Обратная связь что это
Обратная связь что это
Пройдя сертификацию по тренингу «Культура обратной связи», я, вдохновленная полученными инструментами, начала обучать персонал. Тему позиционировали как глобальную на весь мир в небезызвестной западной компании. Проблемы, с которыми я тут же столкнулась:
Что же такое обратная связь и как ее давать? Какие цели у обратной связи? Можно ли обойтись без нее?
Следовательно, цель обратной связи — скорректировать действия сотрудника так, чтобы он наилучшим образом достиг цели. Либо подтвердить правильность его действий.
Как давать кандидату обратную связь с отказом без вреда для HR-бренда? Узнайте на открытых уроках по рекрутменту и Executive Search
Ошибочно думать, что только руководитель дает обратную связь подчиненному. Инициируйте сами запрос у своих коллег, руководителя, подчиненных.
Выстраивайте свой профессионализм. Обратная связь — это один из инструментов, который поможет вам самосовершенствоваться. Поначалу вы можете столкнуться с некоторым непониманием: коллеги не всегда найдут слова, кто-то скажет что-то нейтральное, кто-то начнет расхваливать вас, кто-то попросит время, чтобы сформулировать. Главное — не останавливайтесь, практикуйте сами.
Вы спросите, а нужно ли давать обратную связь коллегам? Если они вам не подчиняются — вы не имеете над ними административных рычагов управления. Но очень часто в рамках компании создаются проектные группы, и успех проекта зависит от слаженности и скорости работы каждого. Вам важен успех вашего подразделения? А вашей компании? Думаю, ответ очевиден.
Есть положительная обратная связь и конструктивная.
Зачем давать положительную обратную связь? Все молодцы, всем все понятно, работаем дальше.
Разве вам самим не важно, удачное ли вы отправили письмо клиенту, успешно ли провели переговоры? Кто, кроме вас, об этом знает? Подчеркнуть, что сотрудник делает что-то качественно, и это положительно влияет на бизнес — важно.
Нет смысла говорить сотруднику, что он просто молодец и всё. Ценности это не несёт. Говорите конкретно, что именно хорошо сделал сотрудник, какие его действия привели/приведут к успеху.
Конструктивная обратная связь подлежит тем же правилам: говорите конкретно, что сделано не так и как это может повлиять на результат.
Не стоит копить «грешки» и ваше недовольство сотрудником. Частенько я сталкиваюсь с ситуацией, когда руководитель сам оправдывает в голове своего сотрудника, додумывает за него или условно «прощает». Условно, потому что это недовольство потом все равно выплывет. Вместо короткого корректирующего разговора можно столкнуться с огромным комом недовольства, о котором сотрудник даже не подозревал.
Готовьтесь к диалогу. Составьте четкий план того, что вы хотите сказать и о чем вы хотите договориться. Диалог с сотрудником также важен, как и внешние переговоры с партнерами.
Не копите. Есть прецедент-встречайтесь, обсуждайте.
Говорите о фактах без эмоций. Ищите причинно-следственную связь: как то или иное действие сотрудника влияет на результат.
Будьте искренними — у каждого из нас разный уровень эмоционального интеллекта. Никто не просит от вас сопереживания, если оно вам не свойственно. Будьте честны перед собой и подчиненными.
Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Руководитель не всегда прав, вы не можете всего знать. Да и не должны. Признание в этом делает вас сильнее.
Не встречайтесь попусту с сотрудником, чтобы дать ему обратную связь только потому, что в компании сейчас полугодовая оценка или HR написал о том, что надо давать обратную связь. Встреча ради галочки никому не нужна.
Я-сообщения. Говорите от своего имени («Я заметил, я попросил, я предполагал. »). Старайтесь всю свою речь выстроить от первого лица, исключите предложения с Ты («Ты не сделал, ты забыл, ты не успел»). Эти предложения мозг воспринимает как угрозу. Это происходит за секунды, далее человек уже не воспринимает, что ему говорят. Вернуть обратно его в конструктивный диалог будет в разы сложнее.
Обратная связь: о чем и как спрашивать сотрудников
Как использовать обратную связь не только для развития, но и для вдохновения, поддержки и выстраивания открытых доверительных отношений?
Обратная связь в российском менталитете часто воспринимается как критика. Попробуйте запросить искреннюю обратную связь в открытом формате без указания на знак плюс или минус и в 90% случаев вы получите то, что «накипело». Даже пресловутый принцип гамбургера, когда сначала подчеркивается положительная сторона, потом область для развития, а следом позитивный вывод, довольно часто воспринимается как способ скрыть негатив.
Этот принцип, кстати, в России вообще работает не так, как планировалось: «Популярная формула «похвали-покритикуй-похвали» создает у многих людей чувство, что ими манипулируют. Похвала воспринимается, как неискренняя, если за ней всегда следует критика» (Павел Безручко, «Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»).
Однако обратная связь — это великолепный инструмент не только для развития, но и для вдохновения, поддержки и выстраивания открытых доверительных отношений. Забегая вперед, отмечу, что развивающую обратную связь имеет смысл давать только тогда, когда человек или компания готовы расти и запрос исходит от оцениваемого, а не от оценивающего. В противном случае это, как минимум, пустое сотрясание воздуха, как максимум — провокация конфликта.
Давайте для начала вспомним, какая бывает обратная связь. Да, именно вспомним, потому что каждый день мы с вами используем этот инструмент, осознанно или не очень, в коммуникации с коллегами, подчиненными, детьми, супругами и друзьями. Ведь даже небольшой комплимент и улыбка в ответ на шутку — это уже обратная связь, так как содержит в себе вашу оценку, выраженную вербально или невербально. Возможно, вы удивитесь, но тишина в ответ на приветствие и явное намеренное игнорирование — это тоже обратная связь.
Итак, какой же может быть обратная связь?
Ее цель — закрепить положительные проявления поведения. Мы как бы говорим «делай так, это правильно». И очень часто руководители в повседневной работе забывают поощрять и начинают замечать деятельность сотрудника только тогда, когда что-то пошло не так. При этом положительная обратная связь — наиболее эффективный способ нематериальной мотивации. Очень простой лайфхак для управления мотивацией и лояльностью в коллективе: если вам нравится, как работает ваш сотрудник, просто периодически говорите ему об этом.
Самая опасная обратная связь, так как именно она воспринимается хуже всего. Зачастую это «слепое пятно» из «Окна Джохари». Этим термином обозначаются качества или элементы поведения, которые известны о человеке окружающим, но неизвестны ему самому. Например, все знают, что человек конфликтный и взрывной, а сам он этого не замечает, так как для него это норма поведения и коммуникации. Когда это негативное «слепое пятно», разговор о нем «носителем» всегда воспринимается в штыки.
При этом негативная и критикующая обратная связь может быть очень хорошим инструментом для развития сотрудников. Но только в том случае, если сотрудник запрашивает эту обратную связь, то есть заявляет, что он готов развиваться и работать над собой.
Казалось бы, мы даем обратную связь с какой-то целью. Но эти цели могут быть очень разными. Например, бывает критика ради критики, выплеск негативной эмоции. Очень рекомендую задавать себе вопросы перед тем, как дать обратную связь:
Мы все живые люди и подвластны эмоциям и сиюминутным порывам. В работе с подчиненными, коллегами и руководством, да и в личной жизни, осознанность зачастую играет ключевую роль — умение вовремя остановиться, не провоцировать конфликт и решать вопросы конструктивно дорого стоит.
Для того чтобы обратная связь изменяла поведение, необходимо выбрать правильное место и время:
Поэтому важно давать обратную связь с глазу на глаз, без свидетелей. И, желательно, конкретно и дозированно. Поток сознания, включающий в себя все накопленные обиды, будет либо полностью проигнорирован, либо будет воспринята лишь малая крупица того, что вы хотели донести. Поэтому рекомендую отслеживать, своевременная и сбалансированная ли ваша обратная связь.
Не стоит за один раз пытаться исправить больше одного качества или поведенческого проявления. Имеет смысл понаблюдать за изменениями, и как только видите, что человек уже неосознанно действует новым способом, то есть изменил свое поведение на основе вашей обратной связи, — не забудьте поблагодарить его и закрепить успех. Только после этого можно осторожно затрагивать следующий пункт.
Конечно, вы можете выдать сразу полный список, но тогда в лучшем случае сотрудник выберет зону развития на свой вкус, то есть тот пункт, с которым согласен более всего, а в худшем — решит, что вы к нему придираетесь.
Также важно помнить о своевременности: не стоит затягивать с обратной связью, накапливать реакцию. Представьте, что близкий вам человек говорит: «Вот помнишь, полгода назад ты мне дверь не придержал в театре?» Готова поспорить, что вашей первой реакцией будет восклицание: «А что ж ты молчала столько времени!» С подчиненными так же: вам что-то не нравится — скажите об этом сразу. Не обязательно поведение мгновенно изменится, но, как минимум, подчиненный будет знать ваше мнение.
Дать обратную связь один раз и быть уверенным, что все быстро изменится к лучшему, к сожалению, невозможно. Причем это касается не только развивающей, но и положительной обратной связи. Помните анекдот: пожилая жена жалуется мужу, что он не говорит ей о своих чувствах. На что тот ей отвечает, что 50 лет назад уже признался в любви и, если что-то изменится, обязательно сообщит. «Признавайтесь в любви» своим сотрудникам регулярно — от этого вырастают крылья, и эффективность работы, уверяю вас, вырастает в разы.
Для сотрудников давать обратную связь руководству или компании в целом должно быть безопасно — поэтому наиболее логично использование инструментов анонимной обратной связи.
Какими инструментами стоить пользоваться для того, чтобы обратная связь была безопасной, конструктивной и развивающей? Мы активно используем опросы. Например, ежегодно спрашиваем коллег о преимуществах и областях развития компании, а после каждого вводного курса и внутренней конференции собираем обратную связь о прошедшем мероприятии.
Здесь очень важно соблюдать несколько условий:
Например, в «Рексофт» по результатам опросов по условиям работы появляется дополнительная техника, улучшаются зоны отдыха и упрощаются внутренние процессы.
Также недавно мы запустили постоянную обратную связь, где любой сотрудник, анонимно и без привязки к датам, может задать любой интересующий его вопрос. Ответ мы публикуем на всю компанию.
Самое важное в работе с ответами — отделять зерна от плевел. Да, для некоторых людей возможность высказаться сама по себе — инструмент повышения лояльности. Но все-таки большинству важно понимать, что они способны что-то изменить и на что-либо повлиять, поэтому крайне важно озвучить результаты опроса и показать не на словах, а на делах, что изменилось.
Поделюсь нашим опытом: раньше в «Рексофт» собирали обратную связь от коллег в рамках опроса удовлетворенности, но не рассказывали о результатах. То есть действовали на основании полученных данных, но сотрудникам не говорили о том, что к этим действиям привели именно их ответы. В итоге у нас снизилась вовлеченность: когда обратная связь анонимна, мы не можем проверить, кто ответил на опрос, а кто нет.
Осознав ошибку, в этом году мы рассказали и о данных, полученных в процессах опроса, и о целях и планах, составленных на основе полученной обратной связи. А многие области для развития, отмеченные сотрудниками в опросе удовлетворенности, уже улучшили. Очень надеемся, что вовлеченность в следующем году будет выше.
Также есть неплохой инструмент развития сотрудников, основанный на обратной связи — 360 градусов. Он помогает самому человеку создать более объемное мнение о себе, так как включает самооценку, оценку руководителя, оценку коллег и оценку внутренних клиентов. С целью развития инструмент справляется прекрасно. Он перетаскивает в «Окне Джохари» информацию из «слепого пятна» в область «арены» и тем самым создает возможность для развития. Но повторюсь, это возможно лишь тогда, когда человек действительно готов развиваться.
На мой субъективный взгляд, в любых опросах, будь то 360 градусов или опрос вовлеченности, самое ценное — это вопросы в свободной форме. Например, классическое трио:
Именно в них появляются мысли и идеи, а также возможность увидеть те зоны, которые особенно «болят» или радуют.
Что еще важно помнить, когда мы даем кому-то обратную связь, особенно из «слепого пятна», — это этапы восприятия неприятной информации. Давайте вспомним модель SARA.
Довольно часто к ней добавляют еще одну строку H — help, потребность в помощи, той самой помощи, которая абсолютно бессмысленна до наступления принятия. Кстати, знание этой модели полезно и при восприятии обратной связи, оно позволяет не застрять на первых двух стадиях.
Итак, обратная связь — прекрасный инструмент для развития сотрудников, для внедрения улучшений в компании, для выстраивания доверительных отношений и, как следствие, повышения лояльности. Главное — пользоваться этим инструментом грамотно и осознанно, именно тогда он принесет много пользы.
Что такое обратная связь? Доступное объяснение простыми словами
Содержание:
Для эффективного управления с объектом необходимо поддерживать обратную связь. Без неё невозможно своевременно реагировать на изменения его состояния, среды, в которой тот находится, а значит, качество управления или работы системы будет снижаться. Разберёмся, что такое обратная связь простыми словами. Рассмотрим её виды и примеры в жизни.
Что называется обратной связью
В электронике, электротехнике, механике под ОС понимают процесс, вследствие которого результат работы системы или звена влияет на основные показатели, необходимые для её функционирования. Для оказания воздействия на выходящий сигнал на вход структуры подаётся пропорциональный ему входящий сигнал (его функция) для управления динамикой работы устройства, объекта.
Обратная связь в управлении – это способ повышения его эффективности, снижения вектора ошибки, удерживания параметров системы в допустимых пределах. Это мощный инструмент для улучшения коммуникации между руководством и наёмным персоналом, рабочими и клиентами. Позволяет заметно повысить качество взаимодействия между людьми, отдачу от проделываемой работы.
Виды и примеры обратной связи
При организации ПОС изменение информации на выходе системы меняет поступающий на вход сигнал так, что он с каждым циклом всё более отклоняется от исходной величины. Такая организация ОС ускоряет ответную реакцию на изменения информации на входе системы. Позволяет быстро реагировать на динамику процессов во внешней среде. Особенность решения – снижение устойчивости системы.
Примеры: триггеры, попадание звука с динамика в микрофон – образование звуковой петли, лактация, температурный разгон: протекание процессов с выделением тепла, которые приводят к ещё большему росту температуры.
ООС препятствует искажению информации на выходе системы, повышает её стабильность по отношению к внешним условиям. Отрицательная обратная связь снижает воздействие входной информации на функционирование системы. При полной компенсации (глушении) входного сигнала система превращается в регулятор, при частичном – повышается её стабильность.
Примеры: операционные усилители, регуляция гормонов, уровня сахара и прочих веществ в организме, удержание цен на определённом уровне.
Значение словосочетания «обратная связь»
Обратная связь (техника)
Акустическая обратная связь
Обратная связь (кибернетика)
Обратная связь (биология)
Обратная связь (общество)
Обратная связь (фильм)
обратная связь
1. спец. обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган
2. психол. ответное действие, регулирующая реакция, вызванная возникшей ситуацией
3. реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова прочёс (существительное):
Ассоциации к слову «обратный»
Ассоциации к слову «связь»
Синонимы к словосочетанию «обратная связь»
Предложения со словосочетанием «обратная связь»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «обратная связь»
Сочетаемость слова «обратный»
Сочетаемость слова «связь»
Понятия со словосочетанием «обратная связь»
Афоризмы русских писателей со словом «обратный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «обратная связь»
В ходе работы ведущий должен следить за тем, чтобы никого не оценивали и не осуждали, чтобы каждый желающий мог получить обратную связь.
Герой становится уверенным, что делает всё правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает.
Провели конкурс по улучшению офиса, наградили лучших людей, дали обратную связь людям, им стало ещё комфортнее.
Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры
Обратная связь – это фундаментальный аспект повседневного обучения, изучаемый современными специалистами в сфере психологии. Исследователи со всего мира, например, из Новой Зеландии, США, Швеции, Нидерландов, Великобритании и Германии признают важность обратной связи. Ученые даже описывают ее как один из наиболее влиятельных факторов в обучении. В списке факторов, влияющих на процесс обучения и делового взаимодействия она также стоит выше, чем, например, качество обучения и организация деловых переговоров.
Определение в психологии
Дуйнхауэр в 2010 г. определил обратную связь как информацию, которая предоставляется внешним агентом относительно некоторых аспектов выполнения задачи учащимся и предназначена для изменения познания, мотивации и поведения учащегося с целью повышения производительности.
Обратная связь представлена в работах зарубежного влиятельного психолога Эрика Берна, который называл поглаживаниями проявления внимания к человеку. В свою очередь, обратная связь может быть не только положительной – сочувствие, поддержка, похвала, но и отрицательная, так называемые «пинки» – критика, оскорбления и так далее.
Обратная связь влияет на эмоции, а эмоции влияют на обучение. Причем положительная и отрицательная обратная связь способна влиять на эмоции получателя по-разному. Однако, в исследовательских статьях редко содержится четкое определение положительной и отрицательной обратной связи.
Для чего нужна обратная связь?
Обратная связь – это (в психологии общения) важный инструмент для установления психологического контакта между людьми.
Обратная связь необходима, чтобы понимать, установлен ли адекватный контакт между источником информации, говорящим и воспринимающим информацию, реципиентом. Важно, чтобы при общении получатель понимал смысл сообщения, который имеет в виду отправитель информации. В этом главное правило успешного психологического контакта.
В процессе обучения выделяют ту особенность обратной связи, что она сокращает разрыв между текущей производительностью и целью. В этом контексте принято говорить об эффективной, улучшающей обучение обратной связи.
Функции обратной связи:
В процессе обучения давать полезную обратную связь может быть труднее, чем думает большинство людей. Существующий объем знаний показывает, что более одной трети всех вмешательств с обратной связью оказывают негативное влияние на обучение
Исключение составляет работа позитивных психологов Лосада и Хифи (2004), которые определяют положительную обратную связь как проявление поддержки, поощрения или признательности, а отрицательный отзыв как проявление неодобрения.
Важен и контекст, в котором предоставляется обратная связь, также может влиять на эмоции, которые испытывает учащийся. Например, ученик может испытать отрицательную эмоцию, например, стыд, в ответ на положительную оценку учителя. Дело в том, что заинтересованность ученика в предмете может негативно оцениваться его сверстниками и поощрение учителя не повысит мотивацию, а вызовет отрицательные эмоции.
Обратная связь – это (в психологии коммуникации) один из критериев успешной коммуникации. Так, например, на эмоции, которые испытывает человек, получающий обратную связь, влияют его отношения с человеком, который оставляет этот отзыв. Это образует, по утверждению социальных психологов, некий контекст.
Социальные психологи подчеркивают, что любое общение имеет содержание и взаимосвязь. Например, ученик, у которого хорошие и доверительные отношения с учителем, будет испытывать отрицательную обратную связь иначе, чем ученик, который не доверяет учителю. В первом случае ученик будет подавлен, будет сильнее переживать.
Поэтому недостаточно проводить различие между положительной и отрицательной обратной связью с точки зрения поставщика обратной связи. Получатель обратной связи также сам испытывает эмоции и строит конструкции.
Таким образом, обратная связь может вызывать положительные и отрицательные активирующие и дезактивирующие эмоции. Эти эмоции будут влиять на обучение предсказуемым образом.
В целом положительный отзыв вызывает положительные эмоции, а отрицательный – отрицательные. Но это не всегда так, потому что влияние обратной связи также определяется контекстом и отношениями с поставщиком обратной связи.
Желательно, чтобы обратная связь вызывала активирующие эмоции или была встроена в контекст, который порождает обширное эмоциональное пространство. Этого можно достичь, предоставляя положительные отзывы чаще, чем отрицательные.
Виды обратной связи в общении
Обратная связь в общении может быть представлена по 2 классификациям: по знаку (отрицательная и положительная) и по степени формальности (формальная и неформальная), а также по активности (эффективная, деструктивная).
Таким образом, выделяют 6 видов обратной связи в общении:
Похвала — одна из самых частых форм обратной связи. Похвала сначала может быть описана как тип положительной обратной связи. Но несмотря на это, данный тип обратной связи может давать как эффективное, так и деструктивное воздействие.
Суть в том, что для эффективной похвалы необходимо точно указывать предмет положительной обратной связи. Спонтанная похвала может быть воспринята реципиентом иначе и вызвать спонтанные изменения в поведении или активировать нежелательные формы поведения.
Обратная связь может служить нескольким целям и принимать разные формы. Неформальная обратная связь может предоставить информацию о понимании взаимоотношений между учащимися в классе.
Неформальная обратная связь может возникнуть спонтанно. Поэтому неформальная обратная связь требует взаимопонимания со студентами и работниками, чтобы эффективно поощрять, обучать или направлять их в повседневном управлении и принятии решений для обучения. Это может происходить в классе, по телефону, на онлайн-форуме или в виртуальном классе.
Обратная связь – это (в психологии производства) преимущественно формальная обратная связь, которая способствует повышению грамотности обучающихся и работников, а также стимулирует, мотивирует их к формированию профессиональных навыков.
Формальная обратная связь планируется и систематически включается в процесс. Формальная обратная связь, обычно связанная с оценочными задачами, включает в себя критерии оценки, компетенции или достижение стандартов и записывается как для студента, так и для организации в качестве доказательства.
Каждый из типов обратной связи имеет свое место в улучшении обучения студентов и повышения эффективности деятельности сотрудников предприятия. Поэтому там, где это возможно, курсы должны предоставлять возможности для различных типов обратной связи.
Вид связи | Пример |
Положительная | Похвала, одобрение, рукопожатие, представление в пример, поощрение. |
Отрицательная | Порицание, неодобрение, наказание. |
Формальная | Оценка для ученика, премия для работника, награда, зарплата. |
Неформальная | Одобрение, похвала, рукопожатие, улыбка, поцелуй. |
Эффективная | Повышающая продуктивность, эффективность выполняемой деятельности. |
Деструктивная | Снижающая продуктивность, эффективность выполняемой деятельности. Чаще всего возникает из-за неправильной интерпретации реципиентом похвалы. |
Обратная связь в обучении
В обучении отзывы даются как преподавателем, так и обучающимися. Специфика в том, что в зависимости от дающего обратную связь зависит эффективность совместной деятельности. Помимо того, здесь действует уже иная классификация.
Обратная связь в обучении разделяется также на:
Целью формирующего оценивания является мониторинг обучения студентов, чтобы обеспечить постоянную обратную связь, которая может использоваться преподавателями для улучшения своего мастерства, а учащимися – для улучшения своего обучения.
Поэтому формирующую обратную связь лучше всего давать в начале курса, но до итоговых оценок. Формирующая обратная связь помогает ученикам совершенствоваться и не дает им снова повторять те же ошибки.
Целью итогового оценивания является оценка успеваемости учащихся в конце учебной единицы, сравнивая ее с каким-либо стандартом или эталоном.
Таким образом, итоговая обратная связь состоит из:
Учителям больше не нужно быть единственными экспертами в рамках курса. Благодаря базовым инструкциям и постоянной поддержке студенты могут научиться давать качественную обратную связь, что высоко ценится сверстниками. Предоставление студентам регулярных возможностей высказывать и получать обратную связь от коллег обогащает их учебный опыт и развивает их набор профессиональных навыков.
Обратная связь – это (в психологии обучения) один из главных инструментов повышения эффективности образовательного процесса. Самостоятельная обратная связь студентов и учеников – это конечная цель обратной связи для любого обучения.
Во время предоставления обратной связи учителя имеют возможность не только направлять учеников, но и обучать навыкам самооценки и постановки целей, что делает их более самостоятельными без потери эффективности обучения.
Чтобы помочь ученикам достичь автономии, учителя могут:
Конструктивная обратная связь на предприятии
Этот тип обратной связи является конкретным, сфокусированным на проблемах и основан на наблюдениях. Он наиболее уместен в официальной среде, на предприятии. Конструктивная обратная связь эффективна – то есть повышает эффективность деятельности подчиненных.
Существует четыре типа конструктивной обратной связи:
Правила
Обратная связь эффективнее после небольших побед. Люди наиболее восприимчивы к обратной связи, когда они добиваются положительных результатов, но еще есть возможности для улучшения. Их прогресс вселяет в них уверенность, необходимую для рассмотрения новых подходов.
И, наоборот, критикующая (даже конструктивно) обратная связь будет неэффективна после крупной победы. Когда команда одерживает крупную победу – они хотят праздновать. Это не подходящее время и место для обсуждения того, что команда могла бы сделать лучше.
Критикующая обратная связь будет неэффективна после неудач. Подобно тому, как большая победа – это время праздновать, большая потеря – это время для рефлексии. Только после того, как у всех будет возможность понять ошибки самостоятельно и осознать перспективу, можно продуктивно рассмотреть ошибки и запланировать их исправление.
Начинать критику с честного комплимента. Открытие разговора честным комплиментом располагает сотрудника лучше и позволяет собеседнику приобрести готовность обдумать новые идеи.
Не разочаровываться в людях. Экспрессированная разочарованность, негодование и явное недовольство сотрудниками только снизит их веру в себя и, как следствие, результаты их работы.
Сначала выслушать до конца, прежде чем давать обратную связь. Необходимо полностью понимать ситуацию перед тем, как давать комментарий.
Критиковать следует поведение, а не человека. Давая обратную связь, необходимо сосредоточиться на изменении поведения другого человека, а не его характера. Причина проста: трудно заставить кого-то сделать что-то другое, а заставить кого-то стать кем-то другим вовсе невозможно.
Своевременность обратной связи. Не стоит ожидать «подходящего момента», чтобы высказать комментарии по поводу неудач другого человека. Это скорее подавляет человека, который затем, после объемного количества комментариев, обычно занимает оборонительную позицию и с меньшей вероятностью изменит свое поведение.
Обратная связь должна быть конкретной. Общие комментарии заставляют людей чувствовать себя хорошо на несколько минут, но не меняют их поведения. Конкретность говорит другому человеку, что именно работает, а что – нет.
Как наладить обратную связь
В психологии выделяют несколько правил, которые помогут наладить обратную связь в любом коллективе и межличностных отношениях.
Это следующие позиции:
Сотрудники должны чувствовать себя в безопасности и знать, что, если они дадут обратную связь, они не столкнутся с негативными последствиями. Это начинается с построения доверительных отношений и подкрепляется тем, как получена обратная связь.
У разных сотрудников будет разный уровень комфорта как при предоставлении обратной связи, так и при ее получении. Важно проявлять уважение и не навязывать обратную связь. Создать стандарты обратной связи. Это то, как должна выглядеть обратная связь.
Обратная связь
Например:
Главное – практика и постоянство. Практика ведет к совершенству. Когда обратная связь происходит регулярно, то она становится ожидаемой.
У культуры обратной связи есть не только один способ дать или получить обратную связь. Люди предпочитают получать обратную связь разными способами, и разные ситуации требуют разных каналов обратной связи
Так, например, могут быть следующие типы:
Необходимо поддерживать положительные отзывы и конструктивную критику. Все любят положительные отзывы. Но сосредоточение только на хорошем может быть рискованно: можно игнорировать проблемы и замедлить профессиональный рост сотрудников.
Необходимо составить решения проблем, вынесенных на основе отзывов других сотрудников. Сообщите им об этом, когда принимаете решение или вносите изменения на основе чьей-либо обратной связи.
Культура обратной связи предполагает, что руководитель реагирует и действует в соответствии с отзывами. Сотрудники должны понимать, что обратная связь стоит их времени. Не стоит недооценивать ценность обратной связи.
Таким образом, обратная связь – это важный инструмент, выделяемый психологами, который стимулирует эффективность деятельности в любой команде: как обучающихся, так и работников, а также может применяться для улучшения межличностного общения.
Автор: Свиткевич Юлия.
Видео об обратной связи
Психологические типы личности. Правильная обратная связь: