Образовательная программа и учебная программа в чем разница
Образовательная программа и учебная программа в чем разница
Статья 12. Образовательные программы
1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
3. К основным образовательным программам относятся:
2) основные профессиональные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
С 01.01.2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с данными положениями (в ред. ФЗ от 26.05.2021 N 144-ФЗ) не позднее 01.09.2022.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 322-ФЗ)
8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
С 01.01.2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
Разбираемся в понятиях: специализация, специальность, образовательная программа, учебный план
Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Замечали ли Вы, что в образовательных заведениях обучают одной и той же специальности, профессии по-разному? Откуда взялся этот «предметный набор» и почему он разнится, если направление будущей деятельности одно и то же? Давайте разбираться во всех этих нюансах и сопровождающих их понятиях.
Специальность & специализация: что это такое, сходства и отличия?
Конечно, в русском языке встречается множество синонимов и омонимов, но все же для понимания всей картины и правильного восприятия ключевого смысла, подтекста, важно разбираться во всех деталях и мелочах. Какую из проблем или вопросов первым делом решает каждый абитуриент? Конечно же, он сначала пытается выбрать для себя «дело жизни» — профессию, которая тесным образом соприкасается с двумя понятиями: «специальность» и «специализация». Давайте разбираться в этих категориях.
Разница между понятиями
Что представляет собой профессия? Под данным термином понимают комплекс знаний и навыков, позволяющий работать в конкретной среде или отрасли. Фактически профессия – это общее направление деятельности специалиста в конкретной сфере.
Например, профессия инженера считается технической, предполагающей работу с определенным промышленным или иным оборудованием, его эксплуатацией, обслуживанием и пр. Профессия педагога предполагает работу в образовательном учреждении с детьми. Но ведь в обоих случаях знания и навыки дипломированных специалистов могут быть разными, направлены на разные объекты и пр. Фактически профессия выступает направлением образования, объясняющим основные моменты и обязанности трудящегося.
Специальность – это «конкретизированная или узкоспециализированная» профессия, подчеркивающая основную работу специалиста (отрасль, предметы и инструменты труда, объект воздействия, сфера деятельности с учетом специфики и пр.). Данный термин подчеркивает специфику трудовой деятельности и область применения полученных знаний и навыков.
Например, тот же педагог может преподавать конкретный предмет или группу дисциплин, работать с детьми конкретного возраста или с учетом их развития и пр.: преподаватель начальных классов, педагог дошкольного образования, преподаватель математики и информатики. Чувствуете разницу?
Специализация – это уникальное понятие, находящееся на стыке профессии и специальности. Оно включает в себя целую группу «однородных профессий», но при этом учитывает особенности обучения и «пригодности» дипломированного специалиста. Например, профессия учитель относится к специализации «Педагогика и образование», а непосредственной специальностью в данном ракурсе выступает «Преподаватель начальных классов» (то есть учитель будет заниматься воспитанием и развитием детей начальной школы в возрасте 6-11 лет).
Обратите внимание, что чаще всего профессия является простым разъяснением специальности и специализации (на обычном «народном» языке). Перечень доступных к освоению специальностей и специализаций утверждён Минобразования и звучит всегда одинаково, стандартно. Притом нередко профессия ассоциируется с квалификацией, то есть именно той степенью и направлением, отраслью, где может трудиться новоиспеченный специалист.
Образовательная программа & учебный план: что есть что?
Итак, абитуриент определился и нашел ответ на главный вопрос: «Кем он желает стать и работать в будущем?». Но теперь перед ним стоит не менее важны выбор и «ассортимент» — какое образовательное заведения выбрать для освоения профессии? Одна и та же специальность может успешно действовать в каждом втором колледже или вузе. Выбирая направление обучения и подходящее для его освоения учреждение, важно обратить внимание на две составляющие:
Если первая категория относится к понятию «приемная кампания» и отмечается в правилах приема образовательного заведения, то вторая представляет собой комплекс дисциплин, форм занятий и заданий, прописанный в образовательной программе.
Получение специальности
Образовательная программа представляет собой общие рекомендации, разработанные Минобрнауки, для каждой отрасли и специализации с учетом осваиваемой ступени: начальная школа, основная школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура и пр. Более того, рассматриваемая категория утверждена для всех видов обучения и сфер деятельности: по программам основного образования, дополнительного образования, в рамках всех профессий (творческие, технические, педагогические, естественнонаучные и пр.).
С учетом правил, требований и концепций, прописанных в образовательной программе, каждый ссуз и вуз самостоятельно разрабатывает учебную программу (план) для конкретной специальности с учетом специфики применения (перспектив) выпускников: как и где могут трудиться, какими знаниями и навыками будут обладать, что им посильно и пр. Учебный план – эта детализация дисциплин, форм занятий и количества часов обучения по всем основаниям (предмет – лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы – письменные проекты — практика – зачеты, экзамены и пр.) с учетом возможностей учебного заведения.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Фактически учебный план включает в себя все требования образовательной программы (обязательные дисциплины) и дополнительные параметры (предметы по выбору учащегося или включенные по усмотрению ссуза/вуза). Данная категория также будет учитывать «глубину погружения в профессию» (ступень образования), характер специализации (прикладной, научно-исследовательский, теоретический и пр.), особенности отрасли и реалий, достижения НТП и материально-техническую базу, уровень подготовки педагогов образовательного заведения и т.д.
Важно отметить, что учебные планы могут корректироваться как раз в год, так и в течение года, а образовательные программы утверждаются раз в 5 лет, проходят проверку качества и аккредитовываются. Поэтому, чтобы новоиспеченный специалист соответствовал реалиям, обладал актуальными знаниями и навыками, образовательные заведения прибегают к корректировке учебных планов.
Взаимосвязь профессии, специальности и образовательной программы, учебного плана
Чтобы сделать правильный выбор еще в начале своего профессионального пути или траектории становления дипломированного специалиста, не пожалеть о своем выборе в будущем, важно изначально разобраться в основных понятиях, проанализировать их и сопоставить полученные данные для объективного и грамотного обоснования своего решения.
Выбирая профессию, абитуриент констатирует подходящую для него отрасль: кем и где он желает трудиться, работать. Согласитесь, ответ на этот вопрос крайне важен, ведь именно на работе человек проводит более половины своей жизни! Выбирая специальность, он сужает спектр своего действия, конкретизируя набор знаний и навыков пригодных для занятия должности, карьерного роста, специфику прав и обязанностей, методов работы и пр.
Образовательные программы ССУЗов и ВУЗов
После конкретизации этих категорий, абитуриент предстоит подобрать наиболее подходящих для себя вариант освоения профессии и учебное заведение. В этом деле, как раз-таки, к нему на выручку приходит анализ образовательной программы и учебного плана по конкретной специальности. Рекомендации и непосредственно образовательные стандарты, программы можно найти на сайте Минобрнауки и образовательного заведения. Анализ этих параметров позволит понять, подходит ли сфера деятельности поступающему, посильна ли основная часть профподготовки для него, чему он будет учиться и какими навыками по окончании обучения должен обладать (ожидаемый результат), спектр его «профессионального применения».
Исследование учебного плана позволит конкретизировать перечень и объем дисциплин, количество аудиторных занятий, долю письменных проектов и исследований, способы подготовки молодого специалиста. Изучение «деталей» профессионального становления позволит определить учебную нагрузку на студента, констатировать точно сферу применения и профессиональные качества, которые он обретет.
Только после всестороннего инспектирования образовательной и учебной программ, абитуриент сможет правильно, грамотно и объективно осуществить выбор подходящей для него профессии и учебного заведения.
Рекомендации экспертов Disshelp по анализу и выбору профессии и ссуза/вуза
Ранее мы уже не раз писали о том, как правильно и грамотно определять траекторию поступления, выбирать профессию и легко ее осваивать. Сегодня мы лишь подведем небольшие итоги в рамках данной статьи:
Тщательно проанализируйте все нюансы профессии в рамках конкретного учебного заведения (приемная кампания, программа обучения и пр.), сопоставьте их с собственными способностями и возможностями (физические, интеллектуальные, морально-психологические, финансовые и пр.) и выбирайте оптимальный вариант.
Не стоит бояться преград. Команда ОЦ Дисхелп готова помочь студентам всех колледжей и вузов в рамках все действующих образовательных программ и учебных планов, профессий и специальностей. У нас трудятся сильнейшие педагоги топовых вузов, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты, авторы студенческих и научных работ с многолетним стажем! Мы предоставляем гарантии качества, конфиденциальность данных безопасность сделки и индивидуальный подход каждому клиенту! Убедитесь в этом лично, изучив отзывы о нас и/или оформив заявку здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Образовательная программа и учебный план: о чем они могут рассказать?
В решении многих вопросов защиты и реализации прав родителям и учащимся может помочь информация, которая содержится в образовательной программе школы.
Образовательная программа, учебный план, рабочие программы по учебным предметам, календарный учебный график – это основные документы, которые определяют содержание образования. Все эти документы должны быть доступны на сайте школы. Каждая школа разрабатывает эти документы индивидуально под себя.
Анализ образовательной программы и учебного плана позволяет понять, какие предметы, в каком объеме преподаются гарантировано бесплатно и обязательны для изучения в данной школе.
Из анализа образовательной программы родители и учащиеся могут получить много ценной информации:
Сверх учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Кроме того, сверх учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных.
Типичные представления об учебной и образовательной программах
1. Направлена на сообщение знаний, умений, выработку навыков; это система знаний, подобранных для усвоения
2. Образовательный стандарт
3. Комплекс учебных пособий, содержащих информационный материал и разнообразные задания (учебный план)
4. Программа обучения по конкретному предмету
1. Содержит ЗУНы, выходящие за пределы стандарта, но необходимые для жизненного опыта
2. Индивидуально подобранные способы обучения, ориентированные на способности ребенка, динамику его развития
3. Идеология и стратегия всех видов деятельности данного образовательного учреждения
4. Программа, дающая разносторонние знания, способствующие расширению кругозора, направленная на развитие общекультурных ценностей. Введение дополнительных образовательных предметов
В отличие от учебной образовательная программа носит индивидуализированный характер. Она должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В ней обязательно должны учитываться индивидуальная избирательность школьников к содержанию, виду и форме учебного материала и характер познавательной мотивации (учебные интересы, их направленность).
Образовательная программа своим содержанием обеспечивает своеобразную «встречу» знаний, сложившихся в субъектном опыте ученика, со знаниями, зафиксированными в общественно-научном опыте. Задача образовательной программы не игнорировать, «преодолевать» субъектный опыт ученика, как не соответствующий принятым в науке образцам мысли, действия, поведения, а «окультуривать» его как личностно значимый. Ведь не всякое знание, существенное с позиции науки, есть личностно ценное. Образовательная программа должна обеспечивать обмен и согласование ценностей, смыслов, значений, что должно быть предусмотрено при ее конструировании.
Она должна быть построена так, чтобы способствовать выявлению и структурированию субъектного опыта ученика, его согласованию с социально-значимым опытом.
Другой особенностью образовательной программы является введение в ее содержание возможности репрезентации этого содержания в различной форме: словесной, графической, знаково-символической, смешанной. Это очень важно для достижения успеха в ее усвоении. Известно, что, овладевая учебным материалом, ученики избирательно относятся к его содержанию, типу, виду и форме.
Важной особенностью образовательной программы является необходимость при ее конструировании обеспечивать возможность работать с ее содержанием, применяя разнообразные способы учебной работы. Для этого в описании программы необходимо вводить не только систему знаний (понятий, законов), но и метазнания, т.е. знания по
организации научной информации, приемам ее использования, правилам преобразования и т.п.
Различия учебной и образовательной программ
Организация информации, подлежащей усвоению (системная, научная, интегрированная, дифференцированная)
Изложение отобранных для усвоения ЗУНов; определение эталонов их усвоения
Овладение содержанием программы в соответствии с нормами ее усвоения
Предоставление информации, разнообразной по содержанию, виду и форме для обеспечения выбора ее учениками
Раскрытие субъектного опыта ученика; согласование его содержания с научными знаниями
Выявление и развитие личностной избирательности ученика к содержанию программного материала
В образовательной программе должны содержаться две взаимосвязанные системы знаний: 1) о предметной действительности; 2) о содержании и последовательности осуществления умственных приемов (действий), обеспечивающих овладение научными знаниями о предметной действительности.
«В знаниях первого рода отражаются научные сведения о предметах, фактах, явлениях в их связях и отношениях. В знаниях второго рода зафиксирован путь, метод получения этих знаний в опыте познания человечества» [4; 17]. Наличие в образовательной программе метазнаний обеспечивает не только ее развивающий эффект, но и способствует становлению исследовательского мышления ученика, что соответствует природе его активной жизнедеятельности.
Перемещение акцентов при разработке программы с изложения результатов познания на процесс осуществления познавательной деятельности, как индивидуальной деятельности учения, позволяет преодолеть объективно обезличенный репродуктивный характер построения программы, ограниченный усвоением содержащейся в ней научной информации и перейти к конструированию программы, способствующей развитию личности с учетом имеющихся у нее ценностей, смыслов, значений, характерным для нее опытом восприятия мира вещей и людей, опытом творчества на основе уже накопленных индивидуальных способов познания (усвоения), их активного использования.
В образовательной программе изложение системы знаний не является самоцелью. Они используются как средство для выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. И в этом, пожалуй, основное различие образовательной и учебной программ (табл. 2).
Таким образом, учебная и образовательная программы могут иметь одно и то же предметное содержание (например, программа по математике), но отличаться целью, принципом построения, планируемыми результатами. В учебной программе акцент делается на овладении ЗУНами (умственное развитие есть побочный продукт реализации данной программы).
В образовательной программе основное внимание уделяется становлению и развитию личности как индивидуальности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.
В связи с различением учебной и образовательной программ хотелось бы обратить внимание еще на два сопутствующих термина: обучающая и развивающая программа. Думается, такое деление носит скорее полемический, чем содержательный характер. В последнее время в связи с идеями развивающего обучения наметилось неоправданное противопоставление обучения развитию. Любая программа чему-то учит (обучает) и в этом смысле «ведет за собою развитие» (Л.С. Выготский), а следовательно, является развивающей. Вопрос в том, как построена эта программа, как «разворачивается» в ней система знаний (от эмпирического к теоретическому, от конкретного к абстрактному, от единичного к всеобщему), т.е. какое развитие обеспечивается ее содержанием. Иными словами, всякая обучающая программа развивает. Вопрос в другом: как организовано умственное развитие в рамках той или иной обучающей программы, какие для этого используются средства, техники структурирования программного материала. Именно это, на наш взгляд, должно быть предметом анализа при оценке любой развивающе-обучающей программы.
Образовательная программа, ориентированная на личностное развитие каждого ученика, как нормативный документ, еще должна быть разработана усилиями многих специалистов. При экспериментальных подходах к ее разработке мы руководствуемся следующими соображениями:
· основу содержания образовательной программы должно составлять описание совокупности практик деятельности, овладение которыми осуществляется посредством ЗУНов, методов мышления, средств деятельности;
· образовательная программа по своему содержанию не должна представлять собою набор социокультурных образцов в виде изложения понятий, законов, правил, приемов, логических операций. Ее содержание позволяет ученику пользоваться разнообразными способами проработки заданного материала, выбирать те способы, которые личностно значимы;
· при конструировании образовательной программы важно учитывать содержание субъектного опыта учащихся как опыта их жизнедеятельности, опыта уникального, самобытного и неповторимого. В научное содержание образовательной программы должны обязательно включаться элементы субкультуры, национальных, религиозных традиций, истории, экологии региона, особенности мегаполиса и т.п.
Это касается всех предметных областей, на базе которых разрабатывается образовательная программа. Особо это важно для гуманитарных и естественно-научных областей знания, где, кроме признания общечеловеческих
ценностей (история, литература, биология и др.), большое значение имеет анализ личностно значимых ценностей, а они у каждого ребенка свои в зависимости от его собственного субъектного опыта.
Образованность дает не познание, а постижение мира с индивидуальными ценностями, смыслами, значениями. Без этого познание будет формальным, обезличенным, извне навязанным процессом.
Различие между образованным и обученным человеком все мы хорошо интуитивно чувствуем. Очевидно, нельзя представить себе образование вне обучения (образованность вне обученности). Но нельзя также их отождествлять.
Образованность в отличие от обученности всегда личностно избирательна, целенаправлена; опирается на субъектное отношение к предмету познания, всегда индивидуально мотивирована. Обученность измеряется другими критериями, отличающимися всеобщностью, стандартностью, результативностью.
Критерии обученности в учебной программе разработаны достаточно основательно и прочно вошли в практику отслеживания работы образовательных учреждений, в том числе и инновационных.
Критерии же образованности пока не ясны; не разработана технология их использования, хотя инновационные образовательные учреждения (гимназия, лицей) в качестве своего кредо выдвигают задачу формирования образованной интеллигентной личности. Об этом постоянно упоминается во всех уставных документах данных образовательных учреждений.
Разработка принципов, методологии построения образовательной программы должна включать различение ее целей и функций. В ее основе должна стоять задача становления образованности, как интегрированного качества личности, решение которой требует нестандартных подходов прежде всего к конструированию содержания образовательной программы.
В настоящее время на базе региональных экспериментальных площадок с участием педагогов-экспериментаторов (директоров, завучей, учителей-предметников 5 ) нами нарабатываются материалы по созданию образцов образовательных программ (по отдельным темам, их блокам, целостным курсам).
При всем различии их обучающих целей и задач, игнорировать которые невозможно, разработаны четыре основных критерия, необходимых для образовательной программы:
1) согласование в ее содержании знаний, отражающих социокультурные образцы познания и субъектный опыт учеников определенного возврата с учетом конкретных условий их жизнедеятельности. В изложении содержания знаний должны быть предусмотрены процедуры выявления субъектного опыта, его использования, «окультуривания», применения по собственной инициативе;
2) представление ученикам на выбор в рамках программы разнообразных способов работы, корректных по отношению к содержанию программы;
3) создание условий для проявления избирательности каждого ученика к проработке программного материала, его виду и форме на основе личных предпочтений, связанных
с психофизиологической организацией, индивидуальными особенностями;
4) изложение в программе помимо предметных знаний метазнаний, позволяющих учащимся выявлять закономерности построения любого знания, независимо от его предметной отнесенности; приемы организации собственной учебной деятельности как интеллектуальной, исследовательской, творческой.
В настоящее время коллективом учителей-экспериментаторов эти критерии «наполняются» соответствующим дидактическим материалом, применяемым не от случая к случаю, а целенаправленно на каждом уроке, чтобы сложить систему построения образовательной программы, определить требования к ее структурированию, содержанию, критериям усвоения.
В данной работе мы не касаемся такой проблемы, как организация целостного образовательного процесса (в отличие от учебно-воспитательного), в котором образовательная программа может быть реализована. Здесь затрагивается лишь проблема разработки содержания образовательной программы.
Безусловно, для реализации содержания образовательной (личностно-ориентированной) программы нужен целый комплекс условий. Среди них выделим следующие:
· разработка планов-конспектов урока, схем его проведения, анализ результативности;
· изучение личностных (познавательных) особенностей ученика: его стартовых возможностей, динамики развития в образовательном процессе на всех этапах школьной жизни. При этом образовательная программа (в отличие от учебной) должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, коррекционную, прогностическую функции [6];
· определение критериев оценки учебных достижений ученика в основном не по конечному результату, а по процессу его достижения, в ходе которого можно выявить индивидуальную семантику ученика; его избирательность к способам проработки программного материала, виду и форме репрезентации.
Для реализации образовательной программы нужна своя образовательная среда, включающая особый тип отношений между учителем и учениками. Например, работа с субъектным опытом детей предполагает особую атмосферу доверия, сотрудничества, сотворчества на уроке. Ведь выявить субъектный опыт ученика можно лишь в процессе обмена содержанием знаний, через анализ встречи «мое и Ваше».
Со-«держателями» этих знаний являются и учитель и ученик. Но этот процесс обмена смыслами, значениями должен быть специально организован с учетом позиции учителя как личности и как профессионала. Как личность он может иметь свои ценности; как профессионал он выступает в качестве носителя социокультурных образцов и должен добиваться их усвоения всеми учащимися.
Таким образом, личностно-ориентированный образовательный процесс есть системное построение взаимосвязи процессов обучения, развития и учения. Смыслообразующим моментом учения является образованность, как личностное новообразование, появляющееся только при специальной организации образовательного процесса, в основе которого лежит образовательная программа.
1. Владимирская О.Д. Образовательная программа индивидуального обучения: (получение среднего образования в порядке экстерната). СПб., 1996.
2. Образовательная программа школы / Под ред. Г.И. Стрижовой. М., 1995.
3. Образовательная программа школы // Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Вып. 1 / Под ред. В.И. Зверевой. Южный Учебный Округ. М., 1995.
4. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985.
5. Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И.С. Якиманской. М., 1990.
6. Якиманская И.С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика // Школа здоровья. 1996. № 1. Т. 3. С. 35-42.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Вып. 2. М., 1996.
8. Якиманская И.С. Региональная политика в образовании М., 1997.
Поступила в редакцию 16.XII 1998 г.
1 Значение термина «образовательная программа школы» (первая выделенная нами позиция) здесь не анализируется, раскрытие содержания этого термина дано в «Законе об образовании» (М., 1996. С. 9). Использование этого термина в данном контексте можно найти в практико-ориентированных материалах системы образования [2].
2 В опросе приняли участие 50 человек, приводятся лишь типичные ответы.
3 Здесь мы пытаемся различить учебную и образовательную программу по методологии ее проектирования конструирования как некоторого целостного документа. В ходе практической реализации программы ее направленность зависит от профессионализма учителя, в руках которого учебная программа может стать образовательной и наоборот.
4 В этом существенное отличие образовательной программы от учебной, отражающей содержание той или иной школьной дисциплины как носителя определенной научной области (химия, физика, экономика, экология и т.п.).
5 В эту работу в настоящее время вовлечены 75 учителей начальной и средней школы.