Общая оценка здоровья ребенка что писать
Анкеты «Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся»
Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе
Проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы.
1. Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося
Проводится классны м руководител ем
Постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:
1. С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.
2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.
3. Растет в неблагополучной семье.
4. У семьи материальные трудности.
5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.
7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).
8. Отличается низким интеллектуальным уровнем.
9. Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.
10. Характерна несформированность гигиенических навыков.
11. Беззаботен, отличается безответственностью.
12. Проявляет астенические черты характера, слабую волю.
13. Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.
14. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.
15. Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.
16. Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.
17. Характерна повышенная утомляемость.
18. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.
20. Предъявляет частые жалобы на здоровье.
Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска. С равнительный анализ показателей учащихся разных классов.
2.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения
Т ест был проведен родителями школьника.
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:
2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.
5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.
6. У родителей плохое зрение (носят очки).
7. Неправильно питается (недостаток витамина «А»).
8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.
9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
3.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки
Инструкция та же, что и в предыдущей тест-анкете.
1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Неправильно или нерегулярно питается.
8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
4.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест-анкеты для (мальчиков). Из тест-анкеты для (девочек) исключается вопрос 6.
На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
9. Я не забочусь о своем здоровье.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
в) затрудняюсь ответить.
12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
в) затрудняюсь ответить.
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
в) усталость, утомление;
д) волнение, беспокойство;
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
г) подают плохой пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.
15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
а) не оказывает заметного влияния;
г) затрудняюсь ответить.
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Технологии определения здорового ребенка
Здоровье нации определяется степенью здоровья детей. Это показатель настоящего и будущего общественности. Эти тезисы общепонятны и не требуют объяснений. А для здравомыслящих родителей – это еще и главная цель, важная составляющая семейного благополучия. Поэтому нелишним будет узнать, какие существуют технологии определения здорового ребенка и что означает сам термин.
Определение понятия
Общепринятый «портрет» здорового ребенка состоит из нескольких пунктов:
Уже из этих общих формулировок легко понять, что существуют определенные критерии оценки здоровья детей, которые касаются как физического, так и психологического развития. Благодаря им можно адекватно оценить способность ребенка адаптироваться к новым условиям жизни, к обществу, определить уровень общего состояния его здоровья. Важность этого понятия подтверждена фактом, что именно в этот период закладывается фундамент физического и психологического самочувствия взрослого человека, члена социума.
Методы оценки здоровья детей
Базовыми условиями определения общего самочувствия при осмотре являются такие 4 критерия здоровья детей:
Наши представители службы поддержки клиентов готовы помочь во всем.
В некоторых случаях (если речь идет о детях до трех лет) критерии комплексной оценки состояния здоровья детей включают в себя еще 2 пункта:
Указанные методы оценки здоровья детей позволяют на раннем этапе определить наличие различных отклонений. Следовательно, своевременное и адекватное реагирование позволит подобрать оптимальную тактику действий, направленную на улучшение состояния самочувствия.
Группы здоровья детей
Для чего нужны критерии оценки состояния здоровья детей? После прохождения осмотра и сопоставлением полученных результатов проводится некая классификация и распределения в группы. Эти группы здоровья детей имеют 5 вариантов:
Полностью здоровые дети, не имеющие отклонений ни по одному из критериев.
Распределение детей в ту или иную группу проводится специалистом только после вынесения диагнозов и проведением осмотра у других узкоспециализированных врачей. Группы здоровья ребенка являются своеобразной шкалой, которая регламентирует поведение и определяет тактику действий, направленную на сохранение или улучшение самочувствия.
Факторы, формирующие здоровье
Здоровье детей закладывается еще в утробе матери, и даже еще раньше. Важно понимать, что образ жизни родителей напрямую влияет на наличие проблем со здоровьем у детей. Необходимо правильно организовывать антенатальную охрану здоровья ребенка, еще до момента его рождения, а затем и своевременную, адекватную поддержку молодой мамы в ранний и поздний неонатальный периоды.
Родителям на заметку следует взять информацию о том, что несбалансированное питание, слабая гигиена, отсутствие нормальной физической нагрузки, полноценного сна являются факторами, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровье ребенка.
Вред здоровью ребенка также приносит и плохой климат в семье. Установлено, что дети, находящиеся в постоянном стрессе, угнетенном состоянии и страхе, имеют проблемы не только психологического характера, но и частые реальные функциональные отклонения – они гораздо чаще болеют без видимых на то причин.
Ребенок – это счастье. Здоровый ребенок – величайшее благо. Но, здоровье ребенка – это работа, которую родители должны выполнять максимально качественно и ответственно.
Здоровье ребенка: базовые анализы
Как известно, большинство детей «не любят» приходить в медицинские учреждения, а обследование ребенка – та еще задачка для родителей. В таких условиях диагностика маленьких пациентов должна строится по принципу «все и сразу». Но о каких анализах идет речь, если цель – профилактическое обследование здоровья ребенка?
Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой
С этим анализом многие родители уже знакомы, ведь его назначают при любом воспалении, включая ОРВИ, для оценки тяжести и происхождения (вирусы/бактерии) процесса.
Однако анализ может рассказать и о других распространенных проблемах, как, например, анемия и обезвоживание.
Анемия у детей чаще всего имеет железодефицитный характер. А недостаток микроэлемента снижает устойчивость организма к инфекциям, как бактериального, так и вирусного характера, а также замедляет выздоровление. Поэтому дети с анемией нередко относятся к категории часто болеющих, а их «больничный» затягивается на 2-3 недели.
При анемии также наблюдается ухудшение состояния кожи (сухость, шелушения, воспаления) и ее заживление, а также выпадение волос. А общее состояние ребенка, в зависимости от степени тяжести патологии, может варьировать между слегка повышенной утомляемостью и заметной слабостью.
Об анемии в анализе крови говорит снижение эритроцитов и гемоглобина, а также отклонения эритроцитарных индексов (MCV, MCH, MCHC), снижение которых чаще связано железодефицитом.
Проверить уровень железа можно по соответствующему анализу крови. Правда исследование позволяет выявить только имеющиеся отклонения железа, но не дает возможность спрогнозировать риск их появления.
Анализ крови на ферритин такого недостатка не имеет, поскольку отражает не концентрацию железа в крови, а его запасы в организме. Снижение показателя говорит об истощении «железных хранилищ», и «предупреждает» о высоком риске анемии задолго до появления симптомов.
Общий анализ мочи и кала
Общий анализ мочи многие незаслуженно считают «второстепенным», ведь чаще всего обращение к нему связано с уже имеющимися симптомами мочевой инфекции (частое мочеиспускание, жжение и другие).
В то же время анализ позволяет обнаружить некоторые грозные заболевания почек (например, гломерулонефрит) уже на самой ранней стадии, в отсутствии каких-либо симптомов. А консультации врача при этом требует появление эритроцитов и повышение белка в моче.
Появление в моче билирубина и повышение уробилиногена – указывают на заболевания печени или желчного пузыря, или разрушение эритроцитов (гемолиз), а кетоны и глюкоза – маркеры возможного диабета или другой патологии обмена веществ.
Диагностика гельминтозов
Не секрет, что дети нередко игнорируют простые санитарные правила, как по поводу «грязных рук», так и некоторых продуктов питания (ягоды, фрукты и другие). Поэтому не удивительно, что именно «маленькие» пациенты составляют основную группу риска по гельминтозам.
Заражение при этом проявляется не сразу. И только спустя некоторое время могут возникнуть симптомы аллергии, патологии кожи, дефицитные состояния (недостаток железа, витаминов и так далее) и другие неспецифические патологии.
А некоторые из гельминтов способны обитать в печени и даже в головном мозге, образуя кисты и разрушая орган.
Проверить наличие гельминтов можно анализом кала методом обогащения (PARASEP), дающего ворзможность выявления 16 видов паразитов, или анализом крови на антитела IgG к самым распространенным из них (например, комплекс «Диагностика паразитарных заболеваний»).
При этом следует помнить, что эти исследования не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Поскольку «хитрости» жизненного цикла паразитов не всегда позволяют обнаруживать их яйца в материале, а «особые отношения» с иммунитетом зараженного могут заблокировать синтез специфических антител.
Скрининг эндокринологической патологии
Сахарный диабет сегодня «не щадит» ни взрослых, ни детей и является самой распространенной эндокринологической проблемой.
При этом диабет 1-го типа, к сожалению, подразумевает пожизненную терапию инсулином, тогда как 2-ой тип на ранних стадиях поддается излечению.
Поэтому в список базовых анализов здоровья ребенка стоит включить анализ крови на глюкозу или, лучше, гликированный гемоглобин, отражающий средний уровень «сахара» за последние 3 месяца.
На втором месте после диабета по частоте стоят проблемы щитовидной железы
Щитовидная железа контролирует все обменные процессы в организме и влияет на умственные способности. И недостаток тиреоидных гормонов может привести к набору веса, снижению способностей к обучению и многим другим проблемам.
А для оценки «здоровья» железы необходим анализ крови на ТТГ, Т4 и Т3 свободные.
Анкета для родителей для оценки состояния здоровья своего ребенка и своевременной его корректировки
Галина Георгиевна Рябова
Анкета для родителей для оценки состояния здоровья своего ребенка и своевременной его корректировки
Анкета для родителей
для оценки состояния здоровья своего ребенка
и своевременной его корректировки
Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы Вам для оценки состояния здоровья Вашего ребенка
Бывают ли: 1. Головные боли (беспричинные, при волнении, после нагрузки, после посещения детского сада) Да Нет
2. Слезливость, частые колебания настроения, страхи Да Нет
3. Слабость, утомляемость после занятий (в детском саду, дома) Да Нет
4. Нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам) Да Нет
5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении Да Нет
6. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела Да Нет
8. Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте) Да Нет
10. Боли неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои Да Нет
11. Повышенное артериальное давление Да Нет
12. Часто насморк (4 и более раз в году) Да Нет
13. Часто кашель (4 и более раз в году) Да Нет
14. Часто потеря голоса (4 и более раз в году) Да Нет
15. Боли в животе Да Нет
16. Боли в животе после приема пищи Да Нет
17. Боли в животе до еды Да Нет
18. Тошнота, отрыжка, изжога Да Нет
19. Нарушение стула (запоры, поносы) Да Нет
20. Заболевания желудка, печени, кишечника Да Нет
21. Боли в пояснице Да Нет
22. Боли при мочеиспускании Да Нет
23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки, затрудненное дыхание, сыпь) Да Нет
24. Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание) Да Нет
25. Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема) Да Нет
Оценка анкетного теста:
1.Вопросы 1-9: при положительном ответе на вопросы 1,2,5 – раздельно или в сочетании (например, 1и2; 2и3; 3и5; и т. д.) – наблюдение врачом учреждения; при положительном ответе на вопросы 2,4,6,7,8,9 раздельно или в сочетании (например, 1и4; 2и6; 3и7 и т. д., а также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела (в любом сочетании) – консультация невропатолога обязательна.
2.Вопросы 10-11: при положительном ответе на каждый или оба вопроса обследование врачом учреждения по показаниям консультации ревматолога.
3.Вопросы 12-14: при положительном ответе на каждый или несколько вопросов данного раздела – консультация отоларинголога обязательна.
4.Вопросы 15-20: при положительном ответе на один из вопросов 15,20 – 16, 17,18,19, а также на 2 и более вопроса данного раздела (в любом сочетании) – обследование врачом учреждения – консультация гастроэнтеролога.
5.Вопросы 21-22: при положительном ответе на один или оба вопроса – обследование врачом учреждения, по показаниям дополнительные специальные исследования и консультация невролога.
6.Вопросы 23-25: при положительном ответе на один или три вопроса –
обследование врачом учреждения, по показаниям консультация аллерголога.
своего ребенка и своевременно оказывайте ему помощь!
Цель анкеты — адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Анкета Уважаемые родители! Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Она анонимна, поэтому просим Вас.
Анкета для родителей «Имидж педагогов ДОУ» Анкета для родителей «Имидж педагогов ДОУ»Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы:1. Чем Вам нравится и чем.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Особенности формирования здоровья детей и подростков школьного возраста
Гаврюшина Е.С., Овезова К.А., Трехлебова И.В.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Елисеева Ю.В.
Резюме
Проведено сравнительное изучение критериев, определяющих уровень здоровья учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов, осуществлен анализ состояния здоровья учащихся на основании выкопировки данных с результатами углубленных медицинских осмотров, проведен анализ распространенности хронической заболеваемости в связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных детей и подростков.
Abstract: Comparative study of the criteria determining the health level of students of junior, middle and senior school age, the analysis of the health status of students based on the compilation of data with the results of in-depth medical examinations and the prevalence of chronic morbidity due to unfavorable trends in the health status of modern children and adolescents were carried out.
Ключевые слова
Статья
Введение
Охрана здоровья детей и подростков рассматривается в качестве одной из стратегических задач общества и государства, направленных на предотвращение возникновения и прогрессирования заболеваний [3, 4, 6, 7, 8]. Ситуация с положением детей и подростков в России вызывает наибольшие опасения, поскольку в последние годы здоровье подрастающего поколения стремительно ухудшается и рассматривается как угрожающее национальной безопасности страны. В связи с этим актуальным является поиск критериев для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков, проведение постоянного мониторинга состояния здоровья и разработка подходов по профилактике возникновения заболеваний и нарушений здоровья среди подрастающего поколения [1, 2, 5, 9, 10].
Цель
На основе комплексной оценки изучить критерии, определяющие уровень здоровья учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов.
Материалы и методы исследования
Результаты
Результаты обследования различных возрастно-половых групп школьников показали, что в целом они отражают общие тенденции в состоянии здоровья детей подростков, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.
Важной представлялась оценка показателей физического развития – одного из критериев отклонений здоровья в протоколе индикаторов состояний, используемых для расчета и прогноза патологического груза болезней. Определено, что среди младших школьников большая часть обследуемых имела гармоничное физическое развитие (77,1%), дисгармоничное – 20,0% и резко дисгармоничное физическое развитие – 2,9%.
В структуре хронической заболеваемости учащихся начального звена выявлена гендерные различия. Ведущие места заболеваемости среди мальчиков занимали: патология органов пищеварения (хронические гастриты, хронические гастродуодениты) – 33,3%, заболевания органов дыхания (преимущественно хронические бронхиты) – 22,2%, заболевания костно-мышечной системы (сколиозы) – 11,1%, патология ЛОР-органов (11,1%). Среди девочек 7 – 10 лет в структуре хронической заболеваемости отмечена относительно высокая для этого возраста доля заболеваний эндокринной системы, в частности, хроническим тиреоидитом (27,3%). Остальные ранговые места занимали патология костно-мышечной системы (сколиозы) – 18,2%, заболевания мочевыделительной системы (циститы) – 18,2%.
Распределение младших школьников на группы здоровья показало, что среди обследуемых преобладали учащиеся I группы здоровья (42,9%), что в 1,4 и 1,7 раз больше, чем лиц, входящих во II и III группы здоровья соответственно.
Оценка физического развития учащихся среднего школьного возраста показала, что среди обследуемых большая часть лиц имела гармоничное физическое развитие (54,3%), дисгармоничное и резко дисгармоничное – 37,1% и 8,6% соответственно.
В структуре хронических заболеваний мальчиков 11 – 14 лет первое место занимали болезни костно-мышечной системы (41,7%), второе – заболевания органа зрения и его придаточного аппарата, заболевания органов пищеварения (по 16,7%), третье – болезни ЛОР-органов и мочевыделительной системы (по 8,3%). В структуре заболеваемости девочек 11 – 14 лет ведущие места занимали: патология костно-мышечной системы (сколиозы, плоскостопие) – 66,6%, болезни глаза и его придаточного аппарата (26,7%), болезни органов пищеварения (6,7%).
Распределение школьников среднего звена обучения на группы здоровья показало, что среди обследуемых преобладали учащиеся II группы здоровья (45,7%). Также отмечен высокий процент учащихся III группы здоровья (42,9%), что свидетельствует о дебюте заболеваемости по различным классам болезней, формирующим хроническую патологию у школьников в возрасте 11 – 14 лет.
При оценке физического развития учащихся старшего школьного возраста выявлено, что большая часть обследуемых имело дисгармоничное (51,4%) и в 3% случаев – резко дисгармоничное физическое развитие в основном за счет дефицита массы тела и уменьшения обхватных размеров тела. Это также подтверждает факт типичного распространения среди современных 15 – 17-летних подростков нашей страны так называемого «трофологического синдрома», характеризующегося дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов организма, задержкой темпов биологического созревания организма. Это формирует неблагоприятный прогноз динамики репродуктивного здоровья молодежи.
В структуре хронических заболеваний юношей старшего школьного возраста выявлены по мере убывания: болезни костно-мышечной системы (нарушения осанки и плоскостопие) – 28,0%, болезни органов пищеварения (гастриты, дуодениты) и органов дыхания – по 22,2%, болезни глаза и его придаточного аппарата (миопия) – 22,1%. В структуре хронических заболеваний девушек ведущие места занимали заболевания органа зрения и его придаточного аппарата (37,5%), болезни костно-мышечной системы (18,75%), болезни органов пищеварения (12,5%). Примечательно, что среди подростков 15 – 17 лет лиц I группы здоровья составило 8,5%, II группы здоровья – 34,3%, III группы здоровья – 51,4%, IV группы здоровья – 5,8%.
Обсуждение
Существующая в настоящее время оценка состояния здоровья (по Громбаху С.М.) позволяет достаточно тонко дифференцировать состояние здоровья детей, уже сформировавших хроническую патологию, с выделением III, IV и V групп здоровья в зависимости от компенсаторных возможностей организма, варианта и стадии течения заболевания.
Полученные результаты исследований показали, что основные темпы роста заболеваемости приходятся на период обучения детей и подростков в школе, причем наибольшее ухудшение состояния здоровья детей происходит в старшем школьном возрасте (15–17 лет). Так, доля абсолютно здоровых учащихся в процессе обучения по нашим исследованиям снизилась в 5 раз. Параллельно с этим среди школьников всех возрастных групп отмечен существенный рост хронических заболеваний, частота которых за последнее десятилетие увеличилась и составляет треть всех нарушений состояния здоровья. Существенно вырос уровень заболеваний костно-мышечной, эндокринной систем, органов пищеварения, органа зрения.
Особенностью здоровья современных школьников является быстрый рост функциональных отклонений и полисистемность заболеваний. Так, школьники в возрасте 11 – 14 лет имеют 1–3 заболевания, в то время как среди 15–17-летних их количество увеличивается вдвое. Таким образом, складывается ситуация, при которой каждое последующее поколение обладает все меньшим потенциалом здоровья, что приводит к неуклонному росту первичной инвалидизации детского населения и показателей ее распространенности.
Заключение
В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных детей и подростков для любой страны профилактика заболеваемости является актуальной социальной проблемой, а их тенденции и причины – объектом пристального изучения в медицине. Оценка состояния здоровья и прогнозирования его показателей находятся в прямой зависимости от социально-гигиенических, медико-биологических, медицинских и других факторов. С целью предупреждения дальнейшего ухудшения здоровья подрастающего поколения важно проводить оздоровительные и профилактические мероприятия, и прежде всего по ранней диагностике заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Литература
1. Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Елисеева Ю.В. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16, № 5-2. С. 850-852.
2. Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А. Гигиенические аспекты изучения состояния питания учащихся с различным уровнем здоровья // Профилактическая медицина. 2013. Т. 16, № 5. С. 37-40.
3. Елисеева Ю.В., Истомин А.В., Милушкина О.Ю., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая безопасность среды обитания и формирование здоровья детей и подростков. Саратов: Изд-во СГМУ. 2014. 164 с.
4. Истомин А.В., Кирюшин В.А, Елисеев Ю.Ю., Кучумов В.В., Клещина Ю.В. и др. Обзор научно-практических конференций, посвященных современным проблемам гигиены, профилактики и охраны здоровья населения за 2012 год // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3 (240). С. 38-40.
5. Истомин А.В., Елисеев Ю.Ю., Елисеева Ю.В. Обусловленность риска здоровью детского населения химической контаминацией пищевых продуктов в регионе // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 18-21.
6. Клещина Ю.В., Рахманов У.Х. Комплексные гигиенические проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2007. № 4. С. 75.
7. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13, № 1-7. С. 1604-1606.
8. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 38-41.
9. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Особенности питания и витаминной обеспеченности организма у девушек с метаболическим синдромом // Гигиена и санитария. 2011. № 1. С. 68-70.
10. Павлов Н.Н., Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков // Курский научно-практический вестник «Человек и здоровье». 2011. № 1. С. 128-132.