Обрядовый фольклор 6 класс литература что это такое
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.
Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.
Русские обряды
Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.
Виды обрядов
Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.
Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.
На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.
Обряды и события жизни
В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.
Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.
К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.
Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).
Конспект урока по литературе для 6 класса Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Конспект урока по литературе для 6 класса
Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Жакина Вера Викторовна
учитель русского языка
Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»
раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
3.Словарная работа. (слайд 3)
Запись основных понятий темы: фольклор, обряд, календарно-обрядовая поэзия.
Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:
1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?
2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?
3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.
Зимние праздники –Колядки (слайд 5)
2 группа. ( материал работы группы в приложении)
3 группа. ( материал работы группы в приложении)
Весенние праздники. (слайд 7)
5 группа. ( материал работы группы в приложении)
5.Подведение итогов урока:
После чтения песен проводится беседа по вопросам.
— Какой фольклор называется обрядовым?
— Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
— Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
— Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря – сочельник, и сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок-колядок, в которых славились хозяева с пожеланиями добра, здоровья и благополучия. В качестве благодарности хозяева должны были одарить гостей гостинцами. Веселая молодежная компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа.
Древняя вера человека в существование сверхъестественных сил порождала необходимость их изображения в песнях. “Заклинательные”, магические песни, исполняемые на Коляду, назывались колядками.
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.
Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом — формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале — пожелание или угроза.
Масленичные песни – исполнялись
во время Масленицы.
Масленица — праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло.
Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.
Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Принесите по спице!
Принесите по швейке!
Принесите по щеточке!
Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.
Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.
День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля.
Сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору
урожая.
В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ).
На хлебные урожаи.
5 группа. Осенние праздники
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.
Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.
Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.
Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.
Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.
Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.
Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.
Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.
Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.
Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.
Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.
Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.
Церковные святцы стали своего рода канвой для сельскохозяйственного календаря. Будучи переосмыслены народом под влиянием трудовой практики, они наполнились пословицами, сельскохозяйственными и природными наблюдениями. Например, весной на Сретение, вспоминая святых Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, народ говорил «Анна и Симеон сбрую починяют». То есть пора готовить лошадей к посевным.
Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.
Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:
В гости Масленка идёт
С пирогами и блинами, –
Весну под руку ведёт!
Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.
Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:
Теоретический материал для углублённого изучения
Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?
Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.
Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.
Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.
Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.
«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).
Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.
Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.
Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:
Щедрый вечер, добрый вечер.
Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.
Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.
Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Какое термин характеризует представленное определение?
… – устное словесное и музыкальное народное творчество:
Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Подберите необходимое слово и завершите пословицу:
Не всё коту масленица, будет и …
Новый год, игра «кошки-мышки», Великий пост.
Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.
Урок литературы в 6 классе. «Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.»
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
Словарная работа: фольклор, обряд, календарно-обрядовая поэзия.
Вы уже знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане – Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.
Что такое фольклор?
Фольклор — «искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость.
В чём различие между фольклорным и авторским произведением?
В чём его отличие от литературы? Какие жанры фольклора вы знаете?
Назовите известные вам фольклорные жанры. (сказки, былины)
Изучение нового материала. Знакомство с понятием календарно-обрядовый фольклор
В этом году мы познакомимся с понятие календарно-обрядовый фольклор.
Обряд— установленные традиционные действия, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
-Какие обряды вы знаете? (крещение, свадьба, похороны)
-Какое место занимали обряды в народном быту наших предков
-Предположите, что такое обрядовый фольклор?
Обрядовый фольклор— это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.
(ПРОСМОТР РОЛИКОВ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА)
— Вам знакомы эти песни или слышали ли вы подобные?
— Почему обрядовый фольклор часто называют календарным? (Дать время учащимся выдвинуть гипотезу. Сверить предположения с материалом учебника стр.6)
Выяснение смыслового наполнения основных понятий темы:
С какой целью исполнялись обрядовые песни?
Чтобы ответить на эти вопросы разделимся на группы и, изучив статью «Обрядовый фольклор», ответим на вопросы (работают в группах10 мин)
Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану :
1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?
2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников.)
3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонаци и др.) и объясните их роль.
4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? (См., например, задание раздела учебника «Обогащаем свою речь».) Дайте им толкование, используя словари.
(Запись в тетрадь ) Произведения календарного обрядового фольклора:
колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Обрядовые песни в актёрском исполнении
Групповая работа с материалами учебника и фонохрестоматией, заполняем все таблицу
Группа 1. Колядки.(выступают, смотрим ролик. потом ребята читают в классе вместе вслух песню, выписываем средства определяем их роль, выписываем слова)
Группа 3. Весенние песни. (то же)
Группа 4. Летние песни. (то же)
Группа 5. Осенние песни. (то же)
Рождество, новый год
Ряженые. Пожелание богатства и процветания, т.к. как встретишь новый год так и проведешь
Конец зимы. Перед Великим постом
Встреча и проводы масленицы. Сжигали чучело
Весело было нам! – восклицание, повтор
Об изобилии, так много еды, что ею раскидываются
Призывали весну, песни выкрикивами, выпеченные из теста птички
Весна-красавица, ее хвалят и жут
Плели венки из березы (символ расцветающей природы)
Уменьш. Суфф.- березонька
Чтобы сила земли не скудела
Жали, мы жали – повтор
Длительный тяжелый труд
Важное орудие труда
Вывод все связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года
Отображение личности русского человека в фольклоре.
— Каким, ребята, вам видится тот человек, который сочинял и исполнял эти песни? Какие черты характера можно выделить и почему?
(Веселый, неунывающий – очень восторженные песни, в них много восклицаний
Уважает и любит природу – «Весна, весна красная»)
Нравятся ли вам эти песни? Почему?
Значение фольклора в искусстве
Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова.
5. * Прослушайте звукозапись обрядовой песни в актёрском исполнении и выполните задания фонохрестоматии (задания могут быть
предложены по выбору учителя).
Прослушайте обрядовые песни висполнении симфонического оркестра, «Песню девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» или одну из песен Леля из
оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (по выбору). С какими обрядами связаны эти песни? Дайте оценку актёрскому испол нению или прослушанному музыкальному фрагменту.
6. * Рассмотрите иллюстрации учебника, связанные с обрядовым фольклором, а также репродукции картин К. Трутовского «Колядки»
Как вы видите, и по сей деть перекладывается фольклор на современные реалии. Почему?
— (Отвечают устно, а дома на этот же вопрос письменно) Откуда эта непреодолимая тяга человека к связи собственного творчества с древними фольклорными произведениями? «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?»
(Это связано с интересом к тому, как жили наши предки, с желанием прикоснуться к прошлому твоего народа, связано с желанием узнать об особенностях жизни русского народа, его обычаях, обрядах. Это уважение к предкам, почитанием своих исторических корней, желанием сохранить и передать традиции из поколения в поколение, для осознания себя частью русской национальной культуры. Это попытка понять национальную особенность русского народа. Все эти дейстия работают против уничножения временем. Все это связано с понятием историческая память )
Историческая память – это память о прошлом, сохранение исторического опыта
-Это важно? Сохрянять историческую память?
Сохранение исторической памяти – это обязанность каждого человека, это даже не просто дань уважения или благодарность предыдущим поколениям, сохранение исторической памяти – это то, что помогает человеку оставаться нравственным и, конечно же, человечным.