Образованность и образование в чем разница

Образование и образованность: в чем разница

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).

Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.

Источник

Разница между образованием и образованностью

Существуют два очень близких понятия — образование и образованность. В чем специфика их понимания?

В чем специфика понимания образования?

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем — тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, — навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект — востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях — умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение — например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование — это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание — это определяет сам человек.

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность — это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный — но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата — то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования — или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании — в вузе.

Образованность — важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Образованность и образование в чем разница. Смотреть фото Образованность и образование в чем разница. Смотреть картинку Образованность и образование в чем разница. Картинка про Образованность и образование в чем разница. Фото Образованность и образование в чем разница

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера — полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток — он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены — но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения — в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй — некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека — настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

Источник

В чем разница между образованием и образованностью

Образованность и образование в чем разница. Смотреть фото Образованность и образование в чем разница. Смотреть картинку Образованность и образование в чем разница. Картинка про Образованность и образование в чем разница. Фото Образованность и образование в чем разница

Когда речь заходит об образовании и образованности, не редко возникает путаница понятий. Казалось бы, каждый из нас знает, что такое образование и что из себя представляет образованный человек. Но лишь немногие сходу смогут дать точные определения. И такая ловушка поджидает большинство из нас, когда сталкиваются смежные понятия. Часто образование путают с образованностью и употребляют данные слова в речи неправильно, чем сразу выдают свое невежество. Тогда как на самом деле это пограничные, но параллельные понятия.

Специфика понятия «образование»

Термин «образование» чаще всего означает конкретную квалификацию в конкретной области, полученную в конкретном учебном заведении. По-другому говоря, это совокупность официально полученных знаний. Сегодня образование это жизненная необходимость. Без его наличия людям сложно устроится в жизни. Помимо малого заработка, человек без образования получает клеймо безграмотного и даже глупца, а наиболее консервативные члены отзовутся о таком как об обузе общества. Образование, по мнению ряда экспертов, это двигатель прогресса развитых стран. Это и причина основания превосходных университетов, и подготовка новых кадров, а значит высокая производительность труда всей страны.

Образованность и образование в чем разница. Смотреть фото Образованность и образование в чем разница. Смотреть картинку Образованность и образование в чем разница. Картинка про Образованность и образование в чем разница. Фото Образованность и образование в чем разница

Образование – это длительный процесс, наполненный разным содержанием. Он может происходить посредством посещения образовательных учреждений, самостоятельного обучения или в порядке общения с носителями какой-либо полезной информации. Не зря к слову «образование» применимы глаголы «получить» и «иметь». Однако все это относительно. Само по себе оно не может гарантировать высокой зарплаты. Значение имеет не только объем, но и разнообразие, и качество знаний. Кроме того, важно, чтобы образование имело практическую востребованность. В противном случае навыки, полученные в учебных заведениях, остаются лишь задокументированным фактом и прямо не влияют на образованность человека.

Специфика понятия «образованность»

Под данным термином понимается конкретный результат – фактическое приобретение знаний и навыков. Иными словами, образованность это просвещенность, развитость и культура. Сегодня она считается непременным социальным атрибутом современного человека. Просвещенность носит неформальный характер и достается человеку скорее не в учреждениях, а в процессе социализации, жизненного опыта и прочих житейских моментах.

Образованность и образование в чем разница. Смотреть фото Образованность и образование в чем разница. Смотреть картинку Образованность и образование в чем разница. Картинка про Образованность и образование в чем разница. Фото Образованность и образование в чем разница

Образованность человека подмечают как качество личности. Часто можно услышать, как собеседник отзывается об уме говорящего, т.е. дает прямую оценку его широкой образованности, его способности проявлять на практике гармоничное сочетание положительных черт личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции.

Где связь?

Оба явления, описываемых нами, в некоторой степени достигаются в рамках обучения в системе: начальные и средние школы, институты, университеты. Они позволяют человеку более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях.

Образование подразумевает формирование знаний, тогда как образованность – эрудицию, определенный уровень познаний и навыков. Но все это – знания человека (количественные и качественные). И, несмотря на тесную связь, понятия не заменяют, а дополняют друг друга. Представьте, что образование – ядро, вокруг которого выстраивается бесконечное поле просвещения. Одно не исключает другого. Но наличие ядра официально закрепляет статус образованного человека.

Сегодня некоторые исследователи озабочены одержимой идеей об образовании. Опасность заключается в том, что если бездумно получать один диплом за другим, то связь образования и образованности ослабевает. Чрезмерная озабоченность человека представить себя коллективу как успешного человека искажает представление о том, каким должно быть качественное обучение. Отсюда замкнутый круг, когда государство хочет, чтобы как можно больше людей училось в институтах и университетах, количественный рост желающих неизменно приводит к ухудшению качества высшего образования. Еще несколько десятков лет назад перед ним стояли другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные, что прямым образом положительно влияло на образованность человека.

Принципиальные различия

Подмена понятий распространенный бич современности. Большинство крупных компаний, особенно те, что завязаны на продажах, широко используют так называемый принцип bait and switch или подмена понятий. Вы наверняка с этим сталкивались. Вспомните, когда реклама обещала вам одно, а после покупки, когда начинаешь разбираться, больше присматриваться и замечаешь небольшую разницу. То же самое касается образования и образованности. Главное вовремя понять, как расставлены акценты.

Каждую весну повсюду начинает мелькать реклама о том, как важно получить высшее образование. Университеты конкурируют за абитуриентов, обещая не только качественное обучение, но и невероятные перспективы, которые откроются для выпускников после.

Родители, знакомые, учителя, все как один говорят, что каждый в обязательном порядке должен продолжить учебу в высшем учебном заведении. И вот молодой человек поступает в один из лучших университетов своего города или даже страны, в надежде прикоснуться к сокровенному. Проходит месяц, год, два и вот студент уже скептически относится к учебе, что-то пропускает, расставляет свои приоритеты. Возможно, он даже учится не так уж успешно, но, тем не менее, в конце получает долгожданную корочку и с гордостью объявляет всем, что теперь образование у него в кармане. И это действительно так. Вот он, диплом об окончании университета. Процесс получения человеком знаний завершен. Но, что он имеет в действительности? Можно ли сказать, что результатом приобретения человеком знаний является его образованность? В одном случае это действительно так.

Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия, по крайней мере, в русском языке. Не зря наш язык называют великим и могучим. Наравне с передачей информации, мы можем замаскировать в предложении все оттенки иронии. Так, словосочетание «образованный человек» часто заменяется на «человек с высшим образованием» или «человек с дипломом». Иметь – не значит быть. Если получение высшего образования готовит для человека больше карьерных перспектив, то образованность является необходимым элементом для получения более высокого социального статуса. И с другой стороны, насколько качественным будет уровень образования человека – настолько широкой будет и его образованность.

В заключении

Подводя итог, обобщим: образование – это протекающий процесс, а образованность – результат или, скорее, состояние. К образованности стоит стремиться, но не забывать при этом об образовании. Гонка за дипломами без реальных знаний не приведет ни к чему хорошему. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Но на поверку практические знания, т.е. образованность, порой, оказываются важнее.

Источник

Понятия «образование», «образованность» и «самообразование». Функции образования, его роль

Содержание:

↑ Понятие «образование». Образованность.

Принципы, определяющие функционирование системы:

Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.

Сеть образовательных учреждений:

↑ Функции образования

Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.

Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

↑ Самообразование

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.

Самообразование дает человеку очень много преимуществ.

В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ или ОБРАЗОВАННОСТЬ?

Левакова И.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же мы так плохо жили? Мы все прекрасно знаем, что деньги вкладывали в военно-промышленный комплекс, в развитие науки, в освоение космоса. Где же результат? Приоритет в освоении космоса за нами, но у нас нет ни конкурентоспособных технологий, ни конкурентоспособной военной техники. Отсутствие результата вряд ли можно объяснить тем, что наши ученые настолько бездарны, что несмотря на огромные затраты, не смогли создать ничего стоящего.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же у нас всегда была (и остается на сегодняшний день) низкая производительность труда? Вряд ли это можно объяснить тем, что все мы мало работаем.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему советские студенты не протестовали против существующего тоталитарного режима? Студенчество всегда считалось самой прогрессивной частью общества. Студенческие волнения будоражили царскую Россию, происходили и происходят во многих странах мира, а в нашей стране студентов почему-то все устраивало и устраивает. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша молодежь самая инертная и пассивная часть общества.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему целый народ облапошили в «эпоху перестройки»? Образованные люди с упоением читали разгромные статьи в журналах и делились впечатлениями об увиденном по телевизору, а пока они были заняты обсуждением того, что творилось в стране полвека назад, страны не стало, «национальную собственность» поделили по справедливости и начался период «шоковой терапии». Образованные люди восприняли все как должное, убеждали себя и друг друга в том, что «другого пути не дано», начали вписываться в «рыночные отношения», забыв про свое «лучшее в мире образование» и пытаясь заниматься челночно-кооперативным бизнесом. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша интеллигенция неспособна самостоятельно мыслить и реально оценивать действия власти.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему мы не знаем иностранного языка? Мы учим иностранный язык в школе, в институте. Язык мы изучаем примерно лет десять, а говорить не умеем, в лучшем случае «читаю и перевожу со словарем». Приезжаем в другую страну и наблюдаем, что малообразованные торговцы в магазинах и официанты более или менее свободно изъясняются по-английски, а мы не можем. Вряд ли это можно объяснить тем, что мы самый неспособный к языкам народ.

Образованность и образование в чем разница. Смотреть фото Образованность и образование в чем разница. Смотреть картинку Образованность и образование в чем разница. Картинка про Образованность и образование в чем разница. Фото Образованность и образование в чем разница

Список вопросов можно продолжить до бесконечности. Конечно, недостатки нашей жизни нельзя объяснить исключительно пороками системы образования, но хотелось бы, чтобы исчезло понятие «человек с высшим образованием» и осталось понятие «образованный человек».

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это не только получение «знаний, умений и навыков», но и воспитание, причем воспитание имеет приоритетное значение.

Возможно, те вопросы, которые остались без ответа, возникли из-за того, что воспитание в рамках нашей системы образования ставило и ставит своей целью воспитание не свободно мыслящего человека, а человека-марионетки. Такая марионетка неспособна самостоятельно мыслить, следовательно, неспособна к творчеству, протесту, она живет по навязанным кем-то стереотипам. Стереотипы могут быть разные. Можно работать ради того, чтобы строить светлое коммунистическое общество, а можно работать ради того, чтобы зарабатывать деньги и потреблять, потреблять, потреблять… В конечном счете, это неважно. Важно то, что образованный человек жизненные приоритеты определяет сам, а человеку с высшим образованием они навязываются сверху и он их безропотно принимает, как аксиому. Так стоит ли утверждать, что существующая система образования является одной из лучших в мире?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *