Общее фортепиано в музыкальной школе что это

«Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Цель: способствовать формированию слушателей культуры школьников на основе приобщения к музыке.

Задачи:

1. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.

2. Развить творческие способности у учащихся.

3. Воспитание культуры слушателя, исполнителя; воспитание любви к музыке.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.

Общее фортепиано в музыкальной школе что это. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что это. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что это. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что это. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что это

Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.

За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.

Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.

Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру.

Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.

Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.

Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.

Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношения» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.

Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг.

Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.

1. Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор», 1984.

2. Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск, 1979.

3. Ключарева Т. Педагогическая практика – М: «Музыка», 1979.

4. Тимакин Е. Воспитание пианиста – М: «Советский композитор», 1989.

5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение», 1984.

Репетиторы по физике в Тюмени помогут устранить все трудности в усвоении программы обучения, проработают с вашим ребенком все темы, которые он изучал в школе, окажут помощь ученику в подготовке к олимпиаде, экзамену в школе, к вступительным экзаменам в ВУЗ.

Автор: Дрожжина Наталья Александровна, преподаватель общего фортепиано «Школы искусств №2», пед.стаж 6 лет, г. Караганда, Казахстан.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Источник

Общее фортепиано в музыкальной школе что это

Автор: Скуридина Ирина Алексеевна

Организация: МБУДО Монинская ДМШ

Населенный пункт: Московская область, Щёлковский район, г.п. Монино

Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного»

немыслимо воспитание профессионального

музыканта любой специальности.

Предмет «Общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомится с огромными фактурными возможностями роли фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Ученики выступают, солируют на фортепиано, играя в ансамбле, аккомпанируя своим товарищам.

Некоторые из них выступают в школьных концертах, детсадах, в общеобразовательных школах и в библиотеках.

Как известно предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств.

Прохождение общего курса фортепианной игры должен содействовать поднятию общей культуры учащегося.

Н. Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

развитие фортепианной техники;

разучивание пьес разных стилей фактуры;

игра в ансамбле аккомпанементе;

Вышеуказанные задачи, остаются актуальными и в настоящее время. Условия для их решения не простые:

урок по 22,5 минуты или по 45 минут. (а к концу года ученик должен сыграть 2-3 небольших пьесы на различные штрихи и часто двумя руками).

Предмет общее фортепиано для учащихся других отделений вводится со второго класса. И так как в первый класс принимают детей с 6-7 лет, то возникает проблема возрастной психологии.

После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствия дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.

В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано, как условия профессионального роста музыканта.

Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения.

Разумеется, у каждого ученика усвоение материала происходит индивидуально и поэтому материал урока преподаватель может варьировать по своему усмотрению, необходимо только следовать тому, что усвоение нового должно быть на прочном закреплении предыдущего. Нельзя допускать музыкальное развитие скачками, так как тогда могут возникнуть трудности, преодолеть которые ученик не в состоянии, тем самым он потеряет интерес к занятиям, особенно, когда кончится донотный период и начнется игра по нотам.

Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребенка этого возраста преобладает образное мышление).

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребенка – это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребенка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально, ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Ученик подготовительного класса еще не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучить его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: «А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно».

Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное, к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям – ведь ребенку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать еще большее. А это решает главную задачу – развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.

Знакомство с учеником.

С первого же урока очень важно установить эмоциональный и психологический контакт с учеником, он должен почувствовать симпатию и доверие к учителю.

Главное на первом уроке – пробудить интерес к занятиям музыкой.

В заинтересованной, доверительной беседе учитель знакомится с учеником, при этом плавно переходит от интересов и умений ученика (любит ли рисовать, лепить, умеет ли он читать, писать и т.д.) к знакомству с музыкой и с фортепиано.

Знакомство с инструментом.

Б) Познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано.

В) Регистры. Установить связь: нижний регистр – толстые струны – грубый, низкий звук. Верхний регистр – струны становятся тоньше, а вверху совсем тонкие и звук совсем нежный, тонкий. Музыкальные примеры: В. Ребиков – «Медведь», А. Руббах – «Вальс».

Попутно проводим ассоциации с животными, ребенок фантазирует, какие животные могут ассоциироваться с теми или иным регистром.

Знакомство с клавиатурой.

обратить внимание на чередование двух и трех групп черных клавиш на клавиатуре. Исходя из этого, учим найти в группе двух черных клавиш, т.е. До, Ре, Ми;

Верхний регистр – регистр скрипичного ключа, нижний – басового (объяснение названия «скрипичный ключ», «басовый ключ»).

Знакомство с октавами.

Верхний регистр – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я октавы.

Нижний регистр – малая, большая, контроктава и субконтроктава.

Знакомство с нотным станом.

Нумерация линеек, написание нот.

определение расстояния между стулом и инструментом;

определение высоты сидения;

положение корпуса и рук.

Постановка рук. Упражнение с мячом (можно взять вместо мяча небольшое яблоко) свободно без напряжения, обнимая мяч и, не изменяя форму, переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками).

Упражнение обеспечивает естественное положение руки. Затем прикосновения на фортепиано 3-мпальцем правой и левой рук. Показ с помощью педагога, потом ученик выполняет самостоятельно.

На примере 2х-3х музыкальных фрагментов объяснить ученику, что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда «стоит» на месте.

Обратить внимание, что музыка длится по-разному, тем самым подвести ученика к объяснению длительности. Объяснение дать на наглядных примерах.

Заранее заготовить из картона 4 круга – целая, половинная, четвертная и восьмая.

Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.

Источник

Педагогическая концепция предмета общее фортепиано

Содержимое публикации

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 г. Надыма»

«Педагогическая концепция предмета общее фортепиано»

Как известно, предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать поднятию общей музыкальной культуры учащегося.

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н.Загорный впервые в музыкально-педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта-непианиста».

Массовое музыкальное воспитание и образование в России, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения.

Сегодня в контексте идеи гуманизации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиально большое значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей группы учащихся детской музыкальной школы, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование. Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета общее фортепиано в подготовке учащихся ДМШ.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Отделения или классы общего фортепиано в детских музыкальных школах и школах искусств объединяют учащихся, которые занимаются на различных музыкальных инструментах. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров, музыку, написанную для любого исполнительского состава.

Богатые динамические и выразительные средства, возможность воспроизводить многоголосную музыку выдвинули фортепиано как важнейший музыкальный инструмент для исполнения соло, аккомпанемента и всевозможных переложений симфонической и другой музыки. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная грамота), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе обучающимся на духовом, струнном, хоровом и народном отделениях необходим курс ознакомления с инструментом.

В моей работе рассматривается история развития дисциплины общее фортепиано, ее основные задачи на современном этапе обучения детей в ДМШ и ДШИ.

Из истории дисциплины «общее фортепиано».

Обучение игре на фортепиано издавна входило в учебную под готовку музыкантов-профессионалов самых различных специальностей. Называемая в наши дни обычно « общим фортепиано» , эта дисциплина в прежние времена носила разные наименования — фортепиано «обязательное», «вспомогательное», «фортепиано для всех» и т. д. Став своего рода ответвлением от некогда единой и цельной клавирно- фортепианной педагогики, она приобретает права гражданства в учебном быту примерно со второй половины XVIII столетия, то есть с той поры, когда в европейском искусстве усиливается процесс дифференциации отдельных музыкальных специальностей, размежевания их на ряд самостоятельных, в известной мере локальных отраслей.

Что касается конкретно российской музыкальной действительности, то кардинальные реформы внесло в музыкальное воспитание и образование время, последовавшее за установлением Советской власти. Результатом этих реформ было создание широкой, подлинно демократичной системы музыкального образования, на различных ступенях и уровнях которой осуществляется ныне квалифицированная подготовка как любителей музыки (студии, курсы, кружки, ДМШ, ВМШ и т.д.), так и будущих музыкантов-профессионалов (специальные учебные заведения). Музыкальное воспитание и образование в России сегодня имеет массовый характер, доступно каждому члену общества. Одно из заметных мест в существующей системе массового музыкального воспитания и образования принадлежит обучению игре на фортепиано, которое ныне выполняет функции еще более многообразные и ответственные, нежели прежде.

Преподавание игры на фортепиано шагнуло сегодня далеко вперед со времен старой школы. Выросли многочисленные, хорошо подготовленные кадры учителей; изменилась методика обучения игре на инструменте; написан ряд ценных трудов и пособий в помощь педагогам-пианистам. Словом, значительно возрос качественный уровень массового музыкально-инструментального преподавания.

Одной из задач детских музыкальных школ и школ искусств на современном этапе является развитие гармоничной, творческой, всесторонне развитой личности, яркой индивидуальности. Общий курс фортепиано как одна из составляющих комплекса музыкальных занятий, способствует расширением музыкального кругозора, музыкальных впечатлений, репертуара, большей реализации творческих способностей и возможности самовыражения, а значит, способствует общему музыкальному развитию обучающихся и личности ребенка в целом.

Основные задачи обучения в классе «общего фортепиано»

Основными задачами в процессе обучения в классе «общего фортепиано» в детских музыкальных школах являются:

Обучить игре на фортепиано.

Привить учащимся комплекс важных практических навыков игры по слуху, чтение с листа, игры в ансамбле, умение аккомпанировать.

Познакомить как с классическим, так и с популярным фортепианным репертуаром.

В основные задачи обучения по предмету также входят:

использование преимущества инструмента для развития гармонического и полифонического слуха учащихся;

призвать общее фортепиано в посредники между специальностью, сольфеджио, музыкальной литературой.

Наиболее трудным является первый период обучения, где происходит знакомство с инструментом. Трудность вызвана прежде всего иным звукоизвлечением, иным расположением клавиатуры, звукоряда. Ребенок уже успел привыкнуть к своему инструменту, научился извлекать из него звуки, играть небольшие пьесы. И чтобы этот период прошел для ученика незаметно, не вызывая особых затруднений, необходимо увлечь его с первой минуты, рассказать о преимуществах и возможностях фортепиано.
Очень важно с первого урока и на протяжении всех лет обучения следить за исполнительским аппаратом ребенка. Однако, не следует специально отвлекать внимание ученика на постановочные моменты, которые порой выливаются в упражнения как сидеть за инструментом, как держать руки и так далее. Весь этот процесс должен напоминать ребенку о красивом звучании инструмента, об эмоциональной отзывчивости на слушаемую музыку, чистоту и выразительность интонации.
На первоначальном этапе и в последующие годы обучения в классе общего фортепиано наряду с различного типа упражнений, можно сразу предлагать чтение с листа, подбор по слуху и транспонирование несложных мелодий. И задачей учителя является помощь ученику в подборе несложной гармонической поддержкой и элементарных гармонических функций с тем чтобы впоследствии он сам научился подбирать гармонию для знакомых на слух мелодий. Чтение с листа, по мнению практиков – методистов представляет форму деятельности, открывающую благоприятные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать или осваивать в исполнительском плане, но она дает направление общемузыкальному развитию, и именно в процессе чтения нот с листа всей полнотой и отчетливостью выявляют себя следующие

основные принципы развивающего обучения:
а) увеличение объема используемого в учении музыкального материала;
б) ускорение темпов его прохождения.
Отсюда вывод: если общемузыкальное развитие учащегося его способностей, интеллекта, слухового сознания призвано быть особой, специальной целью фортепианной педагогики, то чтение с листа имеете в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели. Опытный педагог придает большое значение навыкам чтения с листа и знает, что недостаточное внимание к этому аспекту замедляет и затрудняет дальнейшую работу над музыкальным произведением.
Не менее важным моментом в обучении общего фортепиано является развитие навыков игры в ансамбле. Это обучение позволяет объяснять функции мелодии и аккомпанемента, обозначать главное и второстепенное, умение чередовать партии: первую со второй и наоборот. Изучение гамм, арпеджио, аккордов помогает развивать технические возможности, исполнительские и слуховые навыки, не говоря уже о том, что это «классический» тип пальцевого упражнения. Исполнение этих видов заданий помогает овладеть навыками распределения динамики от p до f и наоборот, это упражнения на координацию движения, вырабатывает ощущение клавиатуры, определенные аппликатурные привычки, артикуляционные навыки.
Реализация перечисленных задач лежит в основе педагогического репертуара, к которому надо подходить строго индивидуально, учитывая в первую очередь возрастные особенности и физические данные каждого ребенка, а также способность и одаренность

Особенности технического развития и музыкального воспитания в классе общего фортепиано, с учащимися различных специальностей

Преподавателя МОУДОД «ДМШ № 4 «

При работе с учениками в классе общего фортепиано педагогу-пианисту приходится сталкиваться со следующей проблемой, которая является одной из самых основных в вопросах технического и музыкального развития: непроизвольное перенесение на фортепиано определенных игровых навыков и приемов, наработанных в процессе занятий по своему специальному инструменту. Это является следствием того, что перед преподавателями фортепиано-исполнители, обладающие определенной методической культурой и практическим интерпретационным опытом, а будущая специальность накладывает на них черты, свойственные представителям только данной профессии. В результате чего, в основе технического и музыкального развития в классе общего фортепиано лежит его взаимосвязь с основной специальностью ученика при взаимодействии общих и специфических принципов различных исполнительских методик. Причем эта взаимосвязь проявляется двояким образом: с одной стороны, основные технические трудности и недостатки при игре на фортепиано являются следствием наработанных на своем основном инструменте навыков и приемов, а с другой стороны, в этом комплексе навыков и приемов на различных инструментах существует ряд точек соприкосновения, которые желательно использовать максимальным образом с целью облегчения усвоения двигательных навыков игры на фортепиано.

То есть, наиболее коротким и удобным к успешному приспосабливанию к новому инструменту будет путь аналогий и противопоставлений с основной специальностью ученика. В связи с этим, можно выделить как ряд специфических недостатков, характерных для исполнителей на различных инструментах, так и общие.

Эти требования в достаточной степени хрестоматийны. Но, для баянистов, народников-струнников, виолончелистов, то есть инструменталистов, сидящих во время исполнения, при рассмотрении вопросов, касающихся посадки за фортепиано, необходимо учитывать особенности их посадки при игре на своем инструменте и должным образом способствовать адаптации учащихся к новому инструменту.

По сравнению с учащимися других специальностей у баянистов и пианистов в посадке есть ряд общих черт, но эта общность при непосредственном практическом воплощении оказываются весьма приблизительной. Понятия удобства для баянистов и пианистов не совпадают. Характерной чертой для баянистов является то, что ноги ставятся на ширину плеч, являясь опорой для инструмента, причем правая нога ставится под прямым углом, а левая несколько выдвигается вперед, а также то, что исполнитель сидит довольно глубоко на стуле. Все эти привычки баянисты автоматически переносят и на фортепиано. Учащимся обычно помогает объяснение отсутствия необходимости этих приемов, полной их ненужности и нецелесообразности. В работе с баянистами над фортепианной посадкой важно помочь ощущать в корпусе опору, связанную с функцией педализации, свободой движения стопы и пальцев ног, с необходимостью сидеть на краю стула.

Отсюда следует, что вредно какое-бы то ни было заранее установленное положение корпуса, потому что в этом случае безусловный рефлекс, вызванный эмоциональным содержанием музыки, вступил бы в серьезное противоречие с заранее предписанной позицией.

Следовательно, эмоциональное и музыкальное представление должны определять положение корпуса, а не наоборот. Как говорил Г.Нейгауз» для достижения наилучших технических результатов и владения разнообразными качествами звука надо использовать все возможности тела от пальца до всего туловища».

Одна из особенностей игры на фортепиано в отличие от подавляющего большинства других инструментов, состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен не только охватить все элементы музыкальной ткани в их совокупности, но и выявить мельчайшие детали. Можно сравнить пианиста с целым оркестром, в котором он является и дирижером, и исполнителем всех партий.

Чтобы выполнить эти задачи, учащийся должен обладать комплексом навыков, среди которых основное место занимает способность координации.

Это особенно важно для учащихся класса общего фортепиано, так как умение правильно скоординировать составные части музыкальной ткани служит залогом двигательно-технической свободы, которую иногда ищут в чисто мышечном освобождении аппарата.

Существует ряд причин, которые усложняют процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися-инструменталистами.

Даже один фортепианный текст представляет значительную трудность, которая заключается в необходимости одновременной читки двух нотоносцев в разных ключах, в ином обозначении аппликатуры. Для баянистов основной сложностью является то, что при игре на баяне функции рук четко разграничены. На левую руку возлагается ряд задач среди которых на первый план выдвигается задача по обеспечению работы меха, к тому же баянная клавиатура левой руки строится, в отличие от правой и фортепианной, по кварто-квинтовому принципу и имеет набор готовых аккордов. Все это неблагоприятно отражается на пальцевой технике левой руки, которая развита значительно менее правой, на пластичности левой руки и ориентации при игре на фортепиано.

Совершенно аналогичные недостатки, но относящиеся к правой руке, характерны для исполнителей на тех инструментах, где основной функцией правой руки является удержание смычка или медиатора. Сюда относятся исполнители на струнно-смычковых инструментах, домристы, балалаечники.

При работе над развитием координации необходимо учитывать, что это явление многослойно. Оно включает в себя: мышление и слух, так как игровые движения зависят и даже определяются мысленно-звуковой картиной, сложившейся в представлении исполнителя, важная роль принадлежит технике, потому что от этого зависит способность аппарата к гибкому взаимодействию всех его звеньев.

По мере усложнения пианистических задач следует всемерно закреплять у ученика умение следить за горизонтальным развитием музыкальной ткани.

Большой сложностью при обучении игре на фортепиано учащихся-инструменталистов практически всех специальностей является особенность фортепианного звукоизвлечения. Это связано с тем, что на всех инструментах стационарная часть звука управляема. На фортепиано же момент взятия ( начало звука ) определяет характер и силу звучания. Никакое дальнейшее воздействие на звук невозможно, так как его стационарная часть неуправляема, звук неуклонно затихает. В результате непонимания этой специфики фортепианного звукоизвлечения учащиеся все усилия сосредотачивают на клавише, так как хотят выразить напряженность эмоций напряжением мышц и судорожно прижимают клавишу до дна после ее взятия. Этот недостаток наиболее часто встречается у баянистов, потому что процесс звукоизвлечения на баяне требует более легкого прикосновения, чем на фортепиано, от изменения силы атаки звук на баяне не меняется, а динамические градации зависят, в основном, от интенсивности движения меха.

И поэтому, процесс адаптации учащихся-инструменталистов в классе фортепиано должен начинаться с уяснения ими природы фортепианного звукоизвлечения. Очень полезно объяснить ученику и показать устройство фортепиано: при ударе по клавише приходит в движение молоточек и ударяет по струне, таким образом сразу обнаружится естественность игры не » по клавишам », а с помощью клавиш по струнам. Целесообразно ученику рекомендовать ряд упражнений, которые помогли бы конкретизировать теоретические представления о способах звукоизвлечения на фортепиано.

Например : предложить, взяв клавишу, дослушать ее до полного затухания и только потом взять следующую, таким образом на практике осмысляя характер стационарной части фортепианного звука. И, наоборот, можно предложить ученику нажать какую-либо клавишу и с силой давить на нее, слушая, становится ли от этого звук ярче.

На фортепиано же от этого зависит качество звука, штриховые навыки, координационная свобода всего исполнительского аппарата. Нужно постоянно об этом помнить при обучении инструменталистов игре на фортепиано.

Проблема первого пальца обычно стоит и перед учащимися-инструменталистами других специальностей, в связи с тем, что и народники-

Струнники и учащиеся струнно-смычкового отделения используют 4-х паль-

Одним из недостатков, наиболее часто встречающихся у народников-струнников является вялость и пассивность игрового аппарата при звукоизвлечении. Это происходит от того, что при игре на домре или балалайке имеет место непосредственный контакт пальца со струной, а при игре на фортепиано опосредственный. Довольно быстро ликвидировать этот недостаток можно, объяснив ученику способ звукообразования на фортепиано. Ведь звук на фортепиано, так же как и на их основном инструменте, образуется путем колебания струны. Можно предложить ученику вообразить, какой у него звук получится при игре на домре, если он будет прикасаться к струне таким образом, каким он прикасается к клавише, т.е. вялым и пассивным. Ответ на этот вопрос у них бывает однозначным. Отсюда вытекает необходимость активной работы пальцев, собранной и энергичной кисти. Для активизации пальцев можно предложить ученику технически трудные места в произведениях проработать на staccato, по принципу pizzicato на их основном инструменте.

В исправлении этого недостатка следует уделить особое внимание вопросу о медленной игре, что часто бывает актуально для учащихся самых различных специальностей. Как известно, не так-то просто заставить ученика играть медленно по той причине же несовпадения желаемого и действительного. В результате чего, обычным явлением становится некий усредненный в темповом отношении вариант. Часто попытки преждевременно сыграть произведение в подвижном темпе приводят даже к нарушениям метро-ритма.

Возможно, поможет убедить ученика в необходимости игры в медленном темпе то, что и на их основном инструменте этот способ является неизбежным. К тому же медленно играют не только не слишком опытные пианисты, но и их более подвинутые коллеги вплоть до видных пианистов, которые впервые сталкиваясь с новым для себя музыкальным материалом, осваивая новые двигательно-технические комбинации, также стараются играть в возможно замедленных темпах. Целесообразно привести учащимся высказывания известных пианистов о своем процессе первоначального, медленного ознакомления с новым музыкальным произведением.

Гилельс сказал : »Весь процесс выучивания вещи проходит в виде медленной, крепкой игры ». То есть, медленная игра- необходимый компонент работы для налаживания целесообразных и удобных игровых движений, точности контакта с клавиатурой. Но необходимо предостеречь ученика, чтобы » медленно и крепко »?не стало тождественным » грубо и резко, жестко », чтобы даже медленная рабочая игра всегда была связана со звуком, с проблемами художественного плана.

В формировании технических навыков, двигательной свободы играет существенную роль работа над гаммами, т.к. усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо ученику для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные варианты фортепианной фактуры, а также облегчает им процесс осваивания фортепианной клавиатуры во всей ее объемности.

В данном вопросе важно найти »золотую середину » между двумя проблемами : а) при работе над гаммами важно приучать ученика к рационализации его труда, время уделяемое им должно быть строго ограниченным, чтобы это не вызвало сужение рамок изучаемых произведений и односторонности его развития, б) но и нельзя допускать чисто формального изучения гамм, т.к. осмысленное и правильное их использование способствует развитию ровности и беглости пальцевых движений, пространственной свободы, владению нюансировкой и различными способами звукоизвлечения.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Отделения или классы общего фортепиано в ДМШ и ДШИ объединяют учащихся, которые занимаются на различных музыкальных инструментах. Занятия общим фортепиано помогают учащимся других специальностей значительно расширить музыкальный кругозор, развить навыки музицирования. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования.

Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.: 2006.

Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов.

Гофман И. Фортепианная игра. М.: 1998.

Коган Г. Работа пианиста. М.: 1979.

Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: 1963.

Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классы ДМШ. Киев:
1977.

Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ. Киев:
1977.

10.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ. Киев.: 1977.

11.Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Под ред. Николаева А.А. М.: 1965.

12.Савшинский СИ. Работа над музыкальным произведением. Л.: 1961.

13.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: 1989.

14.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968.

15.Щапов. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.:2001

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *