Общая биология что входит

Общая биология что входит

§ 10. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

Структура содержания раздела «Общая биология».

Содержание раздела включает основные общебиологические понятия, отражающие строение, функционирование и развитие биологических систем, клеточно-организменной, популяционно-видовой и биосферно-биоценотической форм жизни, теории эволюции, клеточной теории, теории антропогенеза Ф.Энгельса, теории происхождения жизни А.И.Опарина, хромосомной теории наследственности. В содер­жание входит также материал о роли и месте физических и химичес­ких процессов в живых системах, а также о соотношении социально­го и биологического в природе человека, о специфических особен­ностях жизни как формы движения материи, об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, медицины, ряда отраслей промышленности.

По данным Мягковой А.Н. и Комиссарова П.Д. (38), содержание раздела составляют группы общебиологических, гносеологических и политехнических понятий.

Общебиологические понятия начинают формироваться в разделе «Растения». При дальнейшем изучении биологии они обогащаются но­вым содержанием, развиваются и в разделе общей биологии оконча­тельно формируются на новом, обобщенном уровне. К общебиологичес­ким понятиям относятся: понятия организменной системы жизни (ци­тология, обмен веществ и превращение энергии в клетке, индивидуальное развитие организмов, обмен информацией, размножение, нас­ледственность, изменчивость, реализация наследственной информа­ции, саморегуляция);

понятия популяционно-видовой формы жизни (вид, популяция, критерии вида, структура вида, видообразование);

биосферно-биоценотические понятия (биосфера, биоценоз, биогеоценоз, обмен веществ и поток энергии в биогеоценозе);

эволюционные понятия (эволюционные факторы, формы отбора, изоляция, результаты эволюции, направления эволюции).

Политехнические понятия раскрывают научные основы и техно­логические процессы сельскохозяйственного производства и ряда отраслей промышленности. Они включают в себя технологические понятия (порода, сорт, штамм, искусственна отбор, техника и технология получения новых наследственных изменений как материал да отбора) и понятия охраны природы.

Перечисленные выше понятия должны лежать в основе знаний учащихся, изучивших общую биологию. Они отражены в требованиях к знаниям по школьной программе школьной биологии.

Кроме того, в результате изучения содержания раздела учащие­ся должны овладеть приемами мыслительной деятельности: умением анализировать биологические явления, сравнивать их и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Учащиеся должны нау­читься использовать биологические теории и законы для доказатель­ства материальности и диалектического характера основных процес­сов живой природы.

Изучение общей биологии позволяет развивать у учащихся умение работать с научной литературой, ставить опыты, проводить наблю­дения, готовить микропрепараты и наблюдать их, работать с опре­делителем, причем с большей долей самостоятельности, чем в пред­шествующих классах.

Являясь завершающим разделом школьной биологии, общая биоло­гия обладает большими возможностями в решении воспитательных за­дач: формирование научного мировоззрения учащихся, экологическое, экономическое, патриотическое, эстетическое воспитание. Особен­ности содержания раздела позволяют основное внимание уделить вы­работке систем научных взглядов на природу, что лежит в основе формирования мировоззрения. Изучение раздела ведется целенаправ­ленно, формируя знания о материальности и материальном единстве мира, о всеобщности диалектических законов, о познаваемости при­роды.

Формированию научного мировоззрения в процессе обучения об­щей, биологии способствуют возрастные особенности старшеклассни­ков, что позволяет использовать в комплексе знания о природе, как в процессе самостоятельной работы, так и под руководством учителя.

При изучении общей биологии продолжается формирование эколо­гических понятий. Учащиеся узнают об особенностях жизнедеятель­ности биогеоценозов, их структурах и функциях, формируется систе­ма знаний и о взаимодействии природы и общества. Эти знания дают возможность понять место и роль человека в природе и, исходя из этого, выработать систему взглядов и действий по отношению к ней.

Изучение природных ландшафтов, наблюдение объектов природы в самой природе действуют на эстетические чувства учащихся. Экскур­сии в природу, обращение к произведениям искусства при изучении видов, сортов растений и пород животных, агроценозов и биогеоцено­зов необходимо использовать для развития у учащихся чувства прекрасного, осознания необходимости бережного отношения к природе как источнику красоты.

На уроках общей биологии учащиеся могут проводить опыты или наблюдения, слушать лекции или участвовать в беседе в течение це­лого урока. Меняется, соотношение методов. Если в 6-7 классах на уроках биологии чаще используются наглядные и практические методы, то в 10-11 классах основное значение имеют словесные методы. Методы преподавания общей биологии значительно усложняются при самостоя­тельной работе учащихся. Довольно частыми на уроках биологии являются выступления с докладами или сообщениями, подготовленными заранее. Проводится работа над текстом из произведений виднейших ученых биологов по специально подобранным учителем отрывка, которые выписываются на карточки и хранятся в кабинете. С этой же целью можно использовать хрестоматию по общей биологии.

При обучении общей биологии большое внимание уделяется рабо­те учащихся с литературой. Школьники должны уметь работать не только с учебником, но и справочниками, словарями, научно-популярной и научной литературой.

При обучении общей биологии используются те же организационные формы-обучения: уроки, экскурсии, внеурочная работа и т.д. Уроки общей биологии подчиняются общедидактической типологии: вводные, обобщающие, раскрывающие содержание, темы, контрольно-учетные, комбинированные. Однако в связи с содержанием раздела и возрастными особенностями старших школьников, уроки общей биологии отличаются своим видовым разнообразием. Это кино- и телеуроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции и т.п. Каждый из них играет большую роль в развитии личностных качеств учащихся и вместе с тем способствует усвоению общебиологических понятий. Кратко оха­рактеризуем некоторые из них.

Уроки-семинары способствуют систематизации и углублению знаний учащихся по общей биологии. Семинар учит школьников излагать свои мысли, аргументировано доказывать, критически воспринимать услы­шанное. Отличительной чертой семинарских занятий является высокий уровень самостоятельности учащихся при работе с учебником и допол­нительной литературой, а также при подготовке докладов и сообщений. Активное обсуждение способствует прочному и сознательному усвоению учебного материала. Однако семинары эффективны лишь тогда, когда учащиеся серьезно к ним готовятся. Для этого учитель заранее зна­комит учащихся с темой, вопросами, по которым предполагается об­суждение, и рекомендуемой литературой. При подготовке к семинару учитель должен проводить для учащихся консультации по теме.

Наиболее распространенная структура семинара :

1. Вводное слово учителя, который напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с планом, ставит проблему.

2. Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).

3. Дискуссия (обсуждение проводится по вопросам семинара).

4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе учитель анализирует сообщения и оценивает их, обобщая материал) (Анастасова Л.П.М.1967)

В дополнение к уроку общей биологии проводятся экскурсии.
Школьная программа рекомендует проводить экскурсии в природу, му­зей, на сельскохозяйственное производство и пришкольный учебно-опытный участок. Учитывая возраст учащихся и уровень их знаний, учебная деятельность школьников в ходе экскурсий должна быть по­исково-исследовательской.

Внеурочная работа по общей биологии может быть связана с про­ведением наблюдений и постановкой опытов в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Это может быть сбор ма­териала по темам «Эволюционное учение», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции» и др. Задания чаще все­го носят предварительный характер, обобщенные результаты их используются на уроках.

§11. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

ТЕМА: Тематическое планирование по общей биологии

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: продолжить формирование умения составлять план на тему: выделять и схематично изобра­жать систему понятий темы, определять ее задачи, распределять тему по урокам, пользуясь
школьной программой, устанавливать внутрипредметные и межпредмотные связи.

Содержание заключительного раздела биологии составляют наиболее общие закономерности живой природы. Целостное единство раз­делу придают учения об эволюции и биологической организации, вокруг которых концентрируются основные концепции в современной биологии.

Система понятий раздела состоит из общебиологических, гносеологических, политехнических. Общебиологические понятия включают
в себя организменные, популяционно-видовые, биосферно-биоценотические и эволюционные понятия. Они отражают лишь самые основные стороны организации и эволюции живых систем. Общебиологические понятия развиваются на основе частно-биологических понятий: анатомо-физиологических, систематических, экологических, биохимичес­ких, генетических и др.

1. Ответьте на следующие вопросы:

Почему раздел общей биологии называется интегрированным?

Каково его значение в системе биологического образовании учащихся?

Какова структура раздела?

Какие группы понятий составляют его содержание? Выделите общебиологические понятия.

Обоснуйте специфические особенности методов работы со старше­классниками.

Какие методы и методические приемы необходимо применять для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии? Объясните на конкретном примере.

Почему при обучении общей биологии широко используются уроки-лекции, семинары, конференции и т.д.?

2. Изучите программу раздела общей биологии и определите, ка­кие биологические теории лежат в основе содержания раздела.

3. Разработайте план на тему «Эволюционное учение»:

· выделите систему понятий темы и изобразите ее в виде схемы;

· определите образовательно-развивающие и воспитательные задачи темы;

· пользуясь программой и учебником, распределите материал темы по урокам, заполните колонку №2 формы № I

1. Закончите разработку тематического плана по установленной схеме.

2. По школьному учебнику ознакомьтесь с содержанием тем «Эволюционное учение», «Происхождение человека», «Основы экологии».

3. Изучите краткие пояснения к занятию № 35.

3; 5; 36; 38; 43; 51; 54

ТЕМА: Методика проведения лабораторных уроков по общей биологии

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: продолжать развитие умений планировать лабораторные работы (отбор изучаемых понятий, натуральных объектов, отработка техники постановки опытов и проведения наблюдений, решение организационных вопросов); планировать лабораторные уроки (определять место лабораторных «работ на уроке, органически включать их в ход урока).

Для лабораторных уроков характерно применение предметной наглядности и практических методов обучения. Слово учителя на таких уроках приобретает иную функцию – это инструкция к работе, конт­роль за ходом ее выполнения и проверка ее результатов. Источником знаний учащихся при этом является сама работа с объектами природы. В зависимости от дидактических задач лабораторные уроки прово­дятся при изучении нового материала, на контрольно-учетном уро­ке, при обобщении и систематизации знаний школьников.

Методика лабораторного урока имеет ряд специфических особен­ностей. Урок, как правило, начинается с определения темы, задач и содержания работы, объяснения учителя или беседы. Затем учитель проводит подробную устную инструкцию или объясняет, как пользо­ваться письменной инструкцией к лабораторной работе, знакомит со способами оформления работы, указывает на необходимость фиксации результатов, записи выводов.

Задания учащиеся выполняют индивидуально, небольшими группа­ми или фронтально. Важно, чтобы учащиеся работали самостоятельно, а не заимствовали результаты друг у друга. Если изучается сложный материал, а учащиеся недостаточно владеют методами наблюдения, постановки опытов и т.д., лабораторная работа проводится фронтально: весь ход разделяется на операции, перед началом выполнения каждой из них учитель дает пояснения, а затем помогает учащимся. В заключение работы учитель проверяет результаты деятельности каждой группы.

На лабораторных уроках важно строить работу учащихся в плане поиска, небольшого исследования. В этих случаях перед работой необходимо поставить проблему или познавательную задачу.

В разделе «Общая биология» школьная программа рекомендует проведение ряда лабораторных работ, направленных на формирование и развитие ряда специальных и общеучебных умений. Иногда проведе­ние лабораторных работ по общей биологии в школах затруднено из-за отсутствия натурального раздаточного материала, рекомендаций по методике их организации и проведения, а также инструкций по содержанию этих работ и порядку их выполнения в школьном учебнике биологии. Одну из этих проблем, в частности отсутствие натурального раздаточного материала, можно решить, если при школе есть хотя бы небольшой учебно-опытный участок. С этой целью, планируя работу учебно-опытного участка, составляя перечень выращиваемых на нем культур, учителю биологии необходимо предусмотреть нужды лабораторного практикума и вырастить в течение лета культурные растения, которые могут быть объектами наблюдения учащихся и по­становки опытов.

1. Прочитав краткие пояснения данной инструкции, ответьте на следующие вопросы:

Каковы характерные особенности лабораторных уроков?

На каких типах уроков биологии может быть использован данный вид урока?

Какими специфическими особенностями обладает методика проведения лабораторного урока?

2. Пользуясь школьной программой, познакомьтесь с тематикой лабораторных работ по общей биологии.

Определите темы лабораторных уроков и заполните I и 2 колон­ки таблицы №17.

Тема лабораторной работы

Натуральный раздаточный материал

3. Пользуясь книгой (Пакулова В.М. и др. «Школьный лабораторный практикум по общей биологии», Красноярск, 1990), заполните третью колонку таблицы.

4. Проделайте лабораторную работу на тему «Изучение морфоло­гического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах», пользуясь методическими рекомендациями «Школьный лаборатор­ный практикум по общей биологии».

5. Определите место данной лабораторной работы на уроке, ее характер, инструктаж учителя.

6. Составьте план лабораторного урока на тему «Критерии вида»:

а) определите понятия урока и его задачи, подберите оборудо­вание

б) просмотрите кинофильм «Критерии вида»;

в) продумайте возможность использования кинофильма в сочетании с лабораторной работой;

г) спланируйте ход урока.

7. Проделайте лабораторную работу №3, определите ее место на уроке, характер проведения, инструктаж учителя.

8. Выполните лабораторную работу № 5 и разработайте методику ее проведения на уроке.

9. Выполните лабораторные работы №6,7,8, разработайте мето­дику их проведения на уроке.

1. Разработайте развернутый план одного из девяти лаборатор­ных уроков (задание на выбор), задание занятия № 36.

2. Изучите краткие пояснения к занятию № 38.

3; 24; 36; 37; 38; 42; 43; 54

ТЕМА: Методика проведения уроков-лекций

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: планировать урок-лекцию: выделение этого вида урока в системе уроков темы, системы раскрываемых понятий, составление плана лекции, опорного конспекта лекции, организация учащихся на работу с дополнительной литературой.

Вводные лекции позволяют ознакомить учащихся с основными за­дачами темы или раздела, а в последующем на уроках показывать пу­ти их решения с помощью эксперимента, наблюдений, работы с лите­ратурой, в ходе которых школьники ищут ответы на поставленные в лекции по всей теме вопросы. На вводной лекции уместно порекомен­довать литературу, дать задания для проведения наблюдений, поста­новки опытов.

На лекции, раскрывающей содержание конкретных понятий темы, освещаются основные понятия, показывается взаимосвязь и взаимо­зависимость между ними, делаются обобщающие выводы по данному вопросу.

продолжительностью (она занимает не менее 20-25 минут);

композицией (центром ее является главный тезис);

характером монолога и речевого оформления (ему свойственны опре­деленная внутренняя диалогичность, свобода стиля, экспрессия, эмо­циональность и главное – функция).

Лекция по своей функции призвана, давая систему знаний, формировать мировоззрение, воспитывать, направлять на определенную деятельность.

В процессе создания лекции можно выделить 4 этапа: аналити­ческий, ориентационный, экспозиционный, редакционный.

2 этап – ориентационный – включает следующие операции:

1. Определение структуры и настроя аудитории.

2. Формулировка задач.

3. Формулировка главного тезиса лекции. Он представляет собой сжатый в единый абзац ответ на конструктив­ные вопросы лекции.

1. Отбор фактов и аргументов.

2. Определение плана их расположения.

3. Выбор способов, активизирующих мыслительную деятель­ность.

4. Нахождение средств привлечения внимания и интереса.

5. Определение их соотношения и места в лекции.

6. Разработка целостной композиции и общего плана лекции.

4 этап – редакционный – совершенствование текста лекции.

1. Вычитка текста лекции, исправление неточных слов и выражений.

2. Замена выражений и форм письменной речи формами устной

3. Разъяснение сложных терминов и понятий, их целесообразие, замена более простыми.

4. Облегчение синтаксического строя речи.

Эффективность лекции во многом зависит от организации учебной деятельности учащихся. Целесообразно использовать такие учебные приемы, как доставление плана, запись основных положений лекции в виде тезисов, конспектирование, составление опорных конспектов, подготовка ответов на некоторые вопросы и др. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сосредоточить их внимание на главном и осознать содержание лекции.

В лекции каждого вида можно выделить введение, основную часть, и заключение. Цель введения – активизировать – внимание учащихся, вовлечь их в работу по усвоению знаний. Этого можно достичь при­ведением ярких примеров, постановкой проблем, сообщением интерес­ных сведений, фактов из жизненного опыта учащихся и др.

Основная часть лекции посвящается изложению учебного материа­ла в строгой логической последовательности.

В заключение подводятся итоги, делаются выводы.

1. Прочитав краткие пояснения данной инструкции, подготовь­те ответы на следующие вопросы:

Чем лекция отличается от других словесных методов?

Каковы функции лекции?

В каких случаях учитель выбирает урок-лекцию?

Какие бывают виды лекций, и чем они отличаются?

Какие требования предъявляются к лекциям по общей биологии?

Дайте характеристику основных этапов подготовки к лекции.

2. Пользуясь программой и школьным учебником (темы «Эволю­ционное учение», «Происхождение человека», «Основы экологии»), определите темы вводной лекции, раскрывающей содержание темы и обобщающей лекции (задание по группам), выполните 1, 2, 3 этапы подготовки к лекции.

1. Напишите текст выбранной лекции и составьте опорный конспект к ней.

2. По школьному учебнику познакомьтесь с содержанием темы «Основы генетики», «Основы селекции».

3. Изучите краткие пояснения к занятию № 39.

ТЕМА: Методика проведения уроков-семинаров

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: определять тему семинара, выделять систему изучаемых понятий, формулировать вопросы и задания учащимся, составлять план проведения семинара, готовить учащихся к семинару.

Семинары играют большую роль в развитии учащихся. Они учат школьников обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы товарищей, аргументировать свою точку зрения, оперативно и четко применять свои знания. У школьников формирует­ся умение составлять реферат, логично излагать свои мысли, подби­рать факты из различных источников информации, находить убедитель­ные примеры. Выступления учащихся на семинарах способствуют раз­витию монологической речи, повышают их культуру общения.

Структура семинарского занятия может быть различной: это за­висит от учебно-воспитательных целей, уровня подготовленности учащихся. Наиболее распространенной является следующая структура:

1. Вводное выступление учителя, в котором он напоминает за­дачи семинарского занятия, знакомит с планом его проведения, ста­вит проблему.

2. Выступления учащихся (сообщения или доклады по заданным темам).

3. Дискуссия, обсуждение сообщений, докладов.

4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе занятия учитель анализирует выступления учащихся, оценивает их участие в дискуссии, обобщает материал и делает выводы).

5. Домашнее задание для закрепления полученных знаний.

Эффективность семинара во многом зависит от подготовки к нему учителя и учащихся. Подготовка учителя будет заключаться в сле­дующем:

1. Выбор темы, определение задач семинара.

2. Подготовка вопросов для обсуждения.

3. Распределение заданий и тем для докладов, сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации, коррек­ция содержания сообщений, докладов.

5. Отработка структуры семинарского занятия, выбор методов, приемов проведения семинара, подбор оборудования.

Подготовку учащихся к семинару необходимо начинать заранее, примерно за 2-3 недели. Преподаватель сообщает тему, задачи се­минара, вопросы для обсуждения, распределяет доклады, рекоменду­ет дополнительную литературу, проводит консультации.

Эффективность семинара зависит от умения учащихся готовить доклады, сообщения. Поэтому при подготовке к семинару учитель подробно объясняет, как готовить доклад, помогает составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы. На консультациях он просматривает доклады, отвечает на вопросы уча­щихся, оказывает методическую помощь. Сообщения и доклады должны быть небольшими, рассчитанными на 3-5 минут. К семинару должны готовиться все учащиеся класса, поэтому, кроме тем для докладов, необходимо спланировать вопросы для обсуждения, подготовить содокладчиков, рецензентов или комментаторов сообщений.

1. Прочитав краткие пояснения данной инструкции, подготовьте ответы на следующие вопросы:

Каково значение семинаров в учебно-воспитательном процессе по биологии?

В чем заключается подготовка учителя к семинару?

Как нужно готовить к семинару учащихся?

Какова структура уроков-семинаров?

В каких типах уроков биологии может быть использован данный
вид урока?

2. Пользуясь программой и школьным учебником, определите те­му урока-семинара по изучению нового материала. Общую тему про­граммы подбирает преподаватель, а темы семинаров внутри выбранных тем программы определяют студенты.

3. Выделите систему понятий взятых тем для семинаров, опре­делите их задачи (задание по группам).

4. Проанализируйте содержание семинарских занятий, подготовь­те вопросы для обсуждения (задание по группам).

5. Продумайте и сформулируйте темы докладов и сообщений учащихся (задание по группам).

1. Подберите дополнительную литературу к докладам и сообщени­ям учащихся, составьте список по темам докладов.

2. По журналу «Биология в школе» составьте картотеку статей по проблеме урока-семинара (за пять лет).

3. Изучите краткие пояснения к занятию № 40.

ТЕМА: Становление научного мировоззрения учащихся в процессе обучения общей биологии

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: продолжить формирование умения осуществлять воспитание учащихся в ходе изучения биологии: отбирать соответствующие понятия, формулировать оценочные умения школьников, учить учащихся доказательно отстаивать свою точку зрения

Мировоззрение представляет собой систем взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических взглядов и убеждений. Это определение показывает, что для методики биологии особо важно определить систему научных знаний мировоззренческого значения, выделить методические условия и основные этапы формирования, дать характеристику системы взглядов и убеждений, которые складываются у школьников под влиянием биологических знаний, показать жизненную позицию учащихся отношении к природе и человеку.

Развитию научного мировоззрения в процессе обучения общей биологии способствуют возрастные особенности учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к философским проблемам в связи с естественной потребностью осмыслить действительность в целом.

Решению данной задачи способствует содержание общей биоло­гии. Изучение ее ведется в свете взаимосвязи трех аспектов нравственного мировоззрения: идей о материальности и материальном единстве мира; о всеобщности диалектических законов; о познаваемости природы. В процессе обучения общей биологии в единстве с развитием диалектического мышления школьников перед ними раскрываются научная картина органического мира, историчность жизни и
ее место в системе форм движения, противоречивый путь познания живой природы.

Выделяют основные условия становления мировоззрения:

1. Глубокое философское осознание учителем всей системы ведущих биологических идей, теорий и понятий, имеющих важное значение для формирования мировоззрения учащихся.

2. Последовательное определение и оценка каждого этапа учебно-воспитательного процесса (темы, урока, вида деятельности учащихся) с точки зрения его роли и возможного вклада в процесс армирования научного мировоззрения учащихся.

3. Согласование содержания мировоззренческих вопросов по биологии с содержанием других учебных предметов как естественного, так и общественно-исторического циклов (межпредметные связи).

4. Обоснование и доказательность общебиологических выводов и сообщений, которые строятся с привлечением научных фактов, использованием данных, полученных специфическими для биологии методами исследования, раскрытием связи теории с практикой.

5. Активизация познавательной деятельности учащихся, направленной на осмысление и осознание основополагающих идей и понятий, развитие стремления уяснить их важность для понимания общих закономерностей живой природы. В этих целях эффективны творческие самостоятельные работы, проблемные ситуации с элементами исследовательского поиска, познавательные задачи теоретического практического характера.

6. Систематическое изучение степени и качества понимания «1цинися мировоззренческих вопросов, а также выяснение их от­менил к тем или иным фактам содержания.

7. Развитие потребностей учащихся применять общебиологические знания в учебной и практической деятельности, в которой проявляется отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, стойкость убеждений, правильность поступков и поведения в различных жизненных ситуациях.

Развитие мировоззрения не сводится к усвоению мировоззренческих знаний, а связано с формированием собственной внутренней позиции и отношением к реальному миру. Поэтому необходимо видеть в этом сложном и длительном процессе последовательные этапы становления мировоззрения, для которых характерны специфические виды деятельности учителя и учащихся (см. табл.18).

Соотношение деятельности учителя и учащихся на разных этапах развития мировоззрения школьников. 1

1. Постановка конкретных задач по формированию мировоззрения (на уроках или других организационных формах обучения)

1. Восприятие задачи научного объ­яснения явлений

2. Раскрытие ведущих идей, теорий, понятий мировоззренческого характера

2. Осмысление научных идей, теорий, понятий

3. Наблюдение за восприятием мировоззренческого материала и управление этим процессом

3. Проявление личностных отношений, уверенность в истинности научных знаний

4. Учет результатов процесса формирования мировоззрения

4. Закрепление и применение своих взглядов в деятельности

5. Постановка новых задач и характеристика уровня их достижения (обобщение)

5. Обобщение мировоззренческих взглядов на достигнутом уровне их развития

Примечание 1 : Зверев И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. М.: Педагогика, 1978. С.147.

В процессе формирования мировоззрения учителю необходимо учитывать показатели уровня сформированности его, свойственные всем этапам развития мировоззрения школьников. Выделяют следующие три уровня.

1. Прочитать краткие пояснения данной инструкции и ответить на следующие вопросы:

Что называется мировоззрением?

Каково значение общей биологии в формировании научного миро­воззрения учащихся?

Какие выделяют условия формирования мировоззрения?

Чем характеризуется деятельность учителя и учащихся на раз­ных этапах развития мировоззрения школьников?

Какие выделяют уровни сформированности мировоззрения учащихся?

2. Пользуясь школьной программой и учебником, проанализиро­вать содержание темы «Основы генетики и селекции» с позиции воз­можности формирования научного мировоззрения учащихся.

Выделите систему мировоззренческих понятий. Определите, какие законы диалектики находят свое подтверждение в содержании данной темы.

3. Определите внутрипредметные и межпредметные связи, способствующие формированию научного мировоззрения учащихся.

4. Разработайте учебные ситуации при изучении предложенной темы, в которых учащимся нужно проявить свои взгляды и убеждения, использовать научное доказательство.

1. Составьте картотеку статей ж. «Биология в школе» за два года, посвященных формированию научного мировоззрения учащихся.

2. Изучите краткие пояснения к занятию № 41.

3; 16; 31; 32; 38; 43; 46.

ТЕМА: Методика проведения экскурсий по общей биологии

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: продолжить развитие умения разрабатывать план экскурсии, формулировать задания для самостоятельной работы учащихся на экскурсии

На уроках биологии и даже лабораторном занятии учащиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, так как чаще всего растения и животные изучаются вне связи со средой обитания. На экскурсиях же в живую природу этот недостаток в обучении можно ликвидировать.

В связи с изучением в разделе «Общая биология» искусствен­ного отбора, методов и успехов селекции проводятся экскурсии на производство; в научные учреждения, в процессе которых раскрываются особенности организации производства, пути использования достижений биологической науки, методы научного исследования. Они помогают учащимся проникнуться уважением к труду людей, способствуют профориентационной работе.

Содержание экскурсии учитель конкретизирует с учетом природного и производственного окружения. О времени, месте и цели проведения экскурсии учитель оповещает учащихся заблаговременно, рекомендует прочитать соответствующую литературу.

Экскурсии в природу необходимы для изучения биоценоза: форм взаимоотношений между популяциями, пищевых связей, численности популяций, закономерностей биоценозов.

Для изучения биоценоза (агроценоза) можно использовать пло­довый сад, в котором хорошо выявляются пищевые связи между пти­цами, насекомыми и растениями.

Ведущая роль в экскурсиях на производственные предприятия и научные учреждения, в музеи принадлежит сотрудникам этих орга­низаций. Поэтому их следует заранее информировать о целях экскурсии, о вопросах, которые необходимо ставить перед школьни­ками.

Экскурсии в эти учреждения имеют иллюстративный характер, ибо не следует рассчитывать на то, что учащимся разрешат самостоя­тельно познакомиться с аппаратурой, взять в руки объект и рассмотреть его. Большую роль играют задания, которые заставляют учащихся самостоятельно рассмотреть основные объекты, следить за рассказом экскурсовода, записывать необходимые сведения

1. Разработайте план экскурсии в природу на тему «Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них»:

а) определите более конкретно тему экскурсии, определите ее место в системе уроков темы;

б) пользуясь программой и учебником, выделите изучаемые на экскурсии понятия;

в) определите вид экскурсии и ее задачи;

г) определите методы ведения экскурсии;

д) разработайте ход экскурсии; задания учащимся для самосто­ятельных наблюдений;

е) продумайте форму отчетности учащихся.

1. Разработайте план экскурсии в биогеоценозе водоема, степи, агроценозе (сад, огород, поле) – по выбору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *