Обратный словарь для чего нужен
ЧТО ТАКОЕ «ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ»?
Кандидат филологических наук Н. ЕСЬКОВА.
В книге «Слово о словах», появившейся в середине 50-х годов, Лев Успенский высказал мысль, что лингвистам был бы очень полезен словарь, в котором слова располагались бы по алфавиту не начальных, а конечных букв. С детства помню «задачку»: сколько чисто русских (не пришедших из других языков) существительных, кончающихся на зо? Сразу вспоминаются: пузо, железо, а еще? Приходят в голову авизо, ариозо, но они заимствованные. Был бы такой словарь, сразу можно было бы дать исчерпывающий ответ на этот чрезвычайно важный вопрос.
Но не только для удовлетворения праздного любопытства нужен словарь, располагающий слова по алфавиту последних букв. В таком словаре, например, оказываются «собранными» без всяких усилий со стороны исследователя слова с одним и тем же суффиксом. И во многих других случаях лингвистам приходится сопоставлять конечные элементы слова.
Лев Успенский думал, что излагает «совсем небывалое предложение». В действительности такие словари, которые получили название «обратных», тогда уже существовали. Но не для русского языка. Например, в Лейпциге в 1904 году вышел обратный словарь для латинского языка.
Еще один небольшой фрагмент:
хрыч
сыч
ульч
ключ
бирюч
мяч
сх’имник мо 3а
над’омник мо 3а
пал’омник мо 3а
дипл’омник мо 3а
скр’омник мо 3а
«атомник мо 3а
Буквы мо означают: мужской род, одушевленное, индексом 3а обозначен тип ударения (всегда на основе).
То есть, для удобства пользования слова выровнены не по левому, а по правому краю.
«Обратным» является и Грамматический словарь русского языка А. А. Зализняка. В нем при каждом слове стоят совсем другие индексы: с их помощью сообщаются грамматические сведения. И этот словарь сам бог велел сделать «обратным»: благодаря такому расположению слова с одинаковыми грамматическими свойствами оказываются рядом.
А вот маленькая «викторина».
ЧТО ТАКОЕ «ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ»?
и не только о нем
Н.А.ЕСЬКОВА
В книге «Слово о словах», появившейся в середине 50-х годов, Лев Успенский высказал мысль, что лингвистам был бы очень полезен словарь, в котором слова располагались бы по алфавиту не начальных, а конечных букв. С детства помню «задачку»: сколько чисто русских (не пришедших из других языков) существительных, кончающихся на зо? Сразу вспоминаются: пузо, железо, а еще? Приходят в голову авизо, ариозо, но они заимствованные. Был бы такой словарь, сразу можно было бы дать исчерпывающий ответ на этот чрезвычайно важный вопрос.
Но не только для удовлетворения праздного любопытства нужен словарь, располагающий слова по алфавиту последних букв. В таком словаре, например, оказываются «собранными» без всяких усилий со стороны исследователя слова с одним и тем же суффиксом. И во многих случаях лингвистам приходится сопоставлять конечные элементы слова.
Лев Успенский думал, что излагает «совсем небывалое предложение». В действительности такие словари, которые получили название «обратных», тогда уже существовали. Но не для русского языка. Например, в Лейпциге в 1904 г. вышел обратный словарь для латинского языка.
Название «обратный словарь» условное. На самом деле порядок расположения слов в этих словарях обычный – «прямой» алфавитный, только алфавитное расположение устанавливается исходя из букв конца слова начиная с последней. Вот как выглядит в таком словаре начало буквы А:
а
ба
аба
кааба
баба
Еще один небольшой фрагмент:
хрыч
сыч
ульч
ключ
бирюч
мяч
Думаю, этого достаточно, чтобы понять принцип расположения слов. Для удобства пользования слова выровнены не по левому, а по правому краю.
Автор «Слова о словах» взывал к энтузиастам, и они откликнулись: в Институт русского языка АН СССР стали приходить письма желающих сделать такой словарь. Их энтузиазм остался невостребованным, и первые обратные словари русского языка сделали. немцы. Один из них – словарь Бильфельдта (Bielfeldt H.H. Rucklaufiges Worterbuch der russischen Spracht der Gegenwart. Berlin, 1958) – вышел в ГДР, и его можно было купить. Добрых полтора десятилетия пользовались им русские лингвисты, пока в 1974 г. не вышел большой «Обратный словарь русского языка» на 125 тысяч слов. Он содержит гораздо больше информации, чем словарь Бильфельдта, так как не ограничивается лишь переводом прямого алфавита в «обратный». Этот словарь представляет собой обратный словоуказатель к четырем толковым словарям: «большому» академическому (Б), словарю Ушакова (У), словарю Ожегова (О), «малому» академическому (М). По этим индексам можно сразу узнать про каждое слово, в каких словарях оно есть. При большинстве слов стоит: буом. Это самые важные, нужные, употребительные слова, отсутствие которых трудно себе представить даже в относительно кратком однотомном словаре (каким является О). Можно даже ввести такую «рабочую» характеристику слова: «Ну, это буом!». Это значит, что слово давно существует в русском языке, что оно употребительное, нужное, необходимое.
Обратным является «Грамматический словарь русского языка» А.А. Зализняка. В нем при каждом слове стоят совсем другие индексы: с их помощью сообщаются грамматические сведения. И этот словарь сам бог велел сделать обратным: благодаря такому расположению слова с одинаковыми грамматическими свойствами оказываются рядом.
А вот маленькая «викторина».
На какую букву начинается больше всего слов в любом «прямом» – толковом или орфографическом – словаре русского языка? Можно легко догадаться: на букву п. И нетрудно понять почему: в русском языке на
П начинается много приставок (пере-, перед-, по-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-). С частью этих приставок в изобилии образуются глаголы. В 17-томном словаре на долю п приходится три тома! «Затейники» в домах отдыха часто предлагают отдыхающим соревноваться в написании рассказов, в которых все слова начинаются на одну букву. И обычно это бывает буква п.
А на какую букву оказывается больше всего слов в обратном словаре? Тоже можно догадаться: на ту, которой не начинается ни одно слово, а именно: на ь – «мягкий знак»! И тоже совсем не загадочно: ведь этой буквой кончается подавляющее большинство невозвратных глаголов (лишь немногие оканчиваются не на ть, а на ти (например, вести, нести).
И еще на одну букву в обратном словаре, оказывается, очень много слов, в отличие от «прямого». Эта буква – й – начинает слова только в виде исключения. Но зато ею кончаются все прилагательные и большинство причастий.
Обратные словари русского языка
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Обратные словари русского языка
Конкурсная презентация
по русскому языку
ученицы 8 “А” класса
ГБОУ СОШ № 2034
Сушенцовой Марии.
Описание слайда:
Определения:
Обратный словарь — словарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке с учётом обратного чтения, т.е. не по начальным, а по конечным буквам. Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идет не по левому, а по правому краю (для языков с письмом слева направо).
из Википедии
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Список обратных словарей:
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Создание учебной презентации. Электронное приложение к одноименной статье, опубликованной в журнале “Справочник заместителя дир
Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов с особыми потребностями в режиме реального времени на базе серви
30 августа 2011 г.
Красноярск – мой родной город
Упражнения с палочками
Заседание межведомственного совета по образованию при главе администрации Лужского муниципального района ПОВЕСТКА ДНЯ 1. Отчет
Модель образовательной среды лицея
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5426306 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверка слова
Проверка слова у вас на сайте
Какие бывают словари
Аудиословарь «Говорим правильно»
Словарь русского арго
|
Какие бывают словари
Обратные словари
В обратных словарях слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются не по левому, а по правому краю.
Например: | герб |
серб | |
ущерб | |
горб | |
дуб |
Словари этого типа являются ценным пособием при изучении суффиксального словообразования, особенностей фонетического строения и морфологического состава конца слов, при расшифровке текстов и составлении программ для их машинной обработки.
Родоначальниками обратных словарей считаются средневековые арабские классические словари XIII-XIV вв. В Европе в XVIII в. обратный алфавитный порядок слов использовался при составлении словарей рифм (рифмовников). В конце XIX – начале XX вв. появились собственно лингвистические обратные словари. Это были обратные словари древних индоевропейских языков: латинского, древнегреческого, санскрита, тохарского, древнеперсидского и старославянского.
Первые обратные словари русского языка появились за рубежом: в 1958 г. – в Берлине (под редакцией Г. Бильфельдта), в 1958-1959 гг. – в Висбадене (словарь Р. Греве, Г. Крёше под редакцией М. Фасмера).
Отечественные обратные словари начали издаваться в 70-х гг. Первым в этом ряду является «Обратный словарь русского языка» (научные консультанты А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова) (М., 1974), содержащий около 125 000 слов. Машинная обработка материала и вычислительные работы проводились в Вычислительном центре АН СССР.
Бильфельдт Г. Обратный словарь русского языка. Берлин, 1958.
Презентация «Как используется Обратный словарь на уроках русского языка по учебникам «Перспективной начальной школы».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как используется обратный словарь на уроках русского языка по учебникам системы «Перспективная начальная школа»во 2 и 3 классах» Подготовила Щербакова Ольга Алексеевна МАОУ гимназия № 6 г. Хабаровска
Использование обратного словаря на уроках русского языка во 2 классе. Безусловно, обращение к Обратному словарю каждый год обучения русскому языку (во 2-м, в 3-м и 4-м классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи. Рассмотрим, какие грамматические задачи можно решить с помощью Обратного словаря в 3 классе.
Использование обратного словаря на уроках русского языка в 3 классе. Вот, например, как выглядит работа с Обратным словарём на уроке русского языка в 3 классе по теме «Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.»
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 57 упр. 59. Откройте обратный словарь на букву –О: ( 2 часть учебника с. 173): 4) Найдите в конце списка слова с основой на –Ц и на –Ч. 5) Какое окончание у этих слов? Является оно ударным? 6) Обсудите в экипажах и закончите формулировки правила на с. 57-58 третьей части учебника. Обсуждение в экипажах.
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): Проверка: кем? гребцом кем? продавцом кем? певцом кем? ловцом кем? пловцом Выделите в этих словах окончания и поставьте ударение.
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): 2) А теперь запишите пять любых слов из списка с другим окончанием в Т. п.. 3) Выделите в этих словах окончание, поставьте ударения. Самостоятельная работа. 4) Что вы заметили?
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): Чем похожи слова в этих двух столбиках? Обсуждение в экипажах. гребцом продавцом певцом ловцом пловцом хлебцем красавцем ленивцем торговцем очевидцем
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): Вывод: существительные в двух столбиках стоят в Т.п. ед. числа. гребцом продавцом певцом ловцом пловцом хлебцем красавцем ленивцем торговцем очевидцем
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): Чем отличаются слова в этих двух столбиках? Обсуждение в экипажах. гребцом продавцом певцом ловцом пловцом хлебцем красавцем ленивцем торговцем очевидцем
6.Изучение нового материала. Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): Вывод: под ударением в окончании этих слов после Ц стоит гласная О, без ударения – Е. Под ударением Без ударения гребцом продавцом певцом ловцом пловцом хлебцем красавцем ленивцем торговцем очевидцем
7.Работа по теме урока. Упражнение № 108 на с. 96. В существительных поставьте ударение, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс. Какой вывод можно сделать? мелкий шажок белый снежок высокий бережок красивый сапожок громкий рожок Обсуждение в экипажах.
Вывод. Как Вы обратили внимание, работа с Обратным словарём делает урок русского более содержательным и интересным. Даёт возможность детям самим открывать новые знания, а значит крепче их усваивать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-305447
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.