Обратная связь это психологическая защита помощь в понимании того что
Материалы для самопроверки к главе 15
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 9437
Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика межличностной коммуникации?
2. Как называют людей, участвующих в обмене информацией?
3. Охарактеризуйте способы предоставления обратной связи.
4. Почему косвенная обратная связь может мешать эффективному общению?
5. Какие существуют виды коммуникативных барьеров? Дайте им краткую характеристику.
6. Перечислите средства невербальной коммуникации. В какие группы они объединены?
1. Любой коммуникативный барьер — это прежде всего___ на
пути передачи информации.
2.______ — это информация, содержащая реакцию реципиента
на поведение коммуникатора.
3. Некоторые авторы полагают, что только__ информации пе
редается с помощью слов, все остальное — с помощью невербаль
ного языка.
266 ■♦• Раздел И. Социальная психология
1. Смысловой барьер возникает, когда участники говорят на разных языках и диалектах.
2. Фонетический барьер может возникать, когда логика рассуждения коммуникатора кажется реципиенту неверной.
3. Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше преград на пути усвоения информации реципиентом.
4. К невербальным средствам информации можно отнести слова и паузы между ними.
5. Такесика изучает передачу информации с помощью физических контактов.
Выбрать правильный ответ
1. Передача информации может осуществляться с помощью:
д) все ответы верны.
2. Обратная связь — это:
а) психологическая защита;
б) помощь в понимании того, как человека воспринимают дру
гие;
в) реакция реципиента;
г) информация для размышления;
д) все ответы верны.
3. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:
а) логического непонимания;
б) религиозных предпочтений;
в) звуков-паразитов в речи;
г) быстрой невыразительной речи;
д) нарушений дикции.
Глава 15. Коммуникативная сторона общения •♦• 267
Разделы невербального общения: 1. Кинесика. 2. Проксемика. 3. Такесика. 4. Паралингвистика. |
а) раздел невербального общения, изу
чающий закономерности организации ме
ста и времени общения;
б) раздел невербального общения, изу
чающий влияние прикосновений в про
цессе общения;
в) раздел невербального общения, изу
чающий влияние тональности, тембра го
лоса, громкости речи при общении;
г) раздел невербального общения, изу
чающий закономерности мимики, панто
мимики, жестикуляции.
1. обратная связь — вербальный и невербальный уровни передачи информации — дистанция между коммуникаторами — коммуникативный барьер;
2. «Я с трудом понимаю, что ты говоришь. » — «Я не хочу об этом слышать. » — «Вы действительно так считаете?» — «В таком случае я отказываюсь участвовать. »;
3. дефект речи — использование специфических терминов — звуки-паразиты — быстрая невыразительная речь;
4. кинесика — пантомимика — проксемика — такесика;
5. жесты — мимика — пауза — походка — поза;
6. мышление — восприятие — память — чувства — ощущение;
7. иллюзии — анестезия — галлюцинации;
8. коммуникативная — интравертивная — перцептивная — интерактивная;
9. сленг — жаргон — аргон — арго;
10. восприятие — ощущение — память — общение.
Дополнительные вопросы и задания
1. Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношений к нему и к ситуации, в которой происхо-
дит общение. Попробуйте, например, объяснить пятилетнему ребенку, чем занимается психология.
2. Посланное коммуникатором сообщение изменяется под влиянием особенностей личности реципиента, его отношением к автору, тексту, ситуации. Одни и те же слова, услышанные студентом из уст преподавателя и соседа по парте, могут побудить его к различным реакциям. Одну и ту же реплику преподавателя один студент примет как справедливое замечание, а другой — как «вечную придирку». Какие барьеры здесь срабатывают?
3. Какие барьеры могут помешать коммуникаторам понять друг друга в следующих ситуациях.
• Сын: «Зачем вчера при Тане ты начала говорить, что я — глупенький, да еще и размазня?» Мать: «Яйца курицу не учат!» Какой барьер помешал матери прислушаться к словам сына?
• Молодой человек — фельдшеру скорой помощи: «Док, не врубаешься, что ли. Да я давно соскочил. Мы тут, короче, сидели, базарили, и Винт с Кетамишей решили прикольнуться и сдать меня красным. А попали в скорую. ».
4. Подумайте над плюсами и минусами прямой и косвенной обратной связи.
5. Проанализируйте, какие виды коммуникативных барьеров вы используете наиболее часто? С какой целью вы это делаете? Можно ли достичь этих целей другим путем?
6. Согласны ли вы с мнением А. МепгаЫап о соотношении вербальных и невербальных средств в передаваемом сообщении?
Ответы
1. защита; 2. обратная связь; 3. 7%; 4. косвенно; 5. отношений.
1 — неверно; 2 — неверно; 3 — верно; 4 — неверно; 5 — верно.
Выбрать правильный ответ 1. д; 2. д; 3. б.
Глава 15. Коммуникативная сторона общения _ лишний
1. дистанция между коммуникаторами;
2. «Вы действительно так считаете?»;
3. использование специфических терминов;
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.071 сек.)
Механизмы психологической защиты
Механизмы психологической защиты (МПЗ) — комплекс поведенческих шаблонов, который неосознанно (иногда — полуосознанно) выстраивается человеком для того, чтобы уменьшить силу эмоциональных переживаний или сохранить стабильность его мировосприятия и ядра личности.
Причина появления и развития МПЗ может быть как в попытке избавиться от сильного стресса, когда человек понимает что его жизнь подвергается опасности, так и для уменьшения негативных переживаний, связанных с оценкой собственной личности в своей голове. Именно механизмы психологической защиты — это те «фильтры», которые поддерживают наши базисные установки о нас самих, этом мире и других людях. Они же — причина, по которой людям трудно менять себя или своё отношение к окружающим.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
Первое описание механизмов защиты психики дал З. Фрейд. Не все из них приводят человека к негативным последствиям, однако большинство МПЗ действует по принципу «откладывания на потом» той проблемы, которая вызвала сильный всплеск эмоций и пошатнулась стабильность психики, для ее сохранения.
Вытеснение — форма психологической защиты в ответ на сильный «перегруз» острыми, неприятными эмоциями (страх за свою жизнь, абсолютно неуправляемая человеком ситуация, нечто пугающее и не поддающееся логичному объяснению). При этом то, что спровоцировало эмоциональный всплеск, перенаправляется в подсознание вместе с ощущениями, которые возникли. Вытеснение — частая модель защиты от психотравм в детском возрасте. Оно формирует «расщепления» взаимосвязи чувств и ситуации, при которых они появились, служит причиной развития неврозов, тревожности и психосоматических болезней. Подавляться могут также сильные, но недопустимые к демонстрации эмоции: раздражение или гнев на супруга(-у), детей, начальника и т.д.
Компенсация — это стремление «перекрыть» и восполнить особенности (или недостатки) внешности, характера и навыков общения через состоятельность в какой-то определенной сфере. Механизм компенсации и недовольства собой становится стимулом для человека получить высшие достижения в другой, желательно — общепризнанной в социуме области: стать богатым, иметь большую власть, получать признание и популярность и т.д.. «Проблема» компенсации в том, что она не «решает» первичный внутренний конфликт, вызывающий у человека недовольство собой, и в итоге все полученные и достижения могут обесцениться. Другой сценарий — человек может «забросить» полезную деятельность, как только получит первый результат, затем вернётся к «исходному состоянию» и снова окажется недоволен собой (что бывает у людей, занимающихся спортом только для поднятия самооценки).
Проекция — это «снятие ответственности» с себя через присваивание окружающим людям собственных отрицательных особенностей характера или поведения. Для человека признать и принять порицаемые в обществе черты характера (завистливость, агрессивность, склочность и т.д.) очень тяжело. Перенаправляя и приписывая эти черты другим людям, человек временно снимает напряжение и внутренний конфликт («неужели Я — плохой?»), однако в длительной перспективе это приводит к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Кроме «идеализации» себя, человек может идеализировать своего партнёра, приписывая ему то, чего на самом деле нет. Итог — глубокое разочарование в себе или людях, когда человек сталкивается с ситуацией, где проекция уже «не работает».
Возможны и другие виды проекции — например, перенаправление недопустимого сексуального влечения на какой-то предмет (фетишизм) и т.д.
Идентификация с агрессором
Идентификация с агрессором более известна как Стокгольмский синдром, если травматические события происходят с человеком во взрослом возрасте. Если же угрожающая или шокирующая ситуация была в раннем детстве (ребёнок стал жертвой или свидетелем насилия), идентификация может происходить по «прямому типу» — когда в качестве защиты ребёнок выбирает нарциссическую модель мировосприятия (Я — важен, остальные — не важны), и принимает решение стать «вершителем справедливости». По такому принципу действовали многие маньяки, подвергавшиеся травле и насилию в своей семье и школе. Большинство из них видели себя «супергероями», которые избавляют этот мир от подлых «обидчиков».
Отрицание — защитный механизм, поддерживающий постоянство восприятия себя и окружающего мира. Он основан на том, что наше сознание не «воспринимает» двойственной природы чувств и вещей, и стремится к тому, чтобы упростить явления из жизни и вписать их в «свою систему координат». В отличие от проекции, где человека как бы «перекладывает» свои негативные чувства на других, говоря «это они такие!» и «все так делают!», отрицание — это просто неприятие несовершенства себя, значимой персоны или точки зрения. Тезис, которыми можно его обозначить: «Меня это не касается, я тут ни при чем!». Этот механизм также снижает самокритику, способность адекватно оценивать свои действия.
Вымещение (замещение) — это «слив» негативных эмоций с объекта, который их вызвал (начальник, родственник и т.д.) на другого человека, животное или предмет. Обычно объект для «сброса пара» выбирается беззащитным: это могут быть жена, дети (те, кто находится в материальной или другой зависимости от человека), домашний питомец и т.д. Одна из форм вымещения — это аутоагрессия (виновность).
Формирование реакций — защитный механизм, призванный «конкретизировать» чувства и эмоции по отношению к кому-либо, если изначально они были двойственными. По этому принципу взаимная ненависть может перерасти в страстную любовь, а один из партнёров в паре может любить другого до одержимости, несмотря на подавляемое презрение по отношению к нему (например, в случае его неверности).
Реакции возникают и как «трансформация» негативных, но порицаемых обществом эмоций. Например, латентный гомосексуалист, подавляя свои чувства, может демонстрировать ярую гомофобию; человек, ненавидящий мать за испорченное детство, может сильно опекать ее в старости и т.д.
Обесценивание в основном применяется для того, чтобы «уменьшить» достижения других людей и искусственно поднять свою значимость. Это — популярный «инструмент» контроля и поддержания самоценности у лиц с нарциссичными чертами и нестабильной самооценкой.
Обесценивание чувств и эмоций часто прививается нам уже с детства, и служит одним из механизмов «контроля» над ними. Например: «не так уж и больно» — в ответ на плач ребёнка, который ушиб ногу. Нередко обесценивание других работает как манипуляция для того, чтобы удержать партнёра возле себя в токсичных отношениях: «Да кому ты такая (-ой) нужна (-ен)». Часто люди обесценивают работу друг друга: «И что ты там заработал?», «Разве сидеть с детьми дома — работа?» и т.д. Негатив от обесценивания состоит в том, что человек «не даёт разрешения» себе на чувства и эмоции, отсекая саму возможность радоваться жизни. В результате для него ничто не важно, не ценно и не значимо. Такие люди проживают «жизнь неудачника», будучи вечно недовольными своим выбором, будь то семья, работа и т.д.
Регрессия — это возврат к поведенческим моделям «из детства». В большей мере к нему склонны люди с истероидной или параноидной акцентуацией. Этот механизм психологической защиты служит для человека попыткой переложить ответственность на других, или получить вторичную выгоду через незрелое поведение.
Регрессия выражается как бы целостным «откатом» личности на предыдущую ступень развития, чтобы на время убежать от проблем. Типичный сценарий для людей, подверженных регрессии — постоянное попадание в токсичные отношения, зависимость от психоактивных веществ и т.д., когда человек идеализирует себя и свои поступки, не способен обнаружить причинно-следственные связи в своей жизни и учиться на ошибках.
В слишком ярком проявлении регрессия приводит к «стиранию» морально-этических норм и принципов, отрицанию собственных неблаговидных поступков с целью так или иначе переложить ответственность за свою жизнь на кого-то еще.
Рационализация — это поиск человеком любых аргументов, статистических данных и других доводов в «пользу» поведения, которое не одобряется в обществе или наносит непосредственный вред. Человек становится «адвокатом дьявола», оправдывая табакокурение или алкоголизм тем, что плохая экология действует на организм хуже, чем эти привычки. При этом, человек и сам искренне убеждается, что это так.
Когда случается психотравма, страх и другие негативные эмоции смещаются с одного на другой объект. Таким образом снимается напряжение или происходит предупреждение об опасности, или и то и другое одномоментно. Сначала происходит вытеснение. Основная проблема начинает освобождать сознание. Негативно окрашенные эмоции ослабевают (вытесняются и смещаются), что позволяет организму справляться с повседневными задачами.
В случае, когда стрессовая ситуация отступила, или когда смещённые и несмещённые эмоции (проблемы) препятствуют в решении более значимых вопросов, происходит «инверсия» — замена отрицательных эмоций положительными. А на базе этих положительных эмоций уже возникает мотивация. Поведение меняется на абсолютно противоположное: избегающее поведение меняется на поведение достижения. То, что раньше отвергалось, вызывало неприятные эмоции, — теперь вызывает интерес, желание обладать этим.
Например, у ребенка (Ксюши) в школе из-за конфликта с учителем отношение к учебе стало негативным. Казалось, что ситуацию невозможно разрешить, пока не произошел один случай. Ксюша решила поучаствовать в школьном театральном кружке. Ей очень нравилось репетировать и она успешно выступила на школьном праздничном мероприятии. После этого она почувствовала принятие и симпатию окружающих, особое к себе отношение. И после этого события Ксюше стало неловко быть отстающей ученицей и она приняла решение хорошо учиться. Под воздействием сильной мотивации негативное отношение к учебе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (то есть основная проблема тоже стала разрешаться).
Сублимация — это перенаправление определенных влечений (обычно порицаемых в социуме) в творческое русло, или «сброс» отрицательных эмоций (гнева, злости, обиды, стыда и т.д.) через созидательную активность. Фрейд считал сублимацию сексуального влечения основой всех видов искусства. Известный вид сублимации — это избавление от накопившейся агрессии или гнева через занятие физкультурой, любую подвижную деятельность (это несёт также дополнительный «телесный» аспект, помогая снизить уровень адреналина в крови и ослабить стресс на уровне гормонов).
Часто для сублимации специфических влечений человек выбирает профессию, в какой-то мере позволяющую проявлять свои «наклонности»:
Большинство первичных стимулов для сублимации находят отпечаток в травматичных или не поддающихся пониманию и осмыслению ребёнком воспоминаний из детства.
Если вам нужна консультация профессионального психолога, запишитесь через форму на сайте или пишите в whatsApp +79269164230.
Психологическая защита
Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).
Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.
Что такое психологическая защита
Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.
Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.
Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.
Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.
Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.
При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.
Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.
Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.
Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.
Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.
Механизмы психологической защиты личности
Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение сознания от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.
Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.
Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.
Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, фрустрации, ощущения стыда, вины, чувства гнева.
Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень инфантильности индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.
Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.
Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.
Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к самообману.
Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.
Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.
Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.
Виды психологической защиты
Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.
Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.
Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.
Следующим, часто применяемым приемом, является вытеснение, которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.
Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).
Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.
Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда агрессия или злость к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.
Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.
Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.
Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.
Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).
Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.
Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.
Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.
Способы и приемы психологической защиты
Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.
Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.
Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.
Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.
Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.
Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.
Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.
Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!
Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.
Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»