно! (По В. Тельпугову)
— Озаглавьте текст. (Прощание с родной землёй.)
— Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей? (Деепричастные обороты.)
— Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему? (Нельзя, замена изменит не только характер интонационного строя предложений, но и смысл текста.)
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
— Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)
— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)
— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)
— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.
— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)
— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.
• Существительное (мать, нежность, стремя)
• Прилагательное (новый, ответственный)
• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)
• Местоимение (её, она, своих)
• Числительное (второй, пять)
• Наречие (нелепо, наотмашь)
— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)
— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Грамматическое значение
Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры):
Грамматические значения не универсальны, менее многочисленны, образуют замкнутый, более чётко структурированный класс.
Грамматические значения, в отличие от лексических, выражаются в обязательном, «принудительном» порядке. Например, говорящий по-русски не может «уклониться» от выражения категории числа глагола, говорящий по-английски — от категории определённости существительного и т. д. В то же время, например, в японском языке категория числа не является грамматической, так как выражается факультативно по желанию говорящего. Представление об обязательности грамматических значений восходит к работам Ф. Боаса и Р. О. Якобсона. Согласно неформальному определению, данному А. А. Зализняком, грамматические значения — это такие значения, «выражение которых обязательно для всех словоформ данного класса лексем» («Русское именное словоизменение», 1967)
Лексические и грамматические значения различаются с точки зрения способов и средств их формального выражения.
Грамматические значения могут не иметь полного соответствия во внеязыковой сфере (так, категории числа, времени обычно так или иначе соответствуют реальности, в то время как женский род существительного табуретка и мужской род существительного стул мотивированы лишь их окончаниями).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.
В лингвистике хабитуáлис, или хабитуальный аспект, — это набор грамматических или лексических значений, выражающих регулярное повторение действия или привычность, традиционность состояния. Хабитуальный аспект можно считать частным случаем имперфектива, и тогда он противопоставляется второй разновидности имперфектива — дуративу.
О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.
Синтети́ческие языки́ — типологический класс языков, в которых преобладают синтетические формы выражения грамматических значений. Синтетические языки противопоставляются аналитическим языкам, в которых грамматические значения выражаются при помощи служебных слов, и полисинтетическим языкам, в которых в пределах цельнооформленного комплекса (внешне напоминающего слово) объединено несколько именных и глагольных лексических значений.
Гpaммaтичecкoe знaчeниe cлoвa и cpeдcтвa eгo выpaжeния
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дефиниция грамматического значения и его отличия от лексического
Гpaммaтичecкoe знaчeниe cлoвa – это абстрактное понятие, которое основывается на лексическом значении и выражает различные его отношения с помощью грамматической формы.
Грамматическая категория выступает связывающим звеном таких понятий, как грамматическое значение и грамматическая форма, требующих дефиниции и трактовки.
Грамматические значения, как и лексические значения, обнаруживают в словах, ставших объектами изучения различных лингвистических дисциплин. Однако, по сравнению с лексическими значениями, которые являются конкретными в каждом случае употребления, грамматические значения абстрактные, общие, они органично входят в семантический план любого слова и обязательно сопровождают, поддерживают его в грамматической системе.
По принципу обобщения в пределах каждой части речи разные слова объединяются по признаку именно грамматического значения, которые включают:
Способом выражения грамматического значения слова является понятие, обозначаемое термином «грамматическая форма», то есть речь идет о грамматическом видоизменении слова, его морфологической разновидности.
Грамматические значения, в отличие от лексических, несопоставимы непосредственно с предметами, явлениями и признаками объективной действительности; они отражают разные типы отношений между словами с лексическим значением.
Лексические значения, соответственно, связаны прежде всего с номинацией, с называнием ощущений, представлений, понятий, которые, в свою очередь, отражают предметы и признаки объективного мира. Грамматическое значение характеризуется выражением отношений между словами – носителями лексических (номинативных) значений для оформления сообщений о процессах и явлениях, происходящих в объективной действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
Итак, все так называемые служебные слова, используемые для выражения взаимосвязи между знаменательными (номинативными) словами, являются носителями грамматических значений. Знаменательные (номинативные) слова, кроме лексического значения (или значений), имеют также грамматическое, поскольку в процессе речевой деятельности они так или иначе связаны с другими знаменательными словами.
То есть грамматические значения соответственно оформляют лексические значения. Грамматическое значение тесно связано с лексическим; лексическое значение является субстратом, подоплекой существования соответствующего грамматического значения. Грамматическое значение непосредственно, через лексическое, соотносится с объективной действительностью.
Отличие между грамматическим и лексическим значением проявляется также в плане их выражения: грамматическое значение выражается с помощью соответствующих грамматических средств, входящих в состав слова (аффиксы), лексическое же значение передается целым словом (например: стол, дуб, учебник).
Грамматическое значение в структуре грамматической категории
Грамматические формы имеют значение лишь в сопоставлении двух или нескольких слов между собой в определенном отношении, что и составляет содержание того или иного грамматического значения. Одним из центральных понятий грамматического строя речи наряду с понятиями «грамматическое значение» и «грамматическая форма» является построенное на абстракциях и обобщениях понятие, обозначаемое термином «грамматическая категория».
Реализуясь в речи, грамматические категории представляют собой ядерные компоненты языковой организации, они пронизывают всю ее структуру и основываются на коррелятивных взаимосвязях между двумя или большим количеством грамматических значений, выраженных определенной системой соотносительных грамматических форм.
Поскольку понятие грамматической категории в научной литературе исследовано в большей степени на материале морфологии, то в связи с его обозначением в языковедческой терминологии появился термин «морфологическая категория», подобно тому, как в синтаксисе – «синтаксическая категория», в словообразовании – «словообразовательная категория» для номинации определяющих составляющих грамматики. Стоит отметить, что в составе грамматики в последнее время, кроме морфологии и синтаксиса, выделяют еще и словообразование.
Итак, грамматическая категория – это своеобразная триада морфологических, синтаксических и словообразовательных признаков в словах.
Проявление грамматических категорий обусловлены морфологическим типом языка, который влияет и на их совокупность, и на способы выражения категорийных значений. Понятие грамматической категории в морфологии – это категории, присущие частям речи как основным ее единицам, поэтому ученые и отождествляют его с понятием морфологической категории и иногда обозначают осложненным термином «грамматическая (морфологическая) категория».
Дело обстоит в случае, когда некоторые морфологические категории (например, категория падежа в существительных, категория степеней сравнения в прилагательных, категория состояния и переходности / непереходности в глаголах и т.д.) находятся одновременно и в сфере других уровней грамматики, в частности словообразования и синтаксиса, поэтому их квалифицируют как «межуровневые».
Основные средства выражения грамматического значения
Средства выражения грамматических значений – это материальные ресурсы грамматической системы языка, с помощью которых выражаются грамматические значения, а следовательно, и оформляются слова, творятся формальные разновидности слова.
Среди основных средств выражения грамматического значения выделяют:
Что такое слово в русском языке?
Слово — строительный материал для выражения мыслей. Только человеку принадлежит уникальная возможность облекать свои мысли в слова. Слово неразрывно связано с мыслью.
Определение понятия
Слово — это смысловая единица речи, имеющая определенное звуковое и грамматическое оформление.
Слово — выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает (Л. Н. Толстой).
Слова — это одежда наших мыслей… (М. Горький).
Слово рождается в труде, извечно с ним взаимодействует. Оно управляет деятельностью человека и является творцом и венцом всей мировой культуры. Без слова невозможно общение, жизнь человека и общества. Издавна известна безмерная сила слова, с которой вряд ли что может сравниться.
Давайте выясним, что такое слово в русском языке.
Внешнее и внутреннее в слове
Используя слова, человек оформляет свою речь. В русском языке слова существуют как готовые, исторически сложившиеся единицы речи. Каждый раз, чтобы что-то сказать, мы заново не воспроизводим их, а пользуемся словами, которые узнали с детства. Маленький ребенок приобщается к миру слов с помощью звучащей речи близких людей.
Слово — это, в первую очередь, определенный набор звуков. Ударение является одним из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова:
Звуковая оболочка и ударение — это внешняя сторона. Слово звучит, его можно написать графически, используя буквы. С этой точки зрения слово вполне материально.
У слова есть и внутренняя сторона — смысл. Каждое слово, имея организованную звуковую оболочку, соотносится с определенным предметом действительности, признаком, действием и т. д.
К примеру, в слове «трава» гласные звуки в содружестве с тремя согласными, расположенными в строго определенном порядке, обладают значением «зеленое покрытие лужайки, состоящее из тонких ростков».
Стоит переставить или убрать хотя бы один звук, и слово станет бессмысленным набором звуков, потеряет свой смысл.
Значит, слово — это единство внешнего и внутреннего плана, звука и содержания. С этой точки зрения можно дать следующее определение:
Лексическое значение слова
Слово обладает номинативной функцией, то есть способностью называть что-то. Слова понадобились людям в процессе общения, чтобы именовать всё, с чем они соприкасаются в жизни.
К. Паустовский отмечал, что «для всего, существующего в природе, — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество слов и названий».
Кроме звуковой оболочки, слово имеет определенный смысл. Оно соотносится с определенной реалией действительности и служит для называния предметов и признаков, действий и состояний, количеств и качеств. Только некоторые служебные слова (частицы, предлоги, союзы) не обозначают понятий действительности.
Фонетическая оформленность слова неразрывно сочетается с его определенным внутренним смыслом.
Этот внутренний смысл, исторически закрепленный в слове, является его лексическим значением.
Лексическое значение — это смысловое содержание слова, его соотнесенность с определённым предметом или явлением действительности.
Можно утверждать, что в каждом слове содержится определённая информационная программа.
Например, многие знают и представляют, что обозначает слово «глаз». Глаз — это орган зрения у человека и у многих животных и птиц. С помощью глаза мы не только видим окружающий мир, но различаем цвета, день и ночь, а также можем читать, писать, рисовать, строить и пр. В лексическое значение слова «глаз», выраженного именно этим сочетанием четырех звуков, расположенных в строгом порядке, входят наиболее существенные индивидуальные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Слова отличаются друг от друга своим лексическим значением. Лексическое значение у каждого слова своё.
В русском языке различают однозначные и многозначные слова. Однозначные слова (шарф, косинус, ночь) обладают только одним значением, а многозначные имеют несколько значений, которые с помощью цифр по порядку перечисляются в толковых словарях.
Слово и грамматическое значение
Кроме лексического значения, слово содержит грамматическое значение, общее для группы однотипных слов. Грамматическое значение — это общее значение слов как части речи.
Так, например ряд лексем (моряк, вокзал, стена) обладают грамматическим значением предметности и отвечают на вопросы: кто? что?
Общее грамматическое значение позволит объединить такие слова в один лексико-грамматический класс, который называется именем существительным. У слов с предметным значением можно указать морфологические категории рода, числа и падежа.
У слов «решать», «определить», «указать» преобладает значение действия. Эти слова отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
В соответствии с общим грамматическим значением отнесем их к самостоятельной части речи — глаголу. Как глаголы, эти лексемы обладают морфологическими признаками вида, переходности, времени, наклонения, лица и числа и пр.
Таким образом, в русском языке слово обладает звуковой оформленностью, лексическим и грамматическим значением.
Приведем значение этого лингвистического термина, которое дает Википедия:
Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением.
Каждое слово состоит не только из звуков, а из минимальных значимых частей — морфем. В составе слов можно указать приставку, корень, суффикс, окончание, постфикс и соединительные гласные.
Сочетаемость слов
Строя высказывание, говорящие с легкостью оперируют словами, иногда не задумываясь об их сочетаемости.
В речи каждое слово употребляется в связи с его особенностями лексического значения, морфологическими свойствами и спецификой сочетания с другими словами в пределах высказывания.
Способность слова сочетаться с другими словами называется валентностью.
С этой точки зрения некоторые слова сочетаются свободно с другими лексемами, а другие обладают ограниченной, или узкой сочетаемостью. При свободной сочетаемости слова имеют многообразные и широкие связи с другими словами без каких-либо ограничений. Так, слово «ночь» сочетается со словами:
При ограниченной сочетаемости слова проявляют свою избирательность. Они соединяются в сочетание только с узко ограниченным кругом слов:
Признаки слова
Суммируя предыдущие рассуждения, укажем некоторые признаки слова:
Слова, обладая своим значением, являются строительным материалом высказывания, с помощью которого говорящий оформляет свою мысль. Каждое слово берет на себя выражение части смысла целого. В совокупности смысл речи складывается из значений отдельных слов, составляющих её. Слово является минимальным значимым элементом речи для выражения мыслей и общения между людьми.