Образовательный трек это что такое
Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?
Однако пока на рынке немного реальных кейсов, и эти примеры чаще всего демонстрируют адаптивное обучение в пилотном варианте, на начальных этапах или рассчитанное на небольшую аудиторию.
Сложность заключается и в том, что часто за адаптивное обучение принимаются формы, которые им не являются:
Что такое адаптивное обучение? Это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Как правило, такая система представляет собой учебные траектории с промежуточными точками контроля. Перед началом обучения сотрудники проходят входной тест, по результатам которого распределяются по разным трекам.
Следующее тестирование меняет траекторию в зависимости от результатов обучения, ориентируясь на то, какие изменения произошли с человеком на этом конкретном участке трека.
Здесь важно, чтобы адаптивное обучение учитывало также изменения в поведении на рабочем месте и было автоматизированным. В этом случае весь контент разбивается на небольшие фрагменты, и система должна уметь выстраивать треки из них, как из пазлов.
Чтобы построить адаптивную систему обучения, необходимо собрать данные о том, как сотрудники учатся. Вам понадобится:
Как построить адаптивную систему обучения?
Предположим, нам нужно создать систему обучения менеджеров по продажам-новичков. Как это можно сделать? (алгоритм можно применить и при обучении специалистов другого профиля).
Для начала проведите опрос и составьте профиль должности успешного менеджера по продажам. Проанализируйте статистику продаж и качество обслуживания, чтобы понять, через какой период времени новичок выходит на требуемый уровень эффективности в профессии. Эти данные сверьте с данными опроса лучших продавцов.
Например, новички на первой неделе изучают ассортимент продукции компании. После прохождения первого курса система обучения автоматически назначает второй курс и т.д. Но если новичок показал низкие результаты при прохождении тестов, система возвращает его к той теме, которая вызвала у него затруднения.
Система должна учитывать несколько показателей, чтобы эффективно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Например, если новичок успешно сдал тест, но показатели продаж у него низкие, программа должна вернуть его на этап раньше и перенаправить по другой траектории.
Дополнительными критериями перестраивания адаптивных траекторий могут стать отчеты от наставников и руководителей, которые подтверждают изменения поведения на рабочем месте (или говорят об отсутствии этих изменений).
Используйте различные способы поощрения сотрудников:
Лучше измерять результаты обучения не в количестве сотрудников, прошедших курсы, а в сокращении адаптационного периода для новичков, снижении процента браков, повышении продаж и других экономических показателях. То есть затрагивайте показатели, которые влияют на бизнес‑результаты.
Как построить личный образовательный трек на примере чашки кофе
Здесь изложен такой взгляд. Взгляд на образовательный трек со стороны последовательной продажи образовательных продуктов. И с точки зрения продажи главным в словосочетании “образовательный продукт” является слово “продукт”. И чтобы раскрыть суть абстрактного понятия “образовательный продукт”, можно выбрать некий простой и понятный продукт, пусть и не “образовательный”, но обладающий адекватными характеристиками. Пусть это будет чашка кофе. Что в них общего, а чем они отличаются?
— Кофе не является основной едой, но его можно назвать десертом (удовольствие, нет жесткой необходимости воспользоваться)
— Кофе можно употреблять, сколько захочется (частотность и продолжительность)
— Кофе можно встроить в график, когда удобно (гибкость графика потребления)
— Кофе вызывает зависимость (привычка использования), в том числе привязанность к месту где его варят хорошо.
— Кофе можно угостить или поделиться (шеринг на друзей), оно может объединять единомышленников (сообщество)
А теперь чем же “образовательный трек” может быть похож на «чашку кофе»?
Где уже используется:
Где используется такой прием
Где уже используется:
В открытых школах в явном виде пока такого не нашла. Скорее всего если и есть, то решения доступны только для студентов.
Но, в образовательном процессе, не все так банально. У пользователя уже есть объем материалов для изучения (возможно и на каждый день), поэтому ему не нужна еще одна цитата\факт\статья, но представим себе, что пользователь поступил на асинхронный курс (т.е там, где надо успевать жить в одном темпе с группой), но он так не может. Он не может читать и не отвлекаться, работать на одном проекте, 100% времени уделять одному занятию, что тогда делать?
Coursera ответила на это решением: если ты не успеваешь закончить сейчас, мы предлагаем тебе переместиться в другую группу и продолжить с ней.
Такого тоже пока нигде не встречала, но наверняка кто-нибудь такие вещи уже просчитал.
Как создать собственный образовательный трек
Список конкретных навыков журналиста, автора или создателя медиаконтента
Понятие профессии размылось. За одним и тем же названием, например «редактор сайта», стоит огромное разнообразие требований, навыков, «хотелок» работодателей. Вузы по инерции продолжают готовить «журналистов», хотя снежным комом растет количество специализаций, вариантов «журналистики», и разрастается список «что журналист должен уметь».
В медиасфере работают люди с очень разным опытом и базовыми дипломами. Усложняющаяся и ускоряющаяся жизнь требует более гибких подходов к профессиональному обучению.
Это не проблема исключительно журналистской сферы. Точно с такими же проблемами сталкиваются и другие отрасли — от электриков до юристов. Во всем мире идет огромная работа по переосмыслению как содержания образования, так и методов, форматов обучения. Все стремится к разнообразию, к уходу от схемы «одна профессия — один факультет».
Классическая образовательная система всегда инертна — она не может и не должна откликаться и перестраиваться на любой крутой поворот отрасли. Но значит ли это, что каждый конкретный журналист должен быть инертным?
Какой выход? Учиться составлять индивидуальные траектории обучения.
Что это такое? Вспомните, как было устроено ваше обучение в вузе. На факультете был разработан учебный план, составлено расписание. Поступив на факультет, студент следует маршруту, который нарисован без его участия, без учета его опыта и планов. В классической системе неважно, был у вас до поступления десятилетний опыт работы или вы ни разу не публиковались, на первом курсе вы обязаны будете прослушать один и тот же набор лекций.
Вы не можете повлиять на содержание, скорость, порядок изучения тем и предметов. Вы не можете выбирать преподавателей, у которых будете учиться.
Студент в классической системе обучения занимает достаточно пассивную позицию.
Есть и другие подходы к организации обучения. Со взрослыми хорошо работает «обучение через опыт», эмпирическое обучение. В противоположность схеме «сначала лекции, потом закрепляем навыки на практике» обучение через опыт не предполагает пассивного слушания. Студенты с самого первого дня обучения выполняют задания, обсуждают результаты, ищут нужную информацию, пробуют выполнять задания снова. Эмпирическое обучение максимально приближено к реальным проблемам, которые необходимо будет решать специалисту.
Такое обучение более гибкое в ситуации, когда у взрослого человека уже есть за плечами опыт, есть представление о том, каких ему / ей навыков не хватает, есть понимание, в каком направлении хочется развиваться.
Нужно понимать, что учиться через опыт непривычно, не обычно и сложно. Во-первых, потому, что нужно самому выстраивать свой образовательный трек, соблюдать дисциплину и нести ответственность. Не в формате «зачет / незачет», а в формате «научился / прохалявил». Вы можете попросить консультанта помочь вам выстроить индивидуальную траекторию и подобрать источники, где и как учиться. Но в целом вы сами составляете свой учебный план и расписание.
Во-вторых, вам самим нужно научиться диагностировать наличие или отсутствие у вас конкретных навыков. Например, нет такого навыка «Умею писать тексты». Нет навыка «Умею монтировать видео». Потому что тексты бывают разных жанров и для разных целей, а видео монтируется в разных программах и в разных стилях. Нет общего навыка «Умею делать инфографику» хотя бы потому, что там внутри «зашиты» навыки сбора и проверки данных, выбора адекватной формы визуализации, владение инструментами и сервисами для создания разных видов инфографики. А их, этих видов, очень много разных.
В-третьих, пока информационное и образовательное пространство не совсем заточено под такой подход к обучению. Возьмем, к примеру, такой конкретный навык, как «Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки». Это навык поиска информации и верификации данных. Но если вы захотите научиться этому, сегодня вам нужно будет прочитать массу статей и книг по поиску информации, в которых, если честно, очень редко содержится ответ на этот конкретный вопрос.
И наконец, в эмпирическом обучении очень трудно поставить точку, «выписать диплом». Это движение по освоению новых и новых навыков, протаптывание новых тропинок в профессиональном поле. Совсем другой подход, непривычный и кажущийся сложным. Но стоит попробовать, ведь мы понимаем, что у большинства читателей журнала ЖУРНАЛИСТ нет свободных 4 лет, чтобы поступить на очный бакалавриат.
Я подготовила для вас список конкретных навыков журналиста, автора, создателя медиаконтента. Он не исчерпывающий, но достаточный для того, чтобы потренироваться в создании своего собственного образовательного трека.
Распечатайте его, выделите маркером те навыки, которыми вы уверенно владеете. «Уверенно» — это значит, что, если вам в редакции сейчас дадут такую задачу, вы ее выполните.
Другим цветом отметьте те навыки, которые вам нужны в ежедневной деятельности, но которые вам еще предстоит освоить. Третьим цветом отметьте те умения, которые ежедневно не нужны, но вам было бы интересно их освоить.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
• По фамилии и роду занятий найти контакты человека: его e-mail, страницу в социальных сетях, телефон.
• По приблизительному описанию темы составить список организаций, которые этими вопросами занимаются на локальном, региональном и федеральном уровне.
• По названию организации найти контакты человека, ответственного за связи с прессой.
• Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки.
• Найти людей, которые придерживаются другой точки зрения, нежели автор предоставленного вам текста.
• Найти и связаться с непосредственным начальником сотрудника государственного ведомства, который отказал вам в предоставлении информации.
• Составить список экспертов по теме, расположив их имена в порядке убывания авторитета, и обосновать, почему список получился именно такой.
• Найти, какой комитет инициировал законопроект, который сейчас проходит рассмотрение в первом чтении.
• Найти, в каком году и каким тиражом было опубликовано четвертое издание конкретной книги.
• Найти, кто и где произнес конкретные слова, которые ваш собеседник привел в вольном пересказе.
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ
• Определить, что является информационным поводом, а что — новостью в каждом конкретном случае.
• Определить, какие данные в таблице значимы для материала, а какие нет.
• Настроить автоматическую сортировку писем по папкам в почтовом клиенте.
• Определить новостную ценность материала исходя из описанного сегмента аудитории.
• Рассортировать материалы по тематическим рубрикам.
• Рассортировать идеи материалов по группам пользователей, для кого они актуальны.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
• Составить тезисный план публикации ДО того, как начнете собирать информацию.
• В двух предложениях рассказать суть рассказанного на пресс-конференции, не упустив важные детали.
• Нарисовать схему действия механизма, об изобретении которого пишете материал.
• Нарисовать схему движения денег от заказчика к подрядчикам, если в цепочке задействовано более 7 компаний, департаментов и организаций.
• Изобразить организационную схему компании, о деятельности которой вы пишете.
• Расположить события на ленте времени, когда готовите материал о деле, длящемся более года.
• Выделить в бюджете города строки, которые максимально изменились по сравнению с прошлым годом.
• Регулярно вести календарь, куда заносить информационные поводы, связанные с темами, которые вы курируете.
• Регулярно вести электронную базу или таблицу в Excel с контактами ваших ньюсмейкеров, источников информации, экспертов и консультантов.
ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ
• По домену можете определить, настоящий сайт или подложный.
• Найти дату изначальной публикации фотографии.
• Определить дату и время съемки конкретной фотографии.
• Найти, является ли конкретный человек сотрудником конкретной организации.
• Узнать, на самом ли деле эксперт имеет ученую степень.
• Проверить достоверность документа по входящему номеру.
• Определить, касалась ли рука фотошопа конкретной фотографии, выложенной в социальной сети.
• Определить действительного автора цитаты или афоризма.
• Проверить, когда и где именно происходили события, зафиксированные на видео.
НЬЮСМЕЙКЕРЫ И ГЕРОИ ИНТЕРВЬЮ
• Собираете факты о человеке ДО того, как отправляетесь к нему на интервью.
• Фиксируете примерные вопросы к интервью на бумаге.
• Можете задать провокационный вопрос, не оскорбив человека.
• Знаете дословно, кто какую информацию вам обязан предоставить по закону, или носите подборку цитат из законов всегда с собой.
• Можете уговорить героя прокомментировать ситуацию, даже если он (она) находится в шоке или переживает сильные эмоции.
• Получив ответ, задаете тот вопрос, который логично вытекает из ответа, а не тот, который записан следующим в вашем блокноте.
• Просите письменное разрешение на публикацию фотографий у героев сразу во время интервью.
• Оставляете визитку со своими контактами всем, с кем разговариваете, собирая информацию.
• Напоминаете своим подписчикам в соцсетях, что всегда готовы узнать любую важную информацию на условиях анонимности.
• Не разглашаете источник информации, если он попросил этого не делать.
• Используете разные типы вопросов, в том числе и для того, чтобы проверить спикера.
• Расшифровываете интервью с диктофона и вопросы с ответами публикуете в том порядке, в котором вы их задавали.
• Не задаете спикеру вопросы, ответы на которые можно узнать в открытых источниках.
• Если спикер не ответил на ваш звонок или письмо, вы напоминаете о себе через различные каналы, пока он не ответит.
КОММУНИКАЦИЯ С КОЛЛЕГАМИ В РЕДАКЦИИ
• Можете сами организовать совместную работу фотографа, двух журналистов, редактора и дизайнера над одним спецпроектом.
• Запаздываете со сдачей материала редактору не более чем на час.
• Помогаете коллегам найти нужные данные или освоить новый мультимедийный сервис.
• Основательно переписываете материал, если редактор его «завернул».
• Читаете / смотрите крупные материалы коллег, обсуждаете их по доброй воле, не на планерке.
• Подсказываете книги, курсы, вебинары, которые могли бы помочь вырасти молодому журналисту.
• Останавливаете коллегу, если он / она начинает повышать голос.
• Предлагаете идеи на редакционных встречах, даже если предыдущие десять не были поддержаны и реализованы.
ПОДПИСЧИКИ В СОЦСЕТЯХ
• Можете развязать холивар в социальной сети.
• Умеете написать авторскую подводку к материалу так, чтобы показать свой личный интерес к теме.
• Пригласить незнакомого человека в группу в соцсети, не нарушая сетевого этикета.
• Можете остановить холивар в социальной сети.
• Умеете выудить у комментаторов ценную дополнительную информацию для материала.
• Умеете отделять комментарии, поддерживающие конструктивную дискуссию, от комментариев троллей.
• Умеете создавать фейковые аккаунты в соцсетях, которые трудно поймать на фейковости.
УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Вы знаете, что это за формат, можете подобрать нужные для него исходные материалы, знаете минимум один сервис, с помощью которого элемент создается. Если сейчас попросим сделать руками — возьмете и сделаете.
• Аудиослайд-шоу
• Онлайн-калькулятор
• Таймлайн
• Интерактивный график, круговая диаграмма
• Слайдер «было / стало»
• Интерактивная карта на Google или «Яндексе»
• Тест, викторина
• Рейтинг, топ-лист
• Интерактивная фотография
• Интерактивная гистограмма
• Панорама, фото 360 градусов
• Вставка поста или твита из соцсети на сайт
• Гиперссылка, открывающаяся в новом окне
• Облако слов
• Коуб
• Видеоролик с титрами для соцсети
• Пошаговый алгоритм
• Скринкаст с закадровым текстом
• Прямая трансляция с возможностью встроить видеопоток на сайт
ВЕРСТКА, МОНТАЖ
• Умеете работать в программах и сервисах.
• Создавать лонгриды в Тильде или аналогах.
• Монтировать видео на смартфоне или планшете.
• Монтировать видео в Adobe Premiere или аналогах.
• Верстать обложки для соцсетей в Canva или аналогах.
• Заполнять админку сайта.
• Проставлять теги, ключевые слова.
• Обрезать иллюстрацию к материалу по стандарту.
Когда журналист приходит на работу, в ежедневной практике нам нужны вот такие конкретные навыки. Ваш профессиональный профиль — это конструкция, состоящая из таких небольших деталей — компетенций. Чем больше деталей у вас есть, тем больше вариантов трудоустройства вам доступно.
В карте медийных компетенций, разработанной в компании «Силамедиа», собраны и структурированы 316 умений, из которых медиаспециалист может выстроить свою индивидуальную программу обучения.
Каждый навык можно тренировать самостоятельно, можно участвовать в онлайн-марафонах и вебинарах, учиться на дистанционных и очных курсах, тренингах и мастер-классах. Участие и выступление на конференциях, книги, e-mail-рассылки, посты в профессиональных блогах, стажировки, обмены между редакциями тоже могут быть форматами вашего обучения. Ключевое отличие — вы не ждете, когда вас кто-то научит нужному навыку, а сами ищете возможность для тренировки конкретного умения.
Если поменять точку зрения на собственную стратегию обучения, практиковать активный поиск образовательных возможностей, можно сэкономить массу времени на малопродуктивных спорах, чему должен учить журфак, чему он учит, а чему не учит. Факультет журналистики (или любой другой классический институт профессионального образования) — это один из источников, где вы можете попробовать получить нужные навыки. Не единственный, а один из списка вариантов.
В современном мире невозможно в одном месте научиться всему, что вам понадобится в течение профессиональной жизни. Навыки самообразования, выстраивания собственных образовательных стратегий позволяют наращивать свой профессионализм, гибко реагировать на изменения в отрасли. Главное — не останавливаться.
Что обсуждали на первой всероссийской ИОТ-конференции для вузов
Как и зачем российские университеты внедряют индивидуальные образовательные траектории.
pressfoto/ diana.grytsku/ yingyang/ freepic/ freepic/ Andrea Piacquadio/Ethan Wilkinson/ Pexels/ Meery Mary для Skillbox Media
Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) — не просто модный тренд, а самые истоки образования. По такому подходу учили ещё в первых европейских университетах почти тысячу лет назад. Но чтобы вернуть эту идею в современный вуз, придётся потратиться на цифровые платформы — не вручную же расписывать на миллиметровке тысячи индивидуальных расписаний. Хотя — стоп! — цифровизация вообще не главное. Если нет условий для субъектности студента, никакой индивидуализации у нас не будет…
Всё это можно было услышать на первой всероссийской ИОТ-конференции для университетов «Индивидуальные образовательные траектории в высшем образовании». Её провели при поддержке Министерства науки и высшего образования ИT-компания CUSTIS, национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». Делимся основными выводами из десятичасового мероприятия.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Зачем вузам ИОТ
Индивидуальные образовательные траектории (или маршруты) — модная тема на всех уровнях образования. Модная и перспективная — новая стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования предусматривает переход к ИОТ всех подведомственных Минобрнауки России вузов к 2030-му году. В идеале на такой траектории набор курсов, их содержание, форматы и темп изучения подстраиваются под потребности, интересы и возможности каждого студента.
Для любого университета переход к ИОТ от классических образовательных программ — очень сложная задача. Одно расписание на группу должно разделиться на десятки разных, общий учебник по каждой дисциплине придётся заменить набором учебного материала в разных форматах, а сверх того студентам понадобятся тьюторы. Зачем всё это?
Несколько вариантов ответа предложили участники пленарной дискуссии ИОТ-конференции « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории». На ней обсуждалось, как внедрение ИОТ может помочь вузам в достижении показателей государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030». Хотя, как отметил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» и эксперт программы «Приоритет» Андрей Волков, напрямую в её документах ничего не сказано об индивидуальных траекториях, этот образовательный подход поможет вузам выполнить основные задачи программы, в том числе нарастить объёмы исследований. И вот почему.
Это лучший способ подготовить междисциплинарных исследователей
Об этом заявил проректор МИСиС Сергей Салихов на примере проектов МИСиС по изучению живых клеток, в которых участвуют физики и специалисты по полупроводниковой электронике:
«Работать в междисциплинарной лаборатории могут только студенты, которые имеют уникальный трек развития, получают особенные навыки, компетенции. Обеспечить подготовку исследователей и научную работу студентов в лаборатории без реального внедрения индивидуальных образовательных траекторий будет невозможно».
Сама по себе идея сложного пути обучения будущих исследователей для университетов, конечно, не нова. Об этом Салихов рассказал на личном опыте: он пришёл учиться в МИСиС после специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени А. Н. Колмогорова при МГУ, и при такой фундаментальной физико-математической подготовке часть материала первого курса была ему уже знакома. Чтобы талантливый студент не скучал, в МИСиС для него организовали настоящую индивидуальную траекторию с возможностью посещать занятия в других университетах.
Отличие современной ситуации в том, что в годы учёбы Салихова в 90-е такие условия требовались единицам студентов, они были «штучным товаром». Теперь же, отметил проректор МИСиС, нужно перейти к массовым ИОТ — то есть персонализировать образовательные пути многих студентов.
Как вузы будут решать эту задачу, предположил Андрей Волков. По его словам, «Приоритет-2030» ставит перед вузами задачу стать университетами мирового класса. Быть вузом мирового уровня значит в том числе иметь мультидисциплинарную обучающую среду. Это означает, что в университетском ландшафте России из отраслевых вузов произойдёт «сборка» больших и разносторонних, предсказал эксперт. И, конечно, вне зависимости от того, придут ИОТ в крупный вуз со множеством направлений или в отраслевой, их внедрение потребует больших вложений в цифровые технологии. Ведь надо будет рассчитать организацию учебного процесса для тысяч индивидуальных студентов.
На индивидуальной траектории студент не заскучает
Результат высшего образования складывается не только из возможностей, которые университет предоставляет студенту, но и из вовлечённости и усилий самого учащегося. По мнению Андрея Волкова, сейчас в России слишком много вузов и программ, где студентам легко и скучно.
«В университетах всегда, с момента появления в европейской версии, была индивидуальная траектория. Человек учился у конкретного учителя и переходил за нужным знанием из университета в университет. То, как мы учимся в последние сто лет, наоборот, такое отклонение от магистрального тысячелетнего пути индивидуального подхода к образованию… Люди же разные, по-разному учатся, и когда образовательное учреждение не может подхватить эту разность, они скучают и иногда теряют интерес к образованию».
ИОТ может решить эту проблему, вместо единообразной «образовательной трубы» предлагая каждому студенту интересный именно ему путь.
Но в этом и сложность: не только вузам трудно управлять тысячами разных треков, студентам непросто принимать решения. «Большинство людей не хотят ничего выбирать, они хотят, чтобы им сказали, что делать», — считает Волков.
На индивидуальной траектории ответственность за обучение более весомо, чем раньше, ложится на самого студента. Для университета это означает, что у студентов придётся развивать соответствующие качества и навыки: интерес к саморазвитию, привычку к интеллектуальной заботе о себе, умение критически оценивать варианты, принимать решения и нести за них ответственность.
ИОТ лучше «образовательной трубы» соответствуют рынку труда
Похожих навыков, кстати, хотят от своих будущих сотрудников и работодатели. «Компании всё чаще говорят: „Мы по месту доучим нужному, но дайте нам человека, который умеет работать в коллективе, умеет выражать свои мысли, вступать в сложную коммуникацию“», — отметил Андрей Волков.
Более подробно изменение описал проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин:
«Бум массового высшего образования начался с технических изменений середины XX века и во многом работал на профессиональную подготовку и профессиональные компетенции, с этим связанные… Почему это не работает? Изменились технологии, профессии размываются, скорость появления новых технологических задач резко возросла. Технологические и бизнес-изменения заставляют не просто освоить сумму знаний, а формировать умение на основе образовательного фундамента осваивать новое и новое».
Университеты не должны, считает Рощин, обучать студентов точно по лекалам будущего места трудоустройства, это подход для СПО: «Даже когда у нас есть стратегические партнёры, мы же не готовим на самом деле человека, который выйдет к этому партнёру и потом 50 лет до пенсии-дряхлости будет работать только у него».
Готовы ли работать в таком подходе коллективы вузов? По большей части нет, считает Андрей Волков. Преподаватели привыкли к более-менее стандартным схемам и настороженно воспринимают инновации. К тому же руководство университетов часто не считает нужным детально обсуждать с сотрудниками переход к ИОТ, рассказывать, почему это нужно, каких целей новая система позволит достичь. Такой коммуникации уделяется недостаточно внимания, а результатом могут стать серьёзные репутационные потери.
Сергей Рощин заметил, что переход на ИОТ не означает, что от представлений преподавателей о том, как должно строиться обучение, нужно полностью отказаться. Оптимальная модель обучения по индивидуальным трекам не та, в которой студент изучает исключительно курсы по своему желанию:
«Мы таким образом нивелируем роль академического сообщества, которые как профессионалы знают, что нужно, чтобы выйти на определённые знания и умения, и с этой точки зрения являются не нейтральными тьюторами. И в этом ответственность университета: сказать студенту, что он должен взять, а что он может выбирать сам по своим наклонностям и предпочтениям».
Благодаря гибкости ИОТ студент может выбрать своё призвание осознанно
В последнее время государственное регулирование высшего образования в России создаёт больше возможностей для выбора студентом индивидуальной траектории развития. Например, утверждённый в прошлом году порядок приёма в вузы позволяет принимать первокурсников не на конкретную образовательную программу, а на укрупнённую группу специальностей или направлений подготовки. Участники дискуссии « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории» такую возможность приветствуют:
«Честно скажу — слабо себе представляю человека после школы, который в 16 лет чётко знает разницу между горными машинами и технологическим оборудованием. Но что характерно, не очень большое количество вузов перешло на приём по укрупнённым группам», — сказал проректор МИСиС Сергей Салихов.
Новая модель поступления — одна из составляющих перехода к новой схеме высшего образования. Когда-то обучение в вузе было пяти- или шестилетним, причём всё это время студент двигался в рамках одной специальности. Сейчас в большинстве университетов, за исключением медицинских и других специализированных, действует модель «4 + 2» — после бакалавриата можно выбрать магистратуру, напрямую не связанную с уже полученным дипломом. Следующий шаг — модель «2 + 2 + 2», когда в первые два года бакалавриата студенты изучают достаточно общие дисциплины и только к третьему году выбирают конкретную профессиональную область и погружаются в неё.
Схема «2 + 2 + 2», по словам Андрея Волкова, поможет вузам «подхватить» изменения в отношении студента к собственному образовательному пути уже внутри бакалавриата. Например, позволит выбирать между двумя схожими узкими специализациями не сразу, а спустя два года учёбы.
Это сложная задача для большинства вузов. Во-первых, рамки нормативных актов в сфере высшего образования всё-таки диктуют другое, напомнил Салихов. Сейчас перевод бюджетного студента с одной специальности на другую — очень непростая организационная операция. Во-вторых, как заметил Сергей Рощин, не на каждую специальность можно переключиться после двух лет на общем бакалавриате.
Как строятся ИОТ сейчас
Большая часть ИОТ-конференции состояла из выступлений представителей вузов, которые делились своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. Найти все презентации можно в Telegram-канале мероприятия. А здесь мы выделяем основные принципы и тренды перехода к ИОТ, о которых говорили участники.
Появляется ядро универсальных компетенций
Пазл индивидуальной образовательной траектории можно сложить из разных элементов. Но во всех образовательных программах тех российских университетов, где уже внедрён этот подход, есть общая составляющая. Как правило, её называют ядром. Разработчики таких курсов исходят из того, что университет должен создать условия для развития универсальных компетенций, которые будут необходимы студенту на любой работе и в целом для жизни в современном мире.
Читайте также: Как обучить студентов и сотрудников командным навыкам и кросс-дисциплинарности
Например, в Казанском федеральном университете в ядро общеуниверситетских модулей входят дисциплины по развитию цифровой и юридической культуры, естественно-научной картины мира, философской и исторической грамотности. В Высшей школе экономики набор обязательных для бакалавриата дисциплин общего цикла и общеуниверситетских курсов похожий: экономика, право, Data Culture (цифровая грамотность), иностранный язык. Подобное ядро (модуль Core) выделяется и в образовательных программах Тюменского государственного университета.
Центральное место по-прежнему занимает мэйджор
Несколько участников ИОТ-конференции упомянули в своих докладах Брауновский университет в США как экстремальный пример индивидуализации. В этом вузе студент может самостоятельно выбирать 100% курсов в течение всего периода обучения.
Российские примеры ИОТ от этого далеки. Максимум — до 70% курсов по выбору — достигнут на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Остальные предпочитают, чтобы студенты уделяли выбранной образовательной программе максимум внимания.
Профессиональное ядро (часть дисциплин в нём может варьироваться в зависимости от специализации) есть везде. И его освоение должно начинаться сразу, уверены многие участники: если студент поступил в университет, выбрав конкретную программу, ему надо дать возможность изучать её с первого курса, пока он достаточно мотивирован. Такую позицию выразил, например, проректор ВШЭ Сергей Рощин. Так что даже при системе «2 + 2 + 2» первые два года бакалавриата не должны быть совсем общими и далёкими от профессиональной сути, считает эксперт.
В управление внедряются элементы искусственного интеллекта
Именно цифровые инструменты позволяют обучаться по индивидуальным траекториям большому числу студентов. Это подчёркивали многие участники конференции. На бумаге-миллиметровке десятки тысяч расписаний не рассчитаешь, отметил научный руководитель МШУ «Сколково» Андрей Волков.
На практике внедрение ИОТ базируется, как правило, на нескольких цифровых системах, в которые постоянно внедряются всё более продвинутые технологии. Так, в Казанском федеральном университете внедряется система предиктивной аналитики: по информации об учебных успехах студента в университете и до него (в какой школе учился, с какими баллами ЕГЭ поступил в вуз) она оценивает вероятность отчисления. О некоторых студентах, участниках программы «Академические лидеры», университет собирает больше информации — они добровольно проходят IQ-тесты, оценку мотивации и коммуникативных навыков. Анализ этих данных с использованием искусственного интеллекта помогает точнее предсказывать успеваемость, давать рекомендации самим студентам и их преподавателям.
Но есть и ограничения: не решён вопрос, а есть ли вообще у вуза право собирать информацию о психологических характеристиках студента. Некоторые из них специально сообщают в исследованиях неверную информацию, когда считают, что университет хочет знать слишком много.
Интересное новшество в цифровой инфраструктуре Высшей школы экономики — автоматизированная система записи на дополнительные модули (майноры). Чтобы самые популярные из них не разбирали сразу же после открытия записи, в информационную систему внедрили алгоритм, который отдаёт приоритет студентам с самым высоким рейтингом. Остальные могут получить в итоге запись не на тот модуль, который отметили как наиболее им интересный, если он оказался слишком популярным. Вместо этого они попадут на курсы, которые отметили как вариант №2 или №3. Следующий шаг в развитии этих технологий — рекомендательные системы, которые помогут студенту выбрать подходящую дисциплину.
Как рассказал Комиссаров, по цифровому следу алгоритмы Университета 20.35 определяют два важных момента для построения индивидуальной траектории: как студент продвигается к образовательному результату (например, как меняется его понимание предмета) и что в программе ему нравится, что вовлекает и вызывает эмоциональный отклик, а что нет.
Цифровой след собирается не только по результатам взаимодействия пользователя с учебным контентом, но и по его общению в чатах с сокурсниками. Все данные складываются в цифровые профили пользователей, а от них отстраиваются траектории развития в течение всей жизни.
При этом алгоритмы Университета 20.35 по построению ИОТ и другие сервисы доступны на его цифровой платформе для тех учащихся, которые проходят размещённые на этой платформе курсы партнёров организации. Студенты российских университетов могут присоединиться к платформе, например, через проектные интенсивы Университета 20.35.
Создаются общеуниверситетские «МФЦ для студентов»
Все докладчики говорили, что системы искусственного интеллекта должны работать в одном направлении с человеческой поддержкой. При внедрении ИОТ роль тьютора в университете становится практически обязательной. Но этим перестройка системы поддержки учебного процесса не ограничивается.
В вузах появляются студенческие офисы, единые деканаты. В Тюменском госуниверситете вместо отдельных учебных частей факультетов и институтов образовали единый «студенческий МФЦ». А в МИСиС студенческий офис работает как единое окно для всех запросов студентов. Это логично в ситуации, когда отдельное подразделение университета, например, факультет, уже не отвечает за весь образовательный путь студента.
Опыт ТюмГУ показывает, что изменения выгодны: хотя в вузе появилось много новых центров и служб, количество сотрудников на административных позициях сократилось. Например, ставок специалистов, которые занимаются сопровождением студентов, стало вдвое меньше, а тех, кто составляет расписание, — в 2,3 раза меньше.
Используется внешний образовательный контент
На пленарной дискуссии конференции неслучайно говорили о том, что лишь немногие вузы могут своими силами обеспечить всё многообразие индивидуальных траекторий — для ответа на какие-то запросы студентов в университете может просто не быть специалистов.
Сегодня университеты активно включают в образовательный процесс открытые онлайн-курсы и курсы в сетевом формате с другими вузами. Например, в Уральском федеральном университете студенты программ, на которых внедряются ИОТ, могут выбирать не только дисциплину, но и формат её освоения — курс своего института, другого подразделения внутри вуза или онлайн-курс на внешней платформе. Для ВШЭ в этом направлении важно ещё и межкампусное взаимодействие: студенты из разных городов обучаются в смешанном формате на одних и тех же курсах.
Пространство университета тоже меняется
Один из явных вызовов на первом этапе перехода к ИОТ — логистика. Как организовать тысячи индивидуальных расписаний, когда вся инфраструктура университета годами работала на несколько групп каждого курса? Как отметил проректор МИСиС Александр Волков, в расписании студентов неизбежно появятся «окна». А если есть перерыв, значит, в вузе должно быть место, где его провести с пользой. Нужны свободные холлы и коворкинги, библиотекам и лабораториям надо быть открытыми всё время, пока идут занятия, а не по ограниченному расписанию.
Без чего ИОТ не заработают
Завершением конференции стал открытый разговор со студентами «Выбор, траектория и свобода воли», который провёл научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. В беседе участвовали пять студентов МИФИ, ТюмГУ и МГИМО. Итоги разговора только отчасти совпадают с позициями руководителей и преподавателей вузов.
Для студентов ИОТ — не главное
Оказалось, что почувствовать персональное отношение и получить важную для своего индивидуального развития информацию можно и без ИОТ.
Разговор начался с примера от второкурсника МИФИ Дмитрия. Он рассказал, как на обязательной для всех классической лекции преподаватель находит возможность ответить на узкие вопросы, разъяснить сложные темы за пределами программы, порекомендовать дополнительные материалы по запросам студентов. Каждый студент ищет, что ему интересно и важно, и обучение для него вовсе не выглядит как конвейер.
Получать высшее образование можно по-разному
Несколько раз Исак Фрумин обратил внимание собеседников и аудитории, что, несмотря на внешнее единообразие системы высшего образования, в разных вузах России студенты получают принципиально разный опыт:
В основе всего — индивидуальность
Общее для всех имеющихся и будущих подходов, считает Исак Фрумин, — субъектность студента, его стремление учиться:
А это значит, что один из самых важных вопросов для вузов — как пробудить индивидуальность и стремление выстраивать личный образовательный путь к своим целям у студента, который никогда прежде об этом не думал, в школе следовал указаниям учителей, а в вуз попал по решению родителей.
Студенты — участники беседы предложили несколько вариантов. Например, к собственным целям можно прийти через выход из зоны комфорта в образовательных практиках, которые заставляют делать что-то непривычное, сложное, работать над проектами с другими студентами и преподавателями. Может помочь ментор-старшекурсник или профессиональный тьютор.
Но всё это, подытожил Исак Фрумин, только поддержка. Да, было бы здорово, если бы цифровые технологии помогали всем студентам найти такую поддержку, связаться с наставниками. Но основой для создания индивидуальной образовательной траектории всегда будет образ собственного будущего, сложившийся у студента.