Образовательные материалы что это
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ» в других словарях:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ — разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и… … Профессиональное образование. Словарь
МАТЕРИАЛ УЧЕБНЫЙ — МАТЕРИАЛ УЧЕБНЫЙ. См. учебный материал … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
учебный — прил., употр. сравн. часто 1. Учебным годом называется ежегодный период, в течение которого школьник или студент обучаются в системе общеобразовательной школы или вуза. Текущий учебный год. | Завершился первый учебный год. 2. Учебным предметом… … Толковый словарь Дмитриева
УЧЕБНЫЙ ПАКЕТ — в заруб. пед. практике комплект дидактич. материалов, рассчитанный на самостоятельную, как правило индивидуальную, работу учащихся по отд. разделам курса. В У. п. входят: уч. пособия, руководство (или набор указаний). по организации самостоят. уч … Российская педагогическая энциклопедия
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — осн. структурная единица уч. воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года… … Российская педагогическая энциклопедия
Психический материал развития — Психическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает… … Энциклопедия педагогических технологий
Дар Молодёжи (фрегат учебный) — «Дар Молодёжи» История корабля Государство флага … Википедия
Дар Молодежи (фрегат учебный) — «Дар Молодежи» История корабля Государство флага Польша Принадлежит Морская академия в Гдыне Порт приписки … Википедия
Надежда (фрегат учебный) — «Надежда» История корабля Государство флага … Википедия
Херсонес (фрегат учебный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Херсонес. «Херсонес» История корабля Государство флага … Википедия
Образовательные материалы что это
На современном этапе ценится самостоятельная исследовательская работа слушателей, для чего необходим широкий выбор дополнительного учебного материала (диссертаций, научных монографий, статей, аналитических обзоров и обобщений).
Близко к понятию «учебные материалы» понятие «дидактические материалы».
К классическим учебным материалам относят: учебники, лекции, конспекты, методические и наглядные пособия, словари и т. д.
Наряду с традиционными печатными учебными материалами широко используются инновационные цифровые (электронные) учебные материалы.
Так, электронные учебно-методические комплексы могут и храниться на серверах или предназначаться для распространения на цифровых носителях. Электронные учебники – цифровые пособия, содержащие соответствующий учебной программе материал, для их представления которого используются технологии мультимедиа.
Электронные базы данных – инструмент хранения структурированной тематической информации. Электронные учебные материалы позволяют существенно упростить поиск необходимой информации; компактно представить большое количество учебно-методической литературы, которая в печатном виде занимает целые библиотеки; имеют ряд других преимуществ перед традиционными учебными материалами.
Большинство экспертов понятия «учебные материалы» и «дидактические материалы» используют как синонимы. В то же время, первое понятие несколько уже, нежели понятие «дидактические материалы». Это вытекает из содержания понятий «дидактика» и «обучение», первое значительно шире.
Какими бывают учебные материалы
Получение знаний неразрывно связано с разработкой специальных методик, использованием различных пособий, книг, компьютерных программ и аудиовизуальных средств. От целей и длительности образовательного процесса зависит содержание учебного материала, выступающего в роли основы, необходимой для полноценного обучения.
Что называется учебным материалом
В современном образовании учебный материал – это разного рода дидактические источники, позволяющие получить теоретические знания и практические умения в определенной области, а также побудить учащихся к анализу предмета изучения и выявлению ошибок в собственных или чужих работах. Например, при обучении маркетингу в состав учебного материала входят не только всевозможные печатные или электронные пособия-методички, но и телевизионные ролики, статьи, реклама.
Основная масса учебного материала выпускается в виде книг. Также большой популярностью пользуются аудио- и видеоматериалы. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий сегодня широкое распространение приобрела электронная форма подачи информации.
Традиционные пособия
К классическим учебным материалам относятся:
Работая с пособиями в традиционной бумажной форме, школьники и студенты учатся излагать свои мысли в соответствии с академическими нормами презентации научной информации, анализировать и дополнять представленные данные.
Часто к печатным учебникам прилагаются записанные на электронных носителях видео, в которых содержатся полезные комментарии, объяснения к тексту и прочее. Это способствует лучшему усвоению теории, закреплению материала и получению дополнительных знаний.
Электронные ресурсы
Наряду с традиционными широко используются инновационные цифровые учебные материалы:
Электронные учебно-методические комплексы могут быть рассчитаны на использование в телекоммуникационных сетях и храниться на серверах или предназначаться для распространения в виде копий на цифровых носителях.
Электронные учебные материалы позволяют:
Независимо от того, в какой форме представлен учебный материал, в нем обязательно должны использоваться только проверенные факты и данные, всесторонне освещающие изучаемую тематику.
Памятка по созданию методических материалов
ПАМЯТКА ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Автор-составитель: Шевердина З.А.
Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.
В предложенной Вам памятке обобщен опыт разных авторов. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.
Памятка предназначена: для педагогов дополнительного образования.
Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.
Методические материалы и их виды……………………………………
Рекомендации по содержанию и целям
создания методических материалов……………………………………..
Рекомендации по оформлению методических материалов:
• сценарии массовых мероприятий ………………………………….
и методические рекомендации …………………. ……………….
тексты выступлений на семинарах и конференциях,
педсоветах, методических объединениях …..…..…………………
• публикации в СМИ и печатных изданиях ………. ………………..
Методические материалы и их виды
К методическим материалам относятся:
СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
5. КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.
ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ
Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.
ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.
МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
При проведении методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.
Рекомендации по содержанию и целям создания методических материалов
Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:
не отставать от «горячих», острых проблем дня;
иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;
раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действия педагога, коллектива;
опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе;
не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;
содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методической продукцией.
Рекомендации по оформлению методических материалов
Рекомендации по оформлению образовательных программ.
содержание изучаемого курса
методическое обеспечение программы
материально-техническое обеспечен не программы
Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:
титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);
пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);
литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);
методические советы по проведению;
рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;
приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.)
Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:
титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);
вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ положения дел по данному вопросу)
основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику)
методические советы, примерные варианты реализации
список использованной литературы
Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:
титульный лист (название образовательного учреждения, название образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога, должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)
тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие)
форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)
оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)
структурное описание учебного занятия (организация начала занятия, проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов занятия)
используемая автором литература
Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:
титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И. и возраст учащегося, Ф.И.О. педагога-консультанта, название коллектива, год)
сопроводительная пояснительная записка педагога (методиста, зав, отделом)
приложения (фото, чертежи, рисунки, ноты и др.)
Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:
на видеоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, продолжительность записи
на фотоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, Ф.И.О главных «героев» фотографии (если это возможно)
Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:
титульный лист: название образовательного учреждения, название курсов повышения квалификации, тема курсовой работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, год написания
содержание работы (оформляется в соответствии с требованиями курсов), например:
— введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)
— теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)
— основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)
— заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)
— приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)
Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:
титульный лист: название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, тема выступления, Ф.И.О. автора полностью, должность, дата выступления)
Рекомендации по оформлению планов работы: титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план
формы оформления плана могут быть различны, но должны включать следующие разделы: анализ деятельности отдела за предыдущий период, цели и задачи на планируемый период, содержание деятельности отдела по реализации задач, срок выполнения планируемой работы, Ф.И.О. исполнителей или ответственных за выполнение.
Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:
указать название СМИ, № и дату выпуска, выделить название статьи и Ф.И.О. автора
при публикации материалов в сборниках, книгах и др. печатных изданиях указать: Ф.И.О. автора (или под чьей редакцией вышла книга), полное название печатного издания, город, издательство, год издания
Рекомендации по оформлению списка литературы.
Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.
6. Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ
7. Положение об аттестационной работе слушателя курсов повышения квалификации, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Что такое ЭОР?
Что такое ЭОР и зачем учителю их использовать в своей практике?
Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?
Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.
Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?
ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:
Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса «Классная работа»;
Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;
Быстро и легко организовать работу в парах и группах;
Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?
Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.
Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?
Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.
Я могу самостоятельно подбирать электронные материалы для своей работы? Или надо использовать только те, которые уже «прилагаются» к этому УМК в той или иной форме?
Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.
Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?
Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса «Классная работа». Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.
Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?
Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.